Чего ждёт издательство от начинающего автора
Сразу оговорюсь - текст является компиляцией мнений разных авторов и издательств. Я к трендам, популярности и продвижению не имею никакого отношения.
Если вы готовы - поехали. Говорить буду тезисно.
Мнение издательств:
1. Темпы современного мира таковы, что большая часть читателей бумажной литературы находится в возрасте 16-28 лет. Позже обычно не хватает времени, предпочтения смещаются в пользу аудиокниг либо электронки, которую можно читать с гаджетов хоть где. Бумажная версия - для спокойного чтения дома, не каждый себе это может позволить.
2. Держа в уме п.1, максимальный охват будет иметь книга, изданная в трёх вариантах - бумага, электронка, аудиоверсия.
3. ТОП жанров: мистика, фэнтези (чаще классика, славянское фэнтези, дарк), азиатщина (сянся - жанр "империй и мечей"), ретеллинг.
4. Более 80% потребителей указанных в п.3 жанрах - девушки.
5. Читатели ждут внутри: серьёзную сказку, сначала плохо - потом хорошо, всё ваще плохо беспросветно, отношения и романтика (либо "стекло", либо сложные отношения).
6. Развивающийся тренд - романтика на фоне спорта.
А теперь... мнение авторов:
1. Издательству проще продать книгу известного автора. Хотите продаваться - платите за маркетинг (не знаю, насколько реальны цифры, но озвучивали 300к деревянных за одну книгу).
2. Книга продаётся в среднем 3 месяца, автор продаётся, пока он пишет. Не пишете - не продаётесь, проще и выгоднее раскрутить автора с 4 (и более) книгами в год.
3. Пишете не в трендовом жанре - вас труднее продать.
4. Сначала писали и издавались в одном жанре, потом решили попробовать в другом - вас не пустят. В лучшем случае предложат издаться под псевдонимом, но, скорее, нет, потому что потеряют вас как устоявшегося автора, который выдаёт 4 книги в год))
5. Кроме тренда есть ещё (вроде пока не изжила себя) серийность. То есть, приносите вы шикарное фэнтези, но издатель с маркетологом повертели и решили закрыть вашим произведением дырку в любовной серии. Что происходит? Вас просят добавить любовную линию туда, где она не предусмотрена. Не хотите добавлять - произведение не издадут.
6. Издательству проще, когда у писателя уже есть аудитория - на ютубе, в вк, в других сообществах и на других платформах. Бывали случаи, когда авторы отправляли рукописи, получали отказ, потом уходили с произведением на всякие ресурсы вроде АТ, набирали там популярность, а потом издательства писали им с просьбой... издать ту самую рукопись, от которой они отказались ранее, ага.
7. Иногда самиздат приносит больше денег, чем издательство.
Какие выводы можно отсюда сделать?
Наверное, все сделают свой вывод. Я скажу, что тренды приходят и уходят, автор остаётся наедине со своим творчеством.
Могу ещё добавить почти цитату автора, выступавшего на "Книжной Сибири":
Тренды нужны издательству и маркетологам, потому что с ними проще получать деньги. Автору нужна тема, о которой он будет говорить. Совпало? Хорошо. Не совпало? Выбирайте, чего вы хотите больше: быть изданным или быть собой.
И наедине с собой, кстати, тоже…
Мне кажется, автор тесно связан с тем, что он делает.
К сожалению, детскую литературу я почти не мониторю, могу ошибаться, но в сегменте 12-16 сейчас большой популярностью пользуется мистика, фэнтези, «школьная жизнь».
Сектор 6-12 лет — синтез научки (либо развивайки/познавайки) и художки.
Сектор до 6 лет — познавайка, песенки-потешки, стишки-потешки, лингвистически забавные штуки (навскидку могу вспомнить из старенького только «Зоки и бада» как пример).
А вот книги для сектора 6-12 лет разочаровали: одни единорожки и волшебные котики.
Вообще, тренды хорошо отслеживать по всяким конкурсам типа «Новой детской книги» или «Кенгуру». Как раз в последние года два была большая потребность в мистике и фэнтези + развивайки.
Не обязательно читать бумагу, чтобы ходить в книжный. Я тоже периодически захожу, гуглю и ухожу. Скачать потом быстрее, проще и дешевле (даже если законно). На крайняк уже — заказать онлайн (цены там стабильно ниже, чем в «реальных» книжных).
Но вообще сетевые книжные и без того максимально скучны. Так, посмотреть на столик с бестселлерами и научпопом, обычно унылым. Вот в независимом книжном можно на часы пропасть, это да.
Моя дочь бумажные читает, какие ей нравятся, чтоб потом можно было под одеялко залезть и перечитать))) Аудио и электронка — что задают в школе, обычно.
