Сергей Милушкин

Снегурочка

12+
Снегурочка

    Отпраздновали мы Новый год и Рождество, но зима не закончилась, поэтому вполне можно рассказать о совершенно особенном и необычном персонаже славянской и потом уже советской новогодней традиции - Снегурочке.   

     В 1929 году в СССР официально запретили праздновать Рождество. В канун 1936 года было решено проводить новогодние ёлки, и появился знакомый нам Дед Мороз — бывший Рождественский дед с чертами героя русских народных сказок Морозко. Через год на праздновании в Колонном зале Дома Союзов его впервые сопровождала Снегурочка.Российский Дед Мороз стал единственным среди многочисленных «рождественских» дедушек, у кого действительно есть внучка. Впрочем, внучка к Рождеству не имеет никакого отношения и появилась она у нашего Деда Мороза чисто как развлекательный, зрелищный персонаж советских Ёлок.

 Самая печальная сказка

   А начиналось всё, как обычно, в очень глубокой древности, во времена языческие. В ту эпоху люди верили, что всё живое на зиму умирало, чтобы с приходом весеннего тепла возродиться к новой жизни. Зима считалась временем, когда властвовали злые, тёмные силы. "Стародавние мифы, поведающие о создании вселенной, изображают собственно переход природы от ее зимнего омертвения (небытия) к весенней жизни. Влиянием южного, или, что то же — весеннего тепла неподвижные, камню подобные льды, произведенные северными вьюгами, оживают в текучих и журчащих потоках и в легких, подымающихся к небу парах; из капель растаявшего инея, т. е. из росы, напояющей воздух, и сгущенных туманов нарождаются великаны дождевых туч"(Афанасьев А.Н."Древо жизни", С. 186), которые напоят землю влагой, дадут ей силы для новой жизни."Отголосок предания о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снега доселе слышится в нашем народном сказании о Снегурке. Снегурка (Снежевиночка) названа так потому, что родилась из снега. Не было, говорит сказка, у старика, у старухи детей; вышел старик на улицу, сжал комочек снегу, положил его на печку — и явилась прекрасная девочка".(Там же).Здесь важно заметить, что очагу (печке) присвоены живительные свойства, присущие весеннему теплу, очаг не просто оживляет, он наделяет потомством. Вариантов сюжета множество, например, есть и такой:"жил-был крестьянин Иван, жену его звали Марья; жили они в любви и согласии, состарились, а детей у них все не было. Сильно они о том сокрушались! Вот наступила зима, молодого снегу выпало много — чуть не по колена. Ребятишки высыпали на улицу играть, бегали, резвились и наконец стали лепить снеговую бабу. Иван да Марья глядели в окно. "Пойти бы и нам, жена, да слепить себе бабу!" — "Что ж, пойдем! Только на что тебе бабу? Будет с тебя — и меня одной; слепим лучше дитя из снегу". — "И то правда!" Вышли они из хаты и принялись лепить куклу, сделали туловище и с ручками, и с ножками, приставили головку. Вылепили они носик, сделали вместо глаз две ямки во лбу, и только что Иван начертил ротик, как тотчас дохнуло от куклы теплым духом. Смотрит Иван — а вот уж из ямок голубые глазки выглядывают, и алые губки улыбаются. Зашевелила Снегурка, точно живая, и ручками, и ножками, и головкою. "Ах, Иван!" — вскрикнула Марья от радости. Бросилась обнимать Снегурку, и на руках у нее очутилась в самом деле живая девочка. Растет Снегурка не по дням, а по часам, что день — то все пригожее, красивее, и стала за зиму словно лет тринадцати, да такая смышленая — все разумеет, про все рассказывает и таким сладким голосом, что заслушаться можно: завсегда добрая, послушная, приветливая, а собой белая-белая, как снег, румянца совсем не видать — словно ни кровинки нет в теле. Прошла зима, стало пригревать весеннее солнце — Снегурка сделалась грустна, и чем ближе к летним жарам, тем она печальнее. Все прячется от ясного солнышка под тень. Только и любо ей, как набегут на небо пасмурные тучи или как пойдет она плескаться у студеного ключа. "Уж не больна ли она!" — думала старуха. Раз надвинулась градовая туча, и Снегурка так обрадовалась граду, как другая не обрадуется и жемчугу; а когда град растаял от солнечных лучей — она горько по нем плакала. На Иванов день собрались девки гулять, пошли в рощу и взяли с собой Снегурку; там они рвали цветы, вили венки, пели песни, а вечером разложили костер и вздумали прыгать через огонь. "Смотри же, — говорят девки Снегурушке, — не отставай от нас!" Затянули купальскую песню и поскакали через костер. Побежала и Снегурка, но только поднялась над пламенем, как в ту же минуту раздался жалобный крик и потянулась Снегурка вверх легким паром, свилась в тонкое облачко и унеслась в поднебесье." (Там же)

