Выставка Достижений Насекомой Культуры
Плохая это идея – в середине рабочей недели пускаться в гульбища, но такое я пропустить не смог. В Петербурге прошла ВДНК - Выставка Достижений Насекомой Культуры.
Архиважное мероприятие, я считаю. Всю свою историю человечество соседствовало с насекомыми. Они были до нас, и даже в случае нашего исчезновения с лица Земли скучать по нам не станут. Естественно, все это ползуче-многоного-летающее существенно повлияло на нашу культуру, одних только мифов с участием насекомых можно на тома насобирать. Однако в нашу эпоху прогресса жители мегаполисов насекомых видят в лучшем случае в двух аспектах: как паразитов, которых следует изничтожить, и как украшения (типа брошек и принтов с бабочками на детской одежде).
Им перестали поклоняться, их низвели до банальных набивших оскомину символов. И есть такие люди, которые пытаются вернуть былую славу этим повелителям планеты.
Итак... Вечером 22 июня в черной-черной комнате собрались… Насекомолюбы.
Собственно, о месте проведения: андеграундный театр «Площадка 51». Ну, во-первых, Гугл — мудак, сначала он завел меня не туда. А во-вторых, Большая Конюшенная улица, д. 9, где и расположена площадка – это особняк В. А. Слепцова, объект культурного наследия и памятник регионального значения, представляющий собой яркий образец поздней эклектики… Ну, вы поняли. Сейчас он на реставрации, но внутренний двор способен удивить, несмотря на тотальную раздолбанность.
Оказалось, я знаю это место: именно тут находится паб Лавкрафт, который в свое время вызвал фэйспалм – надо же было прикрутить такую концепцию к такой конуре. Но я-то пришел не пить, а культурно просвещаться. Очень было предусмотрительно со стороны организаторов нарисовать плакат – тут черт бы заблудился без подсказок.
Акт 1: Выставкохудожественность.
Итак, скромное по размерам пространство театра вмещало не менее скромную, но совсем нескучную выставку изобразительного искусства. Вообще-то, как художник, я больше за эстетику. Однако, как дед, видавший некоторое дерьмо, я не смог не оценить прекрасные концепты, нарисованные… А, на чем пришлось, лол. Например, мое любимое постмодернистское полотно с тараканом. Что символично – с синим! (Синий таракан - маскот моего паблика).
Впрочем, хватало и разноцветных тараканов, и муляжных, и даже не тараканов вообще.
Вот, например, поморский таракан в масштабе сто к одному.
Акт 2: Свободный микрофон.
Прелюдией к основной программе стало несколько лекций. Вот, например, Лена Ека (на выставке были представлены ее иллюстрации), рассказывает историю о крушении хрустальных мечт и зачитывает вслух Хармса… Я на таких моментах всегда вспоминаю о том, что я быдло-парадокс: почти ничерта не читал из классики, зато сам пишу и издаюсь.
А вот Настасья Федорова знакомит публику с прусаком Карлом, который является реинкарнацией Карла Прусского… Карл родом из Икеи. Да-да, оказывается, кроме хайповых акул у Икеи было и такое.
Правда, придется мне разочаровать владелицу: согласно каталогу Klappar Skalbagge – это мокрица, или даже так называемый giant pill bug (тропические многоножки). Но, как выяснилось, сегодня множество людей хотят найти такую. Теперь это раритет, стоящий невероятных денег!
Кроме того, в зале присутствовало еще одно порождение Икеи – синяя подушка с принтом жука. Ее сейчас достать куда проще, у меня вот она дома тоже есть. Там еще должна быть в комплекте подушка с бабочкой и с подборкой насекомых.
Акт 3. Инсектомузыка
Э-э-э… Сценическо-инсектофилический вокализ от группы «Организмы», или типа того. По тексту песни больше смахивало на инсектофобический, но не суть.
