@ndron-©

Разбрасывая на бегу

Разбрасывая на бегу
Работа №3. Тема дуэли: Крыша
  • Победитель
  • Опубликовано на Дзен
Текст:

Звенело лето. Абитура нашептывала вольные, совсем не домашние мысли. Тем более, что молод, пуст, как воздушный шарик, и всегда готов лететь.

Под окном съемной мансарды не каменный отвес в четыре этажа, а крыша, всего шагом ниже. Мыслимо ли удержаться и не наступить на нее? Наступив, не пройтись до края, не поглазеть на город до горизонта? Не пополнить, пощелкав фотокамерой, копилочку ненужных картинок "на потом"? Не-мы-сли-мо!

На крышах иначе дышится. На крышах – тише. Ближе к небу, пусть ненамного, пусть это серое и рябое воробьиное небо, но все же – вот оно!

А через провал улицы полувбитым и так забытым праздничным гвоздем торчала новенькая, тонированного стекла, высотка, отрезанная от окружающих домов исторической несовместимостью стилей.

Громко проползавшие автомобили дружно заходились в истерике, пешеходы пересекали по "зебре", стучал и лязгал какой-то механизм. И днем, и при свете ночной иллюминации улица потягивалась душно и судорожно.

Движения и звуки сплетались в сложно-упорядоченное, дергающее нервы действо. Не то чтобы красивое или некрасивое, правильное или неправильное, – не в том дело. Оно было весомым, настоявшимся. За ним чудился исходящий от высотки полувздох-полувсхлип, хлопок одного крыла, невротический слог, знак душевной скомканности, или, может быть, просто недораскрытости, невыговоренности, когда – хоть постороннему, а рассказать.

Наскоро набросав декорации, автор медлит упоминать имена или выписывать фигуры героев. Наоборот, автору неодолимо хочется связать героев с фоном крыш, деревьев, машин, пролетающих птиц, рекламных щитов, ветра с залива, поставить все в соответствие с пылью, с каплями дождя, запахами и звуками улицы, потому что герои – те же буквы: герои не живут отдельно, они значимы только в ряду с другими. И так же, по сути, случайны, как птичья метка на крыше авто, бездумное качание медленного дождя под ветром, возникающее и исчезающее ощущение жизни и движения... И герой, и дождь, и вдох-выдох – равно "проходят", и равно "значны". Та же широкоугольная картинка, просто другой ее фрагмент. Связь между "сидел на краю" и "светотень" – естественней и крепче имени, а расстановка сил учитывает высоту над уровнем асфальта и количество листьев на дереве.

Он-джинсы-кеды-сидел-на-краю (хорошо бы это писать нераздельно), ловя в видоискатель формы светотени, выжидая единственно невозможный момент, когда все фигуры в кадре сойдутся в правильной конфигурации, а ветер налетит на пешеходов особенно экстравагантным способом.

Прозвучавшие за спиной шаги пробудили в голове набубненные телевизором страхи о незнакомцах на крыше, о террористах, о проверках. Еще не обернувшись, одеревенелый и заранее раздраженный, он придумывал ответы сразу на все.

Женский голос из-за спины спросил про нечего делать. Потом про имя. Второе он помнил, а уверенность в первом успела уйти.

Оказывается, она увидела его из окна той высотки, что вздыхала перед ним по другую сторону улицы. Студент? Ах, абитуриент... А почему с камерой? Понятно... А зачем ее окна фотографирует? Да, вон те три окна. Случайно? Ладно, она верит... Не против, если она рядом?..

Ой, да здесь полно выходов на крышу, сказала она, устраиваясь и просовывая ноги через загородку, только всем уже надоело. Чего тут смотреть?

Сидя на краешке, они понемногу разговорились. Она-вытягивая-бледную-руку-отклоняясь-в-стороны-смотри-каналы-парки-архитектурные-ансамбли-какое-душное-лето (это одно непрерывное слово-действие). Участок бледной кожи светился между задравшейся маечкой и выбившейся из-под джинсов полоской стрингов.