Это что такое?
У меня дети (взрослые уже) могут часами по букинисту ходить))) Любят старые издания. Говорят, что там даже пахнет по-особенному
В нашем небольшом Магнитогорске (далеко не самый культурно-ориентированный город с населением 420 тыс.) было кроме читайки еще минимум три довольно крупных точки. Просто они обычно не по ТЦ раскиданы, а в старых районах, в весьма неочевидных местах.
Обычно в отдельных точках дешевле, чем в читайке. Ну и подборки там несколько иные по товару.
Понятно, что есть отдельные истории типа Московского дома книги, но чем ехать туда, реально лучше добраться до того же Фаланстера. выше будет концентрация интересностей
Ну и на БС в основном как раз начинающие — это для нас, а не для них написано)))
Если начинающий автор шлёт что-то забубенно-отличное от основных серий, шансы издаться приближаются к абсолютному нулю.
Но серии себя еще не изжили и про это даже написано в пункте от авторов)))
Спасибо за блог!
Хочешь удовольствия — пиши себе спокойно, чередуя с вышивкой крестиком.
Очень хороший блог. Все конкретно. Ничего лишнего.
Можно понемножку монетизировать на самиздатных площадках. Когда хобби еще и денежку приносит — ещё больше удовольствия)
А можно просто в свободный доступ выкладывать. Так тоже делают.
В целом, да. Контракт с издательством — это работа. Продвижение — тоже работа (которая оч далеко от писательства и не все в него могут). Писатель, по моему разумению, долен писать. Остальное — приятные бонусы.
Я в целом о том, когда есть работа, которая устраивает, нет смысла превращать хобби во вторую работу
Но это другая история, иногда с грустным финалом, когда контракты не продляют, а навыки работы потеряны (или подтверждающие сертификаты просрочены).
Хороший блог. Подозреваю, что правдивый и максимально реалистичный.
Его бы тоже в «Обмен опытом», если ещё не…
Хм… я же знаю только что под лежачий камень вода никогда и нигде не течёт, а как оно там дальше — мне не ведомо
litclubbs.ru/posts/6009-ot-konkursov-onlain-do-bumagi.html
Не то чтобы все получали миллионы, но самиздат во-первых обычно в плюс, т.е. можно вообще ничего не тратить и никто не запретит тебе выложить новую книгу (т.е. нет бана за то что твоя книга не продалась).
Во-вторых, выплаты раз в месяц, а не через полгода.
В-третьих, 30-40 тыщ с книги для многих регионов это доход выше среднего. И при этом ты воооообще никому не подчиняешься.
Но список жанров ограничен, конечно.
И если тратиться на рекламу в самиздате, там обычно цифры значительно меньше, чем в издательствах.
Если я потратила 300 тысяч рублей на рекламу, а заработала миллион, то я могу и больше потратить, значит.
Если я сделала боксы и мерч на 300 тысяч, а потом получила роялти в пятьдесят и сто заработала на боксах, то вопросов много, конечно, остаётся.
Ток в самиздате если ты видишь что твой косарь не отбивается, ты стопаешь до того как выйдет триста в минус))
Но 300к свободных у меня точно нет)))
«И Вы рассказыаайте дедушка». Я общался с профессиональными писателями, которые публиковались в 90тых и в 2000ных пришли на Самиздат. Сайт — скорее мертв, чем жив. И мягко говоря не понятно откуда там у авторов не то что миллион, а вообще доход?
А что с аккаунтом?
Казус на Пролёте как ЗлойДядя мелькал, никнеймы схожие.
Мамой клянусь.
Это провокация.))
В общем я больше про author.today например.
В целом на самом деле доходы в самиздате это не секрет, «грязными» просто по открытым цифрам оценить можно, «чистыми» сложнее, но тоже можно.
Плюс опять же «самозанятость» растяжима. Я одновременно лично знаю писательницу, которая на доход с книг живёт с детьми (без папы и мужа) и писательницу, у которой больший доход с книг — скорее подработка.
Плюс что мы рассматриваем как «возможно» — «возможно пойти написать книгу как нравится и заработать» или «писать под вкусы аудитории шесть книг в год и заработать». И так далее.
В любом случае у меня нет задачи никого убедить идти в самиздат. Мне просто самой лично стало интересно, я изучаю рынок, и, на мой взгляд, он перспективнее бумаги. Как минимум потому что у бумаги планка доходов низкая на самом деле, если ты не суперзвезда, которых по пальцам пересчитать.
Думаю, через годик напишу статью на тему уже личного опыта))
Приготовилась конспектировать.
Кстати, что насчет litnet? У меня там пободрее с читателями чем на author.today. Правда я деньги не зарабатываю этим. Так графоманю для души.