Анна Неделина №2

Новый год.Часть II

12+
Новый год.Часть II

Новолетие при Петре Великом. Старый и новый стили.

      Пётр Великий был страстным поклонником европейских традиций. На момент его правления в России летоисчисление велось от Сотворения мира, Новый год отмечали 1сентября.

     Пётр же повелел унифицировать русский и европейский календари. А по сути дела, царь вернулся к языческому новолетию – Новый год с 1700 года стали праздновать в ночь с 31 декабря на 1 января. 29 и 30 декабря 1699 года Петр I издал два именных указа о введении нового летоисчисления и о праздновании Нового года. Документами предписывалось вести отсчет лет от Рождества Христова (текущий 7208 год от сотворения мира таким образом стал 1699 годом) и праздновать Новый год 1 января. При этом григорианский календарь, который действовал в Европе, царь вводить не стал. Вплоть до XX века Россия продолжала жить по юлианскому летоисчислению, отмечая Новый год на 11 дней позже, чем европейские государства. Церковная дата новолетия осталась без изменений - 1 сентября. Кстати говоря, Пётр довольно терпимо отнёсся к вычислению от сотворения мира: «А буде кто похочет писать и от Сотворения Мира: и им писать оба те лета — от Сотворения Мира и от Рождества Христова сряду свободно».

Источник: “Заметки о нашем календаре”, астроном Иван Антонович Климишин.

     Юлианский календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном (греческий астроном, математик и философ, жил в I в. до н. э. в г. Александрия эллинистического Египта. В 46 году до н. э. был приглашён Юлием Цезарем в Рим для разработки Юлианского календаря). Средняя продолжительность года составляет 365,25 суток. Календарь назван в честь Юлия Цезаря, по указу которого был введён в Римской республике с 1 января 45 года до н. э. Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность. Юлианский календарь заменил старый римский календарь и основывался на астрономической культуре эллинистического Египта. И вот по указу Петра Россия сменив летоисчисление от сотворения мира, продолжала жить по Юлианскому жила по нему вплоть до 14 февраля 1918 года, когда приказом Совнаркома за подписью Ленина был осуществлён переход на григорианский календарь. Это была система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца. Средняя продолжительность года принята равной 365,2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет.

     Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года взамен прежнего юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. Григорианский календарь используется в большинстве государств и стран мира. В литературе также применяется название — «новый стиль», а юлианский – «старый стиль». Замечу, что отметив сейчас 2022 год, от сотворения мира мы продолжаем жить в году 7530. О разнице между стилями я ещё буду говорить чуть позже, а пока что вернёмся к указу Петра.

Значение указа. "Праздник к нам приходит"

     Самое важное, что этот указ дал – он подарил России светский праздник, во многом именно тот, который существует у нас до сих пор. Помните, как в современной рекламе всемирно известной марки газировки - "Праздник к нам приходит, праздник к нам приходит..."? Вот именно с этим петровским Указом к нам и пришёл настоящий праздник, который мы до сих про считаем самым волшебным и главным в году.


.gif

     В самом указе жителям столицы, тогда ещё это была Москва, предписывалось на «больших и проезжих знатных улицах» украсить свои дома на время с первого по седьмое января ветвями сосновых, еловых и можжевеловых деревьев. Наступление Нового года должно было отмечаться совершением специальных богослужений в церквях и молельнях.

      Я счастливая хозяйка милейшего и нежнейшего существа – кошки-перса. Для нас с ней Новый год – время стресса. Моя Персия боится салютов, которые у нас под окнами начинают взрываться задолго до 31 декабря, а уж в саму праздничную ночь от этой забавы небо превращается в светопредставление. Сейчас мы привыкли считать это развлечение китайским,но... не всё так просто.


Laughing

      Фейерверки — «огненные потехи» Петра — стали неотъемлемым атрибутом празднования именно в начале 18-го века. Сам Пётр заявлял, что если любимым развлечением его отца являлась охота, то его это не забавляет, но с юности у него была большая страсть к мореплаванию и фейерверкам. И пришли они к нам из Европы!

      Все известные тогда в Европе изделия потешной пиротехники получили применение и в фейерверках, устраивавшихся в России. «Верховые» фигуры — ракеты и им подобные — отрывались от земли и быстро поднимались вверх, оставляя плавные или зигзагообразные светящиеся следы. Другие («низовые») во время своего сгорания производили огненно-световые эффекты или громкие выстрелы на площадке фейерверочного зрелища. Разнообразные сочетания «верховых» и «низовых» фигур составлялись в красивые и затейливые композиции. На довольно значительной высоте можно было достичь эффекта огромных огненных букетов, сноп, гирлянд, а на площадке — ряды блестящих фонтанов, водяные каскады, лиственные и цветочные мозаики, ослепительные солнца и колеса, вертящиеся мельницы, бриллиантовые пирамиды и иные виды фейерверочного убранства.

      Неотъемлемым элементом украшения огненных новогодних представлений стали символы, аллегории и эмблемы. Они отражали не отвлечённые и абстрактные представления, а достаточно конкретные реальные идеи, задачи, события, которые уже свершились или только подготавливались. Так, например, аллегория в виде белки, грызущей орех, с надписью «Без труда не получишь» — напоминала об усилиях русской армии, предпринятых для овладения шведской крепостью Нотебург (Орешек), и одновременно призывала к преодолению других трудностей, встречавшихся в ходе Северной войны.

«Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года», 1846 г. А. Е. Коцебу. Источник: commons.wikimedia.org

      Празднуя Новый год в Петровской России не только устраивали красочные фейерверки, но активно использовали в развлекательных целях артиллерию. Интересен также и тот факт, что при Петре каждое новогоднее празднование было посвящено военным победам или подписанию мирного договора.

