Светлана Ледовская

Айна, волны и ветер

12+
Айна, волны и ветер
Работа №3. Тема дуэли: Душно, пыльно, жадно
  • Победитель
Текст:

Ветер был тихим, еле заметным. Айна шевельнула кучку водорослей, накрутившихся вокруг выцветшего обрывка веревки. Нет, ничего интересного. В последнее время янтаря попадалось мало. Мать хотела, чтобы девочка собирала даже самые маленькие крошки – их тоже можно наклеить на картинку и продать туристам – но Айна ленилась. Раньше это было игрой, чудесной игрой – бродить по утреннему берегу и искать янтарики, но теперь Айна не видела в этом смысла. Сколько бы они не находили, всё равно добыча не превращалась в пирожные и красивые платья. Даже синюю ленточку в волосах она носила лет пять – с того самого времени, когда они с матерью ещё рисовали смешные картинки на песке и радовались каждому цветочку. Так какая разница, найдёт она что-то или нет?

Она прошла ещё немного по пляжу. Впереди чайки скандалили над тёмной кучей, толкались и переругивались, пытаясь урвать свой кусок. Наверно, дохлая рыба – или покойник? Айна осторожно приблизилась… да что это вообще такое?

Лежавшее перед ней существо походило на лягушку-переростка. Размером с крупную куклу, с тёмной зелёной кожей и длинными ногами с широкими плоскими ступнями, с круглой головой и перепонками между пальцами. Айна присела на корточки. За спиной послышался шорох гальки.

– Гляди-ка, ретти, – сказала мать. – Запутался в сетях. Надо же, я думала их уже не осталось. Бабка рассказывала, что они приносят несчастье. Ну и деньги, конечно. Ну и чёрт с ним, нам деньги важнее.

Она бросила наземь сумку и вытащила из неё чёрный пластиковый мешок.

– Помоги-ка.

Айна вздохнула и принялась помогать.

Отец находке обрадовался. Ещё бы. Последние пару лет он перебивался случайными заработками – ошивался в порту, пропадал на городской свалке, подбирая и продавая разный хлам. Добытых денег хватало на пиво и сигареты, а остальное не имело особого значения.

Они спустились в подвал, отец притащил старый аквариум, водрузил его на стол и переложил туда ретти. Айна забилась в угол и наблюдала.

- Эх, только б живой… - бормотал отец. – Хоть раз вы нашли что-то ценное. Только бы живой…

Он принёс длинную лампу и прикрутил её на железку над странным существом. Сигаретный дым разлетался и таял, пепел падал на серый песок и мелкие ракушки.

- Мать, тащи воду! – Отец затянулся и возбуждённо глянул на Айну. – Да ты хоть понимаешь, что это такое?

Девочка молча помотала головой.

- Эта тварь приносит золото, детка. Настоящее золото…

Он взял из рук матери ведро и вылил в аквариум. И ещё одно. Поток взбаламутил пыль, взвившуюся клубами за грязным стеклом.

- Хватит пока. Штука в том, что когда ретти попадает на сушу – а он может какое-то время дышать воздухом – так у него тело покрывается специальной слизью. И хороший ювелир может из этой фигни извлечь золото. Они его очень ценят, говорят, редкое, королевское… О, кажись живой! Гляди-ка, гляди!

Айна робко подошла. На шее найдёныша легонько трепетали полоски кожи.

- Вишь, шевелятся? Это у него жабры. Значит, оживёт. Ну, Вилле, наконец-то тебе повезло!

Он сунул окурок в пепельницу и, громыхая, положил на аквариум тяжёлую решётку из ржавых железных прутьев. Муть оседала, и Айна видела, как вилась вода возле жабер и подёргивались иногда пальцы.

«Странная зелёная кукла, - подумала она. – И не покачаешь такую…»

Вечером отец бросил ретти кусок рыбы и навесил на решётку тяжелый замок, закрепив её с другой стороны крупными болтами. Ретти ожил; он лежал на дне аквариума, то замирая, то перебираясь из угла в угол. Рыбу он съел, отрывая от неё куски мелкими острыми зубами. Кровь расплывалась в воде невесомыми мутными облачками. Он всплыл под решётку и потрогал её тонкими пальцами; жаркая лампа заставила вновь уйти под воду. Айна сидела в углу; ретти прощебетал что-то, тихо, как птичка, и закрыл глаза.

Через несколько дней Вилле проковырял в замазке дырочку. Вода медленно капала в подставленное снизу ведро. Рыбы существу больше не давали. К вечеру вода ушла вся. Ретти лежал, стараясь вжаться в мокрый песок. Иногда он поднимал голову, покрытую высыхающей грязью; крохотные дырочки на носу открывались и закрывались. Айна растерянно ходила туда-сюда.

Перед футболом отец спустился вниз, обошёл вокруг стола, поправил лампу. Айна робко спросила:

- А он не умрёт?

Вилле стряхнул сигаретный пепел.

- Ну, я ж тебе говорил. Нам нужна золотая слизь. А в воде ничего не выйдет.

- Но ему не больно?

Вилле хохотнул.

- Ему-то? Разве что душно, пыльно… Да тебе-то какая разница? Это рыба, понимаешь? Лягушка! Безмозглая тварь, которая мечет золотую икру! Всё, больше от неё ничего не требуется!

