Гранит
Антон перевернулся на другой бок и уткнулся носом в Асину веснушчатую лопатку. Опять одеяло сползло. Он потянул его наверх, укрывая плечи жены, и та сонно проворчала:
— Ну ещё пять минуточек…
Запищал будильник. Ася хлопнула по кнопке ладонью, а потом нырнула с головой под одеяло, развернулась к Антону и обняла его руками и ногами.
— Ася, Асенька, — прошептал он, — просыпайся.
— М-м-м, не хочу, — пробормотала она, ещё крепче прижимая Антона к себе.
— Пора вставать.
— Ну и что.
— На работу опоздаешь.
— Ла-адно.
Ася смешно сморщила пёстрый нос. Антон, не удержавшись, дотронулся до него пальцем. Его кожа на фоне Асиной выглядела бледной, почти неживой.
— Буп.
Ася фыркнула.
— Тебе сколько лет, мальчик?
Вместо ответа Антон поцеловал её в губы — единственное место на лице, не покрытое веснушками. Ася хихикнула.
— Так вот оно какое, доброе утро!
Её руки скользнули к его пояснице, ногти слегка царапнули открытую полоску кожи, пальцы оттянули резинку пижамных штанов.
— Ася.
Руки дёрнулись и отпрянули, резинка со щелчком вернулась на место. Ася вздохнула и выползла из-под одеяла.
— Вот возьму отпуск, не отвертишься у меня, динамщик.
— Да с удовольствием, — усмехнулся Антон, — ты только в отпуск сначала уйди. Когда он у тебя был в последний раз? Я уже и забыл, что это такое.
— Ой, заткнись, — пробубнила она, надевая комбинезон.
Антон тоже встал с кровати, пригладил жидкие чёрные волосы перед зеркалом и прошёл в кухонный модуль. Ася срезала верхний слой с домашней колонии плесени и залила кипятком. В горячей воде грибок сразу разбух.
— Приятного аппетита.
— И тебе, — ответила Ася. — Кстати, я говорила, что до сдачи Купола осталось примерно двадцать-тридцать циклов?
— Где-то я такое уже слышал… примерно двадцать циклов назад.
— Теперь точно, нужно только укрепить колонны в двенадцатом секторе.
— Ну-ну.
— Всё, я ушла, — бросила Ася, ставя кружку в мойку. — До вечера.
— До вечера.
Закрыв за женой дверь, Антон начал собираться в шахту. Сегодня не его смена, но он просто не мог оставаться дома без Аси. Угораздило же связаться с резистентной!
***
— Привет.
За его стол подсела незнакомая девушка. Миловидное лицо, грива рыжих волос, несколько веснушек на щеках — слева больше, чем справа.
— Ты ведь не против компании? А то смотрю, полчаса тут один сидишь, скучаешь. Меня Ася зовут.
— Антон.
Он пожал её белую, тонкую руку. Ася была в рабочем комбинезоне без нашивок, но веснушки достаточно красноречиво обозначали её профессию.
— Будешь? — спросила она, протягивая Антону кружку.
— Спасибо, я не…
— Бери-бери, я угощаю!
От напитка пахло грибами. Антон сделал глоток и невольно закашлялся.
— Крепкая, — наконец смог сказать он.
— Да? — с невинным видом переспросила Ася, забрала кружку и отхлебнула едва ли не половину. — Ты в градостроительном учишься?
— Ага, — Антон поправил студенческий значок на рукаве.
— На кого?
— Монументально-декоративное.
— Круто! — кажется, искренне восхитилась Ася.
— А ты?
— А я уже отучилась, сейчас стажируюсь. Надеюсь, меня возьмут в бригаду, у меня высокая резистентность.
— Так, значит, ты уже была, ну, там, наверху? — задал бессмысленный вопрос Антон.
Бессмысленный, потому что веснушки появлялись только у тех, кто выбирался на поверхность.
— Ага-а, — самодовольно протянула Ася.
— И как там?
Антон, конечно, слышал. И видел снимки. Но до чего же хотелось взглянуть на Поверхность своими глазами!
— О, там очень красиво! Небо синее, как бирюза, а по нему плывут такие, белые, как мел…
— Облака!
— Точно!
— Надеюсь, и я смогу это когда-нибудь увидеть…
— Обязательно! Как только мы построим Купол!
— Ну уж нет, столько ждать я не намерен! Спорим, не пройдёт и года, как я тоже присоединюсь к стройке?
