Вежливый критик (тренинг)

  • Самородок
  • Опубликовано на Дзен
Вежливый критик (тренинг)

Сегодня мы продолжим понравившуюся читателю тему млекопитаевщины в литературе.  Многие уже знакомы с "Лошадиным коннезаводством..." и тренингом "Десять шагов к славе". Сегодня  маэстро Млекопитаев порассуждает о критике и графомании, даст уроки вежливости. 

Иногда явление графомании понимают неверно. Что есть графомания, по сути? Не искажённое ли восприятие — помутнение разума критика от зависти к плодовитому и амбициозному автору? Стоит кому-то выдать больше одного рассказа в неделю — как тут же возникают обидные метафоры: мол, начписы заполонили интернет, как борщевик Подмосковье.

Между прочим, борщевик тоже требует ухода. Он не терпит грубого вмешательства — особенно, когда всякий дачник ломает ему стебли и обзывает сорняком.

Вот ещё одна излюбленная фигура критического стиля — «пишет, будто кафель гвоздями прибивает». Ну и пусть прибивает! Зато прочно. В прозе всё решает фабула: если она крепка — снесёт на холке любой стиль, даже самый «гвоздатый». А мелкие огрехи — для того и корректор найдется — небось, за ним не заржавеет. Есть, как известно, старая русская пословица: пуля — дура, а штык — молодец. Что уж говорить про гвоздь вместо пера.

Критика должна быть объективной и вежливой. Хотя объективность — вещь почти недостижимая. Только автор ведает всю подноготную текста, только ему доступен уникальный жизненный опыт и правильное мировоззрение. Критик — он словно слепой котёнок. Хотя котята, как известно, бывают особенно шкодливы, когда их перекормят молоком.

Подобие объективности возможно лишь в одном случае: если критик способен разглядеть в тексте все достоинства. В противном случае — это уже не критика, а голый субъективизм. А то и вовсе завуалированная месть — за то, может быть, что в детстве нянька уронила.

Похвала — вещь тонкая. Тут нужен вкус и такт. Хвалить надо осторожно, вдумчиво, с заботой о том, как ваши слова отзовутся на амбиции автора. Настоящая объективность — не в сухих обобщениях, а в конкретике. Если хвалите, не позволяйте себе кратких, ленивых отзывов.

Если вы уж называете себя критиком — приведите положительные примеры, проанализируйте, разложите текст на составляющие, где четко проступает талантище автора. Иначе какой вы критик? Комментарий в духе «мне понравилось» — это не мнение, а испуг перед ответственностью.

Главное правило — любое произведение нужно читать до конца. Это вам не щи лаптем хлебать. На кухне, согласен, хозяйка только ложку поднесла к носу — и сразу поняла: борщ тухлый. В прозе так не выйдет. Тут нужно выхлебать всю «кастрюлю», до последней капли. Даже если выворачивает. Даже если глаза слезятся от каждого абзаца. Если автор это стерпел, когда строчил, — и вы стерпите, милые мои.

Начинающим критикам сложно быть объективными — нет ни опыта, ни читательской выносливости, ни, зачастую, эмпатии. Они пока не могут родить те бездны искренних дифирамбов, которыми блистают матерые ценители. Ну так хоть притворитесь! Выдавите из себя сухой, мелкий, но честный комплимент. Да-да, именно выдавите. Это как анализы в поликлинике — неприятно, но необходимо.

А уж кто не может и этого — тем нужен курс. Для таких вот неумёх опытный писатель Млекопитаев, так и быть, расщедрился. Утомившись от рецензий в три слова, основал серию уроков вежливости для людей, мнящих себя критиками. Итак, приступим.

Урок №1. Учимся вежливо критиковать безграмотность.

Да, порой начинающий писатель делает ляпы. Более того — не знает, как оформить прямую речь, где ставить запятую, а где тире. С деепричастиями — беда вселенская. Местами речь такая косноязычная, будто писал не иностранец даже, а глухонемой от рождения, да ещё и стукнутый по черепушке стопкой пыльных словарей.

Но так ли это важно, если в тексте есть крепкая, увлекательная фабула? Конечно, нет. Стиль можно подчистить. Мыслишки-то все на месте небось сидят как гвозди. А вот фабулу задним числом не всунешь, как петрушку в суп.

Критику в этом случае следует проявлять снисходительность и понимать причины подобных шероховатостей. Главное — правильно подобрать формулировки. Давайте потренируемся:

А) Да, автор слегка отходит от прописи. Но, согласитесь, в интернете сейчас так пишут многие. Даже искусственный интеллект не возмутился бы.

Б) Мы наблюдаем лёгкую небрежность: пять ляпов в первых двух абзацах. Однако это объяснимо — автор использует ограниченное третье лицо и несобственно-прямую речь. А стилистическая неточность придаёт нарративу живость и естественность.

В) Не стоит зацикливаться на отдельных ошибках. Ну, перепутал автор значение слова — бывает. Не все же пишут, глядя в толковый словарь. Впрочем, любая оговорка вписывается в авторский замысел.

Важно помнить: хороший критик не тычет пальцем в корявый текст, а ищет, что за ним стоит. Может быть, за этой корявостью великая идея спасения животного мира родилась?

Урок №2. Жанровая шпаргалка имени Млекопитаева.

Начинающий автор, как и его доверчивый читатель, зачастую слабо ориентируется в жанровых рамках. Но не беда! На помощь приходит методичка. Слева — эмоциональная реакция критика. Справа — корректная, вежливая жанровая формулировка. Смотрите, как всё просто:

•Что за бред сивой кобылы? — магреал.

•Боже! О чём это вообще?! — постмодернизм.

•Какой мрачный, тошнотворный идиотизм! — пост-апокалипсис.

•Какая слащавая пошлятина! — эротика.

•Это полный отстой! — антиутопия.

•Привет, деменция! — сюрреализм.

•Похоже, сову натянули на глобус, — научная фантастика.

•Какой криворукий копипаст! — фанфик.

•Слямзил у Роулинг, да? — фэнтези.

•Не пора ли в детский сад? — подростковое фэнтези.

•Нет, даже в детский сад это не возьмут, — пишет под Н.Носова.

•Похоже, это взгляд изнутри мозга кота, — народный эпос.

•Похоже, это взгляд изнутри мозга птицы, — городское фэнтези.

•Здесь вообще ничего не сложилось! — мелодрама.

•Это тихий ужас… — хоррор.

Пользуйтесь шпаргалкой при первых приступах критиканства. Это спасёт вас от грубости, а автора — от нервного срыва.

