Дом

  • Опубликовано на Дзен
  • Жаренные
Автор:
Renata
Дом
Аннотация:
В сокращенном виде рассказ стал одним из победителей конкурса короткого рассказа "Мой дом" и был озвучен на радио.
Текст:

- У каждого есть свой дом. Даже у маленькой улитки, - произнес Виктор Сергеевич, улыбнувшись. – Улитка вообще носит свой дом с собой. Разве это не замечательно? Куда бы ты ни пошел, твой дом всегда с тобой. Какой бы длинной ни была твоя дорога, в какую бы сторону ты ни направлялся, тебе не нужно возвращаться, потому что твой дом всегда с тобой.

- Сколько ты выпил сегодня, дед? - спросил Игорь, протягивая небольшую картонную коробку.

- Ты же знаешь, что я не употребляю! Что у нас сегодня на горячее?

- Борщ. Твой любимый.

- Передавай от меня низкий поклон шефу! - крикнул Виктор Сергеевич вслед молодому человеку.

- Хорошо! – послышалось в ответ.

- У каждого есть свой дом, - сказал Виктор Сергеевич, достав столовую ложку из серебра, что всегда лежит в кармане его широкой куртки болотного цвета.

- Только у тебя его нет.

- Есть, - возразил Виктор Сергеевич, гордо приподняв подбородок.

- Ты называешь эту будку домом?

- Это целая половина ларька.

- Не придирайся!

- Я всего лишь уточнил! Не хмурь свое прекрасное личико, моя королева! - Виктор Сергеевич засмеялся с особым наслаждением, с каким смеялся только беседуя с ней, своей супругой.

   Варвара Григорьевна и Виктор Сергеевич познакомились на фабрике. Ей было – двадцать два. Ему – двадцать семь. Он провожал ее до входа в женское общежитие каждый вечер, слегка прикасаясь губами к ее руке. Не было ни грубых шуток, ни намеков, ни попыток прижаться, чтобы дотронуться до  круглых форм, словно невзначай. Были только стихи и ее отражение в его влюбленных карих глазах. Варвара не встречала прежде таких мужчин, которые не выпивают с друзьями после работы, не бросают взгляды в сторону привлекательных женщин, присвистывая и причмокивая, не пытаются хорохориться и изображать из себя того, кем никогда не являлись.

   Каждый раз, когда Варвара возвращалась в общежитие, не способная скрыть восхищения от встречи, девчонки буквально налетали со всех сторон, чтобы услышать подробности свидания. «И что, он даже не пытался тебя приобнять?» - спрашивала Светка. «Вы хоть целовались?» - перебивала Надька. «Не, Варька, он точно ненормальный!» - восклицала Ленка. «Он, наверное, маньяк какой!» - наводила панику Лидка. Они просто завидовали, ведь их ухажеры только норовили пощупать да поприжиматься, как говорила Светлана Николаевна, начальник цеха, где работала Варвара. «Смотри, Варька, не упускай такого мужика! - шептала она, ведь на работе нельзя было о личном. – Таких больше не выпускают. Единичный экземпляр». Светлана Николаевна была права. Таких, как Виктор, больше не было.

   Варвара с нетерпением ждала окончания рабочего дня, чтобы встретиться с Виктором. Они гуляли, не держась вовсе за руки, наслаждаясь каждой минутой, проведенной вместе. Он вежливо протягивал ей руку, выходя из автобуса, читал стихи, от души, а не для того, чтобы произвести впечатление, которое уже давно произвел.

   Они поженились, и получили комнату в семейном общежитии. Так появился свой дом. Двенадцать квадратных метров, которые они заполнили любовью и теплотой. Несколько лет Варвара никак не могла забеременеть, что в тайне вызывало облегчение почти у всех соседей и коллег по цеху, которые считали это вполне приемлемой расплатой за якобы неземную любовь. Ведь именно так про них говорили за спиной, а, на самом деле, просто завидовали. Варвара совсем было отчаялась, как вдруг получила благую весть. В кабинете медицинского работника, в котором оказалась после того, как упала в обморок прямо на рабочем месте. Затем у них с Виктором родился сын. Назвали Семеном, в честь прадеда Виктора.

    Когда Семену исполнилось четыре года, переехали в пансионат, и у них появилась своя ванная комната, и собственный санузел. Теперь кухня принадлежала только троим. Соседи больше не восхищались кулинарными способностями Виктора, не перешёптывались за спиной и не спрашивали у Варвары, почему ее супруг промывает макароны перед варкой. У них теперь был свой дом, в котором они создали собственный мир.

