Фьють
Люба возвращалась с работы домой, мечтая о чае и отдыхе. Но, прежде чем зайти в квартиру, надо непременно встретить соседа. И не просто так встретить, а, в который уже раз сделать вид, что встреча случайна.
Сильно припадая на правую ногу, Люба одолела лестничный пролет, подошла к окну и тяжело навалилась на подоконник. Из окна дуло, но открывался хороший обзор на вход в подъезд. Люба знала, что долго ждать не придется. Сосед возвращался домой в строго определенное время. И ей его пунктуальность нравилась.
Год назад, впервые столкнувшись с Любой у лифта, он галантно представился: “Ваш новый сосед с шестого этажа Вениамин. Прошу любить и жаловать”.
Люба и полюбила. Её никто прежде об этом не просил.
Сосед был высоким, худым, больше походил на мальчишку, который рано поседел. Никогда не застегивал куртку. И в кроссовках ходил. “Ему бы пальто, - думала Люба. - Серое, драповое. Такое пальто солидности бы прибавило. И ботинки хорошо бы прикупить. На толстой подошве. Разве ж солидные люди в кроссовках ходят?”
Как только Люба замечала из окна Веню, (именно так она мысленно называла объект своей тихой любви), она тут же торопливо спускалась и, делая вид, что вот только-только вошла в подъезд, топталась у лифта.
Сосед здоровался и непременно пропускал Любу в лифт первой.
- Как всегда - на третий? С этажа на этаж не переехали? - весело спрашивал Веня.
- На третий, - отвечала Люба и, потупившись, замолкала.
*
...Хромать Люба начала года в четыре. Или в три. Это не важно, так как мама не сразу и заметила проблему. Всестороннее обследование не выявило причины для хромоты.
- Возможно, что и наследственное, - заключила врачиха в поликлинике. - Вы ведь тоже хромаете.
- Так я с рождения хромая, - мама не хотела признавать своей вины. - Я родилась с вывихом тазобедренного сустава, который вы, между прочим, прошляпили.
- Я? - докторша с удивлением смотрела на хромую маму хромой девочки.
- Не вы лично, конечно. Но врачи виноваты. Так что у меня травма с рождения, а у Любы-то никаких проблем не было. И ползала нормально, и на ножки встала вовремя. И крепенькая, сами видите.
Но врач настаивала на своем - что-то не то с наследственностью.
На том и сошлись. Мама некоторое время поводила Любу на физиотерапию и массаж. Ни то, ни другое не принесло результатов и девочку оставили в покое.
*
Люба родилась когда маме стукнуло сорок. Поздний ребенок. Кто папа - неизвестно. Нет, мама, конечно, знала, кто папа, но молчала. Что ей дало это молчание?
После рождения Любы мама стала хромать еще больше. Часто говорила: “Ты подкосила мое и без того хрупкое здоровье”. Люба плакала, жалела маму, обнимала её за хромую ногу, но ничего исправить не могла.
Жили они с мамой скучно, но обеспечено. Мама, с рождением дочки, оставила работу в ателье, трудно стало добираться, да и не хотелось ребенка в чужие руки отдавать, и принялась шить на дому. От клиенток отбоя не было.
- Может потому Бог и лишил меня ног, чтобы усидчивости придать? - сильно преувеличивая свое физическое состояние рассуждала мама. - Без усидчивости красивое платье не сошьёшь. Будь я с ногами, отдала бы тебя в детский сад, а сама бы - фьють - на танцульки подалась. Люба от таких слов расстраивалась, плакала и загадывала про себя, чтобы мама никогда не перестала хромать. А слова “фьють” боялась.
В школу Люба похромала с удовольствием. Какое-никакое, а развлечение. Школа взаимностью не ответила. Детский коллектив оказался для девочки тяжелым испытанием. Люба начала выискивать причины, чтобы как можно чаще пропускать школу и оставаться дома. Лучшую причину, чем недомогание, придумать сложно, вот Люба и ссылалась то на боль в бедре, то в колене.
Со второго класса мама добилась обучения на дому. И самой легче: не надо два раза в день хромать до школы и обратно и дочке спокойнее. Дома никто не дразнит, не обижает.
*
В ожидании Вени Люба задумалась о прошлом и просмотрела соседа. Пришла в себя только услышав скрип двери в подъезд. Сосед, судя по голосам, зашел не один.
Люба похромала вниз.
- Вот я вас и поймал! - Весело заявил Веня. - Я-то всегда догадывался, что вы просто катаетесь на лифте: спускаетесь пешком, а подымаетесь с ветерком.
