Во славу ДСУ!

Гена стоял в приёмной МБУ ДСУ №1 и явственно ощущал иррациональность происходящего. Во-первых, он ощущал себя не Геной, не Генкой и даже не просто Геннадием, а Геннадием Андреевичем: ради производственной практики пришлось принарядиться в костюм. Во-вторых, в направлении на практику значилось «ДСУ ДСУ», в универе опечатку отказались исправлять и почему-то стыдно за эту опечатку было именно ему. В-третьих, в тесной маршрутке он сидел рядом с пропитым помятым мужиком и теперь ему мерещилось, будто от него разит настойкой боярышника. Уже даже из свободной продажи её изъяли, но эти безнадёжные выпивохи умудрялись добыть заветное пойло. В-четвёртых, вместе с ним и дамой-секретарём в кабинете находилась нервная старушка, которая убеждала всех, что соседи травят её воду и нужно срочно взять пробы и вызвать санэпидстанцию. Что было в-пятых, Гена не успел додумать.
— Геннадий Андреевич, — внезапно переключила на него внимание дама-секретарь и взмахнула густо накрашенными ресницами. — Что ж вы мне голову морочите. Если вам в ДСУ ДСУ, то это вход со двора. Здесь просто ДСУ, понимаете?
— Это очепятка… То есть, опечатка, — Гена разнервничался, раскраснелся, забыл все слова и готов был вернуться и напроситься на бесполезную практику в АХЧ универа. — На кафедре сказали, что исправлять не будут. Это просто ДСУ.
— Молодой человек, не отвлекайте сотрудника! — воскликнула старушка и грозно зыркнула сначала на него, потом на дверь. — И меня не отвлекайте, мне ещё заявление писать!
Гена забрал со стола секретаря направление вместе с другими документами и вышел на улицу. Иррациональность происходящего только крепла. Может, это на кафедре пошутили? Может, традиция у них такая, а в ДСУ подыгрывают? Да ну, уже давно бы слухи по стройфаку поползли в виде баек на тему «как я в двойное ДСУ ходил».
Дверь ДСУ ДСУ не выглядела как дверь муниципальной организации. Тяжёлая и массивная, больше похожая на вход в подсобку или в бомбоубежище, хотя Гена не мог знать наверняка, как выглядит вход в это самое бомбоубежище. Листочки, листовки и объявления различной давности и наполненности придавали двери вид неопрятный, нахохленный и далёкий от солидности.
В который раз убеждая себя в том, что это не шутка, Гена всё же решился позвонить. Чёрный кругляш нехотя вжался в опору, оплавленную зажигалкой и несколько раз случайно окрашенную вместе с дверью в рыжий, зелёный, ядовито-голубой. Старый звонок тренькнул коротко, громко и противно. Выждав какое-то время, Гена развернулся и побрёл обратно — к секретарю или сразу в универ, пока не решил. Не та дверь, скорее всего, но искать правильную желания не было. Протяжный скрип за спиной заставил обернуться. Из той самой, «двойной ДСУшной» двери по-воробьиному выпрыгнул мужичок с метлой наперевес, воробьиной же наружности: нахохлившийся, крутящий во все стороны головой и словно прислушивающийся к сонному весеннему городу. Несколько секунд Гена боролся с очередной волной дискомфорта.
— Здравствуйте. Здесь ДСУ ДСУ находится? — выдавил он, с надеждой воззрившись на птахоподобного субъекта.
Тот вздрогнул, поднял метлу над головой словно знамя и коротко кивнул. Гена вошёл внутрь мимо вытянувшегося по струнке незнакомца. От мужичка явственно разило настойкой боярышника.
Коридор вёл в единственное просторное помещение, занятое офисными столами, креслами и шкафами-купе. Всё в трёх экземплярах. Одну из стен венчала карта города в формате А1 с дорогами, обведёнными цветными фломастерами. Центр кабинета занимала тумбочка, на которой, словно на алтаре, возвышался электрический чайник.
Кабинет занимали две женщины и обе не обратили на Гену никакого внимания, словно никого постороннего тут никогда не бывало.
— Здравствуйте. Это ДСУ ДСУ? Меня сюда отправили.
Женщина постарше — тонкая и аристократичная — смерила Гену пронзительным взглядом и плавно протянула руку.
— Оно самое. Давай документы, проверю, что нет ошибки, — она едва взглянула на направление и поставила размашистую подпись. Начальница, значит. — Давно никого не посылали, да, Жаночка?