Дорога на улицу через его комнату ее не напугала. Помогая ей влезть в окно, он поддержал ее, ощутив приятную-наполненность-случайно-задел-провел-тела. Она немного задержала его руку в своей.

Расстались скоро: у нее дела, но завтра можно там же.

На рыжей нержавейке крышы и в настежь распахнутом окне, за пивом, бананами, рогаликами с начинкой, разговорами и не только, пролетели десять дней. Она приходила разная: нарядная и в рваных джинсах, взлохмаченная и с укладкой, в дорогом парфюме и без.

Лето летело, кувыркалось в курчавой зелени, сеяло дождями, светило между туч, танцевало, рвало душу, звало.

Экзамены он завалил. Не из-за нее, а сам по себе. Не тем узором сложились листья.

Ветер пах гнилью и йодом, когда они сидели на краю, вроде бы наблюдая за улицей, но неявно-прислушиваясь-кто-первый-не-пора-ли-уже.

– Когда домой? – спросила она.

Он пожал плечами. Хотел бы остаться, ему мерещились горизонты, но – как останешься? Думал устроиться свадебным фотографом на подхвате, однако, увидев вал предложений, испугался. В киоск? Грузить на рынке? Он перебирал газетные варианты и тосковал. Дома можно легко перебиться год и попробовать поступить еще раз. Или армия позовет.

– А у меня муж послезавтра приезжает, – сказала она.

Появление мужа стало неожиданностью. Оно драматично не вписывалось в картину с лето-здесь-расстегни-я-сейчас-кофе-хочу-налей-кофе-и-покурим. Видимо, с лицом что-то случилось, потому что она добавила: еще не сегодня, через день же. Есть еще завтра и вечер сегодня.

Он никогда раньше не задумывался о ее жизни без него, ему казалось естественным, что она появляется из ниоткуда, а вечером, зайдя за угол, исчезает. Она просто была, с ней его желания казались несложными. Она-смотрела-хотела-жила-брала первородным женским существом, относилась к нему с симпатией, живой якорек в чужом городе, пузырек воздуха, что ли.

– А у меня билет через два дня, – сказал он, глупо забыв, что только что пожимал плечами на вопрос о сроках. Сейчас он твердо собрался уехать, потому что почувствовал ревность и злился на себя: какая уж тут ревность, когда он – бананы-рогалики, а там – муж. Нужно ли чувствовать обиду, или следует демонически захохотать, а может быть, напружинив бицепс, приобнять за плечи и сказать: простимся без сожалений, дарлинг?.. Что люди говорят в таких случаях, он не представлял, а кино – плохая помощь, это он, к счастью, почувствовал. И, возможно, совершил самый взрослый из доступных для него в ту минуту поступков – не сказал ничего.

Она глядела на него с легкой улыбкой, читала в его глазах и кивала непроизнесенным словам.

– Завтра, – сказала она, – приходи сюда в одиннадцать. Я тебе из окна помашу, на прощанье. Вон из того. – И она показала на совсем другие окна, этажом выше, и в другой стороне, и не три, а два. Почему? Не может же она первому встречному рассказывать, где живет, тем более, что муж в командировке.

В одиннадцать солнце было затянуто облаками. Воробьиная стая, пару раз метнувшись, умчалась не туда, куда собиралась вначале. Он неожиданно понял, что все – в последний раз, и не повторится.

Она появилась в окне в халате, с биноклем на шее. Нащупав через оптику знакомый силуэт на крыше, сбросила халат и осталась гибкой бледной фигуркой на темном фоне своего аквариума-их-там-много-крепких-стекол-рядами. Потом, широко разводя руки, нарисовала в воздухе огромное сердце и прикоснулась губами к стеклу. В последнем он был не уверен, но ему хотелось так видеть. Перед тем, как в окне запахнулись плотные шторы, он успел нажать на спуск камеры.