Урок №3. Как критиковать форму, не расплескав суть?

Когда вы уже уверенно различаете жанры, можно переходить к следующему этапу — разбору формы и композиции. Здесь действуем по той же схеме: реакция — интерпретация. Умение облекать раздражение в вежливую обёртку — главное оружие цивилизованного литератора.

•Ни смысла, ни интриги, ни действия… — милая, нежная зарисовка.

•Матерь божья! А где сюжет?! — поток сознания.

•Продинамили с подробностями… — динамичный рассказ.

•Совсем худо с идеями, — прочувственный очерк.

•Одна лишь голая фабула, — рассказ, возбуждающий воображение.

•Финал потерялся где-то по дороге, — открытая концовка.

•Может, принтер сломался? — поиск нестандартного завершения.

•Опять Красная Шапка? Серьёзно? — оригинальный фандоп.

•Вы слыхали слово “художественный”? — написано в духе времени.

•Сюжет плоский, как лист фанеры, — тонкая работа.

•Навалил, брат, картона! — широкие выразительные мазки.

•Автор путает дерматин и дерматоз… — незамыленный взгляд.

•Бесконечно затянуто! — рассказ, который затягивает.

•Опять рояль в кустах? — внезапный твист.

•Сюжет плутает в трёх соснах, — мощная интрига.

Урок №4. Как не утонуть в бреде, но намекнуть на логику.

Следующий рубеж — логика повествования и ясность изложения.

Это больная тема. На этих граблях пляшут все — и новички, и бывалые. Тем больше поводов подойти к критике с тактом и участием. Ниже — подсказки, как заменить разрушительную реакцию на конструктивную рецензию.

•Фразы, фразы, а по сути — пустота! — автор проникает в стратосферу мысли.

•Невыносимая банальщина! — автор умеет излагать популярно.

•Намешал мух с котлетами… — пишет эклектично.

•Полный провал с логикой! — написано сказочно.

•Страшную демагогию развели… — в рассказе уйма философии.

•Такого адского сумбура нигде не видел! — вихри сюжета погружают в водоворот мысли.

•Опять изобрели велосипед? — чёрт возьми, как это изобретательно!

•Ужасная нелепица вышла! — фантасмагория, достойная Нобелевской премии.

Урок №5. Эмоции, послевкусие и другие тонкости восприятия.

Теперь, друзья, обратимся к эмоциональным оценкам текста и анализу средств выразительности. Всё зависит от чувств, которые испытывает читатель, и от их корректной интерпретации.

Критика взращивается на эмоциях. Главное — не выдать свой культурный шок за литературный приговор. Помните: в каждом раздражителе рождается скрытая похвала, нужно лишь уметь её извлечь и преподнести достойно. Вот как это делается:

•Слащаво, как морковь в сахаре… — текст оставляет приятное послевкусие.

•Автор усердно выдавливает слезу, подкидывает хромых собачек… — как это безумно трогательно!

•Такой тягомотины в жизни не встречал! — с нетерпением ждёшь финала.

•Увы, не смог дочитать… — текст вдохновляет вернуться к нему ещё раз.

•Чувства юмора не замечено, — написано драматично.

•Пошловато, но сойдёт, — вполне милый рассказ.

•Пошло прямо до спазмов! — уверен, это зайдёт на Дзен.

Урок #6. Как критиковать стиль, если ты не филолог?

Братья во литературе, ну мы же с вами не филологи. Даже, прости господи, не лингвисты. Не будем усложнять!

Давайте проще — доверимся интуиции, ассоциациям и здравой читательской реакции.

Стиль — штука тонкая. Чтобы о нём говорить, не обязательно цитировать академические труды. Иногда достаточно одной яркой метафоры — и всё становится понятно.

•Упоротый стиль… — пишет с упором на стиль.

•Перловка (каша из перлов)… — взращивает пупырышки на жемчужинах.

•Махровая канцелярщина… — использует язык традиции.

•Шероховато, занозисто… — цепляет.

•Не стиль, а жидкий гудрон… — залипательно.

•Канделябры повсюду… — готический стиль.

•Словно бетон в яму заливает… — пишет основательно. 

+10
07:00
1226
08:38
+2
Нет, на Дзене это не зайдёт )
Ведь не научная фантастика, мало философии, слишком уж ждёшь финала-вывода и совсем без упора на стиль
)))

А сказать просто «мне понравилось» первая часть тренинга не позволяет. Эх, ну зацепиться не за что )))
08:42
+2
08:45
+2
Ну, вдохновляет вернуться еще раз, наверное… rofl
08:51
+1
08:40 (отредактировано)
+4
Классная статья! thumbsupВ избранное положу. Наверняка пригодится для подсказок тем, кто не ведает, чем критиканство от критики отличается.
Хотя, дуэли вовсе не для критики существуют, так-то. В инструкции написано, что «выбрать лучшую и в комментариях к ней написать «ГОЛОС» + обоснование в свободной форме, чем эта работа лучше. Почему выбрали именно это произведение. Что вам в ней понравилось?»
Инструкция к критике вовсе не призывает. И тем более к критиканству.
08:45
+3
Спасибо!
08:52
+1
Инструкция к критике вовсе не призывает.
интересное замечание. получается, если не нравится — проходишь мимо, а нравится — голосуешь и пишешь почему. Да не, научная фантастика! )
09:04
+2
Действительно, не призывает, но, с дугой стороны, приветствуется комментарий ко всем работам, а голос остается только у одной (если он вообще формируется). Следовательно, даже хвалебный комментарий в чем-то критический, относительно более хвалебного. eyeseyeseyes
09:07 (отредактировано)
+2
приветствуется комментарий ко всем работам, а голос остается только у одной
да-да, лёгкая тень противоречия. что-то же надо писать у других дуэлянтов. а если вот действительно не понравилось?

