Кука и старик

  • Опубликовано на Дзен
  • Жаренные
Автор:
Causa Sine Qua Non
Кука и старик
Текст:

- Когда уже это закончится? - ворчал Кука, карабкаясь по пожарной лестнице на крышу спортзала. - Белые ночи, твою бабушку! Людям поспать некогда.

Спортзал примыкал к школе, и с его крыши можно было легко забраться в окно классной комнаты, потом вниз по лестнице, мимо спящей за столом в холле дежурной воспитательницы, в коридор к спальному корпусу. Он проделал это раз сто или двести, он не считал. Свобода превыше всего, право, гарантированное в Советской Конституции.
Кука зевнул. Четвёртый час ночи, скоро и солнце вылезет. Но он был доволен, ночь прошла не зря, сумка полна трофеев. А завтра можно поспать подольше, школы нет, наряда тоже.
Он распахнул окно и влез внутрь. Едва сделал несколько шагов к двери, как та открылась.
- Добрый вечер, Кукушкин. Или уже доброе утро? - в дверях появилась Язва-и-Ванна, она же Изольда Ивановна, ночная дежурная. - Думаю, день будет тебе недобрым.

Бежать Куке было некуда. Он пришёл домой, в магаданскую школу-интернат номер два. Здесь жили дети геологов, строителей, водителей, всех, кто работал на Колыме, в местах, часто напоминавших Луну своей суровостью, красотой и безлюдностью.
Кукин отец, геолог, работал на драге, звонил раз в месяц, приезжал раз в год. Куку любил, но много денег не давал, справедливо ожидая разгула. Но и десятка в месяц, которую передавал отец, позволяла Куке чувствовать себя королём и неброшенным. Он даже понимал отца, за такие деньги можно и родного сына… того… ну, того, в интернат сдать. Матери Кука не знал. Ни деда, ни бабки. Кроме отца вообще никого у него не было.

- Гуляешь по ночам? - начала Язва. - А наряд вне очереди не хочешь? Куда шлялся?
- Да я только на крыше посидеть, - притворно заныл Кука.
- Не врать мне! Два наряда не хочешь? Что в сумке? - потянулась она.
Кука схватился за сумку, молча и жёстко поднял глаза на дежурную - не дам.
- Ах, так?! - завопила Изольда. - Три наряда вне очереди! Утром, после завтрака к директору как штык.

На утро заспанный Кука стоял в кабинете директора. Директор, Иван Фёдорович не любил скандалов. В своём доме, как он звал интернат, он правил любовью, сдержанностью и кооперацией. “Социализм и капитализм сотрудничают, а мы - что?” - говорил он.
- Что будем делать, Кукин?
- Кукушкин.
- Что?
- Не знаю. Я только на крышу.
- На крышу. Что там на крыше-то?
- Луна?
- Что?
- Луна. Я астрономией увлекаюсь, Иван Фёдорович. Красиво.
- Солнце - это красиво. Когда тебя все видят и наслаждаются - это красиво. А Луна - это, извини, Кукин, для шпаны… Короче, три наряда в доме престарелых. Им помощь на кухне нужна. Период отпусков. Поможешь ветеранам, Кукин. Начинаешь сегодня. Сейчас.

- Ты чего? - спросил вальяжный сторож.
- Из интерната. В наряд.
- Топай налево и до конца. Увидишь кухню.

Все врут, а запахи не врут. Это Кука знал с детства, отец научил, он раньше много по тайге ходил.
Запахи здесь были мёртвые. Чуть-чуть кисло пахло съестным, но вряд ли съедобным. А всё остальное… гниющие останки жизни.

Кука таскал мешки, ящики, чистил картошку, чистил огромные баки.
- На, ешь. Часовой перерыв у тебя, - сказала грузная повариха и сунула ему еду. - Компот сам нальёшь.
“Она не злая, просто равнодушная,” - понимал Кука.