Ася рассмеялась и подняла кружку.
— За твою удачу! А пока, — сказала она, перегнувшись через стол, — можешь посмотреть на кое-что другое. Веснушки у меня не только на щеках. Хочешь, покажу?
Антон несмело кивнул.
Комната Аси оказалась совсем недалеко, там же, на Срединных уровнях. Несколько комбинезонов на вешалке, вместо кровати — матрас на полу, колония люминесцентных грибов вместо лампы.
— Угадаешь, где? — усмехнулась Ася, скрестив руки на груди.
— Живот? Ноги? Руки? — наугад предположил Антон.
Ася подошла ближе, взялась за молнию его куртки.
— Увидишь, — прошептала она.
…Веснушки у Аси оказались на спине, между лопатками. Новые появлялись после каждой смены на стройке. Поначалу искать их было очень приятно — как разворачивать подарок ко дню рождения.
— Ну что, нашёл? — улыбаясь, спрашивала Ася.
— Угу, — довольно мычал Антон и целовал её локоть, колено или шею — смотря где возникли свежие метки.
Ася хохотала и целовала его в ответ. За шесть лет на её теле не осталось ни одного участка чистой кожи.
За шесть лет Антона так и не допустили к работам на поверхности — результаты тестов были не слишком обнадёживающими. К чёрту Купол, решил он. В Глубине тоже полно работы.
***
— Долохов! Подойди!
Антон приблизился к тамбуру. За ограждением, отделявшим чистую зону от шахты, стоял заместитель управляющего и мужчина в гражданском.
— Вы — Антон Долохов? — уточнил мужчина.
Антон кивнул.
— Вас вызывают в архитектурное бюро. Пойдёмте, я провожу.
Служебная вагонетка с грохотом неслась по выделенной колее. Антон всё гадал, зачем он понадобился архитекторам. Неужели предыдущие тесты были ошибкой, и он всё-таки годен к работе на Поверхности? Или?.. Или с Асей что-то случилось? Он с усилием прогнал последнюю мысль.
Провожатый отказался отвечать на его вопросы. Он молча провёл Антона по коридорам бюро и оставил в просторном кабинете с длинным столом, в центре которого стоял макет Купола, а во главе, за придвинутым к углу маленьким столиком сидел другой сотрудник, видимо, уполномоченный беседовать с посетителями.
Он поднял на Антона рыхлое, бесцветное лицо с такими же бесцветными глазами, устало потёр переносицу.
— Антон Долохов?
— Да, это я.
— Садитесь, пожалуйста, — сказал мужчина. — Сегодня на объекте произошёл несчастный случай, сорвалась балка в двенадцатом секторе.
Двенадцатый сектор. Где-то Антон уже слышал о нём, причём совсем недавно.
— Хм-м… Не буду тянуть. Ваша супруга, Анастасия…
— Что с ней?!
— Она погибла. Мы ничего не успели сделать. Соболезную.
Комната словно начала вращаться, в глазах зарябило. Макет Купола вырос почти до потолка, а стол и мужчина за ним отдалились, стали совсем крохотными.
— Это, это… какая-то ошибка?
— К сожалению, нет. Вы и сами понимаете, никто не застрахован… Похороны будут проведены за счёт бюро, вам не о чем беспокоиться.
Мир потускнел. Предметы вернулись на свои места, утратив краски. Даже гул вентилятора стал тише. Антон встряхнул головой, пытаясь сбросить оцепенение.
— Да вы что, за дурака меня держите? Какие похороны?! Какое «не о чем беспокоиться»?!
— Я сожалею, — в бесцветных глазах промелькнуло что-то, похожее на сочувствие. — Это была случайность. Ещё раз примите наши соболезнования, — сухо прибавил мужчина.
«Да засуньте себе свои соболезнования!..», — хотел крикнуть Антон. Злые, горькие слова рвались наружу.
— Вы уже начали расследование?
Антон ещё не забыл, чему его учили в университете. И пусть сейчас он задыхался от ярости, он не позволит, чтобы им это так просто сошло с рук!
Тень сочувствия скрылась. Перед Антоном вновь был безупречно профессиональный в своём равнодушии чиновник.
— Это случайность, — повторил он. — В нашей работе такое иногда происходит. В расследовании нет необходимости.
— Я хочу поговорить с главным архитектором.
