Владимир Чернявский

Надо — значит надо

6+
Надо — значит надо
Работа №5. Тема дуэли: Конец света
  • Победитель
Текст:

Старая Рихта всегда говорила внучкам:

— Надо — значит надо.

А ещё она говорила:

— Солнце встаёт, и ты не ленись, а то вдруг заленишься, и оно тоже не встанет.

В доме никто сложа руки не сидел. Нелька едва-едва макушкой выше стола поднялась, а уже и пол мести умела, и тесто месить, и за скотиной ходить. А смешливая Зиля совсем взрослая была, на два года старше. И всё-то ей удавалось лучше: и узоры на лепёшках, и коз доить.

Но и Нелька старалась.

Едва светало, Рихта поднимала всех на ноги. Раньше кричала зычно, а теперь стучала кочергой в медный таз, стоявший у её кровати.

Потом надо умыться холодной водой, руки-ноги растереть, солнцу поклониться всем вместе, а дальше уже у каждого свои дела. Хозяйство большое было: куры, козы, пара лошадей. За ними Нелька с Зилей присматривали.

Мать хлеб пекла, мясо жарила, полы отскребала. В обед выходила на крыльцо и пела нежно, протяжно, и неслась та песня над ковылём, подхваченная ветром. А ещё каждый день ездила проверяла, чтобы на столбах в степи ленты все яркие были, не развязывались.

Сама Рихта шила да латала, огородом занималась. По вечерам травы жгла по четырём углам вокруг дома. Иногда к ней посоветоваться приезжали разные люди.

Ещё кроме «надо» было слово «нельзя». Нельзя молоко прямо из горшка пить, нельзя горячее хватать, нельзя ночью голоса за окнами слушать. Нелька их и сама терпеть не могла, уши затыкала.

А вот Зиля любопытная. Говорила, что голоса сказки о дальних землях сочиняют, о диковинах. Однажды ночь просидела у приоткрытой ставни, а утром вскочила, выпрыгнула в окошко, и больше её никто и не видел.

«Сманили» — сказала Рихта.

Тоскливо стало без Зили, будто сердца кусочек оторвали.

Оттого, наверное, мать и сбежала. Встаёт как-то Нелька утром, а дома только она сама и старуха. И стойла пустые.

— Мама где? — спросила Нелька.

— Дура она, — вот и весь сказ.

Так и жили вдвоём. С козами да курами одна Нелька сама справлялась, пол мела. А Рихта теперь до столбов пешком ходила.

Каждый день.

И пела с крыльца, тоскливо и хрипло, совсем не как мама, но ветер всё равно песню подхватывал и по степи разносил.

Три лета минуло, Нелька подросла, косы переплела по-взрослому, хотя и ворчала бабка, мол, куда торопишься.

Захворала старая Рихта, совсем занемогла. День-два ещё ходила, на третий слегла в беспамятстве. Нелька ей отвары носила, прямо в рот старухе пыталась залить, да та кашляла страшно, и Нелька отстала.

Дом пропитался горечью, а снаружи зато осенью пахло, свежо и немного колко. Нелька и сидела на крыльце, дни коротала в безделье.

Вроде и умывалась, и солнцу кланялась, коз пасла. Но ей одной горшка каши на три дня хватало и пол никто не топтал.

Даже спокойно было без бабкиных окриков, да вот беда, солнце не вставало.

Первый день тучи плотные были и Нелька думала, что темно, потому что пасмурно. А на второй спала сколько влезет, выглянула в окно, а там звёзды сияют, облаков никаких нет. Тут и смекнула Нелька, что солнце всходить перестало.

На следующее утро она встала пораньше, выбежала, умылась, подмела полы, коз выгнала. А потом подумала и запела. Пела она пока слабо, голос рвался, но ветер помог. Вечером вытащила травы, все перенюхала, нашла нужные, сожгла.

На другой солнце встало как обычно, а там и старуха в себя пришла.

Нелька ей всё рассказала.

— Молодец, девка, — прохрипела Рихта и погладила внучку по голове. — Разобралась. Глядишь, ещё немного мир простоит как положено.

А Нелька на кровать к ней села, под боком свернулась и подумала, что страшно ужасно, когда целый мир живёт, только пока ты всё правильно делаешь.

