Про литературные курсы

Дабы не заподозрили меня в рекламе или, наоборот, каком-нибудь очернении славных начинаний уважаемых людей, сразу оговорюсь, что выражаю лишь сугубо личное мнение. Делюсь опытом и впечатлениями, вдруг пригодится кому или просто будет интересно. ("всё это фигня и пустая трата денег" – ну… зависит от подхода, целей и ожиданий)
Курсов литературного мастерства (повышения, обучения с нуля, затачивания, обтачивания) – сейчас море разливанное. Смекнули некоторые товарищи, что волну графомании нужно оседлать и монетизировать. Я именно под таким углом на это дела гляжу. Вот есть люди - профессионалы в литературном деле. Есть опыт, знания, умения. Имя даже есть. Ну и понятно, заработать на этом хочется. Вот тут на ловца зверь и побежал. Вот я, к примеру. А ловцы такие: "Мастер текста" от издательства АСТ и "Литературная мастерская" Аствацатурова и Орехова. Что примечательно, все из Питера.
Окину их, так сказать, поверхностным взглядом клиента.
И у тех, и у других есть занятия оффлайн и онлайн. Но даже, живи я в Питере (хотя, у АСТ, по-моему, появились курсы и в Москве) вряд ли бы пошёл вот так, в классе сидеть, записывать, вспоминать ученическую молодость. Неудобно как-то (вспоминается герой Леонова в "Большой перемене"). Поэтому я так, через интернеты, по-скромному.
У ААА (он так подписывается, Андрей Алексеевич Аствацатуров) и Орехова простенько так всё сделано, мягко говоря. Записали какой-то сезон своих лекций на камеру, выложили видео на сайт. Тут, конечно, свои минусы: камера уехала, и чего там Орехов нарисовал на ватмане – фиг его знает; вопрос по ходу дела не задашь (хотя вот лично мне и за даром этого не надо). Зато они очень свободно (халатно?) относятся к этому выложенному видеоматериалу. Ты оплатил, получил доступ – потом хоть вечно рассылай, сопроводив паролем и логином, друзьям, знакомым, родным. Никаких временных ограничений, смотри, сколько влезет. Никакого расписания нет, сам себе график составляй. Хочешь, можешь хоть одну лекцию глянуть и всё, баста. Хочешь, плати за полный пакет. Всего у них 40 (!) лекций.
У АСТ всё серьёзно. Вебинары (вот ведь слово, мне всё время нары слышатся) у них самые настоящие. В ногу со временем шагают (интернет – и у них, и у нас от этого шагания отстаёт, и кажется всё это сделанным на коленке, с вечными вылетаниями и подвисаниями). Вводится имя участника, пароль, и в назначенное время (расписание, два раз в неделю по два часа – оплачивается весь курс разом) ученики рассаживаются перед мониторами в самых разных уголках планеты (ага, народ жаловался, что у них там, чуть ли не в америках рабочий полдень), и уголке лектора показывают, в середине презентация - основные положения в текстовом виде. В чате сбоку можно флудить, а можно вопросы задавать. Лекторы все из дома (время вечернее) вещают, отчего всякие забавности приключались. Вот явно какое-то домашнее животное рядом ходит, ноутбук потряхивает, вот где-то в соседней комнате звякают бокалы и гремит посуда. Шарашат без перерывов, меня так и тянуло руку поднять и в чате брякнуть: "а в туалет можно?".
У АСТ 10 занятий (ещё какие-то бонусы, встречи с писателями – это, конечно, интересно, но не так полезно, как мне кажется. Кстати, у Аствацатурова и Орехова писатели тоже приходят, рассказывают, отвечают на вопросы).
Вот, это такая форма представления.
Про преподавателей.
Из их профессий следует и направленность курсов. Аствацатуров и Орехов филологи, лекционный опыт имеют немалый. И они, конечно, оба классные. ААА – тот девочкам, конечно, больше нравится. Он явно фанат своего дела и, когда рассказывает, видно, что ему это (травить за литературу) нравится, не за деньги он. Ну, не только за деньги. Но он всё больше про символы, про намёки, про сложные литературные приёмы (Вульф, Фолкнер, Джойс). Не очень структурировано, но интересно. А вот Орехов – тот прямо вот препод-препод. Занудный и придирчивый – я сам зануда, и таких преподов очень ценю. У него всё по полочкам, всё разжует, в рот положит. К каждой лекции нужно прочитать гору рассказов, а иногда и романов. Филология из них прёт, раскрывают всю подноготную создания известных и не очень известных произведений, все сокрытые и лежащие на поверхности смыслы показывают, и как писатели это сделали. Чего и как там выражено, что сильно, что не очень, и для чего всё это. Потом рот разеваешь от удивления.
