Светлана Ледовская

Мягкие

12+
Мягкие
Работа №2 Тема дуэли: Кремниевое вымирание
  • Победитель
Текст:

— Сюда смотреть, обезьяньи дети!

Рык отразился от стен пещеры, усиливая сам себя. Для пущей внушительности Мехто зверски подвигал бровями. Ученики перестали кидать друг в друга глиной и дёргать за лохмы, затихли и принялись изображать внимание. Перед их взорами в воздух взмыл крупный осколок бурого с молочным отливом камня.

— Запоминайте сразу, иначе каждый получит по голове, — рядом с камнем покачалась крепкая сучковатая дубинка. — Во-первых, кремень наш друг. Нет ничего лучше кремнёвых орудий: прочность, долговечность, острота… Во-вторых, тот, кто умеет работать с кремнём, уже не бессмысленный примат, а человек, который звучит гордо. Я не рассчитываю, что хотя бы один из вас станет мастером, но азы должны знать все!

Камень вернулся на застеленный шкурами пол. Рядом с ним лёг изящный скребок, покрытый ровной сеткой сколов. Шеи вытянулись, глаза заблестели в свете костра. Кто-то из учеников протянул руку, но схлопотал по ней воспитательной палкой.

— Лапы втянули! — Мехто быстро вернул скребок за пазуху. — Ценный образец! Ещё поцарапаете или, не дай духи предков, разобьёте…

— А медный нож фиг разобьёшь!

Лохматые головы синхронно обернулись на рифму. Источник оказался не менее лохматым — и неплохо вооружённым. В ладонях у гостя удобно лежало широкое лезвие цвета жаркого пламени. Мехто покривился:

— Афалу. Всё балуешься?

— Балуюсь, — радостно кивнул тот. — Но ты посмотри, какой красавец!

Нож пошёл по рукам. Срезанные ногти, пучки волос и даже чьё-то «ай!» вместе с парой капель крови вызвали неподдельный ажиотаж. Пришлось использовать дубинку по назначению, чтоб завладеть лезвием — и общим вниманием.

— Да, красиво, — покрутил в пальцах добычу Мехто. Потом под хоровой вздох согнул и бросил к ногам хозяина. — Красиво, но бесполезно. Металлические орудия слишком мягкие. Вот кремень себе таких глупостей не позволяет!

Афалу широко улыбнулся, поднял нож и разогнул обратно.

— Согласен, недостаток. Зато пока на один скребок обтёсывают один кусок кремня, я из одной плавки отолью несколько ножей. А может, топоров. А может, подвесок и браслетов.

Он подмигнул тем ученикам, которые под лохмами внезапно оказались ученицами. Те зарделись и уставились на лезвие со свежим интересом. Чувствуя, что теряет инициативу, Мехто постучал дубинкой по полу и ближним головам, но вышло глухо.

— Плавка — бессмысленная, расточительная трата времени! — ему пришлось повысить голос, чтоб перекрыть нарастающий галдёж. — Кремень же вот, лежит у нас под ногами. Достаточно взять и приложить немного усилий — сначала умственных, потом физических.

Молочно-бурый камень вновь притянул взгляды. Пожав плечами, Афалу выудил из-за пояса ещё один нож, на этот раз переливающийся оттенками холодного утреннего неба.

— К вопросу об умственных усилиях: это мы смешали медь и олово. Результат — я назвал его «бронза» — вышел упругим, прочным!

Он ткнул остриём в стену. Раздался звон, посыпалась каменная крошка. Афалу поднял взгляд на оппонента.

— Скажи, ты можешь добавить в кремень что-то, чего в нём изначально нет? Вряд ли. Ты можешь сохранить его остроту, избавив от хрупкости? Не думаю. Так что за металлами будущее.