Наверху в телевизоре завопили трибуны, и отец ушёл, сердито топая по ступенькам. Айна осталась одна, в полутьме. Монотонной мухой гудела лампа, и белое пятно заливало аквариум. Айна потерялась; свет был впереди, а справа, слева, над головой и под ногами волновалась тьма, и звуки прежнего мира доносились далеко-далеко, будто скрадывались волнами, шумели ветром, разбивались о древние скалы. Здесь, в глубине, кто-то щёлкал, словно старые износившиеся часы. Ретти открыл глаза и время остановилось; Айна мгновенно провалилась в холодную стылую глубину, падая и падая вниз, всё дальше от неровного солнца поверхности, пляшущего на голубых и зелёных бликах. Там, в глубине, был другой, незнакомый ей мир быстрых теней и зыбких неровных очертаний. Она видела затонувший корабль с обрывками серых парусов на изломанных мачтах, стайку крохотных рыбок, огромного величественного ската, похожего на важно плывущее одеяло. Кто-то тронул её за плечо, Айна повернулась, чтобы улыбнуться… волшебство исчезло. В тёмном углу подвала валялся обычный хлам, наверху орал телевизор. Ретти лежал на песке, скорчившись усталым комком; глаза его были закрыты. Айна отступила на шаг и в полутьме, вслепую, побрела по лестнице, едва нащупывая рукой стену. Никто не обратил на неё внимания; она нашла своё место, завернулась в одеяло и провалилась в сон.

Утром она спустилась в подвал. Отец – возбуждённый, красный – громыхал, поднимая решётку. Мать молчала, грызя обломанный ноготь. Айна протиснулась ближе. Тело ретти покрывала густая блестящая слизь. Айна закусила губу. Почему-то она надеялась, что это всё ошибка, и ретти, странный ретти, окажется бесполезным зелёным чёртом, глупым рыбоедом, не нужным никому на этом свете. Отец отпихнул её и тряпкой принялся собирать драгоценную массу, стараясь не пропустить ни одной складочки. Руки его тряслись. Ретти лежал, как мёртвый. Айна всё пыталась разглядеть, открываются ли дырочки в носу – и всё никак не могла это увидеть. Вилле переворачивал безвольное тело, обтирая его снова и снова, собирая бурую слизь в контейнер и ругаясь на налипший песок и мусор. Наконец он опустил решётку, щёлкнул замком и подвинул лампу. Нервно закурил, тряся зажигалкой.

- Налейте ему воды… а я к ювелиру.

Айна бросилась за ведром.

Отец вернулся вечером, довольный и пьяный. Показал кошелёк, набитый деньгами, повалился в кресло и всё рассказывал, как они разбогатеют и как он покажет «всем этим идиотам».

Ретти дышал. Айна сидела возле аквариума, радуясь, что жабры его снова работают и полоски кожи трепещут, как раньше. Она протёрла стёкла и стало чуточку прозрачней. К полуночи пленник вытянулся и расслабил руки. Айна боязливо оглянулась и выключила лампу, оставив только тусклый ночник. Ретти дышал.

Потянулись странные дни. Пленника кормили – в понедельник, вторник, среду Вилле кидал ему подтухшие куски рыбы. Ретти вяло плавал от одной стеклянной стены до другой или часами сидел в углу. В пятницу Вилле спускал воду и оставлял «лягушку» сохнуть на песке. Ретти лежал молча, неподвижно.

Айна ненавидела субботы. Отец приходил с бутылкой водки и молча сидел, наблюдая, как тёмное тело покрывается плёночкой слизи. Девочка уходила к морю. Волны шумели, равнодушно набегая на берег. Пена таяла на гальке, оставляя мокрый след, накрываемый через мгновение новой волной. Всё проходит, всё повторяется и никому нет дела до людских глупостей. В воскресенье Вилле собирал золотую слизь, наливал воды и всё повторялось – без цели, без смысла. Отец всё чаще и чаще напивался, он купил костюм и дорогие часы – купил, потерял и купил новые. Ретти умирал и возрождался снова, всё более тусклый и обречённый.

В один из дней Вилле, собрав слизь, достал инструмент и пробил перепонку клеймом. Округлая металлическая блямба казалась впившимся в кожу клещом.

- Он мой, мой… - бормотал Вилле, дыша перегаром. Айна поняла, что это не кончится никогда, что никто, кроме неё, не сделает то, что нужно сделать.

И случай представился.

Рана загноилась. Вилле, мрачный и недовольный, уехал в Стокгольм. Ретти беспокойно плавал, придерживая больную руку. Вечером, когда мать уснула, Айна спустилась в подвал.

Ретти вопросительно поднял голову.

- Тихо, - сказала Айна. – Только тихо. Не бойся, пожалуйста.

Она нашла гаечный ключ и осторожно, стараясь не греметь, открутила тяжёлые болты. Подняла решётку, отодвинула лампу и достала мешок.

- Пожалуйста, послушай меня. Я отнесу тебя обратно в море, но если ты будешь мешать, вырываться, то у нас ничего не получится. Пожалуйста, поверь мне…

Ретти забился в угол. Айна встала на табуретку, взмахнула мешком – пленник мигом метнулся в сторону. Рукава её моментально вымокли, и вода полилась через край. Айна расправила мешок и снова попыталась накрыть ретти – тот дёрнулся, она поскользнулась и с жутким грохотом свалилась на пол, вместе с решёткой, осколками стекла и массой мутной воды. Минуту она сидела мокрая, плача от боли и обиды. Где-то наверху болталась лампа, и струйки лились и лились со стола. Кто-то дотронулся до её руки; пленник сидел рядом и смотрел на неё большими неподвижными глазами.

- Что? Видишь, что ты натворил!

Ладонь саднила, царапина сочилась кровью. Айна лизнула её и увидела порез на чужом плече. Тёмная кровь стекала мелкими каплями. Айна вытянула из волос ленту и аккуратно перевязала рану.

