Сказка про Гвоздь

12+
  • Опубликовано на Дзен
  • Жаренные
  • Хвалёные
Автор:
Александр Банщиков
Сказка про Гвоздь
Аннотация:
Не детская сказка. А может быть и не сказка вовсе.
Текст:

Сказка про Гвоздь

Вот Гвоздь.

Самый обыкновенный. Простой Гвоздь. Только что родился. Его мать - Стальная Проволока. Отец - Калёный Руб.

Хрясть!

И появился ещё один гвоздь.

Хрясть!

И ещё.

Ровным строем! Друг за другом чётким шагом идут.

Куда идут?

Это неважно. Важно - что все идут! Сила общего движения толкает, захватывает, утягивает в нужном направлении. Верной дорогой!

И Гвоздь тоже идёт. Как все! Все идут - и он идёт. Простой Гвоздь. Серый Гвоздь среди серых гвоздей. Ничем не отличается, не выделяется.

И правильно: не надо выделяться - надо быть таким как все. Потому что те, кто выделялся среди всех, тех, кто позволил себе быть не похожим на всех - тех удаляли, от них избавлялись, они были непригодны для дела!

Какого дела?

Общего дела! Важного дела!

И Гвоздь радовался, что он тоже идёт в дело, что он - как все: серый Гвоздь среди серых гвоздей, и его не замечают среди пригодных для дела, его не удаляют, и выходит - он также правилен и пригоден для дела - как все!

Какого дела?

Никто не знает – значит, так надо! Главное - что все как один!

И потому - один как все.

Раз!

Раз!

Левой!

Левой!

Чётким строем! Ровным рядом шли гвозди в тёмный ящик.

Зачем?

Для дела! Все созданы для дела! Дела очень важного! Дела очень нужного!

Кому нужного?

Время придёт - узнаешь!

И Время пришло. И определило в дело. Кого направо, кого - налево. А кому - прямо!

И его - Гвоздя - тоже направили в дело: держать забор.

Для чего?

Зачем?

Время не сказало.

Но, наверное, этот забор очень важен. Просто: важен и всё!

Всё - дело! Важное дело! Общее дело! Раз есть дело - значит, оно кому-то нужно.

Будем делать дело - как все!

А все-ли?

Какой прекрасный мир открылся - когда открыли ящик! Интересный, красочный мир вокруг! Намного шире, чем их дело - держать забор! Намного ярче досок в заборе! Мир, манящий к себе свободой! Окунуться бы в него! Затеряться в этом огромном мире - соединиться с ним и быть частичкой этого мира! Просто быть! Не быть как все, а быть как есть!

В их показательный отряд ровных, чётких - всех как один! - Время приписало бригаду старых, побывавших в деле гвоздей… Бригаду-ли? Дикую кучку, торчащих во все стороны гнутых, ржавых, разносортных… Тех, что признали годными для дела, из тех, что ещё остались в строю.

Не все остались…

От чего такие: гнутые, побитые?

От дела!

Такая жизнь - не выбираешь: как повезёт, что выпадет! Кого гвоздодёр выдирает нахрапом, да так тянет, что раскаляешься! Кого щипцы аккуратно, тонко тянут - да круто гнут! А ещё доска бывает разная: кому податливая попадётся, а кому - сучковатая. Пробить сучок не можешь, а бригадир-молоток знай себе ещё крепче гонит! Деваться тебе некуда - гнёшься, обходишь сучок, загибаешься - как поведёт! Вот так вот будет!

А вокруг - огромный мир! Красивый! Светлый! Свободный!

И тут оказывается: не все как один! Не все гордо строем идут в дело! Кто-то пытался сбежать - их возвращали в строй - уже не ровный, не чёткий строй. А кому-то всё же удавалось затеряться в этом свободном мире…

Но он - Гвоздь - будет держать строй! Он будет делать дело! Потому, что он создан для дела! Он пригоден для дела. Потому, что он уже привык так думать… И теперь трудно думать по-иному.

Пусть не все как один, пусть другие сбежали - но Он будет держать строй потому, что большинство его держит!

Раз!

Раз!

Левой!

Левой!

Маршем друг за другом шли гвозди в дело.

Крепко!

