Вежливый критик (тренинг)
Сегодня мы продолжим понравившуюся читателю тему млекопитаевщины в литературе. Многие уже знакомы с "Лошадиным коннезаводством..." и тренингом "Десять шагов к славе". Сегодня маэстро Млекопитаев порассуждает о критике и графомании, даст уроки вежливости.
Иногда явление графомании понимают неверно. Что есть графомания, по сути? Не искажённое ли восприятие — помутнение разума критика от зависти к плодовитому и амбициозному автору? Стоит кому-то выдать больше одного рассказа в неделю — как тут же возникают обидные метафоры: мол, начписы заполонили интернет, как борщевик Подмосковье.
Между прочим, борщевик тоже требует ухода. Он не терпит грубого вмешательства — особенно, когда всякий дачник ломает ему стебли и обзывает сорняком.
Вот ещё одна излюбленная фигура критического стиля — «пишет, будто кафель гвоздями прибивает». Ну и пусть прибивает! Зато прочно. В прозе всё решает фабула: если она крепка — снесёт на холке любой стиль, даже самый «гвоздатый». А мелкие огрехи — для того и корректор найдется — небось, за ним не заржавеет. Есть, как известно, старая русская пословица: пуля — дура, а штык — молодец. Что уж говорить про гвоздь вместо пера.
Критика должна быть объективной и вежливой. Хотя объективность — вещь почти недостижимая. Только автор ведает всю подноготную текста, только ему доступен уникальный жизненный опыт и правильное мировоззрение. Критик — он словно слепой котёнок. Хотя котята, как известно, бывают особенно шкодливы, когда их перекормят молоком.
Подобие объективности возможно лишь в одном случае: если критик способен разглядеть в тексте все достоинства. В противном случае — это уже не критика, а голый субъективизм. А то и вовсе завуалированная месть — за то, может быть, что в детстве нянька уронила.
Похвала — вещь тонкая. Тут нужен вкус и такт. Хвалить надо осторожно, вдумчиво, с заботой о том, как ваши слова отзовутся на амбиции автора. Настоящая объективность — не в сухих обобщениях, а в конкретике. Если хвалите, не позволяйте себе кратких, ленивых отзывов.
Если вы уж называете себя критиком — приведите положительные примеры, проанализируйте, разложите текст на составляющие, где четко проступает талантище автора. Иначе какой вы критик? Комментарий в духе «мне понравилось» — это не мнение, а испуг перед ответственностью.
Главное правило — любое произведение нужно читать до конца. Это вам не щи лаптем хлебать. На кухне, согласен, хозяйка только ложку поднесла к носу — и сразу поняла: борщ тухлый. В прозе так не выйдет. Тут нужно выхлебать всю «кастрюлю», до последней капли. Даже если выворачивает. Даже если глаза слезятся от каждого абзаца. Если автор это стерпел, когда строчил, — и вы стерпите, милые мои.
Начинающим критикам сложно быть объективными — нет ни опыта, ни читательской выносливости, ни, зачастую, эмпатии. Они пока не могут родить те бездны искренних дифирамбов, которыми блистают матерые ценители. Ну так хоть притворитесь! Выдавите из себя сухой, мелкий, но честный комплимент. Да-да, именно выдавите. Это как анализы в поликлинике — неприятно, но необходимо.
А уж кто не может и этого — тем нужен курс. Для таких вот неумёх опытный писатель Млекопитаев, так и быть, расщедрился. Утомившись от рецензий в три слова, основал серию уроков вежливости для людей, мнящих себя критиками. Итак, приступим.
Урок №1. Учимся вежливо критиковать безграмотность.
Да, порой начинающий писатель делает ляпы. Более того — не знает, как оформить прямую речь, где ставить запятую, а где тире. С деепричастиями — беда вселенская. Местами речь такая косноязычная, будто писал не иностранец даже, а глухонемой от рождения, да ещё и стукнутый по черепушке стопкой пыльных словарей.
Но так ли это важно, если в тексте есть крепкая, увлекательная фабула? Конечно, нет. Стиль можно подчистить. Мыслишки-то все на месте небось сидят как гвозди. А вот фабулу задним числом не всунешь, как петрушку в суп.
