Обыкновенный голосопровод
В нашем доме случилось землетрясение. Я не испугался и залез в шкаф.
***
Когда к нам домой приходили гости, они всегда были без детей, и веселья мне от этих гостей не прибавлялось. Я отвечал на их скучные вопросы, и меня отпускали в свою комнату. Но я тихонько улезал в шкаф – такое помещение возле входной двери, внутри висели всякие куртки, тёплые и не очень, а ещё стоял пылесос, на нём удобно было сидеть. И рано или поздно папа распахивал дверцы и радостно говорил гостям: "Вот он, дружочек, где". Гости качали головами, что-то бурчали, а папа, смеясь, говорил, что он у нас рано из мамы вылез, поторопился, вот теперь и тащит Костика в утробу обратно. Мама смотрела на него хмуро, брала меня на руки, относила в комнату и шептала тёплые слова. Не помню какие, потому что обычно я сразу засыпал.
После землетрясения папа новое про меня рассказывал: "Выдумывает всякое, катастрофу какую-нибудь и прячется. Вот недавно "землетрясение" привиделось", – папа смотрел на маму, мама отворачивалась в окно – "Он снова залез и говорит, трещина там". Гости хихикали противно, а мама относила меня в комнату.
Да они ничего не понимают, и зря мама сердится. Мне в шкафу интересно, там слышно, как лифт едет.
А щель была. Правда-правда. Папа считал, что это "просто дверцы не смыкаются", но я-то знаю. От землетрясения она.
Первый раз через неё голос Адамчика прошёл, хотя он в другом доме живёт. Наверное, трещина до их дома дотянулась, в неё и слышно.
Ему велик подарили! Адамчику, в смысле.
А мама как раз крикнула из родительской спальни:
– Костик, ты помнишь, что в субботу идёшь к Адаму на день рождения?
Мамин голос прорвался – значит, нормальный звук тоже сюда попадает, очень хорошо, подумал я.
– Конечно, помню, мам. Я даже знаю, что ему подарили, – приоткрыв дверцу, прокричал я.
– И что же? – спросил папа, он тут рядом, оказывается, был – собирался на работу.
– Велосипед! – радостно заявил я.
Папа рассовывал по карманам всякие телефоны, проездные, пропуска и ключи.
– Дал погонять? – спросил он, обуваясь.
– Так только что подарили, у него же сегодня день рождения, – удивился я его непонятливости.
– Сегодня?.. – Папа похлопал по карманам, посмотрел на меня – я торчал из шкафа наполовину, держась за дверцу. – Не веси на дверях, оторвёшь, – задумчиво проговорил он. – Сегодня… Милая, я пошёл.
Мама выглянула из комнаты, сказала: "Пока". Папа потрепал меня по голове, ещё раз сказал: "Не веси" и ушёл.
– Костик, давай быстро: мультик, завтрак, одеваться, садик – раз-два, – скомандовала мама, и я рванул на кухню.
В садик ходить я любил, хотя и не всегда с радостью.
В группу я вбежал, раздеваясь на ходу и, завидя Адамчика, прокричал:
– А я знаю, что тебе подарили – велик!
А он, улыбка до ушей, крикнул в ответ:
– Синий!
И мы уже вместе заорали просто так, от чувств:
– Ура!
***
На дне рождения было весело, мы бесились, взрослые никто за нами не смотрел; торт был, правда, средний по вкусноте, но мы заели его пепперони, и поэтому сойдёт.
Когда нас всех погнали домой, и я немного расстроился, мама сказала строго: "Костик, не ной", и я перестал расстраиваться, а дома, разуваясь, вспомнил про шкаф. Папа из кухни спросил: "Как всё прошло?", и по его голосу я понял, что он смотрит в ноутбук, мама ответила: "Нормально", и мне: "Костик, скорее давай, чего расселся?". А я, и правда, сидел на тумбе одетый и обутый, смотрел на щель. Раздевшись и помыв руки, я сказал: "Я играть", и улизнул в шкаф.
Тут я сделал промашку – я же вечером обычно мультики смотрю – и родители удивились, что нет меня перед телевизором. Даже папа через свой ноутбук удивился. Пошли меня искать и нашли в шкафу.
– Да что тебе там, мёдом намазано?
Я неохотно вылез. Неохотно потому, что не до конца прослушал, что брат двоюродный, Мишук маме своей, моей тёте, то есть, сказал. В парк они собирались на аттракционы, она ему давно обещала, и вроде как они с моей мамой договорились, но вот не всё я понял – тут как раз родители меня раскрыли.
