Андрей Лакро

Лишний

6+
Лишний
Работа №2. Тема дуэли: Зверюга
  • Опубликовано на Дзен
Текст:

Скрипнувшая дверь на миг отвлекла Ирину от причитаний. Она глянула на вошедшего мужа и продолжила тереть тряпкой пол:

-Пришел? Вот глянь, опять все изгадил, - злилась она. – Сколько можно за ним прибирать! На покос значит его зенки бачут, як ходить, а крынку с молоком они не бачут! Все к чертям собачьим под стол у него летит!

За столом, подобрав под себя ноги, на лавке сидел старик. Его совершенно седая голова кивала в такт бабьим причитаниям, а белая острая борода двигалась, словно он что-то говорил или пережевывал. Старик был очень стар, так стар, что никто точно его возраста уже не мог сосчитать. Все знали, что ему уже сто лет минуло, а сам он полагал, что ему сто двенадцать годков стукнуло нынешней весной.

- Хватит бурдеть, обед давай. Я ненадолго зашел, – глядя на старика исподлобья буркнул Михаил.

Он всегда становился угрюмым, когда жена начинала говорить о старике. Пожалуй, Михаил и сам не понимал отчего так: то ли от того, что баба у него злая, то ли от того, что дед зажился долго на свете белом.

- За обед благодарствую, - сказал тихо дед, вставая с лавки. – Ну, пойду я на двор, в сарае уберусь, да бричку разгружу.

Старик небыстрой, но довольно твердой для его лет походкой пошел к выходу. «Крепкий у меня дед, такой еще пару годов проживет», - подумал Михаил, глядя ему во след.

- Мы раньше него в сыру землю уйдем, он нас всех переживет, – Ирина присела на лавку, где только что сидел дедушка. – Отец, ну сколько еще нам терпеть это? Сегодня вот, Никитка самолетик сделал и на стулку положил, а дед на него сел не глядя. На силу успокоила внука-то, орал, как резаный. И топчется энтот старый хрыч тут по хате, и кряхтит, все роняет, а тебе, кажись, все равно.

- Да что за ты чертова баба! – Михаил хватил кулаком по столу. - А ну хватит, мне тут говорить про то! Будто я сам не знаю ничего.

- А ты мне тут не стучи! Я и сама могу по столу хватануть, что уши у тебя лопнут, – закричала Ирина. – Надо что-то решать ужо.

Они оба помолчали. Вдруг Михаил вскинул глаза на жену:

- Может пусть пока на сеновале поживет?

- Почему бы и нет, мы ж не зверюги какие, чтоб старика на улицу гнать.А что? Сейчас лето, тепло, - обрадовалась она, - а там, ближе к зиме, придумаем чего-нибудь получше.

На следующий же день небольшие пожитки старика перенесли на сеновал. Настелили ему тряпья на сено, чтобы спалось не колко, поставили стол и лавку, и на том все – а что еще старику- то надо. Дед ничего против не сказал, перешел жить на сеновал. Каждый день он рано утром выходил из своего нового дома, садился на завалинку и ждал, когда ему вынесут завтрак.

- Чего ты тут расселся? – как-то сказал ему Михаил, выйдя утром на крыльцо. – Будто не знаешь, что только через час тебе еды подадут, иди у себя жди. Глаза только мозолишь, люди будут думать, что мы тебя не кормим, и ты сидишь тут милостыню ждешь. Не позорь меня перед соседями.

Дед посмотрел на внука. Помолчал, а потом растеряно сказал:

- Дык я на восход любуюсь просто. Ну коли перед соседями, то тадысь ладно, оно ж понятно...

С тех пор по утрам старик сиживал у забора, что примыкал к сеновалу. С того места правда было не увидать момента, когда светило отрывалось от горизонта, но зато и любопытным односельчанам его тоже было не заметно.

Старика Михаил не пускал со двора, боясь, что тот по глупости своей обмолвится, о жизни на сеновале. А если такое случиться, то дурная слава о них быстро разнесется по всему селу – попробуй потом отопрись тем, что старику на самом деле там даже лучше.