   Оба работали и растили единственного сына. Вскоре получили двухкомнатную квартиру в новостройке, в которой еще остался запах свежей краски и следы побелки на бетоне. Затем, когда Семен заканчивал пятый класс, купили трехкомнатную квартиру. Пол в ней был устелен паркетом, а за окном росли яблони.

   Так и переезжали из одной квартиры в другую, расширяя территорию, но  собственный мир был неизменен, оставаясь таким же, как и в тех двенадцати квадратных метрах, заполненных любовью и теплом. Затем оба вышли на пенсию, но продолжали работать на фабрике, помогая единственному сыну, который решил заниматься предпринимательской деятельностью. Родители помогли Семену внести первоначальный взнос по кредиту. Так появилась небольшая фирма по продаже чистящих средств.

- Помнишь, как светились глаза Сёмы, когда он открыл свое дело?

- Помню. Словно мальчишка, он бегал по коридору, визжа от восторга, - засмеялся Виктор Сергеевич в ответ.

- Мой мальчик. С тем же восторгом он бегал по этому коридору, туда-сюда, когда мы только заехали в эту квартиру, ты помнишь? Она казалась ему огромной. Еще бы, целых сто квадратных метров! Огромная кухня и целых четыре комнаты! Сколько ему тогда было? Четырнадцать?

- Тринадцать, - прошептал Виктор Сергеевич.

   В один зимний вечер Семен познакомил родителей с Лидой - вскоре они поженились. Варвара Григорьевна уговорила молодоженов жить вместе, пока те не смогут приобрести для себя отдельную квартиру. Женщина умело соблюдала баланс между двумя семьями. Не было ни ссор, ни обид, ни недопонимания. Все рухнуло, когда ее не стало. В доме вдруг стало холодно и неуютно.

- У каждого есть свой дом, - произнес Виктор Сергеевич, всматриваясь в свое отражение в столовой ложке из серебра.

- Ты ведь присматриваешь за ним?

- Конечно. Я дал тебе слово. По пятницам собираю мусор в нашем дворе. Знаешь, Сёма даже не узнает меня. В прошлую пятницу его машина стояла прямо напротив мусорного бака. Купил себе новую, блестящую, красивую. Кстати я нашел замечательные ботинки, как тебе? – Виктор Сергеевич с гордостью принялся вертеть потертым носком ботинка.

- Не отвлекайся!

- О чем я говорил? Ах, да! Сёма вышел из подъезда, подошел к машине и вдруг посмотрел на меня, но не узнал.

- Да разве можно в тебе признать хоть кого-то? Посмотри на себя! А эта куртка! Ты помнишь, мы купили ее в том дорогом магазине?

- Могу ли я забыть? – засмеялся Виктор Сергеевич. – Ты так и не разрешила выбрать мне черную, облачив в этот травяной цвет!

- Цвет свежей травы. Приятный цвет. Не то что сейчас! Что это за болотный оттенок!

- Не ворчи, моя королева! Не важно вовсе, какого цвета эта куртка, пока она все еще пахнет тобой, - Виктор Сергеевич провел рукой по своему плечу, нежно, словно гладя кого-то по голове.

   Варвара Григорьевна клала свою голову на крепкое плечо супруга, прижавшись. Виктор Сергеевич проводил рукой по ее волосам, закрывая глаза. Так они могли часами сидеть на скамейке в парке, что находится неподалеку от дома. У них была "своя" скамья, на которой они сидели и в тот день, когда узнали страшный диагноз Варвары Григорьевны.

   Виктор Сергеевич иногда приходит в парк, даже проходит мимо скамьи, но так и не решается присесть. Без Варвары Григрьевны эта скамья не имеет значения и ничем не отличается от остальных скамеек, которых в парке предостаточно. Прохожие сторонятся старого деда в грязной куртке, что бредёт по аллее, опустив голову. Зато Игорь, который занимается доставкой еды в ресторане, каждый день привозит ему горячий суп.

- Ты так и не рассказал, что случилось в тот вечер.

- Я же говорил, нам просто стало тесно вместе, - вздохнул Виктор Сергеевич. – Ну сколько можно говорить об этом.

- Ты просто не хочешь меня расстраивать, я же знаю. Он выгнал тебя из дома, так ведь?