– Мама, а когда это вы с тётей Катей хотите нас с Мишкой на аттракционы сводить?
Мама лоб наморщила – это удивилась, значит.
– Ну… сходим. Скоро. – И закусила губу.
Я поплёлся в гостиную – у меня телика в комнате нет – там уже работали мульты, и я увлёкся, но чуть слышал, как мама говорит папе на кухне: "Ты, что ли, рассказал? И как теперь? Я ей даже не звоню после…", – дальше я уже не слышал, потому что сделал погромче.
***
– Мам, чего бабТаня говорит, что я чумной?
– Какая ещё бабТаня?
– Которая снизу, под нами живёт, у ней ещё мопс.
– У неё… Когда это она такое тебе говорила?
– Да никогда мне не говорила, – пожал я плечами. – Слышал просто.
Мама закусила губу – что-то она часто стала так делать.
– Пойдём гулять, Костик, а?
Я спорить не стал, гулять я любил. Хотя и не всегда с радостью.
***
Я залез папу ждать, а он всё не шёл. И я его услышал. Я понял, что он на работе, потому когда он меня к себе на работу водил, я запомнил эти голоса – коллег его. Папа: "Глядите, какая железная дорога!". Я удивился – папа мой не на железной дороге работает и не на вокзале. А в офисе. В технопарке. Другие:"Ого, немецкая, натюрлих". И ещё: "У меня такая в детстве была" – "Да ты буржуй" – "Ага, "Пико": и вагончики, и паровозики".
Я тут всё понял и из шкафа вывалился.
Мама, мама, чуть не закричал я, папа мне железную дорогу подарит на Новый год. Но тут же рот закрыл – а как же Дед Мороз?..
Когда под ёлкой я нашёл не только класснецкую железную дорогу: помимо "Сапсана" из четырёх вагонов, были ещё робот и оружка, то вздохнул тяжело – Дед Мороз приходил, но, значит, на главный подарок у него не хватило сил или денег. Раз "Сапсан" папе пришлось покупать. Но родители смотрели на меня таким глазами… Что я попрыгал как следует и прокричал ура. А то ещё Деду Морозу влетит от его деморозовского начальства.
И добавил, чтобы родителям приятнее было:
– Прямо настоящий: немецкий, натюрлих.
Мама хихикнула, а у папы лицо вытянулось.
– Так точно, натюрлих, – пробормотал он.
***
Мама утром:
– Костик, милый, вставай
Я потянулся, за окном темень, холодком тянет от окна, я посильнее закутался в одеяло и снова задремал. А мама рядом села, в ухо мне дунула, и я пробормотал:
– Мам, ну, там же карантин, не работает садик-то.
И тут же подскочил.
Это я вечером перед сном залез, проверить, чего и как. И какие-то голоса незнакомые, мол, так и так, в садике корь выявлена, целиком весь закрыть. Оповестить заведующую. Я и решил, что про наш садик речь – сонный был, что с меня возьмёшь.
Ну, думаю, хороший был сон, и стал вставать. Жаль.
А мама нахмурилась, взяла телефон. Пальцем по экрану шурк-шурк. И меня рукой так за плечо раз, и усадила обратно на кровать. Я сел, закрыл глаза и к ней, тёплой и мягкой, привалился.
– Действительно… Карантин. Спи!
И я обратно бухнулся. Досыпать.
***
Я слушками из шкафа не, как мама говорит, злоупотреблял. Но иногда прорывалось.
Нелька из группы на площадке начала хвалиться, что вчера на выставке кошек была, очень она кошек любит, а я: хех, да где, говорю, ты была, какие кошки, когда ты вчера дома с поносом провалялась. Точнее просиделась. Хи.
Это было некрасиво, но оно как-то само. Мне потом стыдно сделалось. Но только потом. Потому что сначала она меня треснула, потом заревела и к маме побежала жаловаться. А её мама с моей сидела, так что мне сразу на орехи и досталось. Чего, мол, на девочку наговариваешь. А Нелькина мама возразила, ничего, мол, не наговаривает, так и было, пробрало с чего-то. Я чуть не заорал – вот! А врать не хорошо! Но видя мамины сердитые взгляды и брови её сердитые, не заорал.
А я и не скрывал, как есть, папе всё выложил, звуковод – говорю, какой-то сделался. Он покивал будто бы с уважением, но я видел, шутит надо мной, ну я и обиделся, больше не говорил про шкаф.
Второй раз на горке было. Папа меня на ватрушке повёз, это я люблю зимой с папой ходить на горку, он в расстёгнутой куртке с нами бегает, катается, весь снежный, не скажешь, что взрослый.