Однажды Михаил пришел с поля домой, а деда нет. Уж как он сильно разволновался! С женой, да с детьми и внуками он обегал всю округу, чтобы найти старика. Лишь под вечер его нашли на краю дальнего поля у самого леса. Оказалось, что дед с ходил в лес по ягоды.

- Ты, дед, из ума что ли выжил совсем! – рассерчал тогда Михаил. – А коли заплутаешь, что тогдась нам делать?

- Так я всю жизнь по этому лесу ходил, чай не заплутаю, - отговаривался дед. - Да и если б заплутал, то не больно горе бы вам было большое.

- Ты знаешь, что дед? Ты так не вздумай больше говорить! Сам ведь понимаешь, что для тебя все делаем, чтобы тебе спокойнее жилось. А в хате у нас что? Суета, беготня, да шум.

- Понимаю я. Все понимаю, – только и вздохнул старик.

С тех пор Михаил, как уходил со двора, подпирал дверь сеновала бревнышком, чтобы дед не выходил. «Ну а что тут особо плохого? – думал он. – На сеновале прохладно в жаркий день, мягко, кормят его сытно, вода есть. А что еще старику – то нужно? Лежи себе, отдыхай. Вечером приду отопру его.»

Как-то днем, старик лежал на сене, когда услышал у маленького окошка без стекла, что вроде как его зовут:

- Деда, ты здесь? Это я – Аленка, – в окошке появилось женское лицо. – Неужто и правда тебя тут, держат взаперти?

- Аленушка, внученька, как я рад тебя видеть! Идем, заходи ко мне со двора.

- Не могу дед. Ты же знаешь, что мы с Иркой в ссоре, - Алена помолчала немного, потом добавила. – Дед, я бы забрала тебя к себе, но муж будет против. Ты же знаешь, он еще строже Михаила.

- Да не беспокойся, внученька, - улыбался старик, - у меня все хорошо, я не жалуюсь, все у меня есть. Вот смотри: постель какая - никакая, вот ведро с водой, вот кружка, вот ведро для нужды.

- Ты голоден, дед?

- Не, сыт я, сыт. Ирина меня хорошо кормит, - дед заковылял к столу, - вот хлеб, огурцы, пирог вот принесла.

- Так у тебя же зубов нет, дед! – Алена видела, что дед сильно сдал и от того стало ей ужасно его жалко. – Я тебе завтра тюрю принесу.

- Хорошо, приноси. Ты приходи завтра утром, али днем, чтобы в гости ко мне зайти, - старик прислонился щекой к стене у окошка. - И правнука мого возьми с собой. С Ваняткой приходи. Увидеть его хочется.

Алена стала приходить иногда к деду и приносить ему то тюрю, то кашу. Лишь дважды пришла в двери, а в остальные разы – через окно со стариком говорила. Иногда приходила с сыном. Однажды малой Ванечка спросил мать:

- Почему такой старый дед сидит на сеновале запертым, как зверь какой?

- Чтобы не убился где-нибудь. Дед старенький, спотыкается везде, падает, - ответила Алена.

- Мам, зря они так с ним? Давай его к себе возьмем, я буду с дедушкой везде ходить и поддерживать его.

- Хорошо, сынок, я поговорю с батькой, может от позволит, - соврала Алена. Она знала, что Гриша всегда был против любого лишнего рта. Она даже сейчас тайком уносила из дома чашки с кашей для деда.

Однажды, Алена прибежала с сыном к деду совсем поздно, как вечернее подоила. Дед уже ждал ее у окошка:

- Аленушка, спасибо тебе родная, что приходишь до меня, - почему-то шепотом сказал дед. – Ты семью береги всеми силами, Ванятку человеком воспитай...

- Дед, ты что это удумал? - разволновалась Алена.

- Подсади-ка Ванятку ко мне поближе, - попросил старик.

Алена подняла на руках сына, и Ваня дотянулся до окошка. Он глядел на старика и стало ему так грустно и больно, что он всплакнул и прошептал:

- Дед, я не хочу стать таким старым, как ты.

