Как Максимка рисовать научился
Максимка заболел. Саднило в горле, глотать было больно.
- Не могу я сегодня на работу не ходить, - нервничала мама, объясняя папе почему она не поведёт сына к врачу, - у меня проект завершается, заказчики придут, обсудить надо. Давай ты с ним посидишь.
- Я сегодня тоже не могу. Вот завтра – пожалуйста. Ты же знаешь, Семён Васильевич возвращается из отпуска. Я должен отчитаться.
- Не вести же ребёнка в школу, - мама озабоченно посмотрела на Максима и потрогала его лоб. – А вдруг температура поднимется, тьфу-тьфу-тьфу, и совсем разболеется.
- Я сейчас матери позвоню, попрошу, чтобы с ним посидела, - отец потянулся к телефону и попутно скомандовал сыну, - давай, герой, собирайся к бабушке. Не думаю, что она откажет.
Максимка кивнул и побежал в свой «угол». «Углом» называли детское пространство в общей комнате. Комнату перегородили шкафом, за которым начиналась территория мальчика. Кровать, стол-парта, столик для игры и огромное количество машинок, конструкторов, книжек, раскрасок и всего прочего, что нравилось хозяину «угла». Бабушка смеялась:
- Да какой же это «угол», Максимка. Это прямо государство в комнате. А наведи-ка порядок в своём государстве.
С порядком были проблемы. Родители спокойно относились к игрушкам, книжкам, карандашам на полу и считали, что сын сам знает, когда, что и куда убрать. За чистотой следили, но без фанатизма.
Бабушка хмыкала:
- Максим, вот раздавлю нечаянно твои машинки, или крепость порушу. И всё из-за того, что вовремя не увижу. Ты уж к моему приходу всё важное подбирай. Ну, а что не жалко – так пусть валяется.
Максим оглядел «угол». Так, надо взять школьный рюкзак. Бабушка обязательно спросит про уроки. В рюкзаке уже лежали собранные с вечера учебники, тетрадки, альбом. Добавил туда коробку с конструктором и пару машинок.
Отец довёз сына до подъезда бабушкиного дома, помахал рукой, когда мальчик вошёл и уехал.
Бабушка жила на пятом этаже, и ждала внука на лестничной площадке, поглядывая через перила.
- Вот не поверишь, - увидев макушку поднимающегося по лестнице внука, громко заговорила бабушка, - я сон видела, что мы с тобой блины печём. Я ещё в кровати лежала и думала к чему мог такой сон присниться, как твой папаша позвонил. Как же ты заболел-то?
Максим пожал плечами. Разговаривать было больно.
- Ну, ничего-ничего, мы тебя подлечим, - продолжала бабушка. - Ты завтракал?
Мальчик, шагая через ступеньку, помотал головой. Нет, он не завтракал. В школе их после первого урока водили в столовую, и дома он только чай пил или не пил, если, как сегодня не хотелось.
Наконец он поднялся на этаж и сразу попал в объятия. С него сняли рюкзак, подтолкнули в квартиру. Максим с удовольствием вдохнул аромат бабушкиного жилья. Едва слышно пахло высушенной травой, цветами, какими-то духами. Запах был чуть сладковатый, с горчинкой, он окутывал умиротворением и покоем.
Бабушка суетилась на кухне.
- Ещё минутка и каша будет готова. От нашей каши вся инфекция враз сбежит.
Внук вопросительно посмотрел на бабушку.
- Ты имбирь знаешь?
Максим скривился - знает, конечно, - жжётся.
Бабушка правильно поняла гримасу мальчика:
- Не переживай, я сделала так, как надо, - и поставила на стол тарелку с кашей.
Максим осторожно подхватил овсянку кончиком ложки, понюхал. А ничего так пахнет – вполне приятно. Попробовал. Не жжёт. Чуть пощипывает и сначала холодит, а потом греет, и горлу не так больно становится. Есть можно.
Бабушка внимательно наблюдала за внуком:
- Тут вся хитрость в измельчении имбиря, ну, и мёд с маслом обязательно. А блины мы тоже напечём, попозже.
Максим съел кашу, запил ромашковым чаем.
- Так, теперь полчаса отдыхаем и за лечение примемся. Какие у тебя сегодня уроки?
Максим вздохнул и попытался объяснить:
- Баб. Какой же это отдых? С уроками? И горло болит.
- Правильно. Болит горло, а не мозги. Нечего от учёбы отлынивать. Надо научиться удовольствие от уроков получать.
Максим вздохнул ещё раз. Спорить с бабушкой бесполезно. Это не родители, которые считают, что у ребёнка должна быть свобода выбора. Хотя, мальчик уже знал, что с бабушкой уроки учить быстро получается и весело. Она объясняет лучше, чем учительница в школе, и не заставляет думать, как решить, например, задачку, если Максим эту задачку не понимает. Бабушка даже сочувствует:
- Это какой же умник так условие закрутил? Прямо, как клубок, а концы вглубь спрятал.