Чётко! Работал Бригадир-Молоток: не увильнешь, не увернёшься - всё равно направит как надо: в дело!

Общее дело!

Важное дело!

Большое дело связывает всех. Всех вместе!

Дружно!

Коллективно!

И Гвоздь тоже держал свою доску. Новую! Гладкую! Держал как другие! Не больше, не меньше. Не выдаваясь вперёд и не отставая назад!

Под дождём держал Гвоздь свой пост. Под солнцем делал общее дело. Уже без гордости. Не образцово. Просто делал, потому что привык.

А время ушло. Далеко.

Доска его потрескалась, становилась всё темнее и распадалась. Страшная! Тёмная! Старая и гнилая!

Ржавчина съедала Гвоздь. Тесно в доске и тяжело её держать.

А вокруг по-прежнему - прекрасный мир! И очень интересный! И очень разный! Не подчиняющийся ни Времени, ни Молотку… Никому! Свободный мир!

Быть может, бросить это общее - никому не нужное дело?

И вот рядом - соседний гвоздь - стал вылезать из доски. Мало-помалу. И вот уже немного осталось: ещё чуть-чуть и он в том - свободном - мире! Прочь отсюда! Прочь из этого пустого никчёмного общего дела!

Но тут явился Молоток-Молодец…

Держать строй!

Разом вернул гвоздь на место. Да ещё загнул с обратной стороны - мало не покажется!

Нет: надо держать строй. Как все - как один…

А потом Время вернулось и объявило, что это общее важное дело больше не нужно: и забор не нужен, и сгнившая доска не нужна, и он - Гвоздь - тоже не нужен.

Тут же явился мрачный гвоздодёр.

Кр-р-рак-к!

И нахрапом выдернул старый ржавый Гвоздь.

Доска рассыпалась.

Валяется Гвоздь на земле, в траве. Истончившийся. Обломившийся. Совершенно не такой как все.

Забытый. Ненужный. Не годный ни для какого дела.

Валяется в прекрасном свободном мире! Огромном! Светлом! В живом мире! Тут же и тот - кому удалось тогда сбежать, посчастливилось затеряться, кто сам решил стать не как все, кто стал одним - и он здесь давным-давно! Не испытавший Молотка, не повстречавший Гвоздодёра, не державший доски.

Стоило ли быть как все? Стоило ли делать общее дело? Нужен ли был этот забор? Важен ли был?

Что ж, может быть, и нужен был кому-то: ничего не бывает бессмысленно, если есть - значит, кому-то это нужно.

КОНЕЦ

  • Дайте критику
Другие работы автора:
+7
18:01
974
так мимо шёл
19:58
Я иду по ковру…
Ты идешь, пока врёшь…
Вы идёте, пока врёте…
Он идёт, пока врёт…
Она идёт, пока врёт…
Они идут, пока врут…
Мы идем, пока врём…

21:55
+1
Ежели гвозди — образно люди, так они у вас живут в лютейшем тоталитаризме. Только когда вытянули все соки, тогда пожалуйста, на покой, в сыру землю.

Мрачновато как-то, уважаемый автор.
22:06
+1
Согласен с предыдущим комментатором. Мрачновато. Слишком просто и немного нудновато. Дело даже не в повторах фраз. Минимум действия «втиснуты» в большой для обычного гвоздя промежуток времени.
22:11
+2
Нечего этому рассказу на Сковородке делать. Придраться, конечно, можно по-мелочи, да что-то не хочется, и рука не поднимается.
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
12:21
+1
На сайте запрещены политические обсуждения и отсылки.
Вынуждены удалить ваш комментарий
12:24
согласен.
навеяло eyes
Здравствуйте. А мне понравилось. Только, прошу, не злоупотребляйте восклицательными знаками. Они экзотичны. Чем чаще используете, тем быстрее обесценивается эмоциональная окраска. И читатель бесится.
23:10
+2
Мне понравился рассказ.