- Ванечка, дитятко мое, ты вырастишь, станешь большим и сильным, но завсегда жалкуй людям, - дед просунул в окошко костлявую сухую руку и утер слезы с пухлых детских щечек. – Даже зверь жалость имеет, а людям и тем паче с нею по жизни идти надо.

Потом, старик перевел глаза, словно подёрнутые прозрачной пленкой на внучку и, тихонько сказал ей:

- Аленушка, приходи ко мне теперь дня через четыре, наверное. Я все придумал. Все будет у всех теперь ладно. Я буду тебя ждать, приходи.

Через три дня к Алене со всех ног прибежал мальчишка и закричал из-за забора:

- Тетка Алена, дядь Миша тебя зовёт. Дед Николай помер!

Старика схоронили. Почитай все село пришло с ним проститься. Дед-то и Крымскую, и турецкую и мировую прошел. Не в каждом селе можно было сыскать человека, который до стольки годов доживал.Однако, шила в мешке не утаить, и люди шептались, вспоминая, что уж сильно похудел и сдал старик за последний месяц перед смертью.

Как-то бабы сильно повздорили у конторы. Орали на все село, чуть было в волоса друг дружке не повцеплялись. Одна из них и сказанула:

- Ты Ирка, зверина, а не человек! Деда свого голодом уморила, сволочуга!

- Да вы что, бабы! Что вы? – Ирина сникала как-то, перестала орать. – Сам он от еды отказывался. Нет моей тут вины. Он сам. Все чашки полными обратно мне возвращал. Он умом тронулся в конце – даже слово одного мне за месяц целый не сказал. Сам он себя уморил, сам.

Другие работы:
+7
21:02
1503
22:04
+4
Помните хромую собачку?) Тут её задавило грузовиком и размотало на фарш. Черным-черно.
Вообще, перегиб. А если читатель чувствует перегиб, то это может сработать против авторской задумки. Но я выборка маленькая, посмотрим, что народъ скажеть. Запятые поправить еще надо.
19:44
+1
Это тут еще слепую девочку не подвезли. Вот хромая собачка со слепой девочкой — это супер комбо.
23:11
+2
Напомнило мне мой первый рассказ. Тоже всё было понятно с самого начала, но я накручивала никому не нужные километры. Уважаемый автор, всё действительно понятно с самого начала, потому можно только посмотреть финал и увидеть, какие вариации случая хромой собачки предлагаются к осмыслению. Я кстати, почему-то подумала, когда дверь стали подпирать бревном, что случится пожар, и старик там погибнет. А когда началось давление коленом на слёзные железы, то поплохело совсем. Плюс поставлю, но больше не могу.
17:37
+1
Вот и я почему-то пожара ожидала.
18:45
+2
Может потому что Вы сами Пожар?
18:53
+1
rofl
Возможно.
23:49
+2
Не, ну есть же Легенда о Нараяме, например. Можно сказать, уже классика. Так что не думаю, что тут дело в одноногой собачке. У меня было ощущение вторичности, есть же наше что-то прям из школы, где внучок, видя гадкое отношение родителей к деду, пообещал их в старости из чего-то там кормить.
При этом сам текст в техническом плане написан хорошо.
06:17 (отредактировано)
+1
Да, она самая. Одна среди зверей.
А главное, обречённая. Вот вроде много персонажей вокруг, а никто помочь не может. И никакой надежды, никакого отворота с шаблонного пути.
Не очень грамотно. Ванечка, дитятко мое, ты вырастишь. Кого он вырастит? С запятыми беда.
Вот ещё смешно: — Ты знаешь, что дед? Герой спрашивает деда, знает ли он, что он дед.
06:31
+2
ох, ужасы какие. достоевщина с ребеночклм, которому руку к самовару прижали.
08:05
+2
Ну так жизня такая, как Достоевский и любил — писать про жизнь
Написано хорошо, но жуть как тяжело. И правда, понятно всё с первых слов.
Я увязла в пучине страданий и депрессии…
08:29
+1
Деда жалко. Текст добрый. Но наивный. И так построен, что будто бы дед откуда-то на них свалился под старость лет. С временами бы почётче — вот даже не сто двенадцать, а сто… в каком возрасте они там все должны рожать, если правнук махонький? Возможно, конечно, но как-то натянуто…
07:36
А я прикинула про возраст. Ну вот деду 112 лет и если он родил последнего, скажем, сына в 40 лет, то ему было бы = 72 года. Если этот сын родил своего последнего сына тоже под сорок, то есть уже внука нужного нам деда, то внуку = 32. Так что правнуку вполне может быть лет 6 — 8.
21:26 (отредактировано)
так ведь там внучка Алёна, которая выглядит по тексту молодой. Я даже подумала, что она еще подросток, потом оказалось, что ребёнок у нее.
и в начале там путаница, кстати. Ирина в одном месте обращается к Михаилу «отец». Но это ладно, это, возможно уважительное обращение жены к мужу. все-таки там дальше ясно, что она его жена. Но про мальчика с самолетиком она говорит «внук»!
10:07 (отредактировано)
+3
С возрастами, да, какая-то фигня получилась. Насчет сена я, городская жительница, даже в гугл сходила. Почему-то думала, что сено сушат до конца лета на полях, только осенью убирают. Оказалось, нет, рекомендуется убирать через 3-5 дней. Так что мог он август прожить на сеновале, тут все ок.

