Алексей Ханыкин

Анна Старобинец. Читать или в топку?

12+
  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
Анна Старобинец. Читать или в топку?

С творчеством Анны Старобинец я рискнула познакомиться после обзора Даши Чиляковой, понятия не имею, кто такая. Даша обозревала современный отечественный ужас, а мы с Ваоном как раз говорили по поводу страшно или нестрашно мы пишем. Потому как Кровавый слон и хотелось быть страшными настолько, чтоб никого не бояться. Ну, мы — старые перцы и к вопросу подходим с позиций сначала людей посмотреть, потом себя показывать.

Вот так я и получила от товарища по несчастью эту статью. Анну там хвалили и рекомендовали роман «Убежище 3/9». Что-что, а называть Анна умеет. Она и писать умеет. Легко у нее все выходит, особенно втянуть в свои миры. А вот дальше… А дальше мы получаем, ну, наверное, как у всех. Ты либо ЦА подобного, либо нафиг-нафиг. Спойлерить не буду. Вдруг кто-то кинется читать, но даже прочитав краткий пересказ от Даши, я вообще ничего не поняла, главное, совершенно не запомнила. Поэтому читала, как впервые.

Выводы были неоднозначны настолько, что я еще на один роман осмелилась. Об этом позже.

Убежище мне не понравилось. Не понравилось закосом под все, что уже собрало читательское внимание. В романе Анны Кинг катается по земле в схватке с Гейманом, пинают Петросян и пытаются зацепить манеру искажать вкривь и вкось отечественный фольклор.

Мы имеем героя — ребенка в непростых физиологических обстоятельствах. Мы оказываемся в слоях временных и пространственных, которых здесь не меньше, чем указанных на пачке с дешевым слоеным тестом из «Монетки». Мы имеем чуток завуалированной политоты, кучу грязи человеческих отношений, смакование подробностей насилия и эротических переживаний и крутой замес из «Страны радости» Кинга с фантасмагориями Лунопарка, осовремениванием героев русских сказок, что нам и здесь регулярно подсовывают пытливые авторы в славянское фэнтези, и кухонные драмы: изменяющие мужья, ненавидящие родителей, взрослые дочери, но идущие к ним за денюжкой, когда жаренный петух и все такое…

Но при этом сюжет не стоит на месте, героев много, все они увязаны родственными связями, перевоплощениями или аллюзиями. События несут в водоворот, манера повествования ловко переключается, ей словно жонглируют, как булавами, балансируя на читательском внимании. Анна имеет хорошие снасти, у нее целый ворох крючков и блесен, чтоб ловить наивного читателя и тянуть его время.

В итоге, осталось полная каша от сюжета, я даже пересказать его на прогулке сестре не рискнула. Было бы: «Ты напилась, чо ли?» Еще осталось ощущение гадливости от прочитанного. Тут я была весьма озадаченна и даже размышляла на тему, почему описание эротических сцен у писательниц более отвратительное, чем у писателей. Это я, конечно, по читательскому опыту сужу. Но вот этот изощренно-извращенный подход к подаче половых сцен просто в плане эмоционального воздействия зашкаливает. Как-то в мужской интерпретации мне все подобное было легче выносить. Здесь же картинка победнее, а воздействие прямо до «спасите, насилуют уже прямо меня, буквами, в мозг». И не сказать, чтоб это было важно и нужно для донесения идеи книги. Оно там просто так. Вот убери, на сюжет не повлияет. Совсем. Просто, наверное, как часть эстетики ужасов. Но оно и не страшно, сами понимаете, ничего страшного нет в пошловатом изложении кроме его собственной сути. Не пугает оно, оно вызывает омерзение. Вопрос, зачем? Ответ приходит сам собой. Не для читателя это. Это что-то внутренне авторское, потребность какая-то.

