Не бойся
Капитан Самохин любил бывать в морге. Особенно в такие дни. За стенами обиталища мёртвых асфальт плавился, а тут лепота, прохлада. И тишина гробовая. После встречи с шефом и его любимой долбёжкой мозга с утра – самое то. Одна проблема: для получения местной прописки нужно слегка умереть.
Да ещё тут на Самохина накатывали воспоминания. 1996-ой год. Война в одной из бывших советских республик. Подвал городской больницы. Плитка, даже на потолке загаженная так, что цвета не разберёшь. Трупы, сваленные вповалку на кушетках, столах, прямо на полу. Мужчины, женщины, дети. Фрагменты тел неопределённого пола и возраста. И дикий смрад. Такой, что мигом въедается в одежду, кожу, волосы, ногти и не покидает до конца жизни...
Капитан отогнал непрошенные картины из прошлого и толкнул дверь в прозекторскую. «Властитель мёртвого царства» не обернулся, продолжил хлопотать вокруг «клиента». Самохин не уставал дивиться тому, как идеально вписывается внешность судмедэксперта в антураж. Лысый вытянутый череп, глубоко посаженые глаза, окружённые вечной чернотой, и большие заострённые уши. Вылитый Носферату из немого кино. И имечко соответствует.
- Как там наш подопечный, Модест? – спросил капитан. И, нарушив тишину, ощутил себя святотатцем.
- Цветёт и пахнет, - ответила спина эксперта. – Забыты нынче муки любви, тревоги маленькой зарплаты и ипотечные чаяния. Чем не рай?
- В писатели тебе надо было идти. Лауреат Нобелевской премии по литературе Модест Пирогов. Звучит, а?
- Ладно, юморист, иди сюда, сейчас плакать будешь. - Эксперт наконец развернулся и стянул перчатки. – Ты не поверишь, но наш клиент... (театральная пауза) утонул.
Сказать, что капитан удивился, – не сказать ничего. Ибо Севастьянов Виталий Игоревич, ныне смотрящий невидящим взором в потолок, а при жизни служивший в цирке клоуном, найден мёртвым в своей гримёрке, то бишь на суше сушной. Никакого водоёма, даже душа, вблизи не было. Если не считать таковым стакан с коньяком на столе усопшего.
Модест ухмыльнулся, глянув на резко посмурневшего Самохина:
- Ну как, удивил? Утоп лицедей наш, утоп голубчик. Признаки налицо. Острое вздутие лёгких – раз. Характерные внутренние кровоизлияния – два. И другое по мелочи. Зато никаких признаков того, что тело побывало в воде. И жидкостей посторонних внутри тоже нет.
- Человек утонул, не заходя в воду? Погоди, мистик, так, может, задушили его? Или сам дышать перестал? Астма какая, аллергия?
- Ты за кого меня принимаешь? Думаешь, механическую асфиксию от утопления не отличу? Обижаешь, слюшай...
- Да как такое возможно?! – взвыл капитан.
- Понятия не имею. Моё дело – причину смерти установить. А дальше – твои заботы. Ты у нас кто, следователь? Вот и ищи, ищейка...
Самохин понял, что в общем-то неплохой день накрылся медным тазом. Он был уверен, что расследование, которое поручил шеф, лично знавший усопшего, финиширует на старте. Потому что смерть признают естественной. А теперь? Всё сраннее, и сраннее, как говаривала бывшая жена.
***
Капитан сидел в гримёрке, которую занимал Севастьянов, и любовался своим отражением. Зеркало исписали губнушками разных оттенков красного: «Спи спокойно, Виталик!», «Земля тебе пухом», «Рассмеши дьявола до усрачки» и прочая чушь. И когда успели?
Допрос сотрудников цирка выжал из Самохина жизненные силы, как воду из губки. Хорошо ещё, что убийство (или что оно там?) не произошло во время представления. Рано утром здесь были лишь шестнадцать человек. А посторонние в здание попасть не могли.
Только вот свидетели ничего важного для следствия не выдали. Зато с неприкрытой охотой вещали о грешках друг друга. Три часа бесед Самохину показались изощрённой пыткой. Словно сунули его голову в мешок со змеями, брызжущими ядом.
Но самое сложное он оставил напоследок. Допрос вдовы. Она ждала в своём кабинете, так как служила в этом же цирке бухгалтером.