Про сам рассказ — что-то нет( И даже не в собачке дело, что мы, собачек тут не видели и сами не писали про них? Меня скорее убила одномерность сюжета. И вообще банальность. Встали на эти рельсы нравоучительные и поехали до станции «печальный конец» без остановок и поворотов.
При этом пишет ведь автор вполне себе. Видно, что не новичок. Детали неплохие (мне с солнцем больше всего понравилось), аккуратная стилизация в диалогах. Неужели нет желания что-то посложнее придумать? Или я слишком многого от дуэлей хочу (риторический вопрос)?
Комментарий удален
11:46 (отредактировано)
+1
Надо было деда сразу в подпол запереть. А то ишь, чего удумал. По избе ходит самовольно, воздухом дышит да еще есть просит. Непорядок это. devil
Ну вот Алена с Ириной в ссоре. И что? Алена права не имеет проведать деда? Ее за калитку вышвырнут?
А уж если окошко на улицу выходит, надо было заколотить его доской. Чтоб никаких посетителей вообще. Чтоб никто не видел, до какого состояния довели старика… Кстати, соседи вообще слепые? Ни один не чухнулся, не встречая деда на лавочке или где-то еще?
00:19
+2
Ну собакен и собакен. Главное — не стекло. На любителя слезодавилок и морализаторской литературы.
Одни люди плохие, другие — хорошие, Дед дурак и самоубийца.
Для большего эффекта мог бы и сарай подпалить. Но тогда бы знаков не хватило.)
Ну, читать можно. Отвращения не вызывает.
09:20 (отредактировано)
+3
Прочитала рассказ несколько раз и не увидела того, что разглядели предыдущие комментаторы.
Никакой «слезодавилки», никаких «хромых собачек».
Да, есть слезинка ребенка, думаю, что без нее можно было вполне обойтись.
Так о чем этот рассказ? Неужели только о бедном старом немощном дедуле, замученном гестаповцами-родственниками?
Главное, по-моему, тихое, мирное, обыденное превращение людей в «зверюг». Каждый из нас знает: жизнь это борьба. Борьба с собой. Со своими слабостями, со своими мерзостями. Главное-- не дать вырастить в себе «зверя». Но это очень трудно И вот люди, обычные, долгое время ухаживавшие за своим родным, любившие его, устали. Устали и появилось раздражение, потихоньку перерастающее в тихую ненависть. И вот эти самые обычные люди начали уступать своим «звериным» чувствам, постепенно поддаваться темному, что таится в душе каждого из нас. В этом рассказе это показано очень хорошо. Сначала-сеновал(«мы же не зверюги какие»), дальше--больше. Вроде бы никто не бегает с автоматом, а чувство, что идет расстрел лучшего в людях. Хотя, повторюсь, все происходит тихо и обыденно. И особо мерзостно выглядит Михаил, ведь это «баба злая», а он тут как бы и вторичен.
Рассказ написан хорошо, добротно(единственное, можетне стоит так увлекаться деревенским «говором»?). Идея замечательна, тема раскрыта тонко и трепетно.
ГОЛОС
14:43
+2
Как-то обыденно всё, прозаически.
Точно так же бывает и в жизни.
Только вот Зверюгу я тут не разглядела.
Как сказал один литературный персонаж: «Подумаешь, курицу зарезали! Может быть, этой курице как раз и полагается быть зарезанной?»