Убедиться я в этом смогла, когда прочла «Переходный возраст». Ну это просто примитивно: грязно поданые эротические переживания девочки-подростка, физиологические подробности болезненности тела при умственной отсталости мальчика-подростка, инцест… равнодушие близких взрослых как данность, беспричинная, без объяснений, типа так у всех.

На этом я успокоилась и решала, что в июле 2018 года что-то просто пошло не так. А именно: в июле 2018 года стала лауреатом премии Европейского общества научной фантастики ESFS в номинации «Лучший писатель». Надо что-то менять в ESFS.

Резюме: Убежище советую. Прочтите, посмотрите, как автор ловко обходится с читательским вниманием. Все читерские приемчики видны, можно и поучиться. Узнайте, за что премии дают. Ну, еще вроде как у автора активная позиция по Крыму как раз была. И судьба нелегкая, но это, конечно, вовсе не имеет отношения к победе и не влияет на мнение ESFS. Вообще никак. Нисколечко)))

+5
13:20
773
22:45
+2
смакование подробностей насилия...

Сразу — нет, вообще «не моё» чтиво, значит.
22:47
+2
О чем и говорю.
22:52
+2
Предупреждён-вооружён, хотя вряд ли я когда-нибудь взялся бы читать Анну Старобинец и без этого laugh
22:57
+2
ну я ее тоже не на помойке нашла. Хвалили. и хвалят. Отзывы-о, что ничего глубже не читали просто. Так и пишут «моя книга»...)))
22:58
+2
Значит, так и есть. Это их.
22:50 (отредактировано)
+1
описание эротических сцен у писательниц более отвратительное, чем у писателей

Женские не читал, а вот недавно прочёл Павла Корнева — 10\'92 (не в качестве рекламы), там подобные сцены мне понравилось, как автор подал. Достаточно откровенно, но без «грязи» абсолютно.
22:56
+1
Да мне просто еще тут литература премированная от одной дамы попадалась, вот и выводы. Какой-то тон у этого омерзительный. Я просто в принципе не ЦА литературы такого рода, сужу по вставным эпизодам.
23:00
Может, мне просто не попадались «отвратительно поданные эротические сцены» в книгах. Так-то я не пуританин и не против почитать «этакое», вплетённое в основной сюжет.
23:03
+1
Ну, вот тот же Кинг «Страна радости», там тоже довольно примитивный эпизод, ну никак при том сюжет не двигающий, такое впечатление, что вот так надо, без такого редактор не возьмет. денег не дадут. А роман хороший
23:06
Редактор ставит перед фактом автора, а тот — нас laughБыть эротической сцене вот здесь и здесь. И точка.
23:10
+1
либо порнографической
23:23
+1
jokinglyпервое, плавно перетекающее во второе.
Интересно написано. Спасибо.
17:35
+1
Думаешь? Спасибо за отзыв! Я ж про нее не слышала даже, а оказалось вон как отмечена высокими наградами. А я все пытаюсь понять за что?
Я про нее тоже не знаю, я сказал «интересно написано» про твой пост ))
