Головоломка "Плясок смерти"
Комментарий - эссе, по дуэли "Головоломка" и циклу стихотворений А.А.Блока "Пляски смерти".
Аннотация или с чего всё началось:
"Прочитал все работы и у меня создалось такое стойкое впечатление, что тут не обошлось без влияния автора зашифрованной фразы. Вернее цикла «Пляски смерти» Блока А.А. Случайно это произошло или намеренно, не знаю, но мне видится четкая связь, отсылки и творческая проработка в новых, современных решениях, стилях, образах, основных идей, мыслей и переживаний Блока. А если вспомнить что «Пляски смерти» входят в цикл «Страшный мир», то всё становится еще более загадочным и мистическим.
Авторы сумели удивить своими текстами, а тексты уложились в своеобразный цикл «по мотивам», поэтому комментировать каждый по отдельности, на мой взгляд, нелогично. Но комментировать хочется, поскольку дуэль мощная." Мой комментарий от 29.04.2025г.
Скоро дуэль происходит, да не скоро комментарии пишутся. Главная интрига дуэли:
"Дорогие читатели, предлагаем вам немного поиграть. В каждой работе зашифровано одно слово из всей известной фразы весьма известного литературного произведения. Слово не просто использовано в рассказе, оно его тема, значимый образ, возможно, его атмосфера."
Итак, зашифрованная строчка расшифровалась довольно быстро, спасибо JulyLex . Но дьявол в деталях, на что правильно указала Taiyi , а Альфа построил расположение слов. И вроде бы на лицо отход от первоисточника «Ночь, улица, фонарь, аптека...», но сам же Александр Александрович говорит:
«Исхода нет.
Умрёшь — начнёшь сначала,
И повториться всё как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.»
Отсюда и пойду по странным, и мистическим ассоциациям, возникающим по мере прочтения и проникновения в миры дуэльных рассказом с, не менее, мистическим, скептическим, символическим циклом «Пляски смерти». Попробую исследовать связь между Блоком и дуэльными рассказами. т. е. разблокирую скрытые смыслы, отсылки и влияния.
Первое, что бросилось в глаза, это, мистическая же, связь последней строчки второго стихотворения, цикла «Пляски Смерти» и странным образом произошедшая нумерация опубликованных работ:
Ночь-Аптека-Улица-Фонарь — это взгляд от автора, в даль времени.
1. Фонарь 2. Улица, 3. Аптека. 4. Ночь — это взгляд от нас (нашего времени) назад, вглубь времени, в сторону автора. По умному это называется кольцевая и зеркальная композиция (не сам придумал - вычитал). Случайно оно образовалось в дуэли? Думаю и да, и нет. Все случайности не случайны, имеют связь с памятью, опытом, суммой знаний, т. е. интеллектом и могут проявляться осознанно или спонтанно.
Вот Блок, умница, «музыкальный лирик», символист, мистик, впал в депрессию и создал цикл «Плясок смерти». Там всё пронизано, конечно же, тьмой, смертью, холодом и мраком безысходности из этого мира. И первым рассказом, я-читатель, встречаю «Да будет свет!». Ужастик, хоррор, горфэнт, где на меня обрушивается, практически сразу, жесть питерских коммуналок (думаю да, именно Питер место действия), питерские же классические занафталиненные, но очаровательные, старушки и прочие живые мертвецы. Подсказка, в виде фонаря, сразу же даётся Грише, но он как истинное, самостоятельно-неразумное, вырвавшееся на свободу от опеки дитя, поступает капризно и чуть не становится сам «комариком под микроскопом».
Но, вдруг откуда ни возьмись, маленький фонарик, в руках глазах Марата (А почему, собственно, Марат? Революция?! Ведь Питер город трёх революций. А у Гриши произошёл качественный скачок в сознании, друг народа семьи поспособствовал.) и разрушил мрачную цикличность, ну или просто не допустил: « А дальше по коридору чья комната?
— Так твоя».
Благодаря исторической спирали развития, мрачное предостережение Блока,
«Умрешь — начнешь опять сначала,
И повторится всё как встарь...»
«Исхода нет» - услышано и по мере сил исправлено. Некий «кремлёвский мечтатель» сбежав из Питера ( - Город это злая сила, город забирает силу…) осуществил электрификацию всей страны (то есть воистину — да будет свет). Приблизив, тем самым, немного светлого будущего, без мрака, смертей, которых по прежнему хватало, но их обращали в свет и противясь забвению оставляли свои имена на рельефе страны.