    В таком изящном поэтическом образе раскрывает народная фантазия одно из привычных явлений природы, когда от жарких лучей летнего солнца (купальский костер здесь — эмблема солнца) тают снежные сугробы и, испаряясь, собираются в дождевые тучи. В зимнюю пору, когда облака из дождевых превращаются в снеговые, прекрасная облачная дева спускается на землю — в людской мир, и поражает всех своею белизною (т. е. это есть упавший на поля белый снег); с приходом же лета она принимает новый воздушный образ и, улетая с земли на небо, носится там вместе с другими воздушными нимфами. Красиво! И печально... На мой взгляд, это самая печальная русская сказка.

     У меня в детстве была пластинка со сказкой "Снегурочка", помню, что когда голос сказочника сообщал, что Снегурочка растаяла, я плакала. Получается, что не дано было Снегурочке стать невестой, женой, матерью. Из года в год рождается она на время и улетает в самом расцвете своей юной красоты, испарившись тонким облаком. .gif

     Кстати говоря, есть совсем уж детективные варианты народных сказок о Снегурочке. Соседские девочки-подружки зовут Снегурушку в лес за ягодами, там из зависти к её красоте и кротости убивают, закапывают и втыкают в землю прутик. В деревне говорят, что Снегурушка потерялась. Но один юноша срезает с могилы снежной девочки прутик и делает из него дудочку. Когда кто-то на ней играет, дудочка сама по себе начинает петь о том, как злые подружки заманили и убили Снегурушку. Одна из девочек получает эту дудочку, но играть отказывается: бросает её о землю, дудочка ломается, и из нее появляется живая Снегурушка.

Прообразы Снегурочки

    Мне встречалось утверждение, что образ Снегурочки восходит к языческому божеству плодородия и урожая,Костроме. И в качестве доказательства этой версии приводится тот факт, что Кострому изображают в белых одеждах и она тоже погибала от костра.В русских обрядах «проводов Весны» Кострома — молодая девушка, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, сопровождаемая хороводом. Существовал также ритуал «похорон Костромы»: соломенное чучело, олицетворявшее Кострому, сжигали либо хоронили, разрывали на части с обрядовым оплакиванием и пением песен. Но я не думаю, что стоит ставить знак равенства между Костромой и Снегурочкой. И вот почему. Сначала расскажу легенду.

    Началась эта история с реки Ра (древняя Волга). Когда-то, здесь встретились два божества: богиня ночи, Купальница, и Семаргл, бог огня. Полюбили они друг друга и сыграли свадьбу. А вскоре, в день летнего солнцестояния, на свет появились Купало и Кострома.

Кострома и её брат Купало

    Купало был спокойным юношей, любил в реке купаться. Кострома же - его противоположность: была энергичной девицей, на огонь смотреть любила. Дети жили сладко. Днем они нежились под солнечными лучами отца. Ночью их ласкала мама Купальница. Она каждое утро на зорьке покидала детей и предупреждала их о коварстве Сирин — птицы смерти, песни которой были и прекрасны, и опасны. Ведь тот, кто слушал, забывал обо всём. В день Купалы Сирин вместе с Алконостом прилетели и запели свои чарующие песни возле реки Ра. Дети, Купало и Кострома, ослушались родительского указа и убежали слушать пение птицы смерти и птицы радости.

    Кострома вслушивалась в слова Алконоста, птицы счастья, в то время как Купало — в слова Сирина. И тогда, по приказу Чернобога, забрали Сирин и гуси-лебеди Купалу в царство мёртвых, в Навь.

        Много лет прошло. Кострома выросла красавицей. И, однажды, гуляя по берегу реки, сплела венок. Она хвалилась, что ветру не сорвать его с её головы. По поверью, это означало, что она не выйдет замуж. Эта похвальба не понравилась богам. Ветер усилился, и снёс венок прямо в реку. Там венок подобрал Купало, проплывавший мимо в лодке. По обычаям, тот, кто подобрал венок, обязательно должен был жениться на девушке, которая сплела его. И Купало, и Кострома не возражали — приглянулись друг другу. И тогда, сыграли они свадьбу. И лишь после этого боги сообщили им, что приходятся те друг другу братом и сестрой. Узнав о позоре, решили возлюбленные покончить с собой. Кострома убежала в лес, нашла в нём тёмное лесное озеро и нырнула в него с головой. Но не умерла она, а стала мавкой. Купало же бросился в огонь и погиб. С тех пор, Кострома блуждала в окрестностях своего озера. Когда она видела какого-нибудь юношу, она думала что это Купало, и затаскивала в омут; лишь под водой Мавка узнавала, что это не её возлюбленный — но было поздно — юноша был уже мёртв.

