Волосы словно мед

У меня по всему телу шипы — острые, стальные, блестящие. Мощь и красота! Но растут они вовнутрь, и если кого и ранят, то только меня. Снаружи же — волосы в пучок, белая блузка, юбочка длины «ни туда, ни сюда» и лодочки, которые так и хочется выбросить в окно, предварительно раскромсав и оторвав каблуки. Для всех я девочка-улыбочка «да-да-я-все-сейчас-сделаю». И за это я себя ненавижу.
Они зовут меня Жанусей! Слышали бы они, как я рычу внутри себя. Но снаружи у меня тоненький, писклявый голосок: «Да, Татьяна Юрьевна, уже бегу! Конечно, Виктор Сергеевич, к утру все будет!»
Сегодня я особенно зла, потому что Кипелов, серая хвостатая скотина, перегрыз наушник, и я в дороге без музыки. Даже на кота своего наорать не могу. Тряслась в маршрутке, занималась самоедством, а в голове, на заднем плане все крутилась строчка: «Были бы у меня волосы словно мед». Что за песня - не вспомнить, а заело конкретно, кувалдой не выбьешь. Думала, может и не плохо покрасить волосы в медовый цвет. Но для Жануси это перебор, а внутренняя я, та, что «из тех королев», предпочла бы выкраситься в черное с красными прядями.
К половине первого я расправляюсь с аналитикой, но тут выясняется, что список поставщиков мне выслали аж с позапрошлого года. «Перепутал, Жануся, прости. Сможешь до двух управиться? Это срочно».
Смочь-то смогу, вот только это означает, что я пропущу обед. Тогда надо успеть до Лотереи к автомату, купить йогурт и злаковый батончик. Была бы воля шефа, все бы не передачу смотрели, а работали. Но если кто-то настучит, придет лотерейная служба, вкатят такой штраф, что шеф, хоть и лысый, враз поседеет.
Во время передачи я сижу в уголке, жую батончик и думаю о своем. «Были бы у меня волосы, словно мед». Откуда это вообще?
Разговаривать во время передачи нельзя. Так что большинство сотрудников украдкой сидят в смартфонах — всё уже тысячу раз видели, шансы выиграть стремятся к нулю. Даже результаты мало кто записывает. У меня-то для Лотереи заведен специальный блокнотик, не потому что я верю в успех, просто Жануся очень ответственная, сидит, слушает.
«Одно желание при входе в Лабиринт, одно на выходе. Можете потратить оба на улучшение качества своей жизни, но мы настоятельно рекомендуем использовать первое для получения помощи или умения, которое поможет вам пройти Лабиринт».
Голос у дикторши сильный, глубокий, проникающий. Не то, что мой.
«Победитель должен попасть в Лабиринт в течении трех часов. Для этого нужно просто идти, направление неважно — Лабиринт не имеет конкретного местоположения, он сам появится на вашем пути, но если не встанете и не пойдете, то не увидите и не войдете. Помните — второго шанса не будет!»
Если бы вдруг я... Наверное, поехала бы в парк на Медвежьем острове. Пятнадцать минут на метро и можно несколько часов бродить по заросшим аллеям. Там почти никто не гуляет почему-то.
«Когда окажетесь в конусе света, произнесите желание вслух. Постарайтесь сформулировать максимально четко! От этого зависит успешное прохождение лабиринта и... ваша жизнь».
Мне давно надоело фантазировать, что бы я пожелала на входе, на выходе... Эти мечты — дрянь, можно и самой изменить жизнь. Нужно просто лучше стараться.
«Итак, объявляем номер сегодняшнего победителя: один, четыре, шесть, пять...»
Записываю. Ненавижу свой почерк — кругленький, как у отличницы-первоклассницы, со всеми этими завитушками.
«...Три, шесть, пять, три, ноль».
Последовательность кажется знакомой. Расстегиваю пуговицу, закатываю рукав, а потом долго перевожу взгляд со страницы в блокноте на татуировку с официальным индексом и обратно. Как я могла не узнать свой номер на слух?
***
— Конечно, можешь уйти пораньше, — говорит шеф, — собери только данные в таблицу. Я скину ссылку в мессенджер. Но это надо сделать сегодня!