Печальный конечно, но жизненный…
Жила была пивная банка. Самая обычная пивная банка, каких миллион. Её вместе с тысячами сестёр сделали на заводе.
Она мечтала стать произведением искусства. Другие банки смеялись над ней из-за этого. «Эх, подруга, купят тебя по дешёвке, используют, выпьют и выбросят!», — говорили они. Но банка думала иначе. Она знала что снаружи её ждет прекрасный свободный мир. «Я знаю, что смогу стать произведением искусства. Некоторые становятся», — утешала она себя. «Единицы из миллиардов!», — отвечали злые голоса вокруг.
Однажды её забрали на другой завод, где нанесли на жесть красивую картинку, залили внутрь пиво, а потом выставили в витрине огромного супермаркета. Она восхищённо смотрела из-за стекла холодильника на огромный мир, свободный полный возможностей. Когда её кто-то купил, банка скромно улыбнулась.
Но её ожидания были разрушены в одно мгновение. Покупатель вышел на улицу и открыл банку с пивом, выпил её за несколько глотков, скомкал и выбросил.
Банка ударилась о стенку урны и упала рядом с раздавленной пачкой от презервативов.
— Как жизнь молодая?, — спросила банка.
— Я не понимаю. Это свободный мир, полный возможностей!
— Так и свобода и возможно не для тебя. Они для богатых, а ты простая пивная банка. Чего ты удивляешься, что тебя использовали и выбросили.
— Но ведь я слышала, что есть банки которым удалось стать произведением искусства!
— Одной на миллиард. Где же тут свобода. Не глупи, ты — просто мусор.
Так и осталась лежать банка рядом с урной, пока на следующий день её, вместе с пачкой из под презервативов не увезли на свалку

