Светлана Ледовская

Лис, Турнир и городское фэнтези

0+
  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
Лис, Турнир и городское фэнтези

Однажды ― но какой автор ныне отважится начать так свой рассказ. «Старо! Скучно!» ― восклицает благосклонный или, скорее, неблагосклонный читатель, который, согласно мудрому совету древнеримского поэта, хочет сразу же быть перенесенным medias in res. Ему становится так же не по себе, как если бы вошел к нему болтливый гость и расселся и стал бы откашливаться, собираясь приступить к своей нескончаемой речи, ― он захлопывает с досады книгу, только что им раскрытую.

Так начинается «Повелитель блох» Эрнста Теодора Амадея Гофмана если вы думали, что только Лис любит играть с читателями, то посмотрите, как это делали два века назад. Как из «Шинели» Гоголя вышли все отечественные писатели нет, так из произведений Гофмана вышло все городское фэнтези тоже нет. Давайте-ка лучше разберемся подробнее.

На этот раз блог будет в вопросах. И первый вопрос...

"Городское" или "городская"?

А вот. Фэнтези, конечно, означает "фантазия", и до сих пор вы можете встретить варианты употребления этого слова в женском роде. Поэтому, если хотите почитать что-то из этого жанра или о жанре, не забудьте попробовать в поисковике оба варианта. В этом блоге, следуя названию Турнира, я буду употреблять "фэнтези" в среднем роде.

Откуда вообще этот жанр взялся?

Давайте начнем с того, что это поджанр, или субжанр, большого жанра фэнтези. А субжанр, как известно, сохраняет общие черты жанра, но при этом обладает своими специфическими характеристиками.

Так вот, городское фэнтези появилось, как это ни странно, даже не в XX веке, а еще раньше. Конечно, этот тип литературы тогда еще не придумали называть "городским фэнтези", но тогда люди вообще особо с жанрами не парились. Направления - романтизм, сентиментализм, классицизм и прочие "-измы" - это было важнее. Поэтому сейчас может быть забавно думать, что некоторые произведения Лермонтова, Сенковского и других классиков относятся к субжанру городского фэнтези. И тем не менее это так.

Я буду очень смелой и назову "отцом" городского фэнтези моего обожаемого Э.Т.А. Гофмана, творчеством которого, кстати, повально увлекались российские писатели XIX века. Многие, многие его произведения отвечают всем современным признакам городского фэнтези. А вот в те времена, когда творил Гофман, определения его произведениям часто найти не могли. Сказки сказками, но Гофман - это вам не только "Щелкунчик".

Конечно, Гофман не изобретал городское фэнтези, он вообще всецело в рамках немецкого романтизма действовал, хоть и весьма своеобразно. Но его фантазии, помещенные в пространства зачастую конкретных немецких городов и одновременно существующие где-то в невиданных сказочных странах, что друг другу нисколько не противоречит вдали замаячил признак фантастического реализма, несомненно, помогли литературе сделать серьезные шаги в направлении того, что в будущем станет городским фэнтези.

Чем отличается городское фэнтези?

Проведя нехитрый анализ отечественной академической литературы по субжанру городского фэнтези...

...Лис выяснила, что больше всего работ городскому фэнтези посвятила, по-видимому, Елена Александровна Сафрон, кандидат филологических наук, доцент Петрозаводского государственного университета. На ее монографию "Поэтика городского фэнтези" (Петрозаводский государственный университет, 2020) я и буду опираться.

На основании работы Елены Александровны у меня получилось составить следующие признаки городского фэнтези

- местом действия является городское пространство (если герои и покидают его, то не на долгое время);

- пространство города нашей реальности либо приобретает признаки чудесного мира, либо постулируется концепция множественности миров, т. е. герои получают возможность путешествовать по городам созданной фантазией автора мультивселенной Marvel неловко переминается с ноги на ногу;

- цель автора — убедить читателя в возможности существования миров, параллельных городскому пространству «наших» четырех измерений. Для этого применяется традиционный для городского фэнтези прием — делается особый акцент на изображении бытовых реалий, современных самому автору;

- характерная для городского фэнтези черта — использование вставных жанров современного городского фольклора. А мотивы при этом часто заимствуются вот какие:

1. Проклятые/населенные потусторонними силами дома (дома с привидениями)
2. Дом колдуна/колдуньи
3. Проклятое место
4. Проклятые/удивительные вещи
5. Мотив тайного здания и его частный случай — мотив тайного памятника (по Д. К. Равинскому) — в сознании носителя легенды реально существующий объект имеет скрытое назначение, известное только узкому кругу избранных;

- сверхъестественные персонажи, заимствованные из фольклорно-мифологической традиции, такие как:

1. мертвецы
2. колдуны и ведьмы
3. вампиры;

- в начале произведения городского фэнтези мы видим героя, «не подающего надежд», но в этом субжанре представлено совершенно иное соотношение понятий сила/слабость: здесь встречаем одинокого, неуверенного в себе героя, находящегося в депрессии/на грани психического заболевания, живущего фантазиями и ищущего прекрасный идеал, однако для достижения нового уровня ему не нужно бороться с имеющимися у него качествами, напротив, они и становятся отправной точкой для совершения чудесной трансформации героя.