Самохин поднял глаза и встретился с осуждающим взглядом её фотографической копии, висящей над зеркалом. Он отлично знал, что его ждёт. Слёзы, завывания и прочие сомнительные удовольствия.
Он машинально взял со стола красный поролоновый нос, приставил к своему и улыбнулся. Ухмылка вышла вымученная. Пора решаться.
Вдруг дверь позади него медленно отворилась. Самохин увидел в зеркале кусочек пустого коридора. За спиной прошуршали еле слышные шаги. Видавший виды капитан напрягся. Затылок похолодел.
В локоть тыкнулось что-то живое. Самохин глянул – рука. Маленькая, будто детская.
За креслом обнаружился карлик. Капитан выдохнул, чувствуя пот, выступивший на лбу. Лилипут что-то промычал, сунул Самохину клочок бумаги и сразу поковылял обратно.
На бумажке обнаружились коряво написанные слова: «Мадам Сивастянава в апаснасти». Пять ошибок в двух словах. И «мадам»? Холоп писал?
Замерший было Самохин спохватился и подскочил к двери. В коридоре уже никого не было. Он помчался к кабинету вдовы.
На стук не откликнулись. Он забарабанил со всей дури. Из соседних гримёрок одно за другим повылазили удивлённые и встревоженные лица.
Самохин решился. От мощных ударов ногой дверь сначала жалобно застонала. А потом, хрустнув замком, распахнулась настежь. Посыпалась штукатурка.
Первым делом капитан заметил открытое окно. Интуиция потащила туда. Он увидел, как в конце тупичка, что выходил на главную улицу, исчезает бегущий мужчина. Самохин понял, что догнать его не реально. Тем более придётся слезать по водосточной трубе. А она точно не выдержит его немалый вес.
Только отвернувшись от окна, Самохин заметил Севастьянову. Она полулежала на кожаном диванчике в углу. Глаза закрыты.
Капитан ринулся к женщине. Дрожащими руками едва нащупал слабый пульс.
- Скорую! Скорую, срочно! – заорал он в сторону коридора.
И разорвав блузку на пышной груди вдовы, стал делать непрямой массаж сердца...
***
Самохин ехал с работы на метро. Он смотрел на надпись «Не прислоняться» и думал о расследовании. Сегодня нащупал-таки ниточку, ведущую к преступнику.
Вдова, благодаря своевременной помощи капитана, очухалась. И рассказала, кто на неё напал. Если, конечно, можно употребить тут это слово.
Оказалось, некий Гудков Яков Борисович, фокусник, обладал не только ловкостью рук. Но и навыками гипнотизёра. Которые развил до невиданных высот будучи в Индии, в гостях у тамошних йогов.
Он мог за считанные секунды ввести в транс человека, выудить из закоулков его мозга потаённые страхи и возвести их в абсолют. Именно так он убил Севастьянова, который вместе с женой уличил его в финансовых махинациях.
Хренов гипнотизёр заставил клоуна поверить в то, что тот бултыхается посреди моря. Вокруг, куда ни глянь, – вода, а Севастьянов пловцом заядлым не был. И быстренько камнем пошёл на дно. Так и «утонул», не вставая с кресла.
Так же Гудков хотел убить жену клоуна. Она до смерти боялась пауков. Угадайте, кто облепил её с ног до головы, как только она вырубилась?
Мало того. В «личном деле» фокусника все бумажки оказались пустыми. Хотя кадровик божился, что документы были в порядке. То есть Гудков Яков Борисович мог на самом деле оказаться Пупкиным Иваном Ивановичем. Исчез призрак с концами. И только сегодня Самохин ухватил конец ниточки.
Капитан глубоко задумался. И не сразу понял, что перед ним что-то мельтешит. Туда-сюда, туда-сюда. Блестящий кружок на цепочке.
Самохин машинально стал следить за ним. Глаза его тоже начали бегать туда-сюда. Туда-сюда.
Капитан вдруг почувствовал, как сильно устал. Мысли сбились в кучу. Веки отяжелели. Он уснул...
***
Самохин пришёл в себя. Но лучше бы этого не делал. Его окружала темень, хоть глаз выколи. Рука нащупала дерево – доски. Сбоку, сверху, везде. Он лежал в тесном ящике. Не мог знать, но чуял, как сверху давят многие тонны земли.