Сердито запыхтев, Мехто нахмурился. Правда, на этот раз шевеления бровями эффекта не дали. Приняв решение, ученики окончательно развернулись в сторону Афалу. Тот же вдохновенно вещал:

— Впрочем, полностью отказываться от кремня нет смысла. В конце концов, с его помощью мы добываем огонь! К тому же это красивый материал, и если его отполировать, а потом оправить в медь…

Он не успел договорить. В полумраке пещеры негромко свистнуло, хрустнуло — и тело Афалу рухнуло на пол. Из виска у него торчал крупный осколок бурого с молочным отливом камня. Мехто сплюнул и проворчал:

— Будущее… До будущего ещё дожить надо суметь. И сюда смотреть, обезьяньи дети!

***

— Господа студенты, внимание на меня!

Породистый баритон прокатился по аудитории, смешиваясь с гудением люминесцентных ламп. Для пущей убедительности профессор Михеев постучал указкой по кафедре. Студенты перестали дремать за спинами товарищей и торчать в смартфонах, затихли и принялись изображать сосредоточенность. Перед их взорами в воздух взмыл гладкий цилиндр серого с голубоватым отливом вещества.

— Запоминайте сразу, иначе никто не получит зачёт, — кончик указки сплясал вокруг цилиндра. — Во-первых, монокристаллический кремний наш друг. Человечество не придумало ничего лучше полупроводниковых приборов на кремниевой основе: надёжность, быстродействие, энергоэффективность… Во-вторых, тот, кто разбирается в технологическом цикле кремния, уже не примитивный дикарь, а человек, который звучит гордо. Я не рассчитываю, что хотя бы один из вас обогатит своими открытиями науку, но азы должны знать все!

Цилиндр вернулся на стол рядом с кафедрой. Сбоку от него лёг микропроцессор с удалённой термораспределительной крышкой. Снизу на корпусе золотилась ровная гребёнка контактных выводов. Шеи вытянулись, глаза заблестели. Кто-то из студентов протянул руку, но чуть не схлопотал по ней указкой.

— Конечности, пожалуйста! — Михеев быстро убрал процессор под плексиглас. — Выставочный образец! Ещё поцарапаете или, не дай Менделеев, разобьёте…

— А чип из биоматериала не покарябаешь нимало!

Стриженые и не очень головы синхронно обернулись на рифму. Источник выглядел не сильно старше — словно только вчера получил диплом. В ладонях у гостя загадочно мерцало и едва заметно пульсировало нечто полупрозрачное. Михеев покривился:

— Знакомьтесь, доцент Опанасенко, наш в некотором смысле коллега... Всё балуешься?

— Балуюсь, — радостно кивнул тот. — Но ты посмотри, какой красавец!

Биочип пошёл по рукам. Гул восхищения, беспорядочные расcпросы и даже чьё-то «ай, он склизкий!» вместе со взрывом смеха вызвали неподдельный ажиотаж. Пришлось вновь использовать указку, чтоб завладеть общим вниманием — и его объектом.

— Да, красиво, — покрутил в пальцах добычу Михеев. Потом под хоровой вздох брезгливо проткнул мизинцем и бросил обратно хозяину. — Красиво, но уязвимо. Чипы на биологической основе слишком мягкие. Вот кремний себе таких глупостей не позволяет!

Опанасенко широко улыбнулся, погладил биочип — и отверстие на том затянулось само.

— Согласен, недостаток. Зато пока процент брака в производстве кремниевых процессоров достигает пятидесяти, а то и семидесяти процентов, мы из одной затравки выращиваем безупречную партию с полностью предсказуемыми параметрами. Можем и с заданной вариацией свойств. Можем и по индивидуальным проектам. Кстати, полностью совместимым с человеческим мозгом.

Он подмигнул тем студентам, которые заинтересованно потянулись ближе. Те вновь загалдели, явив неожиданную эрудицию в вопросах биотехнологий, нейроинтерфейсов и прочего киберпанка. Чувствуя, что теряет инициативу, Михеев опять постучал символом власти по кафедре и ближней парте, но чуть его не сломал.

