Римский штангист

12+
  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
  • Жаренные
Автор:
Хромой казус
Римский штангист
Аннотация:
Реальная история.
Текст:

Марк Лициний Красс стоял в приделе Иерусалимского Храма. За спиной у него слышалось хоровое дыхание квестора Гая Кассия Лонгина, войскового трибуна Петрония и четырех легионеров. На Красса смотрел поросячьими глазками махрово-бородатый блюститель храмовой сокровищницы, которого звали Элеазаром.

Последний был иудейским священником, игравшим далеко не малую роль в Иерусалимском Храме, и потому, понимая всю опасность своего нынешнего положения, он лучился приветственной энергией не хуже сальной ночной лампы. Первосвященник находился в отъезде, и теперь сохранность казны Храма зависела только от толстяка Элеазара, что доставляло последнему массу хлопот, но никак не интересовало прибывших.

Красс знал, что за его спиной кроме Кассия и Петрония с четырьмя легионерами есть еще целая когорта пехоты у стен Храма, и потому чувствовал себя более чем уверенно.

– Мне лестно видеть тебя, – лебезяще сказал священник. – С чем пришел ты к нам, наместник Сирии?

– Я прибыл с важной новостью, – произнес Марк, внимательно разглядывая голые стены залы. – Грядет война с парфянами. Рим хорошо подготовился к ней, и парфянам придется несладко.

– О, ты хочешь благословения? – услужливо воскликнул Элеазар – Ты его получишь! Мы будем молиться в Храме за успех римского войска. И не один день!

– Спасибо за это, – улыбнулся Красс. – Я верю, что молитвы вашему богу принесут моей армии победу. Но этого мало, ибо легионеры питаются молитвами только тогда, когда нечем закусить вино. А для поддержания мышц в силе необходима еда. Вот за этим я и пришел. Ваш бог должен пожертвовать моему войску некоторую толику денег для покупки продовольствия.

– Но бог ничего и никому не жертвует! – вскричал Элеазар. – Жертвуют ему!

– Не кричи так, – сказал Красс, демонстративно прочищая пальцем правое ухо. – Если сюда придут парфяне, твой бог лишится всего, так как эти варвары моментально разорят ваш хваленый Храм. Для того, чтобы они не пришли, надо отсыпать серебра и золота. Твоему богу выходит прямая выгода. Он жертвует часть своего богатства римскому войску, и не остается внакладе, потому что паства уцелеет (ее не перережут и не продадут в рабство). Эта самая паства быстро восполнит потраченные на войну средства.

– Но ты же наместник всей Сирии! – возопил Элеазар. – Неужели налоги, собранные с такой громадной территории, не накормят римское войско?!

– Почтенный, ты не понимаешь, насколько дорого стало воевать, – ответил Марк, картинно прочищая пальцем теперь уже левое ухо. – Во что только овес для конницы обходится!

– У тебя же нет конницы! – священник явно разбирался в военном деле. – Легионной кавалерии всего две-три тысячи. Какой овес? Травы хватит!

– Еще тысячу под командой моего сына Публия прислал Юлий Цезарь. Плюс эдесский царь Абгар обещал пригнать пять тысяч. Это уже много. Как без помощи твоего бога прокормить такую прорву людей и лошадей?

– Но ты же далеко не бедный человек!

– Не путай альтруизм с богатством. С какой стати мне тратить свои деньги для защиты иудеев? Твой бог тоже не беден. Вот пусть и раскошеливается. Выходит, деньги получать ему нравится, а спасать свой народ – нет? Такого не бывает. Если тебе за что-то платят, будь добр исполнить положенную работу. А бог или человек – разницы никакой. Всякая работа должна оплачиваться. Вот пусть ваш бог и оплачивает труды римского войска!

Элеазар, собираясь с мыслями, несколько раз открыл и закрыл рот.

