Анна Старобинец. Читать или в топку?

С творчеством Анны Старобинец я рискнула познакомиться после обзора Даши Чиляковой, понятия не имею, кто такая. Даша обозревала современный отечественный ужас, а мы с Ваоном как раз говорили по поводу страшно или нестрашно мы пишем. Потому как Кровавый слон и хотелось быть страшными настолько, чтоб никого не бояться. Ну, мы — старые перцы и к вопросу подходим с позиций сначала людей посмотреть, потом себя показывать.
Вот так я и получила от товарища по несчастью эту статью. Анну там хвалили и рекомендовали роман «Убежище 3/9». Что-что, а называть Анна умеет. Она и писать умеет. Легко у нее все выходит, особенно втянуть в свои миры. А вот дальше… А дальше мы получаем, ну, наверное, как у всех. Ты либо ЦА подобного, либо нафиг-нафиг. Спойлерить не буду. Вдруг кто-то кинется читать, но даже прочитав краткий пересказ от Даши, я вообще ничего не поняла, главное, совершенно не запомнила. Поэтому читала, как впервые.
Выводы были неоднозначны настолько, что я еще на один роман осмелилась. Об этом позже.
Убежище мне не понравилось. Не понравилось закосом под все, что уже собрало читательское внимание. В романе Анны Кинг катается по земле в схватке с Гейманом, пинают Петросян и пытаются зацепить манеру искажать вкривь и вкось отечественный фольклор.
Мы имеем героя — ребенка в непростых физиологических обстоятельствах. Мы оказываемся в слоях временных и пространственных, которых здесь не меньше, чем указанных на пачке с дешевым слоеным тестом из «Монетки». Мы имеем чуток завуалированной политоты, кучу грязи человеческих отношений, смакование подробностей насилия и эротических переживаний и крутой замес из «Страны радости» Кинга с фантасмагориями Лунопарка, осовремениванием героев русских сказок, что нам и здесь регулярно подсовывают пытливые авторы в славянское фэнтези, и кухонные драмы: изменяющие мужья, ненавидящие родителей, взрослые дочери, но идущие к ним за денюжкой, когда жаренный петух и все такое…
Но при этом сюжет не стоит на месте, героев много, все они увязаны родственными связями, перевоплощениями или аллюзиями. События несут в водоворот, манера повествования ловко переключается, ей словно жонглируют, как булавами, балансируя на читательском внимании. Анна имеет хорошие снасти, у нее целый ворох крючков и блесен, чтоб ловить наивного читателя и тянуть его время.
В итоге, осталось полная каша от сюжета, я даже пересказать его на прогулке сестре не рискнула. Было бы: «Ты напилась, чо ли?» Еще осталось ощущение гадливости от прочитанного. Тут я была весьма озадаченна и даже размышляла на тему, почему описание эротических сцен у писательниц более отвратительное, чем у писателей. Это я, конечно, по читательскому опыту сужу. Но вот этот изощренно-извращенный подход к подаче половых сцен просто в плане эмоционального воздействия зашкаливает. Как-то в мужской интерпретации мне все подобное было легче выносить. Здесь же картинка победнее, а воздействие прямо до «спасите, насилуют уже прямо меня, буквами, в мозг». И не сказать, чтоб это было важно и нужно для донесения идеи книги. Оно там просто так. Вот убери, на сюжет не повлияет. Совсем. Просто, наверное, как часть эстетики ужасов. Но оно и не страшно, сами понимаете, ничего страшного нет в пошловатом изложении кроме его собственной сути. Не пугает оно, оно вызывает омерзение. Вопрос, зачем? Ответ приходит сам собой. Не для читателя это. Это что-то внутренне авторское, потребность какая-то.
Убедиться я в этом смогла, когда прочла «Переходный возраст». Ну это просто примитивно: грязно поданые эротические переживания девочки-подростка, физиологические подробности болезненности тела при умственной отсталости мальчика-подростка, инцест… равнодушие близких взрослых как данность, беспричинная, без объяснений, типа так у всех.
На этом я успокоилась и решала, что в июле 2018 года что-то просто пошло не так. А именно: в июле 2018 года стала лауреатом премии Европейского общества научной фантастики ESFS в номинации «Лучший писатель». Надо что-то менять в ESFS.
Резюме: Убежище советую. Прочтите, посмотрите, как автор ловко обходится с читательским вниманием. Все читерские приемчики видны, можно и поучиться. Узнайте, за что премии дают. Ну, еще вроде как у автора активная позиция по Крыму как раз была. И судьба нелегкая, но это, конечно, вовсе не имеет отношения к победе и не влияет на мнение ESFS. Вообще никак. Нисколечко)))
Сразу — нет, вообще «не моё» чтиво, значит.
Женские не читал, а вот недавно прочёл Павла Корнева — 10\'92 (не в качестве рекламы), там подобные сцены мне понравилось, как автор подал. Достаточно откровенно, но без «грязи» абсолютно.
