Светлана Ледовская

Интервью с Татьяной Томах

Интервью с Татьяной Томах
Интервью с Татьяной Томах

1. Расскажите о себе. Чем Вы занимаетесь, чем увлекаетесь?

Увлекаюсь, конечно, литературой. Стараюсь, по возможности, ей и заниматься – иначе какое это увлечение?:)

Конечно, приходилось заниматься и многими другими вещами, без которых я бы с удовольствием обошлась – например, ходить на работу, готовить еду, мыть посуду. Хотя, готовить еду мне иногда нравится – придумывание новых блюд – тоже интересное творческое занятие, особенно, если на него есть время. Кроме этого, я увлекаюсь и, в разные периоды жизни занималась (и занимаюсь): лошадьми, собаками, экзотическими птицами, бабочками, цветами, поэзией, живописью, лепкой, путешествиями, монтажом видео. Можно сказать, что и математикой и программированием – когда я училась в математической школе, потом – в Техническом университете, на факультете технической кибернетики, мне это очень нравилось. Но в практическом применении, на работе, это оказалось уже не так интересно – после университета я много лет проработала по специальности, инженером, сперва в Сбербанке, потом в Правлении Сбербанка, потом – в большой компании, которая разрабатывает ПО для навигации.

2. Почему Вы вдруг начали писать? О чем было самое первое произведение, которое Вы написали?

Это было не вдруг, а, кажется, всегда. То есть, записывать разные истории я начала, конечно, тогда, когда уже научилась писать, но придумывала их с раннего детства.

Недавно папа мне сделал замечательный подарок – диск, на котором он записал старые магнитофонные записи того времени, когда я только училась говорить. И там, в том числе, была, наверное, одна из первых придуманных мной историй – научно-фантастический рассказ об инопланетянах и ученом-изобретателе. Автору на тот момент было около трех лет.

А первое произведение, которое было впоследствии опубликовано – рассказ «Коврик с драконом». Это уже была совсем ненаучная фантастика:) Но, как ни странно, именно за него я получила самый большой гонорар (если учитывать изменения курса и считать именно гонорар за публикацию рассказа, не крупной вещи, и не премии). Наверное, потому что это был единственный случай, когда я – по неопытности и наудачу – решила отправить рассказ в глянцевый журнал.

3. Где вы черпаете идеи для произведений?

Везде. В жизни, в снах. Несколько рассказов уже получилась полностью из снов – например, «Зеленая кошка» и «Танец над пропастью». Есть еще несколько снов – полностью готовых романов, я их пока берегу – надеюсь, что еще будет время их написать. Однажды приснился целый фильм – с титрами, с эмблемой киностудии, как положено. Пока не знаю, что с ним делать – режиссерского-то опыта у меня нет.

С жизнью в этом смысле сложнее – она редко рассказывает истории «от и до». Приходится вглядываться в лица, города и небо, слушать ветер и музыку, ловить намеки и подсказки, догадываться и фантазировать. Впрочем, это все тоже невероятно интересно. Ничуть не хуже, чем смотреть сны.

4. Какое из своих произведений Вы считаете наиболее удачным?

Удачными обычно кажутся те, что относительно недавно написаны. Сейчас, это, например: «Музыка ветра», «Время песчаных замков», «Яблоневый сад», «Лица зверей». И, надеюсь, что впереди еще более удачные:)

5. Можете ли вы в одно время писать несколько вещей?

Не очень. То есть, это иногда происходит – потому что идей много, а времени нет. Но результат так себе – обычно все равно доводится до ума одна вещь, а остальные откладываются. Все-таки, желательно сосредотачиваться на чем-то одном.

6. Есть ли среди Ваших творений такие, за которые Вам стыдно?

Перед кем?) Конечно, какие-то старые вещи мне сейчас кажутся не очень умелыми, наивными. Но я бы и не стала их пытаться сейчас издавать. Так что кроме меня их никто и не увидит.

Все мы со временем меняемся, и хочется верить, что в лучшую сторону – по крайней мере, по части мастерства.

7. Как Вы считаете, что важнее всего в литературе?

