Светлана Ледовская

Бетанкур. Амберский цикл. Паровозик, который не смог

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
Бетанкур. Амберский цикл. Паровозик, который не смог

(на фото – фото автора, взято из википедии)

Многие слышали про Желязны. Ещё некоторые слышали про его большой цикл «Хроника Амбера». История потрясающая, необычная и запоминающаяся. Десять книг, в которым мы знакомимся с целой вселенной. Так, наверное, во всех циклах происходит.

И здесь же мы знакомимся со странностями миров, узнаём предысторию, кучу самых разных тайн и загадок, постепенно погружаемся в запутанность событийных линий и обрастаем самыми разными вопросами по ходу сюжета.

К сожалению, огромное количество их так и остаётся нераскрытыми на момент окончания десятой книги. Два пятикнижия (Корвина и Мерлина), и всё тут. Ну, может, ещё несколько мелких рассказов и зарисовок в сборниках рассказов.

А тут мне говорят, что, мол, есть такой дядька – Джон Бетанкур, который пилит фанфики по разным известным произведениям.

Честно признаюсь, что фанфики никогда не читал. Ну, потому что в голове сидит стойкий стереотип, что это не оригинальное произведение, и что-то наверняка будет отличаться от источника. Возможно, персонажи будут иметь другой портрет и мотивацию, поступать иначе, чем должны были по мнению автора и прочее. В конце концов, стилистика – это тоже очень важно. А не всякий фанфик (тут имхо, если что) сможет передать истинное настроение источника.

Ну так и выходит, что нашёл я четыре книги Бетанкура по вселенной Желязновского Амбера. По традиции с Желязны они называются по имени главного персонажа, от лица которого происходит повествование. В данном конкретном случае это Оберон. Король Амбера, почти не появляющийся в оригинальной серии. Он же отец Корвина со товарищи, он же дед Мерлина (который сын Корвина). Но те, кто читал, помнят это и без меня.

Вот чтобы не спойлерить, скажу, что начало понравилось. Книги влетают очень легко, динамика довольно неплохая, и стилистика похожа – позволяет опять окунуться во вселенную Амбера, Хаоса, Теней, Карт, мечей, интриг, загадок и прочее-прочее.

Самое, что понравилось и сразу дало кучу куч в карму книгам (и автору) – аннотация, в которой русским по белому сказано, что за исходники брались черновики и заметки самого Желязны. Ну, вы понимаете, да? Мы будем читать историю, которую мог бы написать Желязны, если бы не коварная болезнь.

Нам показывают молодого Дворкина (про которого мы знает из исходных книг, что он отец Оберона), объясняют, откуда вообще взялся этот Оберон, и кто есть единорог, и как оно всё завязано на противоборстве с Хаосом и Логрусом, рассказывают, как, откуда и почему появился Лабиринт (в том числе, почему их оказалось несколько), почему Оберон может менять внешность и с какого момента вселенной у Дворкина начала съезжать крыша.

Вот знаете, это было мегаинтересно. Первые три книги. Там прямо чувствуется влияние оригинальной истории.

В четвёртой же книге (которая, кстати, не издавалась в России и была переведена группой энтузиастов) полотно начинает расползаться. Появляются некие персонажи, о которых ни слухом, ни духом. Предметы, которые должны играть огромную роль, но почему-то не играют. Мотивы персонажей, способности Логруса (оживлять умерших? О_О), любовные перипетии вокруг Оберона. Но самое неприятное, то, что история оказалась «паровозиком, который не смог». Должна была быть ещё пятая книга. Вот только что и должна была, но не появилась. Просто Оберон в очередной раз вернулся из Рембы (подводного царства, зеркально отражающего Амбер – см. оригинальную серию), украв мегаважный меч у короля Хаоса (который, чертяка такой, строит козни с самого начала первой книги Оберона, уничтожая при этом семейство Дворкина), и всё тут. «Ждите ответа, как соловей лета». В смысле, ждите книгу «Меч Хаоса», которой вы никогда не дождётесь. Ха. Ха. Ха. (смех злодейский, если что).

Вот мне очень хотелось бы узнать, откуда взялся Тир-на-Ног и почему Амберский замок на горе Колвир – живой.

Но увы…

Так что если вдруг надумаете читать, имейте в виду, что это точно не Желязны. Некоторые вопросы прояснятся. Но появится ещё несколько, которые как-то искажают всю картину и вызывают в голове какой-то странный диссонанс. Просто стойкое ощущение, что Бетанкур в полёте фантазии улетел куда-то в неведомые дебри, вернуться из которых безболезненно уже не получится. Уверен, что фанаты серии наверняка отыщут более чёткие претензии по событиям, персонажам и мотивам. Я – не буду.

И вот только сейчас, дочитав последнюю четвёртую книгу, узнал в интырнэте, что вдова Желязны и его друзья категорически отрицают влияние мастера на творения Бетанкура.

Это оказалось кидаловом.

Буду теперь знать, как читать фанфики…

Засим откланиваюсь. Ваш Хэд.

+5
23:15
609
10:10
+2
ощущение, что Бетанкур в полёте фантазии улетел куда-то в неведомые дебри

Ещё дальше??

Я просто честно признаюсь, что даже оригинальный Амбер дочитать не смог. Сдох книге на третьей. По причине, которой даже придумал отдельный термин — литературная сингулярность. Это, блин, когда авторский мир усложняется со скоростью большей, чем читатель в нем разбирается. Может, я тупой, конечно, но это пипец…
13:37
+1
Термин хорош. Но, кмк, это нормальное явление для серий. В каждой следующей книге злодей должен быть ещё злодеистый, препоны ещё препонистей, а пипец ещё более пипцовый.
13:52
+2
Вопрос не в усложнении самом по себе, а в степени этого усложнения.Обычно это выглядит нормально, но иногда писатель заигрывается, а читатель уже тупо не успевает вдуплять, а шо происходит вообще.

