Змей

Змей
Работа №1. Тема дуэли: Навстречу ветру
  • Победитель
Текст:

Шаги давались тяжелее, чем в начале пути. Пологий склон превратился в крутую тропу с камешками, выскакивающими из-под ботинка, отвесным краем слева и тугой альпинистской веревкой под правой рукой, натянутой каким-то заботливым путником на особо сложных участках.

Алексей поправил лямку рюкзака, застегнул молнию куртки до упора. Ветер так и норовил забраться под одежду, захолодить, отвлечь, а когда человек переключит внимание и сделает очередной шаг – подтолкнуть в сторону. Без страховки падение будет коротким, но с вполне предсказуемым финалом.

Он перехватился за веревку, потянулся, сделал ещё шаг. До вершины оставалось несколько сотен метров. Трос скользнул в пальцах, подался вслед за рукой, но потом натянулся и удержал вес.

Алексей вспомнил, как так же дёргал за натянутую леску. Давно, в детстве. Она была тонкая, прозрачная и сверкала на солнце. Он держал её крепко, как велел отец, и потихоньку стравливал с мотка, отпуская ввысь большого, яркого воздушного змея. Отец стоял рядом.

– Вот, смотри. Видишь, как поднимается на ветру?

Лёшка, не отрываясь, следил за порхающим ромбом, чувствовал в руках натяжение, как вдруг тяга пропала, ветер на мгновенье стих, а змей безжизненным пластом рухнул на траву старого аэродрома. Хруст треснувших реек показался чересчур громким. Он стоял, шмыгал носом, часто моргал, стараясь не заплакать, пока отец ходил на место падения. Вернулся. В руках, натертых стропами, он принёс разломанного змея.

– Ну, не переживай. Всякое бывает.

И пока Лёшка глотал слёзы, сходил к велосипеду, притащил свой походный рюкзак.

– Хорошо, что взял с собой молоток. Сейчас починим.

Несколько крохотных оконных гвоздиков, дополнительная рейка – отец предусмотрел. Лёшка стоял рядом и улыбался сквозь проступившие слезы.

Отец поднял змея. Вдоль поломанной рейки тянулась лангетой крохотная дощечка.

– Ничего. Чуть сместится баланс, и только. Смотри.

Он сделал два быстрых шага вперёд, подтолкнул змея вверх, сразу же натянул леску.

– Видишь? Поднимается. Так же и с людьми – вверх можно пойти только против ветра.

Лешка натягивал леску, переданную ему отцом. Тот стоял рядом, задрав голову.

– Запомни, сынок. Если двигаться тяжело, то оно, наверное, правильно...

***

Ползти два часа по грязи было непросто. Постоянно оглядываясь, не подошёл ли противник. Пригибая голову и другие выступающие части. Как в учебке – по-пластунски, под натянутой проволокой и наводящими штрихами трассирующих очередей. Только в учебке никто не простреливал ногу перед началом упражнения, а взвод был целиком и полностью жив.

Алексей уже почти смирился с болью в колене. О попавшей в сустав инфекции он не думал. В голове вертелась только одна мысль: "Добраться до своих". В час по чайной ложке – по сто метров. Линия фронта здесь растянулась на добрых четыре километра. По самым грубым расчетам ему оставалось ещё часов шесть до своих.

Вдалеке опять бухнуло, он прижался к земле, прислушался. Заполз в воронку, оставшуюся от взрыва гранаты, передохнул.

Небо потихоньку начинало темнеть. Оставалось немного подождать, ночью ползти будет легче и безопаснее. Он повернулся на спину, уставился в едва появившиеся звёзды. На них смотреть куда приятнее и спокойнее, чем на торчащую из вздыбленной земли чью-то руку...

***

Он сделал ещё две сотни шагов вверх. Подниматься по горной тропинке с веревочными перилами было не в пример легче, чем тогда. Его, конечно, отправили в госпиталь и лечили. Оперировали. Демобилизовали. Гангрена не позволила сохранить ногу. Вот если бы приполз на час раньше, может, и смогли бы что-то сделать.

Очередной камешек выскочил из-под ботинка, ветер опять чуть не сбросил с обрыва, пришлось ухватиться и остановиться, восстановить дыхание.