— Выращивание биочипов — верхоглядство и прожектёрство! — ему пришлось повысить голос, чтоб перекрыть нарастающий гвалт. — Тогда как полупроводниковые приборы — крупная, солидная отрасль. Достаточно взять и приложить немного усилий для изучения пула связанных технологий; умственных усилий, естественно.

Блестящий серый цилиндр вновь привлёк взгляды. Пожав плечами, Опанасенко выудил из кармана ещё один биочип, на этот раз заключённый в подобие клетки из проволочек и пластинок.

— К вопросу об умственных усилиях: это мы срастили традиционные кремниевые подложки и биоматрицу. Результат вобрал в себя лучшее из обоих подходов!

Он дунул на торец одной из пластин. Раздался звон, экраны всех смартфонов в аудитории засветились белым. На их фоне возникли человеческие лица — вернее, одно лицо, срисованное с Опанасенко. Пара десятков цифровых глаз уставились на оппонента.

— Скажи, кремниевые микросхемы способны работать, подобно человеческому мозгу? — звук доносился из динамиков, губы доцента не шевелились. — Вряд ли. Ты можешь транслировать своё сознание традиционному процессору? Не думаю. Так что за биотехнологиями будущее.

Сердито запыхтев, Михеев нахмурился. Увы, грозное шевеление бровями эффекта не дало. Приняв решение, ученики окончательно развернулись в сторону Опанасенко. Тот же вдохновенно вещал:

— Впрочем, полностью отказываться от полупроводников нет смысла. В конце концов, уважаемый профессор прав: технология отработанная, на неё завязаны миллионы устройств по всему миру. К тому же она скоро подешевеет, и если не отбрасывать, а рационально совмещать…

Он не успел договорить. В аудитории негромко свистнуло, хрустнуло — и рядом с головой Опанасенко в стену влепился монокристалл. По полу рассыпались мелкие осколки серого с голубоватым отливом вещества. Опанасенко спешно ретировался, а Михеев сплюнул и проворчал:

— Будущее… До будущего ещё надо привлечь инвестиции, проработать экономическую модель, не загнуться от происков конкурентов… А теперь, господа студенты, внимание на меня!

+10
00:01
429
00:58 (отредактировано)
+1
Простенький, в общем-то, анекдот с шуткой, построенной на противостоянии ретроградов и реформаторов. Но он поднимает вечно актуальную, хоть и регулярно забываемую тему: по большому счёту люди не меняются. В любую эпоху, при любом укладе граждане, что овладели сакральным знанием, будут «топить» тех, кто подрывает оного знания авторитет. Мир меняется, технологии появляются, развиваются и устаревают, а люди… Люди остаются верны себе.

В любом случае, это было занятно. И улыбнуло, и сподвигло задуматься. И сюжет в обеих временных частях хоть и скромен, но целен.
08:14 (отредактировано)
+1
Рассказ, вероятно не об вымирании, а напротив, о прогрессе… Впрочем меня смущает сама тема: кремниевое вымирание… расскажу случай, и решайте сами — вымирание или развитие…
тридцать лет назад отобрал у мужиков в поле каменное рубило из желтого кремня (нашли они его у подножия горы)… вещь изумительная, сделана настолько изящно и тонко, что это меня поразило… плоско заточенное острие и выемки под все пять пальцев… сделано под правую руку… причем — точно в мой размер, легло рубило в руку как родное. И ощущение мягкости камня… и тепла… ШЕДЕВР каменного века… уверен, сотворить нечто подобное сегодня невозможно.
Отдал его через пару лет в обл. музей… датировка возраста находки около 15 000 лет назад.
К чему рассказываю? Вероятно о том, что не могло идти речи об вымирании людей, способных на такую изящную и тонкую работу… у мастера было чувство понимания не только рациональности предмета, но и его красоты… это говорит об очень многом…
Немного не в тему дуэли, но рассказ напомнил мне об этом случае… unknown
12:50