В жестокое время живём. А были у нас иные когда-нибудь времена? Вот и чувствую я, что не зверя автор описывает, а просто одну из сторон человека. И сколько человечеству ни указывай на это — оно не изменится.

И чтобы меня не посчитали законченной садисткой, напомню в своё оправдание современный анекдот. Переделанный из рассказа Л.Н.Толстого.
Очень популярный в Интернете и хорошо известный, между прочим, анекдот.

Стал дед очень стар. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Однажды видят они — сынишка их на полу дощечками играет.

— Что ты это делаешь, Миша? — спрашивает его отец.
— Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить! — отвечает мальчик.

Переглянулись отец с матерью — да и сдали сына в детдом.


Какое время — такие и притчи.
18:24
+1
«Сколько можно за ним прибирать! На покос значит его зенки бачут, як ходить, а крынку с молоком они не бачут! Все к чертям собачьим под стол у него летит!»
— Ожидала, что вся речь героини, да и её мужа будет такой же колоритной, но нет.
Напомнило классиков, как антуражем, так и назидательностью) Ну собачка, ну хромая… бывает. Рассказ хороший. В рассказе нет кары господней какого-то наказания, испытания, разговора, в результате которого Ирина могла бы переосмыслить своё отношение к деду и, как следствие, испытывать стыд и вину, а всё равно сникла и орать перестала. Как будто она не ожидала смерти деда и только это заставило её поменяться.
10:13
+3
ГОЛОС за раскрытие темы
Вот ты, Ирка, зверюга, не по-человечески это, с родным человеком так…
Деда, как зверя в клетку, на сеновал бросила, на цепь посадила.
Что ж ты, Алёна, мужа так боишься, неужто зверь он у тебя?
18:41
+2
Шикарная стилизация. Снова написано хорошо, добротно.
Может, это я такое бревно циничное, но меня рассказ не тронул. С самого начала было понятно, что к чему, тут даже истории об обыденности и постепенности зла нет. Я всё ждала какого-то подвоха, твиста, который перевернул бы историю с ног на голову, но не дождалась. Мне не хватило обратной стороны медали, когда родной и любимый человек превращается в полузверя, который никого не узнаёт и ходит под себя, а перед его близкими встаёт действительно трудный выбор.
18:53
+1
ой, случайно минуснула, извиняюсь.
18:58
+2
Бывает)
19:34 (отредактировано)
+3
Ну в целом генеральная идея понятна — человек человеку зверь. А родственнички бывают похлеще заклятых врагов…
Мне тяжело далась стилизация, очень искусственная и вообще сложно довериться тому времени, в котором происходят события рассказа, потому что непонятно, что это за время. Да и вообще судя по некоторым словечкам будто бы Малороссия или юг России…
Не знаю, слишком утрировано, наивно. Слишком невинное добро и слишком обыденное зло…

з.ы. А вообще про такое тяжело читать. Подобное поведение людей возмутительно. И наверное даже очень хорошо, что такие темы поднимаются авторами, это ладно, даже ладно, что в дуэлях. Просто и требования к таким произведениям высокие, напрямки тут не со всяким читателем получится.
22:13
+1
Понравилось, я знаю такую историю, когда бабушку со света изжили.

И померла раньше времени… Об этом уже и ученые говорят, что у стариков теряется интерес к жизни и они умирают за ненадобностью и тоской…
13:09
+2
Не вижу никаких хромых собачек, совершенно житейская история. ГОЛОС.
Загрузка...
Маргарита Блинова