Дайверсити, диверсификация и инклюзивная литература

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
Дайверсити, диверсификация и инклюзивная литература

В предыдущем блоге я упоминал, что современную литературу в целом можно поделить на элитарную – нацеленную на худпоиск, и масс-маркет. Последняя ориентируется на целевую аудиторию, и даже ради ее удобства разбита на категории (которые могут совпадать с разными жанрами). Тот же поло-возрастной принцип деления: любовные романы считаются сугубо женским чтивом, детективами и боевиками якобы интересуются мужчины, есть еще отдельно детская и подростковая литература. А есть лунный посевной календарь, чтобы ваша бабушка знала, когда высаживать помидоры в открытый грунт .

Недавно меня спросили: а куда же отнести классику? Я бы отнес к элитарной литературе. И не только потому, что в какой-то период истории писательством занимались в основном образованные и обеспеченные дворяне. Когда тебя научили читать и писать, и ты целыми днями сидишь в личном поместье, наблюдая, как дремучие крестьяне гнут спину на пахоте, чего бы и не написать об их тяжкой жизни? Сами-то они не напишут – грамоте не обучены.

Но и потому, что такая литература сложна для понимания большинства современников. Нет, это вовсе не означает, что нынешнее поколение слишком тупое. Современная культура не деградирует, она развивается, и настолько стремительно, что многие за нею не поспевают. Культурный разрыв с нашим же прошлым растет от поколения к поколению – современники буквально живут в параллельной вселенной. Никто уже не носит шлафрок, не складывает вещи в шуфлядки, не чешет выю шуйцей и так далее. Из употребления вышли некогда привычные вещи, а, следовательно, и означающие их слова, другие - поменялись. Изменился весь государственный строй, административное деление – нет больше бояр, земств. Самым распространенным языком считается английский, а не французский, целые строки на котором можно встретить в той же русской классике. Чтобы понимать тексты прошлых веков, нужно обладать недюжинной эрудицией именно в исторической сфере. Но знать абсолютно все невозможно. Никто же не обвиняет людей в тупости за то, что они не отличают мате от маття, свитшот от лонгслива, а краш от кринжа.

Более того – выросшие в иной культурной среде люди иначе мыслили, у них были иные ценности, потому героям этих произведений – чуждым в суждениях – сложнее сопереживать. Да, есть ценности вечные – любовь, семья, свобода. Но тем не менее. Вот вам утрированный пример: в школе совершенно не понимал, на кой ляд Герасим загубил животину. Послал бы вредную бабу в пешее эротическое, и дело с концом.

Но нет, этот персонаж попросту не мог поступить иначе. И это еще не самое жесткое и странное, что можно встретить в литературе. Современнику порою сложно помыслить, что один человек может быть законной собственностью другого, что где-то приемлемо насилие и принуждение, и так далее. Отчего герои классики могут попросту быть чуждыми нам как личности.

Это еще полбеды. Культура идет путем глобализации, сегодня эти произведения доступны людям с любого континента, любой страны. Представьте, как сложно сопереживать герою, настолько культурно далекому от привычной действительности читателя.

Тем не менее, классика всегда была и будет популярна, в ней каждый найдет свое – и интересую, пусть и ушедшую в прошлое, реальность, и ценные уроки, и приемы мастерства, и т.д. Но на сегодня она именно что стала интересом узкого круга лиц, тех, кому охота там что-либо искать. Большинству же интереснее то, что близко по сюжету и смыслу. Вот почему масс-маркет эксплуатирует все то, что даст как можно больший охват читателей. Это и тиражирование понятных всем типажей персонажей, и расхожие, шаблонные сюжеты, и в принципе упор на базовые, общие для всех ценности – семья, дети, отношения, свобода, права и прочее.

И тут я перейду к основной мысли блога.

В первом выпуске Слоновостей я употребил понятия дайверсити и инклюзивность.

Дайверсити (diversity) или многообразие, инклюзивность (inclusive) – включение, а также диверсификация (diversification) – расширение, разнообразие – эти понятия пришли к нам из-за рубежа, где в современной трактовке они описывают тренд на максимальную вариативность культуры. Говоря по-русски: на любой вкус и цвет.