Голодный, поел быстро. Вышел ради любопытства в коридор, поднялся по лестнице на другие этажи. Двери многих палат были открыты, оттуда доносились храпы, и хрипы, и неотвратимый запах тления.

- Сестра! - Кука услышал, как кто-то позвал. Он зашел в палату, подошёл к койке:
- Что вам?
- Посиди, - попросил старик, лежащий на кровати, прямой как доска, руки вытянуты вдоль туловища. Старик смотрел в стену. Через всё лицо зиял грубый шрам. В глазницах не было глаз.
Старик словно увидел Кукин взгляд:
- Я тогда тунца славно ловил. Он мне и отомстил. Невод был полный, переполный. А боцман - давай, тяни. Не выдержит, - кричу, - кабель лопнет. Давай, - орёт. Вот, видишь, вернул мне тунец почести.
Старик замолк на минуту.
- Ты пацан, что ли?
- Почему?
- Голос у тебя девичий ещё, но пахнешь мужиком. Не тушуйся, помощь нужна.
Старик помолчал.
- За Магаданкой старые бараки, истлевшие. Мой прям возле речки. Там две лиственницы, как точка-тире, одна скукоженная, другая пушистая. В дом не ходи, если крыша не рухнула, то вот-вот. Не ходи в дом, под порог залезь, там коробка железная. Принеси.

На следующее утро Кука просил грузную повариху:
- Можно, я за дедом ухаживать буду?
- А если он обкакается, убирать будешь?
- Не обкакается. Он же не дурак. Старый просто.
- Ох, пацан, - покачала головой толстуха. - Иди.
И уже в догонку:
- Ты завтракал-то?

- Хочешь голубицы? У меня полная сумка, - предложил старику довольный Кука.
- А коробка?
- Вот, - Кука вложил старику в руки коробку.
- Открой, - попросил тот.
В коробке оказались медали, фото, какие-то бумаги и письма. Больше всего было писем.
- Дай, пожалуйста, - попросил старик, - и очки.
Кука взял очки с тумбочки спящего соседа, водрузил их на голову старика, всунул в руки охапку писем.
- Дочка у меня на материке, - сказал старик, - обидела меня. Когда в море был, письма ей писал. А она обидела. Думал, не пошлю, злой очень был, что ослушалась. Но теперь, думаю, пошлю.
Руки старика так и остались лежать. Невидящие глаза смотрели сквозь ненужные линзы. Кука понял, что дед видит куда дальше, чем стекло, или стена, или этот дом.

- Дорогая дочь Аглая!
Что замуж вышла, вас благословляю. Прости, приданого не дал. Но всё так быстро произошло. Зато твою тетрадку сохранил с четвёртого класса, ты маме стихотворение сочинила, - старик читал свои письма дочери.
Умолк.
- Ты чего скрипишь?
- Это я не скриплю. Я тебя рисую, дед. Пошлём твою физиономию дочке. Она обрадуется. Я, вообще-то, художник, дед. Лазаю по сопкам, Колыму рисую и море. Но, в натуре, ты у меня - первый.

На выходные в город никого не пустили. Пашка украл велосипед в городе. Наказали всех.

- Ты чего? В наряд? Иди на кухню.
- Я тут в прошлый раз деду помогал. Хочу опять.
- Какому деду?
- Ну, рыбаку. Слепому?
- Отдал концы твой дед. Отшвартовался. Отбыл в неведомое и прекрасное море… - вальяжный сторож почему-то заплакал. 

