Полет фантазии
(-1 балл за превышение размера. Администрация)
На чужака Ари наткнулся, едва дойдя до первых домов на окраине. Не успел даже осмотреться как следует, когда из-за угла вышел дылда в черной одежде — высокий, тощий и унылый.
Дедушка учил Ари, что при встрече с чужаками надо притворяться бездумным. Это не так уж сложно: скосить глаза к переносице, не моргать, ни на чем не задерживать взгляда, а главное — не сворачивать и не уступать дороги. Чужак сам посторонится и отойдет, потому что бездумных никто не любит. Ари тоже их побаивался — вроде живые люди, а вроде и нет.
— Они не виноваты, — говорил дедушка, тяжело вздыхая. — Они не по своей воле стали такими. Не думай о них плохо.
— А о чужаках? — растерянно спрашивал Ари.
— И о них тоже не надо. Ни о ком не надо думать плохо, — и дедушка гладил Ари по голове, перебирая унизанные бусинами косицы.
...Когда чужак приблизился, Ари сделал, как его учили: скосил взгляд на нос и зашагал вперед, не моргая и не поворачивая головы.
А чужак почему-то не отошел. Уставился на Ари с таким видом, будто наступил босой ногой на колючку. В руках он держал большой яркий пакет, из пакета вкусно пахло. Ари едва удержался, чтобы не сглотнуть. Он здорово проголодался с дороги.
— Прости, — сказал вдруг чужак на человеческом языке. — Возьми, пожалуйста. Это мало, но все-таки... — И вытащил из пакета лепешку.
Руки сами потянулись к подарку. Лепешка была еще теплая, с аппетитной зеленой корочкой. Ари и не знал, что чужаки тоже питаются человеческой едой.
— Спасибо, — сказал он. Потому что за хлеб положено благодарить даже врага.
Чужак уронил пакет. И присел, чтобы заглянуть Ари в лицо. Спохватившись, Ари отвел глаза, но было уже поздно.
— Кто ты и под чьей кровлей рожден? — Чужак выговорил слова приветствия не очень правильно, но понятно.
Наверное, надо было уже бежать — но уж очень не хотелось возвращаться домой, так и не повидав чужацкий город как следует. Ари вздохнул и ответил, как положено:
— Я Ари из-под кровли Тэйо, идущий путем взросления.
— Я Сандер Майли из-под кровли Дженерал-сити, идущий путем знания, — назвался чужак. Он смотрел на Ари, так и сидя на корточках. — Где твой дом, Ари? Где твои родители? Разве ты не знаешь, что вам опасно появляться в городе?
— Моего отца убили чужаки, — вздохнул Ари. — Я его даже не помню. А мать умерла, когда пришел Большой Мор. Можно, я пойду?
— Подожди. — Сандер вскинул руки. — Если тебя увидят... если заметят, что ты здоров... Боже мой, я даже не думал, что кто-то из вас мог уцелеть!
Он выпрямился и зашарил по карманам.
— Слушай, Ари. Здесь камеры на каждом шагу, тебя легко найдут и схватят. Превратят в бездумного или еще что похуже... понимаешь?
— Да. — Ари очень хорошо понимал, потому что мама умерла не от болезни. Она бросилась со скалы, чтобы не заразить остальных. И чтобы самой не стать бездумной.
— Я помогу тебе скрыться от камер, но взамен ты вместе со мной навестишь моего друга. Он давно изучает ваш народ и вашу культуру. Вместе мы придумаем, как вернуть тебя к сородичам. Хорошо?
— Хорошо, — согласился Ари. Чужак Сандер был странным, но, кажется, не злым. А лепешка — ужасно вкусной.
Пока Ари жевал, чужак пощелкал по браслету на руке, и к ним подполз огромный жук из серебристого металла. Сандер оттянул ему блестящее железное надкрылье — внутри оказались два удобных сиденья.
— Садись, — сказал Сандер. — Не бойся, это машина.
Ехать в жучином брюхе по городу чужаков оказалось даже интереснее, чем Ари представлял себе по рассказам деда. Но от мелькания цветных огней и от круговорота высоченных каменных игл-зданий у него скоро закружилась голова. Пришлось закрыть глаза и не открывать, пока жук не остановился.