Но надо — значит надо.

Другие работы:
+23
19:25
603
19:49
+1
Очень симпатично и терапевтично. Написано хорошо, ёмко. Живые персонажи)
На мой взгляд вообще не хоррор, но кто я такая, чтобы судить.
21:50
+1
Мистичная, интересная зарисовка по теме. Не хватило, на мой взгляд, напряжения, саспенса. Или какого-то характерного элемента истории, который отличил бы её от других ей подобных.

Ещё есть вопросы к грамматике в одном месте:
И всё-то ей удавалось лучше: и узоры на лепёшках, и коз доить.

Плюс, тут время рассогласовалось:
… а теперь стучала кочергой в медный таз, стоявший у её кровати.

Потом надо умыться…
06:31
Ну, это не неправильно.
Не по правилам, но не неправильно.
Поэтому гораздо лучше, чем по правилам. У автора отличный литературный вкус и умение оживлять персонажей волшебными словами.
22:53 (отредактировано)
+1
Хорошо. Масштабно. Прекрасная идея и ее реализация. Гуманно. Конец света в том числе и как философское понятие и как психологический термин.
Если уж придираться, то меня стиль немного смутил. Написано хорошо, но чуть как будто с заигрыванием в псевдо-фольклор, чуть с перебором.
Но в целом, очень хорошо.
ГОЛОС
22:57
+1
Хорошо написано. Неожиданно встретить среди турнирных работ мистику с хэппи-эндом, это сразу отличает работу.
04:46
+1
Какой же тут хэппи энд, в одного надо все всегда правильно делать, иначе миру кранты…
10:32
+3
Это обучение «Как быть хорошим» по бразильской системе)
23:28 (отредактировано)
+1
Красиво, таинственно, сочно. Прямо картина перед глазами раскрывается. Как будто женщины и не на земле живут, а в отдельном — тайном — месте, куда другим хода нет. Правда, откуда тогда дети берутся? Впрочем, это в истории не главное. Главное — продолжать удерживать миропорядок в должном состоянии. И это точно удалось.
Пусть ГОЛОС достанется вам, автор. За тьму, оставшуюся за границей мироздания.
04:50 (отредактировано)
+3
Это как продолжение темы про колобка из первого тура. Цикличность, повторение, перфекционизм, что от тебя зависит, а что нет, что изменится.
Читать сперва не интересно, а потом в конце каак понимаешь. И сразу перечитать хочется, чтобы заметить детали.
16:23 (отредактировано)
Ага, только это антипод Колобка. Два этих рассказа, простите мои религиозные аналогии, как два взгляда на вечность: Запада и Востока. Западное сознание желает вечности, стремится к ней, восточное, — как правило, хочет вырваться. Путь Гаутамы — бегство из Колобковой вечности.
16:36
это очень глубокий взгляд на эти две работы!
09:56
+2
Хорошая притча. Стиль такой убаюкивающий. То ли от того, что слова такие подобраны и так выстроены, то ли от того, что почти ничего не происходит (подумаешь, солнце не встало, делов-то)
10:20
+2
Мне б два слова про Зилю. Что с ней? Довольна ли, что ушла? Жива ли?
Мне б ещё два слова про матушку. Отчего она дура? Что приключилось?

