Школа поэзии |7| Многоударные слова
Продолжаем дробить лекции на все более и более мелкие темы. Я уже которую лекцию хочу перейти к рифмам, но каждый раз оказывается, что про размеры говорить очень и очень много. Сегодня тоже важная тема. Говорим о многоударных словах. В какой-то степени, это продолжение прошлого блога.
Сначала небольшое предисловие. Предисловие важное. И я хочу, чтобы вы поняли, что я хочу донести.
Кому-то может показаться, что я превращаю поэзию в какую-то безумную математику. Хотел научить писать стихи, но сначала заставлял считать слоги, а теперь и вовсе буду проверять стихи одновременно двумя размерами. Но суть в ином.
Я не хочу, чтобы садясь писать стихи, вы погружались в математику. Вопросы, которые я рассматриваю сейчас – это тонкости. Стихи работают и без них. Но это та грань, которая отделяет стихи качественные от стихов идеальных.
Я прекрасно осознаю тот факт, что во многих случаях читатель просто не заметит сдвинутый не туда акцент или неверную многоударность. И это нормально. Пишите. Я не требую большего. Но если когда-то в какой-то момент вам покажется, что что-то не так, я даю вам инструмент, позволяющий это проверить. Перфекционизм – не враг поэта, а его вернейший союзник.
А теперь к делу.
Рассматривая акцентику, мы автоматически рассмотрели и другой вопрос – безударные слова, слова, стоящие на слабых местах. Разговаривая о них, можно было бы подключить лингвистику, вспомнить о проклитиках и энклитиках, но черт бы с ними. Меня и так обвиняют в том, что я сложный. В любом случае, интуитивное понимание важнее. Так мы поступим и сегодня.
Итак. Наряду с безударными словами, в стихотворении могут возникать и многоударные слова. Это происходит в тех случаях, когда мы используем слово, состоящее из большего количества слогов, чем стопа в нашем размере.
То есть если мы пишем стихотворение ямбом или хореем, но при этом используем трехсложное слово, то ему могут достаться два сильных слога. А если используем четырехсложное слово, то без двух сильных внутри не обойдется никак. Примеры этого мы уже рассматривали в самом начале разговора о размерах, но вот еще. Уходить далеко не будем, мы вообще нынче рассматриваем местные примеры. А этот к тому же простой, удобный и идеально подходит, чтобы донести одну не самую очевидную мысль:
КрЕн на прАвый бОрт!
ДрУжно - нАвалИсь!
МОлний сЕптаккОрд
РвЁт ночнУю вЫсь.
Аня Тэ «ОтВод»
Классичнейший трехстопный хорей. И в нем есть три трехсложных слова – «навались», «септаккорд» (знать бы еще, что это) и «ночную». В первых двух словах ударение (обычное, фонетическое) падает на последний слог. Это означает, что в случае хорейных стоп первый слог слова тоже попадет на сильное место – ровно так, как я обозначил выше.
Раньше я говорил (и не раз повторял), что такая ситуация нормальна для стихосложения, но относиться к ней нужно осторожно. Позже меня спрашивали, в чем должна проявляться логика такого отношения. Я и сам частенько замечал, что иногда двух- (а то и трех-) ударные слова читаются и воспринимаются нормально, а иногда – будто царапают язык. Какое-то время я не знал, почему так происходит. Но в итоге до меня дошло.
Факт остается фактом – правило, которое я вам сейчас расскажу, чисто моё, умозрительное. Существует ли оно в каком-то виде в серьезных трудах по поэтике, я не знаю. Но пока оно меня не подводило.
А логика вот в чем. В пятой лекции, посвященной «странным» размером, я говорил о том, что четырехсложные размеры могут переходить в двухсложные и обратно. Правда, обратный переход не всегда работает. И именно здесь зарыта собака.
Нестареющая классика
Мы в наглую воспользуемся тем, что автор куда-то отвернулся, и откроем собаку внаглую слямзим из стихотворения треть всех ударений (каждое второе). Смотрим, что получилось:
КрЕн на правый бОрт!
ДрУжно - навалИсь!
МОлний септаккОрд
РвЁт ночную вЫсь.
Оказывается, что по сути убранные сильные слоги ни на что особо не влияют. В двух средних строчках не нужны по факту, в первой и последней – акцентируют прилагательные (что, как мы выяснили в прошлой лекции, не столь принципиально).
