Ваньки

  • Опубликовано на Дзен
Автор:
Rediska
Ваньки
Текст:

Ваньки

Снежинки падали с неба не спеша, похожие на благополучных придворных, степенно фланирующих по бальной зале в период процветания своего суверена. Но вызывающая неколебимость воздуха, полное безветрие, остановка на вершине власти дышала упадком двора и гибелью зимы. Тоненькие сосульки с парапета, сверкающие драгоценными иглами в короне, грозили вестями о последних днях властительницы.
В конце января Весна ещё не присылала своих гонцов, но многие ветры уже переметнулись на сторону победителя и тишком покинули пышный двор. На берегу тёплого моря скинули богатые белые шубы и бесстыдно отдались неистовой любви Ярилы, чтобы вернуться разгорячёнными и влажными, принести на себе неуловимый запах жажды жизни.
Пахнет весной... И вдруг, посреди февраля, задетое неосторожным взглядом замрёт истосковавшееся сердце. Они уйдут, слегка больны любовью, они теперь разносчики весны.
Но в середине января, когда владычество Хорса кажется несокрушимым, Ванька не чуял весны, и в этой незыблемости он уже видел неизбежность перемен. Актёр, которому так и не дали имени, ползал по площади, представляя себя то деревом, то сугробом, то припорошенным прошлогодним снеговиком, беспечно булькал от восторга на воле. Ваньку отправили с ним гулять, потому что в разумность актера верили с существенными оговорками. И Ванька, наконец-то оставшись один на свежем воздухе, глядя на плотную, голубую снежную бесконечность, мог подумать о своём.
Перед новым годом он увлёкся постмодерном. Поначалу этот ироничный, безжалостный стиль увлёк его своей вседозволенностью и абсолютной свободой. Уродливое течение стирало границы между казавшимися непреложными понятиями. Ванька с безбашенностью подростка легко отказался от сковывающих, устаревших абстракций добра и зла, отринул ранящие оценки «хорошо и плохо». Художник оставил себе только «красиво».
Теперь, когда осязаемое страдание поселилось в доме, он смог увидеть, что без «хорошо» не бывает «красиво». Что его «красота» уродлива, однобока и безнадёжна. После первого ночного дежурства он пересмотрел портреты однокашников и увидел, как его рисунки превратились в саркастические шаржи, какими примитивными и плоскими стали образы под влиянием нового увлечения. Знакомые лица, когда-то запечатлённые в озлобленности, сейчас казались беспомощными и ненастоящими. Вынося горшки и окровавленные тряпки, он видел их всех в процессе - и больных, и ухаживающих, все они теперь несли общую печать страдания. Они были красивы, но не в упадке объединившего их несчастья, а в соединившем их милосердии, в величии взаимопомощи. В молчаливом единстве, когда не надо ни о чём просить, когда понимают по взгляду, по вздоху, по невольному жесту. Как глубоко он стал уважать Немого, способного понимать не спрашивая.
За полчаса до заката по сигналу директора, разбившись парами, страдальцы молча расходились по комнатам, молча один привязывал другого, молча готовились бинты и тампоны, молча разносилась вода и зелья, молча закрывались двери. Молча выходила Оксана, уже вовсе не похожая на человека. Изуродованная своей работой, она молча разевала пасть, чтобы всю ночь потреблять страх и горе, боль и стыд, облегчая ночь. А под утро сбрасывала хрусталь излишков и каменела в рассветных лучах лысой бескрылой горгульей. Ей на смену приходил Марк и заводил бесконечную колыбельную, давая передохнуть истерзанным душам в глубоком беспамятстве сна, граничащего со смертью.
Волчата, на которых не действовала магия скрипки, серыми курьерами скользили по утренним сумеркам, принося необходимое, собирая отработанное…
- О чём грустишь, Ванька?- неуместно жизнерадостный голос Ивана раздался за спиной, как выстрел новогодней петарды в июне.
- Теперь понятно, почему тебя назвали дурак, - буркнул себе под нос Ванька и сам испугался злой желчности своих слов.
- Что ты там бурчишь?
- Простите, Иван, я как будто устал,- Ванька обернулся и попытался доброжелательно улыбнуться некстати пришедшему.
Иван встал рядом и положил на плечо руку. Ваньке стало так хорошо, так надёжно под этой тяжестью, как под тёплым одеялом.
- Так о чём думал?
- О постмодернизме…
- И что надумал?
- Иван, Вы знаете, где проходит граница между добром и злом?
- Конечно, знаю,- Иван искренне удивился такому странному вопросу.- Граница между добром и злом проходит по чести.
- Я Вас не понял,- Ванька даже заглянул снизу в васильковые глаза старшего товарища, тот смотрел открыто и недоумевающее.
- Как можно этого не понимать? Пока честь имеешь, всё хорошо.
- Что значит иметь честь?
- Иметь честь, мальчик, это значит поступать честно и честно отвечать за свои поступки. Обещал - делай, не сделал - ответь.
- Перед кем?
- Пока жив, хотя бы перед собой.
- Нельзя нести ответственность перед тем, за кого стыдно…
- Ну, живи так, чтобы было не стыдно.
- Это как?
- Честно.
- Если бы всё было так просто…
Они казались друг другу наивными и глупыми.
- Когда невозможно отличить правду от лжи, из жизни уходит сказка…
- Так вы и ушли…
- Но когда стирается граница между добром и злом, пропадает чудо. А вы есть. Ведь нельзя защитить того, у чего нет границ.
- А добро есть?
- Про зло мы все знаем, а в добро надо верить. В этом-то и сложность.
- Вы верите?
- Я знаю.
- Вы же сказали…,- Ванька совсем растерялся.
- Молот опыта куёт из веры знание,- Иван уселся на корточки и посмотрел в глаза мальчишке.- А ты верь, обязательно верь, а то молот раскрошит твою душу на наковальне судьбы.
Ванька поверил.
+15
20:40
1097
00:31
+4
Слушайте, как вы это делаете?
Такая поэтичность, такая чудесная описательность, так хорошо передаёте эмоции, и вот уже от предвкушения весны бац- и тревога, и смятение подростковой души, за один абзац- показали взросление! И я на такой слегка даже патетической волне, и вдруг вот это прекрасное:
— Так о чём думал?
— О постмодернизме…
— И что надумал?

