Тренинг №1. Ежу понятно! От второго лица.

Дорогие авторы!
Прежде, чем мы начнём говорить о повествовании от второго лица, стоит вспомнить о других, более привычных нам и распространённых формах повествования: от первого и от третьего лица. Мы поговорим о том, как использовать различные формы повествования максимально эффективно, чтобы построить диалог с читателем, вовлечь его в происходящее в вашем произведении, удержать его внимание.
Рискну вызвать ваше неудовольствие, но сразу предупреждаю, что не буду использовать модный нынче «фокал» в качестве термина. Об этом мы с вами ещё поговорим, надеюсь, но не на этом тренинге.
Наши основной термин сегодня - «повествователь» - персонаж, от лица которого ведётся повествование. (Не путайте с персонажем-рассказчиком! Разница в том, что рассказчик не просто повествует о событиях, но и сам является их участником.)
Итак, повествование в тексте может вестись от первого, второго и третьего лица. И каждая из форм повествования будет менять роль автора (то есть, вашу роль), изменять границы его возможностей, приближать читателя или, наоборот, отдалять его, чтобы позволить охватить взглядом большое пространство.
Начнём с повествования от третьего лица.
Это самая распространённая, классическая форма повествования. Она удобна и уместна практически в любой форме художественной прозы. Повествование от третьего лица позволяет автору видеть всё и сразу, словно полководцу, наблюдающему за ходом сражения с высоты холма. Автор свободно проникает в мысли каждого из своих героев, знает их прошлое, будущее, их намерения и всё, что скрыто от глаз читателя и от других персонажей.
Иногда звучит мнение, что такой тип повествования устарел. Но устарели ли Толкин, Ильф и Петров, Толстой и многие другие авторы, предпочитающие эту форму повествования?
Позиция автора: царь и бог.
Преимущества: автор всесилен. Он знает всё обо всех, приоткрывает тайны и скрытые стороны читателю и другим персонажам ровно настолько, насколько считает нужным. Он может рассказать о мыслях и скрытых мотивах любого из персонажей. Если в произведении не один главный герой, то автор может уделить каждому из них нужную долю внимания, рассказав о его прошлом, настоящем, мечтах и планах. Автор может менять стиль повествования в зависимости от того, что он описывает. У Толкина во «Властелине колец» этот приём используется многократно: Хоббитания и похождения хоббитов описаны в одном стиле, Гондор – в другом, более «высоком» и т.д. (переводы не очень удачно это передают, но в оригинальном тексте разница значительная).
Недостатки и риски: если героев и линий слишком много, их нужно логично увязывать между собой, не запутаться в деталях, не оборвать сюжеты. Автор всемогущий, но при этом должен оставаться за сценой. Увлёкшись, автор рискует погрязнуть в деталях или увлечься намёками на события, о которых ему известно, а читателям и герою пока нет, а затем просто оборвать эти линии.
Позиция читателя: зритель. Он находится перед сценой, на которой разворачивается действие, наблюдая за представлением со стороны.
Формальные признаки: местоимения третьего лица (он, она, оно, они) при описании героев; глаголы преимущественно в прошедшем времени; предложения сложные, развёрнутые; экспрессивная лексика присутствует только в диалогах.
Где наиболее уместно: в произведениях с большим количеством персонажей (как в «Двенадцати стульях» Ильфа и Петрова, «Войне и мире» Толстого), в произведениях с батальными сценами и т.п. Одна из наиболее универсальных форм, хороша как для рассказов, так и для романов.
У повествования от третьего лица есть ещё одна разновидность, которую называют «ограниченным третьим лицом» или «плотной точкой зрения». Автор так же рассказывает о герое «он», «она», «сказал», «сделал», но при этом всё описание ведётся с точки зрения одного персонажа. Чтобы далеко не ходить, вот вам пример: https://litclubbs.ru/articles/53404-mastihin.html - замечательный рассказ «Мастихин» (автор – Кубик).
Или вот такой пример: "Он поднял воротник, намереваясь уйти. Женщина смотрела на него непонимающими глазами.
– Домой? – повторила она.
Равик пожал плечами.
– Домой, к себе на квартиру, в отель – куда угодно. Неужели вам хочется попасть в полицию?
– В отель! О Боже! – проговорила женщина. Равик остановился. Опять кому-то некуда идти, подумал он. Это следовало предвидеть. Всегда одно и то же. Ночью не знают, куда деваться, а утром исчезают прежде, чем успеешь проснуться. По утрам они почему-то знают, куда идти. Вечное дешевое отчаяние – отчаяние ночной темноты. Приходит с темнотой и исчезает вместе с нею. Он бросил окурок. Да разве он сам не сыт всем этим по горло?