Так вот из хитрых искорок добрых глаз раздулось всепоглощающее, очищающее пламя огня и света. И всех кровососущих отправили обратно во тьму, а Гриша вдруг понял, что он не один во вселенной, стране, городе, он приобщен к светлому тайному обществу и на что-то годен. И гордо светя фонарём нерукотворным помчался в светлое будущее, напевая песенку фонарщиков, причем, похоже, в ритме марша. А песенка звучит в фильме-сказке, которую написал один «красный граф», про мальчика, боровшегося за светлое будущее и равные возможности.
(светофор тоже фонарь; а вы знали что фонарщики были приписаны к полиции)
Но это другое ответвление.Так какая связь с Блоком. А такая, что выглядывая с очередного исторического витка, только выше по спирали идущей вверх лет так на сто с лишком, мы видим, что в общем-то круг можно разорвать, исход проделать, мрак разогнать и такое уже вытворяли.
(так может выглядеть спираль исторического развития)
Поэтому и финал в рассказе оптимистичен, надо только поддерживать свет, там где надо, и нести свет, туда куда надо. И отсюда видится мне, что Блок наш Александр Александрович, своим временным мрачным настроением породил не только цикл стихов но предвосхитил жанр ужасов.
Иду далее по зачарованному списку рассказов и выхожу на Улицу. А по улице что?
«Тебе нужно просто идти». Так и пойдём. Наверное по Невскому (мы же в Питере).
«По Невскому мира, по лощеным полосам его,
профланирую шагом Дон-Жуана и фата.» - А это другой наш пролетарский поэт В. В. Маяковский. Тоже немного почудил в личной жизни, но поэты все так, чего мы хотим - непростые люди. Как говориться: личную жизнь прожить, не по улице пройтись.
«У-
лица.
Лица
у
догов
годов
рез-
че.»
«Лиф души расстегнули,
Тело жгут руки.
Кричи, не кричи:
«Я не хотела!» —
резок
жгут
муки.»
«Лысый фонарь
сладострастно снимает
с улицы
черный чулок.» (В. В.М.)
Вот и в рассказе, с улицей у нас полный аншлюс с сознанием или лёгкий сюрреализм. Ах, это всё благотворное воздействие зиры. Волшебная специя, как вдохнул так сразу очистил дыхание и выровнял походку, обострилось зрение, улучшилась деятельность головного мозга и память начала показывать забытые фрагменты, и глаза стали узнавать забытые картинки. А если вспомнить что зира еще и афродизиак, то затейливые линии сюжета становятся ближе и понятнее по признаку «свой своего». А главное с Блоком всё укладывается как детальки тетриса. Известно, что свой цикл «Плясок смерти» он писал два года, с 1912 по 1914, в этот период всякое происходило в личной жизни. Основная линия официальной версии хандры и депрессии поэта связана с разочарованием в первой революции, но я волен предположить что на первом месте били всё-таки переживания не общественные, а личные, семейные. Ибо было за что переживать, причем не только Блоку, но и его супруге и не по одному разу. Но не буду мусолить его имя, достаточно что это вылилось в неумирающие: «Ночь, улица, фонарь, аптека»; и в достойные к прочтению: «Тебе нужно просто идти». Вот так своими «плясками смерти» и «живыми мертвецами» Александр Александрович практически предвосхитил жанр сюрреализма, который благодарные читатели воплощают в литературу, логически и аккуратно увязывая с поэтом.
(видения они такие видения)
«Он шепчет ей незначащие речи,
Пленительные для живых слова,
И смотрит он, как розовеют плечи,
Как на плечо склонилась голова...»
Спешим по улице дальше, город весь прошли и на последней улице название прочли. А название такое, право, слово боевое : Аптека или «Белые паруса для поезда». Хм, всё страньше и страньше, какая связь аптеки с парусами и поездом? А литературная.
«Старый, старый сон: из мрака
Фонари бегут — куда?
Там — лишь черная вода,
Там — забвенье навсегда.»
Заглянуть в будущее, предчувствовать его, предсказать доступно лишь гениям да юродивым, хотя, как говорят: - а где черта, после которой одно переходит в другое? В наше просвещённое время существуют фантасты, а в данном случае писатели постаповцы (если так можно говорить). Они шуруют предположениями о будущем страны или цивилизации на полную свою фантазию.