Сандер помог ему выбраться наружу и провел в дверь одного из зданий. Внутри было светло, потолок сиял лентами белого огня. Вместе с Сандером Ари подошел к другой двери — та распахнулась, отъехав половинками в стороны, а за ней обнаружился...
Шкаф. Красивый, блестящий, с цветными огоньками на стенке. Ари в замешательстве остановился, но Сандер легонько подтолкнул его, и они вошли в дверь. Задняя стенка шкафа оказалась прозрачной, за ней виднелась улица и череда бегущих железных жуков.
От прикосновения Сандера огоньки замигали, половинки двери сошлись — и Ари взвизгнул от ужаса и восторга: шкаф полетел! Улица за стенкой провалилась куда-то вниз, а окна высокого дома напротив слились в сплошную полосу.
Жаль, полет не продлился долго. Ари еще не успел опомниться, а шкаф снова остановился и дверь открылась.
— Идем, — позвал Сандер, выходя. — Я написал другу, он ждет нас.
И вдруг остановился — так резко, что Ари чуть не уткнулся ему в спину.
Коридор перед ними был запружен чужаками. Они все смотрели на Ари, и у тех, кто стоял впереди, в руках блестели странные штуки с длинными железными носами.
Один из чужаков что-то выкрикнул на своем языке, и Сандер ответил ему так же — резко и зло. А потом сделал удивительную вещь: раскинул руки, загородив собой половину коридора, и приказал на языке людей:
— Ари! Беги!
Но бежать было некуда. Впереди — спина Сандера, позади — дверь шкафа.
Ари попятился. Шлепнул ладонью по стене, как делал Сандер, — шкаф распахнулся, и Ари юркнул внутрь
За спиной раздались щелчки и жужжание. Ари обернулся и увидел, как Сандер, корчась, сползает по стенке на пол. А больше ничего не увидел, потому что набитый чужаками коридор скрылся за сомкнутыми половинками двери.
Огоньки замигали, и летающий шкаф понес Ари домой.
***
Доктор Сандер Майли смотрел на человека за столом и боролся с тошнотой. Трудно было сказать, от чего его сильнее мутило — от последствий оглушения или от вида грузного мужчины в кителе с генеральскими погонами.
— Мой адвокат будет через двадцать минут, — выдавил он. — До тех пор я не намерен с вами разговаривать.
— А мне и не нужно, чтобы вы говорили, — буркнул генерал. — Смотрите и слушайте.
Над столом развернулось вирт-окно, открылась запись с камеры: холл, коридор, двери лифта. Лифт открылся, мальчик со смешной прической нырнул в кабину, нажал цифру «117» — и исчез за сомкнувшимися дверями.
Кадр сменился. В небо тянулись серые карандаши высотных зданий. Камера полицейского дрона показала, как угол соседнего небоскреба взрывается изнутри и из облака пыли вылетает лифт. Лифт описал в воздухе красивую дугу и скрылся в облаках с такой скоростью, будто его взял на буксир плазменный джет.
— Это какой-то трюк? — Сандер с сомнением взглянул на генерала.
— Если бы, — вздохнул тот. — Это дело рук вашего приятеля-аборигена. Парень решил, что лифт может летать, — ну и полетел.
— Бред, — неуверенно возразил Сандер. — Так не бывает.
— На этой планете — бывает. — Генерал поджал губы, словно искал, куда сплюнуть, да не нашел. — А вы думали — мы пять лет гробили людей в противостоянии с кучкой простых дикарей? Эти ребятки сами себе оружие пострашнее целого космического флота. Они умеют воплощать в реальность все, на что им хватит воображения.
— Вы сошли с ума. — Нервный смешок колючкой застрял у Сандера в горле. — Если даже допустить, что такое возможно... если каждый из них способен подстраивать реальность под себя... Это был бы хаос. Никакая цивилизация не может развиваться в таких условиях.
— Может. Чтобы сотворить чудо, им надо в него поверить. Всерьез. А к тому возрасту, когда у них прорезается дар влиять на реальность, они уже твердо знают, что бывает, а чего не бывает. Дождь идет вниз, дым летит вверх, реки текут в море... Так что они меняли свой мир, да, — но по мелочи. То, что выходит за рамки обыденной жизни, плохо поддается вере.
— А потом... прилетели мы?