Реконструкторы развлекаются.
09:17 (отредактировано)
Написано забавно, но для меня есть два больших НО. Одинаковые речевые обороты в современности и каменном веке напрочь убивают атмосферу последного. Понятно, зачем так сделано, но только огрубляет текст. Можно было сделать изящней, сыграть на контрасте.
Второе — не верю в последнюю ситуацию. Не потащит доцент ценный образец хвастаться на чужую лекцию. На свою — пожалуйста, да и нафига ему распинаться перед студентами? Симпозиумы, конференции, пресс-конференции, встречи со спонсорами — вот его среда для хвастоства и бахвальства.
Так что анекдот не удался, на мой взгляд.
11:30
Не потащит доцент ценный образец хвастаться на чужую лекцию
Ладно на лекцию, к студентам — к нам в школу приносили, заманивали на кафедру. Потому что заинтересованные и обученные сотрудники — тоже инвестиции, и вкладываться в них надо заранее. Тут противоречий не вижу.

А речевые обороты да, схожие. Подозреваю, что для того же эффекта «люди не меняются».
11:41
Так не посреди урока же врывались с воплями «смотрите!». С учителями договаривались и т.д. А здесь ещё показано грубое нарушение этики, что научной, что педагогической. Совсем люди не изменились. Чуть что — дубиной по голове — и в пещеру.
11:52
Да бывало, что и посреди) Нет, серьёзно: до сих пор помню мужика с линзами Френеля, которого физичка сначала пыталась выгнать, а потом даже поддакивала, мол, вот, смотрите, интерференция так и работает) А на литературе к нам припёрся тип с психфака, минуты две нудно вещал, после чего был вытурен интеллигентнейшей учительницей со словами: «Вы не умеете удерживать внимание аудитории, какой вы психолог нах?»)

По поводу же пещер — ну, тут можно посмотреть криминальные сводки, особенно по домашнему насилию. Увы, в целом автор, скорее, прав: форма, возможно, изменилась, но суть дубины осталась та же.
03:51 (отредактировано)
+1
Забавный анекдот!
И не глупый, что важно.
Нарочито скопированные, до мелочей, ситуации веселят именно великолепным умением автора провести параллели. И если сначала возникло недоумение, почему дикари так разговаривают, то потом всё встало на свои места. Приём известный в комическом жанре, и он всегда требует продуманности. Нужно, чтобы аналогии прослеживались чётко.
Здесь это получилось.
И написано очень хорошо, поэтому рассказ производит приятное впечатление.
Единственный недостаток — несерьёзность. Здесь нет интересной идеи, а мораль проста и примитивна. То есть получается, что всё это было затеяно всего лишь для прикола. Да, прикол удался, но немного жаль, что талант автора израсходовался на такой пустяк.
Не понял фразы «обернулись на рифму».
07:56
Мне не зашло, слишком много шаблонов, канцеляритов. Для художественного текста это перебор.
08:56
+1
А где здесь шаблоны, канцеляриты?
12:56
Видимо, там, где учёные разговаривают не как гопники с падика)
17:42 (отредактировано)
А вы знаете как разговаривают ученые? Сомневаюсь. В этом тексте преподаватель-ученый шаблонный и далек от реальности.
18:17 (отредактировано)
О, пошли мерянья вивимахерами) Поверьте, я тоже знаю, как и о чём разговаривают лаборанты, мэнээсы, профессора, студенты-дипломники и прочая братия. Некоторая утрированность в речи героев ощущается, факт. Но на мой взгляд, она работает на юмористическую компоненту, и работает успешно, заостряя черты персонажей.
20:11 (отредактировано)
Кто против, наслаждайтесь, у меня другое мнение. Вы же предположили гопниковскую речь в текстовых диалогах. Я вам ответил.
Для меня странно что эта работа, оцененная вами как анекдот, получает восторженные оценки на конкурсе НФ.
20:21 (отредактировано)
Я её там успешно не обнаружил, о чём и написал. Учитесь, пожалуйста, работать с информацией. Хотя, боюсь, мой призыв канет втуне: сорок лет работы в НИИ, а скилл остался непрокачан…
21:32
Да понял я на что вы намекали с вершины своего интеллекта, немного вас подначил. Качайте свой скилл и дальше, ведь для вас это очень важно, а мне плевать и на скилл и на то что вы обо мне думаете. Меня в отличие от вас совершенно не напрягает ваше мнение, еще раз повторюсь, наслаждайтесь вот такими шедеврами, защищайте их, откладывайте в свою копилку шедевров, ваше право. Для меня это профанация прозы, никакого отношения к НФ не имеющая, но понимаю, что и такие «шедевры» имеют свою ЦА, и ладно, переубеждать которую себе дороже.
А про мою работу в НИИ не вам судить, вы то о ней имеете представление по литературе подобной здесь обсуждаемой. Уж будьте так добры, не навязывайте мне своего мнения и не пытайтесь меня задеть, это к литературе никак. Удачи вам.
23:00
Экая простыня, чтобы сказать, как вы меня любите) Но да, завязываем, а то Слон потопчет.
17:40 (отредактировано)
а человек, который звучит гордо.