Беда в том, что раздаватели наград сами не могут внятно сформулировать «за что», и расплываются по обсуждению содержания (типа: за описание того и этого). А это не литературный критерий.
17:43
+1
Я у нее взрослого ничего не читал, напуганный отзывами.) Но интересно, что в первую очередь она знаменита своими детскими книгами. У нее серия «Зверский детектив», дети прямо обожают)
17:54
+1
Вот это для меня очень интересно! Прямо очень. Потому что при такой эстетике и мере дозволенного детский цикл обширный. Ну для меня сейчас детское читать случай не подворачивается. )))
21:06
+1
Я много детского читал, пока дочь маленькой была, надо сказать, читал с удовольствием, но все-таки, видимо, переел. Сейчас детское не заходит)
21:15
+1
Знакомо)
17:47
+1
Написано действительно интересно, потому что эмоционально.
А за что, как раз все понятно: «За Крым, за Брянск, Смоленск, Луганск, за Владикавказ и Кавказ»©; Хорошая оказия оплаты услуг иноагента. laugh
17:57
Все это неоднозначно, но как-то закономерно.
Да-да. Даже после пятого случая, это все же случайность.
18:01
я каждый раз в таких обстоятельствах думаю, может, я чего-то не понимаю.
wassupglass
Т-с-с. Закругляемся. Мне померещились отблески РЕН ТВ. laugh
18:29
+1
даже не представляю, что это. у меня тв нет больше 10 лет
18:44 (отредактировано)
Это оплот передовых измышлений, стражник интересов и последний рубеж технологий. crazy
18:46
как много проходит мимо меня)))
Кстати, вот просто в контраст к блогу. Даже не помню до или после прочтения, настолько вскружен и тем и другим. По ссылочке Натальи Лапшиной посмотрел/почитал Рея Цезара. Очень впечатлился.
19:13
Ну, нет. У Анны другая эстетика.
А здесь меня немного обескуражило вот это:
Первые 17 лет после колледжа Рэй работал художником-графиком в отделе искусства и фотографии Больницы для детей в Торонто.
А что это за отдел искусства и фотографии в больнице для детей? Это из какого сюрреализма?
Не могу сказать. Это официальные, как бы, данные из биографии. Я тоже удивился такому отделу. Кстати в разных источниках (переводах?) дается трактовка по разному, типа фотограф фиксирующий при поступлении, затем во время лечения, возможно участвовал в художественной реконструкции, типа пластики. Возможно все это придумал сам автор, а работал просто санитаром. Как бы то ни было а работы мощные. Учитывая что все выполнено в 3D моделировании, то и сверх мощные, по технике точно.
Про другую эстетику и подумалось. Здесь то я грязи и не увидел.
Дали и Капо у него точно «папа/мама».
16:42
Да, тут какая-то фантасмагория болезненная с замесом на эротизе рококо. Ну и деформация, конечно.
12:35
почему описание эротических сцен у писательниц более отвратительное, чем у писателей

