Змей
Шаги давались тяжелее, чем в начале пути. Пологий склон превратился в крутую тропу с камешками, выскакивающими из-под ботинка, отвесным краем слева и тугой альпинистской веревкой под правой рукой, натянутой каким-то заботливым путником на особо сложных участках.
Алексей поправил лямку рюкзака, застегнул молнию куртки до упора. Ветер так и норовил забраться под одежду, захолодить, отвлечь, а когда человек переключит внимание и сделает очередной шаг – подтолкнуть в сторону. Без страховки падение будет коротким, но с вполне предсказуемым финалом.
Он перехватился за веревку, потянулся, сделал ещё шаг. До вершины оставалось несколько сотен метров. Трос скользнул в пальцах, подался вслед за рукой, но потом натянулся и удержал вес.
Алексей вспомнил, как так же дёргал за натянутую леску. Давно, в детстве. Она была тонкая, прозрачная и сверкала на солнце. Он держал её крепко, как велел отец, и потихоньку стравливал с мотка, отпуская ввысь большого, яркого воздушного змея. Отец стоял рядом.
– Вот, смотри. Видишь, как поднимается на ветру?
Лёшка, не отрываясь, следил за порхающим ромбом, чувствовал в руках натяжение, как вдруг тяга пропала, ветер на мгновенье стих, а змей безжизненным пластом рухнул на траву старого аэродрома. Хруст треснувших реек показался чересчур громким. Он стоял, шмыгал носом, часто моргал, стараясь не заплакать, пока отец ходил на место падения. Вернулся. В руках, натертых стропами, он принёс разломанного змея.
– Ну, не переживай. Всякое бывает.
И пока Лёшка глотал слёзы, сходил к велосипеду, притащил свой походный рюкзак.
– Хорошо, что взял с собой молоток. Сейчас починим.
Несколько крохотных оконных гвоздиков, дополнительная рейка – отец предусмотрел. Лёшка стоял рядом и улыбался сквозь проступившие слезы.
Отец поднял змея. Вдоль поломанной рейки тянулась лангетой крохотная дощечка.
– Ничего. Чуть сместится баланс, и только. Смотри.
Он сделал два быстрых шага вперёд, подтолкнул змея вверх, сразу же натянул леску.
– Видишь? Поднимается. Так же и с людьми – вверх можно пойти только против ветра.
Лешка натягивал леску, переданную ему отцом. Тот стоял рядом, задрав голову.
– Запомни, сынок. Если двигаться тяжело, то оно, наверное, правильно...
***
Ползти два часа по грязи было непросто. Постоянно оглядываясь, не подошёл ли противник. Пригибая голову и другие выступающие части. Как в учебке – по-пластунски, под натянутой проволокой и наводящими штрихами трассирующих очередей. Только в учебке никто не простреливал ногу перед началом упражнения, а взвод был целиком и полностью жив.
Алексей уже почти смирился с болью в колене. О попавшей в сустав инфекции он не думал. В голове вертелась только одна мысль: "Добраться до своих". В час по чайной ложке – по сто метров. Линия фронта здесь растянулась на добрых четыре километра. По самым грубым расчетам ему оставалось ещё часов шесть до своих.
Вдалеке опять бухнуло, он прижался к земле, прислушался. Заполз в воронку, оставшуюся от взрыва гранаты, передохнул.
Небо потихоньку начинало темнеть. Оставалось немного подождать, ночью ползти будет легче и безопаснее. Он повернулся на спину, уставился в едва появившиеся звёзды. На них смотреть куда приятнее и спокойнее, чем на торчащую из вздыбленной земли чью-то руку...
***
Он сделал ещё две сотни шагов вверх. Подниматься по горной тропинке с веревочными перилами было не в пример легче, чем тогда. Его, конечно, отправили в госпиталь и лечили. Оперировали. Демобилизовали. Гангрена не позволила сохранить ногу. Вот если бы приполз на час раньше, может, и смогли бы что-то сделать.
Очередной камешек выскочил из-под ботинка, ветер опять чуть не сбросил с обрыва, пришлось ухватиться и остановиться, восстановить дыхание.
Отец говорил, что, если тяжело, значит, движешься в правильном направлении. Он повторял и тогда, когда Алексей вернулся домой. Невеста не дождалась, да и кому он был нужен – безногий-то. А отец не уставал повторять, что со всем можно справиться. Не так, как решил Алексей – не с бутылкой в обнимку. Ходил, бубнил, давил на мозги. Под конец месячного запоя крепко поругались, Алексей пустил в дело руки. Потом ушёл.
Когда через два дня вернулся, хромая на протезе, оказалось, что отца увезли в больницу с инфарктом.
Он, конечно, остался жив, но о парашютах ему велели забыть. Через две недели вернулся домой, хмурый, как туча. Долго сидел на кухне, смотрел на старые фотографии гор, самолётов и друзей по десантуре. Пил холодный чай и молчал. Потом собрался, достал с антресоли свои парашюты и унёс на помойку.