- Вот… так хорошо.

Ретти сидел тихо. Девочка шмыгнула носом и подтащила к себе мешок.

- Пожалуйста, поверь мне! Я отнесу тебя обратно в море, я не буду тебя мучить. И никто больше не будет.

Ретти весь сжался и закрыл глаза.

Город спал. Айна шла переулками, и никто не заметил мокрую девочку, тащившую за спиной зловещий чёрный мешок. Фонари горели через один, мерцая. Любопытная луна выглядывала из облаков и снова пряталась, укрываясь пушистым одеялом. Знакомой тропинкой девочка спустилась на пляж. Совсем рядом шумели и плескались чёрные волны. Она дошла до линии прибоя и села на гальку.

Ретти выбрался из мешка. Море тянуло его запахами, звуками, родной солёной водой. Айна погладила мокрую скользкую кожу.

- Ну, иди…

Ретти ткнулся ей в ладонь.

- Иди же.

Он повернулся и боком, оглядываясь, неловко зашлёпал к воде. Набежавшая волна подхватила его и унесла за собой. Одно время Айне показалось, что она видит чёрную круглую голову, блеск глаз – но волны мешались, набегали одна на другую и вскоре она перестала что-либо различать. Поднялся ветер. Айна посидела ещё немного и поплелась домой. О том, что будет завтра, она старалась не думать.

Разбудило её хлопанье автомобильных дверей. Она выглянула в окно; отец что-то показывал высокому седому мужчине в тёмном костюме. Айна забралась в кровать и сжалась в углу. Через минуту из подвала донёсся дикий крик Вилле.

- Айна!!! Дрянь, мерзавка, куда ты его дела!!!

Дом затрясся от грохота шагов на лестнице, гомона голосов и причитания матери. Внезапно всё стихло.

- Не бойся, тебя никто не тронет. Я обещаю.

Незнакомый голос был ровным и спокойным. Айна посмотрела в лицо гостя и вздрогнула – настолько холодным и безжизненным казался взгляд серых глаз. Она сжалась в комок.

- Это ты его выпустила?

Кивок.

- Ты отнесла его в море?

Снова боязливый дрожащий кивок.

- Хорошо. Хо-ро-шо…

Седой отвёл взгляд и вышел. Айна ссыпалась с кровати; в коридоре слышался заискивающий голос Вилле.

- Там радиомаяк, господин… Он не мог уйти далеко, мы найдём его, господин. А может и не только его, может их там целое гнездо!

«Радиомаяк! Да что ж такое! Дура, идиотка безмозглая, ну почему ты не сняла эту метку!»

В отчаянии она выскочила в коридор.

- Господин! Пожалуйста, возьмите меня с собой! Это же я его нашла! Ну пожалуйста, возьмите!

Она склонила голову, стараясь не глядеть в льдистые глаза гостя и перекошенное от злобы лицо Вилле. Все замерли. Незнакомец присел перед ней и приподнял голову за подбородок.

- Хорошо. Ты можешь поехать с нами, если обещаешь во всём меня слушаться. Обещаешь?

Айна торопливо закивала.

- Да… да.

Они сели в большой чёрный минивэн. Айна разместилась подальше от Вилле, рядом с улыбнувшимся ей слугой. Она куталась в куртку и старалась не думать ни о чём неправильном.

«А может быть этот маяк сам выпал. И лежит теперь глубоко-глубоко на дне. Ну может же так быть? Ну, пожалуйста, пусть так и будет!»

На причале они перешли на катер. Слуга надел на неё толстый спасательный жилет и подтянул ремешки. Айна вцепилась в поручень, решительно помотав головой на приглашение сойти в каюту. Человек усмехнулся и встал рядом. Взревел мотор; катер развернулся и понёсся стрелой.

Руки быстро замёрзли, ветер бил в лицо и осыпал её брызгами. Айна шмыгала носом, вытирая солёные капли тыльной стороной ладони. Ветер доносил обрывки слов и тихий, назойливый писк маячка. Они пролетели мимо большой парусной яхты; люди на палубе весело помахали им рукой. Айна оглянулась – парус медленно и спокойно покачивался, уплывая вдаль.

Через какое-то время шум мотора изменился. Впереди по курсу лежал островок – плоская куча камней, приют для перелётных птиц в открытом море. Катер осторожно подплыл к островку и замер, прошуршав дном о гальку. Они сошли на берег: седой господин с холодными глазами, девочка, Вилле и трое слуг в чёрном. Айна огляделась – кругом одни скалы, покрытые рыжим лишайником и птичьим помётом. Ветер трепал клочья сухой травы. Слуга с пищавшей коробочкой недоумённо пожал плечами.

Айна нашла его первой. Ретти лежал, свернувшись клубочком в углублении скал. Кожа его была покрыта серым налётом и почти совсем не отличалась от десятков камней вокруг. Айна опустилась на колени и повернула тело. Тёмные глаза неподвижно смотрели в небо.

Подошедший слуга переложил тело в ящик, и Айна увидела свою ленточку – измятую, грязную. Она поднялась на ноги; ленточка трепетала в руке. Айна прошла несколько шагов, прислушиваясь к холодной пустоте в душе.

Ветер вырвал ленточку из пальцев и унёс вдаль.