И именно так это и работает. Если в вашем стихотворении появляются многоударные слова, проверить их допустимость можно превратив ваш двухсложный (трехсложный) размер в четырехсложный (шестисложный). Если сбоев и косяков акцента не появляется, то насчет количества ударений в слове можно не беспоеоиться.
Пожалуй, стоит привести и обратный пример. Так уж получилдось, что нашел я его у того же автора. Работа «Не тебя» с Турнира поэзии авторства Ани Тэ. Копировать сюда весь текст я не буду, ознакомьтесь с первоисточником по ссылке. Здесь же разберем кусочно. Сначала о размере. Вот вторая строфа:
Твой гОлос - стАлью рвЁтся в Уши,
С моЕй сонАтой нЕсравнИм:
НапЕвы флЕйт и мАндолИн
СмирЯют рАзум, лЕчат дУшу.
Четырехстопный ямб. Слова «несравним» и «мандолин» с двумя сильными. Как определить, какие сильные исключать? Все просто. Мы оставляем те, которые являются обычными фонетическими ударениями. То есть слова должны читаться так: «несравнИм» и «мандолИн». То есть четвертые сильные остаются на месте, третьи уходят. Соответственно, мы приводим стихотворение к форме пеона IV:
Твой голос - стАлью рвётся в Уши,
С моей сонАтой несравнИм:
Напевы флЕйт и мандолИн
Смиряют рАзум, лечат дУшу.
Здесь все хорошо. Но вот еще две строчки из того же стихотворения:
Я в мрАмор ОблачИл ВенЕру!
ЛюблЮ так гОрячО, безвОльно...
Если мы пременим к ним шаблон того же пеона IV (а размер мы менять не можем), то выйдет вот что:
Я в мрамор Облачил ВенЕру!
Люблю так гОрячо, безвОльно...
Сбои вполне конкретны и ощутимы. Но это не значит, что стихотворение написано неверно. Помним – у нас ямб. Я лишь демонстрирую, почему на таких словах могут возникать спотыкушки.
Прежде чем перейти к выводам, приведу еще один важный пример. Все на том же Турнире публиковалось стихотворение «Солнечно-Лунный триллер» (авторство пока не раскрывается). Я уже оставлял под ним комментарий с критикой по поводу акцентики. Ознакомьтесь, там хорошие примеры. Но сейчас я затрону другой момент.
СОтни секрЕтов хранИт до сих пОр ЗемлЯ,
Уйму загАдочных И неизвЕстных фАктов.
В шкОлах из гОда в год бьЮтся учИтелЯ,
НЕ заключАя с обОлтусом ВАськой пАктов.
Размер 1-4-7-10-12. Нечто неклассическое, мы называем это логаэдом, но суть вообще не в названии. Суть именно в этой «неклассичности». Третья строчка содержит слова «учителя», которому достались два сильных слога. И хотели бы мы попробовать действовать по алгоритму, озвученному выше… но не выйдет.
Почему? Потому что у нас нерегулярный размер. Мы не можем превратить его в другой. Логаэд остается логаэдом, с теми сильными, которые вложил в него автор. Особенно это касается элементов строк, которые отступают от классической стопики. Ведь сначала здесь идет нормальный анапест, с этой частью строк мы можем делать, что угодно. Можем и в шестисложник ее превратить. Но вот последнюю стопу (которая ямб) мы ни во что не превратим. Она останется неизменной. И останутся на своих местах два сильных слога в слове «учителя», которые мы вынуждены произносить четко. Отступления от классики в стихах всегда произносятся четко, это их особенность. И в таких случаях, когда «сильность» одного из сильных никак не редуцируются, при чтении возникает сбойка. Впрочем, об этой сбойке я очень-очень подробно буду говорить в следующий раз.
А пока запомните – если вы используете любой неклассический размер, не используйте многоударные слова. Как минимум в тех местах, где «ломается» классика.
А очередной тренинг уже ждет вас!
Не благодари:
Ави говорит Тони: «Посмотри в собаке»
Тони отвечает: «В смысле — посмотри в собаке»
Ави: «Ну, открой её».
А дальше уже следует фраза про консервную банку…
Поэтом всё равно не быть,
А вот «слоновцем» быть обязан
Так отблагодарю ещё раз за курс — спасибо!)