– Пойдемте куда-нибудь, выпьем рюмку водки, – сказал он.
Так проще всего – расплатиться и уйти, а там пусть сама позаботится о себе". (Эрих Мария Ремарк, "Триумфальная арка")
Все описания связаны с действиями, мыслями и переживаниями одного персонажа в попытке передать именно его ощущения. Ещё одним примером может стать «Песнь Льда и Пламени» Дж. Мартина, где каждая глава названа именем того персонажа, через восприятие которого автор ведёт рассказ.
Позиция автора: кукловод. Он не играет сам, но дёргает за нити. И в руках от него одновременно могут находиться нити только одного персонажа.
Преимущества: изменение фокуса: от глубокого погружения в мир персонажа до отстранения. При этом инициатива полностью принадлежит автору, ведь он говорит о герое в третьем лице, может подойти ближе или сделать шаг назад. Также, как у Мартина, например, есть возможность переключения между персонажами и оценки событий глазами разных героев. Кроме того, плотная точка зрения позволяет сделать текст более динамичным. Можно «выхватывать» детали, следуя за героем.
Недостатки и риски: автор теряет часть своего «могущества», он уже не может так свободно перемещаться во времени и пространстве, потому что крепко связан с героем и следует за ним. Его поле зрения сужается до поля зрения героя. Он не может забраться в мысли других героев, не переключаясь на них (как Мартин), не может знать, что происходит где-то там, вне поля зрения героя, и намекать на неведомые обстоятельства.
Позиция читателя: читатель остаётся зрителем, но перемещается на первый ряд, видит детали, но и его поле зрения становится уже.
Формальные признаки: местоимения третьего лица (он, она, оно, они) при описании героев; глаголы преимущественно в прошедшем времени либо (редко) в настоящем времени; предложения сложные, развёрнутые; экспрессивная лексика присутствует в основном в диалогах.
Где наиболее уместно: романы (бытовые, детективные, фантастические, любовные и т.п.), повести, рассказы.
Повествование от первого лица наиболее эгоцентрично. Эмоции, размышления, ощущения принадлежат только главному герою, а его восприятие всегда субъективно. Главная трудность для автора при этом – «вжиться» в героя. Герой не должен говорить на языке автора. Это автор должен говорить на языке героя. Более того, всё произведение должно быть написано именно этим языком. Если ваш герой имеет три класса образования, будет странно если он начнёт разговаривать языком физика-ядерщика или давать оценки окружающим, как заправский психолог. В качестве примера можно привести всем известный роман Дж.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» или «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи.
Позиция автора: актёр, играющий главную роль.
Преимущества: у автора есть возможность максимально «оживить» персонажа, приблизить его к читателю. От первого лица проще юморить, хотя юмор часто грубоват. Текст более динамичен, эмоционален (автор не просто следует за поводырём, он смотрит на мир его глазами).
Недостатки и риски: длинные и подробные описания обычно неуместны (порой авторы об этом забывают); взгляд персонажа очень узок, он владеет минимумом информации об окружающем мире и других персонажах. Выдержать целый роман в рамках повествования от первого лица крайне сложно, сделать его многолинейным возможно только в том случае, если автор будет вживаться в персонажей по очереди. Некоторые ошибочно полагают, что писать от первого лица проще всего. В итоге можно наткнуться на что-то, вроде «я задумчиво опустил голову», «я грустно сказал…» и т.п. Нельзя говорить о себе так же, как мы говорим о ком-то в третьем лице.
Позиция читателя: зритель в театре одного актёра.
Формальные признаки: местоимения первого лица (я, мы); глаголы в настоящем (реже – в прошедшем) времени; предложения короче, преобладают предложения с опущенным подлежащим, чтобы избежать повторов «я»; много экспрессивной лексики, которая часто заменяет длинные описания и описания чувств героя.
Где наиболее уместно: рассказы; если романы, то, как правило, боевики, детективы (для большей динамичности повествования).
Повествование от второго лица – самое сложное. Его редко используют. Причина в том, что автор должен быть настолько убедителен, вызывать такое доверие у читателя, чтобы последний позволил автору сделать себя главным героем. Это эксперимент опасный, ведь точка зрения автора и точка зрения читателя могут не совпадать, предложенная роль может вызвать неприятие и отторжение. Но эта форма позволяет не просто приблизиться к читателю, а полностью погрузить его в сюжет, чувства и переживания.
Написать роман от второго лица крайне сложно. Написать рассказ – да, возможно. При этом лучше писать в настоящем времени и внимательно следить за тем, чтобы не было большого количества повторов «ты», «тебя», «твой».