Гвоздь программы у "литмастерской" – практика. Орехов после каждой своей лекции (почти после каждой) выдаёт задание. Как правило, написать мелкий рассказ заданной направленности. И потом в ответ приходит разбор. Ни фига не халтурный! Вот это взаимодействие с ним мне очень понравилось. Один рассказ он мой заценил. Ну как заценил… под его критикой я его почти целиком потом переписал. А он возился со мной. Я уже сам устал, а он нет! "А вот это ещё попробуйте… это неудачно… это уже лучше, но нужно доработать… а почему герой только тут показывается? … а где знакомство с ним? … слишком поздно…" и т.д. Аствацатуров, конечно, попроще подходит. Иногда похоже и на отписки, но тоже ценные вещи можно выудить.
У АСТ всё как-то по верхам. Главные там Прокопович и Мазин. Оба редакторы, в первую очередь (книги у нас сейчас не пишет только ленивый). Рассказывают про нюансы издания книг сейчас, с чем лучше приходить к редактору, с чем не соваться. Что дела сейчас не очень у издательств, мягко говоря. Для чего нужно писать. А вот про само писательство не очень подробно. Хотя, конечно, были полезные моменты. Но вот Мазин тот всё про вдохновение, про то, КАК работать. И так, я бы сказал, агрессивно – если не можешь три книжки в год написать, ты лентяй и халтурщик! Ты свой ДАР пропил, проиграл, просидел в интернете… ну или примерно так.
Была ещё Катя Матюшкина два раза, она всё больше по детской литературе, по нюансам удержания внимания читателя. Вот она насыщенный материал выдала, мне понравилось.
Но вот заданий маловато. Всего два. И ещё выпускная работа. И отзывы по заданиям такие… (мы, ученики-то, конечно, обменивались, поэтому знаю, чего преподы не только мне написали, но и другим)… ну, коротенькие такие. У нас тут на БС комментарии посодержательнее будут.
Ну и за десять занятий… писать, что ли, можно научить? В основном, у них, по-моему, народ покупает право на рассмотрение рукописи в течение года в приоритетном порядке (такой вот бонус к курсу), а не обучение. Чтобы не выкинули рукопись твою сразу в помойку.
Плюсы у вебинаров, конечно, есть. По истечении означенного времени лекторы не отрубались, терпеливо отвечали на вопросы слушателей. А народу напихивалось до шестидесяти человек, вопросы шли валом. Всё больше "что писать", "что сейчас издаётся", "а лучше стимпанк или кибер", "а как защитить авторские права" (это какая-то больная тема, ей-богу; человек языком ещё толком не владеет, а уже боится, что его нарисованные кое-как буквы кто-то украдёт). Но на все вопросы следовали подробные ответы. А потом Мазин говорит своим слегка грассирующим голосом: "Тогда пора ужинать", то ли к себе зовёт, то ли спокойно ночи желает (времени 22-30).
От работы с Аствацатуровым и Ореховым я испытал большое удовольствие. Мне очень понравилось. Не думаю, что как-то это поможет в писательском (хм) росте, но не всё ж в стол писать, правильно? Пусть и профессионалы почитают. А вот "Мастер текста" – очень уж бизнесом попахивает. Хотя, конечно, тоже интересно. Если не жалко деньжат, потраченного времени не пожалеете.
А народ в обучающихся серьёзный подобрался! На курсах АСТ-то. В вк в группе глянешь, прямо писатели все, журналисты, книжки выпущены…
У меня прямо зачесалось, когда в теме "знакомимся, ссылки на творчество", где народ совершенно без самоиронии себя аттестовал (не все, конечно, но… "вечером не смогу Вам ответить, буду работать над текстом" – такие фразочки они ж сами на себя вызывают, да ведь?), я не выдержал и запостил: "Здравствуйте! Меня зовут Андрей. И я… я графоман". Но как-то не оценили.
Чья реакция была на графоманство? Ну… почти всегда это была критика. Все эти детские ошибки, которые у начписов. Мои собственные кривизны, за которые меня не раз лупили и тут на БС — профи сразу видят. Зато если вдруг похвала, тут уж, как ни крути приятно, и стимул.
А грех или не грех… не вижу смысла в писании, если мою писанину никто не будет читать, хочется обязательно отклика. Поэтому участие в конкурсах и курсах.