Бабушка всё сравнивала с вязанием, потому что была заядлой вязальщицей. И вязала она не носки, а свитера, безрукавки и шапки Максиму, а себе кофты. И не толстые «бабушкины», а лёгкие, воздушные, мохеровые.
Через тридцать минут бабушка подвела итог учёбы:
- Два урока мы выучили, сейчас полечимся и дальше продолжим. Что у вас ещё сегодня?
Сегодня ещё были чтение и рисование. Читал Максим без охоты, но быстро. Успел, пока полоскание готовилось, дочитать сказку, которую на прошлом уроке начали. А вот рисование не любил. Плохо получалось у него.
- Баб, давай я горло два раза прополощу и что-нибудь горькое выпью, ну, для лечения, а рисовать не будем. Не главный же урок. – попробовал найти компромисс мальчик.
- Сейчас горло, а потом посмотрим. – строго сказала бабушка.
Таблетка, полоскание, леденец для горла.
- Через час ещё раз прополощешь и ингаляцию сделаем. Показывай альбом.
Максим нехотя вынул альбом. Бабушка открыла, хрюкнула, закашлялась:
- Да, Максимка, ты – абстракционист. Ну, а почему всяким там великим можно, а тебе нельзя?
- Баб, давай не будем, а? – с надеждой попросил мальчик. – Учительница этого абср… астраб… ну, этого – не понимает.
- А вот мы сейчас так нарисуем, что она поймёт и ей понравится.
- Бабушка, нельзя за меня рисовать, - испугался внучок, - учительница по рисованию сразу видит, кто не сам рисовал и заставляет так же нарисовать, а потом двойку ставит и родителей ругает. Я не хочу, чтобы тебя ругали.
- Меня? Ругать? За то, что я научу тебя рисовать? Глупости. Давай лучше придумаем на какую тему рисовать будем.
- Не знаю. Я всё равно ничего не умею, мне только раскрашивать нравится.
Бабушка и внук задумались.
- А вот ты сегодня сказку про золотую рыбку читал. Давай что-нибудь из сказки нарисуем? – предложила бабушка.
Максим возмущённо засопел:
- Не буду, не хочу, не умею. Ты, бабушка, не понимаешь, ты хочешь, чтобы я совсем разболелся от дурацкого рисования, и у меня не только горло заболело, но и голова, и глаза, и чтобы я сидеть не мог? Я даже рыбу нарисовать не смогу. Точнее, я её нарисую, только никто не поймёт, что это рыба, и все смеяться будут, – и мальчик обиженно надулся.
- Хорошая идея – рыба. Но давай сначала научимся рисовать море. И не переживай. Я обещаю – у тебя получится. – бабушка не сдалась, а бодро прошагала к комоду, достала бумагу и карандаш.
Максим вздохнул: переупрямить его бабушку невозможно. А ещё родители говорят, что он упрямый…
Рисовать оказалось легко. Первым делом бабушка поставила на своём листке точку:
- Это будет начало моря. Ставь такую же у себя.
Так они и рисовали: сначала бабушка проведёт линию на своём рисунке, потом Максим на своём. Сначала линии не хотели ложиться, как у бабушки, приходилось подправлять ластиком, а потом мальчик увлёкся и про ластик забыл. Он видел бушующее море, брызги воды. Ему даже почудился шум волн и свист ветра. Вдруг Максим напрягся и застыл.
- Баб, - позвал он шёпотом, а потом вдруг вскочил, запрыгал, хотел закричать, но из-за больного горла вырвался лишь громкий хрип, - бааб, у меня получилось! Смотри! Море! Оно настоящее, с волнами! Оно, как живое!
- Ух ты! Да у тебя лучше, чем у меня. Смотри-ка, а говорил, что не умеешь. А сейчас мы ещё и раскрасим его.
- Да красить я – мастер, - похвастался внук, - раскрашу что угодно.
- Вот и хорошо, а я пока всё для ингаляции подготовлю, - бабушка вышла из комнаты.
А Максимка раскрашивал море и не мог успокоиться: он сам нарисовал! Оказывается, он умеет. И ему понравилось. Надо просто хорошенько представить то, что рисуешь – и всё получится. Вот море докрасит, и нарисует рыбу. Он забеспокоился, что не умеет рыб рисовать, но тут же вспомнил, что надо представить рыбу.
Мальчик крепко зажмурился, чтобы ничего не отвлекало от воображения. В этот момент вернулась бабушка и удивилась, увидев неподвижного внука с закрытыми глазами и кисточкой в поднятой руке.
- Максимушка, - осторожно позвала она.
Внук распахнул глаза, полные восторга.
- Баб, я рыбу представлял. Ну так, чтобы нарисовать. И представляешь, у меня получилось. Я её увидел. Я даже увидел её золотую чешую и корону на голове.
Спасибо за рассказ…
Рекомендую к прочтению младшим школьникам