Все.

Больше они не виделись.

Увлекшись своим завтра, он скоро забыл про фотографию с нечеткой бледной фигуркой в пустом окне. Завтра было много, повсюду, оно щедро разбрасывалось на бегу, терялось. Вместе с ним на бегу рассыпались на буквы и терялись: кучевое лето, ветер с запахом бензина и водорослей, рыжие крыши, пиво, бананы, рогалики с начинкой.

+10
21:03
642
Очень красиво написано, хрустящие образы складываются в оригами. Единственное что: описания чувств, как там, про ревность и про взрослый поступок (это нехороший штамп) портят текст. Не убивают, но делают хуже, нарушают его стиль. А ещё там есть щепотка самолюбования.
PS: не вы ли написали текст, который отнесли к жанру оперы-фантасмагории на недавней дуэли? Если вы, то здесь я не тону.
10:30 (отредактировано)
Спасибо за комментарий! У меня несколько вопросов, ответьте пожалуйста, если будет возможность. «Взрослый поступок» почему вы посчитали «нехорошим» штампом? В каком месте вы увидели «самолюбование» (это прямо интересная тема, как автору уйти от самолюбования, он же это все создает). И еще вопрос про стиль в «абзаце с чувствами». У меня с этим абзацем были сложности, я вокруг него с бубном танцевал больше, чем над рассказом в целом. И я не очень им доволен. Вот вопрос: в чем вы увидели порчу (если я правильно понял) стиля? Да, там есть стилевой слом, частично намеренный, но мне интересно, как это воспринимается.
Опера-фантасмагория это мой текст. Забавно, что вы идентифицировали автора, тексты очень разные )
Стиль один. В нём мне и видится самолюбование, здесь гораздо меньше, чем там. Я под этим имею ввиду, что много красивых слов и образов не потому что они нужны, а потому что автор может. И делает везде, где может, даже если в этом нет необходимости. Нехорошим штампом «самый взрослый поступок» мне показалось… Как бы объяснить-то. Не столько формулировка, сколько идея фразы. И оценка вызывает неприятный отзвук в читательской голове. А ещё так бы герой молчал от растерянности, а тут он молчит от жизненной мудрости, а это уже какое-то морализаторство с привкусом советской заангажированной прозы. А в «чувствах» мне не нравится то, что они есть. Весь рассказ их не было, это была картинка. Как будто читатель наблюдает всю эту историю откуда-то из окна соседнего дома. Чувства портят это ощущение, не убивают рассказ, а просто выбиваются из картины.
Большое спасибо за ответ! Тут много неожиданного, нужно подумать )
Думайте :)
Стиль у вас интересный.
01:52 (отредактировано)
+2
ГОЛОС.
Красиво, атмосферно, образно. Затягивает. Симпатичный эпизод жизни.
Самая интересная и, я бы сказала, литературная работа в дуэли.
Спасибо! Симпатичный эпизод жизни, я согласен )
01:54
+1
Поздравляю! И я угадала автора! rose
Спасибо! Приятно слышать! rose
08:57
+1
Тоже хорошая работа. Словно художником написано. Импрессионизм?
Хохлома. Бананово-лимонно-Сингапурно.
01:12 (отредактировано)
+1
Вот, даже странно, какой же фрагмент вас навел на такое восприятие? )
Спасибо! Вероятно, импрессионизм. Двойной силуэт в пейзаже )
Нда? Да нет ничего странного, если покопаться. А фрагментом этим является весь рассказ в целом. Надеюсь все помнят, что здесь высказывается сугубо личное мнение, которое может не совпадать с мнением автора или кого-либо еще.
Итак хохлома. Или так называемая хохломская роспись. Это не просто окраска под золото, но и тонкая художественная роспись, это разнообразнейшие растительные орнаменты (цветы, ягоды, листья, деревья и кустарники) как реальные так и фантастические — сказочные. К ним в добавок птички — рыбки — звери. Цвета соответственно ярко — праздничные, красный, желтый (золотой), оранжевый.
Ну, антураж схож? По-моему, да.