+17
07:03
1038
20:38 (отредактировано)
+2
Автор, ну вы в следующий раз хоть плашку вверху поставьте. Вроде «Среднее время рыданий 1-2 минуты, если недавно была смерть домашнего животного — до 5 минут».
Если серьезно, то мне понравился рассказ.
Может быть, сейчас придут другие люди и скажут, что тут и сюжет предсказуемый, и хромая собачка, но для меня здесь все ровно, как надо. Сеттинг оригинальный. Описания лаконичные, но яркие все эти полосочки кожи, аа ну зачем вы так.. Сюжет — да, шел по некоей колее. Но ведь все равно вопрос оставался до самого конца — плюс или минус?
В общем, хороший взрослый рассказ.
Я вот недавно читала сборник «За Темными лесами» под редакцией Полы Гуран. Там фэнтези и НФ рассказы по мотивам известных сказок. Вот ваш рассказ отлично туда бы вписался.
12:43 (отредактировано)
+1
ГОЛОС сюда
Но вы, автор, все-таки скажите потом — он же не из-за ленточки умер?
22:31
+1
ffairhair, да, обозначить время рыданий это верная идея… )) Довольно переживательно. И нет, конечно не из-за ленточки он умер. Там Осенёныш и Игорь Евгеньевич в принципе правильно сказали — от раны, от истощения, от контакта с людьми.
21:27
я так и думала. просто решила уточнить. вопрос то важный.
06:12
+3
Хотелось бы немного увидеть размеры аквариума… не совсем понятно, как отец его тащил, и какой он тогда должен быть, чтобы и руками донести и этот ретти поместился.

Мда…
Вот до самого-самого конца я была уверена в том, что произведение просто шикарно! Оно читалось на одном дыхании! Мне прям реально нетерпелось узнать, чем же все закончится. Но вот внезапно рассказ словно разделился на две части (совершенно разные части): до момента появления таинственного господина и после. Вот вторая часть – после – как-то подпортила немного впечатление. Как бы это выразиться правильнее-то… вся эта часть, как будто и не относится к произведению. Не знаю, может, я просто чего-то другого ждала… ну нет! Нет же! Вот просто вся эта чудесная атмосфера куда-то испарелиась с появлением этого господина!
В целом, впечатления все равно остались хорошие, и я думаю это прекрасная работа.

И да, отчего же ретти помер-то?
23:51 (отредактировано)
+1
Спасибо за отзыв! roseС технической точки зрения да, тут, наверно, есть небольшие натяжки. Если ретти длиной 40-50 см, то чтобы он плавал «туда-сюда» аквариум должен был быть в длину метра полтора минимум, да ещё и в высоту полметра… теоретически, поднять-то можно такой, здоровый мужик поднимет, как мне кажется. Два ведра воды там будет на донышке буквально…
Ну такие условности, да. crazy
Про финал ответил чуть ниже.
08:21
+1
ГОЛОС
22:22
+1
ГОЛОС
Из пяти рассказов только этот понравился. Толковая идея, глубокая и важная, и хорошее литературное исполнение. Противопоставление добра-человечности ребенка цинизму и жажде наживы взрослых – это сделано замечательно. Трагедия девочки ощутима.
Все герои считываются. Папашу прямо пнуть и выгнать хочется, до того гад. Мамашу – встряхнуть, до того дохлая. Девочку – обнять, утешить. Зверька — спасти. Умер, видимо, от ран?
Единственные, кто не очень – слуги, они какие-то лишние и непонятные. Особенно первый удивил, «улыбнувшийся». Потом становится ясно, что «господин» со слугами прибыл, но в машине я на нем зависла: кто-кто? слуга? чей слуга, с чего вдруг?
«Ссыпалась с кровати» — очень интересно. Рисуется образ сильного волнения, смятения, отчаяния… в этом состоянии, наверное, можно не вскочить, не скатиться, а прямо ссыпаться… Необычно, немного неудобно восприятию, но одновременно завораживает. Возможно, еще и потому, что действие словно само по себе (в коридор она выскочила лишь через несколько фраз).
Пары запятых недосчиталась.
23:45
+1
Осенёныш, спасибо вам большое за комментарии и проницательное прочтение! Вы очень здорово и точно всё увидели! angelrose
08:18
А я очень этому рада kissed))
Спасибо за рассказ. Как поняла, есть развернутая версия, приду читать.
06:27
+2
Хороший рассказ. Хорошая девочка, последнюю ленточку отдала. Плохой папа. Про янтарь зря вы в начале написали, что девочка потеряла к нему интерес, потому что ни разу бонуса в виде пироженки за его сборы не получила. У меня про ретти та же ассоциация возникла. Если б папаша ей платье купил вместо водки себе, сидеть бы ретти в аквариуме. Вы ведь пробовали когда-нибудь аквариум с двумя вёдрами воды и ретти внутри поднять, да, автор? Ну, что, мама мне на свадьбу двухведерный бак для кипячения, белья подарила ведь, возможно, это вам и удалось.
09:28
Мария, прошу прощения, а кто в рассказе поднимал «аквариум с двумя ведрами воды и ретти внутри»?
И про янтарь — на мой взгляд, там о девочке совсем другая история, не про корысть, а важнее то, что действительно имело значение: «Раньше это было игрой, чудесной игрой – бродить по утреннему берегу и искать янтарики» и «они с матерью ещё рисовали смешные картинки на песке и радовались каждому цветочку». А что смысл пропал — так и девочка подросла для таких игр, и атмосфера угнетающая — вон мать с отцом как себя ведут. Мне каж, про пирожные с платьями и ленточку там — чисто для экспозиции в образ жизни и настрой семьи, а ленточка к тому же еще и «ружьем» оказалась. Возможно, именно в такой последовательности и взаимосвязи деталей про платья — неудачно, но всё же суть происходящего в душе героини имеет понятную окраску, не связанную с ожиданием «бонусов». Вот вообще не возникло мыслей про «сидеть бы ретти в аквариуме». Но каждый видит что-то своё, конечно.
11:05 (отредактировано)
Ну, может, с янтарем — это просто личные триггеры какие-то. но размер ретта не такой, чтоб девочка надеялась его к морю дотащить. она б тележку взяла, мокрую тряпку, девочка же сообразительная и дома помогает
Кстати, я не уверена, что вы правильно понимаете мотивы героини, а я ошибаюсь. Это не муси-пусьная девочка и бедный котик. Это практичная девочка из рыбацкой семьи, где все много работают. Поэтому не от отсутствия интереса к игре она не собирает мелкие янтарики, она бережёт силы для тяжёлой работы, которую никто за неё не сделает. Если б автор хотел выписать романтичную нежную леди, она бы подумала «птички из янтаря не оживали», а не «янтарь не превращается ни в пироженку, ни в новое платье». Если б превращается, то есть были бонусы от деятельности, она бы собирала его. И ретта она спасает не из жалости к его мучениям, а потому что видит, что жадность поглощает отца, что он пить начал, скупым становится. Поэтому она жабу в море несёт. И эта девочка догадалась бы взять тачку. Потому что в аквариум отец на её глазах вылил два ведра воды, а кукла великовата, чтоб её можно было на руках покачать.
12:03 (отредактировано)
+1
«не покачаешь такую» — я поняла, что тут не столько о размере, сколько о том, что странное существо с жабрами, похожее на лягушку, желания покачать не вызывает.
А к морю она его в мешке за спиной тащила — по-моему, нормально вписывается.