Как версия: вероятность того, что первый, второй или N-ный секс для женщины пройдёт травматично, гораздо выше, чем для мужчины. Опять же, нельзя забывать про своеобразный подход к секспросвету, который до сих пор практикуется в ряде семей: «Секс — это фу, секс — это гадко, но придётся потерпеть. Закрой глаза и думай об Англии».
12:43
Логично. Но мне хочется верить, что автор не везде свой собственный опыт пихать должен. И как бы та же Улицкая пишет провокационные вещи, но очень достойно, без смакования. А тут прямо фу. Ну вот Козлова ещё…
13:44 (отредактировано)
Ну строго говоря, да. Когда в произведении слишком много автора, это уже не творчество, а самопсихоанализ)
14:17
Печаль беда это
22:26
Нормально всё. Кому-то нравится, кому-то не очень. Здесь нет объективных оценок по определению и быть не может в принципе. Объективные — количественные, те, которые можно измерить, остальное лукавство. Ещё никто не придумал сертифицированный измеритель талантле а. И в метрологии то не всё так, как выглядит на самом деле. Курс нам читали полгода, а в литературе, живописи, музыке… после прочтения «Над пропастью во ржи» мне захотелось вымыть руки с мылом. А кому-то нравится. Иное дело, когда в заказных отзывах натягивают воздушный шарик на глобус, сказал бы по-другому. Иногда смешно получается, иногда просто получается мозги народу запудрить. У каждого своя работа.
22:33
Простите, а где я пропустила у себя про объективность? Я весь блог распиналась о том, что у этого есть ЦА, награды, но мне, привереде этакой, никак не нравится.
По поводу Пропасти, полностью с вами согласна, но грешу на то, что я просто человек другой эпохи и другой нацкультуры. Это их мир, проблемы и классика.
23:05
И что? Я о том что «объективности» в принципе нет. Звания, награды, ЦА… суета сует. Я тоже из другой эпохи и даже из другой страны.
23:08
И то, что об объективности речи и не было. Было знакомство с лауреатом и реакция на текст.
08:51
Короче, в топку.
10:09
Сами-сами
12:08
Как же… рукописи не горят.
18:12
я о том, что сами ее почитайте и составьте мнение.)
18:26
Посмотрим
18:30
потом скажите, что увидели, интересно
21:23
+1
Вы реально это прочли? Всё? Моё уважение! Меня хватило на 15 стр. дальше завял. Хорошо под рукой оказался шипучий аспирин. И от суставов помогает и от головы. Шучу, но в каждой шутке есть доля шутки, это факт. Кто-то в кого-то вселился, это я понял, но не сразу. Причём здесь президент России какой-то Мальчик, так и не понял. А ещё братья Гримм… это что-то. Меня бы за такой шедевр читатели закатали в асфальт и, причём, вниз лицом, чтоб не то чтобы писать, и говорить не мог. Типа того. Я люблю чтобы сразу было понятно, кто злодей… почти до самого конца, почти.
22:10
ну… вы пытались, вы просто до нечисти из рнс не дошли. А президент там за Премией))) от лукавого)))
22:45
Кошмар, летящий в ночи (мимо меня тьфу, тьфу). Пойду что-нибудь разумное, доброе, вечное придумаю на ночь.
22:51
Я уже придумала, без положительных персонажей.)
23:01
И у меня получилось. 10 литров. Залью в дубовые бочонки и поставлю в подвал на годик.
Bershka
14:37
+1
Хочу поделиться первым впечатлением о знакомстве с автором. Ранее мы не слышали об этом авторе и не были знакомы с ее творчеством. Несколько недель назад в одном из популярных telegram сообществ появилась публикация о приглашении на встречу с автором: «Приглашаем читателей всех возрастов на встречу с Анной Старобинец. Анна расскажет о законах, по которым живет знаменитая книжная серия. О вселенной дальнего леса, о том. Что такое «зверский квакаунт», а также о своих книгах для взрослых. Анна ответит на вопросы и проведет автограф – сессию.», так говорилось в telegram канале. Нам очень понравилось визуальное оформление книг, и мы решили непременно пройти регистрацию на мероприятие.
Автор задерживался, гости продолжали собираться, а организатор мероприятия производил рассадку участников, прося родителей уступить первые ряды детям (как основным заинтересованным лицам). Поняв, что мест в первых рядах на стульях для детей оказалось недостаточно, организатор рассадил детей прямо перед столом, за которым и будет вести встречу автор. Мне не хочется акцентировать внимание на том, что помещение было не рассчитано на то количество людей, которые прошли предварительную регистрацию для посещения мероприятия (хотя само понятие предварительной регистрации подразумевает, что количество мест ограничено и важно учитывать вместимость помещения). Это совершенно не существенно по сравнению с тем, что происходило далее.
До прибытия Анны на мероприятие, организатор озвучил регламент встречи, где упомянул, что вопросы можно будет задать после вступительной части.