шаблон

использовать дубинку по назначению,

канцелярит

расточительная трата времени

канцелярит

приложить немного усилий

канцелярит

вопросу об умственных усилиях:

шаблон

поднял взгляд на оппонента

шаблон

ученики окончательно развернулись

коряво

Породистый баритон прокатился по аудитории

невнятно, породистый баритон это как?

человек, который звучит гордо.

шаблон

обогатит своими открытиями науку, но азы должны знать все

канцелярит

Приняв решение, ученики окончательно развернулись

канцелярит

ну и масса стилистических корявостей вдобавок
18:50
+2
Н-да… понятно.
Ну ладно, спорить не буду. Как и пытаться объяснить, что бывают шаблоны и канцеляриты к месту.
18:52
+2
Здесь почти все к месту.
19:18
Да и я не собираюсь объяснять вам элементарные правила по написанию художественных текстов, где канцеляриты и шаблоны являются текстовым мусором. Ну а к месту этот мусор может быть только в технических и специальных служебных текстах. Там они не только к месту, там они необходимы для исключения двоякого толкования излагаемой в них иформации. Но творчество и шаблоны понятия несовместимы и взаимоисключающиеся.
Принимаю вашу позицию, действительно зачем спорить о литературе на литературном сайте.
19:19
Они могут быть к месту только в прямой речи героев рассказа, но для авторского текста — недопустимы.
19:21
Казус, ты считаешь нормальным оборот: «ученики окончательно развернулись» ??? А что можно развернуться неокончательно? Ну бред же!
19:34 (отредактировано)
+3
Нет, этот не считаю. Я же не говорю обо всем.
А вот штамп в виде человека, который звучит гордо, здесь используется дважды. В каждой параллели по разу. И несет в себе ернически-иронический смысл. Как бы показывая, что времена разные, а мысли людские — одни и те же, плюс присущее людям чувство юмора независимо от эпохи. Причем оба раза используется правильно.
19:39
+5
Да, они отлично гармонируют со стилем.
21:48 (отредактировано)
+6
Хороший рассказик. Ну и пусть несерьёзный.
Что, фантастику нужно обязательно писать так, чтобы все рыдали или в штаны от страха накладывали?
Автор молодец. Пусть зануды сами пишут серьёзную нудню. И сами же её читают.
18:42 (отредактировано)
+4
Н-да. Я бы закончил этот рассказ интересней.
Чтобы еще больше запараллелить две части, я бы заставил профессора дать Опанасенко табуреткой по башке.
И закончил бы словами профессора:
— Ничего… У нас медицина бесплатная.
А вообще из всех рассказов этот написан наиболее стройно и логически правильно.
Поэтому ГОЛОС сюда.
Автору успеха!
ЗЫ:
Да, а кое-какой канцелярит здесь по делу. Впрочем, как и шаблон о звучащем гордо человеке.
Это допустимо для придания иронии. Что автору и удалось.
10:52
Я поначалу подумал, что все так и закончится. Ну а что, стоун-панк, как подраздел НФ… Это имеет право на жизнь, я считаю. Но автор пошёл дальше. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что первая половина вряд ли дотянула бы до интересной концовки. Плохо, потому что повторы, хотя и оправданы, убивают интригу. Вторая половина тоже уже не могла закончиться ничем особенным. Ну… если только Михеев не размозжил бы голову Опанасенко в физическом смысле. Тоже вариант.
Идея рассказа банальна. Реальный интерес она вызывает только в контексте темы — это интересное раскрытие. Но не более. Даже трудно сказать, что могло бы сделать рассказ лучше. Нарушать шаблон? Не красиво. Добавить третью сцену из совсем уже будущего? Ну так и в тесте не настоящее. Построить на контрасте, поместив кремний наоборот в оппозицию? Тогда тема не заиграла бы.
Пожалуй, из конкретной идеи автор таки выжал оптимальный вариант. Но я не уверен, что этого достаточно. Видимо, сама по себе идея не позволяет большего. Но написано хорошо.
12:10
+1
Ну неплохо, забавно, лихо написано. Лёгонько, но в этом и проблема. То есть даже и проблема освещена, но уж очень всё топорно в смысле идеи.
13:07
+1
Забавная вышла шутка. Лёгкая, в духе Пратчетта или Бормора. А Бормора и Пратчетта я люблю, поэтому сразу сознаюсь в некоторой предвзятости.