Причины спасения — все же поведение героини акцентировано на переживаниях о ретти: она наблюдает за ним очень трепетно, радуется признакам оживления и мучается, когда ему плохо…
Если он лежит без воды — «Айна растерянно ходила туда-сюда», если ему страшно — успокаивает и обещает, что его больше никто не будет мучить.
"… Айна робко спросила:
— А он не умрёт?
— Но ему не больно?.."
"… Айна закусила губу. Почему-то она надеялась, что это всё ошибка, и ретти, странный ретти, окажется бесполезным зелёным чёртом, глупым рыбоедом, не нужным никому на этом свете.… Айна всё пыталась разглядеть, открываются ли дырочки в носу – и всё никак не могла это увидеть..."
и т.п. Зачем же девочка, которая "спасает не из жалости к его мучениям", станет настолько чувствительно воспринимать страдания ретти?
"а потому что видит, что жадность поглощает отца" — конечно, она всё понимает про отца, но на первом месте у неё другое. По-моему, автор недвусмысленно и развернуто показал именно сопереживание попавшему в беду зверю.

Кстати, слова матери «они приносят несчастье. Ну и деньги, конечно» у меня тут же родили параллель с «Жемчужиной» Стейнбека. И трагический конец, само собой, автоматически подразумевался. Конечно, совсем другой мир, другие герои и события, и акценты разные (здесь сопереживание «брату меньшему», там расплата самым дорогим за призрачное богатство), да и масштабы трагедии не те… однако родственность проблематики меня не отпускает. )
12:35
+1
Я тоже была уверена, что это она ретти пожалела.
Хотя, спасти отца от пьянства — это интересный угол зрения. Но кмк для этого надо было чуть по-другому акценты расставить. Пока что отец весь рассказ выглядит враждебной фигурой для нее, нет между ними никакой теплоты.
12:44
+2
Отец уже давно пьёт, все деньги с добычи янтаря он спускает на выпивку и курево, остальное ему фиолетово. Лень тащить цитату из текста, но там оно есть.
14:55
Ленточка его убила, вы думаете? А мне показалось, он самоубийство совершил, может, он вообще последний в своём роду, и так жить не захотел? Ленточку, вообще, он снять мог в море, разве нет? Я вроде два раза перечитала, подумала, утром могла что-то пропустить. И точно, пропустила, что он разумное существо.
15:27
+1
Да нет, почему ленточка убила, как это? Я предположила бы, что от последствий клеймения: «Рана загноилась… Ретти беспокойно плавал, придерживая больную руку». Или от того, что его то обезвоживали, то с него покрытие соскребали — может, эти стрессы имели последствия. Да мало ли от чего конкретно — главное ведь, что после контакта с людьми.
01:39
+1
:))
Причина спасения: девочка знает, что это именно она стала причиной всей этой ситуации. Это она нашла ретти, а значит — это она обрекла его на страдания и медленную смерть. Она поступила плохо — она знает это. И, чтобы восстановить своё духовное равновесие, свою этику, решает его отпустить ценой… а, не важно что будет завтра. Любой ценой.
07:24
+1
И это тоже, наверное. Так это чувство вины — обратная сторона любой подобной ситуации. Нет, не так, не обратная, а сопутствующий фактор, который в комплекте идет. И при этом никак не отменяет доминантный — ужас от происходящего с беззащитным живым существом, от его страданий. Именно этот ужас доминирует в тексте, и именно он побуждает девочку действовать. В тексте виден именно такой расклад. А допфакторы могут быть самые разные, подтянуть можно целый комплекс причин, простор для домыслов есть. :)
00:11 (отредактировано)
+1
:) Я не заметил там ужаса.
И всё-таки не соглашусь. :)
Чувство вины — это когда человек ест себя (всячески уничижает и обесценивает, зациклившист, по кругу, прокручивая как пластинку) за то, что сделал (или не сделал), но при этом он что? Правильно, он бездействует — он не предпринимает активных действий, чтобы исправить содеянное. Почему? Потому, что уже лишил себя сил — наказал сам себя вот таким вот образом.
А здесь… девочка нашла существо и передала в руки старших. А потом, будучи бесправным членом семьи, стала наблюдать, к чему это привело. Существу становилось всё хуже и хуже. Оно страдало. И девочка чувствовала его страдание и знала, что причина — только она. Её решение? Нужно всё исправить.
Добрая, простая, и поэтому — сильная девочка.
09:24 (отредактировано)
+1
Да. Мы с вами определили две главные причины её поступка, сошлись (вроде) на них.
Почему для меня на первом месте — "чувствовала его страдание", а для вас — «Нужно всё исправить», "чтобы восстановить своё духовное равновесие, свою этику"? ))
14:41 (отредактировано)
ну вот, теперь я начала видеть в этом рассказе аллюзию на нашу нынешнюю ситуацию.
хотя я почти уверена, что автор такого не имел в виду.
00:14 (отредактировано)
Чувствовала его страдание. Безусловно! :)
Но чувствовать страдание другого дело не хитрое. Это делают многие.
Но одних ужасает страдание (что в принципе нормально) и они стараются всячески избегать страдающих. Обходить.
А других, к примеру, радует. Они наслаждаются. А есть такие, которые умышленно заставляют других страдать, чтобы самим кайфануть.
Да, она чувствовала его страдание. И что дальше? А вот дальше произошло то, что объясняет нам её состояние, как человека. Какая она?