Открываю ссылку и понимаю, что о Лабиринте можно забыть. «Езжай на бал, Золушка, только отдели гречку от пшена». Внутри я красная от злости. Меня трясет — не могу сесть за комп, брожу туда-сюда по общему коридору и не знаю на что решиться? Рассказать начальству про выигрыш? Просто взять и уйти? Попытаться успеть? Что делать?! «Были бы у меня волосы, словно мед!» В какой-то момент коридор начинает плыть. Приближается обморок? Были бы у меня... Пытаюсь опереться о стену, но ее нет, я стою в ослепительном свете, в сверкающей пустоте. Волосы словно мед... А потом все гаснет. И голос: «Желание исполнено, войди в лабиринт».
Белая блузка безнадежно испорчена. С волос капает липкое, золотистое, течет ручейками. Я стою в своих лодочках в медовой лужице, медленно осознавая, что натворила. Но как вышло, что желание исполнилось так буквально? Волосы должны бы поменять цвет или запах, но не превратиться же в мед! Осторожно трогаю макушку. Барабанная дробь — волос у меня больше нет, только золотистые медовые потоки, имитирующие прическу. В “пучке” торчит заколка. Вытаскиваю ее, буду ходить «распущенная». Поднимаю глаза на бетонный забор в клеточку. Одна из секций повалена — вот и вход.
***
Пол в Лабиринте бетонный, вместо стен тот же забор в клеточку, проходы широкие. Досадно, что со мной ни блокнота, ни ручки — план бы нарисовала. Зато от моих новых волос есть польза, за мной тянется нехилый медовый след — где прошла, везде пометила.
Но настроение быстро падает, когда я понимаю, что в строчке из неизвестной песни не было ни слова о том, что волосы должны хоть когда-нибудь вернуться в нормальное состояние. Получается, мне либо придется истратить желание на выходе, либо так и жить, истекая медом. Начинаю размышлять, как бы так сформулировать, чтобы и волосы назад получить, и что-то еще загадать, и вдруг отчетливо осознаю, что не знаю, чего я хочу. Чтобы шипы росли наружу?
Впрочем, рано об этом. Пройти Лабиринт не так уж и просто. Судя по лужицам меда, разлитым по полу, я побывала уже везде. Стою и смотрю, как сквозь бетонный забор, прорастают еловые ветви.
***
Не знаю, сколько я здесь пробыла, но за это время Лабиринт успел превратиться в настоящий ельник. Продираюсь сквозь заросли, похожая на героя аниме после большого побоища, ветки хлещут по лицу, блузке конец, юбке конец, мне конец.
Что-то трогает волосы, на еловую ветку не похоже — мягкое и ползет. Резко оборачиваюсь и вижу прямо перед собой огромную улыбающуюся медвежью морду с высунутым языком — он слизывает мед прямо с моей головы. Я не ору, не взбрыкиваю, не пытаюсь убежать — я так крепко влипла, что один медведь ничего особо не меняет. К тому же он красивый.
— Нарекаю тебя Улыбакой, веселым медведем! — неожиданно для себя провозглашаю я, фигея от собственного пафоса.
Нет, ну это надо: “Нарекаю!”
Улыбака огромный. Теперь он ходит за мной, лижет мой мед, ломает молодые ели. Начинаю привыкать к касаниям его языка. Выхода по-прежнему нет, я даже не могу уложить в голове карту лабиринта. Когда я сажусь отдыхать, Улыбака подставляет мне свой бок.
— Веришь ли, мишка, — бормочу я, уткнувшись лицом в шерсть, — я изнутри вся в шипах, как Шрайк. Но никто их не видит, представляешь? Эй! Да ты хоть знаешь, кто такой Шрайк?!
Улыбака молчит. Он не знает. Ему все равно.
***
Подлиза маленький, у него светлый мех, он боится Улыбаки и к моей голове не притрагивается, а слизывает мед прямо с пола. Потому я и назвала его Подлизой. Теперь у меня два медведя.
Я, наконец, нарисовала в голове план Лабиринта. Теперь я знаю каждый поворот и каждый тупик, но легче от этого не становится — я так и не нашла ни выхода, ни входа. Наверное, плохо искала. Продолжу. А что мне остается?
С нетерпением жду появления третьего мишки. Именно столько их должно быть у каждой заблудившейся девочки.