Отец говорил, что, если тяжело, значит, движешься в правильном направлении. Он повторял и тогда, когда Алексей вернулся домой. Невеста не дождалась, да и кому он был нужен – безногий-то. А отец не уставал повторять, что со всем можно справиться. Не так, как решил Алексей – не с бутылкой в обнимку. Ходил, бубнил, давил на мозги. Под конец месячного запоя крепко поругались, Алексей пустил в дело руки. Потом ушёл.

Когда через два дня вернулся, хромая на протезе, оказалось, что отца увезли в больницу с инфарктом.

Он, конечно, остался жив, но о парашютах ему велели забыть. Через две недели вернулся домой, хмурый, как туча. Долго сидел на кухне, смотрел на старые фотографии гор, самолётов и друзей по десантуре. Пил холодный чай и молчал. Потом собрался, достал с антресоли свои парашюты и унёс на помойку.

И с тех пор перестал говорить, что если тяжело – значит, правильно. Стал тяжело ходить. Стал с трудом подниматься на свой третий этаж. Стал быстро стареть и чахнуть.

А через два года его не стало.

***

Алексей поднялся ещё на сотню шагов. Остановки требовались всё чаще, но спускаться теперь уже нельзя – точка невозврата пройдена. Если стемнеет, то уже не вернёшься. Он помнил, чем грозит промедление. На такой крутизне недолог час свалиться и сломать шею. А откладывать на другой день – Алексей не был уверен, что вновь сподобится на такую прогулку.

Он забрался на самую вершину. Солнце же клонилось к закату. Ветер не стихал, но поменял направление. До этого момента бил в лицо, а теперь поддувал сбоку. И вроде бы не ослаб, но стал мягче. Словно бы знал, для чего Алексей забрался сюда, и решил не мешать.

Он снял рюкзак, опустил его на землю. Сел на камень рядом, вытянул здоровую ногу. Ослабил ремни протеза – пусть культя отдохнёт. Теперь уже торопиться некуда. Внизу подождут. Ему нужно побыть одному.

Он достал из рюкзака старую фотографию. Выцветшая, где они вдвоём с отцом стоят на этом обрыве. Отец всё таскал его с собой: то на аэродромы, сажал в старый кукурузник и велел крепко держаться; оставлял внизу, на лётном поле, дожидаться, пока приземлится. Или, вот как здесь – на обрыве. Это место нравилось ему больше всего. Он набирал полную грудь воздуха, бежал навстречу ветру, который в эти редкие моменты вдруг начинал дуть в лицо, и прыгал с самого края, широко распахнув руки.

А через несколько секунд дёргал кольцо и раскрывал купол.

Потом они встречались внизу, и Лёша-подросток удивлялся переменам, которые происходили в отце. Он буквально светился от счастья. Громко разговаривал, шутил и улыбался. Собирал парашют, они грузились в машину и уезжали обратно. Это был допинг. Наркотик. Лекарство, которое давало ощутить вкус жизни. Когда летишь вниз, ветер хлыщет по щекам, перенасыщает кровь кислородом, а мозги – адреналином, тогда и наступает то краткое чувство понимания этого мира. Когда выпускаешь парашют, он вожжёй вылетает из мешка, стропы натягиваются, ремни дергают вверх и начинаешь парить. Вот тогда мир кажется простым и понятным. Ты зависаешь в небе и небо остаётся в тебе.

Отец любил небо. До самого последнего прыжка. До последней капельки холодного ветра, который всегда был ему другом.

А Алексей не смог полюбить. Он был в обиде, что небо забросило его так далеко на линию фронта. Что долго возвращался, что потерял ногу. И после этого момента жизнь дала трещину.

Но раны затягиваются, а трудный поход становится легче с каждым шагом. Время сгладило углы, стерло обиды и стало легче. Он смог выбраться из ямы, потому что вспоминал отца и его слова. Как тот старался растить сына без матери. Как старался дать ему лучшее.

Алексей спрятал фотографию обратно. Потом распахнул рюкзак, достал потертую урну. Она несколько лет пылилась на полке, а он не знал, что с ней делать. И только недавно пришло озарение.

