Пути и годы
Победители
В последние годы была у Захаровны одна радость – ждать, когда Юмка приедет из Питера. Сначала – на каникулы, потом – в отпуск.
- Зачем там осталась? И чего здесь не хватало? – говаривала старая. Мерно стучали спицы, кот Кура демонстративно зевал, выгибая спину, дед Озим сонно клевал носом на вечерние новости.
- Не надо было отпускать. Ишь ты, столичная, культурная! Приедет опять, одета черт-те как, и словечки ее эти, и опять привезет каку ерундень новомодную…
Но дед уже спал и ничего не слышал. Он привык к ворчанью старухи и, в общем-то, был с ней согласен – ерундень Юмка как пить дать привезет, и, упрямо встряхнув короткими волосами, примется терпеливо их с бабкой учить-переучивать. И все же… приятно, как приятно было засыпать под монотонный голос диктора, сообщавшего местный прогноз погоды. Хорошо, что Юмка поставила им телевизор.
Бабка привычно вздыхала, тяжело поднималась и звала кота Куру на кухню.
- Куро́й! Его зовут Куро́й! Это по-японски «черный», - надрывалась, помнится, Юмка, тогда еще старшеклассница.
- Ку́рой так Ку́рой. Вот Ку́рой и будем звать, - соглашалась Захаровна. Кто разберет эту молодежь.
Юмка – Юманита. Вот тоже имечко. Василиска, горе, придумала. Ох, девка – бедовая, непокорная. Яга, а не Василиса. Прижила же девчонку от человека.
Шоркали шлепанцы по линолеуму, кряхтела Захаровна, мурчал Кура, терся об ноги. Суп, рыбку, кашу оставлял в миске нетронутыми.
- Ешь, поганец!
Но Кура не ел ничего, кроме своей вонючей паштетной дряни. Паштетную дрянь скатерть-самобранка не готовила.
Приходилось идти в магазин.
Жили они с дедом Озимом у самого Волжского спуска. По Советской улице, мимо дома нотариуса Городецкого, мимо лицея имени Акааши Кейджи и Бокуто Котаро, мимо Кинешемского городского суда шла Захаровна во «Вкус рожства», ближайший продуктовый. Лето, жара, крики чаек с Волги, ветер целует в шею – там, где не закрыто платком. Детки гоняют на роликах – вот и Юмка так же гоняла, смеялась на предложения деда достать с антресолей сапоги-скороходы. Эх, люди-люди. Эх, молодежь.
Город менялся. Портился, Захаровна так считала. Обрывки бумажек – следы когда-то для кого-то важных объявлений – покрывали резные заборы, аляпистые вывески торчали тут и там, и напрасно старались тополя, напрасно зеленые ивы склоняли головы, пытались прикрыть этот срам листвой. На Островского открыли этот… как его… «паб». А раньше, Захаровна помнила, здесь было кафе «Березка», и Грунька из-под полы продавала вместе с самогоном отвары от порчи, дурного глаза, от лихорадки, зубной боли. Отвары, конечно, все были настоящие, и дед Озим по молодости даже что-то у Груньки брал, пока не встретил ее, Захаровну, тогда – Зорьку, наливную, темнобровую, с плечами покатыми, с тяжелыми косами.
Зорька знала тайный спуск у Волжского бульвара, знала, где из-под земли бьют источники живой и мертвой воды. После такой воды никаких отваров не надобно.
- Баб Зорь, ну какая мертвая вода? – возмущалась Юмка. - От нее колики, и спать девять дней к ряду хочется. А у меня проект! Врач выписал антибиотики.
Захаровна качала головой, вспоминая. Юмка, Юмка, да что же ты все не едешь-то?
На углу улицы Гоголя раскланивались со старой Солохой.
- Эх, Саломейка, как живете?
- Да что там, Зорька. Горшок-кашевар шалит.
- Пошто?
- Отказывается гречку варить.
- Поди ты.
- Да. Говорит, дорого.
С Гоголя на Некрасова, прямо во «Вкус Рожства». Здесь за прилавком – молодая Аксинька.
- Ксения Алевтиновна, вы мне дайте пять пачек котовского корму.
Аксинька девка хорошая, ясноглазая, на щеках – ямочки. Шепчут, что ходит к водяному. Брешут.
- Вот, Зоря Захаровна, все с разными вкусами. И вы уж это, давайте… Не по отчеству.
Каждый раз говорит. Хорошая девка, какой еще водяной.
Выходя, Захаровна задерживалась на крыльце. Жара, и обнимает, целует в морщинистое лицо ветер с Волги.