– Не верь этому эдесскому лицемеру Абгару! – наконец сказал священник, уводя разговор в сторону. – Он наверняка уже предал тебя и отправил гонцов к сурене Михрану. Кавалерии ты от Абгара не дождешься. Поэтому и денег на ее содержание не понадобится!

– Ты слишком погряз в мирских заботах, – сказал Красс, внимательно разглядывая дверь, ведущую в глубину Храма. – Не годится жрецу заниматься вопросами, связанными с военным делом и союзническими отношениями. Ибо всем людям на свете известно: если жрец занялся политикой – жди беды.

– Но ведь Гней Помпей, побывавший здесь за несколько лет до тебя, не осмелился притронуться к жертвенным талантам! – с пафосом воскликнул Элеазар. – Ему тоже нужны были средства для армии, но он не стал кощунствовать!

Красс, не отрывая глаз от двери, ответил:

– Мне безразлично, что делал Помпей, а чего не делал. Или не смог сделать. У него теперь в управлении есть своя провинция, а у меня – своя. И сейчас я делаю то, что нужно Риму.

Элеазар ничего на это не ответил, так как встревоженно наблюдал за глазами Красса. А глаза наместника Сирии остановились в одной точке и никуда больше не двигались. Точкой этой оказалась массивная перекладина над дверью, ведущей во внутренние покои Храма.

Перекладина была дубовой, длинной и широкой. Она как бы говорила сама за себя: «А я не просто такая толстая!»

Марк, резко обернувшись назад, бросил взгляд на входную дверь, над которой тоже была перекладина, но обычная, не вызывающая никакого интереса, поскольку пропорционально соответствовала всем канонам архитектурного искусства.

Кассий с Петронием последовали примеру своего начальника и также посмотрели на входную дверь. И если Петроний сделал это с непониманием, Кассий моментально оценил разницу в толщине перекрытий, и губы его тронула легкая усмешка.

Элеазар, глубоко вздохнув, сказал:

– Римляне никогда не грабили храмов чужих богов.

Марк вернулся взглядом к священнику и заявил:

– Римляне никогда и никого не грабят. Они берут положенное.

Посмотрев опять на толстую перекладину, Красс продолжил:

– О каком грабеже ты говоришь? Никто не собирается грабить ваш Храм. Речь идет о помощи римскому войску. Мы защитим иудейский народ от варваров, а вы кратковременно пожертвуете для этого малую часть своего богатства.

– Что значит «кратковременно»?

– Все очень просто. Мы победим парфян, твой народ обрадуется и пожертвует вашему богу за спасение некоторое количество ценностей, которое с лихвой возместит затраченные для победы средства. Таким образом, потеря средств станет кратковременной и возместимой.

На протяжении этой речи взгляд Красса не отрывался от толстой перекладины. Кассий Лонгин смотрел в ту же точку. Петроний глядел себе под ноги и потому никак Элеазара не интересовал, впрочем, как и четверо легионеров, со скучным видом подпиравших стены залы.

И здесь священника вдруг посетила мысль, которую он тут же принял за божье откровение, ибо не было больше на свете мысли, дающей столь простое решение возникшей проблемы.

Держа в себе эту мысль, как трепетную канарейку в руках, Элеазар спросил:

– Наместник, мы можем поговорить наедине?

– Нет, – ответил Марк, – у меня нет секретов от своих воинов.

– Ты боишься остаться вдвоем с хилым старцем? – удивился Элеазар.

– Это ты хилый?! – воскликнул Красс, обводя жирную тушу Элеазара веселым взглядом.

Священник ничего не ответил, но почему-то покраснел.

Марк, презрительно усмехнувшись, обернулся к Лонгину и сказал:

– Подожди меня за дверью. Вместе с остальными.

Кассий молча вышел, и за ним тут же последовали Петроний с легионерами.

– Ну?! – требовательно обратился к Элеазару Красс. – Что за тайны у тебя от моих воинов, хилый старец весом в четыре, минимум, таланта?

Элеазар, понизив голос, спросил:

– Мы сможем договориться?

