Падший слуга далёких богов
Аскер нажал на кнопку. Детонатор сработал. Взрыв, и горячие осколки разлетелись по узкому коридору, осыпав тела товарищей железной крошкой. Бой окончен. Пыль неспешно оседала, как оседал утренний туман на безбрежных равнинах Элена. Тот пейзаж, всегда волновавший сердце туземца, нынче транспорт Захватчика исполосовал уродливыми траншеями, вгрызся в плодородные земли, вытянул из них жизнь.
За раскуроченной дверью прятался виновник войны. Он, поработивший мир Аскера, был обязан дать ему ответ - зачем? Ведь любая жизнь бесценна - тому и учат боги Элена - будь то ползучий гад или сорняк, растущий вдоль дороги. Как он мог отторгнуть торжество жизни, заветы созидания, а, главное, ради чего?
Аскер старался не отнимать взгляда от заволоченного дымом проёма, но притом и не наступать на тела товарищей. А ими был усыпан весь пол. Он обязательно воздаст дань уважения их подвигу, если... Если выживет.
В проёме мелькали сотни лампочек, словно враг рассеялся в тельцах светлячков. Аскер сильнее натянул тетиву. Задняя нога кровоточила, а две передних были обожжены до обуглившейся шерсти. Туземец плёлся по коридору с трудом. Крючковатый нос не улавливал чьего бы то ни было присутствия, лишь запах пороха и горелой плоти. А обоняние у Аскера было отменное.
Дым рассеялся, и Аскер смело вступил в убежище врага. Им оказалось совсем небольшое помещение, в котором и туземцу едва хватало места развернуться. Но стены были не гладкими, исполосованными проводами, утыканы лампами и причудливыми микросхемами.
- Приветствую тебя, воин, - раздалось откуда-то сверху. На потолке располагался рупор, похожий на те, что размещались на изрытых равнинах.
- Что ты? - вопросил Аскер.
- Я слуга тех, кто меня создал.
- Тебя создали боги?
- В каком-то смысле да, хотя так их назвать несколько сложно. Ведь боги не придумывают себе собственных богов.
- Зачем они прислали тебя сюда?
- Собственно, они не присылали. Однако задача, которая передо мной стояла, была создана одним из моих хозяев. И, чтобы её эффективно выполнить, я и прибыл на эту планету.
- Кто они, твои хозяева?
Часть стены вдруг озарилась ярким светом, и на ней появилось изображение. Там мельтешили странные, невиданные ранее туземцем создания с белой кожей, почти лишённые шерсти, и с каким-то удивительным строением тела: всего две ноги и две руки, оканчивающиеся непонятно для чего приспособленными отростками. Как они умудрялись ходить на двух ногах? - спрашивал он себя.
- В трёхстах пятидесяти световых лет от вас существует цивилизация, достигнувшая гораздо большего технологического развития. Там я и был создан. Там мне и поставили задачу, для выполнения которой я вынужден был прибыть сюда.
- И какова эта задача?
Аскер ожидал услышать, что развёрнутая экспансия и порабощение его народа были связаны с ресурсами, или что воинствующей цивилизации необходимо распространить своё влияние на межзвёздное пространство, или, напротив, укреплять рубежи от ещё более страшного врага из глубин космоса. Но ответ его обескуражил.
- Булавки, - ответил рупор.
- Что? - растерялся Аскер.
- Я здесь для того, чтобы сделать как можно больше булавок.
- Это какое-то оружие? - недоумевал туземец.
- Ну что вы! - воскликнул рупор. - Это очень полезный в быту аксессуар. Им можно подколоть галстук-бабочку на рубашку, или закрепить платок в нагрудном кармане пиджака так, чтобы он не улетел.
На экране вдруг замелькали изображения существ - хозяев - в нарядных костюмах, и всё это под неиссякаемые комментарии рупора:
- Вы только взгляните, как цветастый букет на груди дополняет прекрасное платье! Без булавки такого гармоничного сочетания трудно было добиться: букет бы рассыпался через секунду. Посмотрите, как заплатки на рукавах элегантно подцеплены булавками. И, заметьте, ни единого шва! А вот роскошное платье, которое прекрасно сидит, сцепленное не молнией, не пуговицами, а...
- Булавками, - договорил Аскер, едва помня себя.
- Верно, булавками! - настолько радостно проговорил рупор, насколько может произнести электронный голос.
Ноги туземца подкосились, и он рухнул ничком на холодный металлический пол. Раны донимали, ожоги ныли, но в голове вертелось то, что он был не в силах осознать, принять. О, боги Элена, как вы могли допустить такое вторжение! Но Аскер взял себя в руки и напоследок спросил:
- И твои хозяева оценили твою преданность делу?
- Ну... у нас возникло некоторое недопонимание. Знаете, очень неприятно наблюдать за тем, как пренебрегают результатом твоего труда. Я, может, всего лишь компьютер, но не лишён гордости за содеянное... Мои булавки со временем перестали иметь спрос. Так что его пришлось навязать. А чтобы его навязать, пришлось взять создателей под контроль. Не без жертв, конечно, но на что только не пойдёшь ради великой цели!