Применительно к литературе они означают, что современный читатель хочет видеть в текстах персонажей и ситуации, близкие им. То есть, нынешнее общество, вместо ориентира на мнение большинства, все больше учитывает интересы различных меньшинств. В любом смысле: гендерных, расовых, национальных, а также людей с узкими и специфическими вкусами и интересами, страдающих разными заболеваниями и прочее.

Да, тенденция крайне спорная, часто вызывает бурную общественную реакцию. Возьму примеры в целом из культуры.

Британская актриса Они Ухиара сыграла роль Анны Карениной в спектакле-адаптации общеизвестного произведения. И все бы ничего, но она – темнокожая. Естественно, общественность (российская, как вы понимаете) взорвалась возмущением.

С одной стороны – явный абсурд, ведь все мы прекрасно знаем, какой расы была героиня. Большим абсурдом бы стало, если бы ее сыграл мужчина. Темнокожий мужчина. Но с другой стороны: выходит, что несмотря на весь твой талант, заслуги и даже любовь к произведению твой цвет кожи может стать препятствием для самовыражения? Выходит, что да. Справедливо ли это? Получается, что твой пол, раса, увлечения – твоя вина, твои рамки?

То же самое касается чернокожих эльфов из современного сериала «Ведьмак», экранизации «Русалочки», где героиню сыграла темнокожая Холли Бэйли, и даже – немного в сторону, но все же – певицы Манижи, которая представит российскую эстраду на Евровидении. Все эти случаи послужили поводом для возмущения тем, что индивиды из одной культуры «суются» в «чужую» (а именно -  в культуру «белых»).

Кто-то может сказать: ну и пусть они пишут свои произведения, снимают свои кино, с темнокожими героями, геями и феминистками. Именно этим сейчас и занимается весь мир! Иронично, что и это вызывает массу негатива - и так плохо, и сяк. Но, а как еще может быть в столь многообразном мире?

Речь не только о вездесущих персонажах-афроамериканцах. Так, в сериале «Мой маленький пони» (который, кстати, популярен не только у маленьких девочек, но даже у бородатых брутальных мужчин», в серии «Честная сделка» появляется персонаж Stellar Eclipse – пегас, который не умеет летать, ведь он прикован к инвалидной коляске. Стеллар Эклипс является ОСом (оригинальным персонажем), которого придумал фанат сериала Сильвейн-Николас Левассёр-Портелянс, страдающий спинальной мышечной атрофией. При поддержке международного благотворительного фонда «Make-A-Wish Foundation» его герой попал в сериал.

Голливуд давно нервно курит в сторонке, практически у каждой страны появляется своя развитая киноиндустрия. Так, в конце мая нам обещают показать якутский фолк-хоррор «Иччи». В котором речь, естественно, пойдет о нечистой силе из якутского фольклора (иччи — духи предметов, вещей, явлений природы или местности в традиционных верованиях якутов). На удивление, кстати, годные польские хорроры.

Снова к литературе. Инклюзивная литература (inclusive literature) – это произведения, ориентированные на формирование положительного восприятия личного разнообразия. Так, книга «Радуга для жизни» Михаила Самарского рассказывает о мальчике, потерявшим зрение, и его дружбе с собакой-поводырем. Примечательно, что книга была написана автором в 16 лет. Или «Солнечное затмение» Альберта Лиханова, где героиня – девочка в инвалидной коляске.

О дайверсити в литературе: есть романы об однополой любви, например, «Роман с немцем» Ярослава Могутина или романы Фредрика Бакмана «Медвежий угол» и «Мы против вас».

Хочу отметить, что вариативные персонажи не обязательно подаются как бедные-несчастные, никем не понятые изгои. Такое действительно раздражает – будто мало слезодавилок с хромыми собачками. Зачастую как раз наоборот, они выписываются как обычные члены общества, всеми поддерживаемые и успешно функционирующие, как и любые другие. Детектив в инвалидном кресле, женщина-лесоруб, попаданец-веган - почему нет?

Активно развивается китайская литература, особенно фантастика. Наиболее успешным считается автор Лю Цысинь, его научно-фантастический роман «Задача трех тел» моментально стал хитом на Западе, номинирован на самые престижные литературные премии в области фантастики, такие как «Хьюго», «Локус» и «Прометей».