И с тех пор перестал говорить, что если тяжело – значит, правильно. Стал тяжело ходить. Стал с трудом подниматься на свой третий этаж. Стал быстро стареть и чахнуть.
А через два года его не стало.
***
Алексей поднялся ещё на сотню шагов. Остановки требовались всё чаще, но спускаться теперь уже нельзя – точка невозврата пройдена. Если стемнеет, то уже не вернёшься. Он помнил, чем грозит промедление. На такой крутизне недолог час свалиться и сломать шею. А откладывать на другой день – Алексей не был уверен, что вновь сподобится на такую прогулку.
Он забрался на самую вершину. Солнце же клонилось к закату. Ветер не стихал, но поменял направление. До этого момента бил в лицо, а теперь поддувал сбоку. И вроде бы не ослаб, но стал мягче. Словно бы знал, для чего Алексей забрался сюда, и решил не мешать.
Он снял рюкзак, опустил его на землю. Сел на камень рядом, вытянул здоровую ногу. Ослабил ремни протеза – пусть культя отдохнёт. Теперь уже торопиться некуда. Внизу подождут. Ему нужно побыть одному.
Он достал из рюкзака старую фотографию. Выцветшая, где они вдвоём с отцом стоят на этом обрыве. Отец всё таскал его с собой: то на аэродромы, сажал в старый кукурузник и велел крепко держаться; оставлял внизу, на лётном поле, дожидаться, пока приземлится. Или, вот как здесь – на обрыве. Это место нравилось ему больше всего. Он набирал полную грудь воздуха, бежал навстречу ветру, который в эти редкие моменты вдруг начинал дуть в лицо, и прыгал с самого края, широко распахнув руки.
А через несколько секунд дёргал кольцо и раскрывал купол.
Потом они встречались внизу, и Лёша-подросток удивлялся переменам, которые происходили в отце. Он буквально светился от счастья. Громко разговаривал, шутил и улыбался. Собирал парашют, они грузились в машину и уезжали обратно. Это был допинг. Наркотик. Лекарство, которое давало ощутить вкус жизни. Когда летишь вниз, ветер хлыщет по щекам, перенасыщает кровь кислородом, а мозги – адреналином, тогда и наступает то краткое чувство понимания этого мира. Когда выпускаешь парашют, он вожжёй вылетает из мешка, стропы натягиваются, ремни дергают вверх и начинаешь парить. Вот тогда мир кажется простым и понятным. Ты зависаешь в небе и небо остаётся в тебе.
Отец любил небо. До самого последнего прыжка. До последней капельки холодного ветра, который всегда был ему другом.
А Алексей не смог полюбить. Он был в обиде, что небо забросило его так далеко на линию фронта. Что долго возвращался, что потерял ногу. И после этого момента жизнь дала трещину.
Но раны затягиваются, а трудный поход становится легче с каждым шагом. Время сгладило углы, стерло обиды и стало легче. Он смог выбраться из ямы, потому что вспоминал отца и его слова. Как тот старался растить сына без матери. Как старался дать ему лучшее.
Алексей спрятал фотографию обратно. Потом распахнул рюкзак, достал потертую урну. Она несколько лет пылилась на полке, а он не знал, что с ней делать. И только недавно пришло озарение.
Он открутил крышку, отложил её в сторону. Поднялся с камня, подошёл к краю.
Ветер услужливо стих, оставил только слабое колебание воздуха, как будто подсказывая направление.
«Тяжело. Когда тяжело это, наверное, правильно».
Он размахнулся и выплеснул волну пепла на воздух.
И в этот момент порыв шквального ветра подхватил серые клубы и понёс вдаль, не давая даже коснуться земли. Оставил Алексея на обрыве в полном одиночестве.
Он постоял ещё минутку, вдыхая холодный воздух. Потом вернулся к рюкзаку, убрал опустевшую урну внутрь и натянул лямки на плечи.
Пора спускаться к машине и возвращаться домой. А по пути заехать в магазин и купить для сына воздушного змея.
Это мне было вообще непонятно. Что значит «пустил в дело руки»? Избил отца, после которого того хватил инфаркт? И просто ушел? Как так? А дальше вообще провал в истории. Никакого описания жизни и отношений отца и сына до смерти отца вообще нет. Что было с сыном в это время? Какие отношения с отцом? Терзало ли сына чувство вины? Эта дыра в повествовании так и осталась дырой. Оттого не случилось сопереживали герою. Слова отца остались голой декларацией, нужной автору, и не более того. При хорошей задумке не получилось должной впечатляющей реализации.
Единственное, не очень поверил я в героя. Не очень стал сочувствовать ему. А здесь он с ног до головы положительный. Не идеальный, конечно, но положительный. Может быть, некоторые детали вызвали скептическре отношение к тексту. Например зачем уточнять. Сразу сомнение. Просто воронка — этого достаточно.