Ещё Ванька с бабушкой был. А я возьми и ляпни, по поводу того, что утром в шкафу слышал:
– Ваньк, ты пониже начинай, тогда не так страшно будет.
Он, оказывается, горки-то боится, а катается, чтобы мы не обзывались. А удовольствия никакого.
Он разозлился на мои слова, сверху поехал, да слишком сильно разогнался и на первом же трамплине улетел вверх ногами. Бабушка Ванькина ахнула, а папа мой быстро вниз. Оттуда кричит: "В порядке всё!", а Ванькина личность весёлая, белая, и мне он кулак показывает. Вижу я, что Ванька довольный, и к ним поехал, и тоже улетел; мы всё втроём хохотались потом.
С чего ты, спросил папа через смех, взял, что он боится.
– Да я бабуле утром говорил, – ответил за меня Ванька и полез в гору.
А папа смеяться перестал, и на меня странно посмотрел.
***
А ещё был случай, погодка выдалась жуть – ледяной дождь! Всё надоело, скучно… На улицу не выйдешь.
Я просочился в шкаф.
Голоса такие были… странные, выговаривали слова не по-нашему, но я понял, что на площадке на крышу крепости лёд нарос в страшном количестве, всё висит на соплях. И обсуждали эти два голоса, звать начальство или им влетит за это "позвать". А крыша вот-вот завалится. Я как представил, что малышня с утра притащится с мамками и няньками, и крыша на них рухнет, так сразу к родителям:
– Пап-мам, пойдём на площадку, там одно дело надо проверить.
– Костяныч, ты, прости, офонарел, ты погоду за окном видел?
– Ну, пап очень надо…
Я канючил и канючил, аж сам устал. И мама начала одеваться, тут и папа не выдержал, махнул рукой – ладно.
На площадке папа присвистнул:
– Ого, братец, да тут прямо авария!
И в телефон начал тыкать и звонить. Ругался с кем-то, потом мы долго ждали и уж задрыгивать оба стали, как подкатила аварийная машина.
– Ладно, пошли, герой, назад. Как только узнал?.. А… Ну да, ну да.
***
Как-то сидели мы с папой – мама на маникюр отправилась – в выходной. Весна была. Я всё гулять никак не мог собраться, у меня железная дорога поломалась, я злился, всё починить пытался. Папа устал меня уговаривать, затих. Я и забыл даже про него. Только когда шорох в прихожей услышал, вспомнил.
– Папа, – позвал я. А он молчит. Тут я струхнул маленько. Подкрался на ватных ногах к двери из своей комнаты, приоткрыл – шуршат. – Папа, – прошептал я.
Тут дверь шкафа моего любимого приоткрылось, и стало мне так страшно, что я к полу прирос. А оттуда папа вылезает, волосы свои приглаживает, отфыркивается.
– Папа, – пробормотал я.
А он увидел меня, вздрогнул, тоже, что ли, испугался.
– Ага. Я это… Проверял, нет ли там гвоздей каких. – И проходя мимо меня пробормотал: – Голосопровод какой-то, и правда…
Потом мы гулять пошли, папа задумчивый был, зато долбил лёд, где я скажу безо всяких: "Ну, сын, давай сам", а я кораблики пускал. Но в телефон он часто смотрел и бормотал чего-то. А я не сердился, у меня кораблики хорошо плыли.
Мама вечером пришла, показала нам ногти, я сказал: "Очень красиво!", а папа спросил: "И чего это за Володя?". Мама как-то странно улыбнулась: "Не знаю никакого Володи", мне стало скучно, я ушёл в комнату, только сказал, дверь закрывая, мультик-то включите.
А через неделю маму в шкафу застукал, она вылезла, волосы со лба отдувая, и тоже, как папа тогда, на меня вздрогнула испуганно:
– Я там убрала немного, а то пылью дышишь.
А когда папа пришёл и разуться ещё не успел, прошипела:
– Это месть, что ли, такая?
Он зло улыбнулся – я точно знаю, что зло, он мне так за "Сапсан" сломанный улыбался:
– В эту игру можно играть вдвоём.
Чего это вдвоём, думаю, когда нас трое. Но я не люблю, когда они такие колючие. Я в маму ткнулся лбом. И стоял, думая – фиг вам, хватит спорить. Они и замолчали, а мама присела на корточки и меня крепко обхватила.
А потом в нашем доме случился ураган.