Она добрая и ответственная. И ещё она этична (вот есть такое слово, звучит коряво, но очень точно) этична — имеет внутренние (правильные) жизненные принципы — понятия о добре и зле, о правильном и не правильном. Её внутренние принципы не позволили ей стать соучастницей этого зла. Тем более, что она выступила в роли причины всей этой грёбаной ситуации — она нашла существо и… обрекла на страдание. Она не может с этим жить. Поэтому действует.
Для меня важно именно это — каков итог полученных от жизни восприятий человека, а не сам факт их получения. Каков поступок? Вот именно этим (поступками) и определяются люди. А по поступкам всегда видать их этический уровень (есть ли у них этические принципы и какие).
14:29 (отредактировано)
+2
«Последние пару лет он перебивался случайными заработками – ошивался в порту, пропадал на городской свалке, подбирая и продавая разный хлам. Добытых денег хватало на пиво и сигареты, а остальное не имело особого значения».
«В воскресенье Вилле собирал золотую слизь, наливал воды и всё повторялось – без цели, без смысла. Отец всё чаще и чаще напивался, он купил костюм и дорогие часы – купил, потерял и купил новые».
Да не то, чтоб он пил… Я так понимаю, Айна рассчитывала, что с деньгами отец изменится. Но я другой кусок пропустила:
«Ретти открыл глаза и время остановилось; Айна мгновенно провалилась в холодную стылую глубину, падая и падая вниз, всё дальше от неровного солнца поверхности, пляшущего на голубых и зелёных бликах. Там, в глубине, был другой, незнакомый ей мир быстрых теней и зыбких неровных очертаний. Она видела затонувший корабль с обрывками серых парусов на изломанных мачтах, стайку крохотных рыбок, огромного величественного ската, похожего на важно плывущее одеяло. Кто-то тронул её за плечо, Айна повернулась, чтобы улыбнуться… волшебство исчезло».
Она его отпустила, потому что поняла, что он не жаба, не рыба, а разумное существо, и тогда она осознала, что он мучается, поэтому отпустила.
Про аквариум перечитала. Она, оказывается, не собиралась тащить аквариум, он просто разбился.
Со второго прочтения стало ретти жальче(. Я упустила, что его древнее племя разумно, теперь его смерть — как смерть человека, а не лягушки, и грустно, что Айна его не спасла, она ведь все сделала правильно.
И заметила я, что рассказы в дуэли на эту тему вышли на уровне турнирных, а если сравнивать с моим собственным, то и выше. И очень жаль, что за два рассказа нельзя голосовать. У автора отличное произведение получилось.
15:34
+1
«потому что поняла, что он не жаба, не рыба, а разумное существо, и тогда она осознала, что он мучается, поэтому отпустила» — да ведь она с первых минут за него переживала: не умрет ли, не больно ли ему. Она просто нормальный человек-эмпат, без червоточины цинизма, в отличие от всех присутствующих в рассказе взрослых.
20:09 (отредактировано)
+1
Мне героиня напомнила Праттчетовскую Тиффани Болит в 1 книге, где ей девять. Это не цинизм, это здоровая прямота ребёнка. И здоровое любопытство. Делай, детка, олимпиаду. А пять поставите? Победителям. Тогда не буду.
«Наверно, дохлая рыба – или покойник? Айна осторожно приблизилась… да что это вообще такое? Лежавшее перед ней существо походило на лягушку-переростка».
Она становится другой к концу рассказа. Избавлена… Нет, не от тирании отца, от замкнутого круга её жизни. У неё есть теперь помысел, она видела что-то, помимо водорослей и гальки в мутной воде. Не было ей его жалко сначала. И рыбу ей есть не жалко. И янтарь продавать не жалко. Нет у неё такого понятия. Её, небось, никому не жалко. А появляется к ретти сочувствие и сопереживание, а вовсе не жалость.
20:46 (отредактировано)
ой, а как провести границу между жалостью и сочувствием.
мне кажется, тут главное даже не то, разумен он или нет. (да я, если честно, и не считала какого-то большого интеллекта у него. в смысле человеческого. ну, наверное, он умнее, чем мелкие лягушки. примерно на уровне с собаками, лисами, волками?)
а главное тут (как мне кажется) — что нельзя мучить живое существо. поймать рыбу, отрубить ей голову и пожарить — это одно. а вот так вот неделями мучить, потом давать чуть оклематься и снова мучить — это совсем другое.
22:19
Знаете, в тот момент, что она взяла молоток, я подумала, что она решила прекратить его мучения. Я вот если живую рыбу покупаю, плачу за то, чтоб ей голову отрубили. Тяжко мне ей молотком голову разможжать. А есть нормально, представьте. А вот кролика самолично откормленного на убой я категорически есть не стала. Хотя рыба тоже разумна в своём роде, а кролик для того и был куплен. Жалко всех. Я лучше б молекулярные отбивные покупала бы. Но за рыбу я против семьи не пойду. А за кролика можно. Больше на откорм не заводил животных, не моё это. А кто-то относится к животноводству спокойно. И здесь то же. Наверное, не особенно матери затея была по нраву, когда она наблюдала ретти в аквариуме, но не настолько, чтобы пойти против мужа.
22:46 (отредактировано)
да я вообще городская ромашка — даже мыша ловила в пакет и выбрасывала живого вместе с пакетом (под равнодушным взглядом кошки). и, когда жила одна, полгода была вегетарианкой. но все-таки не сдюжила, да и с тренировками плохо сочетается.

