Дайверсити, диверсификация и инклюзивная литература

В предыдущем блоге я упоминал, что современную литературу в целом можно поделить на элитарную – нацеленную на худпоиск, и масс-маркет. Последняя ориентируется на целевую аудиторию, и даже ради ее удобства разбита на категории (которые могут совпадать с разными жанрами). Тот же поло-возрастной принцип деления: любовные романы считаются сугубо женским чтивом, детективами и боевиками якобы интересуются мужчины, есть еще отдельно детская и подростковая литература. А есть лунный посевной календарь, чтобы ваша бабушка знала, когда высаживать помидоры в открытый грунт .
Недавно меня спросили: а куда же отнести классику? Я бы отнес к элитарной литературе. И не только потому, что в какой-то период истории писательством занимались в основном образованные и обеспеченные дворяне. Когда тебя научили читать и писать, и ты целыми днями сидишь в личном поместье, наблюдая, как дремучие крестьяне гнут спину на пахоте, чего бы и не написать об их тяжкой жизни? Сами-то они не напишут – грамоте не обучены.
Но и потому, что такая литература сложна для понимания большинства современников. Нет, это вовсе не означает, что нынешнее поколение слишком тупое. Современная культура не деградирует, она развивается, и настолько стремительно, что многие за нею не поспевают. Культурный разрыв с нашим же прошлым растет от поколения к поколению – современники буквально живут в параллельной вселенной. Никто уже не носит шлафрок, не складывает вещи в шуфлядки, не чешет выю шуйцей и так далее. Из употребления вышли некогда привычные вещи, а, следовательно, и означающие их слова, другие - поменялись. Изменился весь государственный строй, административное деление – нет больше бояр, земств. Самым распространенным языком считается английский, а не французский, целые строки на котором можно встретить в той же русской классике. Чтобы понимать тексты прошлых веков, нужно обладать недюжинной эрудицией именно в исторической сфере. Но знать абсолютно все невозможно. Никто же не обвиняет людей в тупости за то, что они не отличают мате от маття, свитшот от лонгслива, а краш от кринжа.
Более того – выросшие в иной культурной среде люди иначе мыслили, у них были иные ценности, потому героям этих произведений – чуждым в суждениях – сложнее сопереживать. Да, есть ценности вечные – любовь, семья, свобода. Но тем не менее. Вот вам утрированный пример: в школе совершенно не понимал, на кой ляд Герасим загубил животину. Послал бы вредную бабу в пешее эротическое, и дело с концом.
Но нет, этот персонаж попросту не мог поступить иначе. И это еще не самое жесткое и странное, что можно встретить в литературе. Современнику порою сложно помыслить, что один человек может быть законной собственностью другого, что где-то приемлемо насилие и принуждение, и так далее. Отчего герои классики могут попросту быть чуждыми нам как личности.
Это еще полбеды. Культура идет путем глобализации, сегодня эти произведения доступны людям с любого континента, любой страны. Представьте, как сложно сопереживать герою, настолько культурно далекому от привычной действительности читателя.
Тем не менее, классика всегда была и будет популярна, в ней каждый найдет свое – и интересую, пусть и ушедшую в прошлое, реальность, и ценные уроки, и приемы мастерства, и т.д. Но на сегодня она именно что стала интересом узкого круга лиц, тех, кому охота там что-либо искать. Большинству же интереснее то, что близко по сюжету и смыслу. Вот почему масс-маркет эксплуатирует все то, что даст как можно больший охват читателей. Это и тиражирование понятных всем типажей персонажей, и расхожие, шаблонные сюжеты, и в принципе упор на базовые, общие для всех ценности – семья, дети, отношения, свобода, права и прочее.
И тут я перейду к основной мысли блога.
В первом выпуске Слоновостей я употребил понятия дайверсити и инклюзивность.