(пляски смерти, иллюстрации Г.А.В. Траугот, издание 1967г)
Вот провидцам и пророкам видения, предчувствия, часто приходят во сне, как у Блока. Фонари? Окна вагонов несущегося поезда. Беда? В том что к поезду не подцепили вагон с культурой. И поэтому состав неизбежно и неуклонно несётся в бездну небытия, в черную воду забвения. Опять-таки, с высоты стослишнимлетия очередного витка исторической спирали, идущей неизменно вверх, ясно можно увидеть нужность, необходимость культуры и в войне, и в мире, и в невзгодах (когда одна страна — одна цель), и в постапокалиптическом мире. Ведь фаза «горячего» противостояния уже закончилась и необходимо переходить от агиток, листовок и плакатов к мирной лирике. Иначе душа огрубеет, зачерствеет и человек умрёт эмоционально, оставив только технологический функционал — скелет.
«Живые спят. Мертвец встает из гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат…
Чем ночь белее, тем чернее злоба,
И перья торжествующе скрипят.»
Но!
«Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!» (Лебедев-Кумач)
Музыка, песни, а песни это еще и стихи, а к песням танцы, причем танцы в человеческом понимании, как осмысленный язык тела, а не как пляски смерти под лязг костей. А ещё цвет, цвета, цветы — живопись, рисунки, картины. Это и запомнившаяся с детства картинка из книжки, и рисунок ребёнка в кармане гимнастёрки, и просто яркая жизнеутверждающая картина увиденная однажды на выставке.
«Тень скользит из-за угла,
К ней другая подползла.
Плащ распахнут, грудь бела,
Алый цвет в петлице фрака»
Алый — сакральный цвет для многих людей, стран, наций. На груди, обелисках, в парусах несёт торжественность и победу, но это потом, всё потом, когда сменим локомотив или машиниста. А пока просто белые паруса, как белый халат фармацевта-аптекаря, что приготовил вам сбор для прогрева души, для общего оздоровления организма и детоксикации головного мозга.
(ремарочка: были, бы-ы-ы-ы-ли парусники на ЖД, и в Англии, и в России)
А далее попадая в ночь «Ведьм Титана — М», окунаюсь в главный мотив цикла стихотворений Блока — это мотив смерти. И на протяжении всего рассказа герой умирает, умирает медленно, осмысленно, ведёт протокол — живой мертвец.
«Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей...»
Живые мертвецы, ха, чего уж проще, андроид выходит на космические просторы для освоения жизненного пространства живым.
«Мертвец весь день трудится над докладом.
Присутствие кончается. И вот - »
И вступает в противостояние с силами природы планеты, с ведьмами сектора М. Ведь известно, когда поют ведьмы — стихия стихает.
«С кровель каменных громад
Смотрит месяц бледный,
Насылает тишину,
Оттеняет крутизну
Каменных отвесов,
Черноту навесов...»
Любопытно забавно, а кто такие ведьмы Титана-М. Предположу что они, дети Титана на букву — М. Забавно любопытно, что кроме Титанов (мужчин) существовали ещё и Титаниды (женщины), но из всего сонма Титанов, и Титанид, только один представитель на М - Мнемосина, отвечала за память, дочь неба и земли, т. е. Урана и Геи. А дочки у Мнемосины такие забавные и любопытные, музы называются. Ведьмы — музы, забавно (другого слова нет), но почему бы и нет. Так вот, когда поют музы, пушки замолкают, прекращаются бури, затихают революции, музы-ведьмы останавливают бури революций, но не дают избавления от противоречий, недостатков, страхов и ощущения бессмысленности существования. Таким же унылым мыслям предавался и Александр Александрович Блок:
«Вновь богатый зол и рад,
Вновь унижен бедный.
С кровель каменных громад
Смотрит месяц бледный,»
Также и «умирающий» без энергии андроид окунается в лирические рассуждения о бренности, одиночестве, равенстве всех уникальностей перед смертью, забвением. Но эксперимент жизнь продолжается, протокол выполняется и ИИ верхнего уровня рулят.
«Всё бы это было зря,
Если б не было царя,
Чтоб блюсти законы.
Только не ищи дворца,
Добродушного лица,
Золотой короны.
Он — с далеких пустырей
В свете редких фонарей
Появляется.
Шея скручена платком,
Под дырявым козырьком
Улыбается.»
На мой взгляд «Ведьмы Титана-М» самый философичный, самый погружённый в атмосферу Блоковской поэзии рассказ из всех представленных в дуэли. Да еще и автор выдрал из «Плясок смерти» научную космическую фантастику. Кто-то скажет полно шаблонов, кто-то скажет скучно, я скажу: - Браво автор!
