Потерялась

  • Опубликовано на Дзен
  • Жаренные
Автор:
Дипка
Потерялась
Текст:

Несмотря на ранний час, солнце палило немилосердно. Испарения после прошедшего ночью дождя делали воздух тяжёлым, горячим, напитывали запахами затхлости и сырости. Даша чувствовала, как он, словно густой и липкий сироп, застывал в горле. Хорошо, что она сообразила надеть на прогулку большую плетёную шляпку. Кто-то подарил её Даше на день рождения. Кто именно – она уже не помнила. Но точно не Настя. Та была злой. Всё время ходила с угрюмым лицом, недовольно кривила рот и морщила лоб. И постоянно отчитывала Дашу – как маленькую. Что Даша не сделает – всё Насте не по нраву, всё не так. Иногда она доводила Дашу до слёз своим ворчаньем и вечными придирками. Но чаще всего Даша не подавала вида, что расстроена, как бы обидны ни были ей Настины слова. Молча уходила в свою комнату, ложилась на кровать и, пока никто не видел, тихо выплакивала свои обиды в подушку. Если заходила Настя, быстро вытирала слёзы и притворялась спящей. Мама всегда ей говорила: «что бы ни произошло, не надо отчаиваться». Дашиных слёз она бы точно не одобрила. Ругать, конечно, не стала бы, а просто укоризненно посмотрела бы на неё, покачала головой и вздохнула. Мама… Всегда такая добрая и понимающая. Даше очень её не хватало, не хватало поддержки и ласки. Но мамы больше не было рядом. Куда она пропала, Даша тоже не помнила. Просто однажды приехала Настя и забрала её с собой. Где она тогда жила, помнила смутно, в голове крутились лишь обрывки картинок, где были длинные мрачные коридоры, торопливое цоканье каблучков по плитке, да выкрашенные синей краской стены. Но это было точно не в их квартире – у них в комнатах на стенах были обои с красивыми голубыми цветами. Вот это она хорошо помнила. Сейчас, наверное, от дома уже ничего не осталось – она ходила туда вскоре после того, как её увела Настя, и видела горы кирпичей и мусора на месте их прежнего дома. Но это было уже давно.

Даша медленно шла по улице, прижимаясь к зданиям, чтобы не попасть в поток спешащих по важным делам прохожих. А вот ей торопиться было незачем. Рано утром Настя повела Серёжу и Дениса в садик, строго-настрого наказав ей сидеть дома и никуда не уходить. А она не послушалась и, дождавшись, когда тяжёлая железная дверь с лязгом захлопнется, вытащила из ящика комода запасные ключи (Настя и не подозревала, что ей известно, где тайник!), открыла замок и вернула связку на место – вот Настя удивится, как это Даша сумела выйти из квартиры!

Недолго думая, Даша пошла к подруге. Раньше Нина жила в одном дворе с Дашей, а затем её забрали в детдом. Просто у неё никого больше не было из родных, а у Даши была Настя. Кем точно она ей приходилась, Даша не знала. В первые дни своего пребывания в новой семье она очень хотела подружиться с мальчиками. Таскала из вазочки конфеты и робко им протягивала, но те почему-то отказывались от угощения и убегали. Настя их за это ругала и заставляла брать. Те неохотно подчинялись, но дружить с Дашей не хотели и избегали её. И конфеты не ели. Даша это точно знала – она потом несколько раз находила их, мятые и слипшиеся, за креслом и диваном, а также на полочках за книгами. Она молча, без слёз, проглотила обиду – скромность не позволяла навязываться. А ещё она очень хотела ходить в садик, но Настя почему то не хотела её туда водить, хотя Даша много раз просила об этом. Настя лишь отмахивалась и злилась.

Никого не осталось у Даши, кроме подружки Ниночки. Жила она теперь в старинном трёхэтажном здании за высоким забором. Обычно Даша подходила к низкому окну у самой земли, и заглядывала в него. В столовой в это время все сидели за столами и завтракали. Нина, заметив Дашу, махала ей рукой, показывала пальцем в сторону сквера и кивала головой. Даша шла в сквер, садилась на лавочку и ждала Нину. Та вскоре показывалась. Как она перебиралась через забор, Даша не знала. Они могли долго сидеть и вспоминать ту, прежнюю жизнь. Их старый, с деревянной пристройкой дом в два этажа. А потом Нина шла её провожать. Доводила до подъезда и уходила. Она никогда не заходила в гости, а торопилась вернуться. Наверное, ей тоже влетало за то, что уходила без спроса.

