Интервью с Асей Плошкиной

1. Расскажите о себе. Чем Вы занимаетесь, чем увлекаетесь?
Помогаю вырасти одному маленькому, но очень непоседливому мальчишке. В свободное время пишу, читаю, вяжу, смотрю сериалы.
2. Как давно Вы пишете?
Серьёзно начала писать два года назад. До этого в основном «баловалась» небольшими рассказами, зарисовками, стихами.
3. Почему Вы вдруг начали писать?
В моей голове всегда толпились сюжеты, персонажи, обрывки историй. В какой-то момент им просто стало слишком тесно, и я решила, что пора выпустить их на волю.
4. О чем было самое первое произведение, которое Вы написали? Самую-самую первую сказку я написала в шесть лет. Плохо помню детали, но это была довольно злая история о жадной принцессе.
5. Вы тяжело раскачиваетесь, чтобы что-нибудь написать?
Да, начинать всегда тяжело. Нужно настроиться, собраться с духом, создать подходящие условия. Но после первых шагов история бежит вперёд, и всё получается довольно быстро.
6. Если у Вас вдруг что-то не клеится с произведением, то как Вы поступаете?
Сначала устраиваю мозговой штурм, а потом – если не помогает – беру перерыв.
7. Где вы черпаете идеи для своих произведений?
Думаю, тут у всех творческих людей работает похожий механизм. Всё, что мы читаем, смотрим, слушаем – книги, кино, иллюстрации, песни – превращаются в единую бурлящую массу, из которой и выплавляются идеи.
8. Какое из своих произведений Вы считаете наиболее удачным?
На данный момент у меня есть две законченные книги. Детская сказочная повесть «Пойдём ловить чудовище!» – издана в 2017-м году. И фэнтези для подростков – «Креатура нова. Заводное сердце» – сейчас у редактора. Более удачной я считаю вторую книгу – потому что она значительно сложнее и многограннее в сюжетном плане и потому что за ней элементарно стоит больше практики.
9. Можете ли вы в одно время писать несколько вещей?
Нет, так у меня не получается. Я обычно очень сконцентрирована на текущей работе, и мозг просто отказывается серьёзно заниматься чем-то ещё. Хотя новые идеи всё равно появляются.
10. Есть ли среди Ваших творений такие, за которые Вам стыдно?
Сначала хотела ответить, что стыдно за рассказы, написанные в шестнадцать лет. А потом подумала – нет, не стыдно. Они были наивными и смешными, но вполне по возрасту.
11. Как Вы считаете, что важнее всего в литературе?
Художественная литература – будь это «высокая» премиальная проза или «развлекательные» истории – это форма эскапизма, способ сбежать ненадолго из привычной реальности. И самое важное – чтобы книга давала читателю такую возможность. А уж средства у каждого жанра будут свои. Где-то – стремительный сюжет, где-то – оригинальный интересный мир, где-то – глубокий психологизм.
12. Кого из писателей или поэтов вы считаете достойным уважения? Уважения достойны все, кто пишут, доводят истории до конца и совершенствуют свои писательские навыки. Таких людей довольно много.
13. Возникало ли у Вас желание, скажем помягче, набить кому-нибудь из писателей (-ниц) (не считая Вашего покорного слуги) лицо?
Вот прямо набить – нет. Но не так давно наткнулась на блог одной писательницы – довольно известной в своём жанре – которая заявила, что сдаёт в издательство черновые варианты романов, потому что её дело – творить, а правка – удел редактора. Вот такие ситуации меня злят и расстраивают.
14. Что вы считаете самым трудным в жизни?
Сохранять оптимизм.
15. Что вам дает творчество?
Творчество добавляет моей жизни волшебства. Исполняет детские мечты. В моих историях есть всё, о чём мне самой хотелось бы прочитать в мои двенадцать, четырнадцать, шестнадцать лет.
16. Вы чем-то жертвуете ради творчества?
Сном. У меня очень мало времени на писательство. Фактически – не больше часа в день. Поэтому я часто пишу ночами и ранним утром.
17. Сколько же знаков Вы успеваете «набить» за час?
По разному. От тысячи до пяти тысяч примерно, в зависимости от настроения, вдохновения и т.д.
18. Над чем Вы работаете в настоящий момент? Каковы дальнейшие творческие планы?
Я начинаю работать над второй частью своей подростковой серии «Креатура нова». Пока составляю план книги. Дальше – не загадываю. Идей очень много, сил и времени для их исполнения – куда меньше.
19. Ощущаете ли Вы принципиальную разницу между женской и мужской литературой?
Если речь об авторах, то нет – я не вижу принципиальной разницы между книгами, написанными мужчинами и женщинами. А если о жанрах (ромфэнтези – для девочек, боевик – для мальчиков), то мне очень сложно ответить, потому что я читаю в основном «женские» или гендерно-нейтральные книги (детская литература, женская психологическая проза, классическая литература, фэнтези).
20. Не кажется ли Вам, что нынешнее засилье женского фэнтези, иронических детективов, лит-RPG, фанфиков и «попаданцев» убивает серьезную литературу?
Нет, не кажется. Если человек хочет читать серьёзную прозу, обилие женского фэнтези ему никак не помешает. И наоборот. Я – за то, чтобы каждый выбирал для себя книгу исходя из собственного желания и настроения.
21. Сериальность это благо или вред для автора?
Пока не знаю. Думаю, это как минимум интересный опыт.