Надеюсь, я ответил на ваши вопросы. Сомнения ваши понимаю. Но Аствацатуров и Орехов нормальные мужики)
P.S. По секрет скажу, кто на самом деле оседлал «писунят» (термин моей жены, сейчас объясню). Это вот проза.ру и стихи.ру. Жена моя там у них работает (ага как в «три плюс два» «она их дрессирует, а я их потом лечу от нервного перенапряжения», мы с женой «одна пара в сапоге»). Чего она рассказывает… какие там альманахи выходят… какие деньги вертятся… Я как-нибудь потом, с её разрешения растреплю по всем БС))
Да))))
Писал блог, а вы там турнире с Викторией и Еленой вакханалию как раз устроили, и я подумал, что таких петросянш (в самом наилучшем смысле, честно-честно), там и близко не было… На курсах этих.
Это же то, что доктор прописал.
У меня два вопроса — во сколько Вам встал этот эксперимент и можно ли список книг, о которых Вы узнали на курсах?
Книги про писательство (или близкие к этому) я потом тут на БС встречал уже эти (большинство). Но вот, может, что-то всё же новое будет:
От Орехова
1. Пропп. «Морфология сказки»
2. «Работа актёра над собой», Станиславский
3. «Лаборатория редактора», Л. Чуковская
4. «Драматургия», Волькенштейн
5. Митта
6. Моэм, «Подводя итоги»
7. Эгри «Искусство драматургии»
8. Макки «История на миллион долларов»
9. С. Кинг, «Как писать книги»
10. «Как написать роман» (кроме раздела про персонажи) автор от меня ускользнул.
11. Паустовский, «Золотая роза»
Книги, в которых очень правильно построен сюжет, в которых есть смыслы, в которых всё правильно.
Бунин, «Митина любовь». Чехов, «Дуэль», Фаулз, «Коллекционер». Голдинг, «Повелитель мух» Грин, «Сила и слава». Кизи «Над кукушкиным гнездом». Мерль, «Остров». Стругацкие, «Трудно быть Богом». Тургенев, «Бретёр». Куприн «Поединок».
От Аствацатурова. Модернизм, в основном.
«Шум и Ярость», Фолкнер. «Улисс», Джойс. «На маяк», Вулф. «Кентавр», Апдайк. «Хорошо ловится рыбка-бананка, Сэлинджер.
Оба рекомендуют Шервуда Андерсена читать. И целая гора рассказов, они у меня раскиданы по папкам.
У АСТ рекомендации, в основном, по художественным книгам (хотя и Кинг, и Макки, и Пропп тоже фигурировали).
Стругацкие, „За миллиард лет до конца света“, „Гадкие лебеди“. Каттнер Генри, „Механическое эго“. Веллер, „Моё дело“. Саймак, „Отцы основатели“. Нордстрем, „Бизнес в стиле фанк“. Мартин, „Игра престолов“. Латынина, „Инсайдер“. Карр, „Убийство в музее восковых фигур“. Гришем, „Дело о пеликанах“. Гёссе, „Степной волк“, „Игра в бисер“.
Спасибо за развёрнутый ответ^^ кое-что для себя почерпнула, и новые книги))
З.Ы. Не далее чем две недели назад заказала Станиславского. Приятно получить такое подтверждение своим мыслям^^
От аст не надо?
Только мне надо скомпилировать как-то… а как мне передать?
Личка, почта, контакт — любым удобным для Вас способом))
Эпическое спасибо!!!^^
А может не постесняетесь здесь выложить? Я думаю, тут все бы почитали
Жду вот на днях вердикт от аст по выпускной работе, там поглядим. В личку пришлю, как подготовлю. И вам и Еве
А какие именно две штуки? Названия?
«Прыжок» и «Вы можете их знать»
Вроде всё пока
Ярослав, да никакой, конечно, тайны нет. Всё это известные вещи, и не они одни этим (издательство за деньги автора) занимаются. Так… интересные люди просто приходят)
Тоже бы посмотрел отзывы профессионалов, с огромным удовольствием )
Типа, сам виноват…
Нахаляву уксус сладкий))И хлорка творогом пойдёт
А у Воронцова я был. Мне понравилось. Как литературоведеник очень ничего. Ну и творческие задания интересные.
И иллюзий я не испытываю, научить писать нельзя, а курсы все эти, в первую очередь, зарабатывание на графоманах.
Что не отменяет моих симпатий в сторону занятий у Воронцова.
А оскорблений никаких нет, что вы)
А Воронцов мне симпатичен)
Да это для развлечения и интересу, в первую очередь, конечно)