Сегодня столовая оказалась пуста – завтрак давно закончился. Немного понаблюдав, как нянечки убирают посуду и вытирают столы, Даша сделала ещё одну попытку увидеться с подругой. Она не торопясь обошла здание и сквозь прутья решётки уставилась на главный вход. Вскоре из дверей выбежала одна из воспитательниц.

– Позовите Нину! – сразу же крикнула Даша.

– Какую Нину? – притормозив, она посмотрела так грозно, что Даша растерялась. Но отступать было поздно – воспитательница ждала ответа.

– Краснову Нину, – промямлила Даша.

– А, эту! Она на репетиции. У нас завтра концерт будет. Когда освободиться, даже не знаю.

– Спасибо, – смущённо пробормотала Даша.

– Да не за что! – воспитательница улыбнулась и пошла по дорожке.

Даша растерянно смотрела ей вслед, пока она не скрылась за углом здания, а затем уныло побрела в сторону сквера. Немного посидела на их любимой скамеечке, разглядывая редких прохожих. Все спешили по своим делам, и никому до неё не было дела.

Сейчас домой бы вернуться, да Даша не знала дороги назад. Как дойти до детдома – помнила всегда и никогда не забывала, а вот одной возвращаться никогда не решалась – её всегда Нина провожала.

Даша растерянно осмотрелась и наткнулась взглядом на вывеску в магазине на первом этаже пятиэтажки. И сразу вспомнила, как ходила сюда с мамой за хлебом и молоком. Где-то неподалёку был их дом. Даша вытерла пальцем неожиданно выкатившуюся слезу и поспешно оглянулась – никто не увидел?

Она медленно шла по улице, крутила головой по сторонам и высматривала знакомые, но уже забытые ориентиры. Но тщетно – всё вокруг было чужим. Тогда она свернула по тропинке во двор, прошла мимо подъездов и площадки, где резвилась детвора. Мальчишки заняли карусель, девочки сидели на качелях, а малыши возились в песочнице или же съезжали с горки под присмотром мам. Даше вдруг захотелось тоже съехать с горки (хотя бы разок!), но она не решилась подойти ближе. Стояла и смотрела, всё больше погружаясь в далёкие и хрупкие воспоминания. Может, она здесь уже была когда-то с мамой? И мама так же, как и та женщина, раскачивала её на качелях и смеялась вместе с ней. Или же помогала подняться по ступенькам и, когда Даша съезжала, уже встречала её внизу с распростёртыми объятиями. Наверное, всё так и было. Только очень давно. И, наверное, всё же не здесь. Но разве это имеет значение – где и когда? Это всего лишь место и время.

Чувствуя, что вот-вот заплачет, Даша вернулась к магазину и зашла внутрь. И здесь всё изменилось. Но магазин точно этот, она не могла перепутать – посреди зала уходили ввысь белые колонны с лепниной, а под самым потолком на неё смотрели, улыбаясь, толстенькие ангелочки. Даша улыбнулась им в ответ, как старым друзьям. А вот здесь, она хорошо помнила, был отдел, где торговали конфетами. Даша с Ниной выпрашивали у родителей мелочь и сразу бежали сюда. Да, это здесь!

– Даша! – неожиданно окликнула её молодая женщина с добродушным полным лицом, стоявшая за прилавком.

Даша не помнила её, но, наверное, они всё же были знакомы – что-то, давно заснувшее, шевельнулось у неё в душе.

– Иди, иди сюда скорее! – женщина подбежала к ней, отвела за руку к стеллажу с книгами и усадила на стул. Сама же достала из кармана телефон и стала искать номер. – Посиди пока тут, а я пойду, что-нибудь тебе куплю. Опять сбежала от Насти? Эх, и отругает она тебя. Что пить будешь: лимонад или сок?

– Сок, – Даша разглядывала продавщицу и пыталась вспомнить, как её зовут.

– Хорошо. Сиди здесь и никуда не уходи. Наташа! – крикнула она куда-то в сторону. – Присмотри за Дашей. Я отойду на минутку.

– Хорошо, – ответил ей звонкий женский голос.

А Даша и не думала уходить. Дом разрушен, никого из знакомых, кроме Нины, нет. Куда ей податься?

Женщина принесла сок и пирожок с картошкой. Тот был такой горячий, что обжигал губы. Не такой вкусный, конечно, как у мамы, но из пышного сдобного теста.

Когда прибежала запыхавшаяся Настя, Даша уже допивала сок.

– Что же мне с тобой делать? – чуть не плакала Настя. Ветровка нараспашку, из кармана выглядывает шёлковый зелёный платок. Лицо раскрасневшееся, злое. – Ты меня с ума сведёшь своими выходками, мама! Ну чего тебе не хватает, куда ты всё время уходишь, зачем? Я не могу с тобой постоянно нянчиться, у меня ведь работа есть, дети! Ну сколько можно!