Искренность. Когда автор врет или фальшивит, это чувствуется, независимо от того, с каким мастерством написана книга. А бывают книги, написанные не очень умело, но с душой – и они цепляют, несмотря на огрехи.

Конечно, в идеале, в книге, как и в человеке, все должно быть прекрасно – и душа, и мысли, и тело (сюжет), и одежда (язык, стиль).

8. Кого из писателей или поэтов вы считаете достойным уважения?

Уважения достоин тот, кто сам относится с уважением к окружающим. Это правило относится ко всем людям, независимо от профессии.

Думаю, этот вопрос все же не об уважении – а, скорее, о том, кто из писателей мне более близок. Тут получился бы тоже очень длинный список, я приведу нескольких – ключевые фигуры, которые в силу разных обстоятельств повлияли на мое восприятие литературы (и жизни). В основном, такие открытия и потрясения происходили в детстве и юности – отсюда и имена: А.Грин, Н.Гумилев, В.Набоков, Р.Брэдбери.

9. Что Вы считаете самым трудным в жизни?

Принимать те вещи, которые не можешь изменить. Особенно те, которые необратимы.

10. Что Вам дает творчество? Вы чем-то жертвуете ради него?

Возможность путешествий в другие, интересные и прекрасные миры. Возможность прожить там еще одну жизнь. Столько жизней, сколько я захочу.

«Жертвую» – не совсем верное слово. Слишком пафосное:) И потом, оно предполагает некую безвыходную ситуацию. С творчеством всегда можно выбирать – заниматься им или нет, когда и как. Но, как и за все, за это конечно, нужно платить. Самым дорогим – временем, жизнью. Другими интересными и (или) важными вещами, потому что ведь наше время и жизнь не бесконечны. Думаю, очень многим приходилось и приходится балансировать, например, между нелюбимой денежной работой, и любимым занятием (скажем, литературой). Это сложно и утомительно, но что делать, если нет других вариантов? Если без денег – не выжить, а без литературы – не жить. Потому что время и жизнь сами по себе бессмысленны – если не заполнены тем, что важно для нас.

11. Над чем Вы работаете сейчас? Каковы дальнейшие творческие планы?

Я в этом смысле немного суеверна – и не люблю рассказывать о ненаписанных книгах и несбывшихся планах.

12. Вставляете ли вы самого себя в произведения, основаны ли некоторые ваши персонажи на авторе, сюжеты – на личном опыте?

Себя – нет. В персонажах, конечно, есть мои черты, а в сюжетах – личный опыт.

13. Сериальность это благо или вред для автора?

Смотря, для какого автора. Главное, мне кажется, не затягивать, вовремя остановиться.

14. Как Вы относитесь к критике?

К хорошей – аргументированной, объективной – положительно. Это всегда на пользу автору и его будущим произведениям.

15. Если бы Вы могли выбирать, в мире какого из своих произведений жить, что Вы выбрали бы?

Миры, про которые интересно писать, как правило, сложны и иногда опасны для жизни. Если бы можно было действительно выбрать придуманный мир для жизни – я бы специально придумала и написала милую, но скучнейшую историю про мир, в котором приятно жить:)

Правда, я не очень верю в миры-утопии (и меня всегда смущали произведения на эту тему – я не встречала среди них тех, в которые могла бы действительно поверить). Мое видение такого мира – в рассказе «ИО, мой ИО». И, конечно, я не хотела бы жить в таком мире.

Правда, в детстве и юности я почти всерьез мечтала о волшебной двери в другой, лучший мир, где я могла бы быть счастлива. Но со временем поняла, что нужно искать такие миры и строить в них двери самостоятельно. Сейчас меня вполне устраивает моя реальная жизнь:)

16. Если бы кто-то взялся писать фанфик к какой-либо из Ваших книг, как бы Вы к этому отнеслись?

В теории – положительно. Значит, кого-то настолько задело моя история, ее мир, что человеку захотелось там задержаться. Это лучшая похвала от читателя.

Но практика от теории часто отличается. Если появятся такие фанфики, я подумаю над этим вопросом еще раз:)

17. А если бы Вам предложили экранизацию Вашей книги, но какой-то одной, то какую бы Вы выбрали?