– Предлагай! – весело ответил Марк.

– Ты великий воин, и наш народ ценит это. Но, кроме того – ты человек дела, и наш народ ценит это еще больше. Перекладина над дверью скрывает золотую штангу весом в триста мин!

Марк удивленно задрал брови.

– Да-да! – возбужденно всхлипнул Элеазар. – Штанга – пожертвование от… не имеет значения от кого! Мы отдадим ее тебе. Это золото сможет обеспечить твою армию не только продовольствием. А взамен ты поклянешься не трогать наш Храм!

Красс, встряхнув головой, заявил:

– Вот это дело! Согласен.

– Сейчас мы письменно составим нужный договор, – сказал Элеазар, суетливо взмахнув руками.

– Еще чего?! – возмутился Марк. – Ты мне предлагаешь взятку и требуешь оформить ее документально? Крассы никогда среди дураков не значились!

Через полчаса разногласия были устранены. Никаких текстов писать не пришлось, зато Красс с пафосом поклялся перед своими солдатами, Кассием, Петронием и Элеазаром, что не причинит Храму разрушений, опустошений и прочих бедствий.

Легионеры под руководством Элеазара мечами взломали доски перекладины и извлекли из стены золотую штангу. Нести ее пришлось не только солдатам, но и Кассию с Петронием – настолько она была тяжела.

Красс, следуя за ними, слушал пыхтение воинов и улыбался. Когда штангу вынесли за пределы Храма и поставили одним концом на землю, Марк спросил у Петрония:

– Твои солдаты подогнали сюда повозки с волами?

– Да! – кратко ответил трибун, вытирая рукой пот со лба.

– Пусть приступают.

Красс, посмотрев на Кассия, добавил:

– А ты учитывай количество, раз занимаешь должность квестора. А то вместо счета денег советы мне раздаешь, как управлять легионами. Армией я и сам займусь.

Оба офицера кивнули в знак согласия и побежали в сторону когорты, застывшей в четком строю у стены.

– Одну из повозок сюда пришлите! – крикнул им Красс вдогонку.

Через два часа Элеазар, валяясь в пыли у ворот Храма, рвал на себе одежду и бороду.

– Да будь ты проклят, наместник Сирии! – орал он. – Да будь прокляты твои обещания! Вывез шестьсот талантов золота! Девятьсот талантов серебра! Все, что собрано за многие годы и сохранено непосильным старанием! А штанга-то, штанга! За что штангу получил?! И кому все досталось? Римскому пожарнику-крохобору! И это деловой человек?! Тьфу!

Вечером о валявшемся в пыли Элеазаре Крассу доложил Кассий. Марк в этот момент с удовольствием разглядывал золотую штангу.

– Пусть валяется. – сказал он, нежно поглаживая диск. – Похудеет – ему же легче будет обряды справлять. А то разъелся на службе своему богу… Завтра поедем еще в одно местечко. Там тоже бог не бедный.

Наместник с квестором переглянулись и рассмеялись хором.

Да здравствует Рим!