тут «поток сознания» или «фантасмагория» очень могли быть помочь. И вообще, кому же не приятно, что его шедевр, скажем, а) изобретателен или б) достоин Нобелевской премии? wink
Зачем же мимо проходить? Можно написать: не нравится применённый лексикон. Это сильно отличается от развёрнутой критики, которая придирается (обоснованно) к каждому моменту, и ещё сильнее отличается от критиканства, которым кишит Слон.
09:11 (отредактировано)
+1
Вот именно. Относительно критический. А не попытка выстроить из себя профессионального критика. Чаще всего не получается.
09:11
+2
а себя выразить, показать высоты глубины и длинноты ширины? Хотя последнее у меня, конечно, магреал. )

Но всё же! Куда деть ЧСВ? Бороду я сбрею, а умище… ©
09:13
+2
Надо брать пример с опытных критиков. rofl, кстати, большая часть формулировок взята из жизни.
Да, с этим не поспоришь. laughВсё, ушла варить гороховый суп.
09:19
+1
да, это сила. Ещё таблицы бывают, где можно комбинировать начало, середину и прочие части высказываний. так сразу не найти, это про высказывания ученых о статьях. вроде «очень интересной темы», когда вообще неинтересно или там «плодотворного исполнения», когда ничего не готово и надо всё допиливать и всё такое
12:23
+2
Если уважаемый TNTim напишет свою критику (не критиканство, у него критика, только жесткая и даже жестокая) в адрес любого вашего произведения, вам так же продолжит нравиться эта статья?
12:26
+1
Это вряд ли)))
12:44
+7
Наверняка пригодится для подсказок тем, кто не ведает, чем критиканство от критики отличается

Да это легко, это все знают. Критика — это когда ты критикуешь. Критиканство — когда тебя)
Так он писал. smileИ критику, и критиканство. Начал с критиканства. И не он один. О чём я и поведала обществу в заключительном комментарии. Но обществу это не понравилось. laughИ я, разумеется, буду рада, если он продолжит именно критиковать. И по существу. А не так, что в тексте одно написано, а глаголят про другое.
13:27 (отредактировано)
+2
Нет. Вы написали просто афоризм. На самом деле критика это когда по делу, а критиканство это когда автор или не находит в такой «критике» полезной, аргументированной информации, или когда откровенное враньё поступает вместо критики, или когда пишут исключительно ради того, чтобы нахамить.
13:34
+3
Ну, лично я очень редко полезную информацию нахожу в критике (но может, плохо ищу).

А уж кто что пишет, чтобы нахамить, или с иной целью, мы вообще никогда не узнаем.

Так что это все очень субъективно.
А я нахожу.
Ну, может, люди и неосознанно хамят. unknownМожет, это просто в крови. Или от неумения обосновать свои слова. Возможно, они искренне считают, что хамством помогают в чём-то. Но это не точно. Скорей-всего прирождённые хамы просто первый раз свой срок земной отбывают. Пара-тройка реинкарнаций, и поведение уже будет более корректным и плодотворным.
23:20 (отредактировано)
+1
в адрес любого вашего произведения,

Извините, Чипирип, что-то не смог найти вашего произведения, которое я критиковал.
Если такое было, напомните, пожалуйста. Любопытны корни недовольства.
02:29
laughНа примере автора заметила))).
10:18
Не было такого.
08:50
+1
Все это было бы смешно… )
09:06
+1
Спасибо! dance
08:52
+3
А вы сам уже прошли этот великолепный курс?
08:54
+3
Вот прямо в процессе — перехожу на рельсы вежливости. thumbsup
Очень поддерживаю такое стремление! И не только вежливость желательна, но и объективность. Она даже важнее.
12:17
+6
То есть вежливости в критике для вас не существует?
Только если издеваться — тогда и честно, и искренне, и справедливо?
12:27 (отредактировано)
+1
Главное помнить: критика и кризис, пришедшие к нам от греков, у них там однокоренные слова ))

Кризис (κρίσις) происходит от глагола κρίνω, означающего «определять, выбирать». Древнегреческое слово κρίσις означало разбор, суд или приговор, решение.
Критика (κριτική) связана с древнегреческим κρίνω — «разделять», «отделять», «решать», «выносить суждение». Слово κριτική происходит от κριτής — «судья», «арбитр» (буквально «тот, кто различает»).
О! Теперь я догадываюсь, от чего произошло и слово «критиканство». Это слово — «судилище». pardon
18:35 (отредактировано)
+2
Если кратко: вежливость в критике, на мой взгляд, существует.
Давайте разберем случай, когда читатель или критик видит недостатки в произведении. Что касается читательского отзыва — тут все просто. Человек не может ошибиться в тех эмоциях, что он испытывает, правда? Отзывы могут быть полярными — это нормально, если произведение вообще затрагивает читателя. Отзывы могут быть ироничными, насмешливыми — это нормально и естественно.
Что касается критики с анализом элементов текста — на моей памяти в целом здесь на сайте (как с моими текстами, так и с чужими) почти вся критика была правильной в части конкретных замечаний. Иногда отдельные неточности поправляли другие авторы.

Дружит ли вежливость и правдивость с иронией? Думаю — да (и правила сайта это описывают), но есть нюансы — в виде реакции на критику. Не все реакции одинаково спокойны. Бывает так, что греха таить, критику… сильно не любят. Есть мнение здесь в дискуссии, что на дуэли, например, надо умалчивать (из вежливости?) недостатки, делая акцент на работе, где голос. У меня другое мнение.
Но что если возникнет ситуация, описанная в моем ироничном блоге? Я писал это в шутку. Вся серия про Млекопитаева — это серия памфлетов.
А что если люди всерьез согласны с таким подходом? Посмотрим по реакции… по дискуссии.
А как вы считаете?
18:45
+2
Вообще не понимаю, чего некоторые стали удивляться и задавать вопросы, что да почему. Разве нельзя просто повеселиться и провести тренинг?
Весьма оригинальная идея, кмк! wink
19:40
+1
Написал уже ниже, но уточню, в моем понимании вежливость имеет рамки — это правила сайта, ориентиры, задаваемые другими критиками и уровень самого текста.
Вежливость, переходящая всякие рамки — это уже предмет сатиры.
03:30
+2
Ага, обоюдоострое оружие сатира-то. Бьёт и по тем, кто черное за белое выдает, и по тем, кто это избыточно высмеивает. Это ценное замечание. Уже без всяких хиханек ;)
19:25
+3
Человек не может ошибиться в тех эмоциях, что он испытывает, правда?

Еще как может.
Если бы читатель познал дзен перед началом чтения и очистил разум свой до состояния чистого листа, то и тогда бы ошибся. Потому что люди не властны над своими эмоциями.
Обычно человек тащит с собой разные заготовленные за день, месяц и год эмоции и уже в процессе чтения их как-то реализует, трансформирует и применяет.

Один и тот же человек может прочитать текст по-разному.
Я на себе проверял.
Попробуйте одно и то же произведение прочитать после работы, уставшим, а потом на свежую голову перечитайте в выходной, за чашкой кофечая.