Но ведь этого быть не может. Ему только кажется. Он едет домой в вагоне метро. И смотрит на надпись «Не прислоняться».
Самохин глубоко вздохнул и закашлялся. Воздуха мало. Очень мало. Откуда-то изнутри, неотвратимая, огромная, чёрная, поднималась волна паники. Вот-вот она затопит Самохина. Поглотит его разум. Лишит жизни.
У каждого есть свой страх. И у капитана есть. И слово-то какое паскудное. Клаустрофобия.
«Как он узнал? Гипнотизёр хренов...»
Как всегда, читается легко, гладко)
У меня замечания по первой части: есть такое понятие, как сухое или вторичное утопление, т.е. человека находят в сухом месте, без воды, а он умер от утопления. Суть в том, что ранее человек неудачно глотнул воды или нахлебался, или даже просто неудачно попала вода в нос, в горло, даже небольшое количество, и даже спустя сутки человек еще может «утонуть». Физиологию этого процесса подробно не знаю — не скажу. Эксперты-криминалисты устанавливают не только причину смерти, но и предполагаемый способ её причинения — а о сухом или вторичном утоплении они точно знают. В Вашем случае эксперт, скорее всего, сделал бы такой вывод.
Но понимаю, что для рассказа вам нужна была загадка)
А вообще идея — класс! Очень интересная.
В конце: получается как узнал капитан — по смыслу.
Ну и так, для смеха — читала я как-то миниатюрку «Классификатор хренов» — думала, что он о плохом классификаторе, а оказалось, что «хренов» — это существительное во множ. числе)))Теперь мир не будет прежним, как вы понимаете)
Как всегда, рад видеть Ваш отзыв!.. И спасибо большое за него!
Про сухое утопление читал, когда писал рассказец, правда, в этих случаях почти всегда речь о детях идёт… И Вы правы — это как затравка к дальнейшим событиям… Вообще, у меня такая идея была для полноценной книги, триллера с небольшим фантастическим допущением… Пожертвовал её на рассказ для дуэли литературной, но, глядишь, и роман напишу когда-нибудь, или повесть… Поэтому отзывы критические вдвойне важны…
у меня к концу повествование незаметно сползло практически к первому лицу, вот и предложение такое вышло…
— красиво… Но читать, пожалуй, не буду, пусть мой мир останется прежним…
Как писал выше, планирую на основе этой идеи рано или поздно произведение большего калибра писать, поэтому отзывы мне очень важны… А гипноз мгновенный, тут да, скорее, как фантастическое допущение используется… Хотя, конечно, можно, если постараться, в тексте большего объёма разбросать намёки на то, что капитана гипнотизёр заранее «готовил», исподволь…
Вообще, интересная штука — кодирование мозга через аудио-визуальные образы, так, что можно даже убить человека… Тут и философский подтекст — слово лечит, и оно же калечит…
Мне понравилось, как это обыграно у Теда Чана в «Понимай»… Он один из самых титулованных фантастов современных, хотя написал лишь 2 небольших сборника рассказов…
Там немного о другом, шире о работе разума, но развязка связана именно с неназойливым кодированием подсознания даже очень умного противника так, чтобы заставить его делать то, что тебе нужно…
Продолжение планирую, в том числе и в виде историй из прошлого капитана… Изначально хотел по этой идее написать что-то покрупнее, развить на полноценную книжку, но возможно сделаю небольшой сборник рассказов…
Планирую или более крупный формат, или ещё несколько рассказов про капитана…
Да, и надеюсь, что вывернется…
А про морг в тексте я пояснил — нравится, просто потому что там прохладно и тихо…
Просто со временем многие воспоминания смазываются… Приличная часть моего детства пришлась на гражданскую войну, многое тогда видел и слышал, чего детям точно не пожелаешь… И, конечно, это всё влияет на последующую жизнь, торчит ржавым гвоздём в подсознании… Но спустя четверть века уже не возникает каких-то прямых ассоциаций между воспоминаниями и действительностью…
А уж капитан наверняка за это время и много чего другого навидался… Мне кажется, врачи, военные и другие сотрудники силовых структур приобретают иммунитет ко всякого рода неприятным моментам в своей профессии… Иначе и свихнуться не долго…
1." слюшай..."- думаю, что это ошибка, а не задумка.