— Соображаете, — криво ухмыльнулся генерал. — Да, от нашего появления у аборигенов поехали все представления о границах возможного. О себе они не могли вообразить ничего такого, что противоречило бы здравому смыслу. А вот о нас... Наша первая боевая высадка сорвалась из-за девчонки. Ей, видите ли, померещилось, что десантный бот похож на яйцо, и она представила, как из яйца вылупляется двулапка. Представляете себе двулапку величиной с дом? Пока мы не завалили эту помесь страуса с динозавром, она растоптала пять броневиков. Минус тридцать человек. А на боте было сто двадцать десантников. Мы потом нашли некоторых — внутри этой твари. Не в желудке, а в тканях, в мышцах, в легких. Части человеческих тел, вросшие в плоть чудовища.
Генерал опустил на стол сжатые кулаки. Тяжело глянул на доктора из-под седеющих косматых бровей.
— А вы думали, что мы просто так превратили население целой планеты в тупых лоботомиков? Нет, мы просто не справились бы с ними, если бы не «Кортик»...
— Кортикально-супрессивный прион, — машинально поправил Сандер.
— Вот-вот. Мы думали, что избавились от них навсегда. И вдруг после стольких лет вы притаскиваете в город живого, мыслящего аборигена... Это уже не вопрос морали, доктор. Это вопрос нашего выживания.
Сандер ощутил холодную щекотку под ребрами.
— Зачем вы рассказали мне это? Разве эта информация...
— Конечно, секретна, — ухмыльнулся генерал. — И теперь, когда вы знаете так много, свободы вам уже не видать. Так что не ждите своего адвоката.
— Вас тоже посадят, — выдохнул Сандер. — За разглашение.
— Если бы там, — генерал ткнул пальцем в потолок, — захотели от меня избавиться, они бы меня сразу расстреляли. Есть за что. А пока я здесь — значит, я им еще...
Конец фразы потонул в грохоте и звоне. Сверхпрочный стеклопакет лопнул, как елочный шарик, осколки брызнули на стол, и в окно, отбросив генерала в угол вместе с креслом, въехала кабина лифта.
Сандер поднял руку к оцарапанной щеке. Боль убеждала его: это не сон — а глаза отказывались верить.
— Привет, — сказал Ари, выглядывая из распахнувшихся дверей. — Я рассказал про тебя дедушке про тебя, и он захотел с тобой поговорить. Полетели?
Эх, люди. Неужели все, что выходит за рамки обыденного, — враждебно? Конечно, видеть останки своих подчиненных ужасно. Но девочка не виновата. Она просто не знала, с чем имеет дела. И после выходки ребенка порабощать целую расу, даже не попытавшись вступить в контакт? Слишком жестоко, по-моему.
История замечательная. Спасибо. Пойду читать соперников.
Прочитала. Вернулась с ГОЛОСОМ.
По поводу порабощения — мне кажется, там была не столько месть, сколько страх. При таких способностях аборигены практически непобедимы, а что им еще взбредет в голову — неизвестно. Абсолютное оружие само в себе.
ЗЫ: Оставлю ГОЛОС здесь, хороший, сбалансированный рассказ, интересная сюжетная фишка, хороший слог. Автор молодец.
Однако однозначно это лучший рассказ в дуэли. По-настоящему интересный. Второе место — про Гудини.
ГОЛОС.
Напомнило вещицу Р. Желязны.
Но шкаф полетел. Тема раскрыта удивительным образом.
…
Девять принцев Амбера…
Как-то с первых строчек понравился. А потом второй раз понравился, когда лифт полетел. Классная задумка с воплощающимся воображением. В третий раз понравился из-за доброго и оптимистичного финала)
и отдельный лайк за эти слова дедушки:
По поводу слов дедушки — тут есть нюанс: учитывая способности аборигенов, им опасно думать плохо направо и налево. Выжившие после войны и эпидемии приучают детей к более строгой ментальной дисциплине.
Отдаю ГОЛОС лучшему. Очень интересный мир, симпатичный герой, и есть надежда, что враждующие найдут общий язык.
Ну и если все воображение визуализируется, то и автомобиль, представленный мальчиком как жук, должен был в жука и оборотиться… Ну я не подлавливаю автора за логические косяки, в целом, все равно. Просто как-то… Полно таких рассказов, где сидят два дяди и пересказывают, все, что читатель прожить мог бы… Ну вот вам еще один.