А если вспомнить что вся перечисленная роспись происходит (как правило) на темном фоне — то сходство несомненно. То есть, я увидел стремление автора показать картинку тела рассказа, его так сказать, оболочки, ярко, зримо, привлекая внимание. В тоже время весь фон рассказа, это некая унылая, серая, даже темная основа бесперспективности происходящего. Тексту также присуща тончайшая калиграфически-узорная и точная фотографически пропись слов-выражений-эпитетов-значений. Много переплетений реальности и фантазии — сказки. Довольно?
Про бананово-лимонно-Сингапурно. Вертинский. Весь собой проникновенно — непосредственный, тонкий и томный, из «серебряного века», слегка футуристичный.
По непосредственности, цвету и образности подходит к хохломе. Рассказ тоже слегка футуристичен.
Устраивают такие пояснения или нет, других нет.

20:26 (отредактировано)
Да устраивают «такие пояснения», даже более чем ) Спасибо! Неожиданная ассоциация, что уж там. Мне как раз рассказ воспринимается в весьма блеклых, размытых акварельных тонах. А тут — хохлома, бананово-лимонный Сингапур!
Мне показалось, вы как-то несколько «в штыки» мой вопрос восприняли… Если да, то не стоило. Если нет, то и правильно )
«Любой человек считается достойным, пока не докажет обратного.» — Мое кредо.
Так что нет никаких штыков. Все полюбовно. laugh
У каждого свое восприятие, и это восхитительно.
11:31
+1
Ну не, это такая надуманная красивость в каждой строке, эти вот слившиеся мысли — очень всё инстаграммно, нарочито и кричаще. А хочется, тише, скромнее, глубже
10:44 (отредактировано)
+1
Спасибо за комментарий!
Слова через черточку вы восприняли как «кричащие»? Или «кричаще» это про другое?
Почему спрашиваю: у меня в голове текст звучит прохладно, немного отстраненно, вполголоса. А вам — кричит. Интересно… )
...
12:24
+1
Соглашусь с предыдущим комментарием. Начало может и художественное, но какое-то занудное, навязчивое. Половина текста ниочем, размазывание и размусоливание. Картина здесь не рисуется живо и образно, а напротив, автор отдаляет читателя от понимания оной.
Спасибо за комментарий!
23:34
+1
А мне понравилось.
Да, соглашусь с комментаторами: много в рассказе красивости ради красивости. Но меня это не покоробило в данном случае. Наверное потому, что красивость, действительно, красивая.
06:37
+1
ГОЛОС
Спасибо!
Художникам свойственно (и необходимо!) эстетизировать реальность, писатели — не исключение.
Хотя рассказ писался как «сдержанное изложение событий», видимо, восторги перед красотой мироздания проскальзывают между строк )
12:30 (отредактировано)
+2
прикольно
вернемся сюда с ГОЛОСом, если в оставшихся не перебьет
Спасибо! )
20:51
+1
Голос здесь, но хочется немного другого. Вот эти слова-действия здесь лишние, как мне кажется. Сбилось внимание на эти необычные конструкции, а сама история осталась недоработанной, чувства непрокрашенными, мотивы лишь намеченными. Может я и ошибаюсь в своих пожеланиях и оценках, но вместе с чудесной атмосферностью осталась недосказанность.
Спасибо!
Я ставил целью «растворить» персонажей, показать ощущение от отношений. Я так и написал: «автор неодолимо хочет...» избавиться от имен и от всего персонального, потому что это «отношения в городском пейзаже». С именами — так и есть, вот, страшно не хотелось имен, просто все портило на корню. Возможно, поэтому создалось впечатление «недоработанности и непрокрашенности». Но, если бы получилось рассказать историю без людей, так бы и сделал… ) Слова-действия как раз были нужны размыть границу между объектом и фоном. Хотелось обозначить объект не собственными линиями, а через границу и наложения фона. Получилось не во всех фрагментах, но зато попробовал, как это на вкус ))
21:08 (отредактировано)
+1
Мне очень нравится это романтичная история. Курортный короткий роман, так по-студенчески. Оставлю здесь голос.
Спасибо!
Мне эта история тоже нравится! )
06:04 (отредактировано)
+1
Вот здесь я, наконец, увидел персонажей, сюжет и рассказ, что не может не радовать. ГОЛОС сюда.