     Раскаялись тогда боги. Слишком жестокой вышла их месть. И решили они вернуть Купалу и Кострому к жизни; подарить им человеческий облик было нельзя, и поэтому те превратили их в красивый цветок — Купало-да-Мавка, где жёлтым цветом, цветом огня, расположился Купало, и синим, как воды лесного озера, Кострома. Лишь во времена христианизации на Руси, когда Купало стал Иваном, а Кострома — Марьей, цветок переименовали во всеми теперь известный Иван-да-Марью.

        Как видим, Кострома со Снегурочкой имеет мало общего. Поэтому я не стала бы вести происхождение внучки Деда Мороза от такого сложного и неоднозначного персонажа как Кострома.

Снегурочка в искусстве

        Итак, изначально Снегурочка - это деревенская девочка. Именно в таком возрасте предстаёт она в народных сказках. Как на иллюстрациях Л.Ходаковой.

          Но в советской культурной традиции, став внучкой Деда Мороза и его новогодней помощницей, она становится яркой, весёлой, то есть очень далёкой от первоначального образа из народных сказок.

 

Внучка Мороза постепенно взрослеет, и сейчас для нас она гораздо привычнее в образе взрослой девушки.

На этих октрытках она больше напоминает сказочную принцессу. Согласны?

        Конечно, многочисленные изображения Снегурочки интересны, многие красивы, но лично мне больше нравится Снегурочка Виктора Михайловича Васнецова, написанная маслом в 1899 году явно под влиянием сказки Островского и оперы Римского-Корсакова.

       Сказочно красивая ночь: заснеженный лес, залитый лунным светом, звездное небо. Снегурочка только что вышла из леса, она уже готова сделать первый шаг навстречу людям. Вдали виднеются огни деревни. В эту минуту она, испуганная, бледная, но решительная, последний раз оглядывается на свой дом — лес. Кажется, что глаза ее полны слез, а в следующее мгновение понимаешь, что Снегурочка не может плакать.

       Перед героиней, едва заметная ловушка или капкан. Деревья окружены сиянием, в котором можно разглядеть глаза и широко раскрытые рты. Родной лес предупреждает Снегурочку об опасности. Слева, за спиной сказочной героини, легко читается человеческий силуэт. Мать ли Весна ее провожает, отец ли Мороз...

        Тревога наполняет картину, предчувствие беды. Нет, Снегурочка минует ловушку для зверя. Но скоро она попадет в совсем другую ловушку. Ярило-Солнце убьет дочь Мороза и Весны за то, что она осмелилась познать любовь, не будучи человеком.

     Огни деревни смотрят недобро, словно чудище из темноты. Нелегко Снегурочке сделать выбор. Но уже в следующий момент она смело шагнет навстречу новому, чужому, неизвестному.

      Ее наряд (шубка, рукавицы, шапка) вобрал в себя все оттенки снега, леса, неба. Ослепительно белый снег, сине-зеленая ночь, молодые елочки на переднем плане — все в картине прописано с необыкновенной точностью, достоверностью. Сказка не терпит лжи. И как же точно это смог передать художник! Его Снегурочка живая! Смотрю на картину и верю, что такая девушка могла существовать в реальности.

Виктор Васнецов. Эскиз костюма к опере Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка", 1895 год. 

Ещё очень оригинальной, интересной мне кажется трактовка образа Снегурочки, выполненная другим русским художником, Борисом Зворыкиным.

      Его Снегурочка родилась в Париже в 1925 году и соединила в себе традиции русской живописи.Иллюстрируя сказку, он объединил в одном образе находки предшественников. Снегурочка наряжена в парчовую шубу, как у Васнецова, но голубого цвета с серебряными узорами, как на эскизе Врубеля. На голову своей героине Зворыкин надел фантастический кокошник, напоминающий снежинку. Этот кокошник взят с картины "Царевна-Лебедь" Врубеля — тоже один из образов, придуманных художником для жены.

М.Врубель"Снегурочка", 1890 г.

