Список литературы для писателей (две части)

Список был изучен полгода назад и выложен на другом портале, но уверен, что и здесь люди смогут почерпнуть для себя хотя бы одну-две полезных книжки. Все комментарии к книгам - личное мнение автора списка
Часть 1.
Рекомендовано:
Учебник по русскому Розенталя - самый минимум, который я рекомендую начинающим писателям. До сих пор держу печатное издание при себе, чтобы свериться в нужный момент, когда есть сомнения. Подробный и понятный, позволяет быстро и легко найти нужное правило. Качественные примеры оставляют правильное впечатление и не дают запутаться. Также в учебнике разобраны самые редкие примеры употребления тех или иных слов, а также редкие исключения из правил.
Найджел Воттс "Как написать повесть" - очень жалею, что эта книга лежала у меня на компьютере долгие годы, прежде чем, наконец, сподобился ее прочитать. Наиболее полное и подробное руководство к тому, как писать книги, как важно каждое написанное слово для восприятие текста читателем, а также многое другое. Невероятно полезный труд.
Айн Рэнд "Искусство беллетристики" - Айн Рэнд, наравне с Харпер и Митчелл, является для меня эталоном писательского мастерства среди женщин. Эта книга содержит не только общие советы, но и подробный анализ как ее собственных, так и чужих произведений. С некоторыми ее доводами можно не согласиться, и это правильно. Но, в целом, это прекрасная книга, доказывающая серьезность писательского искусства и важность самосовершенствования.
Рекомендуется для общего развития:
Джеймс Н. Фрэй «Как написать идеальный роман» - пойдет, как дополнение к Воттсу, у него много советов в деталях, которые могут показаться полезными, многие вещи рассматриваются более подробно.
Родари Дж. "Грамматика фантазии" - для тех, кто хочет научиться писать сказки, а также многое другое. Неплохой труд.
Нора Галь "Слово живое и мертвое" - я раньше рекомендовал этот труд безоговорочно, пока не познакомился с другими авторами. В целом, книга позволяет понять, как загрязнена наша речь, особенно сейчас. Также неплохой труд для тех, кто хочет стать переводчиком.
Статьи Максима Далина на Самиздате - не все из них касаются писательства, но остальные будут интересным мнением относительно этого искусства, неважно как вы лично относитесь к Далину или его творчеству.
Не рекомендую:
Борис Грифцов "Психология писателя" - невероятно сложный и малоактуальный труд. Начинающему писателю не поможет никак, тем более, что рассматривает Грифцов многие вещи на примерах такого непростого произведения как "Гаргантюа".
Дэвид Линч "Как поймать большую рыбку" - при всем моем уважении к творчеству режиссера, его книга, скорее, автобиография, чем какие-то конкретные советы. Писателю там ловить почти нечего.
Александр Гордон Смит «52 способа написать бестселлер» - показательный пример, как простое написать заумно, и при этом не сказать ничего. Есть идеи для хороших упражнений, но лично я предпочитаю практиковаться именно на написании произведений, нежели на мелких отдельных моментах, которые потом все равно надо связать в одну кучу.
Также там говорится про вещи насчет издания книг, не актуальные для РФ.
Часть 2
Обязательно:
Варгос Льоса «Письма молодому романисту» - прекрасное, емкое произведение для осознания того, что такое талант писателя, и как его развивать.
"Что нужно для того, чтобы быть писателем?" Викентий Вересаев - отличная лекции о предназначении писателя
"Право писать" Джулия Кэмерон - отличный учебник с глубоким погружением. Также есть советы и упражнения в конце каждой главы, многие из которых лучше взять на вооружение .
"Мышление" Винсент Р. Ружиэйро - не совсем по писательству книга, но один из лучших учебников по мышлению и его развитию на моей памяти. Без мышления нет настоящего творчества.
"В мире мечты и предвидения" Наталия Черная - не только история развития русской научной-фантастики, но и пособие по тому, что есть этот жанр, и как с ним правильно работать.