+15
22:30
912
23:09
+3
Получила дочь письма и портрет? Или у Куки адреса не было?
23:19
+3
Охохонюшки, сильно получилось bravothumbsup
00:35 (отредактировано)
+2
Капец! sorry
*
оттуда доносились храпы, и хрипы (лишняя зпт)
08:46
+2
Зацепило. И в наряд захотелось…
10:12
+2
Вот это настоящий художественный рассказ. В подробности вдаваться не буду. А «Егор и море» так себе…
20:23
+3
Хороший рассказ. Не вижу что жарить thumbsup
20:49
+1
" — Ну, рыбаку. Слепому?" Мне кажется, что тут в конце должна быть точка.
00:31
Спасибо.
Может быть точка. Но там вопрос. Кмк, в диалогах так часто бывает.
— Какому деду?
— Ну, рыбаку, — это Кука отвечает. А потом сам спрашивает: — Слепому, я к нему хожу, не помнишь?
Это я просто слова экономлю:)
21:52 (отредактировано)
+2
в коридор к спальному корпусу. Он проделал это раз сто или двести, он не считал.

Кто проделал? Корпус?
В первом абзаце — четыре «он».
В своём доме, как он звал интернат, он правил любовью
,
Вот опять. Либо рассказ плохо вычитан, либо у автора заклинило на личных местоимениях.
Написано рвано. Не берусь судить, откуда в интернатах наряды вне очереди. Сам жил год в интернате, ничего такого не было. Но это было в советское время и не в Магадане.
А рассказ вряд ли можно назвать рассказом. Так — зарисовка. Скелет рассказа.
00:38 (отредактировано)
+1
Спасибо. Вычитывал, перевычитывал, да не перевычитовал… Да, «он»ы стоит бы поскрести.
Но ведь чередовать Кука, он, мальчик — тоже довольно наивно и назойливо…

Я тоже жил в интернате два года, но в физмате, на лето разъезжались по домам. А тут представьте толпа оглоедов, летом надо чем-то занять, им веселее, и школе полезно.
Вопрос ведь не «было ли», а «могло ли». Могло. Ну, и сюжету так нужно.

Опять же не важно как назвать, зовите зарисовкой. Вопрос: уколол? Тронул что-то?
Вот меня тронул. Дочитываю до конца и плачу. Наверно, я слишком сентиментален.

И кстати, этот рассказ эта зарисовка именно про советское время.
08:45
+1
Да по сюжету конечно трогает. Но здесь бы побольше знаков. Я имею в виду объем. Особенно в финальной части.
12:58
Спасибо, но я, как автор, должен не соглашаться с критикой :)
ИМО, именно финал должен накатить как лавина, бац и всё. Что ещё объяснять? К финалу всё должно быть уже сказано.
02:40
+3
Вижу вопрос, который Вас интересует и, ради ответа на который, Вы, видимо, и выложили текст на сковородку. Тронул ли, уколол ли рассказ?
Не тронул.
Во всяком случае лично меня.
Попытаюсь описать (и сам понять заодно) почему…
Главный герой Кука. Всё подаётся от его лица, через его восприятия. Старик персонаж второго плана. Мало погружения в трагедию старика. Здесь две трагедии на самом деле: история старика и жизнь (отсутствие отца) самого Куки. Да, и ещё третья трагедия — Магадан. Так что… Не доминирует старик и его история. Тем более, что сам он принял своё увечье, как должное — ответка от тунца. А дочь… Неотправленные письма, ссора с ней, отсутствие общения, её незнание о трагедии деда, безысходность, и как итог — смерть. Ушёл старик, не восстановив общение с дочерью, не попрощавшись. А она ведь так и не узнает. И не делает (не делала) она ничего, чтобы конфликт с отцом уладить. Да, печально. Но не до слёз почему-то.
Слишком логично? Потому что Магадан? Или может быть потому, что с первой секунды, когда Кука попал в этот дом, стало ясно, что кто-то умрёт?
Вероятно — всё вместе.
Как-то, видимо, так.
Да, хочу отметить: понравился вот этот краткий, как бы рваный стиль повествования. С этими короткими характеристиками окружения и интонациями неприятия и отрицания, которые показывают характер ГГ. Видно как он смотрит на мир. И становится понятно, какой он, наш Кука.
12:53
+1
А вы говорите, не тронул :)
19:02
Ну… не до слёз. :)
13:09
+1
Принципиально, как автор, пытаюсь избежать навязывания моих оценок.
Вот вам факты. Случилось то, что случилось.
Читатель может сделать свои оценки.
17:21
+1
На выходные в город никого не пустили. Пашка украл велосипед в городе.