***
Третий медведь стар, тощ и очень голоден. Первым делом он попытался отогнать от меня Улыбаку, за что тот его показательно отлупил. После этого третий присмирел, но было поздно — я уже назвала его Офигеем. Потому что надо реально офигеть, чтобы наехать на Самого Огромного Из Моих Медведей.
Одежда — все. Подумываю, как бы соорудить себе пальто из еловых лап. Идея так себе, но кроме елок здесь ничего нет. Разве что... Кошусь на Улыбаку. Он сердито рычит.
— Шучу, глупенький. Не собираюсь я делать шубу из твоей шкуры.
Идей, где искать выход у меня нет. Я тысячу раз прошерстила весь Лабиринт. Так что я просто брожу туда-сюда, и трое моих мишек неотступно следуют за мной.
***
Я близка к тому, чтобы сдаться. Жануся бы давно села и заплакала, но ее больше нет, осталась лишь я, Жанна, королева, что любит роскошь и нож. Сейчас я бы, правда, предпочла кувалду. Потому что молотить по бетонному забору кулаками и босой ногой - больно. Но я полна злости — до рыка, до вопля. Не-на-ви-жу!
На плечо ложится огромная мягкая лапа. Улыбака. Резко оборачиваюсь и скалюсь на него. У меня красные глаза и полная пасть острых зубов. Верный мишка не впечатлен. Он мягко отодвигает меня, а потом с размаху бьет по бетону, и еще, и еще. Третьего удара забор не выдерживает. Секция кренится и падает, открывая дорогу к выходу.
С той стороны в воздухе висят тысячи разноцветных воздушных шаров. “Поздравляем! Вы прошли лабиринт!” “Загадайте желание!” “Вы великолепны!”
Но прямо за открывшимся проходом рядком стоят три парты. За каждой - человек с ручкой и толстой тетрадью: тетка с поджатыми губами, унылый бородач и белобрысый парень с мерзкой улыбкой. Комиссия.
— А с чего вы вообще решили, что можете участвовать в лотерее? - спрашивает тетка.
Я молчу, хлопаю глазами. Ну-у, все же...
— Думаю, вкралась ошибка, — встревает парень, — она ни одному параметру не соответствует.
Поднимает взгляд на меня.
— Начнем с детства. Что вы можете сказать по поводу проваленного выступления в секции фигурного катания?
— Но причем здесь...
Он не слушает.
— Вы плохо старались, в результате упали и повредили связки. И самое отвратительное, после этого вы бросили кататься, совсем! После этого вы утверждаете, что имеете на что-то право?
— Нет, но...
— Восемнадцать лет. — подает голос Унылый. — За два дня до вступительного экзамена, вместо того, чтобы заниматься, вы вместе с вашими... гм... друзьями идете на концерт... промолчу про... гм... музыку, но из-за этого вы заваливаете экзамен.
— Ничего подобного, я прошла!
— Но самой последней, снизу списка, а если бы хоть немного старались, могли сдать на «отлично». Вы ленивы, легкомысленны и безответственны. Считаю, такие не должны получать того, что хотят.
— Прошлой весной вы не пришли на похороны брата! - в голосе тетки металл.
Удар под дых. Сажусь на землю и обхватываю руками колени. У меня нет оправданий. Не могла, не хотела видеть его мертвое тело. Говорила — он просто уехал, далеко, надолго. Скучать не страшно, скучать — не плакать. На самом деле они правы, тысячу раз правы — такая как я не должна ни жить, ни радоваться.
Краем глаза я вижу, как вперед выходит Улыбака, за ним Офигей и Подлиза. Вопли, рычание, треск и тишина. Мохнатая морда тычется в лицо.
— Улыбака, — обнимаю его за шею, — имею я право жить?
***
То здесь, то там раскиданы обломки парт. Комиссии нет. А сзади, сквозь пролом в заборе, лезут все новые медведи.
При мысли о брате мне все еще больно, но я полна решимости.
Прохожу под шариками и, когда меня охватывает свет, провозглашаю:
— Желаю стать владычицей медведей, забравшей их из Лабиринта, вернувшей истинное имя — Жанна.