А вот использовать этот режим для более глубокого погружения читателя в мир героя, использовать дозированно и аккуратно, - интересное решение.
Цитату ниже приводят почти все, кому нужен хороший пример повествования от второго лица:
"Ты не из тех, кто окажется в таком месте в этот утренний час. Но ты здесь, и не можешь утверждать, что обстановка совершенно неузнаваема, хотя и не видны детали. Ты – в ночном клубе, болтаешь с бритоголовой девушкой. Клуб называется то ли «Горе», то ли «Логово Ящериц». Все может стать понятней, стоит лишь ускользнуть в уборную и добавить чуть «боливийской пудры». С другой стороны, может и нет. Тоненький голос внутри тебя настаивает, что вот это эпидемическое отсутствие ясности – результат того, что уже и так перебрал." (Дж. МакИнерни «Яркие огни, большой город»)
При помощи техники повествования от второго лица хорошо нагнетать обстановку: «Перед тобой в свете тусклой лампочки – старая дверь. Ты прикасаешься пальцами к потемневшим от старости и сырости доскам и ощущаешь неприятный холод. В это мгновение металлический скрежет пронзает твои барабанные перепонки! Он везде: за твоей спиной, справа, слева и за этой холодной дверью, которую тебе нужно сейчас открыть».
Позиция автора: провокатор, вовлёкший читателя в авантюру.
Преимущества: вовлечение читателя в происходящее в произведении.
Недостатки: неизбежность повторов местоимений второго лица (ты, тебя, твой). Риск столкнуться с тем, что читатель не принимает позицию героя. Очень сложно определить фокус, потому что автору ничего не известно о том, кого именно он ставит на место героя.
Позиция читателя: актёр, который играет «под суфлёра», - он не знает, что ждёт его в следующей сцене.
Формальные признаки: местоимения второго лица (ты, вы); глаголы в настоящем времени, иногда в будущем. Использование глаголов в прошедшем времени – плохой выбор, ведь у читателя нет воспоминаний, которые нужны автору для повествования. Предложения преимущественно простые либо сложносочинённые. Лексика чаще достаточно нейтральна, потому что экспрессивность автора может не совпасть с экспрессивностью читателя.
Когда я собирала материалы к тренингу, смотрела, что есть на эту тему в интернете, с удивлением обнаружила, что многие, кто решил писать на тему повествования от второго лица, путают этот тип повествования со следующим:
1)с обращением автора к читателю: «Друг мой! Друг мой!... Я приступаю к самым скорбным страницам повести и невольно вспоминаю о тебе. Если бы ты знал, какое волнение овладевало мной в те далекие дни детства, когда мы ездили с тобой учиться в город! Более пятидесяти верст разделяло нас, и, выезжая из дому, я так боялся, что не застану тебя, что ты уже уехал, - ведь мы не виделись целое лето!» (А.Фадеев. «Молодая гвардия»)
2)с повелительным наклонением: «Ты пойдёшь в магазин после школы и купишь хлеба».
Допустимо ли менять тип повествования? Да, конечно (особенно если вы решаете использовать повествование от второго лица для усиления эффекта вовлечённости). Но делать это нужно очень аккуратно. Даже классики промахиваются. У Толстого (да-да, Льва Николаевича) есть рассказ «После бала», здорово подпорченный сменой лица в диалоге. Если любопытно, прочитайте и обратите внимание на многочисленные повторы глаголов речи.
Если тема тренинга вас заинтересовала и вы хотите почитать больше, то вот авторитетные источники, которые могут вам помочь:
Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (есть много изданий, ожидается переиздание и в этом году в АСТ).
Падучева Е. В. Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива.
Ну, а теперь – к творческим заданиям.
Задание 1. Разминочное. Предлагаем вам выбрать одного героя русской народной сказки (просьба брать сказки, всем с детства известные: «Колобок», «Репка»…) и рассказать историю от первого лица. Постарайтесь «вжиться» в персонажа. Объём – миниатюра, 5-8 предложений. Творческий подход, вольная интерпретация сюжета приветствуются.
Задание 2. Вы можете использовать любую известную сказку, а можете написать собственный текст. Задача: ввести в него повествование от второго лица или написать весь текст от второго лица. Объём – опять же, миниатюра, до восьми предложений.
Ваши тексты гарантировано будут прочитаны, прокомментированы. К комментариям могут присоединяться все участники тренинга.
Если у вас возникли вопросы или они появятся при выполнении заданий, вы можете задать их здесь, в комментариях, или в личном сообщении тренеру или эксперту.
Эксперт этого тренинга – всеми уважаемая JulyLex.
Попробуйте. У меня «Курочка» в три предложения уместилась со всем её куриным возмущением и негодованием, что переделывать придётся сделанное
Благодарю за идею!