«Правила создания дорог». Там тридцать девять рассказов, по каждому можно снять отдельный фильм:)

18. Какого своего героя Вы бы хотели сыграть в экранизации? И почему?

Никакого. Думаю, что у меня нет актерских способностей, и уж точно – необходимого опыта. А зачем мне заведомо провальный фильм по моей книге?

Подозреваю, что и этот вопрос имеет в виду другое – что-то вроде «какой из героев мне ближе всего, чью бы жизнь мне было бы интересно прожить еще раз». Каждый близок, с каждым остались моя память и кусочек сердца, и все их жизни я прожила.

19. Хотелось бы Вам написать книгу в соавторстве? Если да, то с кем?

Нет. Я пробовала писать с соавтором, мне не очень понравилось.

20. А с кем бы из писателей вам хотелось бы выпить в соавторстве? И что именно?

В последнее время из алкогольных напитков мне нравится хорошие коньяки. Их можно прекрасно пить как в одиночестве, так и в компании. Был бы человек хороший, и тактичный собеседник – совершенно не обязательно писатель:)

21. Какие концовки книг у вас любимые?

Счастливые. Или хотя бы с намеком, что все может быть хорошо.

22. Возникает ли у Вас желание переписать какое-то из своих произведений?

Постоянно. Старые вещи я сейчас написала бы совершенно по-другому.

Например, первый роман «Имя твоего волка» я переписывала несколько раз (изначально это был вообще рассказ). Переписала бы и еще, если бы не нужно было отправлять текст в издательство.

Или вот с последним сборником – я решила туда добавить один старый рассказ, который мне в свое время очень нравился. Начала его редактировать. И в результате переписала полностью – получилась повесть «Время песчаных замков» (так называется и сборник). От старого рассказа там остались только имена главных героев.

Одним словом, лучше старые вещи вообще не трогать, а то неизвестно, что из этого может получиться:)

23. Хотя, по словам классика, «голодать русские писатели привыкли» ©, все же задам вопрос: способен ли писатель прокормиться в нынешних реалиях своим творчеством?

Смотря, какой писатель, и что понимать под «прокормиться».

Довольно успешные примеры, конечно, есть, но они, увы, одиночны. Так что я бы на это не рассчитывала и другим не советовала.

24. Что можете сказать насчет участия в различных конкурсах? Стоит ли этим заниматься или это лишь бесполезная потеря времени?

Стоит, особенно в начале занятий литературой. Во-первых, можно получить массу отзывов на свое творчество. Если подойти к ним с умом – не огорчаться из-за злой критики, а научиться находить в ней рациональные зерна, можно значительно улучшить свое мастерство. Во-вторых, учишься читать и разбирать чужие тексты, находить в них ошибки. Это потом помогает при редактировании своих текстов. В третьих, знакомство и общение с коллегами по перу, это тоже важно. Ну и возможность издания, если условия конкурса это предполагают.

25. Есть ли, по Вашему мнению, смысл в различных тренингах для писателей, мастер-классах от корифеев жанра?

Есть, но смотря каких. Не нужно бросаться на все подряд, выбирайте те, которые нужны именно вам. И не стоит чрезмерно увлекаться, чтобы не проводить на тренингах и конвентах все свободное время вместо того, чтобы писать.

26. Как Вы видите свое личное писательское будущее? Скажем так, какой вершины в писательстве планируете достичь?

Для начала написать то, что уже задумано. А в процессе, мне кажется, появятся еще идеи.

А насчет вершин в писательстве – это все настолько непредсказуемо и не совсем зависит от собственно самого писателя. Так что вряд ли это можно планировать.

Например, я в прошлом году получила премию на Международном литературном конкурсе имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков. Это, безусловно, для меня – вершина. Самая значительная премия в моей писательской жизни на данный момент. Могла ли я ее планировать? Конечно, нет. Среди соискателей на эту премию были опытные, маститые детские писатели. А я, можно сказать, дебютант в этой области; «Музыка ветра» – моя первая детская повесть, где герои – подростки, и где нет фантастики и волшебства. К тому же, у меня вообще были сомнения насчет того, как распределяются такие премии – после некоторых неудачных опытов, в частности, с премией Гоголя. Поэтому, получение премии С.Михалкова было для меня совершенно невероятным, неожиданным и прекрасным событием.