— Вы с ним уже говорите.
Антон замер. То есть как, вот этот вот…
— Да, молодой человек, к счастью или к сожалению, я тоже, как и вы, родился без резистентности к внешнему излучению.
В дверь постучали.
— Зайдите позже! — крикнул главный архитектор.
— Знаете, Долохов, — он вновь обратился к Антону, — у меня к вам предложение. Вы ведь скульптор по образованию? Не хотите ли перейти на работу в архитектурное бюро? Мы скоро выйдем на этап отделочных работ.
— Нет, спасибо, — отрезал Антон. — До свидания.
Он резко встал из-за стола и вышел из кабинета. Случайность, как же! Он ещё им устроит. Он разберётся. Он…
Он сел на пол, прислонившись к холодной стене. По магистральному тоннелю за стеклом туда и сюда сновали люди, спешили вагонетки и тележки. Жизнь продолжалась, нравилось это ему или нет.
***
Солнечные лучи, пробиваясь сквозь Купол, ярко освещали Площадь Строителей и памятник в центре: шесть фигур молодых парней и девушек в шлемах и комбинезонах. Все они, улыбаясь, застыли в непринуждённых позах: кто-то сел, кто-то прилёг, кто-то радостно взмахнул руками.
— Антон Михайлович, можно вас ещё на пару минут?
Главный архитектор неохотно отвернулся от монумента, пригладил жидкие седые волосы и посмотрел на журналиста.
— Скажите, почему для памятника был выбран гранит? Потому что его прочность символизирует волю и стойкость строителей Первой очереди?
Антон взглянул в бесцветные глаза.
— Потому что он в крапинку.
Хорошо, что суть раскрывается постепенно. Поэтому интересно.
Я не мог предугадать, что будет дальше. Казалось, история пойдёт по другому пути. Наверное, это хорошо. Вроде как непредсказуемость, нешаблонность. Хотя в итоге всё же рассказ вышел на один из проторённых путей.
Практически грамотно, но можно придраться к пробелам и к мелочам типа Добавлю про героев.
Героиня хорошо получилась — спору нет, а вот герой должен вызывать симпатию. Иначе непонятно, чего это Ася сразу же ринулась показывать ему все пятнышки. Ну чем он заслужил? Редкими волосами? Хорошая для финала деталь, но традиционно воспринимается негативно. А его поведение у главного архитектора? Тоже не очень положительно характеризует героя.
Так чем он притянул героиню?
Насчёт симпатии к Антону — наверно, это пока моя проблема как автора, мне-то главный герой симпатичен по умолчанию.
Насчёт сюжета даже не знаю, что и сказать. С одной стороны, реакция героя на сообщение о смерти кажется неестественной. С другой стороны, люди на такие вещи реагируют весьма по-разному.
А умыться, зубы почистить? Душ там и всё такое…
В остальном отличная работа. Я читаю этот текст третьим и хотел бы отметить раскрытие темы дуэли. Крепкая композиция, ровный стиль и уверенный слог.
Я мало читаю фантастики из-за объемной тягучести, а вот это как раз хороший пример размерного фантастического рассказа.
Здесь больше 7000 знаков, но динамика отработана очень здорово и словно бы скрадывает объем. Я очень часто говорю последнее время об этом, но в не книжной литературе, динамика невероятно важна, я убеждался в этом многократно.
За рассказ спасибо, очень понравился.
Я хочу дополнить свой комментарий. На мой взгляд, ещё 5—6 тысяч знаков для героев, это много, это их на атомы можно разложить, а потом склеить. Тут бы хватило 1000. 500 на естественность отношений героев, и 500 на разговор с архитектором. Ну пусть даже не 500, а по 700.
Нет, если втор бы сумел удержать динамику с крепкими сюжетными векторами, без бесконечных описаний небес, шахт И так далее, то ок.
И поступлю так, как воспринял все четыре рассказа, то есть отдам ГОЛОС сюда.
И этот тот редкий случай, когда я проголосовал за фантастику. Ну вот зашёл мне этот рассказ.
яйцав затылке почесать. Так ли уж необходимо перечислять все действия героев, особенно в жанре короткого рассказа?чесание яиц, затем одним глотком проглотила остывший кофе и запрыгнув в рабочий комбинезон…Сколько я знаков на это потратил? Критично для жанра короткого рассказа?
Вот именно на это я и обратил внимание автора.
И что не так?