"Царевна-Лебедь" М. Врубеля,1900 г.
Холст, масло.
Размер: 142,5 93,5 см

    Работы этих трех художников и определили современную Снегурочку: это или сказочная девочка из леса, которой требуется забота, или невеста в блистательном кокошнике и парче, ищущая жениха. Вся советская и постсоветская снегурочкография следует этим двум образам.
      Важно отметить, что художники, создававшие образ Снегурочки, сюжетно всегда обращались не к народной сказке, а к её переложению, которое сделал великий русский драматург Александр Николаевич Островский. Он настолько вдохновился народной сказкой, почерпнутой Островским из второго тома «Поэтических воззрений славян на природу» А. Н. Афанасьева,так восхитился ею, что написал переложение этой истории. Это не только прекрасное произведение, полное поэтики и лиричности, но и попытка понять глубинные истоки народной культуры, сохранить её для будущих поколений и показать им всю красоту русского словесного искусства. Островскому удалось вдохнуть жизнь в древнюю историю о смерти и возрождении, и теперь у нас есть возможность ощутить всю глубину этой прекрасной сказки. "Снегурочка" Островского - пьеса-сказка в четырёх действиях с прологом. Она была окончена драматургом 31 марта 1873 года. Напечатана в журнале «Вестник Европы», № 9.

    В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его группа переехала в здание Большого театра. Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три группы: драматическая, оперная и балетная.С предложением написать такую пьесу в очень короткий срок обратились к А. Н. Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать сюжет из народной сказки о девочке из снега. Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана молодому П. И. Чайковскому. И драматург, и композитор работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте. 31 марта в день своего пятидесятилетия Островский закончил «Снегурочку».

      Удивительно, но современники встретили премьеру "Снегурочки" холодно. Они просто её не поняли.Островского знали как реалиста и сатирика, и пьеса воспринималась как нарушающая закономерности его творчества. "Снегурочку" называли «бессодержательной» и «фантастической». ИСТОЧНИК: Леонова,Наталья Михайловна, Литературно-эстетические принципы в драме А. Н. Островского «Снегурочка»""Я в этом произведении выхожу на новую дорогу", - признаётся в письме А.Н. Некрасову от 25 апреля 1873 г. сам автор. Для Островского в этой пьесе нашли практическое применение все его литературно-эстетические принципы,в ней он выразил свою мечту о мирной, свободной и радостной жизни народа, воспел красоту и могущество природы и любви, воспроизвёл свое представление о красоте.

    10 февраля 1882 года в Мариинском театре сосотоялась премьера оперы "Снегурочка" русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, по одноимённой пьесе А.Островского.

    Сам композитор вспоминал:"В первый раз "Снегурочка" была прочитана мной около 1874 года, когда она только что появилась в печати. В чтении она тогда мне мало понравилась; царство берендеев мне показалось странным.Словом - чудная, поэтическая сказка Островского не произвела на меня впечатления. В зиму 1879-80 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу".ИСТОЧНИК:Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни // Полное собрание сочинений: Литературные произведения и переписка. Т. 1 / Подгот. тома А. В. Оссовский и В. Н. Римский-Корсаков. М.: Музгиз, 1955. С. 131.

Римский-Корсаков - Снегурочка

    Можно сказать, что с момента премьеры оперы "Снегурочка" Островского получает второе дыхание и уже признаётся всеми. И вскоре пьеса становится источником для новых творений о Снегурочке. По произведению Островского, кроме одноимённой оперы, созданы художественные и мультипликационные фильмы.

И. Иванов-Вано "Снегурочка", мультипликационный фильм

1952 года киностудии "Союзмультфильм"на основе оперы «Снегурочка» Николая Андреевича Римского-Корсакова (1881) по одноимённой сказке Александра Островского (1873).


"Снегурочка", художественный фильм по пьесе А.Островского. Режиссер: Павел Кадочников Сценарий: Д. Дель, Павел Кадочников, Александр Островский Художник: Алексей Федотов


 "Снегурочка" , фильм-сказка,"Беларусьфильм" Год выпуска 1971, режиссёр Юрий Цветков .                

 Странности Снегурочки

     Снегурочка пришла к Деду Морозу не сразу. Хотя еще до революции фигурками снежной девушки украшали ёлки, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, а из фрагментов сказок, пьесы Островского или одноименной оперы Римского-Корсакова делались новогодние инсценировки. Но по-настоящему Снегурочка стала новогодним персонажем в советское время.

В советской России официально праздновать Новый год было разрешено только в 1935 году. По всей стране начали устанавливать ёлки и приглашать Деда Мороза. Но вот рядом с ним вдруг появилась помощница – милая скромная девушка с косой через плечо, одетая в голубую шубку. Первый совместный выход Деда Мороза и Снегурочки состоялся в 1937 году – с тех пор так и повелось. Снегурочка водит с детьми хороводы, передает Дедушке Морозу их просьбы, помогает раздавать подарки, поет песни и танцует вместе с птичками и зверюшками.И Новый год не Новый год без славной помощницы главного волшебника страны.