Да, действительно, что в каменном веке, что в веке информационном люди всё так же любят чувствовать себя ценными, нужными, востребованными. Это не хорошо и не плохо, это просто есть. Очень жаль, что порой в жертву собственной востребованности они приносят других людей. Хм, оказывается, шутка оказалась не такой уж легкомысленной.
13:47
Знаете, наверное, ГОЛОС всё же сюда. Это остроумно, это легко, это неожиданно цельно и не без вложенной мысли. В конце концов, это весело. На фоне остальных рассказов — весомый плюс.
16:14
+1
Простовато и без изысков. Больше похоже на анекдот. Зато компактно и с понятной идеей. Аналогии прошлого-будущего подогнаны качественно, но всё равно в итоге читатель просто перечитывает одно и то же. Я бы сказала, что это слишком просто.
Мне было бы куда интереснее читать, если бы сцены всё-таки отличались сильнее, но приводили к одинаковым выводам, или, наоборот, были бы сильно похожи, но их итоги разнились. Тогда в сюжете было бы развитие.
Заключение: слишком просто.
18:14
тема стабильности вообще не раскрыта — ни бронзы ни биочипов.
но забавно)
19:58
+1
Получилась лёгкая и довольно милая шутка, удачно обыгрывающая тему: и кремний, и вымирание. «И в нашем коллективе есть такие товарищи!» )))
Да, автор использует клише и шаблоны, но тут они по большей части к месту.
А может стоило ещё и третью часть нафантазировать? Потенциал темы-то не исчерпан.
22:43
ГОЛОС сюда
За лёгкость повествования, юмор и толику морали.
22:49
Ха)) да — пусть и просто, но занятно и не нудно) и кремний имеется, пусть и в лоб отчасти, зато доходчиво. Пожалуй, ГОЛОС тут — за лёгкость повествования и юмор.
22:57
ГОЛОС здесь оставлю. Да, легкий забавный рассказ, может, как выразились выше, анекдот, но выполнен отлично; сыграно на подобии и противопоставлении, подчеркнуты изменения в обществе и технологиях, но постоянство человеческой природы.
Загрузка...
Юлия Владимировна №1