Беда в том, что раздаватели наград сами не могут внятно сформулировать «за что», и расплываются по обсуждению содержания (типа: за описание того и этого). А это не литературный критерий.
А за что, как раз все понятно: «За Крым,
за Брянск, Смоленск, Луганск, за Владикавказ и Кавказ»©; Хорошая оказия оплаты услуг иноагента.Т-с-с. Закругляемся.
Мне померещились отблески РЕН ТВ.А здесь меня немного обескуражило вот это:
А что это за отдел искусства и фотографии в больнице для детей? Это из какого сюрреализма?
Про другую эстетику и подумалось. Здесь то я грязи и не увидел.
Дали и Капо у него точно «папа/мама».
Как версия: вероятность того, что первый, второй или N-ный секс для женщины пройдёт травматично, гораздо выше, чем для мужчины. Опять же, нельзя забывать про своеобразный подход к секспросвету, который до сих пор практикуется в ряде семей: «Секс — это фу, секс — это гадко, но придётся потерпеть. Закрой глаза и думай об Англии».
По поводу Пропасти, полностью с вами согласна, но грешу на то, что я просто человек другой эпохи и другой нацкультуры. Это их мир, проблемы и классика.
Автор задерживался, гости продолжали собираться, а организатор мероприятия производил рассадку участников, прося родителей уступить первые ряды детям (как основным заинтересованным лицам). Поняв, что мест в первых рядах на стульях для детей оказалось недостаточно, организатор рассадил детей прямо перед столом, за которым и будет вести встречу автор. Мне не хочется акцентировать внимание на том, что помещение было не рассчитано на то количество людей, которые прошли предварительную регистрацию для посещения мероприятия (хотя само понятие предварительной регистрации подразумевает, что количество мест ограничено и важно учитывать вместимость помещения). Это совершенно не существенно по сравнению с тем, что происходило далее.
До прибытия Анны на мероприятие, организатор озвучил регламент встречи, где упомянул, что вопросы можно будет задать после вступительной части.
Анна прибыла на встречу с небольшим запозданием, рассказала, как будет проходить встреча и как только в ее речи появилась пауза, встал один из маленьких гостей который сидел перед ее столом и сказал, что у него есть вопрос. На что Анна сразу же заявила, что для вопросов у нее отдельное время и отвечать сейчас она на него не будет. Стоп! Но это же ребенок, который даже не понял, что произошло и так и остался стоять некоторое время не понимая, когда же можно задать свой вопрос. Это был не подросток, а ребенок дошкольного возраста, который пришел на встречу со своим любимым писателем. Это не взрослый, что своим несвоевременным вопросом вызовет лавину новых. Но дальше, как говорится, больше, и по прошествии нескольких минут невнятного чтения отрывка из будущей книги Анна взглянула на детей, которые сидели перед ее столом, и сказав: «Как на вокзале» попросила сделать пять шагов назад от ее стола или «хотя бы три». Детям, которых специально посадили поближе в их любимому автору, к автору к которому они пришли на личную встречу. Вот так теплый прием, спасибо! Еще очень интересным показался «деликатный» подбор слов автора, где слово «чёрт» оказалось максимально подходящим для выступления перед детьми. Кажется удивительным, что человек написавший столь объемные книги не может структурировать и адаптировать свою речь для аудитории.
Но несколько возвращаясь назад хочется упомянуть, что Анна на старте своей речи обмолвилась, что рассчитывала на более старшую аудиторию, чтобы почитать свои взрослые произведения, но пришло много детей. Да что уж там, практически все взрослые пришли с детьми, взрослые без детей были скорее исключением. Автор невнятно и запинаясь почитала отрывок своего будущего произведения из word файла (складывалось впечатление, что ни этот отрывок, ни краткий рассказ об одном из персонажей из ранее написанной книги не являлось творчеством автора на самом деле, так как почему то автор не смог вспомнить детали об этом персонаже), а дальше Анна просто открыла альбом со своими фото из Грузии и листая фото сказала, чем будет вдохновляться в дальнейших произведениях. Это не было оформлено ни в презентацию, ни в какое-либо слайд шоу, это была просто папка и просто хаотичные файлы, где некоторые из файлов удостоились комментария формата «а это уже не очень важно».
Сложилось стойкое впечатление, что несколько лет назад, когда автор принималась за написание своих рассказов, она совсем не рассчитывала на то, что ее целевой аудиторией станут дети, которые вызывают у нее, как оказалось, столь не теплые эмоции.
Искренне рада что мне удалось побывать на подобном мероприятии что бы в очередной раз понять, что к выбору литературы и авторов стоит подходить максимально скрупулезно.
В заключение хочется сказать, что мероприятие получилось холодным и абсолютно не душевным. Читая пост приглашение, я думаю многие ожидали попасть в теплую атмосферу сказки, которая еще надолго сохранит позитивные эмоции, возможно приоткроет завесу тайн над уже известными историями, а также воодушевит на ожидание выхода новых книг писателя, но увы этого не произошло.