Рекомендую для общего развития:
"Технология рассказа" Михаил Веллер - хорошее пособие по работе с текстами и рассказами, самое то для начинающего
Маран Мередит "Зачем мы пишем" - интересная книга с интервью двадцати писателей, может послужить отличным мотиватором для начала или продолжение работы с книгами и рассказами
Уильям Зинсер "Как писать хорошо" - первая часть книги подойдет всем, а вторая для тех, кто пишет нонфикшен
Ренди Ингермансон «Метод сежинки. Как писать романы» - краткий, но неплохой способ работы с большими произведениями
Не рекомендую:
Николай Басов. «Творческое саморазвитие или как написать роман» - книга мало чем поможет начинающему, а при некоторых "отличных" фразочках автора так и вовсе навредит
"Гениальность на заказ" Марк Леви - не считаю фрирайтинг творчеством в общем и целом, но если кто им занимается, книга для вас.
Также, привожу собранный список, которым я пользовался на протяжении последнего полугода, кому любопытно и будет мало приведенных в двух частях книг, то вот полное собрание:
- Александр Гордон Смит «52 способа написать бестселлер»
- Айн Рэнд «Искусство беллетристики»
- Барякина Эльвира «Справочник писателя»
- Борис Грифцов «Психология писателя»
- Варгос Льоса «Письма молодому романисту»
- Генри Миллер «Размышления о писательстве»
- Генри Миллер «Сочинительство»
- Джанни Родари «Грамматика фантазии»
- Джеймс Н. Фрэй «Как написать гениальный детектив»
- Джэймс Н. Фрэй «Как написать идеальный роман»
- Митта Александр «Кино между адом и раем»
- Михаил Ахманов «Советы начинающим литераторам»
- Найджел Воттс «Как написать повесть»
- Нора Галь «Слово живое и мертвое»
- Ренди Ингермансон «Метод сежинки. Как писать романы»
- Роберт Макки «История на миллион долларов»
- Рой Питер Кларк «50 Приемов Письма»
- Роман Арбитман «Поединок крысы с мечтой»
- Сомерсет Моэм «Искусство слова»
- Умберто Эко «Шесть прогулок в литературных лесах»
- Харуки Мураками «О чем я говорю когда говорю о беге».
- Энтони Уэстон «Аргументация. Десять уроков для начинающих авторов»
- Юрген Вольф «Школа литературного мастерства. От концепции до публикации. Рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сценарии, новые медиа»
"Что нужно для того, чтобы быть писателем?" Викентий Вересаев
"Как написать роман" Найджел Воттс
"Слово живое и мёртвое" Нора Галь
"Некоторые течения в современной русской поэзии" Городецкий С.
"Апокалиптичность в фантастике" Александр Громов
"Наследие символизма и акмеизм" Николай Гумилёв
"Создание научно-фантастических романов" Роджер Желязны
"Фэнтези и научная фантастика: взгляд писателя" Роджер Желязны
"Как выбрать информационный повод" (из книги "Школа регионального тележурналиста")Нина Зверева
"Кельтский элемент в литературе" Уильям Йейтс Батлер
"Как писать книги" Стивен Кинг
"Винегрет для начинающих" Алексей Корепанов
"Русская неомифологическая проза в круге детского и юношеского чтения второй половины ХХ века" Марина Мещерякова
"Что есть фантастика?" Марина Мещерякова
"Символисты" (из книги "Вырождение") Макс Нордау
"Парнасцы и демонисты" (из книги "Вырождение") Макс Нордау
"Декаденты и эстетики" (из книги "Вырождение") Макс Нордау
"Генрик Ибсен" (из книги "Вырождение") Макс Нордау
"Три князя" (из книги "Современные французы") Макс Нордау
"Американские прозаики..." По Эдгар Аллан
"Философия творчества" По Эдгар Аллан
"Без карты ни шагу" Анджей Сапковский
"Мир короля Артура" Анджей Сапковский
"Пируг или нет золота в серых горах" Анджей Сапковский
"Постмодернизм в фантастике: руководство пользователя" Майкл Суэнвик
"В мире мечты и предвидения" Наталия Черная
Вопрос был более масштабный.
Ответ достаточно прост. Чужой опыт всегда полезен и позволяет избежать ненужных ошибок.