За слово «надо» большое спасибо автору. Самому себе его сложно говорить.
10:32 (отредактировано)
+1
Ой, как здорово. Странно видеть такую сказку на турнире мистики и ужаса, но никогда не знаешь, откуда тебе сюжет для сказки прилетит. Формально, мистика в рассказе присутствует, поэтому можно сказать, что рассказ попал в жанр. Очень хочется так сказать, потому-что больно хорошая история получилась.
Очень понравилось постепенное нагнетание. Сперва сестра пропала, потом мать. Маленькая Нелька осталась совсем одна, да ещё и напастье такое — солнце всходить перестало.
Понравилось, что в тексте совсем нет лишних слов и выражений. Каждое предложение играет свою партию, как музыкальный инструмент в симфоническом оркестре. Выкинь слово — и предложение развалится. Выкинь предложение — и рассказ много потеряет.
Теперь о минусах. Нелька, Зиля, Рихта — по мне так лучше использовались более знакомые имена. Во-первых, читателю так проще. Во-вторых, читателю так ближе, а значит он будут больше сочувствовать героям. В-третьих, имена могут многое рассказать о герое: Ниночка, Верка, баба Зина — и уже понятен статус героя.
15:40
Отдаю ГОЛОС этому рассказу. bravo
12:36
+2
Ну, мне кажется, этот рассказ мог бы удачно вписаться в какой-нибудь сборник, типа, «Сказки народов мира». Не в «Ужасы и мистика народов мира», а именно в «Сказки...» Не знаю, какой народ тут представлен. Мне почему-то алтайцы лезут в голову.))) Вроде, они любят всякие ленточки разноцветные. Но суть не в этом. А в том, что это явно не Подмосковье, а фольклёрный слог — приятен и красив. Как по мне, это даже не история. Сказание, притча, легенда… Что-то такое, что люди могли бы пересказывать из поколения в поколение. Миф о неких Охранницах мира. Которые определёнными действиями не дают солнышку закатиться под кровать, где его потом хрен найдёшь. И эту сказку можно рассказывать детям. Чтобы они понимали, как важно по утрам умываться, делать зарядку, погладить козу… Может быть, даже молиться. Что нужно быть самостоятельными и ответственными. А вдруг с мамой что случится? Кто тогда лепёшку испечёт? Мистика есть, но она… другого сорта мистика.)) Не пугательная. Возможно, вернусь сюда, чтобы написать волшебное слово.)) «Страшно ужасно» — это, видимо, «ваще пипец»?))
13:04
+1
А этот текст возвращает нас к разборкам ещё на БС — если заявлено два жанра, то хватит ли одного? То есть можно ли на БС чисто юмор там без любовей писать и можно ли на турнир мистики и ужаса писать мистику-сказку без ужасов?
Хотя вон девочку то ли сожрали то ли что.

Интуитивно от турнира ждёшь именно пугалок.
Тем более в правилах турнира заявлен был саспенс, а тут хотя формально градус мрачности возрастает, саспенса как такового нет, повествование сказочное, расслабленное.

Но жанру мистики формально текст соответствует — есть сверхъестественные явления, отсутствующие в объективной реальности (а сама реальность есть), атмосфера есть, переживания есть. Тайна там, неизведанное.
13:20
+3
Разве не дан однозначный ответ — как угодно, либо оба жанра, либо и тот, либо другой. Что на БС15, что тут, на турнире?
13:36
У меня есть чувство, что интуитивно читатели больше очков дают тем, кто в оба жанра попадают (что нормально и мне понятно, я тоже кажется такая).
А формально да.
13:37
О, я не знал.
13:39
Я не проводила исследование, просто ощущение такое есть!
Так что может я неправа.
13:40
Но про себя-то саму вы уверены, надеюсь)
13:41
Да, но стараюсь за руку хватать в этом смысле.
13:47
Очень интересно, спасибо.
13:48
+1
Я вообще этот турнир про себя называю «турнир хоррора». Но я мало слежу и мало голосую.
13:58
+1
А вот он ещё и мистики.
16:11
+2
Хорошая сказка. Интересно, что у меня имеется профессиональная аллергия на народную магию, на «потому что положено» и т.п., но здесь все представлено в очень красивом ракурсе. Очень сочный фольклор, архитипичная такая семейная история. Ну и про связь действий человека и существования мира — красиво.
16:27
+1
Оставлю-ка ГОЛОС здесь. За позитив.)
21:16
+2
Ужасы прекрасны, но когда среди них появляется луч света в тёмном царстве позитивный рассказ, он невольно перетягивает внимание на себя. И стилизация мне понравилась. Как-то всё гармонично переплелось: и степь, и травы, и ветер, и песни. И конца света не будет, пока кто-то делает всё как надо.
Автору спасибо и ГОЛОС.
06:24
Ого!
Это мурашечно.
Блин, не очень понятно, но язык завораживает, уводит в сказку, оставляет там.
Так писать — это настоящий талант нужен.
06:45
Я был уверен, что первый рассказ в этой группе — лучший в турнире. Или один из лучших.
Но вдруг с удивлением понял, что этот лучше. Он на подсознание действует.
Может быть, именно на меня особо, но, блин, это реально мистика. Мистика в реале, когда мурашки вдруг появляются ниоткуда. Мне трудно понять, что в этом тексте принципиально лучше, но я чувствую, что он качественно другой. Что он магический, завораживающий магией слов. Цепью странных и непонятных событий в странном и непонятном мире, которая в итоге оказывается инфернально незаменимой и глобально значимой. Почему? Ну почему так?
Почему-то не хочется знать ответ на этот вопрос. Меня вполне устраивает просто знание об этом.
У автора лично я многому могу научиться. Это редко бывает, когда я так думаю. Но с какой лёгкостью ему удалось вызвать сильные эмоции! Магия, магия слов — не иначе.
Поэтому ГОЛОС здесь.
07:04 (отредактировано)
Если честно, не люблю такой стиль. Но тут ясно видно, что хорошо сделано. Меня только горшок молока смутил. Оно, наверное, везде по-разному, но обычно сосуд для молока это кувшин или крынка. Вот каша в горшке — норм.
Сюжет вообще отличный. Только где все мужики?))
12:29
+1
Ой какая взрослая вещь эта детская сказочка! Про то, на чем мир держится. И страх здесь взрослый, не «бу!», не пугалка эмоциональная, а мысль на подумать :)
ГОЛОС.
18:12
Добрая милая зарисовка. Факт.
Не рассказ.
По мне так затянуто слишком, обиход деревенский занимает почти весь рассказ: попел, подмел, приготовил. Ждёшь чего-то, а там все заново.
За атмосферность плюс, за интерес минус.
20:34
+1
В обед выходила на крыльцо и пела нежно, протяжно, и неслась та песня над ковылём, подхваченная ветром