И так далее.

Так что, если вы думали заняться худпоиском и попробовать что-то оригинальное, можете использовать эту информацию.

Больше героев, хороших и разных!

Искренне лаваш, блогер-блудослов Androctonus_616

+13
22:09
1693
22:24
+4
Спасибо. Полезная информация. А этот Лю Цысинь переведен на русский? Надо будет почитать. А по поводу чернокожей Анны Карениной ощущения, конечно, двойственные. Чего уж там говорить…
Хотя мы вон лезем своими рылами то в блюз, то в джаз. А про регги и рэп я вообще молчу. Значит, белым можно лабать черную музыку, а черным нельзя театралить?
Вот такой мир. Сплошь из противоречий.
22:34 (отредактировано)
+2
Ну он на Литресе продается, значит, есть.

Мы лезем ваще везде crazyВсе по той же причине — глобализация.
Но и у нас эта тенденция прослеживается, в опять же мною уже упомянутом русском фольклоре — популярны истории про всяких домовых-леших-ведьм. Тот же Даркер, например, принципиально отдает предпочтение сюжетам в российских реалиях — про Пендостан пущай пендостанцы сами и пишут laugh
04:55 (отредактировано)
про Пендостан пущай пендостанцы сами и пишут

Да. Джек Лондон как раз об этом и писал. Как папуасов пачками расстреливали. Интересно, его уже запретили или он на очереди?
04:11
+4
выходит, что несмотря на весь твой талант, заслуги и даже любовь к произведению твой цвет кожи может стать препятствием для самовыражения? Выходит, что да. Справедливо ли это? Получается, что твой пол, раса, увлечения – твоя вина, твои рамки?

Интересно, что обратных примеров нет, почему-то. Почему одаренной актрисе с рязанской внешностью не сыграть рабыню в спектакле по «Хижине дяди Тома?» Покахонтас? Почему белых девочек не снять в чем-нибудь подобном «Загону для кроликов»? Мне просто интересно, а как представители тех культур к такому отнесутся?
Все решают деньги, сборы, продажи. Ну, политика, опять же. Нам хорошо — мы рабов из соотечественников имели. Никаких проблем с «извинениями»))
А Театр вообще вещь интересная. Раньше женщины там в принципе не играли.
«Служанки» Виктюка, кстати, более чем убедительны.
05:19
а как представители тех культур к такому отнесутся?

Будут орать на каждом углу, что их троллят и унижают.
06:36 (отредактировано)
+1
еще будет формулировка: эксплуатация культуры.
06:43
Кстати! А вы не в курсе часом, что сталось с труппой Виктюка? Так и продолжают выступать? Или зачахло дело после смерти?
06:48
Служанки во вторник в 19.00
06:50
Спасибо.
06:51
пойдете?)))))
06:55 (отредактировано)
Я — неа. Хотя признаЮ. У меня жена с подружками не пропускает. Грит — мужики там красивые. laugh
07:00
Двойной лорнет скосясь наводит на ложи незнакомых…
Грит — мужики там красивые. laugh
Среди публики?
Вам должно быть не до смеха)
07:15
Не, на сцене. По биологическим признакам. laugh
А психические сейчас не учитываются. Куда ни глянь — одни психи вокруг. crazy
07:32 (отредактировано)
Куда ни глянь — одни психи вокруг.