Похоже, автор решил: раз он знает, о чём пишет, то и другие должны знать кто такой Пашка, кого не пустили. Или, по крайней мере, догадаться. Отсюда ни каких пояснений, разъяснений и т.д.
История интересная, но для чего рассказана? Как Кука познакомился со слепым стариком? То есть, обычная констатация факта. Но если бы автор раскрыл здесь характер Куки. Поведал бы нам, как шалопай после встречи со стариком стал по другому смотреть на мир, на то, что он делал до сих пор. Как внезапно заметил перемены, творящиеся с ним, как остро отреагировал на смерть старика. И в последствии заплакал (а не сторож). Тогда, я уверен, это была бы стоящая вещь.
Кстати, почему «обычная». Как-то я уже жарил или хвалил нечто подобное.
19:43 (отредактировано)
другие должны знать кто такой Пашка, кого не пустили. Или, по крайней мере, догадаться.

Пожалуйста, сделайте предположение, даже самое невероятное, кем был Пашка, который украл велосипед в городе, и весь интернат не пустили в город на выходные?
если бы автор раскрыл здесь характер Куки. Поведал бы нам, как шалопай после встречи со стариком стал по другому смотреть на мир

Кука-то не изменился. Он и не шалопай ведь, он — художник, хоть и не всем говорит про это. Он показал свой реально человечный характер, когда стал свидетелем маленькой драмы, драмы последних дней жизни старика. Об этом ведь история — о драме старика. Плюс два человека, чей характер раскрывается — грузная повариха, оказывается отнюдь не безраличной, и вальяжный сторож показывает, что вальяжность, если она есть то, это внешнее, а внутри он тоже живой и чувствующий.
Чё-т вы не туда смотрите уважаемый критик…
21:10
+3
Я так понимаю это отрывок из какой-то повести, или может быть из серии рассказов о жизни одного героя. Чувствуется это благодаря тому факту, что все герои как-будто бы не во вступительной части их обработки, а уже проработаны и находятся в серединной или больше финальной части. Я человек не так давно вышедший из школы. Меня не трогают рассказы подобного рода лишь потому что они мне напоминают тексты из ЕГЭ, в которых следует определить проблему и составить какой нибудь морфемный разбор одного из слов. С другой стороны в нем привлекает однородность предложений, резкие но простые переходы от одной сцены к другой, эта естественность и явная очертаемость идей. Я бы сравнивала такую работу с текстами Василия Шукшина: кратко, реалистично, по делу, ничего лишнего. В этом и изюм. А вообще всегда завидовала авторам, которые не усложняют ни себе, ни читателю жизнь; и не лепят сумасбродное количество метафор, деепричастных оборотов и эпитетов. В восторге от ваших простых, но в то же время глубоких фраз. цитирую: « Кука понял, что дед видит куда дальше, чем стекло, или стена, или этот дом.» заставляет задуматься!
Возникло ощущение, что мне рассказал историю попутчик в поезде. Мы незнакомы, его жизнь, его чувства мне и близки, и далеки. Дом героев повествования в тайге, в море. Они любят своих близких, но живут в разлуке, не считают важным физический контакт. Это можно проиллюстрировать следующей цитатой
Невидящие глаза смотрели сквозь ненужные линзы. Кука понял, что дед видит куда дальше, чем стекло, или стена, или этот дом.
Рассказ сыроват, над ним нужно поработать в плане ошибок и описок, но… ОЧАРОВАЛИ thumbsup
13:56
+1
И всё-таки есть в мире хорошие люди:)
04:26 (отредактировано)
+2
Язык простоват, что оправдано повествованием от лица мальчика. Не от первого лица, а от так называемого «первого в третьем». И в таком виде текст выглядит правдоподобнее.
Пожалуй, главный недостаток рассказа — он короткий. То, что обычно я считаю достоинством, здесь — недостаток. Получилось «галопом по Европам». Сюжет, конфликт, развязка — всё схематично. Развязка, кстати, предсказуемая. Предсказуемая до зевоты. Раз уж автор намерен вызвать у читателя жалость, то нужно идти во все тяжкие. До конца. По плану.
Что хорошо — история всё-таки цепляет. Цепляет краешком, но задумка работает. Именно поэтому я и хотел бы большего объёма — чтобы все точки расставить, портреты прописать тщательнее, чуток подоживить героев. Они и сейчас живые, но живые как типажи, как картинки в раскраске.
Маловато деталей, точнее, они не раскрыты. Не настаиваю, потому что не обязательно всё объяснять. Например, кто такой Пашка, меня совершенно не интересует. Это не важно. А вот что было в сумке — важно. Непонятно, зачем старику очки, если до этого указано, что у него пустые глазницы. Так значит он не совсем слепой? Но нет. Так зачем очки? Как-то странно про чтение писем. Как будто он видит. Здесь я в недоумении. До этого вроде не видит совсем и Куку распознаёт по запаху. А потом надевает очки и начинает читать письма и писать ответ.
Но язык хорош и ошибок мало, поэтому читается легко. Ну и история, конечно, не может оставить равнодушным. Впрочем, именно её шаблонная трогательность, основанная на стандартных человеческих эмоциях, как раз несколько притупляет эффект.
06:56
+1
Про очки и письма, это, мне кажется, такая тоска по утраченному. Письма он наизусть помнит. А очки — ну просто захотелось так сделать вид. А так там же вполне определённо сказано:
Невидящие глаза смотрели сквозь ненужные линзы.
07:21
+1
Похоже на то. Тоже об этом подумал. Но ясности не хватило.
Или сообразительности.
19:54
А вот что было в сумке — важно.