Он открутил крышку, отложил её в сторону. Поднялся с камня, подошёл к краю.

Ветер услужливо стих, оставил только слабое колебание воздуха, как будто подсказывая направление.

«Тяжело. Когда тяжело это, наверное, правильно».

Он размахнулся и выплеснул волну пепла на воздух.

И в этот момент порыв шквального ветра подхватил серые клубы и понёс вдаль, не давая даже коснуться земли. Оставил Алексея на обрыве в полном одиночестве.

Он постоял ещё минутку, вдыхая холодный воздух. Потом вернулся к рюкзаку, убрал опустевшую урну внутрь и натянул лямки на плечи.

Пора спускаться к машине и возвращаться домой. А по пути заехать в магазин и купить для сына воздушного змея.

Другие работы:
+9
10:01
333
14:07
Мысль и идея рассказа понятна. Но остались вопросы. Прежде всего не смогла идентифицировать время повествования. Если рассказ реализм, то о какой войне и линии фронта идёт речь? Для ВОВ слишком неправдоподобно, для афганской — герой слишком молод, а биотический протез выше колена, который позволял бы ходить, да еще и в гору — намного более позднее изобретение, скорее характерное для настоящего времени. Если это СВО, то до описываемого в рассказе момента прошло несколько лет (два года жизни отца после инфаркта + еще несколько лет пылилась урна с прахом) — нет, не СВО. Тогда что? Психология героя тоже описана сомнительно. Отец растил сына один, без матери. Многому его научил. В том числе благодаря его наставлениям сын выжил и сумел доползти до своих, если верить описанному в рассказе. И вдруг «благодарный» сын
крепко поругались, Алексей пустил в дело руки. Потом ушёл.

Это мне было вообще непонятно. Что значит «пустил в дело руки»? Избил отца, после которого того хватил инфаркт? И просто ушел? Как так? А дальше вообще провал в истории. Никакого описания жизни и отношений отца и сына до смерти отца вообще нет. Что было с сыном в это время? Какие отношения с отцом? Терзало ли сына чувство вины? Эта дыра в повествовании так и осталась дырой. Оттого не случилось сопереживали герою. Слова отца остались голой декларацией, нужной автору, и не более того. При хорошей задумке не получилось должной впечатляющей реализации.
17:34
+1
«Ну не шмогла я, не шмогла» ©
03:35
+1
Довольно хорошо, особенно главная мысль про тяжело. И написано прилично, не считая мелких помарок, которых, кстати, мало.
Единственное, не очень поверил я в героя. Не очень стал сочувствовать ему. А здесь он с ног до головы положительный. Не идеальный, конечно, но положительный. Может быть, некоторые детали вызвали скептическре отношение к тексту. Например
Заполз в воронку, оставшуюся от взрыва гранаты
зачем уточнять. Сразу сомнение. Просто воронка — этого достаточно.
04:26
+1
Это точно, от взрыва гранаты такой воронки не останется. Наверное жаль, что я это понимаю.
17:35
Про воронку — мне почему-то привиделась воронка не от наступательной гранаты, а от чего-то бОльшего, типа гранатомёта. Вероятно, это следовало особенно указать. Загуглил тут, и оказалось, что от калибра это дело оченно зависит.
04:28
+1
Мне кажется, что удалось. Я бы так не смог уместить все эти полутона про тяжесть верного пути, которое читатель обязан поставить под сомнение.
17:18
Пусть тема банальна, но реализация понравилась.
И закольцованность тяжелой и правильной жизни.
ГОЛОС здесь.
17:35
Спасибо )
23:41
+1
Вторая фраза корявая, в ней напрочь вязнешь. "Склон превратился в тропу… с камешками,… краем и веревкой..." Если вдуматься, это сумбур.
17:36
Сумбур иногда выходит. Надо это искоренять, конечно )
21:52 (отредактировано)
+2
Заполз в воронку, оставшуюся от взрыва гранаты