Вы выходите из подъезда в пасмурное январское утро. Дворник посыпает песком неровную дорожку, вы здороваетесь. Пар вырывается изо рта с каждым словом, тяжёлый, похожий на сигаретный дым.
Панельные многоэтажки, словно стены проклятого лабиринта, окружают вас, и вы следуете полоске песка, как нити Ариадны, чтобы выбраться из их плена. Ветер раскачивает голые ветки и провисшие подо льдом провода, вороны возле помойки дерутся за промёрзший кусок мяса.
В маршрутке нет мест. Кое-как вы запихиваетесь на подножку, одной рукой хватаетесь за поручень, другой — надеваете наушники. Когда начинает звучать музыка, краем глаза вы видите, как над домами встаёт далёкое зимнее солнце.
Вопросы:
— можно только один раз выполнить одно задание?
— можно многократно и оба задания выполнить?
— это конкурс? Тогда как оценивается по пятибальной шкале?))
Это не конкурс, но ежиная медаль будет вручена самым активным авторам, представившим лучшие работы.
Возможно, в дальнейшем и систему оценок придумаем, а пока давайте, как в начальной школе: кто хочет ёжика, тот старается)))
«Какие отвратительные морды, — подумал я. — И почему же у меня внизу всё горит?»
— Давай, старая, жарь его, жарь родненького!
Спустя мгновения хлебал лицом что-то жгучее и шипящее. Кажется, начал захлёбываться.
«Интересно, что тут происходит… — размышлял я. — Ну и отвратительные же морды… Стоп, почему у меня внизу всё горит?»
Твоя попытка вытянуть репку достойна уважения. Но ты работаешь плохо. Твоя бабка работает плохо. Ваша внучка постоянно сидит в телефоне. Собака гоняет кошку, та бегает за мышью. Однако следовало ли тебе доводить себя до приёма у врача? Тебе нужен отдых. Следующий!
1. «Тебе нужен отдых. Следующий!» — это сразу превращает весь текст в рекомендации врача, адресованные пациенту.
2. Вы констатируете факты обычные, повторяющиеся. Не вводите читателя в историю.
«Ты смотришь на эту репищу и одна мысль не даёт тебе покоя: заразу нужно выдрать! Переводишь взгляд на бабку, но она пялится в телевизор. Может, внучка? Ты так радовался, когда её привезли к вам на лето! Но нет. Ей нужен только мобильник. Краем глаза замечаешь, как Жучка гонит Мурку по огороду, с досадой пинаешь пустое ведро, и оно с грохотом катится в сторону. Прощай, рассада помидоров!..» Как-то так.
Вы прямо сейчас показываете, чтобы читатель сейчас чувствовал, видел.
Крадусь сквозь колючие заросли кустов, к маленькому домику под красной крышей; ветки хлещут по морде. Лапы ступают бесшумно: избушку охраняют семь крепких парней, с острыми рогами. Учуют — не поздоровится! Близко не дадут подойти, насадят, как на вилы. Одно слово — козлы! Но мне очень надо заглянуть внутрь, хоть одним глазком.
Коза сидит у окошка и качает колыбель. У спящих малышей серая шерстка, острые белые зубки и крошечные шишечки на месте будущих рогов…
Я, как маленькая луна, вылепленная из теста, качусь по земле, прочь от родной избы. Едва первое созвездие зажглось на небе, встретил я зайца, пожелавшего набить мною мохнатое брюхо, но я ещё не увидел всех звёзд земного неба. Покатившись дальше, встретил я волка, который, с трудом сглатывая слюну, пригрозил съесть меня – но и от него я укатился, потому что мой цикл ещё не закончен. Следующим встретился мне медведь, от голода даже погнавшийся за мной, но я оторвался от него, петляя по лесным тропинкам, ведь на своём веку повидал я не всех нужных мне животных.
И вот, наконец, встретилась мне лиса. Только сейчас я понял, как не хочу оказаться в её пасти, но всё напрасно – и вот, спев песенку на прощание, я растворяюсь в небытии. Древнерусский лунный цикл закончен – наступает новолуние.
Скоро меня снова слепят…
Колобок проникся философией буддизма?
Спасибо!
Она мне сразу понравилась. В этой рыженькой шубке с белым воротником, стильная, элегантная. Разве можно такой отказать? Глазки невинные, печальные, голосок бархатный. Как заплакала, запричитала о своей избушке ледяной, я и растаял, пустил её к себе жить. Эх, знал бы, что всё так печально закончится, не согласился бы. Наверное.
Удачно очень. И вот это «Наверное» в конце сразу характеризует зайца как товарища… ненадёжного и в себе сомневающегося.