Я кинулся к шкафу, а в нём щель совсем широкая – я в неё заглянул, а там кухня наша, в ней папа с мамой в обнимаются.
Я на кухню, на пороге замер – и правда, стоят, застыли, друг на дружке повиснув. Я подошел и обнял их обоих.
В шкаф я больше не залезал. Даже когда в нашем доме случилось наводнение.
Два глагола в разных временах в одном предложении.
Это как?
И в целом дальше много неграмотно построенных фраз. Кто-то наверняка скажет, что это такой «детский язык». Я вижу безграмотно построенные фразы. «Она мне так за подаренные цветы плакала» — абсурд же. Из этой же оперы «отворачивалась в окно». «Отворачивалась в дверь» — тоже же абсурд.
Нет цельного рассказа. Мне так показалось.
«Не веси на дверях» — вИси.
«взрослые никто за нами не смотрел» — либо «взрослые не смотрели», либо «никто из взрослых не смотрел».
А как можно любить без радости? Ну вот ГГ говорит про садик и прогулки. Я что-то не совсем понимаю.
А к чему эти измены и примирения? Чтобы ГГ больше в шкаф не лазил?
Да и с замечанием по присмотру взрослых согласна.
Это нормально и не ставит крест на рассказе.
Хороший образчик прозы. Только снова не детской, потому что заморочки взрослых в финале поняты ребёнком не будут.
Хотя мне не на ком эксперименты проводить.
Забьём на орфо и пунктуацию?
Это вы не правьте хорошее, превращая его в обычное.
Родители решают исключительно свои проблемы, на ребёнка им фиолетово. Такое бывает, да, но у нас тут детские рассказы. Для детей.
А уж всунуть измену… Это надо умудриться только. Или это автор отталкивался от «хороший детский рассказ будет интересен и взрослым» и потому пришпандорил неуместную тему взрослых скользких проблем?
Про качество текста молчу, тут вообще что-то непонятное. Стилизация под детскую речь? Неудачная. Понятное дело, что дети не высоким штилем говорят, но так коряво-то зачем?
Я бы не желала, чтобы мой ребенок прочитал этот рассказ в любом возрасте. Зачем? Что он из этого рассказа бы вынес?
Не поняла какая связь между Володей, местью и тем, что мальчик перестал лазить в шкаф?
Неупорядоченный набор неких бытовых ситуаций из которых ничего не следует. Зачем это было писать? Услышал мальчик про велосипед, родители узнали, что действительно велосипед. Вот и всё задача этого куска выполнена. Все эти бла-бла про торт ни о чем. Так же и в остальных случаях.
Все эти ситуации с голосами можно было описать в одном-двух абзацах. Было бы динамично и интригующе. А потом добавить какой-нибудь движ. И чтобы родители так и не узнали. А потом купили новый шкаф, побольше. Мальчик ведь растет и нужно больше одежды. И волшебство закончилось, а парень пошел в школу.
Речь ребенка я не услышала — взрослые рассуждения, стилизованные под неправильную речь, имитирующую ребенка.
По мне очень скучный рассказ.
Боже, как же это прекрасно!
В шкафу Гг слышал не только то, что родители на кухне говорят, но и то, что происходит в других семьях. Однако! Как только папа с мамой обнялись (это ураган, да? стихийное бедствие), Гг перестал и прятаться, и играть в шкафу, и подслушивать (хотя он специально не подслушивал, как я поняла). Почему вдруг?
А родители? Тоже перестали? Про родителей вопрос открытым остался.
Подпись: Шкаф-детектив (частный)
Что со мной не так?
Почему я воспринимаю «землетрясение», «катастрофу», как выяснение отношений, свидетелем которых стал ребенок и спрятался. В шкаф. Может потому что
и трещину эту в отношениях папа пытается зашпаклевать гостями, которые неприятны ни ребенку, ни маме. Потому что это «на миру и смерть красна» не для заделывание трещин в отношениях. Вообще, про папу рассказ. С его игрушками. Телефон у папы не один. При этих пропаданиях в ноутбуке папу швыряет к нормальному механическому детству.
Ураган. Наводнение. Терпеть не могу Важней всего погода в доме. Но это вместо тысячи слов. Про папу тоже рассказы нужны. Папам. И мамам. Для устранения последствий ураганов и наводнений.
Язык классный. Клевый пацан преподавал)))
И что получается на выходе? Родители узнают, что у каждого из них есть другой/другая, тут же на этом фоне мирятся (без извинений), и скандалы прекращаются?