Какая воронка остается от взрыва гранаты? Поместится ли туда человек? Видимо, зависит от типа боеприпаса.
Непростой гг. Тяжело — это правильно. Такой принцип работает в духовной жизни. Тяжелый рассказец…
Тяжелый путь. Осознание. Чем тяжелее — тем правильнее. Этот принцип, его раскрытие в рассказе понравилось. Да, есть слабые места и недочеты, но из всех более склоняюсь к ГОЛОСу здесь…
17:36
+1
Да, это зависит от типа и калибра боеприпаса. Когда рассказ писался, об этом мысли не возникло, а должно было бы.
00:06
+1
«Заполз в воронку, оставшуюся от взрыва гранаты» — что за граната, дающая воронку в рост человека?
«Алексей пустил в дело руки. Потом ушёл.» — так отец был прав. Но кто их слушает, родителей-то? Типа сами с усами. Но сделанного не вернешь. Вполне возможно, сын поступит с Алексеем так же, как тот со своим отцом.
17:36
Хочется верить, что всё будет лучше.
13:16
+1
Пологий склон превратился в крутую тропу с камешками, выскакивающими из-под ботинка, отвесным краем слева и тугой альпинистской веревкой под правой рукой, натянутой каким-то заботливым путником на особо сложных участках.

Тяжелая конструкция, лучше разобрать))
Герои сложные, по мере прочтения вызвали у меня целый спектр противоположных эмоций. А сколько конфликтов в одном рассказе умудрился собрать автор! Конфликт ГГ с отцом, конфликт отца с самим собой, когда выбросил все парашюты, конфликт ГГ с небом, которое боготворил отец! Просто песня. Понравилось. ГОЛОС сюда
14:31
+1
Да, на первый взгляд кажется, что столько конфликтов — хорошо. Но они только намечены. А где разрешение? Выйти из конфликта с отцом, сначала избив его, а потом через столько лет развеяв его прах на ветру? Ну такое себе… Отец тоже не вышел. Хорошее в рассказе только закольцованная композиция. Со змея началось и змеем закончилось. Шикарной точкой мог бы стать финал, в котором гг все же возвращается назад, спрыгнув с парашютом также как его отец когда-то… Но такого финала нет. По сути никакого нет. А решение купить змея для сына слабовато для финала.
15:15
Я думаю, завершением конфликтов ГГ было его восхождение на гору, место, с которым связаны только счастливые воспоминания. Единственное, на что не сразу обратил внимание:
достал потертую урну. Она несколько лет пылилась на полке, а он не знал, что с ней делать.

Это же урна с прахом, я правильно понимаю? Почему он столько лет думал, куда ее деть?
Прыгнуть с парашютом — для финала красиво конечно thumbsup
15:26 (отредактировано)
Так в том-то и дело, что почему так долго тянул? Я когда натолкнулась на кучу вот таких моментов, подумала, что идея отличная, но что-то не срослось, не получилось у автора. Немного совсем не хватило. Если бы дожал, то однозначно стал бы победителем этой дуэли. Но есть точки роста, что огромный плюс.
17:37
Конфликты вышли случайно, но рад, что хотя бы заметны.
Над конструкциями надо работать, да…
18:53
+2
достал потертую урну

А кто же ее потер, эту урну?
19:58
+1
Меня больше смущает
а он не знал, что с ней делать