Критику в этом случае следует проявлять снисходительность и понимать причины подобных шероховатостей. Главное — правильно подобрать формулировки. Давайте потренируемся:
А) Да, автор слегка отходит от прописи. Но, согласитесь, в интернете сейчас так пишут многие. Даже искусственный интеллект не возмутился бы.
Б) Мы наблюдаем лёгкую небрежность: пять ляпов в первых двух абзацах. Однако это объяснимо — автор использует ограниченное третье лицо и несобственно-прямую речь. А стилистическая неточность придаёт нарративу живость и естественность.
В) Не стоит зацикливаться на отдельных ошибках. Ну, перепутал автор значение слова — бывает. Не все же пишут, глядя в толковый словарь. Впрочем, любая оговорка вписывается в авторский замысел.
Важно помнить: хороший критик не тычет пальцем в корявый текст, а ищет, что за ним стоит. Может быть, за этой корявостью великая идея спасения животного мира родилась?
Урок №2. Жанровая шпаргалка имени Млекопитаева.
Начинающий автор, как и его доверчивый читатель, зачастую слабо ориентируется в жанровых рамках. Но не беда! На помощь приходит методичка. Слева — эмоциональная реакция критика. Справа — корректная, вежливая жанровая формулировка. Смотрите, как всё просто:
•Что за бред сивой кобылы? — магреал.
•Боже! О чём это вообще?! — постмодернизм.
•Какой мрачный, тошнотворный идиотизм! — пост-апокалипсис.
•Какая слащавая пошлятина! — эротика.
•Это полный отстой! — антиутопия.
•Привет, деменция! — сюрреализм.
•Похоже, сову натянули на глобус, — научная фантастика.
•Какой криворукий копипаст! — фанфик.
•Слямзил у Роулинг, да? — фэнтези.
•Не пора ли в детский сад? — подростковое фэнтези.
•Нет, даже в детский сад это не возьмут, — пишет под Н.Носова.
•Похоже, это взгляд изнутри мозга кота, — народный эпос.
•Похоже, это взгляд изнутри мозга птицы, — городское фэнтези.
•Здесь вообще ничего не сложилось! — мелодрама.
•Это тихий ужас… — хоррор.
Пользуйтесь шпаргалкой при первых приступах критиканства. Это спасёт вас от грубости, а автора — от нервного срыва.
Урок №3. Как критиковать форму, не расплескав суть?
Когда вы уже уверенно различаете жанры, можно переходить к следующему этапу — разбору формы и композиции. Здесь действуем по той же схеме: реакция — интерпретация. Умение облекать раздражение в вежливую обёртку — главное оружие цивилизованного литератора.
•Ни смысла, ни интриги, ни действия… — милая, нежная зарисовка.
•Матерь божья! А где сюжет?! — поток сознания.
•Продинамили с подробностями… — динамичный рассказ.
•Совсем худо с идеями, — прочувственный очерк.
•Одна лишь голая фабула, — рассказ, возбуждающий воображение.
•Финал потерялся где-то по дороге, — открытая концовка.
•Может, принтер сломался? — поиск нестандартного завершения.
•Опять Красная Шапка? Серьёзно? — оригинальный фандоп.
•Вы слыхали слово “художественный”? — написано в духе времени.
•Сюжет плоский, как лист фанеры, — тонкая работа.
•Навалил, брат, картона! — широкие выразительные мазки.
•Автор путает дерматин и дерматоз… — незамыленный взгляд.
•Бесконечно затянуто! — рассказ, который затягивает.
•Опять рояль в кустах? — внезапный твист.
•Сюжет плутает в трёх соснах, — мощная интрига.
Урок №4. Как не утонуть в бреде, но намекнуть на логику.
Следующий рубеж — логика повествования и ясность изложения.
Это больная тема. На этих граблях пляшут все — и новички, и бывалые. Тем больше поводов подойти к критике с тактом и участием. Ниже — подсказки, как заменить разрушительную реакцию на конструктивную рецензию.
•Фразы, фразы, а по сути — пустота! — автор проникает в стратосферу мысли.
•Невыносимая банальщина! — автор умеет излагать популярно.
•Намешал мух с котлетами… — пишет эклектично.
•Полный провал с логикой! — написано сказочно.
•Страшную демагогию развели… — в рассказе уйма философии.