Ты всматриваешься в своё отражение и начинаешь понимать, как ты прекрасна! Неотразима! Вне всяких сомнений! Стоит поверить в это самой, и тогда легко убедить любого. Вот хотя бы этого зайчишку-простофилю. Ну, смелее! Долой хитрую ухмылку! Глазки потупила, слезу пустила и жалким голосом: «Ах, милый зайчик! Такое горе горькое со мной приключилося...»
И дальше тоже следует рекомендация, как себя вести, что говорить.
При повествовании от второго лица лучше всего работает настоящее время глаголов, которые вы используете. Примерно так: «Ты чувствуешь себя неотразимой. Повиливая пушистым хвостом, приближаешься к косому и говоришь, растягивая гласные...» Вы сообщаете читателю, что с ним сейчас происходит.
От второго лица сложно говорить эмоционально. Потому что то, как выражаете эмоции вы (автор), и то, как это делает читатель, может не совпасть. И в этом случае приём может не сработать.
Лед искрится, горит холодным голубым пламенем. Глаза белокурого мальчика тоже голубые — в них отражаются синие искорки. Смотришь на тонкие, совсем детские пальцы, неловко перебирающие детали ледяной мозаики, на закушенные губы, сосредоточенную складку между бровей. Руки сами тянутся помочь, повернуть непослушную деталь в нужную сторону — нельзя! Он справится сам, рано, или поздно; а потом придет гадкая девчонка, чтобы забрать его назад, в мир людей. Холодное белое сердце разобьется на сотни осколков, горе потечет из глаз, неожиданно горячей, соленой водой. И все же, ты отпустишь и не бросишься следом — снежной королеве не суждено быть матерью человека.
Но маленький Кай тебя не забудет…
Очень понравилось.
Пра репку. Трагедь.
Когда ты семя, только семя, ты спишь, но вдруг — весна, вода.
Ты начинаешь видеть время, и выпускаешь провода
Корней, ростка. Туда, где солнце, сочишься тонким естеством,
И прорываешься сквозь почву в мир неспокойный, что знаком,
Но позабыт, хоть не сакрален. Светила ласкового край,
Дожди живительно прекрасны. И ты скорей стремишься ввысь,
И ты скорей стремишься вглубь, но… Предательски недолог рай.
Шершавой, грубою рукою, твои мечты оборвались.
Цинично выдернут за темя,
Умрешь и не оставишь семя.
Зато, наполнив чьё-то пузо,
Осядешь углеводов грузом.
В соавторы набиваешься?))
И да — а есть ли жисть после смерти?))
Картофель — тоже корнеплод,
Ну почему не углевод?
читательзритель аплодирую!/хитрая лисья морда/
Охотников на лис.
Если «стремишься», то я уже
двойку мне по орфографии
Спасибо за внимательность.
Вот так всегда, пишешь, стараешься, метафоры нанизываешь одна на другую, эпитеты подбираешь, в смыслах копаешься… Ночей не спишь! Думаешь, может, в архив сгонять, ведь там в датах может быть какая-нибудь путаница. Потом все-таки успокаиваешься, машешь на всё рукой, и снова думаешь: «А, гори оно, ну, не Достоевский, ну, что теперь? Пойдет.». И жмешь кнопку. И только расслабленно устроишься с чашечкой кофе у монитора, как приходит он! Ответ: «Не годится! Переписать!»
Задание 1
Не верьте, когда вам будут говорить, что формы не имеют значения. Вот был я колоском в поле, мукой в сусеке, тестом в кастрюле — почти никому не было до меня дела, ну, может, одному, двоим. А стал Колобком? И заяц, и волк, и медведь, и лиса, я уж не говорю про старика со старухой — всем есть дело, куда я иду и какие песни пою!
Задания выполнять не буду. Я уверена, что где-то встречала фокусы со вторым лицом. Навязывание чувств и реакций главного героя рандомному читателю. Мне, как читателю, не понравилось.
Отчётливо помню мысль «всё мимо, оно не про меня», но текст продолжал настойчиво тыкать.
Надо почитать комментарии) верю в талант братии)
Кхъ… Приз зрительских симпатий предусмотрен?)
Самое интересное, я сейчас всерьёз думаю, как звучали бы все отрывки, будь они написаны не от второго, а от третьего лица, сколь много они потеряли бы от этого?
В чем очень согласна с вами — рассказ на пять/десять тыс знаков, написанный подобным образом, — может стать испытанием стойкости)
*жду тренинг про фоткал*
Если говорить обо мне, то я с подозрением смотрю на участников «как они это всё придумали?» и «ага, то есть вот так оно должно сработать?..»
