Как сесть на шею единорогу Вселенной

... потому что она, скотина, аки помесь гарпии с конём, аки дикий мустанг, практицки Спирит, душа космопрерий. Неукрощённая падла.
Собсна, вот она.
Я назову её Единовсрата.
Оседлать Единовсрату нелегко.
Каждому писателю широкого толка известна ситуация, где случайно написанный на коленке рассказ ВНЕЗАПНО вызывает стойкое желание развить из него полноценную Вселенную, да так лихо и забористо, чтоб великий Дж. Р. Р. от зависти сожрал свой твидовый пиджак.
А может, и так, чтоб второй, почти такой же великий Дж. Р. Р. тоже чего-нибудь отведал.
И начинается бешеный вдохновенный труд с прицелом на десятилогию, что развернётся в рамках новой мега-вселенной.
Результат, как правило, немного предсказуем.
Но что же делать, если неудача не отбила желание оседлать непокорную Единовсрату и доказать маме, что она ошибалась самому себе, естественно, и немножко - всему миру, что ты, лично ты - тот самый, о ком гики будущего десятилетия будут говорить с придыханием?
Я есть у Вас, и это к лучшему.
Потому что сегодня мы все узнаем кое-что новое.
Пункт 1
Рождение Единовсраты
У малышки-Вселенной четыре ноги, но по ощущениям - будто двадцать. И всякий раз, как зазеваешься - она лягается.
Перво-наперво, выдохните. Создание Вселенной - дело небыстрое. Постарайтесь не моргать: Единовсрата лягает метко. Проглядите мелкую деталь - всё. Пакуй чемоданы из литературного бизнеса, ты оседлал осла, а не единорога. Ещё и задом наперёд.
Как домик из спичек, как оригами, Большая Стройка домика для Единовсраты должна происходить скрупулёзно, дотошно и максимально медленно. Вы - не гастарбайтер на московской стройке. Вы - Тед Мосби, архитектор (с).
Итак, на этом этапе Вам понадобятся:
1. Чистый, линованный лист А4.
2. Карандаш.
3. Ластик.
Я рекомендую именно А4, потому что Вам необходимо будет наблюдать цельную картину. На этом листе А4 Вы запишете всё, что Вам уже пришло в голову. Всякие разрозненные детали, что вспыхивали в Вашем мозгу, пока Вы писали тот, Самый Первый, Первоосновной Рассказ Вашей будущей мега-Вселенной.
Этими деталями могут быть:
- Герои, их имена, возраст, социальное положение, происхождение
- Расы, их места обитания, особенности внешние и уникальные биологические (зависимость от климатических условий, сверхспособности относительно других рас, и, как самое распространённое различие - продолжительность жизни). Возьмите блокнот и схематично зарисуйте представителей рас.
- Топография - хотя бы отдельных локаций. Понятно, что на начальной стадии создания мира у Вас не будет чёткого представления о всей планете (планетах?).
- Флора и фауна. Накидайте для наперва десяток тех и других. Придумайте названия, чтоб не совсем нелепо звучали, представьте, как они выглядят. Возьмите блокнот и схематично зарисуйте представителей флоры и фауны.
- Названия небесных тел - ночного и дневного светила (светил?), скоплений звёзд и планет. Можно составить макет звёздной системы.
- Религия, если она есть. А она всегда есть. В научной фантастике её заменяет наука, возведенная в культ.
Подготовили необходимое? Записали всё, что выплыло из глубин подсознания?
Готово. A star was born. Пригнитесь: она готова лягаться.
Пункт 2
Мой ребёнок - особенный
Дело в том, что, пока Вы вдохновенно набрасывали на вентилятор всё подряд на полотно зарождающегося мира, Вы не учитывали, что всё придуманное Вами вообще нихрена не сочетается меж собой. У Вас гидроцефальные псевдоразумные грибы растут в пустыне, питаются мхом и вообще кибернетические беженцы из галактики Сомбреро.