Посмотрим, что автор скажет )
Да и вся эта история про мир ребенка в мире взрослых — очень правдива. Судить о том, на сколько он для детей или нет — не стану. Равнять по себе-ребенку — дело неблагодарное, современные дети уже от нас отличаются и в восприятии, и в суждениях, а уж через поколение… Магреал может никакой и не считают, но понять — поймут.
Побольше бы таких историй, таких семей, когда все хорошо заканчивается, даже если и голосопроводу приходится вмешиваться.
Спасибо за подаренный момент «чуда»!
Но! Если говорить не о детях прошлого, не о нас с вами дцать лет назад, а о современных детях, то в потенциале скорее этот рассказ будет понят и принят, потому что он написан понятно и читабельно для детского восприятия — нет длиннющих предложений, есть два образно-идейных слоя (для детей и взрослых). Поэтому ГОЛОС сюда.
Отлично написано, не скучно, не банально, с выкрутасами какими-то даже. Типа высший пилотаж. Как на велике без рук. Смотрю, а автор и так могёт, и этак. И даже лучше.
А вышла каша.
Нет, история сама по себе замечательная. Только не надо было так старательно пытаться сделать её детской. Потому что получилась псевдодетская. Ну, как, знаете, сюсюкают с детьми. Жутко не натурально, но взрослым кажется, что так надо. Вот и здесь язык исковеркан, иссюсюкан в пользу детскости, и, кстати, это само по себе неплохо, только в определённо взрослом рассказе. А этот хочет казаться детским.
Всю дорогу меня корежило от фраз, которые я рад был бы видеть в качественной взрослой прозе про детей, но в детской они выглядят жутко неестественно.
Это замечательный, глубокий, яркий, живой взрослый рассказ про жизнь глазами незаурядного героя-ребёнка.
И я всё же отдам ему ГОЛОС , не ради победы, которая не светит, а за литературу и мастерство.
йогуртычудеса одинаково полезны.Пожалуй, соглашусь с комментаторами, что перечень чудес, готовящий читателя к кульминации в виде мам-папиных измен, длинноват. Можно было обойтись кривой нарастания конфликта из максимум трёх примеров: пропустили мимо ушей — не поверили — поверили. Создаётся впечатление, что как раз из-за того, что автор увлёкся событиями первой части, ему не хватило знаков лучше прописать катарсис финала. А жаль, идея-то хороша. И стилизация под детскую речь неплоха, но её бы ещё вычитать получше.
Шубыщ, на мой взгляд, единственный детский рассказ, но он ни о чём и с
чертом из табакеркивором из шкафа.Леший — самый цельный и аккуратный технически и стилистически. Но, имхо, именно он наиболее взрослый. Всё, что делает его классным рассказом, ребенок не считает.
В этом рассказе разборки папы с мамой и в целом концовка мне показались не то, чтобы неуместными, а скомконными. Композиционно перекошен рассказ. Но ГОЛОС оставлю здесь, потому что, мне кажется, рассказ лучше, чем отражает имеющееся у него число голосов.
Очень не понравилось в начале, про вылез раньше выпад отца. Это противно.
ну и дальнейшие действия мамы с «маникюром» вполне логичны — отношения поостыли, люди привыкли друг к другу, прохаживание по больным мозолям стало рутиной. Вот и результат.
Но в итоге ребенок-то всех и спас.
Если это действительно то, что закладывал автор, то сама идея — огонь.
Только я не увидела как ребенок всех спас?
Он увидел, что родители обнимаются и перестал лазить в шкаф.
Хотя может я и тут не разглядела каких-то иносказаний?
PS забавно, если окажется, что «автор ничего не имел в виду» ©Чебыкин.
Здесь вполне показано, что ребенок при безусловной любви и принятии родителей, страдает от их кризиса в отношениях. Потом ребенок вносит магреалистичный элемент — «шкаф» — свой внутренний мир, как отражение внешнего. Родители в попытках выяснения отношений, «валяют дураков», мирятся с помощью нового знакомства друг с другом через «шкаф». И весь этот путь им помогает пройти ребенок.
В данном случае «Не виси», по-моему. Как-то сильно резануло.
ГОЛОС сюда.
По стилю это как будто немного телеграфно или дневниково, но хорошо играет на образ героя. Такого маленького и потерянного.
Мне кажется, это история для больших серьёзных журналов.
Спасибо!
Но идея рассказа и стиль создают магию, и то, что в конце родители тоже к этому волшебству прикасаются, зайдя в шкаф и убедившись, что он работает, — это очень круто. Не знаю, будет ли работа интересна детям, но я прочитал с удовольствием!