— Вы не увидели во мне гения и теперь поплатитесь за это! — возмутился я жалким потугам стариков съесть молодого писателя и теперь их вкусное мясцо переваливалось во мне с каждым переворотом.
Глупые лесные животные, которые пытались меня съесть, раз за разом проигрывали в битве с недопечённым тестом и оказывались начинкой.
«Спасибо бабушка,» — подумал я про себя, — «запечённый полностью я был бы там уязвим в вашем жестоком мире.»
— Я от бабушки ушёл… — затянул я свою привычную песенку и тут навстречу вышла лиса.
— Ой как ты классно поёшь, но я тебя совсем не слышу. Сядь мне на нос, колобок, чтобы я могла насладиться твоим талантом!
«Глупая лисица даже не умеет грамотно подлизываться,» — подумалось, наползая тестом на удушенную хитрюгу.
— О нет, начинки слишком много! Я слишком талантлив для этого мира! Моё эго! Оно разрывает меня! — успел крикнуть я перед взрывом…
Задание 2 Основное
— И вот ты, допустим, сказка и идёшь, значит, по лесу. Всякие подснежники следом распускаются, птички поют, медведи просыпаются. А думал ли ты много ли сколько народа арестуют за твои краснокнижные подснежники? А медведи, а птички?
— А птички то что?
— А самому не ясно? Ладно, посидишь ещё век-другой — одумаешься. Конвоир, следующего веди.
2. Здесь элемент повествования от второго лица — только в первой реплике диалога. Однако, задание выполнено. Засчитано
Раз, два, три, четыре, пять,
Если жадным будешь,
Раз, два, три, четыре, пять,
Сам себя погубишь…
Жёсткая метафора, как сказки проходят горнило времени…
Ты встаёшь с печи. Сжимая в руке булатный меч, выходишь из избы и направляешься в поле. Там уже ждёт двенадцатиголовое Чудо–Юдо. Ужасаясь, припоминаешь, сколько выпил вчера кваса. Юдо рычит и плюётся огнём – нет, если и драться, то точно не сегодня. Возвращаешься в избу и ложишься на печь. Тридцать три года ещё не прошло.
2. Ты стараешься, стараешься, а всë впустую. Ты им яйцо золотое: «Нате вам, несите во дворец, продайте». А они его об сковороду лупят. Ты вокруг стола носишься, не своим голосом кудахчешь: " Это не для еды! " Да разве голодные тебя услышат — им бы яишенку. Но вот яйцо кладут на стол, и только ты упокаиваешься, как появляется она. Ты просто вопишь: " Это не мышь, эта мерзавка — колдунья! " А потом с замиранием сердца смотришь, как твоë произведение, можно сказать, искусства летит на пол, разбивается и исчезает вместе с негодяйкой. От бессилия тебе хочется заклевать непутëвых хозяев, но глядя, как они горюют, только и кудахчешь: " Не плачьте, снесу другое яйцо — простое".
2. Здесь сложнее. Здесь использование второго лица героем для диалога с самим собой. Знаете, почему так получилось? Много эмоции, экспрессии. Если ваша цель — «переселить» читателя в героя, старайтесь писать более «нейтрально». Помните? Ваши эмоции и средства их выражения могут не совпадать с читательскими.
«Ты сутки сидишь на насесте. Рвёшь… опу (простите!), чтобы обрадовать стариков. Но проклятая мышь размахивает хвостом....»
Исповедь курочки 2
Ты, ценой только тебе известных усилий, справляешься с поставленной перед собой задачей. Золотое яйцо у стариков. Продав его, они обогатятся, но нет — наивные пытаются расколошматить снесëнное тобой ювелирное чудо, дабы банально съесть. Ты бегаешь вокруг стола, путаешься под ногами людей, тревожно кудахчешь в попытке донести истину. Наконец яйцо кладут на стол. И только ты, испустив вздох облегчения, собираешься продолжить объяснения по эксплуатации этого чудного предмета, как откуда ни возьмись появляется колдунья-оборотень — мышь и хвостом сбивает со стола твой труд, твою гордость. Яйцо падает, разбивается и исчезает вместе с нахалкой. А твои старики горюют: они остались голодными. И ты, несмотря на всю боль, которая бушует в душе, утешаешь их.
Святой колобок, не иначе…
Да, эмоций много, но они в определённом плане дозировонно уместны, чтобы показать критическое состояние героя,- главное с ними не переборщить.
Авторы/участники – вы удивляете размахом сюжетов и разнообразием жанров.