кто тут психи?
07:40 (отредактировано)
+1
Вы о чем, о ком? О психах?
Ну я псих. Окружаю всех. Устраивает?
Если не устраивает, не лезьте в чужую переписку.
09:32
Теперь устраивает
11:23 (отредактировано)
Мужики норм, но визажисту ихнему бы руки выкрутить noХоть бы чтоле туториал от какой-нибудь драг-квин посмотрели, как это делается.
11:00
О, прогнозируемый вопрос )))
Ну тут как… Думаю, все в курсе, какой сейчас кипеж вокруг блэк-фэйсов и прочего, пендосам, как и немцам, активно пытаются влепить чувство вины за некую историческую оплошность. У них если белый сыграет черного, это будет ор выше гор, что лезут в чужую культуру. Почему темнокожие могут, а наоборот нет? Да потому что считается, что культуру большинства нет смысла защищать — она итак доминирующая и имеет весомое преимущество на фоне прочих. Этот принцип действует и в иных сферах, и тут берется как причина, почему «наоборот» — нельзя.
Я вот дико сомневаюсь, что рязанская актриса хоть в мыслях пожелает играть Покахонтас crazy, но это было бы интересно. Именно как раз потому, что русские традиционно в рабстве держали сами себя, и им извиняться перед темнокожими не за что )) Впрочем, нам откуда знать, мож в каких-то очень местячковых театрах уже такое было. Просто огласку не получило по причине этой дремучей местячковости )
11:03
+1
А в детских садах развито творчество бородатых женщин в образе мифического старца)
11:17
О, йа… Да ладно, я вон Пугачеву играл же, и даже Пэппи Длинный Чулок crazy
11:19
+1
Я играла Маленького Мука. Но у меня есть смягчающие обстоятельства — мне было мало лет)))
13:32
+2
А я была боб толстый зоб — отрицательный персонаж сказки город дураков. Даже фото есть. Имела большой успех.
11:09
О, бредовый фантдоп для антиутопии crazy
Карочи, все потомки крепостных крестьян возмутились, что их предков держали в крепостничесве и заявили, что образ русских в искусстве нельзя эксплуатировать. Поэтому русских пусть играют негры crazy
11:13
хаха))) мы как раз смеялись над этим с мужем за завтраком. ТИ ЗНАЛЬ!!!
11:15 (отредактировано)
glassЯ слежу за вами через Гугол в телефоне
11:20
+1
Вот еще новости. Прекрати сейчас же. или я не отвечаю за твою травмированную психику
11:25
Ой, ладно-ладно, пойду за кем-нибудь другим послежу crazy
13:42
Белые девочки балерины выложили как-то фотки с репетиции где у них роли арапчат. Ну там костюмы, грим соответствующий. Боже какой вой поднялся, как же так негров не пускают в балет белые под них гримируются. ущемление прав и т.д. Так что в обратную сторону это не работает. К сожалению.
13:49
о чем и речь
13:51
+1
Честно говоря, я тоже скорее образ Анны Карениной в темной цвете восприму негативно, ибо достоверность все таки страдает. Черного короля Артура видели? Понравилось? Есть вещи которые нельзя менять. Черные эльфы и крестьяне в ведьмаке это вполне допустимо. Не наш мир (хоть и подразумевается Польша). А простите, русалка как стала черной под водой? Как у неё меланин то выработался в нужном количестве? Кстати морская ведьма вполне себе черной была (не шоколадной, а именно черной). Вот и взяли бы её на роль ведьмы. Но нет же у нас толерастия через все щели. Которая работает почему то сугубо в одну сторону!
Всё, можете кидать тапками. laugh
13:58
Ну я вот все жду, когда темнокожая женщина сыграет Гитлера crazyВот где эпик-то будет.
Почему она в одну сторону работает, я уже объяснил — потому что культура большинства априори не может считаться ущимленной, она уже превалирует и доминирует. Перекос существует именно из-за дефицита разнообразия. И вот когда это все выровняется, думаю, такого треша станет меньше — каждый будет выбирать что-то свое.
14:03
Какие ведьмы, какие Гитлеры. Китайцы сказали, что не купят ни одного фильма с плохим китайцем. Все. Этого было достаточно
Вообще, как они сейчас кино без масок-то снимают?
14:06
Не знаю, надо поглядеть новинки китайского кино crazy
00:13
Сближение чёрной и белой культур по теории должно было привести к появлению темнокожих Моцартов и Чайковских. По факту же их не появилось ни одного, зато появились всякие Могренштерны и рэп резко выдавил все более сложные жанры из их потребительских ниш.
Хризантема никогда не выдержит конкуренции с одуванчиками. У голубоглазой мамы, забеременевшей от дагестанца ребёнок всегда будет с карими глазами. Дайверсити — это просто навязываемая форма суицида европейской цивилизации.
00:23
Короче.
Ату их, ату!!!

Джек Лондон.
laugh
05:58
ну… ну… Джаз же появился. Про глаза тоже не гарантия. У меня отец как раз голубоглазый)))
Загрузка...
@ndron-©