•Такого адского сумбура нигде не видел! — вихри сюжета погружают в водоворот мысли.
•Опять изобрели велосипед? — чёрт возьми, как это изобретательно!
•Ужасная нелепица вышла! — фантасмагория, достойная Нобелевской премии.
Урок №5. Эмоции, послевкусие и другие тонкости восприятия.
Теперь, друзья, обратимся к эмоциональным оценкам текста и анализу средств выразительности. Всё зависит от чувств, которые испытывает читатель, и от их корректной интерпретации.
Критика взращивается на эмоциях. Главное — не выдать свой культурный шок за литературный приговор. Помните: в каждом раздражителе рождается скрытая похвала, нужно лишь уметь её извлечь и преподнести достойно. Вот как это делается:
•Слащаво, как морковь в сахаре… — текст оставляет приятное послевкусие.
•Автор усердно выдавливает слезу, подкидывает хромых собачек… — как это безумно трогательно!
•Такой тягомотины в жизни не встречал! — с нетерпением ждёшь финала.
•Увы, не смог дочитать… — текст вдохновляет вернуться к нему ещё раз.
•Чувства юмора не замечено, — написано драматично.
•Пошловато, но сойдёт, — вполне милый рассказ.
•Пошло прямо до спазмов! — уверен, это зайдёт на Дзен.
Урок #6. Как критиковать стиль, если ты не филолог?
Братья во литературе, ну мы же с вами не филологи. Даже, прости господи, не лингвисты. Не будем усложнять!
Давайте проще — доверимся интуиции, ассоциациям и здравой читательской реакции.
Стиль — штука тонкая. Чтобы о нём говорить, не обязательно цитировать академические труды. Иногда достаточно одной яркой метафоры — и всё становится понятно.
•Упоротый стиль… — пишет с упором на стиль.
•Перловка (каша из перлов)… — взращивает пупырышки на жемчужинах.
•Махровая канцелярщина… — использует язык традиции.
•Шероховато, занозисто… — цепляет.
•Не стиль, а жидкий гудрон… — залипательно.
•Канделябры повсюду… — готический стиль.
•Словно бетон в яму заливает… — пишет основательно.
Ведь не научная фантастика, мало философии, слишком уж ждёшь финала-вывода и совсем без упора на стиль
)))
А сказать просто «мне понравилось» первая часть тренинга не позволяет. Эх, ну зацепиться не за что )))
Хотя, дуэли вовсе не для критики существуют, так-то. В инструкции написано, что «выбрать лучшую и в комментариях к ней написать «ГОЛОС» + обоснование в свободной форме, чем эта работа лучше. Почему выбрали именно это произведение. Что вам в ней понравилось?»
Инструкция к критике вовсе не призывает. И тем более к критиканству.
тут «поток сознания» или «фантасмагория» очень могли быть помочь. И вообще, кому же не приятно, что его шедевр, скажем, а) изобретателен или б) достоин Нобелевской премии?
Но всё же! Куда деть ЧСВ? Бороду я сбрею, а умище… ©
Да это легко, это все знают. Критика — это когда ты критикуешь. Критиканство — когда тебя)
А уж кто что пишет, чтобы нахамить, или с иной целью, мы вообще никогда не узнаем.
Так что это все очень субъективно.
Ну, может, люди и неосознанно хамят.
Извините, Чипирип, что-то не смог найти вашего произведения, которое я критиковал.
Если такое было, напомните, пожалуйста. Любопытны корни недовольства.
Только если издеваться — тогда и честно, и искренне, и справедливо?
Давайте разберем случай, когда читатель или критик видит недостатки в произведении. Что касается читательского отзыва — тут все просто. Человек не может ошибиться в тех эмоциях, что он испытывает, правда? Отзывы могут быть полярными — это нормально, если произведение вообще затрагивает читателя. Отзывы могут быть ироничными, насмешливыми — это нормально и естественно.
Что касается критики с анализом элементов текста — на моей памяти в целом здесь на сайте (как с моими текстами, так и с чужими) почти вся критика была правильной в части конкретных замечаний. Иногда отдельные неточности поправляли другие авторы.