В общем, мы постоянно ошибаемся в наших эмоциях.
Они для этого нам и нужны, чтобы иметь возможность законно ошибаться.
19:43
+2
Ну, может, вы правы, эмоциональная нестабильность встречается. bravo
Кстати, был эксперимент, где судьи и учителя после приема глюкозы улучшали приговор и оценку. Надо читателей кормить глюкозой :))) И да — люди тащат эмоции из прошлых ситуаций. Но все это — некий естественный фон, его не вычеркнешь. Остается принимать как есть.
13:50
+3
Вообще, доброжелательность хороша в любом общении, творческое — не исключение.
Ну ладно, юмор это тоже хорошо.
Думаю, что в начале сочинительства мне помогало ВСЁ, любое «критиканство», любая информация о написанном, любое мнение. Только поняла я это значительно позже. А тогда некоторые резкие отзывы сочла бесполезными и обидными.
19:26
+3
Рад, что вы так считаете, мне тоже повезло — почти вся критика в адрес моих текстов была полезна. Например, мне рекомендовали «резать картон», что я с удовольствием делал.
20:00
+2
А тогда некоторые резкие отзывы сочла бесполезными и обидными.

Ну, если они по-существу, почему бы нет?
litclubbs.ru/posts/7640-vezhlivyi-kritik-trening.html#comment_1082098
15:23
+3
"""«Главное правило — любое произведение нужно читать до конца. Это вам не щи лаптем хлебать. На кухне, согласен, хозяйка только ложку поднесла к носу — и сразу поняла: борщ тухлый. В прозе так не выйдет. Тут нужно выхлебать всю «кастрюлю», до последней капли. Даже если выворачивает. Даже если глаза слезятся от каждого абзаца. Если автор это стерпел, когда строчил, — и вы стерпите, милые мои.

****
Просто интересно, ради чего, если это не оплачиваемая работа или взятые обязательства типа конкурса, это терпеть? :)
16:28
+1
Но это же сарказм)
18:18
В каждой шутке только доля шутки.
18:21
+1
В каждой шутке есть доля правды, вообще-то. Ну эт я так — чисто напомнить истоки)
18:39 (отредактировано)
Хорошо, в каждой доле есть доля доли )))

А вот доли целого уже нет, ведь она же доля
19:29
+3
Конечно, сарказм, а если такое мнение действительно встретится где-то в комментариях на полном серьезе, надеюсь, все понимают, что не моя сатира тому виной.
19:47
+1
Истоки не знаю, это любимая присказка моего старого друга, от него и почерпнула)
19:48
+1
Ну такое мнение среди авторов вообще не редкость.
21:01
Ниче не знаю. Вы в ответе за тех, кого приручили научили))
20:07
+2
«Главное правило — любое произведение нужно читать до конца.

Просто интересно, ради чего, если это не оплачиваемая работа или взятые обязательства типа конкурса, это терпеть? :)

Совершенно согласен.
Тем более на интернет-ресурсах.
Не нравится — да на фиг, найдется что-нибудь интереснее всегда.
Другое дело — если захочется помочь автору. Что-нибудь подсказать. Тогда все зависит от самого автора. Пошлет автор нафиг — да и бог с ним.
12:32
+1
Рамки этой помощи всё равно определяет помогающий. Выловить одну опечатку в первом предложении тоже помощь.
05:34
Вот и я подумала. Если в первом абзаце — ашипка на ашипке — продолжайте читать дальше и надеяться на лучшее…)))
16:34
+4
Ответ на вопрос в первом абзаце: нет )
Тренироваться, пожалуй не буду, я ж не критик, зачем мне уметь критиковать? crazy
Но главное, что мне не понятно: кого именно стебут и стебут ли вообще. eyes
16:52 (отредактировано)
+2
По мотивам каких-то недавних событий очевидно. Когда… Но я точно-то не знаю. Ни одной оригинальной идеи, сплошной магреализм на уме и ограниченные третьи лица ;)
17:34
+2
Да, проскальзывает что-то такое, как будто любимую мозоль оттоптали вдохновили на подвиги во имя искусства crazy
18:51 (отредактировано)
+2
А впрочем для веселья часто не надо особых причин. На то оно и веселье )
17:06
+2
кого именно стебут и стебут ли вообще. 

Хотелось бы, чтобы, в первую очередь, самого себя. Но надежды на это маловато)
17:33
+3
Не, ну а вдруг? )
19:08
+2
Позвольте ответить на все вопросы.
Кого стебут?
Серия про Млекопитаева — серия памфлетов. Мне чужд вопрос «кого» — вопрос неверно направлен, скорее — «что». Ирония, сатира памфлетов, как я надеюсь, призвана выявить ряд явлений и трендов вопросах критики и написания текстов — и посмеяться над ними. Ну, поплакать тоже не запрещается. Мне кажется, многие примеры плотно пересекаются с практикой. В каком виде и контексте — судить вам.

18:15 (отредактировано)
+2
Это всё, конечно, прикольно и забавно.
Только в какой раздел пристроить«словесный понос»?
Помнится, автор этого блога так прошелся по одному из рассказов совсем недавно.
18:38
+1
Разновидность потока сознания, кмк
18:44 (отредактировано)
+3
С удовольствием вам отвечу. Во-первых, это для меня скорей исключение, чем правило. Я люблю иронию, но иронию вежливую. Во-вторых, как я уже писал, меня спровоцировала на данное слово сама дуэль. Потому что в одном рассказе автор боролся усиленно с поносом, а в другом перепутал кал с каллами (цветами). В плане критериев вежливости, продолжая свой ответ выше, отмечаю три ориентира — я ориентируюсь на правила сайта, других критиков и на уровень текста.
19:59
+3
Я думаю, «словесный понос» — более чем вежливое определение для некоторых творений. Предложу свой вариант замены «словесному поносу» — как-то жиденько. Или — сюжет неоформленный, или — повествование резкое и неожиданное.
21:09
+1
Убеждена, что ориентир должен быть только один.
Необходимый и достаточный.
И его нет в вашем списке.
21:40 (отредактировано)
+1
Приведите его, обсудим. Я учитываю позиции других критиков.
08:58
+4
Доброжелательность
16:25 (отредактировано)
+3
Согласен, позиция любого критика вообще здесь на сайте — это миссия предельной доброжелательности и невероятной терпимости. Я вообще удивляюсь, что критика не вымерла под напором нападок.