И закольцованность тяжелой и правильной жизни.
ГОЛОС здесь.
Какая воронка остается от взрыва гранаты? Поместится ли туда человек? Видимо, зависит от типа боеприпаса.
Непростой гг. Тяжело — это правильно. Такой принцип работает в духовной жизни. Тяжелый рассказец…
«Алексей пустил в дело руки. Потом ушёл.» — так отец был прав. Но кто их слушает, родителей-то? Типа сами с усами. Но сделанного не вернешь. Вполне возможно, сын поступит с Алексеем так же, как тот со своим отцом.
Тяжелая конструкция, лучше разобрать))
Герои сложные, по мере прочтения вызвали у меня целый спектр противоположных эмоций. А сколько конфликтов в одном рассказе умудрился собрать автор! Конфликт ГГ с отцом, конфликт отца с самим собой, когда выбросил все парашюты, конфликт ГГ с небом, которое боготворил отец! Просто песня. Понравилось. ГОЛОС сюда
Это же урна с прахом, я правильно понимаю? Почему он столько лет думал, куда ее деть?
Прыгнуть с парашютом — для финала красиво конечно
Над конструкциями надо работать, да…
А кто же ее потер, эту урну?
Спасибо за мнение!
Наконец-то гладкая и спокойная река. Разомлела я. Вот уже и морская гладь на горизонте. БАЦ! Валун! Вдребезги мой кораблик: «Он размахнулся и выплеснул волну пепла на воздух.» На воздух никак не получится выплеснуть. Ведь воздух везде, и вверху тоже. Поэтому только «в воздух».
Вот и море. Тихое, спокойное, милое.
И, чтобы не ошибиться, я иногда пользуюсь справочными материалами. Вот и Ваш комментарий заставил.
«Отец говорил, что, если тяжело, значит, движешься в правильном направлении». Запятая после «что» — это камешек. – Тут спорить сложно, и ряд правил говорит, что запятая не нужна. Однако здесь мне приятнее использовать понятие «интонационная запятая», которая создаёт паузу. По этому поводу нет четких правил, и всё остаётся на усмотрение автора. Прям как Вы любите.
«Под конец месячного запоя крепко поругались, Алексей пустил в дело руки». Вот не нравится мне тут запятая. – мне здесь видится сложносочинённое предложение, а не перечисление.
«Через две недели вернулся домой, хмурый, как туча.» После «хмурый» запятая не нужна. – сравнительный оборот, запятая нужна.
Касательно «рук, натёртых стропами». Эта деталь введена сознательно, т.к. позволяет понять, что дело будет как-то связано с парашютами (ибо стропы часто используются именно там). Т.е. играет на повествование, а не просто для красного словца.
За тяжелое предложение про аэродром – это полностью согласен. Получилось корявое, тут косяк признаю, недостаточно хорошо вычитал.
А про выплёскивание пепла на воздух – тут уже попытался в художественный приём. Ветер же поднимался, в лицо дул, создавал напряжение. Вероятно, следовало для понятности написать не «воздух», а «ветер». Но ни у кого больше вопросов не возникло. Либо не стали люди заморачиваться, либо всё понятно было, и эта часть картинки в голове сложилась.
Разумеется, я могу быть полностью не прав, но позиция «Я художник, я так вижу» позволяет вообще воротить всё, что хочешь.
Про месячный запой тоже согласна. Но я изначально не настаивала. «Проплыли» — написала.
Сравнительный оборот… А вот тут надо мне задуматься. Ведь корректоры в моей книге все запятые перед «как» убрали нафиг. Вот у них грамоте и училась ))) В школе и так прокатило, без изучения правил пятёрки всегда по русскому были.
В рассказе итак понятно, что парашюты будут.
Про ветер, кстати, да, «на ветер» — хороший вариант, но ассоциируется со «словами на ветер».
Да любой, кто пишет, всегда может сказать «я художник». )) Именно поэтому у меня всегда есть ответы, причём логичные, на вопросы читателей.
Каждый сам решает — мешают ли ему камни отдыхать на пляже, купаться и загорать?..
Умение писать красиво-просто, понятно и интересно… это ж просто писательский талант (правда еще и много часов редакторской работы).
Важно понять- насколько хорош писатель- как создатель истории?
А камушки можно сделать в виде необычного и уникального узора — характеризующего конкретное произведение.
Альпинист и парашютист- не братья по увлечениям… это разные виды времяпрепровождения.
Вот в изобразительном искусстве художники завоевали право отражать реальность как хочется… хоть реально, хоть абстрактно. У писателей пока такой победы не случилось — и 90% комментарием не про впечатления, а про ошибки-запятые…
Боритесь за «свой художественны язык»… или вносите корректировки всех, кто лучше вас знает правила русского языка.