- Ну что ты! Я сам ушел. Слишком тесно было.

- Он хотел отправить тебя в дом престарелых!

- Частный пансионат для пожилых людей, - уточнил Виктор Сергеевич, подняв указательный палец. - Он просто предложил мне проводить время с ровесниками.

- И ты выбрал эту будку!

- Это не будка, милая, это целая половина ларька, - улыбнулся Виктор Сергеевич. Наша целая половина! Она, конечно, меньше тех двенадцати метров, но ведь это совсем не важно.

- Ну зачем ты противился, когда я просила тебя не тратить все наши сбережения на это бесполезное лечение! Оно все равно мне не помогло! Мы ведь хотели помочь Семену с квартирой! Разве они с Лидой не хотели иметь собственный дом?

- Теперь он у них есть, не переживай! – произнес Виктор Сергеевич, потирая переносицу. – У каждого есть свой дом.

- Дед, опять болтаешь сам с собой! – крикнул Димка, прервав беседу Виктора Сергеевича с Варварой Григорьевной.

   Димка – это уличный мальчишка, который часто попрошайничает неподалеку от развалившегося ларька. Того самого, в котором живет Виктор Сергеевич. Старого деда знают на этой улице, и никто его не гонит.

- И тебе доброго дня, парень! – махнул рукой Виктор Сергеевич.

- Заморозки идут, - продолжал Димка. – Опять к теплотрассе перебираться будешь?

- Еще немного подожду, - ответил Виктор Сергеевич, потирая ладони.

- Тогда до весны, Дед! Меня перевели в другой район! Так что не увидимся! Потом поменяют, может!

- Ну, тогда и увидимся, парень!

   Виктор Сергеевич решил дождаться пятницы, прежде чем покинуть ларёк и перебраться к теплотрассе возле железнодорожного вокзала, где он пробудет до апреля. Затем он вернется домой, где его всегда ждет Варвара Григорьевна.

- Только бы ларёк не снесли, - пробурчал Виктор Сергеевич. – А то место видное, много желающих. 

+12
15:05
1457
22:24
+4
Печально как… Действительно, улитке позавидовать можно в этой ситуации. А есть более развернутый вариант рассказа? Хочется узнать, что произошло с сыном. Или эта линия по замыслу не должна быть сюжетной?
И что означает — переехали в пансионат? В пансионате не дают квартиры. Если только беженцам…
Так хочется поговорить с ГГ. Очень хочется. Хочется понять — продолжает ли он считать себя счастливым человеком?
22:28
+1
Благодарю за отзыв. С переездами — полностью ситуация с моими родителями, так и было. До того, как они получили кв в новой высотке, мы жили в пансионате. Дают, еще как)) Так и называется он, пансионат. На сленге «пансик»))) Нет, здесь линия гг по сюжету. Он счастливый, ведь с ним его супруга.
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
12:28
+2
Очень грустный рассказ, хотя и светлая грусть в нём тоже есть. И тема раскрыта. thumbsup
Спасибо!
Комментарий удален
15:08
Еще раз вам отвечу и поблагодарю за отзыв)
пришлось удалить, чтобы попасть на сковородку))
уж извиняйте)
12:33
+2
Тронуло! Сижу плакаю.
«свой восторг и восхищение » — плеоназм?
Больше придраться не к чему.
Произведение цельное, глубокое, эмоционально насыщенное и абсолютно правдивое. Автору огромное спасибо!
12:47
для атмосферы, скорее)
но да, абсолютные синонимы. Уберу-ка один)
Огромное спасибо за отзыв!
12:44
+1
Есть лишь один способ пережить потерю — чем-то заполнить образовавшуюся пустоту. Это, конечно, не избавит от боли и ощущения «неправильности» происходящего, но поможет. Я точно знаю.
Жаль, никто не догадался посоветовать ЛГ — завести кошку.
Хороший рассказ.
12:48
Спасибо за отзыв)
кошка здесь не поможет, да и бездомных много, думаю, вокруг)
12:55
Без желания «пережить» и двигаться дальше — ничто не поможет. Но, если таковое желание есть, то живность — поможет, однозначно.
12:55
я поняла вас, но здесь немного о другом)
Спасибо!
13:02
+2
Душещипательный рассказ будет, судя по отзывам?
Ну, Рената, ну что Вы делаете?
Эх… буду читать. sorry
14:57
+2
Ни кошка, ни собака, и никакая другая живность не заменит человеку спутника жизни. Любимого или любимую не в силах заменить и внимание собственных детей. Может изменить все только новый человек. Это хорошо, когда овдовевший(ая) достаточно пластичен, чтобы меняться вместе с обстоятельствами.
Но не все такие. Без этих героев, достаточно сильных, чтобы не обременять своим горем окружающих, не было бы поэзии, не было бы мечты о любви до последнего вздоха. Этот рассказ — ода мужчине преданному, верному, мужественному, настоящему. Да, он мужественен. Он встретил старость на улице, с правом остаться самодостаточным, вместо того чтобы претерпеть унижение от своего единственного сына, который не удосужился отдать дань своему папе, досмотрев его старость.
Что бы ни говорили, а старики не должны быть брошенными, их НУЖНО любить, уже просто за то, что в свое время, они отдали часть себя ради нас. Как умели, как понимали, но отдали. А в домах престарелых они чувствуют себя сиротами. Это неправильно.
Высказанное выше — лишь пара граней. Рассказ многогранный, душевный, в нем ярко раставлены акценты на сразу нескольких темах, местных и глобальных, которые можно развивать. Благодаря художественной недосказанности, работа побуждает к желанию поговорить, поразмыслить, самостоятельно прорисовать многое из затронутого. И просто лишний раз обнять своих стариков, пока они еще живы. Лишний раз удостовериться — все ли ты делаешь правильно. ЗАДУМАТЬСЯ! — это важно!
Субъективизм: ДА! творение должно рождать светлую печаль в душе и побуждать на искренние поступки и переосмысление своей собственной жизни. Это плоды посевов в душах людей. Прошу прощения за «простынь».