Ну и хороший вопрос. Часто случается, что ради более злодеистых злодеев, писатель начинает насильно расширять правила вселенной. Для меня очень яркий пример — Дозоры. Первые четыре части смотрелись вполне органично, даже несмотря на то, что обоснуи четвертой части пришлось откровенно подгонять под первую — когда Лука сам еще до конца не понимал, как работает сумрак, это очень заметно. Но это сделано аккуратно и ровно.
А вот в пятой и шестой частях, когда в рамках созданного мира вызовов уже не осталось, пришлось напрямую рвать границы созданного мира и создавать оверкиллы в виде сначала Тигра, а потом и вовсе Двуединого, которые тупо непобедимы, причем последний непобедимее. У меня это убивает весь интерес от чтения. Честно, как по мне — уж лучше очередного вампира бы ловили.
13:57
Дозоры у меня на очереди. Посмотрю, что это за персонажи. Может, тоже какое-нибудь мнение выработаю.

Кстати, цикл про Конана не особенно блещет такой сингулярностью. Просто детина каждый раз попадает в совершенно новое приключение )
14:00
Не читал его и не стремлюсь. У меня стойкое неприятие, начиная с обложек книг. Ненавижу эту стилистику. Верю, что внутри, наверное, лучше, но я и без того найду, что почитать
14:02
Я читал книги без обложек laughНо да, чтива сейчас хоть отбавляй.
15:02
Буду теперь знать, как читать фанфики…
не предавай себя)))
15:43
Больше не буду ))
16:47
«Гарри Поттер и методы рационального мышления»
21:32
Если только «Порри Гаттер».
21:34
А ты не смейся. «Методы» у меня в бумаге на полке стоят в отличие от оригинала)
21:38
А я и не смеюсь. Когда я смеюсь, я смеюсь. А по Порри Гаттеру уже нашёл книги, осталось в читалку залить. При следующем заходе.
21:39
А по Порри Гаттеру уже нашёл книги, осталось в читалку залить.

Блин, он реально не смеётся. Я реквестирую блог-обзор!
21:40
Аннотация: " Порри Гаттер – обычный мальчик, появляющийся в благополучной колдовской семье, но к огорчению родителей, совершенно не обладающий магическими свойствами. В это время ужас на волшебный мир наводит лорд Мордевольт, колдун-отщепенец, он полагает, что будущее человечества в научно-техническом прогрессе, а поэтому всех магов надо превратить в мудлов – людей, не способных к магии. Но попытка обезмажить маленького Порри заканчивается крахом Врага Волшебников. Мордевольт теряет свою силу, которая переходит к Порри. Проходит 11 лет. Вместо того чтобы, как все нормальные маги, колдовать, заклинать и привораживать, Порри паяет антигравитаторы, проводит химические опыты, а свою волшебную палочку превращает в протонный излучатель. В школу магии Первертс Гаттер приезжает с мечтой – как можно быстрее перевестись в техникум связи. Но драматический водоворот событий меняет все…"
21:43
А зачем его обезмаживать, если он и так лишен магии?
21:45
Это я пока не понял. Возможно, злодей хотел обезмажить всех под одну гребёнку, но на ПГ что-то пошло не так. Почитаю — пойму.
21:46
Вот поэтому
Я реквестирую блог-обзор!
21:49
Будет. У меня в списке сейчас книг пятьдесят-семьдесят. К следующему году доберусь, пожалуй.
19:19
Сын сумерек и света тоже фанфик, но там автор был хитрее, он ввел новую вселенную. Есть Единорг с Узором, Змей с Логрусом, а есть, к примеру, Фенкс с Сплетением. И там все те же интриги. Две книги мне понравились. Бетанкура читала две книги, понравились. Отрицают влияние???? вот это новость.
21:33
Про сумерки не скажу, не в курсе. А про влияние — так в вики написано. тот ещё справочный материал, конечно, но всё-таки.
Когда я умру, и кто-то захочет написать фанфик по моим книгам (просьба не писать, что еще надо заслужить право фанфикаться, могу же я мечтать?) буду являться по ночам и мучить кошмарами. Ибо не фиг.
23:02
Надо на самого себя написать фанфик, чтобы нишу занять!
Странно, что еще никто не подал в суд за нарушение авторских прав. Сейчас же сплошь и рядом — «Автор идеи». Думаю, что создадут прецедент и фанфики закончатся.
19:26
В судебной практике пока нельзя садиться за идею. Только за плагиат.
20:47
Я не люблю перечитывать книги, но Хроники Амбера перечитала несколько раз. Интересно не только содержание, но и закладки в тексте, которые с первого раза и не увидишь, особенно, если нет соответствующих знаний. Читаешь второй раз, опа, как же я это не заметил раньше, вроде горошины черной дыры под кроватью, свернутой Вселенной. Личная вселенная под кроватью — неплохо, масштаб однако. Кстати, автор не писатель, а психолог, ученый ставший писателем позже. Меня этот роман поразил и вдохновил на написание подобного — наваяла целых две книги о принце Света серафиме и его сводном брате демоне Хаоса. (Узы Света). Я не писатель, инженер проектировщик АСО, работала в компьютерных программах. Но благодаря роману Желязны ха-ха стала писать. Чудеса в решете. Ну а насчет идеи… Полюс света и тьмы злободневная тема, любой желающий может ее развить и обыграть, ведь у каждого автора свое видение и свое развитие событий.
22:02
Хорошо, что у Желязны нет радикально хороших и плохих. Иногда даже плохие оказываются лучше некоторых хороших.
Загрузка...
Алексей Ханыкин