*все во 2м лице
Чёрт, что ж так неудобно лежать? Ямка какая-то маленькая, камни в бока врезались, сверху ветки колют, в глаза лезут, лапы уже затекли. Да, когда же он уже придёт? А может Лиса меня троллит и нет никакого у неё муженька – зверюги ужасной? Сейчас одним глазком выгляну. Вон он идет, хвостищем налево и направо хлещет. А маленький какой он все же…
– А – а – а, помогите, спасите, хулиганы зрения лишают!
Твоё сердце бьётся так часто, что кажется сейчас выпрыгнет, вырвется наружу от страха, но ты решаешься. Шаг – мелкие камушки зашуршали под подошвой. Ещё шаг – ты уже на краю. На краю света, на краю жизни, на краю чувств… Шаг в пустоту и шквал адреналина сносит все твои базовые настройки, оставляя только пугающее ощущение свободы. Ветер треплет твои волосы, заставляет слезы наворачиваться на глаза, перехватывает дыхание и надувает ткань параплана. И в этот миг для тебя есть только ты сам, небо, ветер и мир без границ и рамок. Не об этом ли ты мечтал, когда грезил о счастье?
Но что же за сказка в первом задании? Не могу догадаться…
Спасибо, вы нанесли серьезный удар по моей весенней хандре))
Это сказка «Лиса и Котофей Иванович»
Точно! Я про неё, про эту сказку, и не подумала. Колобки окружили, катаются вокруг, зверьё гоняют по лесу))
Еще раз проверяю метки: стулья полукругом у камина, тарелки с горячей, ароматной кашей на столе, а кровати застелены. Все расставлено так же, как много лет назад. И тогда, и сейчас, я уверен, призыв сработает. Ты появишься, и я смою пятно бесчестия с имени нашего клана. Тогда мои родители были слишком стары, а я слишком мал. Сейчас у меня достаточно сил, чтобы закрыть порталы, и ни одно окно не даст тебе ускользнуть. Даже если ты выросла, я уже не тот слабый и маленький Мишутка! Я жду тебя, Машенька.
Задание 2.
Дверь осталась такой же громадной, величественной и неповоротливой, но ты знаешь – ее может открыть даже ребенок. Украшенная гербом медведей, в каменной арке портала она зовет, и ты не можешь противится, и не хочешь. Уверено отодвигаешь скрипящий засов и шагаешь через порог. Ключи, открывающие портал на месте: стол с мисками каши, три стула и, ты уверена, там на верху должны стоять три кровати, иначе бы зов не сработал. Руки сами тянуться к ложке, и ароматная каша обжигающей сладостью дурманит голову. С трудом сдерживаешь желание немедля побежать наверх к нему, нарушив порядок обряда. Ведь теперь ты выросла, и он уже не маленький, глупенький Мишутка.
Но ваш вариант — порталы, петля времени, выросшие персонажи, зов крови, обрядовость — прелесть же)
Не знать собственное имя — это ли не странность? Тем не менее, сей факт — твой удел. Ты крепко уверенно держишься, цепляясь тончайшестями за рыхлую неподвижную твердь, стеснившую упругую основную плотность, широко раскинув гибкие нежности в веющей щекотной легкости. Первые питают тебя живительной прохладой, что приносит с собой мельчайшие необходимейшие приятности, во вторых же творится непознаваемое необъяснимое прекрасное нечто, которое доставляет ощущения сытости, наполненности и обретения высшего смысла, позволяет дышать, впускать и выпускать прохладу, и проделывает со всем твоим существом великое множество таинственных вещей, которые уразуметь полностью невозможно. Ты всё чувствуешь необъяснимым образом. Дрожит твердь, приближается заботливый мягкий теплый, берется за самые главные нежности своими шершавыми влажными заскорузлостями и пытается механически воздействовать таким образом, что все твоё двухсоставное тело напрягается: от самого холодного волоска до крупнейших важнейших гибких нежностей. Легкость изменяется знакомыми вибрациями, плавно нарастающая дрожь тверди явственно возвещает о приближении еще одного теплого мягкого, за ним третьего, четвертого. Раз за разом прикосновения первого теплого мягкого стискивают твои нежности, сила воздействия растёт, однако прирост её с каждым новым теплым мягким всё менее; когда же явилась очередная мягкая теплая сущность, почти невесомая, производящая дрожь тверди на грани распознавания, тончайшести, пронзающие твердь, намертво с ней спаянные, вдруг рвутся, и твоя упругая плотность оказывается более не вовлечённой в твердь, а во мгновение ока обретается целиком в той самой щекотной легкости, в которой так отлично дышалось мягким гибким нежностям…
Спасибо.