22. Размывает ли фэнтези рамки фантастики или оно уже давно должно быть выделено в самостоятельный жанр?
Лично для меня фантастика – это только твёрдая НФ. Поэтому – да, я считаю, фэнтези нужно рассматривать отдельно. Но по большому счёту, жанр – это просто ярлычок, который позволяет читателям находить книги одной категории.
23. Что пожелаете своим коллегам по перу (клавиатуре, карандашу – нужное подчеркнуть)?
Вдохновения, конечно. Веры в себя. Трудолюбия. Благодарных читателей и конструктивных критиков.
24. Если бы Вы могли выбирать, в мире какого из своих произведений жить, чтобы Вы выбрали?Я хотела бы жить в уютном приморском городке, в домике у маяка – как герои моей сказки «Пойдём ловить чудовище!»
25. Если бы кто-то взялся писать фанфик к какой-либо из Ваших книг, как бы Вы к этому отнеслись?
С одной стороны, мне было бы приятно, что моё творчество кого-то вдохновило. С другой – я не очень люблю фанфики и думаю, что они искажают авторский замысел.
26. А если бы Вам предложили экранизацию Вашей книги, но какой-то одной, то какую бы Вы выбрали?
«Заводное сердце» – подростковое фэнтези про девочку Варю, которая живёт в мрачном технократическом государстве, и ей там не особенно рады. Кино могло бы получиться довольно зрелищным, потому что в книге много приключений, волшебства, есть элементы стимпанка. Но я об экранизации даже не мечтаю, если честно.
27. Хотелось бы Вам написать книгу в соавторстве? Если да, то с кем?
Нет, писать в соавторстве я бы не смогла. Иногда мне хочется, чтобы рядом был человек, который напишет за меня вот эту сложную сцену. И ещё вон ту. Но, разумеется, я понимаю, что соавторство так не работает.
28. Какие концовки книг у вас любимые?
Логичные, без клавишных инструментов в кустах. И конечно, если я сопереживаю герою, мне хочется, чтобы в конце он победил, и справедливость восторжествовала.
29. Снятся ли вам персонажи Ваших книг?
Да, бывает такое. Это всегда очень интересно и радостно.
30. Возникает ли у Вас желание переписать какое-то из своих произведений?
Пока – нет. Не возникало. Думаю, по мере того, как растёт писательское мастерство, авторы смотрят на свои ранние работы и думают, что можно было сделать лучше. Но это ловушка. Лучше писать новые истории, чем ворошить уже законченные.
31. Хотя, по словам классика, «голодать русские писатели привыкли» ©, все же задам вопрос: способен ли писатель прокормиться в нынешних реалиях своим творчеством?
Способен – и мы все видим такие примеры. Но – да, это довольно сложно, у подавляющего большинства современных авторов есть другие источники доходов.
32. Что можете сказать насчет участия в различных конкурсах? Стоит ли этим заниматься или это лишь бесполезная потеря времени?
Я обращала внимание только на премии в области детской литературы – и не считаю их пустой тратой времени. Собственно, никакой траты времени вообще нет. Автор в любом случае пишет книгу – и при желании может отправить её на конкурс. Он ничего при этом не теряет. Ну, разве что, нервы – пока ждёт объявления длинного списка.
33. Есть ли, по Вашему мнению, смысл в различных тренингах для писателей, мастер-классах от корифеев жанра?
Это зависит от того, кто ведёт курсы, насколько эти люди заинтересованы в успехах выпускников, какие у выпускников есть перспективы. Я сама проходила курсы «Мастер текста» от издательства «Астрель-СПб», и они достаточно много мне дали. Знания, мотивацию, обратную связь от редактора. В итоге «Астрель» выпустило мою первую книгу и сейчас рассматривает вторую.
34. Как Вы видите свое личное писательское будущее? Скажем так, какой вершины в писательстве планируете достичь?
Я хочу, чтобы у меня над столом висела полка, заставленная моими книгами. Хочу, чтобы дети и взрослые читали мои истории, и на несколько часов уносились в те миры, которые я создаю. И да, конечно, я хочу, чтобы мои книги в магазине лежали в разделе «бестселлеры» и приносили мне полноценный доход.
35. Забываете ли Вы содержание своих произведений?
Нет, содержание не забываю. Но могу забыть какие-то детали, вроде цвета глаз второстепенного персонажа.
36. Чего больше в писательском успехе: упорного труда или таланта?
Талант – это хорошо, но только дисциплина и упорство способны каждый день усаживать человека за ноутбук и уговаривать его довести до конца начатую историю. А потом – ещё отредактировать её как минимум разочка три-четыре. Чтобы было не просто талантливо, но ещё и без стилистических ошибок и сюжетных ляпов.
37. Вы не против того, чтобы Ваше интервью было включено в готовящийся сборник интервью?
Не против
38. Вы не против того, что Ваше интервью будет фактически коммерчески использоваться в сборнике, а Вы не получите за это ничего, кроме рекламы?
Не против
https://litnet.com/asya-ploshkina-u75372– ознакомительные фрагменты моих книг
https://www.labirint.ru/books/572931/– сказочная повесть «Пойдём ловить чудовище!» На Лабиринте
https://www.vk.com/chuchudovisha– «Чудеса и чудовища» – моя страничка о книгах, вдохновении и творчестве
завтра или в пятницу подобью итоги премии «Кот года»
Во-вторых, красивая детская писательница — это незабываемо и чудесно вдвойне.)
Ася, желаю вам в новом году побольше свободного времени для творчества!