+19
13:50
921
14:37
+2
14:46
+2
— Вам, Шура, я скажу как родному. Я раскрыл секрет этих гирь.
Паниковский поймал, наконец, живой хвостик своей манишки, пристегнул его к пуговице на брюках и торжественно взглянул на Балаганова.
— Какой же может быть секрет? — разочарованно молвил уполномоченный по копытам. — Обыкновенные гири для гимнастики.
-Вы знаете, Шура, как я вас уважаю, — загорячился Паниковский, — но вы осел. Это золотые гири! Понимаете? Гири из чистого золота! Каждая гиря по полтора пуда. Три пуда чистого золота...©
14:50
+1
Если бы Крассу подсунули балагановскую штангу, он бы ею лично грохнул Элеазара, а Храм разобрал бы на кирпичи для мангалов.))
15:01
+1
перефразирую:
— я вам предлагаю штангу.
— но это же штанга для гимнастики…
— вы знаете, Красс, как я вас уважаю, но вы осёл. Это золотая штанга))
16:14
Ну вот, а фотку со стока спер. glassЯ для кого блоги пишу?
16:22
Дык это же не на продажу. Тем более, что в художестве не разбираюсь.)
16:54
Ты и не сможешь продать с лого стока. Это просто неэстетично no
18:30
дегракаданс...)
19:32
+1
Поменял картинку!)
10:42
+1
Уже лучше )
20:40
+1
Гений маркетинга))) Продал защиту от предполагаемого разорения. roflЗадорого))
20:44
+2
Это мой любимый персонаж из древнеримской истории. Гениальный хапуга. Я о нем много знаю. Если этот рассказ на сковородке привлечет внимание, опубликую продолжение, как он в Риме пожарным делом занимался. Там вообще ржачная история.
20:54
Уже привлёк. Публикуйте скорее)
20:56
+1
Хорошо. Только через сковородку. Запишусь на днях. Да, предупреждаю, следующий рассказик будет в несколько раз длиннее.
Куда ты запишишься? wonder
С таким количеством комментов дорога только на табуретку quietТак что публикуй — не томи
07:32 (отредактировано)
+1
Это опубликовано с целью посмотреть, будет ли интересно. Следующая часть гораздо серьёзней и больше. Плюс информативней с исторической стороны. Главный вопрос, осилит ли такое народ (сейчас мало кто интересуется, историей) и будет ли у подобного ЦА.
А ты разбей её на части — так больше народу прочтёт.
07:49 (отредактировано)
+1
В следующем рассказе такое нельзя делать. Текст с большим количеством персонажей и переплетением событий. Не осилишь сразу — не поймёшь весь. Вот для этого и есть сковородка. Там народ почаще заходит. Многие — целенаправленно.
Вот и посмотрю.
23:30
+1
Насколько я помню, римляне проиграли войну с парфянами, а Красс и его сын были убиты. Ягве не прощает.
23:39 (отредактировано)
+1
Ну, не одного Яхве он ограбил.) Там целая божественная банда собралась.)
А в целом ничего они не проигрывали. Драчка лет двести продолжалась с переменным успехом. Битва при Каррах — лишь один из эпизодов.
23:50
+1
Я за других богов не базарю)), а если с Яхве не поладить,… смотрели же «Raiders of the Lost Ark»
Тю… мы жешь это читали уже. Шо тут жарить unknown
19:54
Ну так на сковородку же очередь. Я тебе на следующую серию ссылку кидал. Она тоже в очереди.
23:07
+3
Ты великий воин и наш народ ценит это
— гиде запятыка меж двух частей?!
Оба офицера кивнули головами в знак согласия, и побежали в сторону когорты
— а вот она куды затесалася, шельма шатучая!
У-у… ну если кивнули непременно головами… то побежать должны обязательно ногами. Посмотрев туда глазами и сказав чего-нить ртами.

