Анна Неделина №3

Про стереотипное мышление, черный квадрат и дуб князя Андрея

  • Самородок
  • Опубликовано на Дзен
Про стереотипное мышление, черный квадрат и дуб князя Андрея

Я вам сегодня расскажу историю про абстрактное искусство. Кстати, как оно вам? Однажды мы дискутировали на работе в свободное от безделья время по поводу «Чёрного квадрата», и сильно не сошлись во мнениях. «Чёрный квадрат» тогда взяли для примера только потому, что одна из сторон (один, если точнее) из всего богатства форм, сотворенных абстракционистами, знала только про квадрат. Я, правда, показала спорщику для наглядности еще и квадраты Кандинского, которые с концентрическими кругами, но спорщик махнул на меня рукой – по его мнению, это выглядело еще хуже. Как несложно догадаться, творение Малевича нашему спорщику по душе не пришлось. Соглашусь – «Утро в сосновом бору» Шишкина и Савицкого в аспекте зрительного восприятия будет попроще «Церкви в Мурнау» и многим нравится. Люди вообще такие, про «нравится-не нравится», и это, наверное, нормально. В тот же день случилось забавное: Казимир Северинович Малевич нашему спорщику отомстил, как смог. Это не моя выдумка, это удивительное и смешное совпадение – мы обедали в тот день на открытом воздухе, салфетки на столе были чёрными, внезапно поднялся бодрящий ветерок и черный салфеточный квадрат залепил лицо нашего спорщика как раз в тот момент, когда он поднес ко рту ложку. Я так и представила, как Казимир Северинович хохоча крикнул «нннна!» и швырнул в нашего спорщика уменьшенной копией своего бессмертного произведения. «Птпфптптф», сказал наш спорщик, пытаясь отодрать с лица салфетку. Мы еще немножко пошутили про «месть художника» и больше не затеваем споров на эту тему.

Ладно, это была подходящая присказка. Мы с мужем в прошлые выходные выехали в один недальний город на променад и остановились на ночь в бутик-отеле с претензий на богемность. Я не выбирала этот отель намеренно, просто из всего предложенного он больше всего соответствовал нашим пожеланиям. Хозяева отеля на своих площадях устроили выставку работ одного местного художника-абстракциониста; на мой взгляд идея просто отличная. И постояльцы проникнутся прекрасным, и художник получит заслуженную долю внимания, и отельеру хорошо – будет больше отзывов. Там еще и музыкальные вечера проводятся, но нам не повезло, постояльцев было мало, и ради нас никто не попёр свой контрабас по ледяным горбатым улочкам, меня же к роялю просто не подпустили. Ну и правильно, сломаю ещё.

В лобби отеля висели две картины – «Эпизод № 2» и «Эпизод № 3». Там было много прочих произведений, автор, в конце концов, член союза художников, работает много и продуктивно, но эти два события не давали нам с мужем покоя. Мы искали «Эпизод № 1» и не находили его ни в одном из помещений отеля. Когда мы погуляли, замерзли и накатили коньячку, зуд любопытства относительно недостающего эпизода стал просто нестерпим, и мы обратились с вопросом к хозяевам отеля. Логично же предположить, что если эпизоды два и три в жизни художника случились, то и первый, наверняка, где-то затесался, и нам хотелось бы его увидеть. Хозяйка отеля томно вздохнула и объяснила нам, что абстракция – это же про чувства. Это про эмоции. Это про ощущения, про выдох, про скоротечность, про момент, про здесь и сейчас, и вообще не нужно искать в прекрасном логику – её там нет и быть не может. Автор работ, сказала она нам, не стал выставлять «Эпизод № 1» потому, что это очень-очень личное переживание. Работа в общую концепцию выставки не вписывалась никак, поэтому её здесь и нет. А задеть чувства художника может всякий, мы должны это понимать.

Но мы не поняли. У нас пытливые умы. Мы не можем просто наслаждаться прекрасным, нам подавай общую картину. Мы теперь хотели знать про таинственный «Эпизод № 1» всё. Мы много говорили про «Эпизоды». Нам казалось, что вот тот, который пожелтее с лососевым пятном пониже центра – это, наверное, про влюбленность. Или про бесконечное лето. Или про утро нового дня, про Марс, про порхающую птичку; короче, про что-то хорошее. А тот эпизод, что посинее с чернильными линиями – это точно про ночь. Про меланхолию, про сплин, про отключение света во всем квартале – вы, полагаю, поняли наш ассоциативный ряд. Ну да, мы мыслим стереотипами, нас такому жизнь научила. Еще мы пофантазировали на тему того, в каких тонах мог бы быть написан недостающий эпизод. Зелёный, гадали мы. Или нет – красный! Красного, по нашему мнению, среди эпизодов точно не хватало.

…лирическое отступление: помните чудесный фильм Intouchables, который в нашем прокате вышел под названием «1+1»? Тот самый момент где герой Омара Си после посещения галереи пишет абстрактную картину и говорит, что «а вот я сейчас ещё синего тыщ на шестьдесят добавлю»? Там еще про оперу прекрасно, где «это мужик, он дерево и он поёт на немецком», но это уже другая область искусства, мы в неё в другой раз сходим. Если вдруг не смотрели – посмотрите, фильм действительно хороший. Вспомнила о нем как раз потому, что вот красного-то эпизода нам и не хватало. Следовало добавить.