Дружит ли вежливость и правдивость с иронией? Думаю — да (и правила сайта это описывают), но есть нюансы — в виде реакции на критику. Не все реакции одинаково спокойны. Бывает так, что греха таить, критику… сильно не любят. Есть мнение здесь в дискуссии, что на дуэли, например, надо умалчивать (из вежливости?) недостатки, делая акцент на работе, где голос. У меня другое мнение.
Но что если возникнет ситуация, описанная в моем ироничном блоге? Я писал это в шутку. Вся серия про Млекопитаева — это серия памфлетов.
А что если люди всерьез согласны с таким подходом? Посмотрим по реакции… по дискуссии.
А как вы считаете?
Весьма оригинальная идея, кмк!
Вежливость, переходящая всякие рамки — это уже предмет сатиры.
Еще как может.
Если бы читатель познал дзен перед началом чтения и очистил разум свой до состояния чистого листа, то и тогда бы ошибся. Потому что люди не властны над своими эмоциями.
Обычно человек тащит с собой разные заготовленные за день, месяц и год эмоции и уже в процессе чтения их как-то реализует, трансформирует и применяет.
Один и тот же человек может прочитать текст по-разному.
Я на себе проверял.
Попробуйте одно и то же произведение прочитать после работы, уставшим, а потом на свежую голову перечитайте в выходной, за чашкой кофечая.
В общем, мы постоянно ошибаемся в наших эмоциях.
Они для этого нам и нужны, чтобы иметь возможность законно ошибаться.
Кстати, был эксперимент, где судьи и учителя после приема глюкозы улучшали приговор и оценку. Надо читателей кормить глюкозой :))) И да — люди тащат эмоции из прошлых ситуаций. Но все это — некий естественный фон, его не вычеркнешь. Остается принимать как есть.
Ну ладно, юмор это тоже хорошо.
Думаю, что в начале сочинительства мне помогало ВСЁ, любое «критиканство», любая информация о написанном, любое мнение. Только поняла я это значительно позже. А тогда некоторые резкие отзывы сочла бесполезными и обидными.
Ну, если они по-существу, почему бы нет?
litclubbs.ru/posts/7640-vezhlivyi-kritik-trening.html#comment_1082098
****
Просто интересно, ради чего, если это не оплачиваемая работа или взятые обязательства типа конкурса, это терпеть? :)
А вот доли целого уже нет, ведь она же доля
приручилинаучили))Совершенно согласен.
Тем более на интернет-ресурсах.
Не нравится — да на фиг, найдется что-нибудь интереснее всегда.
Другое дело — если захочется помочь автору. Что-нибудь подсказать. Тогда все зависит от самого автора. Пошлет автор нафиг — да и бог с ним.
Тренироваться, пожалуй не буду, я ж не критик, зачем мне уметь критиковать?
Но главное, что мне не понятно: кого именно стебут и стебут ли вообще.
любимую мозоль оттопталивдохновили на подвиги во имя искусстваХотелось бы, чтобы, в первую очередь, самого себя. Но надежды на это маловато)
Кого стебут?
Серия про Млекопитаева — серия памфлетов. Мне чужд вопрос «кого» — вопрос неверно направлен, скорее — «что». Ирония, сатира памфлетов, как я надеюсь, призвана выявить ряд явлений и трендов вопросах критики и написания текстов — и посмеяться над ними. Ну, поплакать тоже не запрещается. Мне кажется, многие примеры плотно пересекаются с практикой. В каком виде и контексте — судить вам.
Только в какой раздел пристроить«словесный понос»?
Помнится, автор этого блога так прошелся по одному из рассказов совсем недавно.
Необходимый и достаточный.
И его нет в вашем списке.
По сути, что происходит? Критик добровольно читает порой, что греха таить, малоприятный безграмотный текст, вникает в путаницу, тонны сумбура, терпеливо разбирает корявые фразы, ищет какой-то смысл, где его зачастую и нет. Потом дает подробный вежливый комментарий, честный разбор, со всеми тонкостями, что можно использовать как основу культурного развития не только автора, но и сообщества сайта в целом. Никогда не ставит минусы, а часто плюсы.
И, в конечном итоге, не конструктивным?
Злобности и так хватает.
Ею соцсети переполнены, я уж не говорю о реальности.
Для того, чтобы высказать своё «фи», ума не надо.
А вот не только указать на недостатки, но и показать возможности роста — это и есть настоящее взаимодействие и сотрудничество.