Вторая женщина неопределённо пожала плечами, изучая содержимое серой папки и отстукивая пальцами хитрый ритм.
— Будем знакомы, коллега, — довольно улыбнулась начальница. — Меня зовут Ольга, а это Айжан.
— Гена, — радостно представился он.
Вот и славно, никакой ошибки, никакого розыгрыша.
— Нашего штатного вампира Атанатоса-Афанасия ты уже видел, — невозмутимо добавила Ольга.
В этот момент по лицу Гены помимо его воли прокатилась волна эмоций, на что начальница лишь улыбнулась.
— Всегда люблю это произносить. Ещё больше люблю делать так.
Начальница откатилась на кресле к шкафу, достала четыре конуса, которыми обычно огораживают место дорожных работ, и расставила их вокруг тумбочки. А потом произошло нечто невероятное. Ольга очень изящно, с балетной статью, исполнила несколько па «цыганочки с выходом», потом «казачка», в это время тумбочка резко изменилась и превратилась в кофе-автомат. Самый настоящий. Дисплей подмигивал синевой и приглашал выбрать напиток. Кабинет наполнился запахами горячего молока и зернового кофе.
Едва начальница прекратила танец, с тумбочки спал морок, но лишь на несколько секунд, и пока Гена растерянно моргал, Айжан достала из ящика стола флейту и заиграла незнакомый мотив. Тумбочка превратилась в мужика, одетого в форменную одежду ДСУ; он деловито поправлял ярко-оранжевые конусы и задумчиво почёсывал затылок. Гена недоверчиво потрогал ненастоящего ДСУшника за плечо — как настоящее. Мужик резко развернулся и смачно крикнул:
— Ну что за люди? Не видно, что ли? Ремонт дороги, нельзя ходить!
Растерянный Гена хотел было ответить, но тут Жана опустила инструмент и реалистичное видение исчезло.
— Что-то мне нехорошо… — пробормотал Гена.
Айжан предусмотрительно подкатила офисное кресло, на которое Гена осторожно опустился. Удобно... Видать, отработанная схема. Нет, это не розыгрыш, это какая-то чудаковатая реальность.
— Да брось, скоро привыкнешь. У нас практику проходить — одно удовольствие, — начальница подняла тонкий палец вверх и ввинтила его в воздух. — Высококультурный отдел! Жана у нас человек-оркестр, я балетом занималась, Лера, декретница наша — та стихи пишет. А ты?
Переставший что-либо понимать Гена разглядывал тумбочку.
— Я рисую. Немного.
— Ага. Значит, заказываем цветные мелки.
— Зачем?
— Глаза отводить — это раз, и заклинаниями противовампирскими дороги укреплять — это два.
Два.
— Почему ДСУ два раза?
Ольга протянула ему свежезаваренный зелёный чай и официальным тоном расшифровала:
— Департамент сверхъестественного урегулирования дорожно-строительного управления.
— А, тогда понятно.
Понятно на самом деле стало немного.
— Жан, глянь, пожалуйста, есть у нас что-то для рисовальщиков? И жёлтенькую книжку дай на ознакомление.
Оставшееся рабочее время Гена изучал тоненькую жёлтую книгу под названием «О дорогах и вампирах», в которой на полном серьёзе приводилась статистика проникновения вампиров из мира потустороннего в мир реальный в зависимости от трещиностойкости асфальта, соотношения асфальтированных участков, мощёных дорог и дорог естественного происхождения. И многое другое. Например, целая глава повествовала о том, как вампиры прорывались через трещины на дорогах, как эта проблема решалась и контролировалась на уровне государства, как был создан ДСУ, а при нём — ДСУ. Причём Гена в итоге совсем запутался, какое из них появилось первым.
До третьей главы — методах борьбы с вампирами от древних времён до наших дней — он не дошёл, да и если бы дошёл, то ничего не запомнил бы. В голове роились даты, коэффициенты, показатели замеров и результаты испытаний, грозились сцепиться в огромную информационную массу, которая напрочь заблокирует связь с реальностью.
Дома бессистемно смотрел старые фильмы, чтобы дать отдых мозгу.
Утром Гена позвонил на кафедру в попытках выяснить, почему его отправили в «двойное ДСУ», на что получил загадочный ответ «за заслуги».
— В смысле? — не отступал он.
— Помнишь ты на первом курсе обложку рисовал для ежемесячника университетского?