– Да она вроде давно уже здесь не показывалась, – улыбнулась продавщица.

– Теперь она в других местах бродит. А где – кто её знает? Я ведь стараюсь, всё делаю для неё. А она убегает. И сидеть с ней возможности у меня нет, и в пансионат не могу её сдать, к чужим людям. Дома ведь лучше – там и я, и внуки всё же. Может, всё образуется со временем. – Настя вздохнула. – Ладно. Пойдём домой, мама.

Даша смотрела на них и не понимала, о чём они толкуют. Мыслями она была уже далеко, с подругой детства. Одна она у неё осталась на всём белом свете.

Больше всего Даша хотела бы жить вместе с Ниной в детдоме. Но только её туда не возьмут. У Нины уже никого нет, а у неё есть. Настя. А как это было бы замечательно – всегда быть рядом с подругой. Вместе ходить на репетиции, сидеть за одним столом в столовой, вместе смотреть телевизор. Нина говорила, что телевизор у них стоит в общем зале, а у Даши сейчас есть своя собственная комната. Вот только зачем ей нужна комната с телевизором, куда и не заглядывает почти никто? Даша вздохнула. Она очень надеялась, что однажды Настя приведёт её в детдом и оставит там навсегда.

А вот мама её любила. Не то, что Настя. Покупала ей нарядные платья. А Настя взяла, и выкинула всю её одежду, как к себе привезла. «Выросла, – говорит, – ты из неё уже давно». И новой накупила – мрачные серые и коричневые платья и юбки, бесформенные и несуразные блузки. Даша без слёз и надевать их не хотела первое время – срывала с себя и в ярости в угол швыряла. А Настя злилась, молча подбирала, и опять надевала на неё.

Даша потом ходила к помойке, искала свои платья, да не нашла. Рылась, глотая слёзы, в контейнерах, длинной палкой в объедках ковырялась. Настя прибежала, и за руку от грязных баков оттащила. Крепко обиделась на неё тогда Даша, но сделать ничего не могла – сколько не плакала, сколько не кричала, да только настояла Настя на своём. Смирилась Даша. Не любит её Настя. Совсем не любит.

+7
16:50
938
01:24
+2
Нижеследующие изменения не предлагаются к использованию немедленно, это лишь пример. Скажу, в чём была цель правок: поделил текст на части, чтобы он не выглядел кирпичом. Так психологически легче его читать и больше желания сделать это. Небольшие части ведь легче прочитать, чем один кусман. Ещё я пытался сделать текст менее запинающимся. Он должен течь. Также сократил предложения без потери смысла. Безжалостно, может быть, но это действительно нужно. Текст не должен был вязким, чтобы читателю не приходилось продираться сквозь разные обороты, думая о том, чтобы быстрее закончилось предложение. Длинные и задумчивые предложения простительны известному автору, у него всё схавают. Вам же ещё нужно завоевать читателя. Ещё я правил текст, пытаясь сделать более гладким и мелодичным. И прополол от повторяющихся слов.

Времени потратил немного на это, нижеследующее лишь начало, но направление понятно, как мне кажется.

Потеря частей текста — это неприятно. На их придумывание тратилось время. Поэтому лучше изначально больше не писать таким образом. Писать короче, точнее. Как стихотворение, по такому же принципу. Коротко, красиво, ясно, выразительно.

Удачи вам.

Несмотря на ранний час, солнце палило немилосердно. Дождь, прошедший ночью, сделал воздух тяжёлым и горячим, наполнив его запахами затхлости и сырости. Даша чувствовала, как он густым и липким сиропом застывал в горле. Пекло так сильно, что она радовалась, что сообразила надеть большую плетёную шляпку. Даша не помнила, кто именно её подарил, но это точно была не Настя. Её (это сестра? тогда здесь лучше написать — сестра) была злой, и всё время ходила с угрюмым лицом, недовольно искривляя рот и морща лоб. И постоянно отчитывала её, будто маленькую, иногда доводя до слёз вечными придирками и ворчанием.

Чаще всего Даша не подавала вида, что расстроена, как бы обидно не было. Молча уходила в свою комнату, ложилась на кровать и тихо выплакивала свои обиды. Если же заходила Настя — быстро вытирала слёзы и притворялась спящей. Мама всегда ей говорила: «что бы ни произошло, не надо отчаиваться». Слёзы она бы точно не одобрила. Ругать бы, конечно, не стала, лишь укоризненно посмотрела бы, покачала головой и вздохнула.