Вот мне интересно, почему нужно уродовать литературную речь в описательной части произведения?
(Не нужно мне здесь цитаты классиков приводить). Почему нельзя употребить слово «эта»? Что в нем плохого?
«и неслась эта песня над ковылем».
Ну зачем в разговорный жанр влезать в описательной части?..
Короче — хорошо написанный рассказ. Неторопливый и певучий. Написанный прекрасно. Со смыслом и в тему. Если бы было два голоса — я непременно отдал бы один из них сюда. Но, к сожалению, мне интересно другое. Более живое и динамичное.
Простите, автор. Вы молодец, но я сегодня не с вами. unknown
03:59
+2
Вот по мне, замени «та» на «эта» — и вся фраза насмарку.
Объяснить трудно. Ритм. Оттенки смысла. Дань стилизации. Но для меня именно «та» — здесь идеальное решение.
Очень важно найти нужные слова. Даже ничтожнейшие. Я очень радуюсь, когда вижу, что автор это понимает. Видит, чувствует.
И очень огорчаюсь, когда кто-то не понимает, не видит, не чувствует. Значит, это субъективно. Значит, я могу ошибаться. А ошибиться здесь обидно.
Но именно поэтому я ненавижу править чужие тексты и очень редко предлагаю варианты исправления. Вот я увижу корявую до печёнок фразу и покажу, как её можно исправить, а другой скажет, что было в сто раз лучше.
04:19
А мне кажется и «та» и «эта» норм, вопрос скорее с чего бы «та» разговорный вариант в этом контексте.
05:17
+1
Не спорю.
Здесь стиль такой. Стилизация под простое, народное, в какой-то степени сказочно-былинное.
Но я говорю про своё восприятие. Если бы изначально было «эта», может быть, и не обратил бы внимание. Но сейчас, когда ставлю «эта», вместо «та», у меня прям внутри всё протестует, переворачивается.
Фу!
06:14
Идея ясна. Хорошая идея. И стиль есть. Но общее впечатление единства рвется «брошеными» в смысле сюжета уходами персонажей. Надо было увязать с сюжетом и голоса-соблазны тоже.
Приятная сказка, и написано очень хорошо) Не сказала бы, что ужасы, не сказала бы даже что мистика (в турнирном ее смысле), но мне нравятся такие игры с темой) Автору спасибо.
14:29 (отредактировано)
Я бы сказал, что мне не очень понравилось, потому что мне принципиально чужда философия рассказа. На вот эти вот «надо — значит надо» у меня аллергия. Я хочу или не хочу. А что там надо — вторично совершенно. Сами делайте, если хотите.
Но это не претензия к тексту как таковому, просто ответная рефлексия. В целом же, если отвлечься от субъективизма, написано крепко и литературно. Надо соперников смотреть.

