Нитка
"Стечение обстоятельств" - удобство формулировок:
Забор вознеся до неба из вечных "Ах, если бы",
Подол теребя Фортуне, высматривать заголовок
Про "счастливы", "вечно", "жили"... И чтобы нашлось про "мы".
Причины ища упорно под выпечкой типографской,
Газету до дыр смусолив, одну за одной смолить,
Пропав беспробудно в кресле, в привычной житейской сказке,
Бездействие узаконив, решаешь не говорить,
Боишься идти навстречу, играя в "создай причину".
Додумай, героем бросься на мельницу, разозлись.
Ступая по лабиринту тревог, погаси лучину
Надежды и с кислой миной смотри на сомнений высь.
И как-нибудь ранним утром, за чашкой со стылым кофе,
Взгляд горький на прессу бросив, не сможешь себя простить.
Распятый безвольной куклой на призрачных "бы" Голгофе
Под слоем обиды жести отыщешь, возможно, нить...
И будешь Тесеем рыскать меж каменных плит привычных,
Надеясь, что Ариадну не сжег ожиданий лед...
Но нитки - всего лишь нитки. Обыденны и вторичны,
Что, впрочем, уже не важно. Тесея никто не ждет
14.02.2023
В семантику и семиотику пойдем, так сказать снимем слои культурологической пыли? Или ну ее?
Слой 1 — восприятие текста, как сюжетно целостной картины и что считывается при первом прочтении.
Лирика. Про отношения, ага. Снова кто-то *удак, а может быть даже оба, кто-то кого-то не дождался, а может быть и ждал, но гг предпочел убедить себя в собственной никчемности… В общем, казалось бы, да. Но что если все вообще не так? Можно ли выстроенный сюжет перенести за пределы взаимоотношений между двумя людьми? В целом, если читатель захочет — да. Закладывал ли автор в историю конфликт человека и общества, этого никто не узнает, ибо автор вероятнее всего не признается. Но при заходе на второй круг можно увидеть, что идет обращение именно к социальным символам (стереотипам).
Слой 2 — обращение к общеизвестным символам.
Голгофа — тоже неоднозначный символ. Да-да, все эти историю про индивидуальную Голгофу каждого, про Крест, который каждый человек тащит на себе — это все ходовые стереотипы, но! Если вернуться к истокам, откуда мы вообще про эту злосчастную гору страданий узнали, то первоначальная Голгофа окружена исключительно общественным «посылом». Иисус не был одинок в своем восшествии (в самом примитивном понимании — там еще двое шли со своими крестами), за ним стояло общество новообращенных (в виде апостолов, последователей новой веры), ну и представители актуальной власти, конечно. В конечном счете это был социально значимый момент (неважно, относимся мы к нему как к реальному историческому событию, или как к некой фантазии).
Тесей — полубог-получеловек, сын Посейдона (темной лошадки древнегреческой мифологии), героический герой, объединитель Аттики, который «кинул» Ариадну, когда она перестала быть ему удобна. Прозаично? Вполне. В данном стихотворении как будто бы образ Тесея введен скорее «для» и «благодаря» нити Ариадны.
Ариадна — если мужчины в древнегреческой мифологии выступают редкостными козлами, то женщины (если не богини) — жертвы режима. Ариадна яркий пример женщины, что называется, «отдавшей свои лучшие годы», спасительницы, чьей любовью попользовались до поры до времени.
нить Ариадны — по сути самое ценное во всем мифе об Тесее. Именно эта нить была маячком, который помог выйти герою из лабиринта, из темноты, чтобы обрести свободу, а позже и власть.
Фортуна — сначала показалось чужеродной, но почему бы ей не послужить, например, связующим звеном между древней Грецией и Христианством?
Слой 3 — взаимодействие заложенных символов с сюжетом стихотворения
Вообще интересно, как христианские образы сочетаются с античными. Как будто бы уже в наличии обоих должен быть конфликт, но в стихотворение они «работают» на образность сообща. Впрочем в наш век прогрессивного пост-постмодернизма и не такое может произойти.
Что касается нити (а это образ, который педалируется в кульминации стихотворения, да и в его названии) — то да, мы можем его воспринимать, как нечто, связывающее двоих людей… Но в таком случае Голгофа, газеты смысла и вовсе не несут и являются просто неким псевдоинтеллектуальным фоном?
Или же речь трагедия героя не в утерянных отношениях, но в невозможности вписать себя в социальные рамки?
Никто не узнает ответ. Ибо «все то, что читатель увидел в тексте, есть в тексте, независимо от того, вкладывал это автор или нет» (неоднозначная риторика, но право на существование имеет, доля правдивости в ней присутствует).
Такие дела. Алоха.
15.02.23
глянь, пустота за пазухой, но кое-что в кармашке:
пара монет, чеканкою странной, поди, таланты,
шелка комок — платочек, брось на роток галантно
каждому ротозею. Сплетни накрыть не хватит,
так промокнуть успеешь, что на глаза накатит.
Сожжение Ариадны — лишь повод попить винца.
А нитки (любые нитки) всегда до тех пор вторичны,
Пока не увидишь дыры в своём и чужих сердцах.
Покинутый лабиринт, как прежде, таит кошмар.
Героям положен пир. Но в море воды студеной
Под парусом чёрных дней — нельзя не сойти с ума.
Дрожит Ариадны нить. Тесей ничего не помнит…
Оставь меня, оставь меня в грязи!
Все это были красные чернила,
Ты просто кровь не видела вблизи ©
Может ищет… Причины ума…
Причины отыскивает…
Ища… Ещё…
Ну я как бы новичок, если что…
Ну я новичок, как бы…
Потому, мой вопрос все еще актуален: зачем?
А я думала вдруг
Я сдала свои экзамены. Любила русский язык.
Не можешь себе простить.
Под слоем обиды жести отыщешь, возможно, нить…
ну с отыскиваешь — вообще никак. попробуем «находишь»
Под слоем обиды жести находишь, возможно, нить…
И рыщешь… Тесеем
Надеешься, Ариадну сжигает ожиданий лед.
Я что это меняет? В авторском варианте прогноз на будущее, в вашем констатация факта.
Получили кучу корявых вывертов, но, конечно, может, с пятеркой-то у вас все лучше получится и стих засияет новыми смыслами. Но мне эта процессуальная безысходность и предопределенность будущего, эта обреченность в нем и нравится. А ваша-то цель какая?
Спасибо, что напомнили мне, где я нахожусь…
На литературном сайте…
Объем памяти в норме, амнезии нет.
Я не умею как вы описывать теорию, но судя по стиху это напоминает разговорную речь,
значит и слово должно быть такое же простое, не сложное. Чтобы ровненько было как и дальше по тексту.
Куцый обрубленный хвост.
Спасибо.
Его же дитё…
Главное, чтобы его
радовало.
На мой вкус — оно неизящно. А точнее — чудовищно.
Ну, это один из моих очередных недостатков.)
Или достоинств?)
Не, мне понравилось в целом. Хорошая работа. Но такое ох как тяжело писать.
Никакого расслабона).
К тому ж на том вся литра построена.
Страдает либо ЛГ, либо автор, либо читатель :)
Чтоб коромыслом по
сусаламсуслу.)Теребя оправдано, деепричастие…
А вот ища споткнулась…
Скопировано у вас.
Вот так.
Но, сомневаюсь, что это поможет.
Хотя, вне зависимости, тоже, пройдет
Не поможет…