По сути, что происходит? Критик добровольно читает порой, что греха таить, малоприятный безграмотный текст, вникает в путаницу, тонны сумбура, терпеливо разбирает корявые фразы, ищет какой-то смысл, где его зачастую и нет. Потом дает подробный вежливый комментарий, честный разбор, со всеми тонкостями, что можно использовать как основу культурного развития не только автора, но и сообщества сайта в целом. Никогда не ставит минусы, а часто плюсы.
18:11
+4
Критик при этом всегда что-то ценное получает для себя) Как минимум чувствует себя филантропом)
18:21
+2
Да, критик, прежде всего сам учится — тренирует навык редактуры, навык письма, вырабатывает антитела к наиболее распространенным «вирусам» писанины, расширяет кругозор, это своего рода семинар. Если в параллели с изучением критики классики — и книжек по стилю — вообще здорово.
18:48
+2
У Стивена Кинга была такая мысль, что многому можно научиться, читая хорошие книги, но ничуть не меньше — читая плохие. Подробный разбор произведения и изложение всего этого на бумаге дает не только представление о том «как надо» или «как не надо» (прежде всего самому себе), но и в очередной раз заставляет упражняться в писательском мастерстве, объясняя, почему залипательный рассказ автора остался с открытым финалом, хотя изложено популярно. Конечно, текст вдохновляет вернуться к нему ещё раз, но… Постмодернизм, мать его за ногу, бред сивой кобылы))
21:11
+3
Какой смысл быть недоброжелательным?
И, в конечном итоге, не конструктивным?
Злобности и так хватает.
Ею соцсети переполнены, я уж не говорю о реальности.
Для того, чтобы высказать своё «фи», ума не надо.
А вот не только указать на недостатки, но и показать возможности роста — это и есть настоящее взаимодействие и сотрудничество.
22:34 (отредактировано)
+2
Зоны роста… это важно. Помнится, захотелось серфингом заняться. Девушка на океане (опытная) сказала: «Купи детскую доску за десятку, до конца лета лежи на пузе в 100 метрах, если не утонешь, на следующий сезон поговорим». Здесь похожая система: опытные критики, из филологов, советуют: Розенталь, Галь, пробный ЕГЭ, Шмид, Виноградов и т.д. — вот они — наши зоны роста. А если кому-то повезло, и указали его индивидуальный косяк — это ж здорово.
05:36
+1
20:01
+2
Статья классная, подняли настроение)) «Школа молодого критика».
20:02
+2
Спасибо большое!
23:41
+4
Главное правило — любое произведение нужно читать до конца.
Так и делаю, иногда стиснув зубы, но если не дочитала, комментарий не пишу.
08:57
+2
Это очень важно, не просто дочитать, а читать.
Вдумываться.
Я с этим иногда сталкиваюсь.
Не прочитают внимательно и начинают додумывать
Лучше вообще не комментировать.
23:32
+3
Первый, не соглашусь с «начинают додумывать» и «лучше не комментировать».
Априори любой комментарий, отзыв и профи-критика есть частное мнение и субъективная оценка — тем интересны и важны, ибо каждый отталкивается от собственного уровня образования/эрудированности, воззрений и мировосприятия. Если мнение читателя о тексте не совпадает с авторским — лучший звоночек для литератора «а то ли и так ли он пишет?».
23:37
+2
и нередко бывает, что людям так хочется показать собственный уровень образования/эрудированности, воззрений и мировосприятия, что до текста почти не доходит)
23:52
+2
ffairhair, все мы — разные, кто как привык, тот так и выражает собственные мысли. И по сути это вопрос взаимопонимания, а мы своих-то детей не всегда понимаем)
06:49
+2
Котлеты отдельно, мухи отдельно. laugh
Комментарий не может быть полноценным без нормального прочтения.
В противном случае, это просто введение в заблуждение других участников диспута
16:40
+4
Комментарий не может быть полноценным без нормального прочтения.
Разумеется, но вы можете только предполагать насколько читатель внимательно прочел и переварил текст.
18:42
+1
Это сразу видно, как говорится, невооружённым глазом
19:50 (отредактировано)
+3
К вопросу о вежливости и о чтении до конца. Возьмем для примера отзывы великих критиков о повести Достоевского «Двойник». (подробно здесь

«Фантастическое в наше время может иметь место только в домах умалишенных, а не в литературе, и находиться в заведывании врачей…» Белинский.
«На эту дрянь у меня нет свободного времени». «Морализирующая блевотина» Ленин.
«Гадость, завязка преглупая, читать утомительно». Добролюбов.
20:00
Никогда не слышала о таком произведении.
Наверное, недаром laugh
Вот это да. Видимо, не переведутся гнусные словечки из уст критикующих на земле русской.
А «Двойник» название увлекательное. Люблю про двойников произведения.
03:34
+1
Про «до конца ». На Фантлабе это в регламенте конкурсов. Если не дочитал, вроде как и судить не можешь. Но то ведь – на конкурсах. В обычной жизни всякое бывает.

Хотя дуэли – разновидность же конкурсов. Хорошо, что в правилах Слона «до конца» не значится.
04:53
+2
Тут может выйти как у Чехова в рассказе «Драма»
«Как приговоренный к казни и уверенный в невозможности помилования, Павел Васильевич уж не ждал конца...
18:39 (отредактировано)
+5
Критика должна быть объективной и вежливой.

В идеале — да.
Но — одно дело, когда вы пишете критическую статью в журнал «Москва» или «Иностранная литература», а другое — когда пишете в какую-нибудь интернет-помойку, где никто и ничем вам не обязан. А не обязан хотя бы потому, что вы — никто. Ну, раз пишете в интернет-помойку, а не в «Науку и жизнь».
А что такое интернет-помойка? А это место, где пишут всё, что угодно и плюют на правила. Любые.
Вот, например: стихи без знаков препинания. Авторы плюют на установленные правила грамматики? Плюют. И что? Интернет дозволям! Можно вытирать ноги обо все, что только существует.
Вопрос: а почему критик должен быть вежлив и культурен на помойке? Да его просто не поймут бомжи, которые там обитают! Они же (эти бомжи) даже препинаков не знают! А если знают — отменили их нафиг. Им так легче жить. Они в этом даже эстетическое наслаждение находят. Как в дохлой селедке, выкопанной из кучи дерьма на свалке.
Поэтому необходимо различать деятельность критиков в зависимости от места их нахождения.
В помойке они или в приличном обществе обитают.
Извините, но накипело.
*и все-таки — я в чем-то прав!* rofl
18:50
+3
Спасибо! Вы выразили то, что накипело, это правильно. Похожие мысли я скрыл под слоем сарказма. И вежливость, конечно, соизмеряется с аудиторией.
19:06 (отредактировано)
+4
Ну, вы политически грамотно поступили, применив слой сарказма.)
А я просто живу. И сейчас обязательно прилетят те обитатели, которые обвинят меня в оскорблении селедки сообщества.
Ну, блогу ни один срач еще не помешал.))
20:07
+2
Интернет расхолаживает. Каждый имеет право высказаться, хотя в реальной жизни большинству вообще варежку разевать не стоит. И вот так на условиях анонимности тухлая селедка становится «авторским видением», а куча дерьма — инсталляцией на тему (какую-то). И пусть летят обитатели со своими оскорбленными чувствами. В этом строю Вы не один))
20:13 (отредактировано)
+5
В этом строю Вы не один))