2.«Она до смерти боялась пауков. Угадайте, кто облепил её с ног до головы, как только она вырубилась.»- думаю, что уместнее написать «перед тем, как она вырубилась»
Это задумка — Модест кавказский акцент тут пародирует…
Всё-таки пауки облепили её уже после того, как она вырубилась под действием гипноза…
На самом деле интересно, если не вникать.
Капитан в зеркале любуется на свое отражение или таки читает надписи? Кстати, а с чего бы ему собой любоваться? Мужчинка же не голубых кровей.
Допрос вдовы напоследок. Зачем? Нужно было рассказать про гадюшник? Обязательно надо? Или нужно было время выиграть для совершения преступления?
А почему лиллипут мычит? Если у него случился гормональный сбой в программе роста и парень не дорос до нормы, это совершенно не означает, что мозгов у него нет. У меня была подруга с детстве Света Щуренко. Закончила школу, как и я, с пятерочным аттестатом. Одни пятерки. Потом в цирке работала. Вместе с мужем. Муж у нее тоже умница. Последний раз встречались лет 15 назад. Свободно владел пятью языками. А ваш еще и холоп? Холоп! Рабства у России нет уж лет так 150 назад.
Можно больше не буду? Но там есть еще.
Я тут теги посмотрела. Там «психологизм». Не нашла оного в тексте.
Не сердись. Ты же меня знаешь, что думаю, то пишу.
Очень рад видеть!.. И за отзыв спасибо огромное!..
Не менее честно скажу, что не со всем согласен, но есть над чем подумать… Буду ещё дорабатывать… Спасибо ещё раз!
"… Самохин любил бывать в морге" не потому, что любил покойников, к которым привык ещё в 1996-м, а потому, что там было прохладно и тихо, тогда как за стенами, на улице, стояла адские жара и шум. Я ведь правильно вас понял? Только впечатление от прочитанного почему-то обратное. Думаю, надо переделать этот абзац. Уверен, вы легко с этим справитесь, и начало рассказа от этого нисколько не пострадает.
Утонуть без воды… Странно, конечно, но, судя по комментариям, такое возможно. Было бы лучше, если бы читатель узнал об этом поподробнее от эксперта, когда тот объяснял бы эту несуразность капитану, а не из комментариев.
И это «слюшай». представьте. что ваш рассказ напечатали. Пусть даже в 500 экземпляров. И вы что всем им будете писать письма и пояснять, что эксперт сказал это с грузинским акцентом? А нельзя это сразу пояснить в рассказе?
Это второй ваш рассказ, который я прочёл, но я заметил одну закономерность. Вы не только «глотаете» слова, но и предложения, не доводя полностью до читателя то, что вы хотели ему сказать. Надеятесь, что он догадается и «допишет» сам. Из комментариев я понял, что этого не произошло.
Ну, а дальше пошли мелочи.
Капитан сидел… и любовался своим отражением… Замечание верное. Ну, не нарцисс же он в конце концов! А если да — то надо было как-то намекнуть на это. Я бы написал так: «Капитан сидел… и смотрел на зеркало. исписанное...» и т.д. по тексту.
«Словно сунули его голову в мешок со змеями, брызжуЩИМИ ядом. По моему, было бы правильнее — брызжуЩИХ.
Лилипут. Кто-то принёс капитану записку. Им оказался карлик мужского пола. Этого вполне достаточно для описания мимолётного персонажа. Но эмоционально-то капитан должен был на него среагировать. Если учесть, что с 1991 года обращение „товарищ“ сменилось на „господин, госпожа, мадам“, то эти два вопроса: „Мадам“? и „Холоп писал“? — как-то не уместны.
»Угадайте, кто облепил её с ног до головы, как только она вырубилась"? Из комментариев я уяснил, что никто не понял глубокого смысла этого изречения. Но если бы вы не поленились и написал и бы — "… как только она вырубилась под воздействием гипноза", то всё бы встало на свои места.
И последнее. В чём суть рассказа? Капитан раскрыл убийство семейной пары, и за это убийца закопал его живьём в гробу. То есть зло победило. а это не правильно. Поэтому ждём продолжение, где Фемида всё-таки настигнет фокусника, и добро восторжествует.
Если вы любитель детективов и ищете на Бумажном слоне, что почитать в этом жанре, то стоит взглянуть на этот рассказ.