Светлана Ледовская

Зиланткон-2022. Отчёт о лит.мастерских

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
  • Достойный внимания
Зиланткон-2022. Отчёт о лит.мастерских

Когда-то это должно было случиться...

 

Есть такой конвент - Зиланткон, проводится в первые выходные ноября. Он, по большому счёту, ориентирован на ролевиков, но и творческому люду там место найдётся.

Я уже писала о Зиланте-2019, в этот раз было не так весело, потому что кроме меня со Слона никто в этом году не выбрался на все дни конвента. Была Саша Леонтьева на литературном семинаре от Дмитрия Скирюка и Игорь Евгеньевич ненадолго заглянул - спасибо, что выбрались! Я была очень рада повидаться!

Так как никаких межБСовых активностей не было и я большую часть времени боролась с приступами паники, быть интровертом значит иногда проявлять героизм, сразу перехожу к делу.

  

Литературный семинар от Дмитрия Скирюка

Три человека, один день, три с половиной часа обсуждения, разборов и всяческих советов. Ещё три часа - свободное обсуждение всяческих писательских и околописательских вопросов.

Я посылала три текста (аттракцион невиданной щедрости, в прошлый раз было разрешено только два): Не самый лучший (первый тур турнира научфанта), О важности стажировки за "галочку" (НФ-2020 вроде) и Чужая ответственность (второй тур турнира горфэнта).

Забавно, что "Не самый лучший" по итогу оказался самым лучшим рассказом на семинаре по версии куратора мероприятия, у меня и грамота имеется))) но я вам её не покажу, там ни места, ни названия рассказа. Так сказать, в комплексе.

Вообще, в этот раз больше хвалили нас с Сашей, чем ругали) Растём. Чертовски приятно услышать, что твоими рассказами зачитываются и забывают, что нужно что-то там подчёркивать и разбирать))) наверное, к этому нужно стремиться на всяких подобных активностях и конкурсах.

  

Немного тезисов (возможно, не особо понятных, т.к. всё было озвучено в рамках обсуждения конкретных рассказов, не только моих):

1 - вплетать в рассказ национальные особенности - хорошо, когда про дружбу народов - ещё лучше.

2 - в горфэнте нужно фэнтези-элемент вводить сразу (или хотя бы очень быстро), чтобы читатель понял, что ему предстоит прочесть, иначе переход от быта и реализма к фэнтези будет как удар по голове.

3 - с коротким словом нужно работать аккуратно (это имеется в ввиду - с короткими предложениями, с краткостью и немногословностью в тексте).

4 - писать так, будто вы хотите, чтобы рассказ жил вечно.

5 - желать нужно даже не великого, а невозможного. И идти к этому.

6 - ребёнок никогда не выдумывает кошмаров, от которых у него не будет защиты или спасения (это к вопросу описания детских страхов и кошмаров).

7 - крючочки и загадки заставляют задумываться и возвращаться к тексту.

8 - но много недоговорённостей оставлять в тексте нельзя.

9 - творец после смерти уходит в мир своих творений (вопрос к читателям - а вы в какой их своих миров хотели бы уйти?)

10 - эволюция персонажа - размах повести, эволюция мира или общества - размах романа.

11 - использование сложных, малораспространённых терминов в названии требует объяснений. Можно это сделать в эпиграфе (цитата реальная или в рамках описываемого мира).

12 - пружина не может сжиматься бесконечно. Она либо разожмётся, сметая всё на своём пути, либо лопнет (это о нагнетании атмосферы).

13 - хорошо, когда рассказ навевает много аллюзий, но какого-то конкретного совпадения нет.

14 - что-то ординарное и понятное можно не обозначать в тексте.

15 - женщины очень наблюдательны, они хорошо и точно ловят образы, но если женщина пишет от лица мужчины, не следует увлекаться описаниями внешности.

16 - если персонаж борется, в его борьбе должна виднеться хоть какая-то надежда.

17 - необъяснимое нужно показывать, а не рассказывать о нём.

18 - нужно знать последнюю фразу до того, как начинаешь писать. Можно не точно, но хотя бы в общих чертах, к чему всё должно придти в итоге.

19 - стержень персонажа не может просто исчезнуть, его можно только сломать или подточить.

20 - убрать лишнее проще, чем дописывать недостающее.

21 - вместе дети знают всё, а по отдельности - нет.

22 - внутренний мир творца - это мир ребёнка.

23 - без крючков и заковырочек, без репьёв рассказ будет слишком гладким. Рассказ должен цеплять, но не раздражать.

24 - три врага любого прогресса (в том числе, творческого): страх, гнев, жадность.