Нет, я верю, что грани разумного в фантастике и фэнтези вольны растягиваться, но не рваться.
Однако всему есть пределы.
В прошлое закрыта дверь -
Ты не девочка теперь! (с)
Итак, Вам нужно отложить лист с вашим гуманитарно-восторженным потоком сознания и дать ему немного полежать. Займитесь йогой, кулинарией или сексом - в общем, чем-нибудь жизнеутверждающим. Отвлекитесь на максимум от мира фей и космолётов.
А потом посмотрите на себя в зеркало, вспомните, что мама по-прежнему не считает Ваше увлечение литературой настоящей работой Вы - начпис без имени.
И разозлитесь. Хорошенько так разозлитесь. Только не плачьте. Нам нужна чистая ярость без капли пожалейки.
Ах они с-с-с-с-сельдерея пучки...
Далее по пунктам:
- Смыть тушь, расчесать каре
- Надеть штаны (это важно!)
- Сесть за стол, разложить перед собой лист с записями, еще один лист А4, только чистый, и красные маркеры - толстый и тонкий
- Вычеркнуть толстым маркером то, что интуитивно пахнет, как Чушь Петровна
- Тонким маркером поправить то, что жизнеспособно
- Перенести на новый лист результаты.
Штаны очень важны, потому что с голой жопой ни у кого, кроме ковбоя Мальборо, не хватит духу быть безжалостным.
Скорее всего, когда Вы будете заниматься вычерками и правками, у Вас родится ещё пяток-десяток идей. И, поскольку Вы будете очень злы, дурацкие идеи отсекутся, а хорошие - что ж, пихайте их в новый список, там им самое место.
Итог: у Вас появится хорошая первооснова для дальнейшего развития. Единовсрата уверенно переступает ножками и готова лягаться уже в стоячем положении.
Береги голову, бере...
Чёрт. Помогите бедняге подняться.
Пункт 3.
Единовсрата Strikes Back
Обычные кони питаются овсом. Ну, это такая солома с зёрнами...
Я не в курсе, я - городское животное. Коней вижу только на цыганских ярмарках, и то, как Вы понимаете, недолго.
Это была шутка за 300, но деньги у меня украли вместе с конём, поэтому и не смешно.
В общем, Единовсрата - это единорог из преисподней, как мы уже выяснили, и рацион у неё соответствующий. Жрёт она, несмотря на маленький пока размерчик, более, чем дофига. Предпочитает душевные силы, личные отношения, эмоции и чувства. В процессе единорожьей перистальтики наружу выходят куцые крупинки того, из чего Вам предстоит лепить Вселенную, а ещё ссоры с семьёй, ругань любимой, обиды друзей (ну а чё вы, как лох, дома сидите, по клаве стучите, пятница на дворе).
Ещё - мерцательная аритмия и подозрения в собственной бездарности.
Мне никогда не вместить в свою голову столько, чтобы создать реалистичный мир!
Короче. Третья фаза включает в себя:
- Стоны и плач
- Горькие запахи одиночества
- Перечни, тысячи их
Дело в том, что на этой стадии у Вас уже есть вполне себе цельная картина мира, хоть Вы в пылу агонизирующего самоуничижения можете этого и не заметить. Боги отдельно, физика отдельно. Десяток-другой героев разной степени привлекательности есть на Вашем листке.
Пожалуй, настало время для наглядности, да?
Подвинь круп, Единовсрата, им ведь за твоим хвостом не видно...
Я закрыл спойлерами всю важную для себя информацию.
Картинка 1: Список героев (слева), в квадратных скобках - написание на их языке (скрыто для всех, кроме нижних героев, патамушта так надо), справа - место обитания/работы, должности, ключевые конфликты в арках персонажей(скрыто).
Таким образом, мы наглядно увидим, кто у нас где главный персонаж, у кого самая интересная история и кого стоит развивать.
