Светлана Ледовская №2

Школа поэзии |2| Уровни ритмики

Школа поэзии |2| Уровни ритмики

Предыдущие части:

1. Как родилась поэзия


Поэзия – явление невероятно широкое. В прошлый раз я лишь легкими штрихами обозначил границы поэзии и дал понять, что говорить о ней можно очень и очень много. И чтобы не растекаться мыслью по древу, в этой серии статей мы остановимся лишь на самой привычной нам части этого явления. На стихотворном творчестве. Приступим:

Стихотворение – художественная речь,
организованная делением на ритмически
соизмеримые отрезки.

Определение, как и большинство из них, возможно, заумное, но интуитивно понятное. Мы сразу встречаем понятие ритма, к которому обратимся чуть позже. А также узнаём, что стихотворение – это целая система, состоящая из более мелких, зачастую повторяющихся элементов. Из стихов.

И здесь сразу необходимо пояснение. В любом живом языке нередко происходит подмена понятий, слова меняют свой смысл, иногда на прямо противоположный. Это естественный процесс, о пользе его для языка можно спорить долго, но и забывать об этом нельзя. Так произошло и со словом «стих». Этим коротким термином сейчас практически все именуют стихотворения. Де-факто они превратились в синонимы. Что, строго говоря, не верно.

Исторически, стих – это мерная строка; известное число стоп, соединенных в одну строку или составляющих отдельную часть размера. Иными словами – отдельно взятая строка. И чтобы избежать путаницы, в дальнейшем под стихом будет подразумеваться только его изначальное значение. Запомнили:

Стих – строка стихотворного текста,
организованная по определенному
ритмическому образцу.

Однако, сейчас я предлагаю поговорить о другом понятии. Более важном, чем все остальные. Каком? Здесь мнения расходятся.

Если спросить человека, далекого от поэзии, что является главнейшим в стихосложении, то я практически уверен, что большинство ответит – рифма. Это абсолютно естественная реакция. С детства мы связываем поэзию с рифмой. С этими чудесно-наивными «любовь-морковь» и «розы-морозы».

Тем глубже наше заблуждение! Рифма, несомненно, важна, но, как мы уже знаем, совсем не обязательна. Однако существует понятие, гораздо более важное для стихосложения. Это – ритм.

Происхождение этих слов, однако, схоже. Они возникли от древнегреческого слова ῥέω, что означает «теку». Оно же, в свою очередь превратилось в слово ρυθμός – такт, ритм или ровность в прозаической речи; стройность, складность, соразмерность, пропорциональность [1][2].

Сократ. В мраморе он более благороден.

Греки в античную эпоху во главу угла ставили именно ритм. Сократ прямо противопоставлял благообразию и уродству ритмичность и неритмичность. Платон цитировал его в своем труде «Государство»:

«…Живопись, и всякое подобное мастерство – ткачество и вышивание, и строительство, и производство разной утвари, и, вдобавок, даже природа тел и растений – здесь во всем может быть благообразие и уродство. Уродство, неритмичность, дисгармония – близкие родственники злоречия и злонравия, а их противоположности, наоборот, – близкое подражание рассудительности и нравственности.» [3]

Платон. Цитирует Сократа.

Есть и более яркий пример. Арифметика, которую мы все так любили в школе, изначально также имела прямое отношение к ритму, ибо происхождение этого слова не вызывает разногласий. Судите сами, ἁριθμός – число, количество, мера или протяжение [4]; счет. Слово «ρυθμός» там прослеживается четко.

Но, я думаю, пора покинуть античную Грецию и обратиться, наконец, к родному русскому языку. Владимир Даль, к которому мы еще не раз будем обращаться за разъяснениями, говорил так: ритм – это мера, в музыке или в поэзии; мерное ударенье, протяжка голосом, распев. Главное, на что нужно обратить внимание, это словосочетание «мерное ударение». То есть ритм – это нечто периодически повторяющееся во времени. Например, ударение или слог. Такая упорядоченность и придает речи музыкальность. Резюмируем:

Ритм – это общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи.

Ритм

Метроном. Он вам не поможет.

Но ритм – понятие далеко не простое. Его главная сила заключается в том, что ритм в стихотворении проявляется на различных уровнях, от самого элементарного – слога, и до стихотворения в целом. Разберемся в градации этих уровней.

Ритмическая единица первого уровня – это слог. Для порядка дадим определение, хотя, боюсь, что это все только усложнит:

Слог – это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов.

Жутко. Забыли. Слог – просто часть слова, характеризующаяся тем, что произносится единым куском и имеет один четко выраженный звук. Сейчас для нас важнее всего то, что слоги в стихотворении читаются с одинаковой скоростью. Это и есть первый уровень ритма.

Ритмическая единица второго уровня – стопа.

Стопа – структурная единица стиха; группа слогов, выделяемая и объединяемая ритмическим ударением (иктом).

Стопа и ритмическое ударение будут подробно рассмотрены в следующей статье. Сейчас же достаточно будет сказать, что в стихосложении особую роль играет не то ударение, которому нас учат в орфоэпии, а периодически повторяющееся ударение, далеко не всегда совпадающее с классическим. Это дает второй уровень ритма.

Ритмическая единица третьего уровня – строка. Иными словами – стих. С понятием стиха мы уже знакомы. Его роль в ритме напрямую связана с рифмой. Рифмующиеся стихи – это третий уровень ритма.

Ритмическая единица четвертого уровня – строфа.

Строфа – сочетание двух и более строк в стихотворении, обладающих определенным метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением и объединяемых рифмой.

Но, как и раньше, структура строфы в стихотворении должна тем или иным образом повторяться. Понятно, что стихотворение, состоящее из двустишия, четверостишия, онегинской строфы и шекспировского сонета, хотя и имеет право на жизнь, но четвертым уровнем ритма обладать не будет. Насколько это плохо – вопрос сложный, и обязательно будет рассмотрен в дальнейшем.

Поэзия. Круче немецкого автопрома.

Итак, сегодня мы познакомились с компанией четырех «С»: слогом, стопой, строкой и строфой. Именно они дарят поэзии магию музыкальности. Но никогда не забывайте о том, что только мысль, которую вкладывает в свое творение поэт, делает поэзию по-настоящему волшебной!


[1] Ритм. Этимология.
[2] Рифма. Этимология.
[3] Платон «Политика или государство»
[4] Арифметика. Этимология.


3. Силлаботоника

+10
16:45
2069
18:54
+3
Вот так всегда! На самом интересном месте… )) Буду ждать продолжения!
19:01
+1
В следующий раз перейдем к размерам)
20:06
О, размер! Это важно!
19:58
+3
Просто чудесный блог от… м, Тающий втер! Ты делаешь благое дело, так держать. Свет — в массы!
20:22
+1
И кого же я, интересно, втер?)))
20:24
+2
О, да! Втер, это особая форма ветра!
22:05
+1
Я даже белые стихи больше люблю, если в них есть ритм.
22:06
Об этом и речь, в том числе.
11:52
+1
Здорово, когда кто-то вот так может по полочкам разложить ) Спасибо. Единственное, чего мне не хватило, — примеры.
12:10
Я подумаю. Возможно, добавлю примеры и сюда.
Просто я планировал переход к практике в следующей статье. Я не уверен, что один отвлеченный пример, особенно, что касается стопы, будет сильно полезен, там есть свои тонкости. И вот как раз через неделю, когда перейдем к размерам, будет серьезный разбор этих понятий, начиная с самых низов.
16:28
День первый: повторение школьного материала и попытка подружиться с учителем.
16:40
+1
Мир, дружба, жвачка!
Загрузка...
Светлана Ледовская