Да, большое спасибо.)
Только забанят обязательно меня.))
*ну, если настучат*)))
20:20
+1
Прикройтесь щитом сарказма laugh
22:11
+3
И сейчас обязательно прилетят те обитатели, которые обвинят меня в оскорблении селедки сообщества.


Мне скорее интересно, что вы такие умные и красивые тут забыли)
23:38
+3
Интернет расхолаживает.
Все равно, что на зеркало пенять. Всё от человека зависит.
03:00
+1
Всё от человека зависит

Чиновники берут взятки — Ну, все от человека зависит.
Наркоманы убивают ради дозы — Ну, все от человека зависит.
Алкоголики лупят своих жен — Ну, все от человека зависит.
Так-то вообще все, что происходит, зависит от самого человека. Это не аргумент.
06:34 (отредактировано)
+1
так на условиях анонимности тухлая селедка становится «авторским видением», а куча дерьма — инсталляцией на тему (какую-то).


… или экспертным мнением критика с «острым сарказмом» pardon
16:36
+2
Это не аргумент.
Boris Normann, беспредметный разговор, ибо достаточно вариантов решения каждой задачи/проблемы.
05:38
+3
И меня.) а настучат — обязательно.)
05:40
+4
То есть, если комментарий хвалебный — это экспертное мнение критика, а если нет — то сам дурак?)
09:31
+1
Ну разумеется, бестолковыми бывают и хвалебные коменты и ругательные.

Но хвалебные хотя бы автору приятны.
15:46
+3
ffairhair, а мы здесь для того, чтобы делать друг другу приятно?
16:42
+1
Могу даже перечислить бестолковые банальные комментарии.)
17:13
+2
Да, конечно.

Причем, под «здесь» я предлагаю понимать планету Земля.
17:26
+2
Ай, молодец! Как здесь говорят «ну штош, слив защитан», но в моем понимании сюда начинающие авторы приходят совершенствовать навыки писательства.
18:30
+1
Разве одно другому мешает?)
18:43
+1
А вы сами к ним не относитесь? Вы с какой целью приходите?
19:48
+2
Лоторо, что одно и что другое? Приятно друг другу можно делать подарками, общением, посвящением стихов/рассказов/рисунков.
А незаслуженная похвала априори мешает прокачать писательский навык.
19:49
это другое
19:55
+2
Нет. И не разделяю продавливания посыла «хвалебные хотя бы автору приятны» на литературном портале.
ffairhair, в вопросе замены критических комментариев хвалебными мы не сойдемся, посему не вижу смысла в продолжении полемики.
20:05
+1
так это вы мне пишете, и здесь, и в личные сообщения.
я вообще никакой полемики не хочу.
22:48
+2
Аналогично.
10:58
Совершенствование навыков и делание друг другу приятно)
22:05
+3
Ну если считать какое-то место помойкой и на этом основании плевать на пол и сморкаться в шторы, да ещё и при попустительстве хозяев, то любое место объективно станет помойкой) А если на помойке вести себя аккуратно, цветочки высаживать и не множить мусор, то и помойка постепенно станет цветущим садом) С себя надо начинать, а не жизньтакайкать)
23:04
+3
С себя надо начинать, а не жизньтакайкать)

Это вы мне?)
Я давным-давно с себя начал. Точнее — никогда и не кончал, а был в процессе.
До сих пор пирожки с прописных пишу и с препинаками. И писать буду. Потому что препинаки могут чему-либо или кому-либо только в помойке помешать.
Так что не надо тут вот это вот.)
Ешьте свою селедку сами.
23:35
+5
Поэтому необходимо различать деятельность критиков в зависимости от места их нахождения.
Казус, а я вот не вижу разницы. По мне, так если уж взялся за что-либо, делай хорошо.
23:38
+2
вот тут согласна)
12:35
+2
Типа: я тут цветочки конечно посажу, но брезгливо называть место помойкой не перестану?:)
05:38
+3
Я вот всегда вежливо пишу — текст слабый и банальный. Все сразу обижаются.)
05:40
+2
Я не думаю, что это относится к текстам.)
06:45
+1
Это относится к месту, где эти тексты содержатся: форуму или сайту)
09:03 (отредактировано)
+1
Щаз я тебя раскритикую в хлам. glass
Ты пишешь — текст слабый.
Текст слабым может быть только если он безграмотный. А вообще текст — это просто текст. Отчёт об осеменении крупного рогатого скота — тоже текст. И если в нём написано: осеменено двадцать КАРОВ — тогда он безграмотный. А если КОРОВ, тогда грамотный. Но слабый или сильный — критерий не для текста.
А вот стихотворение или даже рассказ, роман и т. д. это не только текст, но ещё и образность, красота слога, лёгкость его же и пр.
Поэтому писать нужно: стихотворение — говно слабое.
Вот тогда будет всё понятно совсем другое дело. crazy
Тогда мы все — как в раю заживем…
09:30
+2
Текст — это официальное название, когда открываешь Публикацию, не? Вот когда там будет «образность, красота слога, легкость его же и пр.» — тогда я и назову его стихотворением.)
А слабый текст — это не только ашипки языка), это и тяжелые инверсии, и впихнуть невпихуяемое.