Юмка-Юмка. Когда ж ты уже приедешь?
***
Каждый раз, как она проходила мимо, грифоны на Банковском мосту величаво склоняли головы. Здравствуй, здравствуй.
Жара. Приятно лишь у каналов, где обнимает, касается плеч и рук, целует в макушку ветер. Пробегают по волнам блики воды, будто гребни древних морских чудовищ слегка поднимаются над поверхностью, чтобы снова нырнуть в блаженную глубину, где их рева не слышно ночами из-за скрежета поднимающихся мостов. Надменны сфинксы – эти ее не приветствуют. И вечно, бесконечно глядят в даль, где за солнечными лучами – грозовые тучи, Волхов и Днепр, Нева и Волга у подножий Ростральных колонн.
От Волги – к Неве. Приехала – и осталась. Ах, Питер, Питер! По ночам здесь поют ангелы с барельефов и кариатиды, звенит капель – пот стекает со лбов атлантов, и на Заячьем острове собираются в полночь зайцы, чтоб разбрестись по двое, по трое по городу – подводить часы.
И делать ей, Юманите, здесь по большому счету и нечего. Никем здесь нежданная, ненужная, толком и неустроенная. Семья и друзья – все там, на Волге, а вот она здесь, влюбленная в этот город, и уехать как, если солнце смеется в макушках деревьев Летнего сада, если в сумерках пляшут сильфиды в огнях фонарей и сверкают глазами из-под мостов болотницы и болотники, не сумевшие сами покинуть любимых насиженных мест. Уехать – навсегда? Невозможно, невозможно. Вновь и вновь она будет сюда возвращаться.
Сердце – здесь, на Неве, душа – дома, на Волге. Там ждут ее баба Зоря и дед Озим, туда, возможно, вернется однажды вечнодалекая мать. Снова время пришло. Пора ехать.
***
- Юмка! Прие-е-ехала!
Бросить чемодан и с разбегу – в полные, мягкие объятья бабы Зори. Дед рядом, кряхтит, отворачивается. Юма знает: смахивает слезу.
- Дуреха, зачем брала это свое такси! Что, дед не забрал бы?
Дед? Вывел бы из гаража свою крылатую лодку? Да он, верно, тысячу лет уже на ней не летал. И чары невидимости, должно быть, давно выветрились.
- Ба, такси надежнее.
Баба Зоря поджимает губы. Курой мурчит, мешается под ногами, и та в сердцах выплескивает на него свою злость.
- Ну, Кура-дура, куда суешься!
Юма смеется. Как же она их всех любит!
***
Вечером учила бабу Зорю включать музыку на смартфоне. Захаровна хоть и выказывала враждебность всем технологиям, но от природы была сметлива и, если как следует объяснить, довольно быстро, хоть и притворно неохотно, осваивала все новое.
- Никаких больше гуслей-самогудов! У них всего три мелодии!
- Зато какие! И все разные! Не то что эти ваши там… Сто песен, и все одинаковые.
Перебранка была веселая, привычная. Юма знала, что важно показать все сейчас, пока она была здесь, научить пользоваться. Вспомнила, как баба Зоря звонила ей посреди ночи:
- Дед ходит ревет, весь день пыхтел-переживал, не может карту активировать для пенсии. Позвони ему!
- Дай трубку, у него же нет телефона.
- А яблочко на тарелочке тебе дали пошто?
- Оно здесь плохо ловит!
- Все ваш Запад виноват, его влияние!
Дед Озим опять заснул под прогноз погоды. Монотонный голос диктора местных новостей всегда его убаюкивал.
- Что там с погодой на завтра?
- Э, - махнула рукой баба Зоря. – Этих что слушать. Возьми с тумбочки зеркальце и посмотри.
Юма покорно пошла искать зеркальце. Что-что, а здесь баба Зоря была права – местную погоду оно предсказывало лучше, чем это делали в телевизоре и Интернете.
***
С утра дед Озим, удивительно, вывел-таки из гаража свою крылатую лодку. Дерево потемнело от времени, и сама лодка едва держалась в воздухе, то и дело касаясь днищем воды.
Это было их с дедом старое развлечение – пускаться на лодке над волнами Волги, паря над поверхностью. Ветер теребил короткие юмины волосы и длинную бороду Озима, дед правил лодкой, а Юмка, склонившись, искала взглядом волосы русалок в темной речной воде.
«Душа моя здесь», - она думала.
Дома баба Зоря с расстроенным видом катала яблочко по тарелочке.
- Ботвинья, рыбник, полевка, – бормотала она расстроенно. – Разве они сейчас едят такое? Ты мне дай новых рецептов.