Картинка 2: Таблица расстановки сил в романе
Такой простой табличкой Вы легко сможете прописать основные сюжетные конфликты, безотносительно к конкретным героям. Это прибавит истории объёма и масштаба, даст понимание, что мир не вертится вокруг героев, но герои живут в сложившихся условиях.
Конкретно эта табличка создавалась под одну книгу, под её сюжет, но её условия также справедливы для Вселенной в целом в определённый момент времени.
Остальное скринить не буду, просто покажу возможные варианты для создания перечней. Разделение информации с листа на самостоятельные блоки - очень полезная процедура для Вашего восприятия Вселенной как цельного продукта. Парадокс? Неееет.
Закономерность. Если Вы знаете о своём мире достаточно, чтобы создать пяток-другой перечней, схем и таблиц - поздравляю, Вселенная готова дышать и жить.
На этом этапе можно начать рисовать КАРТУ.
Не обязательно брать миллиметровку или заказывать клишированную черно-белую "а-ля Средиземье" картинку, на которой, хоть ты тресни, а нихрена всё равно не понятно. Возьмите плотный лист бумаги, упаковку цветных карандашей, линейку и стакан мятного чая. Набросайте от руки вольные границы континента(ов), проведите линии, отделяющие государства, или, если масштаб менее глобальный, прорисуйте лесочки, горки, речки, озерца и проч. проч.
Пункт 4.
Вам ещё что-то нужно?
Чего ждём, дорогой товарищ?
Поцелуев?
У тебя есть ключи ко всем дверям удовольствий! (с) Причуда Нёрсина
Есть главный закон создания Вселенной. Если Вы народили паззл из героев, местностей и всего остального вышеперечисленного, но дальнейший сюжет не вырисовывается - штош, значит, Вы не любите вашего ребёнка.
Впрочем, как показывает практика, люди сначала пишут первый роман, а потом уже думают над тем, как бы его Вселенную... родить...
Единовсрата перебирает копытами в знак согласия.
Итак, подытожим. Для создания Вселенной Вам потребуются:
- Терпение
- Дисциплина
- Вдохновение
- Желание
- Фантазия
- Противоударный шлем и гульфик
- Бумага, маркеры, карандаши
- Друзья и любимые, чтоб было, с кем расставаться ради Искусства™
Засим будем прощаться, но ненадолго. Я всегда здесь, готовый к вопросам и предложениям. Думаю, блог этот буду дополнять, если в комментариях вдруг всплывёт какой-либо актуальный вопрос.
Поэтому не стесняйтесь.
Больших Вам миров!
Ваши бесконечные в своём множестве Солокью a.k.a. Эли Бротовски.
ЗЫ. Блог создан по просьбе Виктории
Задростство вам нужно для создания вселенной
А вместо Единовсрата вышел опоппегарог…
*высокомерно задрал нос и поправил круглые очки в тонкой оправе*
Кстати, да, я именно сперва создал вселенную, очень хорошо продуманную, а только потом напейсал РАМАН. Но не дописал…
А теперь представь, что ты никогда их не сможешь потрогать, а значит, удовлетворить свои желания.
Вот примерно это чувствую я по отношению к моим персонажам. Они для меня живы так же, как я сам, но недоступны, как был бы я сам, если б у меня не было рук.
ЗЫ. Моей Единовсрате в этом году будет пятнадцать лет.
Не спорю, у моих персонажей есть кое-какие черты характера, взятые от меня. Но тем не менее, чисто меня там нет. Везде густой замес из десятков разных персоналий. Некоторые из них мне конкретно чужды, но я их все равно люблю.
Не понимать личность в данном контексте не означает ее не любить, м?)
Надо подумать как его увековечить, для начинающих авторов.
Почешем мозг в раздумьях.
Про что-то я забыл.
Ах да!
Дуэль!