Теперь о грустном. Начало неудобочитаемое, потому как его подтряхивает: от мыслей героя к визуалу и опять к мыслям и туда-обратно несколько раз. Вот у вас идет по абзацам:
1) мысли персонажа 2) описание крыши 3) мысли персонажа 3) описание высотки через улицу 4) описание улицы 5) что-то опять про высотку, я ни черта не понял. Про ломание четвертой стены поговорим отдельно.
Понимаете, мухи и котлеты должны лежать двумя раздельными кучками. Вводите персонажа, потом даете визуал. Или даете визуал, потом ставите туда персонажа. У вас не так много текста, чтобы возникала необходимость все это перемешивать. Визуал дается не в виде эпилептического припадка, а, предпочтительно, вдоль какой-то направляющей: либо от крыши через улицу к высотке, либо наоборот. В середине и в конце абзацы опять лихорадит и у вас лето, потом экзамены, потом ветер и тому подобное. Повествование должно не прыгать, а перетекать от одного к другому, тогда его проще и приятней читать.

Шестой абзац и все ему подобное – муть мутная. О чем предложение «Движения и звуки сплетались в сложно-упорядоченное, дергающее нервы действо»? Об ЛСД? Я понимаю, вас тянет к прекрасному, но его можно достичь и без психоактивных веществ. Читатель должен, как нимимум, догадываться, о чем речь в абзаце вообще и в предложении в частности. Кроме того, предложение должно нести некий смысл даже в отрыве от контекста. Смотрите, вот, я наживую вырываю предложение из действия: «Еще не обернувшись, одеревенелый и заранее раздраженный, он придумывал ответы сразу на все». Есть смысл и он понятен даже в отрыве от ситуации и понимания, кто это «он» – вот так и должно быть.

А теперь о четвертой стене. Зачем вы ее проломили? Потому что могли и вас некому было остановить?
Я понимаю, что у вас много красивых мыслей, но бензин в луже тоже очень красивый, стоял бы и смотрел на него. В рассказе требуется немного другое – работающий текст. Для создания атмосферы, насколько мне известно, ломать четвертую стену не нужно, можно обойтись меньшей кровью.

Очень интересное решение написать это все без диалогов. Интересное, и, думаю, правильное – отдельные сцены, эпизоды встреч размылись и превратились в одно акварельное действо. Диалоги появились только в самом конце. Мне нравится эффект.
11:16 (отредактировано)
+1
Спасибо за развернутый комментарий!
Долго думал, как вам ответить. Понимаете, у вас и у меня, скорее всего, разные художественные задачи. Мы хотим получить разный эффект от слов и поэтому мы по-разному структурируем текст. Вы часто верно замечаете проблемные места в тексте, но излагаете сентенции — как минимум — на любителя. В любом случае — спасибо за диалог, я с интересом и пользой прочел ваше суждение. )
12:21 (отредактировано)
+1
Согласен, у меня во многом специфический вкус и не следует быть со мной согласным во всем. Но, я думаю, вам полезно впечатление со стороны, как сработал или не сработал ваш текст.