На мой взгляд, вот этот последний пункт - наследие прошлого (например, именно таков главный герой в "Повелителе блох" Гофмана, а это, на секундочку, 1822 год), с которым надо работать и которое можно и нужно менять. Тем не менее, современные отечественные авторы менять сию особенность не торопятся. 

Хорошо ли городское фэнтези сочетается с другими жанрами?

Прекрасно. Постмодернизм еще никто не отменял ха, а городское фэнтези особенно хорошо соединяется с детективом, философским романом, конспирологическим романом и романом воспитания, если верить Е.А. Сафрон, не говоря уж об остальных субжанрах фэнтези.

Не могли бы вы привести примеры произведений в жанре городского фэнтези? вежливость наше все

Неполный список произведений, которых всякие разные филологи относят к городскому фэнтези:

  • "Трудно быть ведьмой" А. Билевской;
  • "Война без победителя" Р. В. Мельникова; 
  • "Шеврикука, или Любовь к привидению" В. В. Орлова; 
  • "Vita Nostra" М. и С. Дяченко;
  • "Ночной дозор" С. В. Лукьяненко; 
  • "Чужак" и "Волонтеры вечности"  М. Фрая;
  • "Киндрэт. Кровные братья" А. Ю. Пехова, Е. А. Бычковой, Н. Турчаниновой;
  • "Вторая смена" Л. А. Романовской;
  • "Городские легенды" Чарльза де Линта;
  • "Вселенная Кейт Дэниелс" Иноны Эндрюс;
  • "Молитва из сточной канавы" Гарета Ханрахана;
  • "Архивы Дрездены" Джима Батчера;
  • "Хроники железного друида" Кевина Хирна;
  • большинство произведений Нила Геймана.

Лис, есть ли что-то, что ты читала, и тебе понравилось, и ты считаешь, что это можно назвать городским фэнтези?

Что могу посоветовать в дополнение к предыдущему списку (даже если это не "чистое" городское фэнтези):

  • всего Гофмана - не стесняйтесь, открывайте что угодно и читайте (далеко не все будет городским фэнтези, но все будет очень классным);
  • "Джонатан Стрендж и мистер Норрелл" Сюзанны Кларк - вообще всю Кларк советую, у нее три книги вышло на данный момент, но только про Стренджа и Норрела, на мой взгляд, городское фэнтези (альтернативная история);
  • "Охота на овец" Харуки Мураками - далеко не все мне у Мураками нравится, но вот эта книга - весьма;
  • "Мефодий Буслаев" Дмитрия Емца - эта серия поразила меня тем, что я ее перепрочла (те книги, что у меня были куплены в свое время) во взрослом возрасте, и впечатление о ней нисколько не испортилось. Подобное очень мало с какими "подростковыми" книгами у меня произошло;
  • серия комиксов графических романов "Сказания" (и созданная на их основе компьютерная игра "Волк среди нас");
  • комиксы balisangre про Сызрань как отдельный вид прекрасного;
  • несколько моих рассказов.

Оказывается, у меня тоже что-то есть в жанре городского фэнтези. С той стороны Аня Тэ уже упоминала, еще, как оказалось, подходят Рыба большая и малая и с натяжкой Тени и мы (там просто город не конкретный).

Что касается остальных примеров, наверняка есть что-то еще, что мне не пришло сразу же в голову. 

Рассказы в таком вот субжанре мы будем иметь удовольствие читать во время турнира. Надеюсь, вам было интересно и не хотелось меня ударить чем-нибудь тяжелым.

+18
16:53
432
17:14
+1
Вы меня запутали: в объявлении было современный город + магический персонаж. А вы ещё много чего добавили.
17:40
+2
Добавила к чему? Я не организатор турнира, а к признакам субжанра уж точно сама ничего не добавляла. А вообще, когда кто-то пишет рассказы без предварительного рисерча, где-то плачет одна маленькая Лис.
17:46
+1
«Меньше знаешь — крепче спишь» (ну и рассказы писать проще).
18:07
+2
А кто только что у меня под рассказом писал:

Мне не очень по душе идея «меньше знаешь, крепче спишь»


laugh
18:16
+1
blushдак это же совсем про другое…
17:15
+4
Спасибо! И вот че теперь делать-то? Переписывать?))))
17:19
+2
И я о том же…
17:40
+4
Да ладно, как будто хоть на одном турнире рассказы оценивались исходя из верности жанру. По фану же все)
17:46
+4
Ну как это)))Кажный специалист в горгазефанте непременно выскажет свое виденье жанра))) месяц пройдет под девизами «это не фэнтези», «это не город»))))
18:09
+1
Писать на второй тур!
18:20
+2
Из первого бы выйти. Ой, про че это я, на первый бы залить)))
23:41
+1
Вот только закончила и выложила ну еще бы рассказ на турнир, он тоже горфэнту очень условно соответствует crazyВ общем, весело все будет.
06:24
+1
Или «это не рассказ» (
10:27
+1
Это не рассказ


Просто классический комментарий, который я получаю почти всегда. Люди, наверное, побывали в Палате мер и весов, где есть какой-то универсальный шаблон для рассказа, и теперь ходят везде и этим шаблоном каждый рассказ меряють.
10:31
+1
На турнире горфэнта у всех был магометр)))
С мерилом оно спокойнее)))
10:34
+2
Оффтоп: прочитала «с мерином оно спокойнее». Задумалась. А ведь и правда, спокойнее как-то.
10:34
+1
Шаблон «есть начало — должен быть и конец» можно использовать? А то бывает, автор только разогнался, как знаки кончились. И вот вышел ли рассказ, если даже намека на финал нема?
10:39
+1
А со слоном — ещё спокойнее!
10:41
+1
Этот шаблон стоило похоронить еще в XIX веке а то странно получается, Автор умер, Бог умер, а дурацкий шаблон еще жив, хотя открытые финалы уже вовсю и тогда использовали. Если такова была авторская задумка — значит, так тому и быть. Если автор после турнира честно приходит, разводит руками, говорит: «Я тут роман пишу, а это к нему пролог», — тогда совсем другое дело.
10:43
+1
Со слоном ты и спокойна, как слон! glass
10:51
+1
Открый финал имеет право на жизнь — таки не зря финалом зовётся) в этом раунде есть рассказ «Червоточина», вот там и просветите — это финал настолько открытый, или автор на слишком большую историю замахнулся.
11:18
Понято, принято — изучим wink
17:18
+4
Познавательно, понятно (очень быстро поняла, что М.Фрай — горфэнт и есть, и всё стало на места)))), и теперь, надеюсь, будет много отличных образцов жанра в Турнире)))
17:40
+1
Спасибо)
17:56 (отредактировано)
+3
Из тяги к самопиару приведу в пример свой роман «Тень сумеречных крыльев». Да, это вселенная «Дозоров», но я там крепко играю в постмодернизм.

Тень сумеречных крыльев
18:17
Я про ентот проект кста ничо непонел. Это чево, фанфики по книгам Лукьяненко?
18:22 (отредактировано)
+1
В фанфиках всё же упор делается на подход «центральные и второстепенные персонажи того или иного произведения в ситуациях, не раскрытых или не предусмотренных в основном сюжете». Проект «Дозоры» — скорее межавторский цикл, наподобие книг по Warhammer: есть придуманный кем-то сеттинг со своими правилами, гибкими или не очень, и далее авторы населяют его своими собственными персонажами со своими собственными историями. При этом рамки мира можно нарушать, ежели умеючи.
11:33
Что-то первая буква плохо прочиталось, я так и думал, что «Позоры»
18:08
+2
Спасибо за отличный блог!
Тени и мы, кстати, да))) но я много чего не вспомнила ни по названиям, ни по авторам.
18:49
+1
Отдельное спасибо за список литературы. Я как раз искала, на что бы такое соскочить после детективов
20:18 (отредактировано)
+3
мы видим героя, «не подающего надежд»,

Ага, так и запишем: «обычный японский школьник».
23:20
+3
Или школьница. Или не школьница. «Мой сосед Тоторо», мне кажется, это почти городское фэнтези. «Загородное фэнтези» glass
00:28 (отредактировано)
+1
Да, Тоторо деревеньфентази. Милота милота. Кстати, вот присоединяюсь к вопрошающим «что делать?». А ведь поздно уже что-то делать. Работа прошла модерацию. Осталось ждать тапков. laugh
10:29
+2
Деревеньфэнтези! Это гениально, я теперь всегда буду этот термин использовать. Возможно, я даже сама написала деревеньфэнтези на турнир но это не точно.
12:16
+1
Спасибо большое!
Классный блог!
thumbsup

Прям вдохновляет!
12:20
+1
Я рада)
19:24
+1
Прекрасная Леди-тренер, как всегда великолепно! bravosmilerose
22:43
+1
Спасибо! Я слукавлю, если скажу, что не ждала этого комментария blush
15:12
+1
Я это почувствовал… unknownsmilerose
Загрузка...
54 по шкале магометра