13:54
А что, есть богатые банки с пивом? Притча не удалась.
Нет. И это не притча. Как и выше не рассказ, а обычная агитка
14:45
Выше аллегория, агитку я не увидела.
Да всё нормально. Комментатор же пишет: для БОГАТЫХ, а не «для богатых банок»
19:54
Так разговор же про банки с пивом.
21:42
+1
сюжет изз фильма: Шварцнегер (персонаж, не помню о чем) — заходит на выставку к своей знакомой… пьет пиво и разговаривают. затем он уходит, но… раздавил банку рукой и поставил ее на свободную тумбу (не нашел урны)… и возле нее, банки — сразу, остановились восхищенные посетители: банке повезло, она стала ШЕДЕВРОМ искусства
danceyahoocrazy
21:54
Резюме: Шварцнеггер даже из банки может сделать звезду.
00:15
+1
02:02
+1
Какая ужасная судьба для гвоздя — держать доску в заборе. Это просто невыносимо.
14:49
+1
Наверно, ужас в отсутствие выбора — сделали тебя «гвоздём», и держи забор. Вспомнила Сент-Экзюпери, у него умирающий садовник говорит, как прекрасно копать. Любое дело прекрасно, если по душе.
19:23
+1
Да, да. Вот если б мог стать шурупом, то совсем другое дело. Свободу самоопределения для металлических изделий!
19:38
Это же аллегория.
09:09
+1
Неплохо. Понятно. Быть ли гвоздем и делать как все? Держать ли забор, тем более прогнивший? Каждый пусть сам решает… Только вот понять бы, что автор подразумевает под свободным миром? И есть он вообще? Короче, есть о чем подумать.
Ну, если продолжить авторскую мысль, свобода — под забором), там, куда «повезло» попасть гвоздям-потеряшкам. Вот только — по логике вещей — жизнь их должна оказаться гораздо короче: гвозди на сырой земле ржавеют и разрушаются гораздо быстрее тех, что держат забор
10:52 (отредактировано)
+5
Было скучно. Суть стала понятна буквально с первых слов. Будь как все! И весь рассказ об этом. Даже когда гвоздь упал в сырую землю, что изменилось для него? Чем жизнь гвоздя, втоптанного в землю, лучше, чем жизнь в заборе? Автор тут нам не показал отличия. Или я его не увидела. Вот если бы показал другое применение, тогда — да. Получился бы рассказ. Скажем…
Шел пионер. И подобрал гвоздь. Сначала хотел сдать его на металлолом. А потом пришел домой, рассмотрел его. Оказалось, что он и не особо ржавый. И все еще прямой, чуть подправить надо. Средством от ржавчины обработал, выпрямил, и в карман засунул. Любят парни в карманах таскать груду железа. А потом того парня взяли в космический полет. И в критической ситуации, когда расплавился инопланетный ключ на главной зарядной станции, парень вспомнил о гвозде в кармане! И гвоздь справился! Так, благодаря гвоздю, была спасена инопланетная цивилизация от сумасшедших роботов, которые пытались сделать людей счастливыми. Люди и стали по-настоящему счастливыми, но не из-за роботов, а из-за гвоздя…
Как-то так. И пасхалка есть. И нет безнадеги.
Вы не поняли, что автор про СССР? А гвоздь — это граждане СССР в его понимании. Свобода — тот самый Запад. Короче, не рассказ, а обычная политическая агитка. Слабая.
12:36 (отредактировано)
+1
Почему я не поняла? Все я поняла. И что это меняет то? Свобода — это ржаветь в земле? И потом, при чем тут СССР? Любой тоталитаризм, любая диктатура. Этот рассказ и для иносказательного изображения той же Северной Кореи подойдет. Я тут пасхалки сделала к фильму «Отроки во Вселенной». Поржать чтобы. А вы и не поняли…
Так это он не про свободу. Это он про то, как в СССР из человека все соки выпивали и оставляли гнить. Все слишком просто. Не про любой. А именно про СССР. Забор — это что? Железный занавес. А почему он прогнил? Потому что режим прогнил.
13:52
+1
Я не увидела Союз вообще. В любом мире есть выбор — быть, как все и слушаться, или попробовать что-то другое. Большинство, в любой системе, не пробуют.
13:53
«Кто о чём, а вшивый о бане…». При чём тут совок?
Не увидели и хорошо. каждый видит своё. Но не говорите про мою Родину «совок». Как показывает опыт, это слово любят использовать негодяи
14:46
В мою молодость иначе не говорили. Это слово было самое приличное. Вы наверно там не жили.
16:44
да и не прогнивал он, режим-то. Там все гораздо сложнее было. Не будем углубляться в политтемы. Просто рассказ не про СССР.
17:30
Да прогнил, насквозь. Но рассказ, я согласна, не о том.
17:48
+1
Не место об этом рассуждать. У меня свое видение на эту тему.
18:05
Естественно.
21:05
Плохо, когда хочется-хочется свободы, а в чём она заключается — понимания нету. Ну, наделали гвоздей и выпустили на свободу. Дальше? Свобода проткнуть колесо или ногу кому-то? И всё равно ржаветь.Свободным.
21:19
+1
А мне-то зачем это писать? Я лично с вами согласна. А вы ко мне обращаетесь так, будто я автор рассказа. Вы напишите автору. Я гвоздей не наделывала и не выпускала на свободу. Я сама задаюсь вопросом: что дальше-то? В чем смысл рассказа был?
21:22
+2
Удивительно, как о «совке» рассуждают люди, жившие при Союзе в раннем младенчестве.
И неоднозначная: «свободный» гвоздь, ржавеющий под забором — тоже перспектива так себе))
21:12 (отредактировано)
В СССР собирали металлолом и макулатуру, давая вещам вторую жизнь, так что история со ржавым гвоздиком тут — мимо. В СССР — на поздних этапах — пенсия начислялась в процентах от среднего заработка за последние три года работы и именно пенсионеры позже, в в лихие 90-е, содержали порой целые семьи: пенсия позволяла. Так что творчество — творчеством, но и про факты забывать не нужно)
А можно вариант попроще — пионер нашёл гвоздь, а у него уже был в кармане такой же. И пионер вспомнил, что видел в журнале головоломку из двух согнутых петелькой гвоздей. Он отшлифовал эти гвозди до блеска шкуркой-нулёвкой, согнул по чертежу в журнале, а на следующий день в школе у него не было отбоя от одноклассников, которые просили его показать, как одним лёгким движением эти сверкающие гвозди соединяются в единую и неделимую конструкцию! И пионеру приятно, и гвозди счастливы — они снова в деле!
13:07
+4
А в том прекрасном светлом красивом мире, наверное, строят без гвоздей. И молотками не пользуются. И прекрасные их светлые дома на облаках стоят, святым духом держатся, не иначе.
Легко рассуждать о том, как плохи заборы с гнилыми досками и как прекрасны сияющие замки на рекламных плакатах, построенные без насилия над бедными гвоздями.
Легко. Но наивно.
19:26 (отредактировано)
Конечно. А когда гвозди ржавеют и выпадают, ещё и проволокой подвязывают гнилые доски. Вот где простор для метафор.
17:08 (отредактировано)
+2
Новое — хорошо забытое старое.