Дайверсити (diversity) или многообразие, инклюзивность (inclusive) – включение, а также диверсификация (diversification) – расширение, разнообразие – эти понятия пришли к нам из-за рубежа, где в современной трактовке они описывают тренд на максимальную вариативность культуры. Говоря по-русски: на любой вкус и цвет.
Применительно к литературе они означают, что современный читатель хочет видеть в текстах персонажей и ситуации, близкие им. То есть, нынешнее общество, вместо ориентира на мнение большинства, все больше учитывает интересы различных меньшинств. В любом смысле: гендерных, расовых, национальных, а также людей с узкими и специфическими вкусами и интересами, страдающих разными заболеваниями и прочее.
Да, тенденция крайне спорная, часто вызывает бурную общественную реакцию. Возьму примеры в целом из культуры.
Британская актриса Они Ухиара сыграла роль Анны Карениной в спектакле-адаптации общеизвестного произведения. И все бы ничего, но она – темнокожая. Естественно, общественность (российская, как вы понимаете) взорвалась возмущением.
С одной стороны – явный абсурд, ведь все мы прекрасно знаем, какой расы была героиня. Большим абсурдом бы стало, если бы ее сыграл мужчина. Темнокожий мужчина. Но с другой стороны: выходит, что несмотря на весь твой талант, заслуги и даже любовь к произведению твой цвет кожи может стать препятствием для самовыражения? Выходит, что да. Справедливо ли это? Получается, что твой пол, раса, увлечения – твоя вина, твои рамки?
То же самое касается чернокожих эльфов из современного сериала «Ведьмак», экранизации «Русалочки», где героиню сыграла темнокожая Холли Бэйли, и даже – немного в сторону, но все же – певицы Манижи, которая представит российскую эстраду на Евровидении. Все эти случаи послужили поводом для возмущения тем, что индивиды из одной культуры «суются» в «чужую» (а именно - в культуру «белых»).
Кто-то может сказать: ну и пусть они пишут свои произведения, снимают свои кино, с темнокожими героями, геями и феминистками. Именно этим сейчас и занимается весь мир! Иронично, что и это вызывает массу негатива - и так плохо, и сяк. Но, а как еще может быть в столь многообразном мире?
Речь не только о вездесущих персонажах-афроамериканцах. Так, в сериале «Мой маленький пони» (который, кстати, популярен не только у маленьких девочек, но даже у бородатых брутальных мужчин», в серии «Честная сделка» появляется персонаж Stellar Eclipse – пегас, который не умеет летать, ведь он прикован к инвалидной коляске. Стеллар Эклипс является ОСом (оригинальным персонажем), которого придумал фанат сериала Сильвейн-Николас Левассёр-Портелянс, страдающий спинальной мышечной атрофией. При поддержке международного благотворительного фонда «Make-A-Wish Foundation» его герой попал в сериал.
Голливуд давно нервно курит в сторонке, практически у каждой страны появляется своя развитая киноиндустрия. Так, в конце мая нам обещают показать якутский фолк-хоррор «Иччи». В котором речь, естественно, пойдет о нечистой силе из якутского фольклора (иччи — духи предметов, вещей, явлений природы или местности в традиционных верованиях якутов). На удивление, кстати, годные польские хорроры.
Снова к литературе. Инклюзивная литература (inclusive literature) – это произведения, ориентированные на формирование положительного восприятия личного разнообразия. Так, книга «Радуга для жизни» Михаила Самарского рассказывает о мальчике, потерявшим зрение, и его дружбе с собакой-поводырем. Примечательно, что книга была написана автором в 16 лет. Или «Солнечное затмение» Альберта Лиханова, где героиня – девочка в инвалидной коляске.
О дайверсити в литературе: есть романы об однополой любви, например, «Роман с немцем» Ярослава Могутина или романы Фредрика Бакмана «Медвежий угол» и «Мы против вас».