(имхо, разумеется)
И признаюсь вопрос меня смутил. Давайте тогда напишем ещё проще — Ася встала, оделась и ушла на работу. Потом погибла, а он стал архитектором и памятник поставил.
Конец.
Из всего этого смысловое значение имеет только рабочий комбинезон. Причём это явное допущение. Обычно люди на работу приходят в обычной одежде и только там переодеваются в рабочее. Но в коротком рассказе важно показать главное — героиня отправилась на работу. Важно ли, что она умылась,
побриласьи принята контрастный душ? И почему именно контрастный? А может, тёплый? Или ванну с лепестками роз. Или с пеной из жасминового шампуня. Или не из жасминового.То есть можно сколько угодно описывать подробности, и всё они будут естественными, но много ли среди них значимых? Автор должен чётко понимать, что важно для сюжета. Например, герой пригладил редкие волосы. Ну почему именно редкие? Какая разница, какие у него были волосы? Это важно? Оказывается, важно. А вот сколько раз героиня зевнула, какой принимала душ и как долго сидит на унитазе — нет.
Душ и зубы не стала описывать, потому что мне показалось излишним так пошагово вести повествование. Не могу пока сказать, что это было осознанным решением.
эта я вам ещё новых понапишу))
Но все равно спасибо, мне интересна ваша точка зрения.
И я буду думать.
Сама фантастика интересная. Здорово почитать вот такие истории. Автору спасибо!
Смерть Аси повлияла на всю дальнейшую жизнь Антона: ушёл из шахты, вернулся в профессию, продолжил дело любимой. Это, в целом, всё-таки очень камерная история.
В целом история не очень оригинальная, но она могла бы заиграть за счёт диталей и «химии» персонажей. А тут на это не хватило места. Герои не успели толком ожить. Момент, где она ему говорит что веснушки есть на разных местах, мог бы быть горячим и забавным, если бы перед этим автор лучше показал искру между персонажами. Но без этого получилось скорее кринжово.
В целом не провал конечно. Начало неплохое, когда мы сначала думаем, что это обычная молодая пара, а потом на нас сваливают я эти комбинезоны и прочие детали.
P. S. Насчёт веснушек: я, например, родилась с веснушками. И это не то, что исключение. В рассказе выходит, какие-то мутации у людей?
Скорее, некая аллергическая реакция (контактный дерматит или дермографизм и его почесывания при зуде и т.д.) на условное ИИ (какое конкретно?), преобладающее на «Поверхности»…
…
Да для меня это пик вообще)), спасибо за честный отзыв.
А как же лава?
Ведь он с упоеньем считал веснушки, ласкал их нежными прикосновеньями, млел во время близости. Но потом — будто занавес. Лишь «жизнь продолжалась». Автор так вывел ГГ из прочтения? Весьма вероятно. Или тут вопрос иной: а была ли любовь? Ну, архитектору и строителю повествования сего виднее. Автор, когда проЯвитесь, пожалуйста, разъясните этот момент.
Рассказ классный. С приличным потенциалом на фантпредысторию.
Этому рассказу оставлю ГОЛОС. За удивительный фантастический мир, за любовь. За эмоции. За памятник всем, кто трудится на самом кончике любознательного носа человечества.
Автору спасибо…
…
Немного резко Ася перешла от беседы к делу, не увидела оснований для этого. Ну да ладно, пусть будет озорница )
Мне не хватило эмоций Антона, когда случилась беда. «Купол стал огромным», и сразу после он уже готов к каким-то расследованиям.
И потом сразу обрыв в конец истории.
Про гранит — если веснушки были только у всех резистентных — то вопрос от зрителя немного странный. Но возможно, гранит не в таких явных крапинках, чтоб сразу это читалось.
Все остальное — утро, веснушки, шаловливые руки — прекрасно!!!
Я пыталась показать, как Антон подавил в себе эмоции, ну и боялась переборщить с красками. Пока ищу золотую середину.
Про гранит вопрос не странный, если прошло много-много лет, и журналист вырос уже в новой реальности, где резистентность не так важна. Ну, я так думала, когда писала).
… вроде бы замечательный рассказ, но почему-то не зацепил. И это очень странно, обычно мне нравится подобное. Перца что ли не доложили или другого.
Автрь, я ещё вернусь)
Я всегда очень ценю, когда отмечают диалоги, за это — особенное спасибо.