27. Чего больше в писательском успехе: упорного труда или таланта?

Смотря, что считать успехом.

Если написание хорошей книги – тогда нужны и способности, и труд.

Если издание книги, премии, известность и пр. – к вышеперечисленному нужно добавить хотя бы немного удачи.

28. Должен ли автор учитывать в своих текстах политическую конъюнктуру?

Автор никому ничего не должен:) Если он, конечно не подписал заранее договор на ненаписанную книгу (чего, мне кажется, стоит по возможности избегать).

Если серьезно – смотря чего хочет данный автор. Если, например, публиковаться в определенном издательстве – ему придется, как минимум, учитывать требования этого издательства.

Правда в свете некоторых последних инициатив наших прекрасных законодателей, возможностей говорить открыто и безнаказанно, не учитывая политическую конъюнктуру, становится все меньше. Впрочем, это коснется всех, не только авторов.

29. Задайте сами себе вопрос, которого Вам ни разу не задавали на интервьюировании и ответьте на него.

Мне еще много вопросов не задавали, большой выбор:)

Ну вот, пожалуй. Рассказы с интересной судьбой.

Потому что иногда получается, что «рассказ про рассказ» получается едва ли не интереснее самого рассказа. У меня таких несколько.

Например, «Зеленая кошка». Во-первых, я уже говорила, что он написан из сна. А еще его лично похвалил мой любимый Анджей Сапковский. И когда я потом брала у него автограф, сказал, прищурившись на меня: «А, Зеленая кошка!» – и так и написал мне на книге:) Ого, каким это было тогда событием:) А еще именно этот рассказ (сокращенный вариант) стал моей первой публикацией в журнале «Полдень XXI век». Я туда уже отправляла до этого несколько рассказов, и уже отчаялась, что что-то вообще возьмут. И тут вдруг – берут «Зеленую кошку», которую я им как раз не отправляла – как победителя лит. конкурса на СИ. А сама зеленая кошка, давным-давно привезенная из Египта (моей первой, еще детской путешественной мечты) – с которой, собственно, все и началось – до сих пор стоит на моем столе.

Или вот про «Аттракционы».
Во-первых, придумался он из-за слона. И не просто слона, а совершенно невероятного. Вот тут про него – thalassinus-cat.livejournal.com/33632.html
Потом этот рассказ публиковался в сборниках «Самая страшная книга 2015», и совсем недавно – в сборнике «Самая страшная книга. Лучшее» (Антология лучших рассказов серии «Самая страшная книга» ).
Но, что самое интересное, в этом, опубликованном рассказе, как раз и не было того самого замечательного слона (а также его лучшего друга, обаятельного и забавного Моисея Петровича) – всю историю про них я аккуратно вырезала. Потому что – вот яркий пример «роли личности в истории» – без них «Аттракционы» получились действительно мрачным и страшным рассказом – как раз то, что нужно для «Самой страшной книги»:)
Но мне очень хотелось, чтобы оригинальные «Аттракционы» тоже увидели свет, потому что такой мне эта история нравится значительно больше.
Собственно, это и был один из мотивов появления нового сборника «Время песчаных замков», куда и был включен этот рассказ.

30. Вы не против того, чтобы Ваше интервью было включено в готовящийся сборник интервью?

Не против.

31. Вы не против того, что Ваше интервью будет фактически коммерчески использоваться в сборнике, а Вы не получите за это ничего, кроме рекламы?

Не против.

Страницы, где можно почитать:

http://samlib.ru/t/tomah_t_w/

https://author.today/u/tatianatomach

Отдельные рассказы можно послушать (озвучены в рамках проекта МДС)

+1
12:38
476
14:27
Можно ли взять у неё как-нибудь автограф? С детства её читаю.
18:23
«Чай со Слоном. Третья чашка» ridero.ru/books/chai_so_slonom_tretya_chashka/
Загрузка...