***
Шагаю по Проспекту Восстания, оставляя за собой медовый след. У меня шипы на ладонях и на плечах. За мной идут Улыбака, Офигей и Подлиза, а следом тысячи, тысячи медведей. Движение перекрыто, наша процессия приближается к стене из черный щитов. В небе, над крышами нарезает круги вертолет. Все это не имеет значения. Я Жанна, Хозяйка Медведей, Богиня, Которую Носят На Руках. Смиритесь - я нарисовалась — и не стереть, я вернулась — и с этим ничего не поделать.
эти персонажи даже для меня перебор.
Когда же начинается магия — трудно…
Трудно дать оценку непонятному.
А написано отлично! Парочка небрежностей с запятыми.
Вы же понимаете, что если проникаешься к герою, то начинаешь примерять на себя. И вот я по ходу рассказа, а особенно в конце понимаю, что эти липкие чернеющие потоки на спине ГГ выбирает навсегда, мне становится плохо.
Специальный финал:
К вечеру третьего дня мои волосы пришли в свое обычное состояние. Мишки заволновались, я тоже забеспокоилась. Чем их кормить? Захотят ли они есть что-нибудь кроме «меда моих волос», а если не захотят, смогу ли я удержать их «от разбоя и грабежа?» Но вскоре выяснилось, что теперь я могу превратить волосы в мед и обратно с помощью простого мысленного образа. И это очень кстати, быть все время липкой мне совершенно не хотелось бы."
На самом деле медведей многовато тоже. И если волосы можно вернуть одной мыслью, то и от медведей должно быть можно избавиться тем же… Хоть временно…
Нет, над новым финалом надо думать
«Были у меня волосы словно мёд.
Руки были отнимающими боль.
Стали они — отнимающими жизнь.
Сталью налился сердца комок в груди.» — это Жанна.
«Жить!
Ведь пока
Как богиню на руках
Носят Жанну…
Жанну...» — и это Жанна.
Связи не уловил, если она есть.
Ну и еще одна ассоциация вспомнилась. Сказка есть такая «Ель королева ужей». Ну здесь значит Жанна — королева медведей. И что?
(+). Все же больше тяготеет к деве-воительнице.
Такой прелестный рассказ. Так много хочется хорошего сказать автору)))))
Такая смешная коллаборация: три медведя, Жанна из закромов отечественного пафосного рок-автопрома, девочка с шипами, медовые локоны, и, ёлы-палы, Лабиринт. С одной стороны, все так буквально, такие отсылки в лоб, а с другой стороны, на выходе мы имеем интересный винегрет. То есть, это работает. Рецепт работает)))) И часть, где Жанну отчитывает комиссия, мне в частности очень зашла и повеселила.
Думаю, что тут редактор нужен. Вступительная часть затянута немного.
И спасибо, что не «Король и шут»))), а «Ария».
Мне никогда не понять этот феномен романтического успеха Кипелова и «Короля» у девочек.
ГОЛОС
Медовые волосы всю дорогу напрягали. Это же липко…
Для чего такое количество медведей? Я бы тремя ограничилась. Многое в этом рассказе понравилось, а многое — прям оттолкнуло. Но это не умаляет заслуги автора.
Но, все же, хочется более понятного сюжета, что ли. Или это мои заморочки.
Медведей я напихал в конец так много, потому что хотел триумфальное такой шествие для героини устроить, гротескное.
Нет, это шикарно! Медведи меня покорили. Но блиииин! Мне вот в прошлой (вроде) группе было обидно, и точно так же тут. Как бы не тот же автор? Ну вообще не в жанр…
А вообще я очень рад, что медведи тебе зашли! И стихи — классные, добавлю в избранное.
Магреализм — он не про критерии даже, а про ощущения. Вот у тебя здесь я вижу антиутопию какую-то или вообще янг-эдалт (прости, осспаде). Это рушит ощущение магии.
Ну, если по ощущениям, то возможно, такой магреализм мне просто не доступен, чисто из-за личностных ограничений. Просто не умею в такое настроение.
Антиутопию ты должно быть увидел из-за ассоциации — просмотр передачи про лотерею — пятиминутка ненависти в «1984» Гм. если у меня самого пошли такие ассоциации, возможно ты в чем-то прав))
Про янг-эдалт скажу такую вещь -литература для подростков нужна, литература для подростков — это хорошо, хоть и не вся она хорошо. Крапивин — это тоже янг-эдалт. А Крапивин — это бесконечно хорошо.