Ну я, если честно, не уловила великой идеи сего произведения. Хотя написато крепко. Блаадаря чему плюсу жмала.
23:10
+2
Это закидон.) Через одну сковородку будет продолжение. Более объемное. Приглашаю.))
Спасибо!
23:13
+3
коменты я тож читала.
Зайду, ага.
23:37
+1
Исправил, спасибо!)
00:25
+3
Перечитав второй раз концовку, я понял, что Красс взял и штангу и все прочие «накопления» храма…
История занятная, но не смешная. Возможно отчасти потому, что эти вот «шутки» римлян топорны, как сама латынь. А возможно… это связано с аналогиями и параллелями современности… Не знаю.
Надо бы, чтобы поп этот кроме тучных форм и лебезящей сути имел бы какие-то иные отрицательные качества. Грешил бы напропалую или ещё чего-нибудь. А то снова у нас… пришёл сильный, обидел слабого… Над чем смеяться? smileЯ понимаю, что в исторических моментах шаг вправо, шаг влево. Особо не нафантазируешь…
Ну, как историческая история, достоверно вроде. Но не впечатлило.
Нету конфликта, нету арки героя. Нету симпатии к персонажам. Чорд! Может я просто не люблю рабовладельческий Рим? Или рабство, империи, войны, военных и золотые… штанги?
Всё это моё беспросветное ИМХО.
Критика. :)
07:53
+2
Хм, сэр… Всё дело в том, что смеяться здесь действительно не над чем. Это не юмористический рассказ. Это правда. )
Маленький рассказ-зарисовка о реальном событии, случившемся в середине первого века до нашей эры.
Можно сказать — журналистский репортаж.))
Через одну сковородку здесь будет большой и полный рассказ об этом времени. И о героях тех дней.
Вот там можно будет и посмеяться. Приглашаю.
Спасибо за критику!)
22:02
+1
:)))
Ну вот. А мне почему-то показалось, что Вы как-то в сторону… юмора пытались…
:)))
22:25 (отредактировано)
+1
Ох, я всегда пытаюсь, но не всегда получается.)
В принципе, у вас сложился верный стереотип обо мне.
Поэтому чувство юмора далеко не прячьте.))
22:46
Это не стереотип, а восприятие. :))
23:11
+1
Хрен… редька… чеснок…
Да бог с ними. Восприятие, стереотип…
Главное, чтоб не ку…
*а сколько ещё осталось?*
crazy
23:15
+1
Не, ну что Вы в самом деле… :))
Восприятие — оно постоянно обновляется.
А стереотип — это нечто сложившееся, окаменевшее, как горная порода под давлением и температурой. :))
Жду следующий Рим. :)
23:21 (отредактировано)
+1
А чего ждать? Он выложен уже. В очереди стоит.
Посмотрите у меня в публикациях.
Называется — Римский калейдоскоп.
23:34
+1
Обязательно. Но не сегодня…
Чтение увлекло, персонажи живые, нет лишних деталей, описаний. Но окончание немного разочаровало. Для читателя, знающего Рим не очень хорошо, не сразу может быть понятно окончание, я бы добавила некоторые детали. Возникает ощущение пустого места: вот воины несут штангу, вот Красс требует повозку, а вот уже Элеазар валяется в пыли. Но в общем thumbsup
07:54
Спасибо! Деталей добавлю обязательно.)
05:13
+1
Мысль, что Бог должен отрабатывать пожертвования:) мило
07:55
+1
И справедливо.)
Спасибо!
08:07
Хм Рим не моя стихия — хотя кое-что читал. Из последнего: «Древний Рим. Быт, религия, культура» Франка Коуэла.
Нигде не попадался гимнастический снаряд штанга. Греки например изобретатели гантелей. Египтяне тренировались с балками. У римлян кстати были популярны утяжеляющие костюмы и поднимание с ними по лестницам. Не помню ФИО и точные кг — но попадалось о костюме 200кг+башмаки 100кг и с этим спортсмен поднялся по лестнице.
Может была не совсем штанга? А что-то другое?
И ещё. Ваш священослужитель.
Элеазар, глубоко вздохнув, сказал:

– Римляне никогда не грабили храмов чужих богов.