вот по поводу Прелесть беспредельная — Для чего, спросИте Вы,
Добродетели мертвы.
Что не так с первой строкой? Как по мне — это безграмотно, но Водопад сказал — все в порядке. Мне русский язык и не совсем родной, может, но…)
09:43 (отредактировано)
+1
Да, но безграмотность здесь несколько иная.
Глагол «спросИте» использован здесь в повелительном наклонении. И это не ошибка. Но в таком случае необходимо втыкать прямую речь.
«Отчего, — спросите вы, — добродетели мертвы?»
Вот так будет грамотно.
Хотя слово «отчего» я бы заменил на «почему».
09:50 (отредактировано)
+1
Правильно будет — прозой — Вы спрОсите отчего мертвы добродетели. Или — а вы спросИте — отчего мертвы добродетели.
Помнишь как у Довлатова — ты что, совсем нае… ся?
15:44
+1
Независимо от наклонения глагола: спрОсите (изъявительное), спросИте (повелительное) — достаточно запятой.
Вы спрОсите, отчего добродетели мертвы?
Вы спросИте, отчего добродетели мертвы!
Отчего, — вы спрОсИте, — добродетели мертвы?

16:06 (отредактировано)
+1
Да я не про запятую, а про ударение.)
22:36 (отредактировано)
+4
Не, чёта какая-то странная аргументация у Вас…
Во-первых про борщевик…
Он ядовит так-то…
Образ хороший, но не в пользу автора. Звучит, как попытка в шутку… Но не смешно. smile
Дальше… Критик — котёнок.
Отнюдь! Бывают разные, ясен пень, но, собственно, с каких херофф? :)))
Критик — есть корректор. Ему приходится стать корректором.
Проблема автора-графомана — в отсутствии критического мышления.
Он позволяет чужим людям… оценивать, критиковать и корректировать свой текст! smileВеличайшая глупость! :)))
Знаете, почему я не имею серьёзной критики своих текстов? Ну, во-первых боятся связываться… А во-вторых…
Я безбожно критикую сам свои тексты до их публикации. Сам. Поэтому, возможно, их у меня так не много…
А зачем в эфир неоткорректированный фуфел гнать? Кому это (поможет) надо? smile
Ладно…
Объективной и вежливой критика быть должна?
:))
Всякий текст нужно читать до конца?
:))))
Знаете… Я и от начала не двинусь, если текст (тема, или идея) не интересен.
То есть… Если мы говорим о расказах… Нет интриги, нет первой фразы, сцены или абзаца, которые увлекают и затягивают в текст? Аривидерчи, уважаемый автор! Я не стану углубляться, как бы там глубоко дальше бы ни было. Интерес. Обеспечьте пожалуйста с первых строк. Не должен читатель мучить сам себя Вашим унылым текстом.
Очень много спорных тезисов в Вашем блоге.
Не обессудьте. Как есть. :))
22:49 (отредактировано)
+2
За критику спасибо. Это были сарказмы: читать до конца, борщевик, котенок, объективность и вообще все. Видимо, переборщил… crazy
23:00 (отредактировано)
+2
Сэр ТNTim… как по мне… так есть немного.
Переборщили, вернее — недосказали… :)))
Скарказм, он требует отрицания на уровне эмоции. Этакая… констатация и стёб над очевидным. А Вы строите свою реальность (ну, так это выглядит) — поэтому воспринимается… вместо того, чтобы согласиться и простебать — выглядит спорно и хочется возразить… :)))
23:05
+1
Да, надо как-то больше обозначить, что сарказм. Подумаю.
23:20
+1
Добавил еще вводный абзац, но еще подумаю.
23:58
+3
Не должен читатель мучить сам себя Вашим унылым текстом.
Гроссмейстер, а разве кто-то заставляет?
Да, клуб ориентирован на помощь начписам, в том числе и комментариями опытных авторов. Но только "Хорошего творчества должно быть много" не случится, если читать и комментировать тексты исключительно из рубрики «Достойные внимания» и понравившиеся.
09:07 (отредактировано)
+4
Миледи… smile
Это база. Основа. Ключевой компонент этого волшебного зелья: «текст». :)))

Писатель… брат мой… пиши что хочешь. Но ты ж пишешь для людей (раз полез публиковать), не для себя. Ну так сделай всё возможное, чтобы читатель уделил твоим этим корявым… первым неуверенным буковкам внимание. :)))
Ну а как ещё ты собираешься вступать в коммуникацию с широким кругом читателей? Силой заставишь? Или тебе широкий круг не нужен? :))
Ну… тогда я, как критик, скажу тебе об этом. :)
Сразу, с первых строк поймав твоё уныние, нежелание, незаинтересованность во мне, как в читателе. :))
Привыкай. Такова твоя планида. Раз ты выбрал сей путь, раз встал на эту скользскую стезю… Думай с первых секунд, как теперь тебе быть дальше…
:))

Таков удел любого, кто стремится в творчество, искусство, мастерство, миледи. Любого и в любой области.
Чтобы стать художником, нужно уже быть художником. И после… методичной и кропотливой работой достичь высокого уровня мастерства.
Если кто-то полагает, что его строки сами по себе сразу с первых букв пышут новизной и… лучезарно сверкают и манят…
Эх, лучше узнать горькую правду от своих — от таких же горемык, кто уже успел убедиться в том, что этот Мир имеет какие-то немного иные запросы… и представления о прекрасном.
:)
16:43
+4
Писатель… брат мой… пиши что хочешь. Но ты ж пишешь для людей (раз полез публиковать), не для себя. Ну так сделай всё возможное, чтобы читатель уделил твоим этим корявым… первым неуверенным буковкам внимание. :)))
В точку!
16:46 (отредактировано)
+4
У меня эта фраза «Всякий текст нужно читать до конца?» звучала (по моей мысли) как жестокая насмешка — требование (прямо скажем, предмет спекуляции) автора, ослепленного амбициозностью, как и требование объективности. На практике бывает, первая фраза заставляет остановиться — настолько криво, косо и неграмотно. В принципе, если нет задачи судейства конкурса, читать дальше уже не имеет смысла. Объективность — тоже предмет спекуляции. В правилах сайта четко сказано — все мнения одинаково субъективны. Но автор якобы ждет, когда наконец придет «объективный» критик, который рассмотрит текст благосклонно (и прочитает до конца). Никогда. Даже если придет Добролюбов, он может написать то, что написал Достоевскому. «Гадость, завязка преглупая, читать утомительно».
05:41
+2
Вооот!
09:34
+1
К сожалению, титул опытный автор не всегда обозначает хороший автор.) А уж про сослучиком — ваще молчу.)
09:41
+2
А вот насчет субъективности — не совсем так. Начнем с самых азов, так сказать — глагольные рифмы, инверсии, обилие местоимений, штампы — это объективно.
А вот — читать утомительно, — да, субъективность. Чувствуете разницу?)
Я люблю анонимность — именно тогда люди чаще высказывают не отягощенное личными пристрастиями мнение. Вот не буду называть имён, недавно текст на дуэли получил один-единственный голос — мой голос, не текст.) комментаторы высказались честно. Но как только анонимность сняли и все узнали автор кто — текст сразу в Лучшие публикации недели, фейерверк, шампанское. Вывод?
12:46 (отредактировано)
+1
Ну вот… Задорно у Вас получилось. smile
И живо.
И с лёгкой безуминкой.
И вот… к сожалению, не ощутил я сарказма. :))
Он как бы сместился скорее в сюр, нежели в чистый юмор.
Ну потому что для юмора требуется общая реальность — попадание в реальность проблемы с последующим её (проблемы) осмеянием.
Возможно я сейчас сложно и непонятно изъясняюсь… Но юмор — это показав реальность, показать её нелепость. В отличии от сюра, когда логика изначально нарушена и о реальности (с которой пишется сюр) догадываешься лишь опосредованно. То есть, гротеск сюра гораздо выше, чем гротеск юмора.