Он подмигнул Любе, которая моментально залилась румянцем.
- Вы катаетесь на лифте просто так? - удивленно спросила соседка с девятого этажа. Именно она зашла в подъезд одновременно с Веней. Соседка держала за руку девочку. Та, прижимая к груди зайца розового окраса, с интересом рассматривала Любу.
- Ногу разрабатываю, - буркнула Люба. - Доктор велела по лестницам ходить.
Подъехал лифт. Вениамин неожиданно оттеснил Любу и, сделав приглашающий жест, пропустил соседку с ребенком.
- Первыми - женщины и дети! - Шутливо объявил он, заходя в лифт за розовым зайцем, но, спохватившись, выскочил и пропустил Любу.
- На девятый? - обратился Вениамин с вопросом к прелестнице с ребенком и те в ответ дружно кивнули.
Люба не решилась напомнить, что ей надо на третий, а самому Вениамину на шестой.
Люба удивилась, как о многом можно поговорить, пока лифт, поскрипывая, ползет до последнего этажа. Вениамин с Томочкой, именно так представилась соседка, много чего рассказали друг другу. Даже успели выяснить, что оба любят классическую музыку. Вениамин моментально пригласил соседку в оперу. Та ответила, что не с кем по выходным оставлять девочку, что живут они без бабушек-дедушек-пап и прочих родственников.
И в этот момент лифт остановился.
- Девятый этаж, - для чего-то объявила Люба, но Томочка продолжала улыбаться и не собиралась выходить
- Как же я про вас забыл! - Воскликнул Вениамин. - Вам же надо было на третий!
Томочка засмеялась. И девочка засмеялась. И заяц затряс ушами. Вениамин быстро нажал на кнопку третьего этажа.
- А вот мы сейчас все вместе доедем до третьего, чтобы вас проводить, - радостно сообщил сосед. - Не вам одной нравится просто так на лифте кататься.
- И мне нравится на лифте кататься! - крикнула девочка.
- Тем более! - Вениамин подмигнул соседской дочке. - Мы сейчас тетю проводим до третьего и еще покатаемся.
Любе хотелось сказать, что и она никуда не торопится, но не сказала. Уныло попрощавшись, вышла на своем этаже и полезла в сумку за ключами.
*
Всю следующую неделю Веня заходил в подъезд одновременно с Томочкой и Зайкой. Из разговоров Люба поняла, что Томочка тоже пунктуальна и забирает дочь из детского сада в одно и то же время и по дороге домой непременно встречает Вениамина. А потом они все вместе встречают Любочку, которая, по их мнению, просто так катается на лифте. Больше ни разу до девятого этажа Любочку с собой не брали.
Еще через неделю стало понятно, что встречи Вени и Томочки перестали быть случайными. В подъезд они заходили крепко держа за руки Зайку. Вениамин перестал быть ребенку просто соседом.
Еще через неделю, пропустив Любу в лифт после Томочки, Веня нажал на девятый этаж.
- Мне на третий, - буркнула Люба.
- А мы решили с вами ближе познакомиться и пригласить в гости, - ответил Веня.
- Чего это?
- У нас к вам деловое предложение.
Не девятом вышли всей гурьбой. Томочка, выпустив руку дочки, начала хлопать себя по карманам в поисках ключей.
“Растеряха”, - подумала Люба и тут же вздрогнула от неожиданности: Зайка вложила свою ладошку в ее руку. Люба удивленно посмотрела на девочку и та ей улыбнулась.
- Вот вы уже и подружились! - Радостно сказал Вениамин. - Я не сомневался, что вы нашей Зайке нравитесь.
- Чего это? - вновь повторила Люба.
- Дело в том, что мы ищем для нашей Зайки бабушку, - сказал Венечка.
- Чего это? - в третий раз повторила Люба, кляня себя за косноязычие.
- Девочку не с кем оставлять в выходные, а нам хотелось бы больше времени проводить вместе. Поработаете приходящей родственницей?
- Так я работаю. На почте.
- И работайте. По будням. А по выходным - будьте нам бабушкой.
Дальше все происходило как в тумане. Томочка нашла ключи, они прошли в квартиру. Любу поили вкусным чаем и угощали пирожными. Люба съела два. Веня чувствовал себя в соседской квартире как дома. Зайка скакала, шумела, хватала со стола конфеты и вела себя совсем не так, как вела себя в детстве Люба.
Через час Любу начало подташнивать от избытка впечатлений. Она дала согласие на роль родственницы, не совсем понимая, чем ей это грозит, и запросилась домой.
Вениамин самолично проводил нового члена семьи до третьего этажа. Поддерживал под руку.