Но Айна то выросла у моря, она, наверное, к отрубанию головы рыбам проще относилась
22:47
автор, простите нас, мы тут отклонились от курса.
но это потому, что вы молодец и много эмоций вызвали)
23:58 (отредактировано)
Мария, спасибо за прочтение, за размышления! roseДля меня было интересно и важно, что люди видят, как воспринимают рассказ, как понимают героев.
15:55
+1
«Форма воды»? Визуально очень похоже, да и сюжетно слегка тоже. Только энд не хэппи.
В целом же, я присоединюсь к одному из комментариев выше — после появления «таинственного незнакомца» (тм) рассказ подразвалился, целостность потерял. Ну они просто догнали ретти (вопрос к автору — почему именно «ретти»?), а он помер. Ну… бывает.
Но литературно очень хорошо написано.
16:11
+1
Я думаю, ретти от нем. «rette» — спасать.
23:12
+1
«Форма воды» — да, отчасти. Так получилось. Фильм-то я видел, конечно. Ну, с другой стороны — «Девочка и дельфин». )))) Тоже подходит. У меня много про море и девочек. Так получилось.

Сюжетно мне было интересно описать не место, где «душно и пыльно», а существо, которому «душно и пыльно». Отсюда пошла мысль про амфибию. Ну и кто-то должен был выступить антагонистом, получить выгоду в этой ситуации — так и получилось «жадно». А кто-то наоборот, должен был переживать и спасать.

Ретти — нечто похожее на названия морских демонов Северной Европы, сейчас уже не вспомню точно, как там было. Просто нечто похожее по слуху. Северная Европа — потому что Балтика. Имена Айна и Вилле — финские.
18:17 (отредактировано)
+1
В этом рассказе почти всё отлично)))
История девочки очерчена и понятна. История её семьи — тоже.
Если ретти от немецкого «rette» — спасать, то вышло очень круто! Девочка спасла ретти от вечного рабства, ретти спас её от какой-то абсолютной тирании отца. Она пошла против него, сделала выбор — это очень здорово.
Что не понравилось — финал. Сейчас объясню. Вот это путешествие с незнакомцем кажется лишней. Я не вижу никаких причин девочке поехать вместе с ним на поиски. Если они найдут его живым — что она сделает? Как она планирует помешать незнакомцу с экипажем? Я этого не вижу, не понимаю. Мне кажется, незнакомца можно смело выбрасывать. Будет ооочень круто, если девочка найдёт ретти на том же месте. С завязанной ленточкой и с отпусканием ленточки по ветру. Круг замкнётся, но девочка будет уже другая. Встреча с ретти её изменила.
По итогу, это очень трогательная и красивая история, которой нужен более правильный с точки зрения развития персонажа финал. Тогда будет просто отлично! Спасибо!
23:37
+1
Ань, девочка повзрослела, поэтому такой финал.

Да, надо было пройти через кризис. Надо было понять, то никто, кроме тебя, не будет делать то, что тебе хочется, не будет бросаться исполнять твои желания.

То есть вот всем плевать на твои персональные переживания. Миру плевать, родители заняты своими проблемами, посторонним тем более всё равно. Это такой пессимистический взгляд на вещи, но тем не менее. Грустная сказка.

В изначальном варианте было ещё про то, что ветер и море — вечные и всесильные стихии — в целом вообще не волнует судьба девочки и морского демона. Вот этот план и всякие философствования пришлось сократить из-за лимита. Наверно, я опубликую полный вариант. Может быть и сюжет пострадал из-за этого сокращения. А может и нет.

Поэтому и последняя фраза такая, что «ветер вырвал ленточку и унёс вдаль». И не осталось ничего. Да, это вот такие потери по жизни.

И незнакомец здесь… ну он такой технический персонаж. Он сопроводил всех героев к концу. Наверно не получилось показать, что он такой тоже демонический, фэнтезийный. В голове у автора осталось, что Вилле продал ему ретти — тоже для каких-то мистических манипуляций. Не знаю каких, но уж точно не очень приятных.