20:26 (отредактировано)
+1
«Она несколько лет пылилась на полке, а он не знал, что с ней делать»… поэтому он ее потер, и она стала потертая. Все логично.
20:49
+1
Аладдин)
07:08 (отредактировано)
+2
Гладко написано. Уверено. Финал достойный и путь к нему. Немного не в моем вкусе, когда все так подробно объясняется, почему любил, почему не любил, я больше люблю, когда это понятно из прожитых героем ситуаций, но я так же знаю, насколько «опасно» не объяснять, порой не вычитывают элементарное, то что на поверхности. Поэтому для определенной ЦА тут все правильно и как надо.
17:38
Я вообще до сих пор не уверен в наличии у меня ЦА.
Спасибо за мнение!
07:40
+1
На мой взгляд — это рассказ, литературное произведение, единственое в этой дуэли, где есть герой, его развитие, переданное через форму и литературные приемы, пусть манера мне не близка, но ГОЛОС здесь.
10:19 (отредактировано)
+3
Плыву я на белом кораблике по неуютно извилистой реке (второе предложение, конечно же). Уф-ф-ф! Закончилось. Тишь, гладь да благодать. Наслаждаюсь. Вдруг из воды выпрыгнула и упала в реку неопознанная рыба: «Вернулся. В руках, натертых стропами, он принёс разломанного змея» А если бы руки не были натёрты стропами? Обогнула рыбу, чтобы не задеть, плыву дальше. Тишь, гладь да благодать. Ух! Камешек маленький подводный: «Отец говорил, что, если тяжело, значит, движешься в правильном направлении». Запятая после «что» — это камешек. Плыву дальше. Ух! Снова камешек попался, да так быстро! — «Невеста не дождалась, да и кому он был нужен – безногий-то». Здесь вместо тире запятая лучше. Плыву дальше. Не успела и половину узла преодолеть — снова камешек! «Под конец месячного запоя крепко поругались, Алексей пустил в дело руки». Вот не нравится мне тут запятая. Другой бы значок какой. Не перечисление, поди. Ладно, проплыли. Попыталась дальше грести. Не вышло. Опять камешек! Да что же это такое? Путешествовать спокойно не дают! — «Через две недели вернулся домой, хмурый, как туча.» После «хмурый» запятая не нужна. Плыву, наслаждаюсь. Ой! Запутался винт в рыболовных сетях! Серьёзно так запутался: «Отец всё таскал его с собой: то на аэродромы, сажал в старый кукурузник и велел крепко держаться; оставлял внизу, на лётном поле, дожидаться, пока приземлится». Удалось распутать: «Отец всюду брал его с собой: то на аэродромы, где сажал в старый кукурузник и велел крепко держаться, то оставлял на лётном поле дожидаться его возвращения».
Наконец-то гладкая и спокойная река. Разомлела я. Вот уже и морская гладь на горизонте. БАЦ! Валун! Вдребезги мой кораблик: «Он размахнулся и выплеснул волну пепла на воздух.» На воздух никак не получится выплеснуть. Ведь воздух везде, и вверху тоже. Поэтому только «в воздух».
Вот и море. Тихое, спокойное, милое.
17:39
Запятые – товарищи вообще коварные.
И, чтобы не ошибиться, я иногда пользуюсь справочными материалами. Вот и Ваш комментарий заставил.
«Отец говорил, что, если тяжело, значит, движешься в правильном направлении». Запятая после «что» — это камешек. – Тут спорить сложно, и ряд правил говорит, что запятая не нужна. Однако здесь мне приятнее использовать понятие «интонационная запятая», которая создаёт паузу. По этому поводу нет четких правил, и всё остаётся на усмотрение автора. Прям как Вы любите.
«Под конец месячного запоя крепко поругались, Алексей пустил в дело руки». Вот не нравится мне тут запятая. – мне здесь видится сложносочинённое предложение, а не перечисление.
«Через две недели вернулся домой, хмурый, как туча.» После «хмурый» запятая не нужна. – сравнительный оборот, запятая нужна.

Касательно «рук, натёртых стропами». Эта деталь введена сознательно, т.к. позволяет понять, что дело будет как-то связано с парашютами (ибо стропы часто используются именно там). Т.е. играет на повествование, а не просто для красного словца.
За тяжелое предложение про аэродром – это полностью согласен. Получилось корявое, тут косяк признаю, недостаточно хорошо вычитал.
А про выплёскивание пепла на воздух – тут уже попытался в художественный приём. Ветер же поднимался, в лицо дул, создавал напряжение. Вероятно, следовало для понятности написать не «воздух», а «ветер». Но ни у кого больше вопросов не возникло. Либо не стали люди заморачиваться, либо всё понятно было, и эта часть картинки в голове сложилась.

Разумеется, я могу быть полностью не прав, но позиция «Я художник, я так вижу» позволяет вообще воротить всё, что хочешь.
Про говорящего отца — полностью согласна. Именно так я и люблю, когда у автора своё видение. Вот, к примеру, меня постоянно заставляют после «ну» запятую ставить. А у меня, ёшкин кот, интонация без запятых. Поэтому в топку все их правила devilНо, тем не менее, стараюсь «ну» вообще не употреблять. Не комфортно.
Про месячный запой тоже согласна. Но я изначально не настаивала. «Проплыли» — написала.