Хочу отметить, что вариативные персонажи не обязательно подаются как бедные-несчастные, никем не понятые изгои. Такое действительно раздражает – будто мало слезодавилок с хромыми собачками. Зачастую как раз наоборот, они выписываются как обычные члены общества, всеми поддерживаемые и успешно функционирующие, как и любые другие. Детектив в инвалидном кресле, женщина-лесоруб, попаданец-веган - почему нет?
Активно развивается китайская литература, особенно фантастика. Наиболее успешным считается автор Лю Цысинь, его научно-фантастический роман «Задача трех тел» моментально стал хитом на Западе, номинирован на самые престижные литературные премии в области фантастики, такие как «Хьюго», «Локус» и «Прометей».
И так далее.
Так что, если вы думали заняться худпоиском и попробовать что-то оригинальное, можете использовать эту информацию.
Больше героев, хороших и разных!
Искренне лаваш, блогер-блудослов Androctonus_616
Хотя мы вон лезем своими рылами то в блюз, то в джаз. А про регги и рэп я вообще молчу. Значит, белым можно лабать черную музыку, а черным нельзя театралить?
Вот такой мир. Сплошь из противоречий.
Мы лезем ваще везде
Но и у нас эта тенденция прослеживается, в опять же мною уже упомянутом русском фольклоре — популярны истории про всяких домовых-леших-ведьм. Тот же Даркер, например, принципиально отдает предпочтение сюжетам в российских реалиях — про Пендостан пущай пендостанцы сами и пишут
Да. Джек Лондон как раз об этом и писал. Как папуасов пачками расстреливали. Интересно, его уже запретили или он на очереди?
Интересно, что обратных примеров нет, почему-то. Почему одаренной актрисе с рязанской внешностью не сыграть рабыню в спектакле по «Хижине дяди Тома?» Покахонтас? Почему белых девочек не снять в чем-нибудь подобном «Загону для кроликов»? Мне просто интересно, а как представители тех культур к такому отнесутся?
Все решают деньги, сборы, продажи. Ну, политика, опять же. Нам хорошо — мы рабов из соотечественников имели. Никаких проблем с «извинениями»))
А Театр вообще вещь интересная. Раньше женщины там в принципе не играли.
«Служанки» Виктюка, кстати, более чем убедительны.
Будут орать на каждом углу, что их троллят и унижают.
Среди публики?
Вам должно быть не до смеха)
А психические сейчас не учитываются. Куда ни глянь — одни психи вокруг.
кто тут психи?
Ну я псих. Окружаю всех. Устраивает?
Если не устраивает, не лезьте в чужую переписку.
Ну тут как… Думаю, все в курсе, какой сейчас кипеж вокруг блэк-фэйсов и прочего, пендосам, как и немцам, активно пытаются влепить чувство вины за некую историческую оплошность. У них если белый сыграет черного, это будет ор выше гор, что лезут в чужую культуру. Почему темнокожие могут, а наоборот нет? Да потому что считается, что культуру большинства нет смысла защищать — она итак доминирующая и имеет весомое преимущество на фоне прочих. Этот принцип действует и в иных сферах, и тут берется как причина, почему «наоборот» — нельзя.
Я вот дико сомневаюсь, что рязанская актриса хоть в мыслях пожелает играть Покахонтас
Карочи, все потомки крепостных крестьян возмутились, что их предков держали в крепостничесве и заявили, что образ русских в искусстве нельзя эксплуатировать. Поэтому русских пусть играют негры
Всё, можете кидать тапками.
Почему она в одну сторону работает, я уже объяснил — потому что культура большинства априори не может считаться ущимленной, она уже превалирует и доминирует. Перекос существует именно из-за дефицита разнообразия. И вот когда это все выровняется, думаю, такого треша станет меньше — каждый будет выбирать что-то свое.
Вообще, как они сейчас кино без масок-то снимают?
Хризантема никогда не выдержит конкуренции с одуванчиками. У голубоглазой мамы, забеременевшей от дагестанца ребёнок всегда будет с карими глазами. Дайверсити — это просто навязываемая форма суицида европейской цивилизации.
Джек Лондон.