Анна прибыла на встречу с небольшим запозданием, рассказала, как будет проходить встреча и как только в ее речи появилась пауза, встал один из маленьких гостей который сидел перед ее столом и сказал, что у него есть вопрос. На что Анна сразу же заявила, что для вопросов у нее отдельное время и отвечать сейчас она на него не будет. Стоп! Но это же ребенок, который даже не понял, что произошло и так и остался стоять некоторое время не понимая, когда же можно задать свой вопрос. Это был не подросток, а ребенок дошкольного возраста, который пришел на встречу со своим любимым писателем. Это не взрослый, что своим несвоевременным вопросом вызовет лавину новых. Но дальше, как говорится, больше, и по прошествии нескольких минут невнятного чтения отрывка из будущей книги Анна взглянула на детей, которые сидели перед ее столом, и сказав: «Как на вокзале» попросила сделать пять шагов назад от ее стола или «хотя бы три». Детям, которых специально посадили поближе в их любимому автору, к автору к которому они пришли на личную встречу. Вот так теплый прием, спасибо! Еще очень интересным показался «деликатный» подбор слов автора, где слово «чёрт» оказалось максимально подходящим для выступления перед детьми. Кажется удивительным, что человек написавший столь объемные книги не может структурировать и адаптировать свою речь для аудитории.
Но несколько возвращаясь назад хочется упомянуть, что Анна на старте своей речи обмолвилась, что рассчитывала на более старшую аудиторию, чтобы почитать свои взрослые произведения, но пришло много детей. Да что уж там, практически все взрослые пришли с детьми, взрослые без детей были скорее исключением. Автор невнятно и запинаясь почитала отрывок своего будущего произведения из word файла (складывалось впечатление, что ни этот отрывок, ни краткий рассказ об одном из персонажей из ранее написанной книги не являлось творчеством автора на самом деле, так как почему то автор не смог вспомнить детали об этом персонаже), а дальше Анна просто открыла альбом со своими фото из Грузии и листая фото сказала, чем будет вдохновляться в дальнейших произведениях. Это не было оформлено ни в презентацию, ни в какое-либо слайд шоу, это была просто папка и просто хаотичные файлы, где некоторые из файлов удостоились комментария формата «а это уже не очень важно».
Сложилось стойкое впечатление, что несколько лет назад, когда автор принималась за написание своих рассказов, она совсем не рассчитывала на то, что ее целевой аудиторией станут дети, которые вызывают у нее, как оказалось, столь не теплые эмоции.
Искренне рада что мне удалось побывать на подобном мероприятии что бы в очередной раз понять, что к выбору литературы и авторов стоит подходить максимально скрупулезно.
В заключение хочется сказать, что мероприятие получилось холодным и абсолютно не душевным. Читая пост приглашение, я думаю многие ожидали попасть в теплую атмосферу сказки, которая еще надолго сохранит позитивные эмоции, возможно приоткроет завесу тайн над уже известными историями, а также воодушевит на ожидание выхода новых книг писателя, но увы этого не произошло.
Организаторам хочется выразить благодарность за попытку создать эту атмосферу для детей и взрослых, но в подобных мероприятиях большая часть зависит именно от писателя. Ведь можно и ютиться в максимально узком пространстве, без воды и печенек, но автор погрузит в свое творчество так, что ты вообразишь себя именно в том самом волшебном лесу из знаменитого произведения писателя.
Данный пост не является мнением профессионального критика, а лишь передает сложившееся впечатление гостя этого мероприятия.
16:04
Спасибо, что поделились, не удивлена. Меня скорее удивляет детская серия у данного автора. После прочтения у меня все ещё ощущение брезгливости, хотя я довольно начитанный человек в этом жанре. Но мало у кого в текстах именно смакование отвратительного. И на тебе — дети. Увы! Спасибо за рассказ. Показательно.
Bershka
16:51
Хочу поделиться первым впечатлением о знакомстве с автором. Ранее мы не слышали об этом авторе и не были знакомы с ее творчеством. Несколько недель назад в одном из популярных telegram сообществ появилась публикация о приглашении на встречу с автором: «Приглашаем читателей всех возрастов на встречу с Анной Старобинец. Анна расскажет о законах, по которым живет знаменитая книжная серия. О вселенной дальнего леса, о том. Что такое «зверский квакаунт», а также о своих книгах для взрослых. Анна ответит на вопросы и проведет автограф – сессию.», так говорилось в telegram канале. Нам очень понравилось визуальное оформление книг, и мы решили непременно пройти регистрацию на мероприятие.