*
Через месяц после этого события, круто изменившего её жизнь, Люба уже и не помнила, как проводила выходные без Зайки.
Еще через месяц Зайка подцепила в саду ветрянку и села на карантин. Томочка с Веней настояли, чтобы Люба рассчиталась на работе и оставалась с девочкой и по будням.
Получив расчет, Люба с огромным удовольствием осела в квартире.
Зайка начала выправляться, уже не носилась по квартире, не шумела. Послушно сидела рядом с любимой бабой, как она называла Любу, и читала.
Карантин после ветрянки давно закончился, но Томочка решила не возвращать ребенка в детский сад. Это очень удобно: утром можно выспаться вволю.
*
Еще через несколько месяцев Зайка начала прихрамывать. Припадала во время ходьбы на правую ногу. Люба крепко держала девочку за руку, когда они медленно преодолевали один лестничный пролет до лифта и приговаривала: “Не торопись, чтобы не оступиться. И под ноги смотри. И не балуйся, а то я - фьють - и уйду от тебя к другой девочке”.
Немного не так со знаками препинания, но вообще — очень хорошо!
Субъективно — я, наверное, не ЦА такого. Мне не нравится, когда автор настолько выше героев стоит.
по сравнению со вторым рассказом, на мой взгляд — ГОЛОС сюда
персонажи картонные, сюжет картонный, концовка никакая
честно говоря, мне близки такие «комиксы», я их принимаю — сама пишу именно так, без ажура, простым перечислением: встала, пошла, удивилась, померла
но здесь не хватило ради чего
Идея присутствует, но прорисовка образов в дефиците — ну скудно, бледно как-то. Допустим, Вениамин — некая тень у лифта. Словно что-то мешает дорисовать картину. Контурные карты.
И про любовь забыла. И про свою жизнь. Хотя, возможно, и не было у нее своей жизни. Все чужие проживала.
Сам текст не идеален, но вполне хорош. Мне пеняли на то, что я издеваюсь над героями в своих текстах. Но мне нравится, когда автор несколько свысока ироничен и наблюдает за событиями, как за возней муравьёв. Всё зависит от выбранного героя. Иногда симпатизировать ему вовсе без надобности.
В сравнении с соседним, это текст выигрывает практически во всём. Но главное, что это рассказ.
ГОЛОС.
Отличная передача внутреннего состояние через внешние проявления. Хороший слог. ГОЛОС.
А так по-доброму, с прекрасным «фьють» и печальной этой хромотой.
Очень хотелось бы почитать фантастику в таком качестве.
Может быть даже не научную.
После Чехова прошло уже сто лет.
Не думаю, что его приёмы до сих пор актуальны.
Очень видно, как стиль занимает весь объём истории, выдавливая сюжет.
Здесь это очень хорошо. Но сам не считаю такое приемлемым или интересным.
Может быть стоит качнуться в сторону сюжета?
При бОльшем объёме на эмоциях и стиле будет не выехать. Женские истории про людские судьбы на 10 а.л., в итоге, одноразовые. Поплакали и всё. Их не перечитывают. Может быть ошибаюсь.
В то же время истории про развивающегося героя, которому сопереживаешь, я перечитываю по 5-10 раз… Например, «Дневники Киллербота».
Хотя, на рынке, наверное, нужны все ниши и все истории.
Жизнь ускоряется.
Наверное, темп уже достиг предела человеческих возможностей или близок к этому.
Предположу, что следующим этапом развития литературы станет психологический массаж читателя — успокоение, снижение темпа специальными алгоритмами.
Яркие эмоции тогда будет — плохо. Речь пойдёт о блёклых эмоциях, их смене и редкими яркими местами.
Думаю, стоит изучать психологию и искать такие алгоритмы. Впрочем они могут быть и известны — популярные песни люди слушают в разные моменты. Можно брать темпы из песен.
не имею компетенции рассуждать, но лично на мне «успокоение, снижение темпа специальными алгоритмами.» — не работает. На подобных произведениях, будь то кино или литература, я выпадаю из повествования и не помню прочитанного, либо оно раздражает меня своей медлительностью, хочется в буквальном смысле пнуть героев и раскачать сюжет.
В лучшем случае оно никак не влияет, лишь забивает время, которое я могла провести пялившись в стену. Итог тот же, ни героев ни сюжета помнить не буду.
Но надо поэкспериментировать.
Обычно в периоды возбуждения выбираю чтиво в первую очередь интересное… а чем оно мне интересно не всегда осознаю, не задумываюсь ни над сложностью выбранного сюжета ни над ритмом текста