Организаторам хочется выразить благодарность за попытку создать эту атмосферу для детей и взрослых, но в подобных мероприятиях большая часть зависит именно от писателя. Ведь можно и ютиться в максимально узком пространстве, без воды и печенек, но автор погрузит в свое творчество так, что ты вообразишь себя именно в том самом волшебном лесу из знаменитого произведения писателя.
Данный пост не является мнением профессионального критика, а лишь передает сложившееся впечатление гостя этого мероприятия.
Автор задерживался, гости продолжали собираться, а организатор мероприятия производил рассадку участников, прося родителей уступить первые ряды детям (как основным заинтересованным лицам). Поняв, что мест в первых рядах на стульях для детей оказалось недостаточно, организатор рассадил детей прямо перед столом, за которым и будет вести встречу автор. Мне не хочется акцентировать внимание на том, что помещение было не рассчитано на то количество людей, которые прошли предварительную регистрацию для посещения мероприятия (хотя само понятие предварительной регистрации подразумевает, что количество мест ограничено и важно учитывать вместимость помещения). Это совершенно не существенно по сравнению с тем, что происходило далее.
До прибытия Анны на мероприятие, организатор озвучил регламент встречи, где упомянул, что вопросы можно будет задать после вступительной части.
Анна прибыла на встречу с небольшим запозданием, рассказала, как будет проходить встреча и как только в ее речи появилась пауза, встал один из маленьких гостей который сидел перед ее столом и сказал, что у него есть вопрос. На что Анна сразу же заявила, что для вопросов у нее отдельное время и отвечать сейчас она на него не будет. Стоп! Но это же ребенок, который даже не понял, что произошло и так и остался стоять некоторое время не понимая, когда же можно задать свой вопрос. Это был не подросток, а ребенок дошкольного возраста, который пришел на встречу со своим любимым писателем. Это не взрослый, что своим несвоевременным вопросом вызовет лавину новых. Но дальше, как говорится, больше, и по прошествии нескольких минут невнятного чтения отрывка из будущей книги Анна взглянула на детей, которые сидели перед ее столом, и сказав: «Как на вокзале» попросила сделать пять шагов назад от ее стола или «хотя бы три». Детям, которых специально посадили поближе в их любимому автору, к автору к которому они пришли на личную встречу. Вот так теплый прием, спасибо! Еще очень интересным показался «деликатный» подбор слов автора, где слово «чёрт» оказалось максимально подходящим для выступления перед детьми. Кажется удивительным, что человек написавший столь объемные книги не может структурировать и адаптировать свою речь для аудитории.
Но несколько возвращаясь назад хочется упомянуть, что Анна на старте своей речи обмолвилась, что рассчитывала на более старшую аудиторию, чтобы почитать свои взрослые произведения, но пришло много детей. Да что уж там, практически все взрослые пришли с детьми, взрослые без детей были скорее исключением. Автор невнятно и запинаясь почитала отрывок своего будущего произведения из word файла (складывалось впечатление, что ни этот отрывок, ни краткий рассказ об одном из персонажей из ранее написанной книги не являлось творчеством автора на самом деле, так как почему то автор не смог вспомнить детали об этом персонаже), а дальше Анна просто открыла альбом со своими фото из Грузии и листая фото сказала, чем будет вдохновляться в дальнейших произведениях. Это не было оформлено ни в презентацию, ни в какое-либо слайд шоу, это была просто папка и просто хаотичные файлы, где некоторые из файлов удостоились комментария формата «а это уже не очень важно».
Сложилось стойкое впечатление, что несколько лет назад, когда автор принималась за написание своих рассказов, она совсем не рассчитывала на то, что ее целевой аудиторией станут дети, которые вызывают у нее, как оказалось, столь не теплые эмоции.
Искренне рада что мне удалось побывать на подобном мероприятии что бы в очередной раз понять, что к выбору литературы и авторов стоит подходить максимально скрупулезно.
В заключение хочется сказать, что мероприятие получилось холодным и абсолютно не душевным. Читая пост приглашение, я думаю многие ожидали попасть в теплую атмосферу сказки, которая еще надолго сохранит позитивные эмоции, возможно приоткроет завесу тайн над уже известными историями, а также воодушевит на ожидание выхода новых книг писателя, но увы этого не произошло.
Организаторам хочется выразить благодарность за попытку создать эту атмосферу для детей и взрослых, но в подобных мероприятиях большая часть зависит именно от писателя. Ведь можно и ютиться в максимально узком пространстве, без воды и печенек, но автор погрузит в свое творчество так, что ты вообразишь себя именно в том самом волшебном лесу из знаменитого произведения писателя.
Данный пост не является мнением профессионального критика, а лишь передает сложившееся впечатление гостя этого мероприятия.