Вдумываться.
Я с этим иногда сталкиваюсь.
Не прочитают внимательно и начинают додумывать
Лучше вообще не комментировать.
Априори любой комментарий, отзыв и профи-критика есть частное мнение и субъективная оценка — тем интересны и важны, ибо каждый отталкивается от собственного уровня образования/эрудированности, воззрений и мировосприятия. Если мнение читателя о тексте не совпадает с авторским — лучший звоночек для литератора «а то ли и так ли он пишет?».
Комментарий не может быть полноценным без нормального прочтения.
В противном случае, это просто введение в заблуждение других участников диспута
«Фантастическое в наше время может иметь место только в домах умалишенных, а не в литературе, и находиться в заведывании врачей…» Белинский.
«На эту дрянь у меня нет свободного времени». «Морализирующая блевотина» Ленин.
«Гадость, завязка преглупая, читать утомительно». Добролюбов.
Наверное, недаром
А «Двойник» название увлекательное. Люблю про двойников произведения.
Хотя дуэли – разновидность же конкурсов. Хорошо, что в правилах Слона «до конца» не значится.
«Как приговоренный к казни и уверенный в невозможности помилования, Павел Васильевич уж не ждал конца...
В идеале — да.
Но — одно дело, когда вы пишете критическую статью в журнал «Москва» или «Иностранная литература», а другое — когда пишете в какую-нибудь интернет-помойку, где никто и ничем вам не обязан. А не обязан хотя бы потому, что вы — никто. Ну, раз пишете в интернет-помойку, а не в «Науку и жизнь».
А что такое интернет-помойка? А это место, где пишут всё, что угодно и плюют на правила. Любые.
Вот, например: стихи без знаков препинания. Авторы плюют на установленные правила грамматики? Плюют. И что? Интернет дозволям! Можно вытирать ноги обо все, что только существует.
Вопрос: а почему критик должен быть вежлив и культурен на помойке? Да его просто не поймут бомжи, которые там обитают! Они же (эти бомжи) даже препинаков не знают! А если знают — отменили их нафиг. Им так легче жить. Они в этом даже эстетическое наслаждение находят. Как в дохлой селедке, выкопанной из кучи дерьма на свалке.
Поэтому необходимо различать деятельность критиков в зависимости от места их нахождения.
В помойке они или в приличном обществе обитают.
Извините, но накипело.
*и все-таки — я в чем-то прав!*
А я просто живу. И сейчас обязательно прилетят те обитатели, которые обвинят меня в оскорблении
селедкисообщества.Ну, блогу ни один срач еще не помешал.))
Да, большое спасибо.)
Только забанят обязательно меня.))
*ну, если настучат*)))
Мне скорее интересно, что вы такие умные и красивые тут забыли)
Чиновники берут взятки — Ну, все от человека зависит.
Наркоманы убивают ради дозы — Ну, все от человека зависит.
Алкоголики лупят своих жен — Ну, все от человека зависит.
Так-то вообще все, что происходит, зависит от самого человека. Это не аргумент.
… или экспертным мнением критика с «острым сарказмом»
Но хвалебные хотя бы автору приятны.
Причем, под «здесь» я предлагаю понимать планету Земля.
А незаслуженная похвала априори мешает прокачать писательский навык.
ffairhair, в вопросе замены критических комментариев хвалебными мы не сойдемся, посему не вижу смысла в продолжении полемики.
я вообще никакой полемики не хочу.
Это вы мне?)
Я давным-давно с себя начал. Точнее — никогда и не кончал, а был в процессе.
До сих пор пирожки с прописных пишу и с препинаками. И писать буду. Потому что препинаки могут чему-либо или кому-либо только в помойке помешать.
Так что не надо тут вот это вот.)
Ешьте свою селедку сами.
Ты пишешь — текст слабый.
Текст слабым может быть только если он безграмотный. А вообще текст — это просто текст. Отчёт об осеменении крупного рогатого скота — тоже текст. И если в нём написано: осеменено двадцать КАРОВ — тогда он безграмотный. А если КОРОВ, тогда грамотный. Но слабый или сильный — критерий не для текста.
А вот стихотворение или даже рассказ, роман и т. д. это не только текст, но ещё и образность, красота слога, лёгкость его же и пр.