Рисунки! Рисунки же там были. И голубика. Перечитайте текст smileА вы говорите слов мало!..
Непонятно, зачем старику очки, если до этого указано, что у него пустые глазницы.

Если предположить, что автор дурак, то, конечно, непонятно. Но если предположить, что смысл какой-то вложен, то можно, предположить что и очки, и «чтение» писем — это символ. И не очень сложный символ, автор сложностями не интересуется. Хинт: история о старике.
начинает читать письма и писать ответ

Подчеркну — начинает читать свои письма. А про писать ответ вообще ничего не сказано.
Задумано лучше, чем исполнено.
Автор увлёкся подводкой к кульминации,
а на катарсис не хватило времени или вдохновения.
И темпоряд по ходу сломался.
В таких случаях советуют обычно сокращать, но я рекомендую дописать.
Важные вещи должны быть проговорены.
Дисклаймер: всё вышесказанное относится к зажариваемому, как к отдельному рассказу.
Если же текст всего лишь глава крупной формы, то его следует оценивать по-другому.

20:00
Спасибо и на этом. Но хотелось бы конкретики, а не общих слов.
Если же текст всего лишь глава крупной формы

Текст был написан и существует сам по себе, хотя существует предистория и продолжение.
11:16
+2
О, теперь понятно, что связывает «Портрет старика» и этот рассказ. Этот тот самый старик.
Сильный рассказ.
Я бы сказал, печальный.
Слезу, конечно не выбил, но может это я такой чёрствый хрен.
Спасибо.
00:49
Спасибо за чтение!
15:44 (отредактировано)
Автор, скажите, это не СУНЦ МГУ на картинке? Все глаза сломала.
Загрузка...
Владимир Чернявский