По части самого текста, единственное, что оказалось для меня не совсем понятным:
"… когда Варвара возвращалась в общежитие, не способная восхищение от встречи, девчонки буквально налетали со всех сторон..."

Большое спасибо Рената, за проделанный Вами труд.
15:01
+1
великолепный оотзыыв)
Спасибо вам чистое, искреннее и человеческое!
По поводу момента, правы! я его исправила буквально час назад, после комментария) сейчас исправлю) слово потерялось)
огромное вам спасибо!
15:14
+1
Я с большим интересом буду ждать Ваших работ) Будем считать — познакомились))) drink Очень приятно!

Все, больше не флужу на «Сковородке»)
15:15
+1
спасибо)
скоро будет новая)
закину на прожарку)
приятно познакомиться) rose
21:17
Вы очень недооцениваете силу братьев наших меньших
16:43
+1
Мне показалось, что рассказ не совсем о доме. Он про мир, который внутри тебя. Его никто не отнимет. Это близкие люди, дорогие сердцу воспоминания, любимые места. Поэтому насчёт названия я сомневаюсь. Оно слишком короткое и безликое.
История светлая и печальная. Хорошо, что в ней нет морализаторства по отношению к сыну. Гг благороден и благодарен миру, и уж, наверное, счастливей своего отпрыска. Всё правильно сделали.
Что касается формы… Сложные синтаксические конструкции — не лучший вариант. Можно дробить или сокращать. В тексте часто встречаются повторы. Несколько раз фигурирует слово «появился»и т.д.
Там, где про комнату в семейном общежитии, слово «дом» звучит чужеродно. Мысль я понимаю, но, думаю, можно подобрать адекватный синоним.
Ну, а в целом, Рената, вы большой молодец!
17:48
+1
А вот для меня Дом — это очеень широкое понятие. И у каждого — он свой)
Сложные конструкции -мой стиль же, ну?) шучу) у меня многословие, как у Толстого)
Спасибо огромное! Отзыв полезен и приятен!
Благодарствую)
17:40
+1
Вот я «голова, два уха». Слышала же сокращенный вариант в эфире…
Знаете, у Вирджинии Вульф есть потрясающий рассказ «Дом с привидениями», как мне кажется, есть что-то общее с Вашим «Домом»…
www.rulit.me/books/dom-s-privideniyami-read-131599-1.html
17:47
Спасибо!
Я сейчас Воннегута читаю)
Потом глянууууууууууууу)
18:18
да он короткий, три с половиной абзаца
18:19
+1
риаллиииииииииииии? латна) прочту вне очереди)
11:12
+1
Очень понравилось, написано замечательно, история грустная, слезу, конечно, пустила. Не так важно, как физически выглядит дом, главное, чтобы в нем рядом находился любимый человек.
Затем он вернется домой, где его всегда ждет Варвара Григорьевна.