Поэтому писать нужно: стихотворение —
говнослабое.Вот тогда будет
всё понятносовсем другое дело.Тогда мы все — как в раю заживем…
А слабый текст — это не только ашипки языка), это и тяжелые инверсии, и впихнуть невпихуяемое.
вот по поводу Прелесть беспредельная — Для чего, спросИте Вы,
Добродетели мертвы.
Что не так с первой строкой? Как по мне — это безграмотно, но Водопад сказал — все в порядке. Мне русский язык и не совсем родной, может, но…)
Глагол «спросИте» использован здесь в повелительном наклонении. И это не ошибка. Но в таком случае необходимо втыкать прямую речь.
«Отчего, — спросите вы, — добродетели мертвы?»
Вот так будет грамотно.
Хотя слово «отчего» я бы заменил на «почему».
Помнишь как у Довлатова — ты что, совсем нае… ся?
Вы спрОсите, отчего добродетели мертвы?
Вы спросИте, отчего добродетели мертвы!
Отчего, — вы спрОсИте, — добродетели мертвы?
Во-первых про борщевик…
Он ядовит так-то…
Образ хороший, но не в пользу автора. Звучит, как попытка в шутку… Но не смешно.
Дальше… Критик — котёнок.
Отнюдь! Бывают разные, ясен пень, но, собственно, с каких херофф? :)))
Критик — есть корректор. Ему приходится стать корректором.
Проблема автора-графомана — в отсутствии критического мышления.
Он позволяет чужим людям… оценивать, критиковать и корректировать свой текст!
Знаете, почему я не имею серьёзной критики своих текстов? Ну, во-первых боятся связываться… А во-вторых…
Я безбожно критикую сам свои тексты до их публикации. Сам. Поэтому, возможно, их у меня так не много…
А зачем в эфир неоткорректированный фуфел гнать? Кому это (поможет) надо?
Ладно…
Объективной и вежливой критика быть должна?
:))
Всякий текст нужно читать до конца?
:))))
Знаете… Я и от начала не двинусь, если текст (тема, или идея) не интересен.
То есть… Если мы говорим о расказах… Нет интриги, нет первой фразы, сцены или абзаца, которые увлекают и затягивают в текст? Аривидерчи, уважаемый автор! Я не стану углубляться, как бы там глубоко дальше бы ни было. Интерес. Обеспечьте пожалуйста с первых строк. Не должен читатель мучить сам себя Вашим унылым текстом.
Очень много спорных тезисов в Вашем блоге.
Не обессудьте. Как есть. :))
Переборщили, вернее — недосказали… :)))
Скарказм, он требует отрицания на уровне эмоции. Этакая… констатация и стёб над очевидным. А Вы строите свою реальность (ну, так это выглядит) — поэтому воспринимается… вместо того, чтобы согласиться и простебать — выглядит спорно и хочется возразить… :)))
Да, клуб ориентирован на помощь начписам, в том числе и комментариями опытных авторов. Но только "Хорошего творчества должно быть много" не случится, если читать и комментировать тексты исключительно из рубрики «Достойные внимания» и понравившиеся.
Это база. Основа. Ключевой компонент этого волшебного зелья: «текст». :)))
Писатель… брат мой… пиши что хочешь. Но ты ж пишешь для людей (раз полез публиковать), не для себя. Ну так сделай всё возможное, чтобы читатель уделил твоим этим корявым… первым неуверенным буковкам внимание. :)))
Ну а как ещё ты собираешься вступать в коммуникацию с широким кругом читателей? Силой заставишь? Или тебе широкий круг не нужен? :))
Ну… тогда я, как критик, скажу тебе об этом. :)
Сразу, с первых строк поймав твоё уныние, нежелание, незаинтересованность во мне, как в читателе. :))
Привыкай. Такова твоя планида. Раз ты выбрал сей путь, раз встал на эту скользскую стезю… Думай с первых секунд, как теперь тебе быть дальше…
:))
Таков удел любого, кто стремится в творчество, искусство, мастерство, миледи. Любого и в любой области.
Чтобы стать художником, нужно уже быть художником. И после… методичной и кропотливой работой достичь высокого уровня мастерства.