Сравнительный оборот… А вот тут надо мне задуматься. Ведь корректоры в моей книге все запятые перед «как» убрали нафиг. Вот у них грамоте и училась ))) В школе и так прокатило, без изучения правил пятёрки всегда по русскому были.
В рассказе итак понятно, что парашюты будут. pardonНо натёртые руки — не ошибка, так же, как и мои альпинисты. Почему бы не сказать мимолётом о том, чем эти люди в жизни развлекаются. Скрывать тут не обязательно. smile
Про ветер, кстати, да, «на ветер» — хороший вариант, но ассоциируется со «словами на ветер».
Да любой, кто пишет, всегда может сказать «я художник». )) Именно поэтому у меня всегда есть ответы, причём логичные, на вопросы читателей.

Камни- это то, что составляет берега всех океанов на планете… ну как без них создавался бы шум прибоя? никак…
Каждый сам решает — мешают ли ему камни отдыхать на пляже, купаться и загорать?..
Умение писать красиво-просто, понятно и интересно… это ж просто писательский талант (правда еще и много часов редакторской работы).
Важно понять- насколько хорош писатель- как создатель истории?
А камушки можно сделать в виде необычного и уникального узора — характеризующего конкретное произведение.
13:05 (отредактировано)
«натертые стропами руки»… блин, ну как за 2-3минуты полета на парашюте можно стропами натереть руки?? НИКАК… за стропы просто держатся, там нет трения.

Альпинист и парашютист- не братья по увлечениям… это разные виды времяпрепровождения.

Вот в изобразительном искусстве художники завоевали право отражать реальность как хочется… хоть реально, хоть абстрактно. У писателей пока такой победы не случилось — и 90% комментарием не про впечатления, а про ошибки-запятые…
Боритесь за «свой художественны язык»… или вносите корректировки всех, кто лучше вас знает правила русского языка.
13:38 (отредактировано)
Полностью согласна. Мой комментарий не о том. Я просто обучаю людей, как надо аргументировать свою точку зрения smileДело в том, что в моём рассказе ошибок нет, но мне массово писали «куча ошибок», не приводя примеров. Обычная человеческая предвзятость. Вы просто не в курсе событий. smileЕсли бы не попытка научить — я бы вообще на ошибки внимание не обратила. Никогда и не обращаю. Потому-что ошибки это дело корректора, и легко исправляются. А вот если сюжет не очень — это исправить будет сложнее.
Я не знаю, можно ли стропами руки натереть. Рассказ-то не мой. smileЭто автору лучше писать. И альпинист и парашютист не в одном рассказе. Тут парашютист, у меня — альпинисты. smile
01:13
+3
Я, честно говоря, скептически отношусь к текстам про войну. Тем более, что тут и не поймешь о какой войне идет речь. Афган? Кавказ? Грозный? И герой какой-то размытый. Следует заветам отца, но с отцом поступил подло. Каким отцом он сам станет? Долез до вершины, ослабил ремни протеза, потом встал и пошел к краю обрыва. Про потертую урну тут уже многие написали, не буду повторяться. Но, в целом, написано достаточно хорошо
17:41
Я тоже не люблю тему войны. Писал не о какой-то конкретной, и время не указывал специально. Мало ли войн на планете происходит? И больших, про которые все знают, и маленьких локальных в странах третьего мира, где воюют наёмники с наёмниками.
17:44
+3
Тут читабельно, в отличии от остальных текстов. Герой обозначен, конфликты расставлены. Про урну сказали, про протез — мне тоже показалось, что в повествовании забыли затянуть протез и герой каким-то образом двинул сам к краю. Мне не симпатичен ни герой ни способ раскрытия идеи через войну, как фактор наличия увечия ( шесть часов полз, и вот бы на час раньше и гангрены нет? такое себе углубление в анамнез), воспитание отца тоже по боку. Но раз змей изначально с гнилой перекладиной, ему никакой ветер не поможет. Наиболее гладкий рассказ в раскрытие темы и читабельности ГОЛОС
17:41
Спасибо за голос.

Рекомендуем быть вежливыми и конструктивными. Выражая мнение, не переходите на личности. Это поможет избежать ненужных конфликтов.

Загрузка...