Разбрасывая на бегу
Звенело лето. Абитура нашептывала вольные, совсем не домашние мысли. Тем более, что молод, пуст, как воздушный шарик, и всегда готов лететь.
Под окном съемной мансарды не каменный отвес в четыре этажа, а крыша, всего шагом ниже. Мыслимо ли удержаться и не наступить на нее? Наступив, не пройтись до края, не поглазеть на город до горизонта? Не пополнить, пощелкав фотокамерой, копилочку ненужных картинок "на потом"? Не-мы-сли-мо!
На крышах иначе дышится. На крышах – тише. Ближе к небу, пусть ненамного, пусть это серое и рябое воробьиное небо, но все же – вот оно!
А через провал улицы полувбитым и так забытым праздничным гвоздем торчала новенькая, тонированного стекла, высотка, отрезанная от окружающих домов исторической несовместимостью стилей.
Громко проползавшие автомобили дружно заходились в истерике, пешеходы пересекали по "зебре", стучал и лязгал какой-то механизм. И днем, и при свете ночной иллюминации улица потягивалась душно и судорожно.
Движения и звуки сплетались в сложно-упорядоченное, дергающее нервы действо. Не то чтобы красивое или некрасивое, правильное или неправильное, – не в том дело. Оно было весомым, настоявшимся. За ним чудился исходящий от высотки полувздох-полувсхлип, хлопок одного крыла, невротический слог, знак душевной скомканности, или, может быть, просто недораскрытости, невыговоренности, когда – хоть постороннему, а рассказать.
Наскоро набросав декорации, автор медлит упоминать имена или выписывать фигуры героев. Наоборот, автору неодолимо хочется связать героев с фоном крыш, деревьев, машин, пролетающих птиц, рекламных щитов, ветра с залива, поставить все в соответствие с пылью, с каплями дождя, запахами и звуками улицы, потому что герои – те же буквы: герои не живут отдельно, они значимы только в ряду с другими. И так же, по сути, случайны, как птичья метка на крыше авто, бездумное качание медленного дождя под ветром, возникающее и исчезающее ощущение жизни и движения... И герой, и дождь, и вдох-выдох – равно "проходят", и равно "значны". Та же широкоугольная картинка, просто другой ее фрагмент. Связь между "сидел на краю" и "светотень" – естественней и крепче имени, а расстановка сил учитывает высоту над уровнем асфальта и количество листьев на дереве.
Он-джинсы-кеды-сидел-на-краю (хорошо бы это писать нераздельно), ловя в видоискатель формы светотени, выжидая единственно невозможный момент, когда все фигуры в кадре сойдутся в правильной конфигурации, а ветер налетит на пешеходов особенно экстравагантным способом.
Прозвучавшие за спиной шаги пробудили в голове набубненные телевизором страхи о незнакомцах на крыше, о террористах, о проверках. Еще не обернувшись, одеревенелый и заранее раздраженный, он придумывал ответы сразу на все.
Женский голос из-за спины спросил про нечего делать. Потом про имя. Второе он помнил, а уверенность в первом успела уйти.
Оказывается, она увидела его из окна той высотки, что вздыхала перед ним по другую сторону улицы. Студент? Ах, абитуриент... А почему с камерой? Понятно... А зачем ее окна фотографирует? Да, вон те три окна. Случайно? Ладно, она верит... Не против, если она рядом?..
Ой, да здесь полно выходов на крышу, сказала она, устраиваясь и просовывая ноги через загородку, только всем уже надоело. Чего тут смотреть?
Сидя на краешке, они понемногу разговорились. Она-вытягивая-бледную-руку-отклоняясь-в-стороны-смотри-каналы-парки-архитектурные-ансамбли-какое-душное-лето (это одно непрерывное слово-действие). Участок бледной кожи светился между задравшейся маечкой и выбившейся из-под джинсов полоской стрингов.
Дорога на улицу через его комнату ее не напугала. Помогая ей влезть в окно, он поддержал ее, ощутив приятную-наполненность-случайно-задел-провел-тела. Она немного задержала его руку в своей.
Расстались скоро: у нее дела, но завтра можно там же.
На рыжей нержавейке крышы и в настежь распахнутом окне, за пивом, бананами, рогаликами с начинкой, разговорами и не только, пролетели десять дней. Она приходила разная: нарядная и в рваных джинсах, взлохмаченная и с укладкой, в дорогом парфюме и без.
Лето летело, кувыркалось в курчавой зелени, сеяло дождями, светило между туч, танцевало, рвало душу, звало.
Экзамены он завалил. Не из-за нее, а сам по себе. Не тем узором сложились листья.
Ветер пах гнилью и йодом, когда они сидели на краю, вроде бы наблюдая за улицей, но неявно-прислушиваясь-кто-первый-не-пора-ли-уже.
– Когда домой? – спросила она.
Он пожал плечами. Хотел бы остаться, ему мерещились горизонты, но – как останешься? Думал устроиться свадебным фотографом на подхвате, однако, увидев вал предложений, испугался. В киоск? Грузить на рынке? Он перебирал газетные варианты и тосковал. Дома можно легко перебиться год и попробовать поступить еще раз. Или армия позовет.