Мы все привыкли к ней и любим, однако, наверное, уже никогда так и не узнаем, кто же она на самом делеLaughing Сначала, если исходить из сказки Островского, дочка, потом – неизвестно почему, – внучка. Ведь если она внучка, то должны быть у неё и родители, сын/дочь Деда Мороза? Я пыталась отыскать хоть какой-то намёк на них. Увы, никого похожего!

И есть ещё одна странность. Я уже писала об этом в одной из новогодних статей, но позволю себе повториться.

Мы привыкли, что Дед Мороз добрый, милый, дарит подарки, а ведь ещё несколько сотен лет назад его очень боялись и не считали добрым. Появление Деда сулило только несчастья. Одним дуновением старик мог заморозить целую реку, что уж говорить про случайных путников, сбившихся с пути в метель.Но самым страшным для жителей деревни было то, когда Дед Мороз приходил к ним в дом. Огромный мешок за спиной у старика был вовсе не для подарков, а для того, чтобы выкрадывать и уносить в нем из родительского дома маленьких детей. Жители деревни пытались спастись от Злого Мороза не менее дикими методами. Чтобы он прошел их деревню стороной, они приносили ему в жертву молодую девушку. Почему именно девушку?

Все просто. В то время женщины считались слабыми существами, к физической работе приспособленными меньше мужчин, следовательно, представляли меньшую ценность. С другой стороны красавица могла понравится Деду. Тут лично мне приходит такое соображение - а так ли уж стар был Мороз, если мог умиротвориться красавицей-девицей? Согласитесь, если ему нужна была просто помощница-внучка, то внешность девушки значения бы не имела, скорее, нужна была бы не красавица, а рукодельница, например, или хорошая стряпуха. открытка

Итак, странностей и нестыковок в образе Снегурочки много. Если у вас есть свои версии, высказывайте их в комментариях. Wink

Заграничные Снегурочки

Снегурочка — вовсе не уникальное явление, как оказалось. Конечно, они совсем не одно и то же с нашей Снегурочкой, но всё же...

У Снежной девочки (именно девочки, только в XX веке внучка Деда Мороза «повзрослела») есть аналоги и в других странах. Много вариаций Снегурочки можно найти в странах бывших республик СССР. Например, азербайджанского Деда Мороза по имени Шахта Баба сопровождает девочка Гарагыз. В Армении старику с подарками (Дзмер Папи) помогает Дзюнанушик. В Узбекистане местный Дед Мороз Корбобо носит халат и катается на осле в сопровождении Коргыз.

Кузины и даже кузен Снегурочки живут и в дальнем зарубежье. В Монголии у Деда Мороза Улина Увгуна есть помощница Зазан Охин. Рядом с ними всегда ходит мальчик Шин Жил, символизирующий Новый год. В Болгарии снежну девочку зовут просто — Снежанка. А в Швеции у Снегурочки есть «сестра» Люсия, в честь которой у жителей страны есть даже особый праздник.

КОНЕЦ

Источники (часть указана в тексте):

  1. "Мифы народов мира. Энциклопедия" под ред. С.А. Токарева, в двух томах, 2-е издание. "Олимп" 1997 год.
  2. "Русский народ" составитель М.Забылин, в 2-х томах, М. "Белый город",2005 год.
  3. А.Н. Афанасьев "Поэтические воззрения славян на природу", в 3-х томах. Печатается по изданию: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трех томах. – М.: Современный писатель, 1995.

Другие блоги автора:
+3
13:34
166
13:42
+2
Врубель красава… демон у него вах!
14:33
о, да!
А от глаз Царевны-Лебедь не могу отвести взгляд. Сколько в них завораживающей тайны! Врубель написал эскиз к опере, партию Лебедя исполняла его жена Надежда Забела-Врубель, говорят он вдохновлялся её образом. Вот я думаю, как же велико было воображение влюблённого художника, если он наградил обычное вообще-то лицо, с вполне тривиальными чертами (если судить по фото) такими глазами!
фото
Впрочем, возможно фото лжёт smileМихаил Гнесин вспоминал, что голос у неё
«ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, лёгкий, нежно-свирельный и полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя и совершенно спокойно льющийся… И какой облик! Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные глаза, пленительно-женственная, зазывно-недоумённая улыбка, тонкое и гибкое тело» "
Загрузка...
Юлия Владимировна №1