«Время в символах разобраться
Посредине
Двадцатого века...»(Роберт Рождественский «Винтики»)

Одним словом, тема маленького человека раскрыта век назад. Казалось бы, полностью.
За рубежом: Курт Воннегут, Ганс Фаллада (Kleiner Mann — was run?) и мн.др. В СССР: «Голос единицы тоньше писка, Кто его услышит? Разве жена. И то, если...(Маяковский „Единица! — Кому она нужна?“).»Горе одному, один не воин -каждый дюжий ему господин -молоток?)))
и даже слабые, если двое -мигранты?)))

Роберт Рождественский ту да же:
«Вы изнашивайтесь.
Вы ржавейте.
Исполняйте
всё, что вам задано.
И в свою исключительность
верьте!
Впрочем,
это
не обязательно.
Всё равно
обломают
отчаянных!
Все равно
вы должны остаться
там, где ввинтят:
в примусе,
в часиках,
в кране,
в крышке унитаза!

Вам такое
не удивительно.
Вам такое —
как вдох и выдох…
Не приказано
спорить
винтику.
Он молчит.
На то он и винтик.
Установлено так.
Положено.
И —
не будем на эту тему…
Славься,
винтичная психология!
Царствуй,
лозунг:
«Не наше дело!»
Пусть звучит он
как откровение!
Пусть дороги
зовут напрасно…

Но в Союзе, известно, было позитивное решение. Ошибочное, стопудово: „Но если в партию сгрудились малые — сдайся, враг, замри и ляг...“
Или так: „я не верю,
что это винтики
с грозным космосом
побратались!
Что они
седеют над формулами
и детей пеленают бережно.
Перед чуткими микрофонами
говорят
с планетою бешеной!
И машины ведут удивительные,
и влюбляются безутешно…
Я не верю,
что это
винтики
на плечах
нашу Землю
держат!..
Вот она
в напряженье невиданном
от морей до морей
расстелена.
Никогда не приснится
винтикам
всё,
что сделали мы!
Что сделаем!..“

А еще утверждали, что „ржавые символы“ облетели еще в посередине двадцатого века…

Ошиблись малость! Реинкарнация налицо! drink
18:23
+3
Это, действительно, не сказка. Ведь в каждой сказке — хоть и ложь, но в ней намёк, добрым молодцам урок. А в вашем тексте я его не уловил. Если только не считать смыслом вот это… Выделяйся, не выделяйся, а всё равно ржавчина (то есть старость) когда-нибудь тебя съест. И не важно, вбит ли ты, как все, в забор и держишь штакетину или валяешься на земле сам по себе и наслаждаешься свободой, а конец всё один — ржавчина. Или, может быть, не в этом смысл?
20:15
+4
Здесь уже написано много комментариев. Причем есть мнения безапелляционные и одновременно уверенные в непогрешимости своего видения. Это значит только одно. Рассказ (или сказка) задел, «зашёл», не оставил равнодушными. Тут же положено критиковать? Мне рассказ понравился. Читается легко, чёткий слог и, несмотря на кажущуюся простоту сюжета, имеет смысл. Понятно, что аллегория и пусть каждый увидит в ней свой подтекст. Но мне кажется, что он даже шире того, о коем выше безапелляционно заявляется.
21:22
+1
Тот, кто сбежал в красивый мир. Он ничего не сделал, он не узнал молотка, не испытал гвоздодёра. Просто, никому не нужный валялся и ржавел в свободном красивом мире.
Так столь ли страшно, если ты делал то единственное дело, на которое ты способен?