Самое ценное что вынес (килограмм зиры) из этой дуэли, это ощущение живой злободневной связи авторских рассказов с циклом Блока. И пусть авторы сопротивляются и отнекиваются (мол неправда, не был, не задумывал, не имел ввиду) — поздно. Тексты написаны, опубликованы, теперь они в руках читателя — мои, и вижу в них что хочу.
Всем спасибо!
Думаю, тут уместно сказать, что хорошие работы порождают глубокие мысли и неожиданные подходы к трактовке.
Игорь Евгеньевич, спасибо! Было очень интересно и познавательно!
Да, полностью соглана. Можно не знать цикл Блока и все равно быть с ним в диалоге. Потому что мы не в вакууме живем, хотя многие пытаются))) Не читал ты, читал кто-то рядом: писатель, режиссер, музыкант, бабушка рассказывала… Блок явно читал Голенищева-Кутузова, а скорее всего слушал Мусоргского. Вот тот за грань-то позаглядывал.
Вообще вся жизнь — движение к смерти. Искусство — преодоление этого страха. Жанр ужасов — исследование явления, копание в нем, разбор на атомы возможных вариантов, рассматривание под лупой деталей. И вроде как познал, и уже нет страха неизведанного. И потеря крови уже на связана с потерей жизни, «я истекаю клюквенным соком» — тот же Блоковский Балаганчик.
Смерть можно высмеять, но уйти нельзя. Меркуцио, символ любви к жизни, умирает, открывая бесконечный коридор смертей. Лавровский с Григоровичем пытались ее перетанцевать в балете Прокофьева. Не тут-то было… Это гениальное балетное умирание, когда герой не верит, что умрет, а толпа уверена, что он троллит и саму эту толпу, и смерть… А потом раз и лицом к правде. И это главный шок этого шедевра. Тибальд умирает, как бешеный зверь, под повтор одного аккорда, который отсчитывает удары сердца, и все думают, да когда ж ты уже…
Смерть пляшет у романтиков: у Листа, Сен-Санса… Плясала у Баха в до минорном малом цикле. Татьяна Николаева на концерте так оттарабанила этот диалог прелюдии и фуги, что коллеги в шоке спросили, что нашло на образованную, тонкочувствующую пианистку. «А сейчас война», — ответила она. И все поняли и приняли этот грохто костей-клавиш рояля.
Я, кстати, не могу без оттенка скелетности слушать ксилофон. Казалось бы, веселенький лейт-тембр Буратино. Но и сама идея мальчика-полено, из которой вырос советский идеальный электроник, пугающа. Может ли робот стать человеком? Что мешает? Идеальность.Человек — он Сыроешкин с трещинками лени, глупости, провокаций, трусости и прочих страстей. Детская повесть просто трещит по швам от заложенных в нее философских смыслов, поданых ненавязчиво за музыкальной комедией. А по сути это вечная проблема встречи живого и неживого. Нежить стремится в жизнь. Тема големов, галатей, снегурочек и прочей дичи. Как хорошо, что у меня ее нет в рассказе
)). Хотя, я сама не могу сказать, когда жив мой герой. Жив ли он, когда гундит с самого детства, что мир мешает ему спокойно спать? Но ведь и сон в культуре порой не отличим от смерти. И да, порой надо получить от дяди, натерпевшегося от твоих выходок, в глаз, чтобы понять, что ты живой. Хотя я против насилия во всех его проявлениях. Пусть это будет в область смеха. Еще одно оружие в борьбе со Смертью. А что страшного? Не знаю. Может, страх конца. Дети бесконечной вселенной боятся конца… а в бесконечный коридор никто по доброй воле не хочет…
Спасибо большое чуткому читателю, Игорю Евгеньевичу, исследователю и первооткрывателю смыслов и глубины, о которых авторы сами не догадываются.
Разборы других текстов тоже прочла. Очень понравилось про музы. Это прямо культурологическое исследование! Это прекрасно! Музы — борцы со смертью, с конечным. Они вдохновляют на создание бессмертного. То, что останется после тебя. Не случайно дочери памяти. Вот ведь жили мыслители этак 5 тысяч лет назад. Все осмыслили.
Пляски снились мне три ночи, пока не опубликовал.
Сейчас прочла на свежую голову и поняла, что придется читать еще раз)))
Спасибо вам за ваши ассоциации, параллели, ощущения. Это очень необычно.
Это всё авторы виноваты ну и Блок, конечно.