И фактически у ретти не было вариантов счастливой судьбы. То что Айна его выпустила в море, дало ему возможность умереть на свободе. И появлением этого незнакомца я пытался выкрутиться из последствий «детского» варианта решения проблемы с ретти. Ну выпустила она его в море, но каковы последствия этого шага? Что будет потом? Теоретически, можно было бы сочинить финал про то, что через полгода она как-нибудь на пляже узнала о том, что он жив, он бы ей помог как-то, сделал подарок и всё такое. И это было бы воодушевляюще и т.д. Но не хотел я так. У меня общее настроение, общее видение было другим.

Это не история про то, как добрая девочка спасла странное существо. Это история про взросление, про потери, про безразличие. Про то, что люди делают с собой и с другими — действием и бездействием.
06:48
+1
Мне как-то не считалось всё это. Давай, публикуй полную версию!)
23:23
+1
Через несколько дней Вилле проковырял в замазке дырочку.

Так имена не вводятся. До этого он был отцом, а потом сразу Вилле. И гадай, кто это такой…
стараясь не глядеть в льдистые глаза гостя

В льдинистые, наверное.
И там еще где-то было «жабер» вместо жабр.
Ну так, в целом, хорошо написанный рассказ. Правда, абзацы великоваты. Но, думаю, автор сможет это устранить в дальнейшем, чтобы не потерять всех на свете читателей.)
По сюжету? Ну, сопледавилка и голососкулилка. Ну, кое-где логика в задней части мироощущения. Но не критически.)) Плюс, конечно.
23:58
+1
Очень понравился рассказ. От окончания впечатления двоякие. Сначала подумала, что так просто? Умер и все? А потом решила, что девочка-то по факту оказалась убийцей. А хотела спасти. Если б не стала спасать, он бы жил ещё. С другой стороны, нужна ли такая «жизнь»?
Но рассказ написан очень хорошо, захватывающе. Увидела и девочку, и жизнь ее, и родителей. Жаль, осталось непонятным, что же произошло с ее семьей. Ведь раньше, как я поняла, они жили лучше.
Из всей дуэли мне больше всего два рассказа понравились, так что я пока подумаю, за какой голосовать.
00:02
+1
Спасибо вам! angelПро семью — да, у них там всё печально. Раньше, конечно, жили лучше, а потом жизненные трудности подкосили. Родители оказались слабыми, обыкновенными людьми, не выдержали испытаний.
23:59
+1
Драма. Вывернутый «Человек-амфибия». Есть намёки на наличие интеллекта у ретти. Не до конца понятна роль седого с холодным взглядом. А смерть «лягушонка» могла быть от общего истощения организма, от длительного воздействия пресной воды, от кровопотери от пореза стеклом, от всей совокупности причин вплоть до любовной тоски.
Если бы закончить на сценке прощания у моря. Но тогда как быть с синей ленточкой?
Плюс.
00:04
Спасибо, Игорь Евгеньевич, все верно! thumbsup
вплоть до любовной тоски

Я бы даже сказал «вплоть до экзистенциальной тоски».
17:36
+3
Уважаемый Секундант, прошу засчитать сюда
ГОЛОС
настолько яркая картинка, настолько цепляющие эмоции: меня не отпускает даже после прочтения всех рассказов Дуэли. Удивительный ход — дать холодную сырость в теме «душно пыльно», и так закрутить… не вижу ни слезодавилки, ни хромой собачки, вижу девочку, исправляющую свою ошибку… и просто общее ощущение от рассказа какое-то близкое, какое-то словно моё)). несколько моментов просят уточнения, чувствуется, что это Срочка, но в целом — отличный рассказ!
Благодарю Автору!!!
00:08
+1
angel)))
Да, здесь вложено всякое разное личное, наверно потому и читается. Спасибо, Танита!
Нас с вами ещё добрые истории про принцессу и дракона ждут. ;)))
23:47
+1
Ага, вот кто ето, оказывается...)
Хороший рассказ, конечно. Но я до сих пор плачу.
Рыбку птичку жалко!
Как же вы жестоки, автор...)))
00:08
Не мы такие, жизнь такая… ©
08:53 (отредактировано)
+3
Спасибо всем за замечательные комментарии, было интересно и волнительно! bravothumbsupЯ обязательно ещё отвечу подробнее.
В целом да, я понимаю, что финал некоторым образом испортил впечатление. Вот в рассказе Лис_Уильямс в этом смысле всё правильно, прямо как надо — есть кризис, есть путешествие к себе и к некоторым сущностям, есть обновление и вывод читателя на некий оптимистический душевный подъем. У меня, конечно, эмоциональная нагрузка и закончилось непонятно чем, несколько депрессивно. Такое настроение, такие мысли были. В черновике у меня было ещё некоторое количество философствований, но пришлось из-за лимита знаков их убрать. Потом опубликую полную версию — не знаю, правда, будет ли она лучше. Но, может быть, будет понятнее.
Спасибо всем ещё раз! thumbsup
09:04
+2
А по-моему финал как раз закономерен и тем хорош. Да, читатель ждёт хэппи-энда. Но его нет. И это делает фэнтези жизнью. Это даёт толчок для более глубоких размышлений о можно и нельзя, о духовном и низменном. Хороший рассказ, хорошие герои, хорошая концовка — несмотря на безысходность в моменте. И даже — благодаря ей.
00:09
Угу, всё так. rose
21:21
+1
Оказывается, я его читала, но уже после дуэли. Рассказ запомнился как очень качественный и интересный. Оставляет след и огромное впечатление от прочитанного. Спасибо, дорогой Мартин! Теперь я буду знать, что он — ваш )))
16:28
Спасибо, дорогая София! ))) Мой. Вот его я и пытаюсь сейчас продолжить. Но об этом лучше где-то к лету рассказывать. quiet
Загрузка...
Алексей Ханыкин