Отчаявшись, надела очки и неуверенно ткнула в экран смартфона.
- Эта… Алиска!
- Чем я могу помочь?
***
Вечером внезапно отключили электричество. Ужинали при теплом свете перьев жар-птиц.
- Юмка, а Юмка! Может, на этот раз все-таки не уедешь?
Какое-то время жевала молча.
- Уеду, ба. Уеду.
Тишина, тяжелая, горькая, разлилась по квартире. Проглотила неловкое дедово откашливание, обвилась Захаровне вокруг горла.
Опять уедет. Человеческий детеныш. А, что там – Василиска, и та уехала.
Юмка настойчиво тыкала в экран смартфона, пока тот не погас.
- Разрядился…
В сердцах Захаровна выкрикнула:
- А, чтоб его! Пусть сдохнет вместе с твоим нубуком, нафигатором и всей ерундой! Заряжай их там у себя в Питере!
Кот нырнул под ноги. Наклонилась, кряхтя, подняла его.
- Пойдем, Кура.
Прихватила одно из перьев и ушла в большую комнату.
Дед отложил ложку – огромную, деревянную, которой всегда только и ел – и искоса взглянул на Юму.
- Ты, Юмка, не серчай. Скучает ведь она.
Вымыл посуду и ушел вслед за бабкою.
***
Они сидели – Захаровна в большом кресле, с Курой на коленях, дед Озим на диване – в большой комнате. Молча. Дед думал о том, как без прогноза погоды теперь уснуть. Захаровна думала о дочери.
Та тоже однажды – взяла и уехала. Не могу, сказала, жить больше в этом болоте. Не могу ходить по улицам, где дома не выше двух этажей, не могу дышать пылью из давно потерявших всю силу и оставшихся висеть на стенах ковров-самолетов. Там, сказала она, перемены, там рушатся стены, там идет большая стройка. Захотите со мной связаться, сказала она, проведите, наконец, телефон.
И уехала. Оставила им Юмку. И, может даже, права была по-своему.
Что толку было проводить телефон? Пользоваться им Василиса не научила, номера не узнала. И не вернулась.
Вот Юмка, подумала вдруг баба Зоря, та всему их учит. И всегда возвращается.
Мелодия, светлая и негромкая, стройной девой вошла в комнату, руками развела тишину. Перо жар-птицы легонько качнулось, словно от ветра.
- Что это?
- Юмка. Завела гусли-самогуды.
Диван под дедом Озимом скрипнул. Как будто довольно.
***
До вокзала Юма решила дойти пешком. Это было не то чтобы недалеко, особенно с чемоданом, но ей захотелось пройтись. И город запомнить-вспомнить.
Прошлую неделю они с бабой Зорей и дедом Озимом прожили очень дружно. О том, чтобы Юмка осталась, Захаровна больше не говорила.
- Ба, ты мне не дашь в дорогу клубок? Навигатор не понимает наших улиц.
Баба Зоря принесла из кладовки золотистый клубочек.
Юма обняла ее, чмокнула в бороду деда Озима.
- Не скучайте. Я скоро приеду.
Жара. Крики чаек с Волги, ветер целует в голую шею. Юмка почти свернула за угол дома, готовясь нырнуть в прохладную зелень кинешемских проулков, как ее остановил бабы Зори окрик.
- Ты в следующий раз… как там это у вас называется… нам закажи мультиварку! У бабы Солохи горшок-самовар шалит.
PS: Жаль, что можно выбрать только один рассказ, но чисто эмоционально оставлю ГОЛОС здесь. Такое читаешь, как с открытым ртом сидишь — душевно, удивительно. И волшебство так мягко, здорово переплетено с реальностью.
В этом туре три прекрасных рассказа. Один другого лучше. Жаль, что кто-то из их авторов не пройдёт дальше. Я бы с большим удовольствием почитал ещё всех троих.
Но этот рассказ лично мне отозвался сильнее. До мурашек, а они очень редкие гости. До влажных глаз. Эх, расчувствовался. Ну потому что не просто хорошо, а именно мастерски, чуть ли не волшебно. Единственное, не понравился без уёма целующийся ветер.
Спасибо, автор!
ГОЛОС.
А, да, газета «Юманите» французская которая — хорошая.
Но сюжета я здесь не увидел. По мне, так в рассказе ничего особенного для героев не происходит. Внучка, как обычно, приехала/уехала. Старики, как обычно, встретили/проводили. Мать где-то там за кадром. Я бы ещё понял, если бы эта повседневность заставила кого-то из героев измениться, но и этого нет. Ещё раз хочу отметить, что это мой взгляд. Возможно, что я чего-то не увидел или не понял.