– А у меня муж послезавтра приезжает, – сказала она.
Появление мужа стало неожиданностью. Оно драматично не вписывалось в картину с лето-здесь-расстегни-я-сейчас-кофе-хочу-налей-кофе-и-покурим. Видимо, с лицом что-то случилось, потому что она добавила: еще не сегодня, через день же. Есть еще завтра и вечер сегодня.
Он никогда раньше не задумывался о ее жизни без него, ему казалось естественным, что она появляется из ниоткуда, а вечером, зайдя за угол, исчезает. Она просто была, с ней его желания казались несложными. Она-смотрела-хотела-жила-брала первородным женским существом, относилась к нему с симпатией, живой якорек в чужом городе, пузырек воздуха, что ли.
– А у меня билет через два дня, – сказал он, глупо забыв, что только что пожимал плечами на вопрос о сроках. Сейчас он твердо собрался уехать, потому что почувствовал ревность и злился на себя: какая уж тут ревность, когда он – бананы-рогалики, а там – муж. Нужно ли чувствовать обиду, или следует демонически захохотать, а может быть, напружинив бицепс, приобнять за плечи и сказать: простимся без сожалений, дарлинг?.. Что люди говорят в таких случаях, он не представлял, а кино – плохая помощь, это он, к счастью, почувствовал. И, возможно, совершил самый взрослый из доступных для него в ту минуту поступков – не сказал ничего.
Она глядела на него с легкой улыбкой, читала в его глазах и кивала непроизнесенным словам.
– Завтра, – сказала она, – приходи сюда в одиннадцать. Я тебе из окна помашу, на прощанье. Вон из того. – И она показала на совсем другие окна, этажом выше, и в другой стороне, и не три, а два. Почему? Не может же она первому встречному рассказывать, где живет, тем более, что муж в командировке.
В одиннадцать солнце было затянуто облаками. Воробьиная стая, пару раз метнувшись, умчалась не туда, куда собиралась вначале. Он неожиданно понял, что все – в последний раз, и не повторится.
Она появилась в окне в халате, с биноклем на шее. Нащупав через оптику знакомый силуэт на крыше, сбросила халат и осталась гибкой бледной фигуркой на темном фоне своего аквариума-их-там-много-крепких-стекол-рядами. Потом, широко разводя руки, нарисовала в воздухе огромное сердце и прикоснулась губами к стеклу. В последнем он был не уверен, но ему хотелось так видеть. Перед тем, как в окне запахнулись плотные шторы, он успел нажать на спуск камеры.
Все.
Больше они не виделись.
Увлекшись своим завтра, он скоро забыл про фотографию с нечеткой бледной фигуркой в пустом окне. Завтра было много, повсюду, оно щедро разбрасывалось на бегу, терялось. Вместе с ним на бегу рассыпались на буквы и терялись: кучевое лето, ветер с запахом бензина и водорослей, рыжие крыши, пиво, бананы, рогалики с начинкой.
PS: не вы ли написали текст, который отнесли к жанру оперы-фантасмагории на недавней дуэли? Если вы, то здесь я не тону.
Опера-фантасмагория это мой текст. Забавно, что вы идентифицировали автора, тексты очень разные )
Стиль у вас интересный.
Красиво, атмосферно, образно. Затягивает. Симпатичный эпизод жизни.
Самая интересная и, я бы сказала, литературная работа в дуэли.
Итак хохлома. Или так называемая хохломская роспись. Это не просто окраска под золото, но и тонкая художественная роспись, это разнообразнейшие растительные орнаменты (цветы, ягоды, листья, деревья и кустарники) как реальные так и фантастические — сказочные. К ним в добавок птички — рыбки — звери. Цвета соответственно ярко — праздничные, красный, желтый (золотой), оранжевый.
Ну, антураж схож? По-моему, да.
А если вспомнить что вся перечисленная роспись происходит (как правило) на темном фоне — то сходство несомненно. То есть, я увидел стремление автора показать картинку тела рассказа, его так сказать, оболочки, ярко, зримо, привлекая внимание. В тоже время весь фон рассказа, это некая унылая, серая, даже темная основа бесперспективности происходящего. Тексту также присуща тончайшая калиграфически-узорная и точная фотографически пропись слов-выражений-эпитетов-значений. Много переплетений реальности и фантазии — сказки. Довольно?
Про бананово-лимонно-Сингапурно. Вертинский. Весь собой проникновенно — непосредственный, тонкий и томный, из «серебряного века», слегка футуристичный.
По непосредственности, цвету и образности подходит к хохломе. Рассказ тоже слегка футуристичен.
Устраивают такие пояснения или нет, других нет.
Мне показалось, вы как-то несколько «в штыки» мой вопрос восприняли… Если да, то не стоило. Если нет, то и правильно )
Так что нет никаких штыков. Все полюбовно.
У каждого свое восприятие, и это восхитительно.