В любом случае — турнир закончился, могу больше не пытаться попасть в стиль, который не умею)
Из-за штампа на руке. Янг-эдалт — из-за вот этих игрищ
(голодных)(которые я, кстати, нежно люблю).А я Голодные игры, кстати, не читал, и не смотрел. Упущение)
Да… Это однозначно красиво. И сильно. И музыка.
Вот иногда ощущаешь что-то в тексте, когда автор пишет свободно и не скованно, что слова сами приходят. Эмоции от такого текста такие же свободные. И будь там хоть что написано. Сложно такое объяснять, но вот тут так.
Работа яркая и активная.
История о том, как после долгих блужданий в лабиринте внутреннего мира ГГ всё-таки выводит наружу ту часть себя, которая всегда пряталась под этими наружными примерностями. Стильно, образно, злободневно))
Финал хороший, правильный. Нельзя оправдываться за то, что тебе хорошо, что ты смог чего-то добиться, не нужно доказывать, что ты достоин.
Не хочу долго разбирать рассказ, в нём всё на месте, в нём есть удивительные события, в нём есть оправданность, хороший посыл.
Мучаюсь между минотавром и медведями, но… ГОЛОС будет здесь. За перемены)
Я бы тоже, если бы мог голосовать, выбрал бы минотавра!
В десяти тысячах знаков не особенно разгуляешься. Поэтому многие моменты остались за кадром. Мне пока умения не хватает — рассказать так, чтобы все уместилось и в кадре остались «только стреляющие ружья») Может, если когда-нибудь сделаю повесть из этой зарисовки, расскажу и про лотерею)
Вопрос: — это очень сильно.
Я так мыслил — взял устойчивое выражение — медовые волосы. Это обычно обозначает определенный золотистый оттенок волос. Взял строку из реально существующей песни. Т.е цветовая ассоциация — из той же серии, что у Дебюсси — «Девушка с волосами цвета льна». Примерно так воспринимает это моя героиня. Поэтому, когда исполняется ее первое желание, она испытывает шок.
Возможно из-за того, что я смотрел много анимэ, какие-то жидкие волосы кажутся мне естественным делом, т.е я легко могу это представить.
И тут есть еще момент — героиня в определенном смысле стремится стать «богиней» в этом контексте медовые волосы — питающие волосы — волосы изобилия, как мне кажется, играют образу на руку.)
«Когда мы любим,
внутри свобода,
что из неволи
нас вызволяет,
и запах мёда,
и запах мёда
всё извиняет,
всё позволяет.» Е.Евтушенко.
Здесь вроде бы понятно для чего мёд.
А здесь мёд для приделки медведей. А для чего медведи? Для свиты и революции. А для чего революция?
Плюс.
Но здесь я попробую.)
В рассказе я веду параллельно два смысловых слоя — сказочный и психологический. Второй слой задает структуру. Мы имеем травмированную героиню. Воспитание, какое-то событие в прошлом привело к тому, что она пытается «быть хорошей» самом негативном смысле этого слова. Когда это уже «предательство себя». Как водится в таких случаях — часть личности отвергается, блокируется. Сохранение такого состояния болезненно и жрет кучу ресурса. При этом агрессия растет и, не имея возможности вырваться наружу (я же хорошая), превращается в аутоагрессию — направленную против себя. Чистый паровой котел — его распирает, но взорваться он не может. Часто люди не понимают, что происходит, но моя героиня — в достаточной мере осознана. Просто она с этим сделать ничего не может. Но выигрыш в лотерее дает ей такой шанс. Для героини Лабиринт выполняет ту же функцию, что Магический Театр для Германа, «Степного волка». Все что происходит — меняет ее навсегда. Медведи — это сила, мощь, ресурс. Комиссия — то, что сейчас традиционно называют «внутренним критиком», чувство вины, комплексы, «злые голоса в голове».
Пройдя через лабиринт Жанна становится в каком-то смысле «хозяйкой своей жизни», отсюда это триумфальное шествие.
Звучит ужасно. Никогда больше не буду «вскрывать подкладку» рассказа.)
Жануся с шипами, растущими вовнутрь, тотальная лотерея и загадочный лабиринт. Ну и конечно медведи. Всем, кто любит медведей — читать обязательно!