25 - о чём должен писать писатель? О том, что знает или о чём не знает? - В начале пути - фантазия, в середине - опыт, в конце - фантазия. Опыт рано или поздно заканчивается, его нужно приобретать.

26 - если зарождающийся мир не вытолкнуть, начнётся некроз, который отравляет создателя.

27 - обобщение - это плохо.

  

Поэтическая мастерская от Марии Фроловской

Ну, скорее был "круглый стол", где все что-то читали, давали обратную связь, задавали вопросы, спорили, давали советы и отвечали на главный вопрос: "после того, что вы услышали/прочли - вернётесь ли вы на страничку к автору?".

Два дня по полтора часа, много людей и много разных стихотворений - ролевых, лирических, философских и даже производственных)))

Я принесла на разбор Ничего не меняется, Взвешено и Совершенно точно. Больше всего людей пришло бы меня читать после "Ничего не меняется", свободный стих никто не заценил почти, в целом, я не удивлена)))

Очень повезло с куратором мероприятия, Мария чутко и внимательно слушала каждое стихотворение, делала пометки, объясняла и давала советы в рамках именно твоего стиха, не пытаясь его кардинально переделать во что-то другое, отлично ловила идею, причины выбора того или иного средства выразительности, в общем, чудо, а не критик))) 

 

Немного тезисов (возможно, не особо понятных, т.к. всё было озвучено в рамках обсуждения конкретных стихотворений, не только моих):

1 - стилизацию нужно делать "через надтреснутую линзу".

2 - в условиях современности поэзия трансформируется, необязательно всегда строго соблюдать рифмы, размеры, классические формы, устоявшиеся и избитые образы.

3 - поэзия - это когда подбираешь звучание тому, что чувствуешь.

4 - самопиар - наше всё))) можно начать с группы вк с одним постом в день. Необязательно постить только творчество или около него, нужно быть не только поэтом, но и человеком в своей группе. Уникальные картинки повышают просмотры и пихают посты в рекомендации.

5 - хорошие журналы для публикаций поэзии - Сибирские огни, Полярная звезда, Изящная словесность, Русский пионер, Аврора, Нева, Форма слова.

6 - когда пишешь белый стих или свободную поэзию, должно быть ощущение, что сверху на тебя давит пружина, которую ты обязан вытолкнуть, причём, поддастся она только если тщательно выбирать слова.

 

Вот так вот. Было интересно и познавательно.

Приезжайте на следующий Зилант! ну пожалуйста...

Другие блоги автора:
+15
16:30
516
17:08
+2
6 — очень крутое замечание
16 — не согласен. Безнадежная борьба — отдельный серьезный архетип.
22 — нипанимать

1 — нипанимать!
5 — записал

Большое спасибо за отчет!
17:12
Насчёт 16 — ну, наверное, да, но это скорее очень узкая ниша беспросветных антиутопий, но этоочень скучно — читать про заранее обречённую на провал авантюру. Интриги нет. Вот если хоть капелюшка надежды...))) ну, это лишь мнение, а не истина, ты же понимаешь.

22 — это про неожиданный взгляд на обыденность, если я правильно помню. Говорить об обычном так, что это становится интересным.