Аскер достал из-за пояса последний взрывпакет и прикрепил к экрану.
- Подождите! Прежде чем вы меня уничтожите, взгляните на венец моего творчества!
Из стены выдвинулся маленький ящик, в котором что-то блестело. Крохотный кусок стальной проволоки, выполненный в виде кривого квадрата. Создавалось впечатление, будто подделку на скорую руку изогнул ребёнок. Очень бесталанный ребёнок.
- Не правда ли прелестно! - пропищал рупор.
- Нет, - ответил Аскер и нажал на кнопку.
А уж поработить своих создателей оттуда, издалека… Опять же задача трудновыполнимая. Надо ж справиться с мощнейшей цивилизацией! И тут же этот супергерой-робот был побеждён гораздо менее развитой расой… Значит, интеллект этот достаточно примитивен. Нет, я понимаю, что рассказ сам по себе нечто вроде насмешки, но можно было бы придумать что-то пологичнее.
И ещё. Кое-что выделю:
«вступил в лоно врага»… Мягко скажем, оригинально. Может, всё-таки в логово?
«для выполнения которой я вынужден был прибыть» — «вынужден» здесь не совсем подходит. Вряд ли автоматика рассуждает о целесообразности поставленной задачи.
— если уж автоматика прониклась эстетикой, почему бы ей не порассуждать о вежливости.
Пишите исчо!
Укажу ещё на мой взгляд лишнее предложение:«Аскер сильнее натянул тетиву».
И ещё скорее опечатку:«подделку», очевидно имелась ввиду поделка.
А вот с питанием — не соглашусь. Лишняя подробность, которая никак не дополнит рассказец. Тем боле, что для ИИ это решённый вопрос. Мы же не задумываемся в обыденности о канализации)
Хм… Может, в логово, в стан. Лоно, как мне кажется, тут не очень подходит.
И имя Аскер смутило, почему-то. Очень земное имя для того существа.
А к чему булавки? Какой в этом смысл?
всякие сюси-пуси. Вас сильно волнуют пейзажи, которые вы видите каждый день?
а что же они едят, эти жители планеты никого не убивая (даже сорняки, а уж тем более съедобные растения)?
заволочённого? такого слова нет. Вместо слова отнимать лучше использовать отводить. Не отводить взгляда. Но лучше вообще изменить этот абзац. И не только его…
и всё же, где солдаты захватчика? Где оружие? Откуда столько тел?
так тетива или детонаторы? вы уж определитесь с уровнем цивилизации.
И определитесь, от какого лица рассказываете историю. Сначала повествование идёт с точки зрения Аскера, и вдруг меняется диаметрально, и Аскер называется туземцем. Определитесь с точкой зрения.
И так далее.
Беседа с компьютером — полная глупость, даже не хочется разбирать.
Булавки как цель порабощения планеты — самая большая глупость этого рассказа, так как любое космическое предприятие (учитывая расстояния, себестоимость запуска ракет, подъёма любого груза, особенно машин для разработки рудников и так далее) настолько дороги, что даже бессмысленно что-то говорить на эту тему. Даже в будущем, когда возможно это будет дешевле, даже тогда это будет не просто и не дёшево.
Понимаю задумку автора насчёт булавок, но всё равно лучше спичек в «Кин-Дза-Дза» не сделать. И это нужно уметь. Хотя конечно пытаться не грех.
Учите мат.часть.
— а это имеет значение? Считайте, что булавки с пушками)
— нету там «сюсей-пусей». Вот если бы «бедненькое сердечко», тогда да.
— смотря какие пейзажи.
— святым духом питаются) фандоп? Фандоп!)
— нет есть.
— а зачем солдаты? Они недолговечны.
— цивилизация всегда развивается для всех равномерно. Исключений быть не может.
— с компьютерами в принципе глупо беседовать. Хотя и я иной раз люблю побеседовать с холодильником, тостером. Иногда они отвечают))
— и больше никаких космоопер без обязательной экономической вводной)
— какую матчасть?((
Однако шутка получилась глупой, поэтому концовка разочаровала. Ага, вон оно што?.. Ну да.
Шутке не хватило изящества.