Короче – пытливые умы покоя не знают. Мы с мужем вернулись домой, и я перевернула всемирную сеть в поисках «Эпизода № 1». И я нашла его. И немедленно отправила картинку мужу. «НЕ КРАСНЫЙ», - ответил муж. Ага, не красный. Но ведь я нашла еще и интервью с автором! Опущу подробности, скажу главное – все три эпизода созданы художником в непростой момент. Он хряпнул лишнего, пошел в баню, не удержал в себе прекрасное и упал с полки. Сломал ногу, был прикован к костылям, пока был малоподвижен создал три работы: «Эпизод №1», «Эпизод № 2», «Эпизод № 3». Не про Марс история, короче.

Знаете, для чего я про это рассказываю? Никто не знает на самом деле, что именно хотел сказать автор кроме самого автора. И тот может с удивительной скоростью переобуваться в воздухе и менять показания в каждом интервью, а уж в мемуарах сам бог велел нагородить поинтереснее. Для меня ещё в средней школе это самая бесячая тема была, про две встречи Андрея Болконского с дубом, например. Вот это вот всё – «дуб – символический образ психологического состояния князя Андрея, образ масштабных и скорых перемен…» превращалось для меня в сплошное бубубу. Я тогда думала о том, что князь мог просто пойти к дубу попи́сать, в конце концов. Думать же при этом ему никто не мешает, голова-то свободна.

Осторожнее с выводами, короче. Легко ошибиться.

***В качестве картинки "для привлечения внимания" я использовала одну из самых дорогих работ Василия Кандинского. "Картина с белыми линиями", 1913 год. "Эпизод № 1", на мой взгляд, ничуть не хуже. Но не Кандинский. Хороший мужик, как говорится, но не орёл.

Другие блоги автора:
+10
11:25
836
11:59
+3
Вот если взять моё «творчество», то там в комментариях пишут: тут мол об этом, или об этом. Я такой — ого ни фига себе! Приятно, короче. Но сам потом себя спрашиваю — а чего автор-то имел в виду? И автор отвечает — кто его знает…
именно! целую воздух вокруг вашей гениальной головы))
12:30 (отредактировано)
+2
Признаюсь, я специально вставляю невнятные фразы в текст. Что бы читатель подумал над ней о своем)))). Манипуляция конечно)) А вам спасибо за традиционную точность.
браво) так ему, читателю, и надо, сама такое люблю)))
17:50 (отредактировано)
+1
Мда, не сильна хозяйка отеля в искустве ))
Вот с какого потолка люди вообще берут, что абстракции — про чуйства-емоции? Это кто сказал, афтырь? Ну он денег и славы ради вам что хотите скажет. А еще лучше отмажется фразою про каждый увидит свое. Оч удобная фраза, избавляет вообще от всех проблем )
Про чуйства-ымоцыи — экспрессионизьм. Вот оно — про выражение эмоционального состояния автора. Но не любые абы как нахреначенные на холст пятна — экспрессионизм.
Живописное искусство — это в первую очередь визуал. Это гармония цвета, формы, композиции. То есть, картина можт быть ценна тупо удачно поставленной красной точкой над черной линией, потому что это создает гармоничную композицию. Тот же суперматизм.
А то, что авторы там в свои карякули глыбокай сасмысол суют — так а как это продавать-то, без сосмысла?
17:57
+5
Что по части «как оно мне» — мне вообще монопенисуально на эмоции аффтыря. Терпеть не могу, когда картина выглядит как разноцветная дрисня, будто кошака на ковер непереваренной мышью стошнило. Потратить без толку материалы любой дурак может, а вот чувствовать форму и цвет дано не всем.
18:22
+2
поддержу вас.
Абстракция, может, это и хорошо кому-то, но мне Эшер нравится с его «невозможной архитектурой». Голову поломать есть над чем smile
18:37
+2
«Das Motorrad under dem Fenster am Sonntag Morgen» ( Мотоцикл под окном в воскресное утро).
На кaртине была изoбражена комната. Окно рaскрыто. За окнoм угадывaется утрeннее солнце. В комнате имeют место: слева — развoроченная пoстель с ненoрмальным количествoм подушек и пeрин; справа — чудoвищный комoд с выдвинутым ящикoм, на кoмоде — масса фарфoровых безделушeк. Пoсередине — человек в исподнeм. Он в страннoй позе — видимo, крaдётся к окну. В прaвой руке его, отведённoй назад, к зритeлю, зажaта ручная гранaта.

Стругацкие «Отягощенные злом».
17:24
+1
Интересный блог. Я нормально отношусь к абстракции, но больше тяготею к импрессионизму и сюрреализму. Хотя Кандинский мне тоже по душе)
15:59
+1
Как по мне, концептуализм художника состоял не в том, что было намалевано на тряпках, а в том, сколько народу он поймал на старый прикол из анекдотов. Известный хотя бы по рассказу М. Задорнова, как русские подростки в американской школе притащили трех свиней, написали на них номера 1, 2 и 4 и пустили бегать по коридорам школы. А потом вся школа весь день искала свинью номер три.
я не знала этой истории, спасибо))
правда, мы-то в итоге недостающую свинью нашли))
Загрузка...
Светлана Ледовская №2