      Так, например, в 1711 году Россия была вынуждена вести войну на два фронта — со Швецией на севере и с Турцией на юге, что было весьма затруднительно. Подписание мирного договора с Турцией и отказ от некоторых крепостей на юге позволил России освободить войска для более успешных боевых действий против Швеции, что и предопределило дальнейшую победу в Северной войне. По этому поводу 1 января 1712 года в Петербурге был устроен грандиозный фейерверк. Его специальные декорации, запечатлённые на гравюре А. Зубова, отразили упомянутые события 17101711 годов. Театр фейерверочного представления находился на ледяном поле Невы, напротив дворца ближайшего сподвижника Петра, светлейшего князя Александра Меншикова. Там было построено декоративное сооружение в виде триумфальных ворот. Эти «врата» были оснащены разнообразными изделиями увеселительной пиротехники, создававшими при своём сгорании разнообразные огненно-световые эффекты. Вокруг «врат» также размещались комплексы фейерверочных изделий. В проёмах арок и в других местах и по фасаду триумфальных ворот показывались последовательно транспаранты, эмблемы, раскрывавшие содержание фейерверочного представления.

Васильевский остров. Источник: wikimedia.org

     В последнем отделении фейерверочного представления была введена в действие декорация, находившаяся в проёме центральной арки. В описании зрелища сказано: «Потом окажется крепость морская, у которой в одной куртине подпись сия: «бог укрепи камень сей». Значит сие крепость Санктъпитеръбурх. В другой куртине сие подписание: «На счастливое шествие сему». Причём корабль со всеми парусами по ветру в гавань прибываеть. Значит сие какую благость впредь государству чрез сие привлечёт». Таким образом, в представлении подчёркивалось значение Петербурга и строившегося здесь флота. Появление декорации, изображавшей Петербург, сопровождалось действием расположенных на ней изделий увеселительной пиротехники. В описании фейерверка далее говорится: «Потом как сие скончается, начнёт крепость вновь из себя выпущать патроны и гранаты беспрестанно, при том ракеты и многие разные люсты-кугели со беспрестанною пушечною пальбою».

План проведения праздника. Источник: wikimedia.org

Новый год в петровскую эпоху отмечался широко и с настоящим русским размахом. Неотъемлемой чертой петровского новогоднего празднества стали ассамблеи — именно при Петре начали устраивать эти знаменитые увеселительные встречи, балы и прочие собрания с питьём и танцами, которые Петр своим указом от 1718 года обязал «всех чиновных лиц, живущих в Петербурге, проводить регулярно по очереди». Впервые на этих собраниях появились женщины в «зазорных» платьях с декольте и оголёнными руками, которые должны были «пить и веселиться» наравне с мужчинами.

Придворные увеселения. Источник: wikipedia.org

     Однако не всё просто и легко было с такой формой празднования Нового года. Высшие круги Петровской России новый обычай приняли ( думаю, у них не было иного выхода), а простой люд отнёсся с недоверием. Народ, в принципе, уже и так догадывался, что новый царь у них со странностями, но чтобы настолько... Дело в том, что русский человек много чего может придумать, но он никогда не станет украшать свой дом еловыми ветками.В русской культуре ель была наделена различными сакральными значениями и ассоциировалась в основном с разного рода нечистью (чертями, лешими и прочими обитателями дремучих лесов). Слово «ель» образовалось из народного просторечия «ёлс» — одного из имен лешего, черта: «А коего тебе ёлса надо?» Ель традиционно считалась у славян деревом смерти, о чем сохранилось немало свидетельств. Еловыми ветками выстилают путь покойнику. В еловых ветках зарывают самоубийц — тех, кто удавился, например, или их кладут на пол в помещении, где лежит покойник, или их бросают в яму на гроб, ими прикрывают могилу. Понимаете, ель — это ни разу не весело. Нет никаких веселых пословиц про ель, никаких праздничных обрядов или традиций, связанных с елью. В некоторых местах действовал запрет на посадку ели около дома, чтобы не навлечь беду на главу семейства. До наших дней сохранился ритуал погребальных венков, сделанных, опять же, из ели. Дерево колючее вообще никуда не годится — ни на веник, ни на дрова. Короче говоря, ёлочку не жаловали на Руси. Я планирую написать о новогодней Ёлке отдельно, а пока лишь замечу - с конца 19-го века мрачный образ ели начал постепенно меняться, совместив в своей семантике два традиционных обряда: исконно-русскую траурную церемонию с еловыми венками и празднование Рождества с нарядной и пушистой ёлкой, пришедшее с Запада. Постепенно в сознании русских ель крепко соединилась с положительным символом рождественского дерева.

    С другим петровским приказом — пускать ракеты и зажигать огни — проблем не возникло.Иностранцы удивлялись, сколько денег кинуто на ветер. «В России порохом дорожат не более, чем песком», — писали они в письмах на родину.Laughing    Я, слушая грохот салютов в новогоднюю ночь, тоже удивляюсь, как россияне выбрасывают деньги в небоХотя... Красиво!

+2
09:33
589
13:03 (отредактировано)
Вот что значит испорченность! Кинув беглый взгляд на фото-превьюшку, поймал себя на мысли: «Хм, эротика? Какая любопытная вышивка на лифчике. Или это татуировки?» И только потом дошло…
17:06
+2
wonderroflВот никогда бы не подумала! Ёлочный шарик — так эротично laugh
17:08
Сам от себя не ожидал)
13:29
+1
Никогда не задумывалась о ели как символе новогоднего праздника.
Оказывается не все так просто.
17:08
+1
Будут две статьи про Ель отдельно. Вернее, одна статья из двух частей. roseЭто очень интересная тема.
Загрузка...
Светлана Ледовская №2