Я смеялась в голос.
маленькое отступление- и ведь так бывает!!! Я имею в виду эти почти абсурдные, но совершенно реальные диалоги!!! Как можно такое выдумать?!
и такой после этого хороший серьезный разговор о Чести- прям бери и цитируй подрастающему поколению. И про ответственность тоже.
И как-то мне запараллелилось, что весна- подростковый возраст, добро, в которое надо верить — и при тревожных звоночках все равно ощущение… хорошее такое, будто видишь в прошлом году посаженное деревце, которому за зиму две ветки сломали, одну оставили, а на ней по весне зеленеют почечки.
Вы-таки меня сподвигнете читать с начала: персы у вас живые и я который раз ловлю себя на мысли, что мне интересно узнать, с чего все началось))) кому за кого стыдно, Иван — дурак потому что из сказки или жизненное кредо? да что за Оксана такая, потрясающий образ.
При этом понятия, о которых рассуждают ваши персонажи, не дают читать легко, жуя яблочко. Так-то вроде лёгонько, поэтично, локотком подталкивая да бочок пощипывая, а потом — а правда, может ли быть красиво — без хорошо?
01:35
+3
Я только подпишусь под уже высказанным. Добавлю, что вот эта граница, она ведь интуитивно ощущается всеми нами. Но хотим того, что хотим, и маленькая подлость оправдывается, потом побольше, и вроде уже не стыдно, нет её. Очень хорошо и чётко вы опять всё объяснили.
09:44
+2
Живое слово… И картинка зримая, живая.
Про зло мы все знаем, а в добро надо верить. В этом-то и сложность.
— Вы верите?
— Я знаю.

на цитаты можно разбирать thumbsup
12:14
+1
Спасибо большое)))
ЛИС
13:17
+1
Ирина, подскажите, где можно прочитать продолжение?
13:52
Только здесь
12:45 (отредактировано)
+3
Сегодня ещё раз прочитал (с удовольствием. Удовольствие искреннее), но… Да, опять есть это — но.
Тезис:
Про зло мы все знаем, а в добро надо верить
. Спорный. Объясню. Верить нельзя. Можно и нужно знать. Очень легко обманывать и обманываться на любой вере или доверии. Скептицизм, критическое мышление, анализ, вот тропа к знанию. Верить в добро — это как? Для кого-то это добро, для другого, нет. Добро надо творить, делать, бескомпромиссно противостоять злу. Когда в нацистской Германии сотни тысяч человек зиговали поддерживая режим, был тот один, кто не зиговал, а в голос говорил, что так быть не должно. Конечно, его скорее всего убили, но он один был прав. Один среди сотен тысяч. (большинство из этих сотен тысяч тоже погибли, и именно за то, что верили). А он, тот, творил добро. Потому, что знал, а не верил.
Да, дальше в диалоге ГГ говорит — Знал!
Но ведь тезис, который стоит вначале легко вырвать из контекста, и ввести людей в заблуждение.
Верить нельзя!
15:39 (отредактировано)
+3
Вы стали писать сложно) и тяжело, темно. Не могу сказать, чем это обусловлено. Сюжетная составляющая, стилистика, лирика и образность, соотношение действия и некой философской составляющей.
Круг читателей изменился)
16:20
+2
у них там кризис. почти дно… свет проникает с трудом… спасибо)
Олька
20:44
+2
Спасибо огромное!
Федора
12:53
+1
Пожалуйста, объясните неразумной, где читать продолжение!!!
08:55
Я пока не писала больше ничего. Так что даже если вы залезете ко мне в голову ничего не найдёте)
15:20
+2
Пишите, пишите! Должно получиться что-то настоящее. Если уж даже меня проняло… Успеха!
15:24
+1
Спасибо))) от всего сердца)
19:39
+1
Очень глубоко написали. Мне понравилось, спасибо.
09:36
+1
Они были красивы, но не в упадке объединившего их несчастья, а в соединившем их милосердии, в величии взаимопомощи.

Это замечательно
Конечно, знаю,- Иван искренне удивился такому странному вопросу.- Граница между добром и злом проходит по чести.

и это тоже.
Расуждения о добре и зле интересны.
Да тут полно замечтаельных мыслей.
Но сюжет остался для меня не совсем ясный. Окровавленные тряпки, оксана, волчата…
И еще в конце рассказа немного запуталась в диалоге. Кто какую фразу говорит, тем более, что две фразу с обращением на «вы», но на это раз в с маленькой буквы.
11:15
Эта же глава, сюжет развивается давно и не торопясь.
11:27
+1
ой, точно. Я ж забыла, что это часть целого)
Загрузка...
Алексей Ханыкин