Бог из машины

Бог из машины (лат. Deus ex machina) — прием в литературе и кинематографе, где отчаянное положение главных героев внезапно разрешается вмешательством высших сил, неизвестно откуда взявшимся персонажем или событием. То есть проблема решается внезапным внешним фактором, а не логичным завершением конфликта.
«Бог из машины» пришел к нам из древнегреческой драмы: в конце представления на специальном кране спускали актера, играющего божество, и он своей волей спасал героев из безвыходной ситуации, не забыв при этом покарать злодеев.
Противоположностью данного приема является «Дьявол из машины», то есть внезапную трагичную развязку при, казалось бы, хорошем конце. Часто всего используется в хорроре.
Некоторые примеры «Бога из машины» в литературе:
У. Голдинг, «Повелитель мух»: Ральф убегает от «племени охотников», которые подожгли лес, чтобы выкурить оттуда, собственно, Ральфа. Выбежав на берег, он встречает военных, решивших высадиться на остров, завидев дым. Они Ральфа и спасают.
Эдгар По, «Колодец и маятник»: неожиданно появившийся французский генерал Антуан Лассаль в последний момент спасает героя от гибели в смертельных ловушках испанской инквизиции.
Михаил Булгаков, «Роковые Яйца»: Приближающиеся к Москве полчища пресмыкающихся внезапно уничтожены невесть откуда взявшимся морозом в августе.
Дж. Р. Р. Толкин, «Хоббит, или Туда и обратно»: отряд героев, окруженный варгами и гоблинами, вдруг спасают от смерти неожиданно прилетевшие огромные орлы.
«Дьявол из машины»:
Б. Акунин, «Азазель»: Тайное общество «Азазель» побеждено, Фандорин женится. Внезапно на свадьбу доставляют посылку, в которой заложена бомба. Невесту разрывает на куски. Бомбу, естественно, отправил «Азазель».
Братья Стругацкие, «Трудно быть богом»: Неожиданный государственный переворот, в ходе которого к власти приходит религиозный орден.
Р. Брэдбери , «Мёртвый Сезон». Сэм Паркхилл открывает сосисочную на Марсе. Внезапно Земля взрывается, и начинается «мертвый сезон».