Существуют же курсы для сценаристов. Может, где-то есть курсы для писателей, но видел, максимум, небольшие семинары.
Разумеется, научить писать невозможно. Но есть приемы, методики, которые можно использовать, и которые придутся ко двору. Например, даже банальная организация писательской работы, в этих книгах дано прилично советов.
И во второй части списка есть вещи, которые рассказывают о самом назначении писателя. Кто-то может не согласиться с этим, но на мой взгляд ознакомиться для саморазвития желательно каждому.
В остальном мне удалось почерпнуть приемы, научиться анализировать тексты, как свои, так и чужие, и в целом помогло поднять уровень и нащупать нужные вещи для своих книг.
Особенно, когда у начинающего писателя нет круга общения среди опытных писателей, книги смогут указать путь для развития.
Каждый человек проживают свою собственную жизнь. Творения писателя сильно зависят от его опыта. Это как личная радио-волна, по которой пускаешь в мир шизофрению.
Пособия помогают «поставить на поток» такие проявление индивидуальности. Зачем учить писать всех желающих? Ведь ничего хорошего из этого не выйдет. Зачем облегчать людям работу, подсказывать?
Научили в школе буквы писать и членораздельно изъясняться, да и ладно.
Или давайте уж на общих началах советовать литературу о том, как писать, вообще всем.
Пусть учатся вместо комментариев писать краткие эссе, а вместо сообщений — художественные очерки. Пусть обдумывают, что пишут, мыслят, как понятнее строить споры, представлять свои аргументы, стараются оценивать чужие высокохудожественные замечания.
Вы правильно сказали, «научить писать невозможно», но и советовать стоит только для того, чтобы после всех рекомендаций сказать: «Вот видишь, это уже кто-то попробовал. Дети в Африке всё также голодают и глобальное потепление это не остановило, поэтому так делать не надо. Иди пробивай свой собственный путь самовыражения».
И, надо сказать, филологи ему вторят — мол, нельзя написать доходчиво, понятно, интересно все свои распирающие мозг мысли без знания и мастерства. Никому, каким бы талантом и языком он не обладал, без знания чужого опыта, писателем не стать. Другое дело, что “все желающие» и обученные, не будут писать одинаково хорошо и интересно. Тут как раз и опыт, и талант… Вона, футболистов одинаково учат примерно… а Марадонна он один.
Все ведь говорят: полезно читать такую литературу, потому что можно подобрать себе какой-нибудь метод, который использовал кто-то другой до тебя. Просто возьми готовое, делай как показано.
А как же аура открытия? Как получить удовольствие от процесса, если ты сам до этого не дошёл?
А, вообще, да, мы маловато уже могем сами, всё пользуемся готовым. Не тот человечишка пошёл, не тот…
И правильно было сказало Андреем, что сейчас пишут ради отдыха и очень много людей. Но кто вообще задумывается, что такое писательское призвание? Нет, не обязательно, чтобы писать, становиться именно писателем на постоянной основе. Если пишется для души, то вопрос закрыт. Но многие претендуют на большее, не осознавая, что есть вообще писательское призвание. Я до чтения этой литературы как-то смутно его осознавал, и поэтому не двигался в нужном направлении.
В этих книгах есть примеры конкретного как писать, но не везде и не всегда.
Чаще сказаны общие вещи, которые должен знать каждый, если уважает себя как писателя и своих читателей в первую очередь.
И краткие эссе и художественные очерки не вот просто взял и написал. Мне, к примеру, малая проза сложнее, чем романы. Но и в остальном хорошее эссе или очерк — это не вот взял и за пять минут написал.
Зачем отдельно выделять такие вещи?
Нас всех учили анализировать чужие художественные произведения ещё в школе. Зачем выделять отдельную группу «как писать книги?».
Если, прочитав перечисленное вами, человек «доходит», начинает задавать вопросы уже сам себе, на кой ему это надо, то ок. Свой изначальный вопрос снимаю.
Спасибо за беседу.
многим (в том числе и мне в свое время) урок не пошел впрок.