Гена помнил, ещё как. Три вечера и ещё по кусочку от каждой ночи он что-то там искал, думал, делал, переделывал, подгонял вдохновение, чтобы в итоге его работу не утвердили и взяли другую. С тех пор он зарёкся рисовать для других, так, калякал в стол.
— Допустим, помню.
— Вот за неё.
— Ничего не понял.
— Остапенко, ты у меня тут не один, вообще-то. До свидания!
У двери «двойного ДСУ» неспешно мёл площадку Афанасий. Он вежливо кивнул и выдал «здрассти», обдав Гену ароматом выпитой настойки. Да, боярышника. Магия магией, вампиры вампирами, но против употребления алкоголя на рабочем месте Геннадий был настроен решительно. Прямо сейчас заявит начальнице, что это непрофессионально, но, как выяснилось, у неё своих забот хватало.
Ольга ходила кругами, прижимая смартфон к уху.
— Жан, посмотри-ка, Солёное озеро наше или уже РБ?
Айжан метнулась к стене с картой и моментально отозвалась:
— Башкирия.
— Не в нашей юрисдикции. У нас плановых выше крыш… — она сдвинула брови и мрачно зыркнула на незримого собеседника. — Поняла. Сделаем.
Начальница завершила звонок и, смешно вытянув шею вперёд, показала язык смартфону. Потом резко, без всякого перехода велела собираться на дорожные работы.
— А сами они никак? — без особой надежды в голосе спросила Жана.
— Нет. Множественные прорывы. Нам ближе.
Все четверо погрузились в неприметную серую «весту». Не прошло и получаса, как они выехали за городскую черту. Ветер гнал запах гари и белые клубы дыма. Навстречу ехало много машин, как выяснилось, часть трассы с обеих сторон перекрыли пожарными машинами и полицией: тушили пожар на полях. Точнее, создавали видимость тушения мнимого пожара. Рядом с оранжевыми конусами отплясывала девушка в ДСУшной форме. Танец был красивый и сочетал в себе элементы русских народных и каких-то восточных танцев. Ноги у танцовщицы заплетались.
Ольга припарковала машину у обочины и тут же выскочила, на ходу раздавая указания.
— Я в центр, Жаночка — дальний край, Гена на ближний. Афанасий, надеюсь на твою помощь, побудешь с новеньким.
Гена хотел было сказать, что он не готов к практическому занятию, но понял, что времени разбираться нет. Начальница всунула ему в руки упаковку разноцветного мела и исчезла за дымовой завесой, мгновением спустя за ней последовала Айжан.
На Генином участке виднелась сетка неглубоких трещин, только под ними было что-то такое… Зудящее.
Танцующая девушка бросала нетерпеливые взгляды. Афанасий многозначительно подтолкнул Гену в спину. Где-то далеко послышались звуки флейты.
— Рисуй давай, — требовательно бросил Афанасий, выхватив лопату у другого рабочего. — Видишь, подмена нужна.
— Что?
— Что — что?
— Рисовать что?
— Народное чего-нибудь. У такого магической силы больше.
Гена вытащил мелок и провёл дугу. Точнее, попытался это сделать. Мелок оказался непривычно тяжёлым, и эта тяжесть пробиралась внутрь, расползалась по всему телу. Каждый миллиметр рука словно преодолевала сопротивление мощного потока воды.
Девушка перестала танцевать и, оступившись, рухнула на асфальт, расшибла коленку, подвернула ступню и взвыла. Гена оглянулся и едва не упал: земля под ногами явственно всколыхнулась.
— Рисуй, не отвлекайся! — крикнул Афанасий, разравнивая лопатой дышащую жаром поверхность.
Асфальт дрожал и ходил ходуном, пришлось опуститься на колени, чтобы не упасть. Руки едва двигались, пальцы задеревенели, линии отказывалась соединяться. Заклинание не плелось. Как будто совсем далеко Жана взяла неверную ноту и закашлялась.
— Плохо дело, — проворчал под нос вампир, провожая взглядом девушку и другого работника. — А ты чего копошишься? Дождёшься — повылазят.
Гена обхватил руку с мелком другой рукой, но это едва ли помогло. Трещины в асфальте углубились и налились красным. И правда, вылез. С виду обычный мужчина под сорок, рыжий и хмурый… Не отвлекаться! Гена почти уткнулся в асфальт, шаркая мелком из стороны в сторону, но рисунок едва был готов наполовину.