Я могу предположить, что вы не согласны с моим выводом по скачкам темы повествования. В отзывах много написано о тяжести восприятия текста, вот мне и кажется, что отчасти причина может быть в перескоках темы. Хотя и не факт.
Ваш комментарий был мне очень полезен и, действительно, дал взгляд со стороны на техническую часть текста, за что я вам очень признателен. Я к тому, что плавное или скачкообразное движение внимания (например) может быть приемом для разных целей. Плохо, если прием не работает, как нужно (возможно, у меня и не работает, мне здесь опыта не хватает понять). Вот, а просто «выровнять» внимание не получится, потому что мне нужна как раз особенная, не-линейная «картинка». То есть: скачки внмания есть? Да. есть. Можно их исправить «выравниваем» внимания? Мне кажется, лучше посмотреть на акценты, попереставлять слова. Вот примерно это я имел в виду.
13:04
+1
Может, попробовать дать немного больше текста? Чтобы перед сменой темы читатель успел поймать и подумать вашу мысль. А короткими, отрывистыми оставить важные по смыслу отрывки, чтобы они сработали как тезисы, которые читателю нужно запомнить, но они должны быть максимально понятными.

Да, естественно, смена фокуса может быть приемом, но вот что-то пошло не так.
13:16 (отредактировано)
+2
Такой подход сработал бы, мне кажется… Но «больше текста» это мечта каждого автора в дуэли! Дуэль, как правило, ограничена 7500 знаков, поэтому больше текста в одном месте — меньше текста в другом. )) Выбор, однако!
Спасибо за разговор! Заходите еще пообщаться! )
10:21
+1
Тяжело читается.
Картина написана чувствами-ощущениями. Этакий импрессионизм.
Много интересных приёмов-находок. Своеобразная манера повествования. Грамотно. Всё это несомненные плюсы.
Минус — мне было скучно. Интересный приём с эпитетами-гусеницами-картинками удивил, но показался громоздким. Когда же он повторился неединожды — просто наскучил. Стиль я оцениваю высоко, но вынужден признать, что он не особо пришёлся мне по вкусу. Хорошо, необычно, умело, но не моё.
Сорри…
Спасибо за комментарий! Прием со словами через черточку обкатывался в полевых условиях, не все вышло, как хотелось.
18:38
+1
Это было сильно! Автор, спасибо! Очень эмоциональная история, хоть наполненная чересчур перегруженным повествованием. ГОЛОС
Спасибо! Рад, что понравилось!
18:53
+1
ГОЛОС — при всем богатстве выбора другой альтернативы нет. Обожаю крыши, так что все эти красочные описания меня покорили.
Спасибо! Тема удачная, романтическая… )
11:34
+1
Да, одна из самых романтических)
20:29
+1
Нет. Честно, я люблю пряники, но трескать их все время…
Спасибо за прянично-загадочный комментарий! )
И опять, нет никаких загадок. Как и в прошлой вашей дуэльной работе я завяз, как пчелка, в вязких вкусностях текста и не разглядел главного, о чем он. Надо ограничивать десерты, дабы не набить оскомину. Вот о чем комментарий. Нельзя питаться только сладким.
И да. Ваши тексты узнаваемы. smile
Спасибо за ответ! Тут как-то мне самому нужно от сладкого отвыкать, не так-то это просто… )
11:38
+1
Очень хорошо! Атмосфера несостоявшегося абитуриента, лето, барышня, какие тут к чертям вступительные экзамены. Посиделки на крыше. Но вот все это подано так сочно и так вкусно, читал и наслаждался. Да, верно заметили выше — импрессионизм восприятия окружающего мира нашей юности. Я, даже, где-то между строк, узнавал себя, абитуриента политеха в 1971 году, когда, еще жаркое лето не наполнено осенней прохладой сентября, когда с тоской непонятной отвлекаешься от экзамена и теряешь взгляд там за окном: где короткие юбки, холодное пиво, свидания. Автору спасибо за яркую возможность посетить свою юность.
Вам спасибо за чудесный комментарий!
Загрузка...