Вот тут сильно сомнительно. Да в целом империя была веротирпима к покорённым народам. Варвары могли верить во что хотят. Но «в процессе покорения» — грабили кажись не очень то колеблясь.
08:41
Так основательно, как Красс, не грабил никто.) Он ещё и храм Астарты обчистил.
Но с чего вы взяли, что штанга — обязательно спортивный снаряд? Это сейчас так. А раньше эта форма вещи имела
другое значение. Возможно, религиозное. Историки об этом не сообщают.
Но то, что это была именно штанга — факт. Описана она подробно.)
11:11 (отредактировано)
Интересно. Надо-будет когда «вернусь к античности» — посмотреть что за штуки.
Насчёт Красса. Учитывая что его богатство зародилось на проскрипциях — я думаю он не мог иначе просто думать. smileПоскольку все «внезапно обогатившиеся» на чём либо обычно уверывают в то что путь их обогащения самый правильный и привязаны к нему до конца. (Смотрим на наших «выскочек 90-х, 00-х». И это их почти всегда подводит в конце концов) smile
Что и случилось с ним. А так -то насколько помню за ним и благих дел полно «Для истории».
23:32
+2
Выполняя данное обещаний публикую второй отзыв — комментарий на Сковородочную работу.
Автор известный на полях БС своими юмористическими текстами. И этот реальный сказ «о том как Красс в поход собрался» заставил улыбнуться. Прочитал внимательно, два раза. Что-то мне не очень, но придраться не к чему. По крайней мере, я не вижу. Идея присутствует. Причем автор явно в теме и проработал хорошую кипу источников. Сюжет ловко нанизывает историю, географию, имена, факты, характеры на прочный и изящный шампур юмора. В результате получилось довольно сочное, в меру пряное, абсолютно готовое к употреблению блюдо. Да простит меня священник и первосвященник, я бы сказал что получился хороший шашлык из свинины. А сам текст напомнил легендарную серию о Ходже Насреддине. Ведь несомненно все симпатии читателя легли на сторону Красса. Какой он ловкий и находчивый, товарищ Бендер грустно курит в сторонке, а иудеи истерично катаются по земле.
Вот! Вот оно что уважаемый Казус, я понял почему у меня душа не лежит к данному произведению. Обратимся опять к истории (рассказ то на историческую тему), что и кто такой Красс, для среднестатистического советского, а затем и российского гражданина? Это несомненно победитель легендарного Спартака. Одного из немногих, оставшихся в памяти народной, предводителя восстания и борца за свободу рабов и других прочих угнетенных народов Римской империи. И мы, взращенные на мужественных Кирке Дугласе и Борисе Васильеве, просто не можем думать о Крассе кроме как о подлом убийце свободы. Да у нас даже обувные фабрики и футбольные клубы названы в честь Спартака, а вот в честь Красса что-то не припомню. Может, отчасти, и поэтому наш футбольный «Спартак» редко справляется с итальянцами?
Кроме того Красс, который происходил вообще-то из плебейского рода, был действительно пройдохой и малым «палец в рот не клади», капиталы наживал на всем подряд и деньги приращивал любыми способами, и кстати, Римляне его не любили. В общем вы поняли, это был такой древнеримский Чубайс.
С другой стороны, вот сейчас описываю свои глубокомысленные размышления и мои симпатии постепенно наполняются Крассом. А что? Иудея победил, на деньги развел — красава! Да и Чубайсу, каждый россиянин тайно симпатизирует, любят у нас рыжих и непотопляемых.
Вот еще хотел прицепиться к названию. Но подумал, и тут автор прав, судя по биографии Красса, ему любой вес по плечу.
Под занавес. Таки имеется пара не совсем соответствий, на мой взгляд.
Первое. Не уверен что в иудейских храмах имелись приделы.
Красс стоял в приделе Иерусалимского Храма

Второе. Если в те времена и практиковались штанги, то уж точно без дисков/блинов.
– Пусть валяется. – сказал он, нежно поглаживая диск
23:45
Спасибо!)
Да, Красс, конечно, тот еще мерзавец был! Но талантливый. Гений наживы. Это мой любимый персонаж римской истории. Кстати, у него было много различных качеств, среди которых встречались и неплохие (он тоже бесплатные библиотеки спонсировал).
Так что приглашаю прочитать следующий (более полный) рассказ о нем, который я тоже поставил к вам в очередь. Там будет интересней, потому что появятся еще и армяне.))
Спасибо еще раз!
Спасибо. Почитаем.
04:18
+1
Это настолько прекрасно, что первоисточник я даже смотреть не буду)))))
20:14
Вполне могла быть такая история.
Загрузка...
Маргарита Блинова