Слова через черточку вы восприняли как «кричащие»? Или «кричаще» это про другое?
Почему спрашиваю: у меня в голове текст звучит прохладно, немного отстраненно, вполголоса. А вам — кричит. Интересно… )
Да, соглашусь с комментаторами: много в рассказе красивости ради красивости. Но меня это не покоробило в данном случае. Наверное потому, что красивость, действительно, красивая.
Художникам свойственно (и необходимо!) эстетизировать реальность, писатели — не исключение.
Хотя рассказ писался как «сдержанное изложение событий», видимо, восторги перед красотой мироздания проскальзывают между строк )
вернемся сюда с ГОЛОСом, если в оставшихся не перебьет
Я ставил целью «растворить» персонажей, показать ощущение от отношений. Я так и написал: «автор неодолимо хочет...» избавиться от имен и от всего персонального, потому что это «отношения в городском пейзаже». С именами — так и есть, вот, страшно не хотелось имен, просто все портило на корню. Возможно, поэтому создалось впечатление «недоработанности и непрокрашенности». Но, если бы получилось рассказать историю без людей, так бы и сделал… ) Слова-действия как раз были нужны размыть границу между объектом и фоном. Хотелось обозначить объект не собственными линиями, а через границу и наложения фона. Получилось не во всех фрагментах, но зато попробовал, как это на вкус ))
Мне эта история тоже нравится! )
Теперь о грустном. Начало неудобочитаемое, потому как его подтряхивает: от мыслей героя к визуалу и опять к мыслям и туда-обратно несколько раз. Вот у вас идет по абзацам:
1) мысли персонажа 2) описание крыши 3) мысли персонажа 3) описание высотки через улицу 4) описание улицы 5) что-то опять про высотку, я ни черта не понял. Про ломание четвертой стены поговорим отдельно.
Понимаете, мухи и котлеты должны лежать двумя раздельными кучками. Вводите персонажа, потом даете визуал. Или даете визуал, потом ставите туда персонажа. У вас не так много текста, чтобы возникала необходимость все это перемешивать. Визуал дается не в виде эпилептического припадка, а, предпочтительно, вдоль какой-то направляющей: либо от крыши через улицу к высотке, либо наоборот. В середине и в конце абзацы опять лихорадит и у вас лето, потом экзамены, потом ветер и тому подобное. Повествование должно не прыгать, а перетекать от одного к другому, тогда его проще и приятней читать.
Шестой абзац и все ему подобное – муть мутная. О чем предложение «Движения и звуки сплетались в сложно-упорядоченное, дергающее нервы действо»? Об ЛСД? Я понимаю, вас тянет к прекрасному, но его можно достичь и без психоактивных веществ. Читатель должен, как нимимум, догадываться, о чем речь в абзаце вообще и в предложении в частности. Кроме того, предложение должно нести некий смысл даже в отрыве от контекста. Смотрите, вот, я наживую вырываю предложение из действия: «Еще не обернувшись, одеревенелый и заранее раздраженный, он придумывал ответы сразу на все». Есть смысл и он понятен даже в отрыве от ситуации и понимания, кто это «он» – вот так и должно быть.
А теперь о четвертой стене. Зачем вы ее проломили? Потому что могли и вас некому было остановить?
Я понимаю, что у вас много красивых мыслей, но бензин в луже тоже очень красивый, стоял бы и смотрел на него. В рассказе требуется немного другое – работающий текст. Для создания атмосферы, насколько мне известно, ломать четвертую стену не нужно, можно обойтись меньшей кровью.
Очень интересное решение написать это все без диалогов. Интересное, и, думаю, правильное – отдельные сцены, эпизоды встреч размылись и превратились в одно акварельное действо. Диалоги появились только в самом конце. Мне нравится эффект.
Долго думал, как вам ответить. Понимаете, у вас и у меня, скорее всего, разные художественные задачи. Мы хотим получить разный эффект от слов и поэтому мы по-разному структурируем текст. Вы часто верно замечаете проблемные места в тексте, но излагаете сентенции — как минимум — на любителя. В любом случае — спасибо за диалог, я с интересом и пользой прочел ваше суждение. )
Я могу предположить, что вы не согласны с моим выводом по скачкам темы повествования. В отзывах много написано о тяжести восприятия текста, вот мне и кажется, что отчасти причина может быть в перескоках темы. Хотя и не факт.
Да, естественно, смена фокуса может быть приемом, но вот что-то пошло не так.
Спасибо за разговор! Заходите еще пообщаться! )
Картина написана чувствами-ощущениями. Этакий импрессионизм.
Много интересных приёмов-находок. Своеобразная манера повествования. Грамотно. Всё это несомненные плюсы.
Минус — мне было скучно. Интересный приём с эпитетами-гусеницами-картинками удивил, но показался громоздким. Когда же он повторился неединожды — просто наскучил. Стиль я оцениваю высоко, но вынужден признать, что он не особо пришёлся мне по вкусу. Хорошо, необычно, умело, но не моё.
Сорри…
И да. Ваши тексты узнаваемы.