Светлана Ледовская №2

"Аннапурна", Морис Эрцог - книга о мужестве и преодолении себя

"Аннапурна", Морис Эрцог - книга о мужестве и преодолении себя

Учитывая мою многолетнюю страсть к преодолению поверхностей, стремящихся к вертикали (я уже больше 20 лет занимаюсь скалолазанием), было ничуть не удивительно, что я вцепился в эту книгу, даже не успев толком дочитать название. Тем более, что Морис Эрцог для любого мало-мальски связанного с покорением гор человека - это персона, (так же как сэр Эдмунд Хиллари и еще несколько личностей), причисленная, если можно так выразиться, к лику святых альпинизма еще при жизни.

В общем, я был заинтригован и сгорал от предвкушения еще до того, как перевернул титульный лист. Об истории покорения Аннапурны я не знал практически ничего, кроме того, что экспедиция складывалась весьма драматично, и лишь чудом не закончилась трагически, причем впервые, как это ни удивительно, узнал о ней вообще из совсем другого источника - одной из книг Жак-Ива Кусто, в которой он описывал встречу со своим знаменитым соотечественником. Автобиографическая книга Эрцога - идеальный источник сведений. Конечно, альпинисты не менее (а порой и куда более) подвержены влиянию демона тщеславия, но, слава горным богам, Эрцога этот порок обошел стороной, во всяком случае - в отношении литературы.


Теперь - собственно по делу. Как достаточно опытный скалолаз, я не могу не отметить, что экспедиция была подготовлена настолько хорошо, насколько это было вообще возможно в 1950 году. Не стоит забывать, что в те времена Непал лишь на один шаг отличался от таких мест, как Эльдорадо, Авалон и Китеж-град. Я имею в виду что он едва-едва переместился из разряда мифических стран в реальные, а альпинистам, чтобы покорить новую гору, надо было еще сначала найти ее и обозначить на карте. Чем экспедиция и занималась чуть ли не большую часть времени...

Спойлерить не стану, тем более, что главное - это все-таки штурм вершины, а не ее поиски. Вот тут встает серьезный вопрос: имел ли руководитель экспедиции вести своих друзей на штурм, зная, что до пришествия муссона, превращавшего и без того, мягко говоря, небезопасную гору в смертельную ловушку, остались считанные дни, если не часы? Вообще, эта дилемма - основной, так сказать, вопрос альпинизма; рано или поздно (причем как правило, скорее рано чем поздно) любой альпинист или скалолаз сталкивается с этим выбором - продолжить восхождение к столь манящей заветной вершине, не взирая на смертельный риск, или повернуть назад? По современным представлениям - штурм, безусловно, следовало отменить. Но... Я ставлю себя на место автора, и понимаю - я почти наверняка тоже пошел бы к вершине. Ведь это был 1950 год, начало золотой эпохи альпинизма, времени, сверхъестественно мужественных и выносливых людей, а главное - время великих покорений, нечто наподобие эпохи великих открытий в географии. Пусть Эрцог, на мой взгляд, немного все же поддался давлению своего эго во время штурма, он сполна заплатил за это во время драматического возвращения домой... И не побоялся абсолютно искренне все описать. Признаться, подробное описание страданий человека, мучающегося от гангрены, вызванной жесточайшим обморожением, причем описание от лица этого самого человека, мало кого может оставить равнодушным...

В общем, если кто хоть чуть-чуть задается вопросом "что такое альпинизм?" - прочитайте эту книгу. Лично мне к словам Эрцога добавить практически нечего.

+1
22:28
464
08:36
А что вы скажете про «Категория трудности» Шатаева? Или про «Хрустальный горизонт»?
И как вам свежий рекорд Нимала Пурьи?
10:16
+1
К сожалению, упомянутые вами книги я еще не читал. Постараюсь обратить на них свое внимание. Что же до рекорда — это достижение из совсем другой эпохи по сравнению с восхождением Эрцога. Все-таки сейчас альпинизм поддерживает серьезная индустрия снаряжения и обслуживания экспедиций. Я ни в коей мере не склонен преуменьшать заслуг Нимала, просто сравнивать некорректно.
10:57
Согласен. Поэтому и спросил вашего мнения.
11:10
+1
Я бы сказал так — по-своему, рекорд Нимала не уступает достижению Эрцога. Но критериев для сравнения очень мало. Все равно что сравнивать кругосветку Магеллана и высадку на Луну. И то и другое — великие достижения, но как сказать, какое из них круче?
Загрузка...
Владимир Чернявский