— Предатель! — взревел кровосос и бросился на Афанасия.
Тот побледнел, попятился, а потом громко чертыхнулся и швырнул в сторону нападающего тёмный аптекарский пузырёк. Склянка разбилась и моментально наполнила воздух ядрёным ароматом настойки боярышника. Враждебный вампир судорожно вдохнул и повалился на разрисованный асфальт совсем рядом с Геной. Мозг подсказывал, что надо срочно отодвинуться, но тело по-прежнему подчинялось с трудом.
— Э-это норма? — с усилием выдавил из себя Гена.
— Правило «трёх Б» из жёлтой книжечки! — с готовностью отрапортовал Афанасий. — Деревья, защищающие от потусторонних сил — берёза, бузина, боярышник! Последнее признано наиболее эффективным.
Вот как…
— А на тебя почему не подействовало?
Престарелый вампир хохотнул и с наслаждением втянул воздух.
— Иммунитет, понимаешь. Яд в малых дозах ни что иное как лекарство. Таким, как я, ДСУ выписывает, по рецепту. В вашем мире мы выживаем или кровопийством, или «зло употреблением».
Именно так и сказал, с паузой.
Получается, что продажа настойки боярышника по рецепту — тоже дело рук «двойного ДСУ»? Однако…
Пока Афанасий опутывал сородича тросом, чтобы не сбежал, Гена всеми правдами и неправдами заделывал дыру в асфальте. Пальцы то и дело вздрагивали — от подземных толчков и чего-то такого, микроскопического, едва ощутимого в мышцах, суставах, сухожилиях… Та самая магия, которая должна была преобразовываться через рисунки в заклинания, но пока бестолково носилась туда-сюда и только мешалась. Ну, ничего, с практикой придёт, да и теорию из жёлтой книжечки надо бы подтянуть.
Успех! Круглобокие «гжелевские» цветы пустили корни и сцепились со свежим асфальтом, проросли, заполнили глубокие рваные царапины на поверхности мира и, словно под интенсивным дождём, стали размываться и исчезать. Спустя несколько минут на их месте образовались свежие крупноабразивные заплаты.
— Грубовато, но для первого раза сойдёт, — Афанасий покровительственно похлопал Гену по плечу. — Надо бы отметить, а? Выпиши мне рецептик взамен потраченного на боевые действия?
Гена пожал плечами и громко рассмеялся. Он понятия не имел, как это делается.
Возвращался домой Гена уже затемно, довольный и усталый. Возле подъезда шлялся нетрезвый мужичок шального вида и озирался в поисках подачки.
— Эй, молодой человек, дай полтишок — здоровье поправить.
Гену обдало запахом той самой настойки. Эффект чего-то там — если узнаёшь новое, непременно это новое начнёт тебя преследовать повсеместно. Интересно, а этот — вампир или просто алкаш?
— Рецепт на настойку боярышника выдаёт либо врач, либо работник «ДСУ ДСУ» — строго по показаниям. Иди, поспи лучше.
— Слава работникам ДСУ! — бойко отсалютовал мужичок и замер по стойке «смирно».
Гена хмыкнул и преспокойно прошёл мимо. Дома он первым делом засел за референсы по народным росписям. Так увлёкся, что забыл про разогретое в микроволновке рагу и набранную ванну, благо, воду успел выключить до подтопления соседей.
Сезон дорожных работ только начался.
И да — почему вампиры именно из трещин в дороге выползают? Чтобы к теме дуэли привязаться? Зря автор не продумал этот вопрос. Дыра в логике. В подвалах тоже трещины бывают. Да и зачем через твёрдые покрытия лезть? Земля-то мягче гораздо…
Тем не менее — ГОЛОС сюда.
Этот рассказ живей, интересней двух других. И лишнего ничего нет.
А нахохлившаяся дверь меня добила!
Пока жирный и симпатичный плюс.
С юмором, подтекстом и иронично…
Благодарю…
Согласна с Соней Эль. Сказать во время магического сражения «рисуй чего-нибудь» все равно, что при атаке стрелять в воздух. Эффект тот же. А если бы Гена не сообразил, какое «народное» творчество использовать? Когда слишком волнуешься, бывает — все мысли отшибает.
Впрочем, здесь как-то интереснее подан материал. Так что ГОЛОС вам, автор.
Но все-таки вторая половина выглядит скомканной, как будто автор торопился дописать. Начало наоборот — скорее затянуто. Но ладно начало, бог с ним. А вот сцену в полях зачем так оборвали? Сюда бы отлично подошел разбор полетов, например. Знаков у вас же еще много было.