Акт 4. Образовательно, познавательно, инсектуально
Лекция Полины Степановой о насекомых в культуре. Она вышла спешной из-за экономии времени, но для меня, как коллекционера всего вот этого вот, все равно не несла особо нового. Да, мы – люди, во многом черпаем отношение к разным насекомым из культуры – одними восхищаемся, к другим испытываем страх или отвращение. Помню, как мое очарование миром насекомых в детстве было подпорчено общепринятыми нормами. И как приятно было послать их в лес, чтобы наконец без предубеждений просто взять и завести дома инсектарий, где всякой твари по паре. Ну и разумеется, кроме Арахны, Кумо и Грегора Замзы в культуре масса менее известных упоминаний о насекомых. Чего стоит таракан-Дьявол из церкви Каранлык (Кападокия). Быть может, если бы не моя тройная нагрузка на работе, я бы тоже подготовил доклад к ВДНК. Но надо же хоть иногда в этой жизни спать…
Акт 5. Гости вечера
Вот тут я приобщился к культуре и истории по самое это самое. Почетные гости мероприятия – те самые люди, причастные к съемкам фильма «Необыкновенные приключения Карика и Вали» 1987 года. Именно те, кто создал мир гигантских насекомых, по которому путешествуют герои. Это оператор Игорь Плаксин, второй режиссер фильма Наталья Чаликова и художница, создательница кукольных насекомых Екатерина Озерова.
С произведением этим я в первую очередь знаком по книге, а уже потом по фильму. В детстве – это просто прикольная история про приключеньки. С возрастом и опытом уже открываются дополнительные слои видения. Вот, например, когда перечитывал и пересматривал, отметил эдакую наивную непосредственность происходящего. Что будет, если в наше время дать почитать родителю текст, где дети приперлись в квартиру к незнакомому мужику и разделись? Паника-истерика, статья. А что сделает современный хранитель правопорядка, если найдет в квартире одинокого подозрительного мужчины трусики пропавших детей (это все из книги)? Да хана мужику, чо. А в то время как-то и писалось, и воспринималось это написанное совершенно без задней мысли, без истерии про «кругом педофилы, извращенцы, порнуха, радуга» и прочая.
Кроме того, как уже создателю историй, мне интересно то, как сделан фильм. Конструкция сюжета: фильм начинается со знакомства с героями. Благодаря типажам актеров и их репликам создаются совершенно индивидуальные персонажи с уникальными характерами. Правда, если честно, выглядят они, как бы сказать, гротескно. В поведении и словах героев жирно прослеживаются все их табуны головных тараканов, и это полный сюрр. Но зато они запоминающиеся!
Или вот такой момент, о котором в детстве не задумывешься по незнанке: в кадре мадагаскарские и кубинские тараканы. Что они забыли у пруда наших широт? Мистика, не иначе, но смотрится внушительно. Мадагаскарцы регулярно становились героями фильмов ужасов, но вот тут они просто часть мира.
А кроме живых насекомых в кадре много, скажем так, ростовых кукол. Вот об этой объемной и уникальной для того времени работе рассказала их создательница. Чтобы снять этот фильм, пришлось буквально изобретать сложные механизмы. Не говоря уже о сборке вручную целой армии гигантских существ.
В общем, учитывая, что я сыч-хиккан, для которого поход в соседний магаз уже событие, встреча с такими людьми – впечатлений на всю жизнь. Не знаю, как-то особо никогда не фанател по актерам или певцам. Но вот когда люди что-то создают, решают сложнейшие задачи – это достойно уважения, кмк.
Что ж, пора тоже внести какой-то вклад уже наконец, и хоть что-то дописать-дорисовать…
Искренне лаваш, блогер-блудослов Androctonus_616.
— Таракашечки наши милые, жаланненькие! На кого ж вы нас покидаете, светики вы наши, соколики, ненаглядные! Что же вам, таракашечки, так не взлюбилося? Не будем, не будем мы вас трогати. Не надо нам вас ни пареных, ни жареных, ни сухих, ни сырыих. А беречь мы вас будем, таракашечки, ненаглядные таракашечки! Усатенькие! Холошенькие! У-у-у-у-у-у!»
И.И. Ясинский, «Тараканий бунт»
А их реально сложно вывести в одной конкретной квартире. А в южных широтах так вообще, потому что они тупо с улицы придут Вот в северных их есть шанс в зиму подсократить.
Насекомых предпочитаю наблюдать в природе, но на ВДНК сходила бы с удовольствием!
животныянасекомые, кстати. Жрут всякую другую мелочь и служат развлечением детям. Убивать из запретил.Кто такие нематоды, я не в курсе. Но у меня не дикие. У меня дачные)). То есть — родные! Я их с детства знаю!)))
И могу характеристику на каждого написать.)
Ты уже по любому чета подхватил, ааааАААааАА!111
Тем более, она ж вокруг, в культуре, в литературе.