Учтите, я изначально субъективен! (как, впрочем, и все прочие читатели, собственно) :)))
16:19 (отредактировано)
+2
Но юмор — это показав реальность, показать её нелепость. В отличие от сюра, когда логика изначально нарушена

Согласен, я тут увлекся, и вышло чересчур «изнутри».
16:22
+1
А вот насчет субъективности — не совсем так.

Ну да, мы стараемся объективизировать: грамматика, казалось бы, объективна, но и тут нюансы находятся…
16:39
+2
А в математике вы тоже нюансы найдёте?)
16:49
+1
В математике сложнее :))). Хотя помню золотые денечки, когда лекторы ставили трояк на экзамене за определения лектора с соседнего потока. eyes
17:01 (отредактировано)
+2
Кстати, я сам придерживаюсь мнения, что любые сомнения в написании, в стиле, в подборе слов — строгий сигнал переписать фразу. Даже если «так можно». Текст стилем «так можно» — не для художественной литературы.
22:44
+1
Прошу прощения… но Вы о поэзии говорите:
«Начнем с самых азов, так сказать — глагольные рифмы, инверсии, обилие местоимений, штампы — это объективно.»
А, как я понял, мистер ТNTim говорит здесь скорее о прозе. :))
Ну, а проза, в отличии от поэзии… обладая более сложным ритмом и иными целями (поэзия — это больше о… передать внутреннее через взаимодействие с внешним, а проза — описать всё-таки больше внешнее, непременно используя внутреннее, конечно, в том числе...) оценивается несколько иначе.
Да, в прозе тоже есть штампы. И банальности. А в каком искусстве их нет?
Но… Если стих либо откликнулся у читателя, попав в унисон, либо нет…
То прозаический текст… Тут надобны некоторые иные компоненты. Одним из ключевых я считаю интерес.
Казалось бы вещь субъективная…
Ан нет.
Интрига. Недосказанность. Тайна. То, что притягивает внимание читателя с первых строк… То, что должно усиливаться по ходу пьесы и развиваться к финалу.
Ну, а кому нужно неинтересное? Ну правда, Вы знаете таких людей? Которые кайфуют от банального? От очевидного? От каждодневного, обыденного и тривиального?
Я таких людей не встречал. :)))
Так что «читать утомительно» или неинтересно… Особенно когда о том говорит не единственный (читатель) критик…
Может быть и не такой уж и субъективизм так-то…
22:53
+1
Может быть и так. Вероятно, неким образом стоило сместить взгляд, точку зрения — описывать это как-то чуть иначе?
Не как подачу данных, а скорее как их оценку.
23:03
+1
Я найду.
Математика — это лишь попытка описать эту вселенную…
Попытка, которая пока ещё до конца не увенчалась успехом.
07:46
+3
дерматин и дерматоз… 

Первое слово требует уточнения. Дерматит или дермантин?
Либо нозология. Либо сборная из разных областей. Но по контексту тут сборная просится laugh
16:20
+3
Спасибо, Робинзон! Дерматин (искусственная кожа) вроде без «н» пишется, хотя встречается с «н»).
По контексту — мухи и котлеты, из разных областей.
16:49 (отредактировано)
+2
Да. Откровение)
Спасибо, вежливый критик…
16:56
+4
Спасибо, вежливый критик
Вот так рождаются псевдонимы! TNTim, поздравляю!
17:10
+3
А что, вполне dance
17:19
+3
Я не против:))
16:47
+4
Дерматит или дермантин?
Правильное написание — дерматин, но в народе закрепился намек на суррогат — дермантин.
16:49
+3
Спасибо…
09:46
+2
Кстати, «подноготная текста и правильное мировоззрение» к ценности и оценке текста отношения имеют мало.) То есть — отделяйте мухи от котлет. Мне глубоко фиолетово, как долго автор писал и кому посвятил и тд.
15:33
+2
То есть — отделяйте мухи от котлет.
Гита, в этом комментарии как раз всё в кучу.
Например: какая связь «правильного мировоззрения» критика с «как долго автор писал и кому посвятил»?
«подноготная текста и правильное мировоззрение» к ценности и оценке текста отношения имеют мало.)
Мировоззрение критика к ценности рецензируемого текста не то что мало, вообще никакого отношения не имеет.
По канону каждый критик в рецензии, помимо оценки единства формы и содержания, должен дать оценку актуальности тематики (что написано) и проблематики (зачем написано) с точки зрения эстетики, нравственности и социальной значимости литературных произведений на сегодняшний день. А каково при этом его мировоззрение (правильное или неправильное) — это его сугубо частное дело.
16:12
+2
Не, ты не поняла.) речь идет не о мировоззрении критика.
Цитата — Только автор ведает всю подноготную текста, только ему доступен уникальный жизненный опыт и правильное мировоззрение.
16:16
+2
Кстати, «подноготная текста и правильное мировоззрение» к ценности и оценке текста отношения имеют мало.)

Все правильно, вообще никакого. Очередная моя фигура острого сарказма. Очень часто автор настаивает на том, что его не понимают, потому что критик не имеет сравнимого с ним опыта, (не охотился на кабана, не знает, как кошелка выглядит и так далее...).
16:23 (отредактировано)
+3
Так они же (авторы) охотятся на кабанов!
16:37
+3
да @не охотился на кабанов, еще было @не провел детство в кузне, @не служил в в/ч за Уралом.
16:40
+2
Вот именно.)
Самое распространенное — я так увидел.)

Рекомендуем быть вежливыми и конструктивными. Выражая мнение, не переходите на личности. Это поможет избежать ненужных конфликтов.

Загрузка...