1 из поэтического — это стилизация не «точь в точь как Маяковский», а как «если бы я был Маяковским»)))
17:35
+1
16 Ну вот когда в первый раз читаешь Замок, долго веришь, что рано или поздно у землемера все получится и на этом продолжаешь читать. А если бы я знал, что все, все тлен и конца не будет, я бы бросил. Атмосфера эта инфернальню-бюрократическая. Брр)
17:38
+2
Вот да. Читатель «болеет» за результаты борьбы, а если заранее известно, что всё бесполезно — запал гаснет.
19:53
+1
Здорово!
Отчёт по всей форме.
С тезисами очень методично и сразу видна результативность.
Да, заглянул на разборы Ани, но опоздал и прослушал только беседу на вольную тему. Но опять был очарован Скирюком, его неутомимостью, граничащей с неубиваемостью, его свободной, грамотной, правильной речью. Он практически не умолкал все три или четыре часа, и не надоел нисколько. Вот странно, а его Лиса я так и не смог осилить.
Спасибо!
02:39
+1
Знаете, я ведь тоже «Лиса» отторгала при первом прочтении, а с 30ой страницы очень хорошо пошёл)) но я пока в процессе.
20:16
+2
Аня, огромнейшая благодарность за тезисы, каждый разворачивается в осознание)))
rose
02:40
Я только записала)) не за что, рада, что тезисы нашли отклик.
23:38
+1
Аня, спасибо огромное! roseКаждый тезис теперь к размышлению и попытке реализации! thumbsup
Но вот про этот пункт поподробнее бы:
«6 — ребёнок никогда не выдумывает кошмаров, от которых у него не будет защиты или спасения (это к вопросу описания детских страхов и кошмаров)»
Если принципиально «выдумывает» кошмары, то здесь стоило бы уточнить, что как правило не сам он способен придумать способ спасения, а принять его от взрослого. Выдуманные кошмары могут мучить его очень долго, но ребенок ждет, чтобы ему предложили способ с ними справиться. Ну или вырастет и сам будет изобретать эти способы для своего внутреннего ребенка с позиции взрослого. Обычно же эти страхи вытесняются или встраиваются в психику более или менее удачно.
Но есть, к сожалению, масса кошмаров навязанных. В практике был ребенок, который в четыре года регулярно смотрел жесткие фильмы ужасов типа «Пила». Конечно, у него нет способов справиться с ними. Как и возможности принять стандартную для таких случаев помощь от взрослого. Там уже совсем другой уровень спасения.
02:44
+1
Спасибо за очень подробное уточнение!
Я уже даже не помню, применительно к чему тезис прозвучал, но это было про взрослого человека, столкнувшегося со своим детским страхом.
Хорошо, когда есть человек знающий, который может поделиться и всё понятно объяснить) еще раз большое спасибо!
14:19
roseАня, такую тему интересную подняли — взрослый и его детские страхи. В этом плане согласна полностью, что у взрослого (если только это не клиническая картина) есть возможности и способы справиться со своими детскими кошмарами, но вот сможет ли он — не факт. Как, например, на кухне могут быть все ингредиенты для приготовления, например, меренги, а она не получается!
А вообще так здорово, что можно это теперь из тезисов попытаться развернуть в полную картину. Представляю, как было здорово на самом мероприятии! thumbsup
05:33
+1
Вот меня тоже пункт 6 не убедил. Это какой-то «литературный» ребенок, штамп, что ли. Потому что мир детской мягко говоря фантазии на других законах.
17:39
+1
Да, вообще мир детской фантазии сложно описать так, чтобы это не выглядело фальшью или штампом.
17:41
+1
Но возможно)))
05:39
+1
Спасибо. что поделилась. Интересно, полезно, радостно.
На 1 мне почему-то вспомнился фильм «враг мой» Не знаю, смотрел ли кто эту древность, но для меня это в своей первой части все еще шедевр задумки)
10 надо ввести правилом на лит сайтах на уровне: согласен с пунктом — заходи, нет — делай из романов рассказы в других интересных местах)
19 — очень верно, но это иной уровень развития перса, чем в большинстве текстом, обычно вместо стержня картон.
Ветер не понял 22, а я последнее.
Про поэзию не могу судить, не поэт.
В целом, блог надо в достойные внимания и раздел, где все блоги по лит. опыту.
05:48
+1
Ну, по поводу 10 — можно и в рассказе уместить эволюцию мира и общества, но это другой уровень мастерства, конечно.
А последнее, про обобщение: читатель очень критично воспринимает фразы типа «никому не нравится манная каша», «все бабы — дуры» или «все любят котиков». Потому что всегда есть те, кто под эти «никто» и «все» не попадает.
05:49
+1
не знаю, меня почему-то раздражает подобное, начиная с Аэлиты. Какие-то бури в стакане получаются.
А… в этом смысле, теперь понятнее, спасибо!
05:52
+1
Просто обычно пытаются впихнуть невпихуемое. Но время от времени можно попытаться — вдруг созрел и вдруг получится?
05:54
ну… я вот могу вспомнить кучу, где не получилось, и почему-то ни одного удачного примера, даже из классики. Но это может, у меня с памятью как всегда…
будто вы ходите,

Я так и не понял, вы ходите, или желаете?

20 —
Цитата Антуана де Сент-Экзюпери
Совершенство достигается не тогда когда уже ничего нельзя добавить, а тогда, когда ничего нельзя убрать.

25 — судя по некоторым рассказам авторы пытаются писать обо всем. Даже полную. дичь. Но это моё мнение и оно может быть отличным от мнений других людей. ))))

Я хотел бы когда-нибудь посетить хоть одно подобное мероприятие. Но как истиный мизантроп и социофоб боюсь, что после подобного посещения я вообще перестану читать книги. И возможно писать. Но я не думаю, что этот мир сильно измениться хоть пиши я, хоть не пиши. blush
16:31
«хотите», очепятка залезла, спасибо, что заметили
да не ма за цо ))))))
Загрузка...
Ольга Силаева