Девочку-то зачем раскрывать? Она даже не второплановый персонаж, она обобщенный образ. Это она, наоборот, раскрывает Ари — как представителя той же культуры и носителя тех же способностей. Невинная жестокость, безгреховное убийство — он ведь тоже это может. Потому-то взрослые, помнящие войну, и учат молодежь «ни о ком не думать плохо».
Визуализируется не просто воображение, а вера. (Чтобы сотворить чудо, им надо в него поверить.) Ари принимает автомобиль за жука, но он же видит, что у него перед глазами? Как он может поверить во что-то иное? Он просто принимает как данность, что чужацкий жук выглядит вот так, а не иначе, и что у него в брюхе можно ездить. Вот если бы автомобиль упал с эстакады, а Ари при этом был уверен, что он как жук может развернуть крылья и полететь, — он полетел бы.
А чем обоснованы маски на лицах? А чем могла заразить мать и как с этим связано бездумность, если вроде лоботомия упомянута?
Меня в дуэльных работах вообще мало что смущает, кстати. Это всегда дедлайны, выгибоны с подачей темы и ограничения знаков. Я поэтому их особо не читаю и не комментирую даже.
Не-а. Рассказ начинается с того, что мальчик приходит в город чужаков. Приходит сам, не под конвоем. И при этом дед его уже учил, как вести себя при встрече с чужаками, как притворяться бездумным, чтобы не возбудить подозрений. Какие еще могут быть причины у деда, потерявшего то ли сына с невесткой, то ли дочь с зятем (мы не знаем, по какой линии он дед), отправлять внука в город чужаков, уничтоживших их цивилизацию? Мальчик пришел в город сам, осмотрелся на местности, встретил человека, который обещал ему помощь с обходом камер (!). А после обнаружения вернулся и рассказал деду про Сандера — тут, по-моему, все прозрачно. Для Ари это, может быть, отчасти игра, но для взрослого, с согласия которого подросток уходит в стан опаснейшего врага, причина напрашивается только одна.
Бездумностью и заразить. «Кортик» дальше по тексту указан.
Нет. «Лоботомики» может использоваться (и использовано) в переносном смысле. Как и «маразматик» — далеко не всегда указание на конкретный диагноз. Лоботомировать руками население целой планеты — задача невыполнимая, тем более если это население обладает способностью воплощать в реальность то, во что верит. А вот повлиять на невидимый и неощутимый прион, вызывающий поражение высшей коры, невозможно: аборигены еще не на той стадии развития научной мысли, чтобы суметь представить себе патологический механизм болезни и повлиять на него.
А где тут маски? Да еще и чумные?
В целом бывают шедевры и в дуэлях (как правило у Вечер и бывают))) но в целом у меня планка заранее на дуэли занижена, в отличие от регулярной публикации, например.
Да, но из латинских корней легко выводится назначение этого приона. Лоторо правильно объяснила. Логическая цепочка: «на планете существуют „бездумные“, причем в большом количестве» — «мать ГГ умерла во время Большого Мора, бросилась со скалы, чтобы не заразить остальных. И чтобы самой не стать бездумной. » — «сородичей Ари сделали бездумными чужаки» — «чужаки превратили население планеты в тупых лоботомиков» — «чужаки победили аборигенов благодаря какому-то приону». В принципе, тут уже достаточно вспомнить, что прионы атакуют мозг, чтобы картина тотального поражения биологическим оружием стала законченной.
Откуда мне знать, что это ГОРОД ЧУЖАКОВ. Я поняла, что пацан дошел до окраины. Так идти до окраины можно и из города. А чужак, он и городу чужак. Ну нет разве. Вот прочтите свое начало. Вот я так и поняла. В рассказе не сказано. где живет мальчик с дедушкой. У меня была уверенность, что это к ним забрел ЧУЖАК и забрал ребенка. Поэтому никаких причин отправлять ребенка в город чужаков и правда нет. Я не поняла, что это город чужаков и его дед туда отправил. Покажите, где это написано, пожалуйста.
вот… нашла я одну фразу, но мне она не дала понять, что это вне города, тем более сбила окраина. Я как-то поняла, что ребенок тоже в городе живет. на вопрос, где он живет, ответа нет, показа нет. Поэтому тут я… не вычитала вашего мира.
ну… простите, это все-таки надо в тексте прописывать не одним термином, не понятно мне, как читателю, уж сильно много за пределами рассказа осталось.