Ну и с асфальтом странно, тут согласна с Казусом. Почему через землю нельзя, а через асфальт можно?
Этот рассказ мне понравился) Забавный, ироничный с интересным взглядом на вампиров, ДСУ и применение творческих способностей на практике).
Где-то выше случились дебаты по поводу необходимости рисовать конкретные пентаграммы, но я согласна с автором, что гжелью дыры в асфальте чинятся даже эффективнее)
ГОЛОС здесь.
Из трёх отличных рассказов трудно выбрать лучший, но здесь я не сомневаюсь. Только у одного из трёх нет заметных недостатков ни в сюжете, ни в исполнении.
ГОЛОС.
И то, что не было конкретного указания, что рисовать, я понимаю так: каждый сам должен понять, почувствовать в чем его магия, иначе не сработает. Можно задать лишь направление.
И да, здесь рисунки на асфальте именно часть истории, а не просто так приплетены.
И 100% у нас в стране с асфальтом что-то странное, это было очень смешно) как и про боярышник)
ГОЛОС ТУТ
И вот ещё. Перекрёстки дорог всегда считались годными местами для призыва всякой нечисти.
Потому несмотря на то, что два других тоже неплохие, мой ГОЛОС сюда.
По делу.
Маленькая логическая нестыковка, касательно того почему Гену отправили в ДСУ. Легко устраняемая. Я б добавила в разговор с начальницей что-то типа: «Художник нам давно нужен, Сколько раз уже заявку оставляли». Тогда понятно почему именно Гена и когда он в универе задает этот вопрос, рассказ про обложку все проясняет.
Касательно почему вампиры лезут из дорог, на мой взгляд и не надо обьяснять. Остается поле для фантазии читателя, вот тут уже несколько отличных версий придумали.
И еще про то, что конкретно рисовать для остановки вампиров. Я бы на вопрсо: «что рисовать?» ответила: «Что хочешь! Главное от души!» А дальше уже можно и развить, мол Гена рисовал народное, потому что он визиты к бабушке в деревню вспомнил, или потому что в художественной школе на конкурсе с этой темой победил.
Но это так, мысли вслух. В целом рассказ очень понравиля. Юмор есть, в тему, ненавязчивый, поддекстный. Люблю такое.
Простите, мне нечего добавить к комментариям.
Здесь интересно, забавно и динамично. ГОЛОС
Был случай в не нашем детском саду. Пригласили студента расписать стены музыкального зала в разных стилях народного творчества. Согласно задумке парень нарисовал карандашом контуры будущих шедевров, методист, естественно, посмотрела, одобрила. Оставила его на выходные одного краской работать. А парень-то что гжель, что хохлому — всё сделал одинаково разноцветным) Что дальше?.. переделывать не стали) педагоги иногда хихикали, но ни один ребёнок, родитель и случайнозаходящий человек удивления не высказал)
потому что красиво! а может и с душой)
Но сила должна быть) не зря же оно народное
Сначала возник вопрос по тому, как же стажёр что-то сделать смог работающее, если ему толком ничего не объяснили. потом решила, что норм, потому что 1) и в жизни не объясняют часто, 2) ну узоры правильные рисовать начал 3) рассказ вообще немного сюрный в хорошем смысле.
Больше смутил недораскрытый вопрос, почему Гена. Раньше, получается, он ничего такого за собой не замечал. Что-то там темнят.
Понравился ненавязчивый юмор. Аббревиатура ДСУ ДСУ — тоже. Вот теперь о чём буду вспоминать, если столкнусь…
Про дороги — почему-то вспомнилась вторая половина пути из Москвы в Рыбинск. Там наверное вампиров много рвётся наружу… Не везде успевают отбиваться. И места атмосферные.
Автору спасибо!
Потому что живо. В юмор.
Динамичная история с точными попаданием в реализм. Вот в эти все знакомые вещи. Когда, придя на практику, чувствуешь себя полным дураком. :)
Думал сперва, что вместо вампиров лучше были бы черти (ну, асфальт из мазута делается, а он в свою очередь из нефти… Вот черти и прорываются из под земли… Опять же, на дорогах порой такая чертовщина и мистика творится...) Но после подумал — а пущай себе вампиры будут. Опять же… настойка боярышника. Что она чертям сделает-то.
Хорошая история, короч.
:))