И вам спасибо)
Конечно, общие вещи это хорошо, но иногда ты просто берёшь пример с учителя (мёртвого и великого!) можно не допустить ошибок и всё сделать правильно, пусть и не гениально. Чисто интуитивно. А потом уже, набравшись опыта, сам можешь написать себе правила. Я не думаю, что кто-то из крутых читал подобные книжки.
Знаю товарищей, которые могут написать хорошее эссе за пять минут. Особенно, когда пьяны!
Ой, фу, фу! Алиса! Харпер намного круче и сильнее, чем помешанная на экономике графоманка Рэнд.
просто читать не поможет
если я пишу серьезные романы с историческим подтекстом, мне разве необходим для этого внутренний ребенок?
можно не глобальные и вечные, можно просто вопросы. А то в литературе полно рефлексии без смысла.
Крутые имели образование или годы практики, вращаясь в нужной среде. Таких как Циолковских, немного.
Книги помогут тем, кто не имеет возможности вращаться в писательских кругах столько времени, как я, например.
под стимуляторами разные шедевры рождались, но этот путь не признаю.
что плохого в экономике в романе? Ее романы вполне отражают эпоху и многие вещи в достаточной степени глубокие. Не умаляю достоинств Харпер при этом. Каждому свое, но не вижу смысла умалять достоинства одного автора перед другим
Смотря на сколько серьёзные — если просто обычное описание событий, то это уже и не художка. Под ребёнком я имею ввиду фантазию, живость, любознательность и т.д и т.п. Без него всё будет серо, скучно и убого. Не, читать такой роман, конечно будут, но такие же люди.
Про вращение в среде — так я и пишу: судьба! Образование — пожалуйста, можно пойти на психолога/читать психологию, и, лучше поняв суть человека, его психику, клепать более живых персов. Но это только образ, язык- вот тут уже поможет чтение художки.
Ну, так я же написала — графоманка, а не автор. Конечно, это моё имхо, но за объективизм спасибо ей не скажешь.
нет, все равно имеется фэнтези элемент и в целом художественно.
Хотя тот же Моммзен в свое время по литературе премию получил, а не за историю. Но я точно не пишу как он
я никогда не понимал, почему эти вещи приписывают только детям, и что взрослые если и обладают богатой фантазией, то у них это внутренний ребенок. Про Пратчетта я соглашусь, но вот со многими другими писателями нет
Толстой в свое сравнял с землей Шекспира — это объективизм?
И автор она все же посильнее многих будет, в том же Источнике экономики нет, а вот в Атланте да, есть, согласен, но, тем не менее, роман многих за живое зацепил, значит, все-таки там что-то есть.
В отличие от многих романов ее заставляют задуматься, они не давят на примитивное. Я за одно это ей спасибо говорю и буду говорить.
Когда вырастаешь, нужно: не спиться, не погрязнуть в быту, не стать ленивой скотиной и не забить болт на свои мечты. Тогда и ребёночек не умрёт. Вспомните фильмы/книги с главными героями детьми, там взрослые всегда угрюмые, опечаленные, даже злые. Не все, конечно.
Скопировала с вики: Объективизм философия рационального индивидуализма, созданная писательницей Айн Рэнд. Кароч, смысл всего объективизма: никакого альтруизма и гуманности, я буду делать хорошо только в том случае, если мне сделают хорошо. Весь капитализм обожает атланта чисто за это. Конечно, у всех собственное мнение, но я считаю это фу.
У меня все эти условия выполнены, но мой внутренний ребенок вырос и, скорее, стал неким стоиком.
Да, именно, что не везде. Это устоявшийся стереотип для контраста. Но у той же Харпер далеко не все взрослые такие.
это прагматизм и отдает ницшеанством слегка. Вопрос, разумеется, спорный, но человечеству прагматизма в целом очень не хватает.
Ну вот, и Алиса Розенбаум (в миру Айн Ренд) этот объективизм и придумала. Вот за это и не люблю Я за таких как Данко Горького, который и сердце готов вырвать. Конечно, эгоизм в меру — это нормально, но только в меру. Ну и себе вреда творя добро тоже не хочется причинять… Каждый по способностям, каждому по потребностям — мне это ближе, а не то, раз ничего сверхъестественного не можешь, так и помирай в нищете с голоду. Ну, ладно, это уже другая опера