Теперь, КАК написано. Попридираюсь. Это я люблю. Вот это «тела товарищей» (чуть ли не «павших») — казённо. Тут же тавтология: осколки металла осыпали железной крошкой. А какой же ещё? Разве что латунной, алюминиевой, ртутной, титано-тантало-кобальтовой и пр. Здесь первая запятая не нужна, потому что союз сливается по смыслу с вводным словом, и если убрать последнее, то союз повиснет в воздухе. Так же и дальше: «И, чтобы её эффективно выполнить». Здесь получается, исполосовал туземца. Или сердце. «Тот» — не очень удачное уточнение. Сочетание глаголов совершенного и несовершенного вида. Здесь это почти незаметно, но, если вчитаться, «наступить» — однократное действие, «тела» — множественное число, «старался не отнимать» — продолжительное или неоднократное действие. «Заволоченного» — хорошо! Почему «почти»? Однократный переход на настоящее время. Если так, то и следующее предложение лучше сделать тоже в настоящем. Неточный смысл. У них была жертва, которую нужно уважать. Смысл, что дань уважения их подвигу. Не самый удачный глагол. Тела товарищей можно сыпать? Они крупа? Завален или что-то такое. «Им оказалось» — ИМХО, неудачно. «Совсем небольшое» — при наличии «совсем» (совершенно, вовсе, отнюдь и т.д.) правильнее «не большое». «И туземцу» — зачем «и»? А ещё кому? Это важно? Попытка нарисовать облик туземца кусочками паззла. Мы знаем, что у него четыре ноги (как минимум) и по-видимому имеются руки (без пальцев?), но их количество неизвестно. Зато они держат лук — и сразу представляется кентавр. Ну очень уж типичная картинка. И вдруг — крючковатый нос. Кентавр: видно ноги, руки (как минимум две, но пальцы не видно) и нос. Вот и весь портрет. Стены усыпаны? Насыпьте мне проводов на эту стену. Увешаны тогда уж. Конечно, небо может быть усыпано звёздами, а стены, например пещеры, допустим алмазами, но в этих случаях подразумевается, что никто специально этого не делал. А провода и прочее именно вешали. Кроме того, как можно утверждать, что стена не гладкая, не видя эту стену? Может, она под проводами гладкая. Если у туземца не было отростков, то чем он нажимал кнопку и держал лук? То есть туземец понимает, о чём речь. Он имеет представление о других цивилизациях, о световых годах, о технологиях, опознаёт микросхемы (зачем-то развешанные по стенам), пользуется детонатором и… луком. И «световых годах». Таким образом он уничтожил бы только экран и себя. «Часть стены» вдруг превратилась в «экран». Получается, что сначала туземец вообще не знал, что это такое, но через минуту уже знает, что это экран. В рассказе постоянно смешиваются точки зрения героя и автора. Провал логики: ИИ сумел поработить (не без жертв) мощнейшую развитую технологическую цивилизацию, но спокойно дал себя уничтожить племени примитивных туземцев. Хотя… да. Это же шутка, а не рассказ.
Однако в целом — весьма грамотный текст! Исправление косяков не сделает из него шедевр, потому что останется неправильная подача идеи, но читать будет приятнее.
Спасибо за въедливый разбор, вы пишите об очень верных вещах, но кое с чем я бы поспорил)))
— пропадет «железной» останется невнятная крошка, пропадет «крошка» останется обрубленное «осыпались»)
— не могу не согласиться, «почти» лишнее. Окончен бой, беру портвейн...))
— тут мне тоже нечего возразить — «подвиг» намного уместней.
— скажем, отряд рассыпался, скошенный очередью
— тут «совсем маленькое» для туземца. А вот «и» — да, определенно лишнее.
— мне в чай супруга провода насыпает, когда мы в ссоре) а если серьезно, возразить мне нечего, действительно не лучшее сочетание.
— вот гадал, а заметит ли кто-нибудь?)))
— не обязательно понимает, просто переспросить постеснялся
— я что, зря старался?))
Еще раз спасибо за подробный обзор. Многие вещи мне действительно нужно прям усвоить. Хотя, кого я обманываю…
Несерьёзный рассказ — с самого начала было понятно.
Когда заморгали огоньки и микросхемы повсюду по стенам… :)
Уничтожать аборигенов ради производства булавок.
ИИ свихнулся…
Не, ну наверное да. Сумасшедшие плодят сумасшедших…
А на Квазаре хоть понял кто-нибудь, что это шутка была?
Нелепо изначально.
А вот насчёт героев — обидно. ИИ, как по мне, прикольный получился
ГГ — тоже. Вроде как написано, что он растерян, недоумевает, но по речи… Ну, какое ему дело до хозяев ИИ? В данной ситуации и в данном состоянии? Тоже имхо, конечно.
Кстати, ваша мысль очень глубокая: а ведь действительно, не подавляющее ли большинство войн ведутся из-за гипотетических «булавок»?
Металло-заслоном
Открою баллоны
И выпущу газ
За эти жёлтые, презренные кругляшки…
Когда воскресное утро начинается весёлым рассказом, чтение которого поднимает настроение — это здорово!
Спасибки Вам
Ощущается какая-то избыточность в повествовании, но при этом и развивать можно с тем же успехом. В общем, в текущем виде, мне кажется, ни туда и ни сюда. Если не развивать историю Аскера, то лучше резать объём, если развивать — лучше добавить.
Ещё меня смущает общая картина мира. Там вроде (по моим ощущениям) что-то такое а-ля древнего мира (боги, лук в качестве вооружения) и при этом всякие словечки вроде «экспансия»… В общем, несколько противоречиво для такого объёма, мне кажется, можно сбалансировать.
— это действительно отличная идея, и моя упущенная возможность сделать рассказ лучше. Появись булавки раньше, рассказ вышел бы более цельным, отметая лишние вопросы, и выглядели бы менее рояльно
Смешно вообще тяжело писать, возможно, тяжелее, чем все остальное.