бомжшлюханпереехавшийНо самое интересное то, что интуитивно я пошёл именно этой дорожкой. Заранее обмозговал героев, их задачи, убеждения и т.д. а сейчас рисую карту. Дело-то оказывается не такое простое как может показаться на первый взгляд
Хотелось бы добавить только — карт нужно несколько
Тут нужен атласОдна крупномасштабная для всего мира и несколько мелких для отдельных локацийДа, это достаточно очевидный маршрут для развития Вселенной. Казалось бы.)
Для литературного произведения ключевым моментом все же будет эволюция героя. Вот ей все процессы и подчинены, для того, чтобы увидеть героя, таким, каким он по замыслу станет в конце, создаются целые континенты. Иначе бы самой простой вещью для написания были бы фанфики: все готово, все есть, бери да пользуйся. Но 100% фанфиков всратая чушь, погрешностью можно пренебречь.
А мне понравилось «Кольцо тьмы» Перумова
А мне — «Черная книга Арды».Я был маленький и ничего не понимал.
На самом деле писать фанфики не так просто как кажется
Я это примерно и имел ввиду, просто цитирую кое-кого ) Это не отменяет получаемого результата — сюжет ради наличия в нем конкретных персонажей.
Я не знал. Просто скложилось такое впечатление. Выходит ошибочное. Бывает
Во, я сформулировал, что имел-хотел.
Дело в том, что автор вращается в среде, где в теории все итак в курсе мира и героев — в фэндоме. Поэтому многие пренебрегают выписыванием персов, характеров, локаций, логики мира, мотивации и так далее, в рамках одного произведения. То есть им принципиально само действие с любимым героем, которое они могут совершить, получив таким образом сопричастность к происходящему. У них нет необходимости заморачиваться, кому надо — итак поймут. В итоге фанфик становится чтивом на узкую аудиторию, которая нужное сама дофантазирует. Вот почему фанфик несамостоятелен, а не потому, что его персонажи — выдуманы кем-то другим. Сторонний человек, не знающий канона, ничерта не поймет, он увидит картон в едва намеченных декорациях.
Я жешь говорю: писать фанфики не так просто, как полагает большинство фанфописов. От того и пишут хрень
А чо у тебя клянчат больше всего?Эм… Я стесняюсь это говорить
*очень-очень тихим шопотом*
На боянистый как не знаю что шип дракона и рыцаря
Про таракана прода возможна, но с обгрызанием лица. У меня на это фетиш с тех пор, как завел персонажа-деда.
У них-то да, а у меня не очень, я хреново постельные сцены пишу
*Громче*
Эх, ну… обгладывание лица не мой фетиш, но дедов надо уважать
Методы рационального мышления?
Тут о другом. О технической стороне вопроса.
И — да, для ролевки это тоже вполне годная модель.
Работает или нет — это вопрос к читателям, в первую очередь, хотя я сам готов ставить на кон собственную ногу, что схема почти идеальна.
Не понимаю немножко этой логики.
Я не раз и не два переписывал получившиеся в итоге схемы-скелеты, когда этого яростно требовали правила сюжета. Помимо прочего, невозможно сразу прописать всё. То, что мы прописываем на этой стадии создания Вселенной — это как низкие полигоны в мультипликации. А детализирование картинки происходит именно за счет процесса написания книг.
Например. Создавая мир, я прописал существование расы Тёмного Племени, разделенной на четыре государства. Со временем это разделение смазалось, осталось два государства, одно — на Востоке (привет, Ив, Псинка, как дела?), второе — на Западе, раздираемое борьбой за власть между провинциями. Раса развилась, у обитателей разных регионов появились различия, как внешние, так и культурные, даже языковые, например. Появление всех этих деталей обосновал сюжет и его витки, но никак не скучный график, где я в томленье скудном рожал название расе, которое не должно звучать, как плагиат.
Можно и дальше развивать мысль, но я думаю, что объяснил.