Лис, Турнир и городское фэнтези

Однажды ― но какой автор ныне отважится начать так свой рассказ. «Старо! Скучно!» ― восклицает благосклонный или, скорее, неблагосклонный читатель, который, согласно мудрому совету древнеримского поэта, хочет сразу же быть перенесенным medias in res. Ему становится так же не по себе, как если бы вошел к нему болтливый гость и расселся и стал бы откашливаться, собираясь приступить к своей нескончаемой речи, ― он захлопывает с досады книгу, только что им раскрытую.
Так начинается «Повелитель блох» Эрнста Теодора Амадея Гофмана если вы думали, что только Лис любит играть с читателями, то посмотрите, как это делали два века назад. Как из «Шинели» Гоголя вышли все отечественные писатели нет, так из произведений Гофмана вышло все городское фэнтези тоже нет. Давайте-ка лучше разберемся подробнее.
На этот раз блог будет в вопросах. И первый вопрос...
"Городское" или "городская"?
А вот. Фэнтези, конечно, означает "фантазия", и до сих пор вы можете встретить варианты употребления этого слова в женском роде. Поэтому, если хотите почитать что-то из этого жанра или о жанре, не забудьте попробовать в поисковике оба варианта. В этом блоге, следуя названию Турнира, я буду употреблять "фэнтези" в среднем роде.
Откуда вообще этот жанр взялся?
Давайте начнем с того, что это поджанр, или субжанр, большого жанра фэнтези. А субжанр, как известно, сохраняет общие черты жанра, но при этом обладает своими специфическими характеристиками.
Так вот, городское фэнтези появилось, как это ни странно, даже не в XX веке, а еще раньше. Конечно, этот тип литературы тогда еще не придумали называть "городским фэнтези", но тогда люди вообще особо с жанрами не парились. Направления - романтизм, сентиментализм, классицизм и прочие "-измы" - это было важнее. Поэтому сейчас может быть забавно думать, что некоторые произведения Лермонтова, Сенковского и других классиков относятся к субжанру городского фэнтези. И тем не менее это так.
Я буду очень смелой и назову "отцом" городского фэнтези моего обожаемого Э.Т.А. Гофмана, творчеством которого, кстати, повально увлекались российские писатели XIX века. Многие, многие его произведения отвечают всем современным признакам городского фэнтези. А вот в те времена, когда творил Гофман, определения его произведениям часто найти не могли. Сказки сказками, но Гофман - это вам не только "Щелкунчик".
Конечно, Гофман не изобретал городское фэнтези, он вообще всецело в рамках немецкого романтизма действовал, хоть и весьма своеобразно. Но его фантазии, помещенные в пространства зачастую конкретных немецких городов и одновременно существующие где-то в невиданных сказочных странах, что друг другу нисколько не противоречит вдали замаячил признак фантастического реализма, несомненно, помогли литературе сделать серьезные шаги в направлении того, что в будущем станет городским фэнтези.
Чем отличается городское фэнтези?
Проведя нехитрый анализ отечественной академической литературы по субжанру городского фэнтези...
...Лис выяснила, что больше всего работ городскому фэнтези посвятила, по-видимому, Елена Александровна Сафрон, кандидат филологических наук, доцент Петрозаводского государственного университета. На ее монографию "Поэтика городского фэнтези" (Петрозаводский государственный университет, 2020) я и буду опираться.
На основании работы Елены Александровны у меня получилось составить следующие признаки городского фэнтези:
- местом действия является городское пространство (если герои и покидают его, то не на долгое время);
Хорошо ли городское фэнтези сочетается с другими жанрами?
Прекрасно. Постмодернизм еще никто не отменял ха, а городское фэнтези особенно хорошо соединяется с детективом, философским романом, конспирологическим романом и романом воспитания, если верить Е.А. Сафрон, не говоря уж об остальных субжанрах фэнтези.
Не могли бы вы привести примеры произведений в жанре городского фэнтези? вежливость наше все
Неполный список произведений, которых всякие разные филологи относят к городскому фэнтези:
- "Трудно быть ведьмой" А. Билевской;
- "Война без победителя" Р. В. Мельникова;
- "Шеврикука, или Любовь к привидению" В. В. Орлова;
- "Vita Nostra" М. и С. Дяченко;
- "Ночной дозор" С. В. Лукьяненко;
- "Чужак" и "Волонтеры вечности" М. Фрая;
- "Киндрэт. Кровные братья" А. Ю. Пехова, Е. А. Бычковой, Н. Турчаниновой;
- "Вторая смена" Л. А. Романовской;
- "Городские легенды" Чарльза де Линта;
- "Вселенная Кейт Дэниелс" Иноны Эндрюс;
- "Молитва из сточной канавы" Гарета Ханрахана;
- "Архивы Дрездены" Джима Батчера;
- "Хроники железного друида" Кевина Хирна;
- большинство произведений Нила Геймана.
Лис, есть ли что-то, что ты читала, и тебе понравилось, и ты считаешь, что это можно назвать городским фэнтези?
Что могу посоветовать в дополнение к предыдущему списку (даже если это не "чистое" городское фэнтези):
- всего Гофмана - не стесняйтесь, открывайте что угодно и читайте (далеко не все будет городским фэнтези, но все будет очень классным);
- "Джонатан Стрендж и мистер Норрелл" Сюзанны Кларк - вообще всю Кларк советую, у нее три книги вышло на данный момент, но только про Стренджа и Норрела, на мой взгляд, городское фэнтези (альтернативная история);
- "Охота на овец" Харуки Мураками - далеко не все мне у Мураками нравится, но вот эта книга - весьма;
- "Мефодий Буслаев" Дмитрия Емца - эта серия поразила меня тем, что я ее перепрочла (те книги, что у меня были куплены в свое время) во взрослом возрасте, и впечатление о ней нисколько не испортилось. Подобное очень мало с какими "подростковыми" книгами у меня произошло;
- серия комиксов
графических романов"Сказания" (и созданная на их основе компьютерная игра "Волк среди нас"); - комиксы balisangre про Сызрань как отдельный вид прекрасного;
- несколько моих рассказов.
Оказывается, у меня тоже что-то есть в жанре городского фэнтези. С той стороны Аня Тэ уже упоминала, еще, как оказалось, подходят Рыба большая и малая и с натяжкой Тени и мы (там просто город не конкретный).
Что касается остальных примеров, наверняка есть что-то еще, что мне не пришло сразу же в голову.
Рассказы в таком вот субжанре мы будем иметь удовольствие читать во время турнира. Надеюсь, вам было интересно и не хотелось меня ударить чем-нибудь тяжелым.
газефанте непременно выскажет свое виденье жанра))) месяц пройдет под девизами «это не фэнтези», «это не город»))))ну еще бырассказ на турнир, он тоже горфэнту очень условно соответствуетПросто классический комментарий, который я получаю почти всегда. Люди, наверное, побывали в Палате мер и весов, где есть какой-то универсальный шаблон для рассказа, и теперь ходят везде и этим шаблоном каждый рассказ меряють.
С мерилом оно спокойнее)))
а то странно получается, Автор умер, Бог умер, а дурацкий шаблон еще жив, хотя открытые финалы уже вовсю и тогда использовали. Если такова была авторская задумка — значит, так тому и быть. Если автор после турнира честно приходит, разводит руками, говорит: «Я тут роман пишу, а это к нему пролог», — тогда совсем другое дело.Тени и мы, кстати, да))) но я много чего не вспомнила ни по названиям, ни по авторам.
Ага, так и запишем: «обычный японский школьник».
но это не точно.Классный блог!
Прям вдохновляет!