Я правильно поняла, что бывший главный архитектор стал журналистом? Там бесцветные глаза у обоих. Или речь о бесцветности глаз у всех формалистов и бюрократов? Мне этот момент не кажется внятным в тексте.
Эмоции мне пока не всегда удаются, здесь хотелось показать скорее их подавление и отрицание, но не очень вышло.
Светлые глаза и кожа главного архитектора — признак низкой резистентности (глаза — возможный, но не обязательный, иначе Антону не пришлось бы сдавать тесты, по глазам всё было бы видно; кожа бледная, потому что он ни разу не выбирался на поверхность).
Необычный поворот от валяния в постели (как любой человек реагирует на будильник) к завтраку плесенью. Домашней. Дикая, видно, не по нутру пришлась. Впрочем, это не мешает наслаждаться развитием событий… до момента разговора с главным архитектором. Почему именно ГА — немалая величина в проекте — должен сообщать о смерти сотрудников? Больше никто не осмелился? Или запрещено внутренними правилами Купола?
Как Антон ни отбрыкивался, а предназначение его заловило. Все равно стал архитектором.
О смерти сообщил именно главный архитектор, потому что нужно было показать преемственность в последней сцене (подумала, что это будет символично: сначала герой ругался с ГА, а потом сам им стал). Может, это и не самое удачное решение.
ГОЛОС за традиции в фантастике.
Вы верно поняли про сознание строителей купола), я подразумевала, что это важно и почётно именно из-за того, что приносит пользу обществу.
А вот сцена после аварии выбросила меня из реальности текста. Не могу поставить это в упрек автору, это скорее мое видение, но… В «это случайность» без расследования я поверить не смогла. Раз Антон еще из обучения знает процедуру разбирательства при катастрофах на производстве — значит, для этих ситуаций есть правовая база. Если есть законы, то чиновник, желающий скрыть настоящую подоплеку событий, не станет с порога заявлять «никто не виноват», потому что даже студенты знают, что такие выводы не делаются за час. Он скажет: «расследование ведется, все выясним» — и либо соберет фиктивную комиссию с липовым актом, либо тихо похоронит дело в бюрократических отвалах.
И с этого момента я не смогла войти обратно в текст. Начали замечаться мелкие огрехи, вроде тех «бесцветных глаз». Темп тоже показался затянутым, настрой сдулся. Да и сама эта сцена с чиновником повисла в воздухе. Я так и не поняла, добился Антон справедливости или нет.
Но вот немножко бы еще достоверности — и было бы замечательно)))
Но смерть пустая, как и начало отношений.
Непросто, конечно, такую историю вписать в дуэльный объем.
Добавить бы рассказу постапной атмосферы. Смерть повсюду, купол надо побыстрее закончить, каждый день, как последний. Люди дохнут. Так и в постель можно прыгнуть к первому встречному — кто знает, что завтра? и смерть воспринять, как нечто привычное. Но да, объёма не хватило бы. А можно не показывать знакомство. Иначе смысл постапа, если его не использовать, кроме как для гранитной статуи?
Я, наверно, промахнулась с определением жанра. Не предполагала совсем страшный постапокалипсис с выживанием, скорее, просто мир, в котором люди по некоторой причине были вынуждены жить под землёй, но, наконец, отвоёвывают поверхность обратно. Отсюда можно было бы докрутить в сторону жизни в ограниченном пространстве, перенаселённости подземного мира, его специфической опасности (ведь зачем стремиться куда-то, если и так хорошо). Не успела об этом подумать.
Мне кажется, что из этой задумки, из этого рас сказа может вырасти что-то большое и добротное. Автор, вам было нежалко резать рассказ под объем дуэли? Кмк лучше наплевать на штрафы за превышение и выдать отличную вещь.
Прыжок прямо с постели в комбинезон, мне тоже бросился в глаза. Непонятно почему Ася питается грибами и плесенью. Это антидот такой?
Почему они бесцветные?
Два абзаца было выделено для описания пути из шахты к главному архитектору. Мне кажется, что было бы лучше потратить эти знаки на описание переживаний Антона.
Такая легкая у вас вышла фантастика, такая живая Ася, в нескольких словах дали описание картины будущего. Рассказ понравился ГОЛОС
Спасибо за комментарий и голос!
Любовь и смерть.
Память и боль
ГОЛОС
Красивая история неземной любви. Печальная, к сожалению… Но очень хорошо написана.