Если кто-то полагает, что его строки сами по себе сразу с первых букв пышут новизной и… лучезарно сверкают и манят…
Эх, лучше узнать горькую правду от своих — от таких же горемык, кто уже успел убедиться в том, что этот Мир имеет какие-то немного иные запросы… и представления о прекрасном.
:)
А вот — читать утомительно, — да, субъективность. Чувствуете разницу?)
Я люблю анонимность — именно тогда люди чаще высказывают не отягощенное личными пристрастиями мнение. Вот не буду называть имён, недавно текст на дуэли получил один-единственный голос — мой голос, не текст.) комментаторы высказались честно. Но как только анонимность сняли и все узнали автор кто — текст сразу в Лучшие публикации недели, фейерверк, шампанское. Вывод?
И живо.
И с лёгкой безуминкой.
И вот… к сожалению, не ощутил я сарказма. :))
Он как бы сместился скорее в сюр, нежели в чистый юмор.
Ну потому что для юмора требуется общая реальность — попадание в реальность проблемы с последующим её (проблемы) осмеянием.
Возможно я сейчас сложно и непонятно изъясняюсь… Но юмор — это показав реальность, показать её нелепость. В отличии от сюра, когда логика изначально нарушена и о реальности (с которой пишется сюр) догадываешься лишь опосредованно. То есть, гротеск сюра гораздо выше, чем гротеск юмора.
Учтите, я изначально субъективен! (как, впрочем, и все прочие читатели, собственно) :)))
Согласен, я тут увлекся, и вышло чересчур «изнутри».
Ну да, мы стараемся объективизировать: грамматика, казалось бы, объективна, но и тут нюансы находятся…
«Начнем с самых азов, так сказать — глагольные рифмы, инверсии, обилие местоимений, штампы — это объективно.»
А, как я понял, мистер ТNTim говорит здесь скорее о прозе. :))
Ну, а проза, в отличии от поэзии… обладая более сложным ритмом и иными целями (поэзия — это больше о… передать внутреннее через взаимодействие с внешним, а проза — описать всё-таки больше внешнее, непременно используя внутреннее, конечно, в том числе...) оценивается несколько иначе.
Да, в прозе тоже есть штампы. И банальности. А в каком искусстве их нет?
Но… Если стих либо откликнулся у читателя, попав в унисон, либо нет…
То прозаический текст… Тут надобны некоторые иные компоненты. Одним из ключевых я считаю интерес.
Казалось бы вещь субъективная…
Ан нет.
Интрига. Недосказанность. Тайна. То, что притягивает внимание читателя с первых строк… То, что должно усиливаться по ходу пьесы и развиваться к финалу.
Ну, а кому нужно неинтересное? Ну правда, Вы знаете таких людей? Которые кайфуют от банального? От очевидного? От каждодневного, обыденного и тривиального?
Я таких людей не встречал. :)))
Так что «читать утомительно» или неинтересно… Особенно когда о том говорит не единственный (читатель) критик…
Может быть и не такой уж и субъективизм так-то…
Не как подачу данных, а скорее как их оценку.
Математика — это лишь попытка описать эту вселенную…
Попытка, которая пока ещё до конца не увенчалась успехом.
Первое слово требует уточнения. Дерматит или дермантин?
Либо нозология. Либо сборная из разных областей. Но по контексту тут сборная просится
По контексту — мухи и котлеты, из разных областей.
Спасибо, вежливый критик…
Например: какая связь «правильного мировоззрения» критика с «как долго автор писал и кому посвятил»?
Мировоззрение критика к ценности рецензируемого текста не то что мало, вообще никакого отношения не имеет.
По канону каждый критик в рецензии, помимо оценки единства формы и содержания, должен дать оценку актуальности тематики (что написано) и проблематики (зачем написано) с точки зрения эстетики, нравственности и социальной значимости литературных произведений на сегодняшний день. А каково при этом его мировоззрение (правильное или неправильное) — это его сугубо частное дело.
Цитата — Только автор ведает всю подноготную текста, только ему доступен уникальный жизненный опыт и правильное мировоззрение.
Все правильно, вообще никакого. Очередная моя фигура острого сарказма. Очень часто автор настаивает на том, что его не понимают, потому что критик не имеет сравнимого с ним опыта, (не охотился на кабана, не знает, как кошелка выглядит и так далее...).
Самое распространенное — я так увидел.)