да, вопрос снимается. Это я визуализировала все не так. Меня сбил намек на болезнь, и акцент на носы… Вот я и представила какие-то защиты для дыхания. Тут да, приношу извинения.
В целом, вывод. Не хватило мне мира, как показа, мира Гг, не хватило понимания конфликта и биологической войны. Все-таки, думаю проблема в двухчастном построении рассказа, в синопсисе. Разумеется, проблема для меня, так как больше никто вопросов не задает, наверное, все всё поняли. Спасибо за пояснения.
Живет в городе и при этом называет автомобили жуками, а лифт — летающим шкафом? Живет в городе и при этом проголодался за время пути? И Сандер, увидев, что Ари — мыслящий, изумляется этому, говорит, что не ожидал найти еще кого-то здорового, и предупреждает Ари, что тут на каждом шагу камеры? Разве не ясно, кто тут на чужой территории, а кто — у себя дома?
Конечно. Мать самоубилась, поэтому говорить, что ее убили чужаки, было бы неточно.
Бездумными делают чужаки — чек.
Ари притворялся бездумным, чтобы чужаки не обращали на него внимания. Сандер увидел, что он не бездумный — он здоров. Бездумность вызывается болезнью — чек.
В комплекте с этим, по идее, заражение матери и перспектива стать бездумной должны увязываться достаточно прямо.
И то, что Сандер его предостерегает «тут камеры на каждом шагу», «тебя поймают», и то, что для Ари родными являются архаичное приветствие и архаичные же культурные установки типа «за хлеб надо благодарить даже врага», а чужак вызывает себе машину с браслета — не настораживает? Черт, а я-то думала, что троп «инопланетный дикарь встречается с хай-теком» уже настолько распространен, что узнается с трех нот)))
Ну, а тут мы втыкаемся в размер. Потратить больше одной-двух фраз на раскрытие ситуации не всегда получается. Но это общая проблема в дуэлях: из-за лимита знаков приходится делать текст слишком плотным. Я пытаюсь по методу Олди идти — чтобы одна деталь раскрывала целое, это довольно компактно с точки зрения объема письма, но не всегда удается отделить несущую конструкцию от декоративной.
и вот это сейчас тоже мне, т.е. выше, мол, не могу, а сейчас могу. Да хватит уже юлить. Ну написали и написали, я вам ответила. Теперь что? Надеюсь, все. Или о тексте, или всего доброго, хватит тут каких-то критиков и знатоков (ну конечно же не меня типа ни разу), обсуждать.
Интересный вопрос и непростой. Лично я больше склоняюсь к «недоговорить», точнее — предоставить читателю дорисовать картину самостоятельно. Из чисто корыстных соображений: динамика важнее, чем мелкие детали. Но с одной оговоркой: умолчания не должны мешать читателю понять сюжет. Даже здесь, несмотря на недопонимание частностей (что именно сделали с населением планеты, что за прион и зачем Ари пришел в город), основа конфликта проговаривается открытым текстом. Насколько было правильно давать это через рассказ «мистера Экспозиции» — вопрос отдельный, но необходимый минимум информации все равно есть: предыстория с войной, способности туземцев, конфликт технологической и (условно) магической цивилизации. Стороны конфликта со своими правдами. Ситуация выбора.
По моему мнению, «скелет» (идея, конфликт, ключевые точки сюжета, главные герои) и все, что его формирует (например, основной фантдоп и главные сюжетообразующие особенности сеттинга) лучше делать максимально однозначным. Если они подаются через детали — уделить этим деталям чуть больше внимания, не проскакивать мимоходом. «Мышцы» (второстепенные особенности сеттинга, психология и мотивация персонажей второго плана) уже могут допускать различные толкования в той мере, в какой это не ломает «скелет». А «шкурка» (подробности сеттинга и второстепенные события, не влияющие на магистральную линию, мелкие детали пути из точки А в точку Б) может быть и пестрой, и переливчатой, и не беда, если каждый читатель увидит свой оттенок.
«Я поверил — и полетел, куда хочу!» Как в лучших детских сказках.
«Они могли нашему вторжению противопоставить другую силу- и мы лишили их этой силы, а заодно и сознания». Как в страшнейших взрослых кошмарах.
Дочитаю остальное, но голосок тут посидит пока, в восхищении
Хоть и с опозданием, но ГОЛОС тут.