Мама…

Всегда такая добрая и понимающая. Даше очень не хватало её поддержки и ласки. Но её больше не было рядом. Куда она пропала — она не помнила. Просто однажды приехала Настя и забрала Дашу с собой. Где она тогда жила — помнилось смутно, в голове крутились лишь обрывки картинок, где были длинные мрачные коридоры, торопливое цоканье каблучков по плитке, да выкрашенные синей краской стены. Но это точно было не в их квартире – у них были обои с красивыми голубыми цветами.

Сейчас, наверное, от дома уже ничего не осталось – она ходила к нему вскоре после того, как её увела Настя, и увидела лишь горы кирпичей и мусора. Но это было уже давно.
21:58
+1
Мне в начале текста хотелось побольше абзацев — когда он сплошной — сложнее воспринимать. Тема — выдернула из равновесия…
22:12
+2
Испарения после прошедшего ночью дождя почему не написать «после ночного дождя»?
Хорошо, чтоона сообразила надеть на прогулку большую плетёную шляпку.
Кто именно – она уже не помнила. Но точно не Настя. перед «но» зпт
ни были нЕ были
первый абзац разбить пополам
В первые дни своего пребывания в новой семье она очень хотела подружиться с мальчиками.
почему то дефис
– Даша! – неожиданно окликнула её молодая женщина с добродушным полным лицом, стоявшая за прилавком.
деменция?
а сколько лет ГГ?
23:57
+2
Наверное, в рассказе есть недоработки, но я их не заметила, окунувшись с головой в эту историю. Сначала мне было жаль гг, и росло раздражение на Настю и глупых мальчишек, но концовка сюжета расставила всё по местам. Сочувствие к героине никуда не делось. И поступки Насти стали понятнее. И вообще прослезилась я. Короче, пронзительный рассказ, на раздумия пробивающий, и нужный. О многом.
thumbsup
10:07
+3
Печальная трогательная история с неожиданным (совсем уж грустным) финалом. В последнее время много драматических сюжетов, наверно, из-за приближающейся осени… Читается на одном дыхании. Заставляет задуматься smile Автору респект и дальнейших творческих успехов.
10:50
+2
автор сделал попытку написать психологический рассказ. В принципе, сюжет не нов. Подобное уже не раз писалось. Не могу сказать, что материал плохо подготовлен. Скорее наоборот — все вычитано и сделано гладко. Но читается тяжело. Огромные абзацы, длинные предложения, запутанное повествование. МНогое осталось за текстом. ВРоде, как главная героиня ребенок, потом оказывается, что старушка, да еще, судя по всему, страдающая провалами памяти. Грустно как-то от всего стала. Жизнь и так удручает, а тут еще эта история…
19:06
+1
Что сказать, я дочитала рассказ до конца. Это значит, что мне было интересно и текст литературный, чаще я бросаю.
С самого начала меня не оставляла какая-то дезориентация. Почему девочка осталась одна? Что с мамой? Неблагополучие? Нет. Война? Нет. Вводится Нина… Что с девочкой не так? Явно мысли не на детсадовский возраст. Ну, думаю, прокололся автор. А ничего он не прокололся. Все у автора продумано. Просчитано. И я обрадовалась за автора. Умело подано. Взвешено, без топтания по мозолям.
Теперь, немного моих соображений. Надо остановиться на «пошли домой, мама!» Послесловие не играет уже после раскрытия. Для меня было лишним, приставным, читала уже просто формально.
На самом деле это любит-не любит очень важно и очень сильно. Это беда Насти, а не Даши, конечно.
Работа крепкая, удачная, с душой. В своем индивидуальном ключе. Молодец, автор.
21:55
Вопрос людям, сведущим в тонкостях русского языка: можно ли использовать в беллетристике предлог «несмотря на»?
Прочитала первый абзац, не поняла, кто такие Даша и Настя. Интерес к ним потеряла. Просто Даша-Настя за собой не увлекли.
03:57
Я не сведущий, но благодаря своим смутным представлениям о грамотности и викисловарю — знаю, что можно.
Ну не знаю, длинно и многословно только вначале. Потом все потекло плавно. Ощущение непонятного возраста и статуса героини, возникли почти сразу и держались до развязки. И на фоне раскрывшихся обстоятельств, странно что молодые продавщицы называют ее Дашей, просто по имени. Да и вот эпизод про одежду, действительно показался лишним или его надо было раньше вставить.
В целом читается с напряженным интересом, как психологический триллер. Такие непростые темы не всегда хорошо идут. У вас получилось, на мой взгляд.
12:46
Спасибо всем за отзывы! Я всегда нахожу в них что-то полезное.
Загрузка...