П.С. Ах, да. Совершенно не понял, к чему самоубийство сестры и уход матери. Как это влияет на сюжет и мораль?
14:44
Почему самоубийство сестры? Они в одноэтажном доме жили же, максимум в двухэтажном.
15:00
То есть она просто сбежала? Ну сути вообще не меняет, пропала и пропала. Но мне кажется, в этом случае её нашли бы. А то прям с концами и настолько, что мать из семьи ушла. Короче, странный это кусок.
19:22
Страшная сказка — не будь совой по биоритму? Написано хорошо, но я, как убеждённый сов, вернее, филин, не могу согласиться!)
10:43
Хорошая сказка, даже, скорее, притча. Мне очень зашло. Красиво-то как написано!
17:51
+3
История уместилась в 3к символов.

У меня видимо немножко другой читательский (и вообще) опыт. Я тут не вижу мотивашку, я тут вижу ОКР, прастити. Вот эти ритуалы, которые призваны больного человека оградить от якобы враждебно настроенного мира, убрать тревогу, стать послушным заложником, а не менять себя и мир к лучшему. Хорошо, если я не права, но это из меня никуда не денется.

Стиль и тема личности, семейности — это хорошо) оставлю ссыль познакомиться с авторами (если ещё не знакомы), не с целью сравнить, а просто чтобы глянуть, как ещё делают нечто близкое по духу и исполнению:
litclubbs.ru/users/1618
litclubbs.ru/users/2581
litclubbs.ru/users/9866

А ещё люто рекомендую (если ещё не читали) небольшой Кинговский рассказ «N». Там мир от разрушения спасает человек с ОКР. Даже если ваш рассказ не об этом, рассказ хороший и интересный)

Вопросы по логике:
— «Нельзя молоко прямо из горшка пить, нельзя горячее хватать, нельзя ночью голоса за окнами слушать» — второе выбивается из ряда, т.к. 1 и 3 — вообще не очевидное (для ребёнка), а вот со 2 сразу можно разобраться.
— «Захворала старая Рихта, совсем занемогла. День-два ещё ходила, на третий слегла в беспамятстве» — в общей канве истории это выглядит угловато. мне кажется, нужно это как-то обозначить, привязать к определённому событию или явно прописать «однажды», потому что сейчас читается на одном дыхании и как будто из-за того, что в предыдущем абзаце Нелька повзрослела. даже если это так, то у меня не укладывается в общую картину.

Спасибо!
17:54 (отредактировано)
Сказочная история о важности рутинной работы, будущей самостоятельности, когда все могут уйти, при разным причинам и трагичным и романтичным, а ты остаешься на едине с жизнью. Ровное повествование, живые герои, реализованная тема и доведенная до логического конца идея. ГОЛОС
11:29
Мистическая история в вакууме, да еще и с моралью!
Не особо важно, где происходит действие, кто наши персонажи. Важен страх от последствий суеверия, которые страшно даже проверить. Действительно ли солнце встает от того, что мы встаем. А если не встанем, то и солнце не встанет? А что если решишь проверить и больше не увидишь света? Это хороший конфликт.

Остается только вопрос по Зильке. Куда сестра сгинула? Кто ее сманил? Но здесь, чем мистичнее — тем лучше. Да и автор сказал нельзя — значит нельзя.

Идея тоже впечатляет — мир стоит пока бабка да внучка исправно домашние дела делают, да песни поют. Почему нет? Для кого-то мир это все вокруг, а для кого-то мир не больше, чем родной двор.
От этого рассказ камерным получился. Уютным.

Хотя и нотка безысходности есть. Это что же, Нельке до седин каждый день просыпаться и все одно и тоже делать, чтобы мир стоял? Но раз надо — значит надо.
Загрузка...
Константин Шагар №1