Школа поэзии |1| Как родилась поэзия

Вместо предисловия.
Когда я только пришел на БС (сказал Тающий ветер таким тоном, будто торчит здесь уже несколько лет), я счел сайт пристанищем в основном прозаиков. Потом оказалось, что и поэтов тут хватает. Но не раз и не два, и не три что читатели, что некоторые поэты говорили нечто из разряда:
Я ничего не понимаю в поэзии.
Я пишу интуитивно.
Я не знаю, что такое ритм.
Я не говорю, что это плохо. Долгое время я писал так же, и даже сейчас утверждаю, что интуитивное стихотворчество - показатель таланта. Но однажды я понял, что мне этого недостаточно. И тогда я полез в матчасть. Теперь я хочу поделиться этой матчастью с вами.
Цикл статей, который я рад представить вашему вниманию, посвящен поэзии. Явлению столь же прекрасному, сколь и таинственному. Любой может найти подробнейшую информацию о возникновении нейрохирургии или ядерной энергетики. Но как родилась поэзия, не знает никто. Никто? Кое-что мы все таки слышали.
Когда-то, в начале времен, когда боги только появились в мире, а людей не было и в помине, на земле, которую позже назовут греческой, жила Мнемосина, титанида, дочь Урана и Геи. Она имела облик прекраснолицей девы, а дни свои беззаботно проводила на лугу под любимым деревом оливы, предаваясь размышлениям. И не было у нее других забот, кроме одной – ждала она мужчину, который сможет покорить ее сердце.
Но вот однажды, явился к ней неземной красоты парень, пастух. И хотя не было при нем отары, не смутило это девушку. Ни слова не сказал пастух, лишь протянул ей свою руку, и она взяла ее в свою и раскрыла ему свои объятия. Одного не знала Мнемосина, что явился к ней под видом пастуха сам громовержец Зевс.
И приходил он к ней девять дней, и провели они вместе девять ночей, и родила она девять дочерей. Но не могли быть простыми дочери титаниды и бога. Стали называть их музами – покровительницами искусств и наук, а прежде всего: стихов и музыки. Так родилась поэзия.
Ирония же в том, что как бы легкомысленно мы не относились к этой легенде, она на данный момент – самый достоверный источник, повествующий о появлении поэзии. Невозможно хотя бы приблизительно определить не только год, но даже тысячелетие, когда родилась первая рифма. На самом деле первобытные племена (не обладавшие еще членораздельной речью) уже столкнулись с этим феноменом, сами того не осознавая. Они исполняли свои ритуальные танцы и проводили обряды под пение шаманов, ибо поэзия напрямую связана с музыкой и музыкальностью. Но, конечно же, поэзия стала полноценной и не умерла в веках только благодаря появлению слова. Как писал Иван Бунин:

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена. [1]
Надо заметить, что поэзия – понятие очень широкое. Владимир Даль определял её так:

Современное определение стало более стройным и сухим, но своей широты не утратило. Итак.
Поэзия - особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры, не определенной потребностями обыденного языка.
То есть под поэзией подразумевается высокая, необычная, не разговорная речь. Что это означает? Попытаемся разобраться в этой загадке чуть подробнее.
Перенесемся на пару тысячелетий назад и заглянем за плечо Аристотелю, пишущему свою знаменитую «Поэтику»:

Можно скептически отнестись к тому, что поэзия серьезнее истории, но ее философичность отвергать нельзя. Искусство вообще обладает этим преимуществом перед наукой – оно может додумывать, докапываться до истины не фактами, но чувствами. А поэзия и проза ближе к науке тем, что используют одно и то же средство – слово, и тем сильнее контраст между ними.
Но где же провести границу между прозой и поэзией? Казалось бы, покажи нам отрывок из какого-нибудь произведения, и мы сразу, не задумываясь, ответим – стихотворный это текст или прозаический. Но русский язык любит подкидывать нам загадки:

Я процитировал Тургенева не просто так. Эти строки – один из самых известных примеров одного из самых неоднозначных явлений в поэзии (не только, кстати, русской) – стихотворения в прозе. Отрывок этот имеет, несомненно, прозаическую форму. Но при этом подходит под определение поэзии, данное выше, так как в него привнесена та самая «дополнительная мера»: лирический пафос, возвышенность речи. Значит, поэзия ограничена не только формой, но и содержанием. Я бы сказал: неким духом, свойственным только ей. И жанр стихотворений в прозе является ярчайшим примером проявления этого духа и одновременно проводит границу между прозой и поэзией, являясь пограничным жанром. Проблема состоит в том, что граница эта настолько размыта, что заметить ее бывает трудно даже экспертам. Что ж, к экспертам и обратимся. Российский филолог Михаил Гаспаров утверждает, например, что подобное разделение жанров в русском языке образовалось только в XVII веке. А о «виршах» в древнерусской литературе он говорит так:

Это подтверждение глубокой связи поэзии и музыки, которые практически не могут существовать друг без друга. Мы поймем это, когда будем подробно говорить о ритме в поэзии. Но и сейчас легко представить, что текст, наполненный рифмами, не будет казаться нам стихотворным, если не будет обладать музыкальностью. И обратно – прозаический текст, пусть и без формального ритма, но, безусловно, текучий, музыкальный, как тот тургеневский текст, общество признало стихотворением, хотя и добавило – «в прозе».
Что ж, только что мы познакомились с понятием поэзии, коснулись вопроса об отличии поэзии от прозы и месте поэзии в искусстве. А в следующих статьях продолжим рассматривать основы основ, необходимые любому начинающему (и не только) поэту. А именно: узнаем, что такое ритм, рифма, размер и многие другие важные вещи. И научимся сочинять стихотворения, чтобы своим творчеством делать наш мир более прекрасным и духовно богатым.
[2] В.И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"
[4] И.С. Тургенев "Русский язык"
[5] М.Л. Гаспаров "Оппозиция «Стих - проза» и становление русского литературного стиха"
Следующие части:
обдолбаные грибами неандерталы пляшущие под завывание чувака у котого больше всего перьев в голове, ЭТОМАТЬЕГОКРУТО!Очень круто и информативно,
но я так и не понял как правильно рифмовать, а еще оформил щикарно, когда дальше?Хехе, эт потом будем. Тут пока введение ;)
А посмотрим как пойдет.
КОГДАЯСМОГУЧИТАТЬРЕПЧЕГ?окей, будем ждать, мастерЯ так-то в свое время писал рэпчик...(Только не говори никому!)
Вот! Вот оно! Поэзия безусловно круто, но ноги у неё растут из фантастики!
В свою очередь жанр фантастики зародился от сатиры. Умники придумывали несуществующие страны и фамилии и в лицо высмеивали текущий порядок и правителей не рискуя за это повиснуть на ближайшем суку дерева) Потом стиль развился до комбинаций вероятного будущего и опля — фантастика в современном виде.
Крайне интересная теория. Сам придумал или поделишься исследованиями на тему?
Но суть не в этом. Суть в том, что фантастику ты приплел зря. Во фразе "… но о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном..." говорится не о ней, а о художественной литературе в целом. Здесь удобнее оперировать англоязычной терминологией, она вернее. В западной традиции художественная литература — fiction, то есть в переводе — выдумка. И цитата именно об этом — об отделении поэзии, наряду с fiction-прозой от non-fiction в целом.
А говорить о произхождении поэзии от фантастики в том смысле, какой в нее вкладываешь ты — как минимум странно.
Фантастика описывает вероятное будущее в том числе. что могло бы случиться, следовательно, о возможном — вот эта фраза навеяла. Я не серьезный коментарий написал. Поэзия не происходит из фантастики, на самом деле.
Ты же знаешь, я зануда ;)
Статья понравилась. Особенно радует то, что вы признаете оценку стихотворения не только с точки зрения ритмов, размеров, видов рифм и т.д., но и с точки зрения чувств и эмоций, производимого впечатления. Спасибо! Жду продолжения.
Поместил в Стихи.ру
(Основная о смысле: www.stihi.ru/2014/10/11/5157
и продолжение о технике: www.stihi.ru/2016/08/20/7516)
Поэт не поэт, если пишет о том, что случилось? Или выдумка — единственная доля поэзии?
Как-то мне всё равно непонятно, почему у него «стихотворения в прозе».) Вроде как любой художественный текст всегда не похож на разговорный. Или же пафос любую прозу наделяет поэзией?
«… Неизвестен мне этот герой, но наслышан я о ястребе чудном, что сидит между глаз у орла, что сидит на кроне Древа Мирового — ясень Иггдрасиль, над коим Один висел, глаза лишившись. Орла того звали Обладателем Мудрости, а ястреб известен, как Ведрфйольнир. Эта светлая птица, подобно орлу, что бранит змея Нидхйогга, на Солнце само, не моргая и не слезясь, способно гордо смотреть. Наслышан был я так же, что спутница она самого Бальдра Доброго — аса светлого и солнечного, за коего бранил его мать Фригг Локи, а в той словесной распре не упоминал, когда бранил тот Одина. На многое Бальдр Храбрый способен был, да только знал ли он Искусство Имён? Иль имел на плече своём птицу? Мне неизвестно, а сам я незнающ...»
Отрывок из короткой пародии на скандинавский мифический пафос.) Он является стихотворениями в прозе?
Ни в коем случае. Суть немного в другом. Поэзия не обязана следовать фактам. Может — но не обязана. Строго говоря, это касается литературы (да и искусства) вообще, но нужно учитывать специфику эпохи. Все же цитата далеко не прошлого года)
Что же до стихотворений в прозе… Нужно четко понимать, что термин этот весьма… субъективен. Никто не запретит автору (да и критику) назвать некий текст стихотворением в прозе. Равно как у нас некоторые комментаторы любят называть плохие по их мнению стихи «прозой в столбик». Нет тут единого определения. Априори нет. Но отмечу, что речь не про пафос, а про музыкальность некую. Текучесть текста. И образность.
Ну вот как пример, я однажды написал одну штуку, которую считаю стихотворением в прозе. Но это только мое определение. Знаю, что другие определяют этот текст иначе. И это нормально.
Ну и хорошо.)
Понятно.) Что-то невозможное описать словами, но пронизывающее чувства.))
Ваша шутка музыкальна и ритмична правда.) Тургенев радуется наверное. ;)
Спасибо за ответы на вопросы!
Как идет, так и записывается.
Прекрасное рождение поэзии, романтичное, эротичное.
как чудесно, что в рождении чего-либо замешаны двое.
благодарю за статью. Обязательно продолжу учиться.