А если вернуться к критике.
В целом понравилось. Да, кое где, я бы поиграла по другому с пунктуацией.
Да, кое где слишком много повторов. Убрать и зарисовка будет чётче.
Но это уже редактура, а не критика.
И хотя тут есть все признаки рассказа, я бы всё таки сказала, что это зарисовка, эссе, миниатюра. Но не рассказ.
А вот что понравилось, что практически каждый увидел тут свой личный мир и идею. Или не нашел.
Всем спасибо!
Я понял, что для своего формата и способностей автора вещь удалась!
18:30
+2
Об этом давным-давно сказали Стругацкие, и гораздо лучше. «Парень из преисподней»…
Ну, вот тут прямо просится прода: история гвоздя-потеряшки, который сполна насладился свободой под забором
20:43
До конца не дочитала, но начало напомнило антиутопию «Мы».
04:08 (отредактировано)
+2
Мне понравилось. Это не про СССР. Это про серость. В любом месте, в любом строе, в любом времени. И возможно — на любой планете.
Ведь несколько раз это повторяется — серый, серый…
Серость — прожить жизнь и не понять, зачем она была.
Серость — не разобраться, что это за дело, в которое его загоняют.
Серость — не включить разум и не выяснить, что это за свобода и свобода ли это вообще. И у серости всегда будет такой конец — под фигуральным забором.
Вся суть рассказа — в его финале: «Что ж, может быть, и нужен был кому-то: ничего не бывает бессмысленно, если есть — значит, кому-то это нужно.»
То есть, гвоздь всю жизнь делал какое-то важное дело — держал забор. Который, действительно, был нужен для чего-то. Но он так и не удосужился узнать, для чего.
Потому что серый.
По-моему, отличная притча.
19:59
+1
пойдёт.
выходит — он также правилен и пригоден для дела — как все!
здесь «так_ же» раздельно. Патамушта «как все», тоись «так же, как».
А все-ли?
— и тут тоже раздельное написание, дефиска не нужна.
Бригаду-ли? Дикую кучку, торчащих во все стороны гнутых, ржавых, разносортных…
— с бригадой таж фигня, дефис лишний. И после кучки запятушка не нужна, её бы лучче после сторон: «Дикую кучку торчащих во все стороны, гнутых, ржавых, разносортных…»
И вот уже немного осталось: ещё чуть-чуть,_ и он в том — свободном — мире!
— после чу-чутя препинаку тож нада.

Со смыселом всё в парядке, годная сказка.
10:37
+1
Серые гвоздики и винтики. А разноцветные — чудаки. И их тоже хватает. Те, кто преодолевают барьер «Мне нравится, что можно быть смешной» уже никогда не возвращаются к серой жизни)
11:43
+1
Надо хвалить. stop

Табуретка же ж pardon

А чего? Давайте строки-гвозди похвалим. ok

Вбивает автор в голову читателя молотком вдохновения yahoo

Смысл мне не то чтобы… Скучно. А вот форма — она да, символишна. Красиво получилось

Ать, два!

Ать, два!

Так что автор молодец и экс-пе-рИ-мен-татор bravo
13:29
Символизм, конечно. Только у меня ассоциация про Штаты и Евросоюз.
21:21
+1
Стиль у автора есть, немного затянуто. Про содержание ничего говорить не буду, все уже сказано выше )
11:56
+1
Пусть мрачный финал, написано бодро. Возможно следующее поколение гвоздей найдет себе другие цели, более важные, чем доски держать… хотя почему бы не написать, что Гвоздь гордиться тем, что держит доску, ведь из досок сделан дом, мебель и тд. Пусть научиться радоваться своей судьбе… ведь даже держа доску можно иметь широкий кругозор и быть оптимистом)
22:29 (отредактировано)
+2
Жанр – сказка с бытовым сюжетом. На заявленный возраст 12+ простовата.
Характеристика и развитие образа ГГ (серый Гвоздь) какое никакое есть — от рождения до выхода на пенсию по болезни.
Но в чем так называемый «добрым молодцам урок»? В том, что он стал никому не нужен? «Богатые тоже плачут»? Или «а смерть придет, помирать будем»… всем ящиком?
22:40 (отредактировано)
+2
Стоило ли быть как все? Стоило ли делать общее дело? Нужен ли был этот забор? Важен ли был?
Что ж, может быть, и нужен был кому-то: ничего не бывает бессмысленно, если есть — значит, кому-то это нужно.
Концовка в сказке — самый важный элемент.
Чему может научиться ребенок, если автор сам себе вопросы задает и отвечает на них неуверенно: «Может быть кому-то это нужно».
Вот я прочла, и спрашиваю: «Кому нужно»?
Загрузка...

Другие публикации