Автор задерживался, гости продолжали собираться, а организатор мероприятия производил рассадку участников, прося родителей уступить первые ряды детям (как основным заинтересованным лицам). Поняв, что мест в первых рядах на стульях для детей оказалось недостаточно, организатор рассадил детей прямо перед столом, за которым и будет вести встречу автор. Мне не хочется акцентировать внимание на том, что помещение было не рассчитано на то количество людей, которые прошли предварительную регистрацию для посещения мероприятия (хотя само понятие предварительной регистрации подразумевает, что количество мест ограничено и важно учитывать вместимость помещения). Это совершенно не существенно по сравнению с тем, что происходило далее.
До прибытия Анны на мероприятие, организатор озвучил регламент встречи, где упомянул, что вопросы можно будет задать после вступительной части.
Анна прибыла на встречу с небольшим запозданием, рассказала, как будет проходить встреча и как только в ее речи появилась пауза, встал один из маленьких гостей который сидел перед ее столом и сказал, что у него есть вопрос. На что Анна сразу же заявила, что для вопросов у нее отдельное время и отвечать сейчас она на него не будет. Стоп! Но это же ребенок, который даже не понял, что произошло и так и остался стоять некоторое время не понимая, когда же можно задать свой вопрос. Это был не подросток, а ребенок дошкольного возраста, который пришел на встречу со своим любимым писателем. Это не взрослый, что своим несвоевременным вопросом вызовет лавину новых. Но дальше, как говорится, больше, и по прошествии нескольких минут невнятного чтения отрывка из будущей книги Анна взглянула на детей, которые сидели перед ее столом, и сказав: «Как на вокзале» попросила сделать пять шагов назад от ее стола или «хотя бы три». Детям, которых специально посадили поближе в их любимому автору, к автору к которому они пришли на личную встречу. Вот так теплый прием, спасибо! Еще очень интересным показался «деликатный» подбор слов автора, где слово «чёрт» оказалось максимально подходящим для выступления перед детьми. Кажется удивительным, что человек написавший столь объемные книги не может структурировать и адаптировать свою речь для аудитории.
Но несколько возвращаясь назад хочется упомянуть, что Анна на старте своей речи обмолвилась, что рассчитывала на более старшую аудиторию, чтобы почитать свои взрослые произведения, но пришло много детей. Да что уж там, практически все взрослые пришли с детьми, взрослые без детей были скорее исключением. Автор невнятно и запинаясь почитала отрывок своего будущего произведения из word файла (складывалось впечатление, что ни этот отрывок, ни краткий рассказ об одном из персонажей из ранее написанной книги не являлось творчеством автора на самом деле, так как почему то автор не смог вспомнить детали об этом персонаже), а дальше Анна просто открыла альбом со своими фото из Грузии и листая фото сказала, чем будет вдохновляться в дальнейших произведениях. Это не было оформлено ни в презентацию, ни в какое-либо слайд шоу, это была просто папка и просто хаотичные файлы, где некоторые из файлов удостоились комментария формата «а это уже не очень важно».
Сложилось стойкое впечатление, что несколько лет назад, когда автор принималась за написание своих рассказов, она совсем не рассчитывала на то, что ее целевой аудиторией станут дети, которые вызывают у нее, как оказалось, столь не теплые эмоции.
Искренне рада что мне удалось побывать на подобном мероприятии что бы в очередной раз понять, что к выбору литературы и авторов стоит подходить максимально скрупулезно.
В заключение хочется сказать, что мероприятие получилось холодным и абсолютно не душевным. Читая пост приглашение, я думаю многие ожидали попасть в теплую атмосферу сказки, которая еще надолго сохранит позитивные эмоции, возможно приоткроет завесу тайн над уже известными историями, а также воодушевит на ожидание выхода новых книг писателя, но увы этого не произошло.
Организаторам хочется выразить благодарность за попытку создать эту атмосферу для детей и взрослых, но в подобных мероприятиях большая часть зависит именно от писателя. Ведь можно и ютиться в максимально узком пространстве, без воды и печенек, но автор погрузит в свое творчество так, что ты вообразишь себя именно в том самом волшебном лесу из знаменитого произведения писателя.
Данный пост не является мнением профессионального критика, а лишь передает сложившееся впечатление гостя этого мероприятия.

Загрузка...
Анна Неделина №3