Вот только эта фраза в конце вызвала вопросы. Разве Варвара Григорьевна не всегда с Виктором Сергеевичем? Ведь когда он будет у теплотрассы — разве он не будет разговаривать с ней, вновь "достав столовую ложку из серебра, что всегда лежит в кармане его широкой куртки болотного цвета" или без ложки?
Мне показалось, что домом для Виктора Сергеевича стала его любовь к Варваре Григорьевне, где она — там и дом, она осталась и будет вместе с ним пока смерть не разлучит их. И он фактически, как улитка, постоянно носит этот свой «дом» с собой, как ту серебряную ложку Поэтому его «дом», как и Варвара Григорьевна в нём, останется, даже если снесут ларёк.
Извините, если прочитала и восприняла неправильно и додумываю за автора.
Рассказ очень понравилось, большое спасибо за него!

На самом деле, тема стареньких родителей очень грустная. С одной стороны, казалось бы, лучше всего, когда они живут вместе с детьми, и дети за ними ухаживают, но ведь иногда это и вправду не лучший вариант. Возможно, жена Семена — жестокая эгоистичная истеричка, которая только портила оставшиеся годы Виктора Сергеевича, хотя формально он жил в комфорте? А Семен ничего не мог с этим поделать?

Кроме того, в современном мире бывает очень много ситуаций, когда дети живут далеко от родителей и не имеют возможности переселить их к себе. Что делать в таком случае?
Извините, что меня занесло в сторону от рассказа. «Критиковать» в нём, на мой взгляд, абсолюно нечего.
12:33
+1
Огромное спасибо!
Мнения всегда важны!
По поводу момента:
где она — там и дом

если ларек снесут, найдется новый дом, но не теплотрасса.
На теплотрассе много людей, таких как он, и там не место Варваре, поэтому она дожидается его дома, там, где есть место им двоим.
Да и ларек этот рядом с сыном, которого любящая мать не покидает.
Виктор вынужденно и временно уходит к теплотрассам, перезимовать.
И даже если он не вернется, как часто случается, он все равно обретет покой с Варварой, пусть и вечный уже.
Спасибо за такой прекрасный отзыв. rose
18:14
+1
Спасибо большое за комментарий! Замечательная идея с теплотрассой и ларьком, теперь всё стало на свои места. Извините, что проглядела этот момент. Еще раз спасибо за рассказ, не только пробирает, но и заставляет задуматься. Я ваш читатель smile
18:32
Вам спасибо!
15:45
+1
Да, что же Вы делаете. Прочитал, всплакнул, написал коммент. Увидел Ваш ответ. И его прочитал, про то, что где много людей, не может быть личного пространства. И соответственно любви. Опять пустил слезу.
15:38
+1
Рената. Очень тяжелая тема. За самое больное зацепили. Плакал.
15:39
Даже не знаю, что ответить)
Просто поблагодарю за искренность!
Спасибо вам!
15:48
+1
Не знаю. Может так совпало. Ваш рассказ и то что в жизни моей произошло. Застали в минуту слабости. Вы хороший писатель.
15:49
Благодарю.
15:52
рассказ есть в озвучке
www.youtube.com/watch?v=r40MMxGwEaA
20:12
+1
Рассказ трогательный, вот только… Как же в такой идеальной семье любящих друг друга и сына родителей вырос такой безжалостный, беспамятный отпрыск? Что они упустили в его воспитании, как это произошло? Эта сюжетная линия полностью отсутствует — а ведь она одна из основ рассказа. Конечно, на конкурс с тематикой «Дом» эта линия вроде как и не нужна, но здесь не конкурс. Может, сын — приемный? И платоническая любовь вначале тоже вызывает сомнения — только прогулки и стихи, даже без поцелуев? Но ведь взаимное влечение должно присутствовать, это основа для создания семьи. В целом, рассказ, конечно, вызывает жалость и сочувствие. Хотя лично я знаю парочку бизнесменов средней руки, которые трогательно заботятся о своих престарелых родителях.
10:55
Что они упустили в его воспитании, как это произошло?

этого не может знать никто, на самом деле.
Сын не приемный, родной.
И платоническая любовь вначале тоже вызывает сомнения — только прогулки и стихи, даже без поцелуев?

абсолютно всё реально, просто поверьте на слово)
Спасибо вам огромное за отзыв!
Загрузка...
Владимир Чернявский