«Это какое-то оскорбление в сторону деда. Такси надёжнее? Она вообще их не любит?» — именно так я подумал, когда прочитал её ответ. Если автор так хотел показать Юму, то ок.
Шутка хорошая, но разве горшок гречку покупает? А на какие средства? И станет ли гречка дешевле после приобретения мультиварки?
для меня на полкоготка недозацепило, чтоб сюда проголосить и это совершено личное, субъективное и на поводу у настроения. Даже, наверное, из зависти: тут город, полный волшебства, обожаемая внучка, Волга-Нева. а у меня — нет!
Работа замечательная, уверена, что пройдёт дальше (по крайней мере, искренне желаю этого Автору!)
Очень атмосферно, тепло и немного грустно. Чудесный рассказ. Иногда никакого сюжета и не требуется, просто диалог с самим собой. На любителя конечно, но я лично любитель подобной литературы.
Но мне не хватило динамики.
По сути у нас тут три конфликта, один вытекает из другого. Первый слой это собственно гаджеты и артефакты. Второй слой это Юма, которая мечется между родным городом и Питером, и бабушка, которая по ней скучает. Ну и самый глубоки слой (я так поняла) это отношения Юмы с беглой матерью, к которой накопилось много обид. Но и любовь, похоже, осталась? Это все здорово получилось, прямо как в настоящих семьях) Ведь часто за какими-то бытовыми рутинными вещами прячется такой глубокий контекст, что только держись.
Но беда в том, что все эти конфликты в рамках рассказа никак не движутся. Что было в начале, то осталось и в конце. Автор сначала эту матрешку разобрал у нас на глазах, а потом собрал и дальше пошел. У меня осталось чувство незавершенности(
втор, может, вы продолжение напишете?
То же противопоставление Питер — провинция. То же очарование семейных отношений. И не имеет значения где и кем они были в молодости. сейчас они ведут тихую, размеренную жизнь. Которая нет-нет да и вспыхнет вновь яркими моментами и возможностями с приездом внучки. Жизнь постепенно разделяется на кусочки «до» и «после» приезда внучки Юмы. Но пока не зацикливается на этом. Ну и плюсом, конечно, осваивание современных приспособ и гаджетов. С ворчанием и поминанием: «Вот в наше время...» — они принимают новшества прогресса втайне гордясь, что внучка у них продвинутая и заботливая.
В общем рассказ о любви.
ГОЛОС.
Но в противниках инопланетяне, приземлившиеся в горфэнт, девица-крушила с чрезвычайно романтичным котом и настройщики, которые настраивают непойми чего. Так что лидер для меня очевиден.
ГОЛОС
Душевно так, трогательно… и волшебно))) Бабушку вспомнила)
Аккуратно прорисованные герои, чудо-городок, в котором всё сказочное и необычное ассимилировалось с современным так, что даже волшебный горшочек отказывается гречку варить – дорого! Всё повествование такое неспешное, тёплое – создаёт нужную атмосферу уюта и покоя. Как и положено – у бабушки в деревне. И в эту неспешность вносится Юмка и вносит современность – удобную и практичную, совсем не отрицательную. И увозит с собой дух старины. Такой культурный обмен старого и нового, взаимовыгодное сотрудничество новшеств и традиций. И прекрасно, что Юмка каждый раз уезжает и каждый раз возвращается. Как и положено. Без прошлого нет будущего, без будущего прошлое мертво.
В противовес Юмке введена Василиса – как воспоминание, мираж, который вряд ли вернётся, который предпочёл разрушить старое, чтобы дать дорогу новому, но её судьба читателю неизвестна. Может, такой путь обречён на провал, может, наоборот. Но в контексте данной истории это не важно. Это лишь обозначает другой путь для современности и прогресса, без оценочных суждений. И это хорошо.
По итогу, мне кажется, рассказ вполне соответствует заданному автором направлению. Я не думаю, что здесь есть что-то, нуждающееся в явной доработке. Вышло отлично, спасибо!
Странно что-то говорить после того, как Оракул уже все отметила и разложила по полочкам. Что могу добавить… вот это именно мой уровень юмора: горшок-кашевар не варит гречку, потому что дорого (хотя казалось бы, откуда у него бюджет и каков он), кот Кура, яблочко на тарелочке плохо ловит, вот это все. И еще, не поняла, почему в комментариях пишут, что история грустная, а героев жалко. По-моему, в рассказе у всех все прекрасно, и каждый на своем месте.