Что не вызвали 03
…
Громоздко
…
Ну что, девоньки, решила я с Журавлём отношения наладить — чего, думаю, такой красавчик бесхозный ходит. Пригласила к себе в гости. Наготовила каши манной с маслицем, без комочков, достала «Мадонну» из серванта, потчую. А он всё стук да стук по тарелке, у меня от шума даже голова разболелась. Слизала поскорее всю кашу, говорю, мол, извини, угощения больше нет, иди уж домой.
А он меня алаверды к себе в гости зазвал. Ну ладно, решила, посмотрю, как он дорогих гостей встречать будет. Лучше бы не ходила — этот дурень окрошку в кувшин налил. Не, а ну его нафиг, с таким кашу не сваришь.
А ты знаешь какая у меня мать? По-моему, она всех ненавидит. Она сказала, и ты должна беспрекословно выполнять. Берёшь корзинку с дурацкими пирожками и, умирая от страха, идёшь через лес, несёшь гостинцы бабушке, у которой диабет и мучное вообще противопоказано. А знаешь, какой там лес? Даже охотники ходят по трое! Но для тебя даже лучше встретить волка и пусть он сожрёт тебя, а заодно и бабушку.
А так?
Вот тоже всегда задавалась вопросом" чо за мать такая странная у этой Красной Шапочки
Какие ласковые и нежные, но, в то же время, крепкие и сильные руки,- чувствую, как лепя меня, они придают мне идеальную форму. Каждое их прикосновение полно любви: наполняет меня чистым чарующим чувством. Эти же замечательные руки посыпали меня чем-то воздушным, аккуратно взяли и осторожно понесли меня. И тут я попал в удивительное и чудесное помещение: пылал огонь и разливался вокруг живительный жар. Тепло проникало в меня, структурируя, изменяя каждую часть моего превосходного тела. От чего я всё чётче стал ощущать, что существую, чувствовать этот удивительный мир. И тут снизошло на меня озарение, что я живой, готовый прыгать, катится, радоваться новому… Это случилось: я очутился в светлой горнице, в лучах божьего света,- родился золотисто-круглым.
— Казолось бы, тебе дано и формы идеал, и возвышанная суть. Ты обтикаем со всех сторон, оранжевый с золотистым отливом. Упруг, стремителен и быстр!..- разглагольствовал Колобок
— О, да! Ты само совершенство! Идеал,- таких поискать?! Ты мой герой!- ехидно скалилась Лиса, любуясь попавшейся в её руки прелестью.
А дальше, ты мой друг что будет, сам уже рассудишь…
Пожалуйста, постарайтесь воздержаться от флуда в комментариях к тренингу.
Чем больше комментариев не по теме — тем сложнее тренеру следить за выполнением заданий, а также другим участникам сложнее изучать примеры работ от коллег.
Надеемся на ваше понимание.
В тот момент, когда ты воображаешь себя идеалом, начинается обратный отсчёт. И не поможет тебе безупречная форма да совершенство сути. Ибо гордыня и лесть делают с тобой своё чёрное дело. А таоё оптикаемое песочного цвета тело, отливающее золотом, очень уж соблазнительно. И как бы не был ты упруг и быстро не прыгал, но от самого себя не уйти. Вдобавок, от елейно льстивого языка и цепких лапок Рыжей не отделаться, не вырваться. Надо об этом всегда помнить, коль собрался в дорогу. Длинный путь коварен и извилист…
С того момента, когда ты вообразил себя идеалом, начинается обратный отсчёт. И не поможет тебе безупречная форма да совершенство сути. Ибо гордыня и лесть делают с тобой своё чёрное дело. А таоё обтекаемое песочного цвета тело, отливающее золотом весьма соблазнительно. И как бы не был ты упруг и быстро не прыгал, но от самого себя не уйти. Вдобавок, от елейно льстивого языка и цепких лапок Рыжей не отделаться, не вырваться. Коль собрался в дорогу,- обязательно встретишь ты много соблазнов. Длинный путь коварен и извилист…
И, пожалуйста, исправьте слово «оптикаемый». Я всё надеялась, что опечатка, но вижу, что нет.
Это ваше суждение, суждение автора. Читатель как об этом может понять? Вы говорите ему от себя, не заставляя это почувствовать. Это те самы навязанные мысли, вы не подводите к ним читателя, чтобы он сам их «подумал».
А это вообще обращение к читателю. Не любая фраза с местоимением второго лица является повествованием ОТ второго лица.
.
В анонсе заданий следующего тренинга нужно попросить участников, работы/комментарии добавлять к 1му посту. чтобы образовывались ветки обсуждений (10 участников — 10 веток).
Это автоматически вытекает, на мой субъективный взгляд.
В данных комментариях к тренингу флуда минимум и разводить его сейчас начали именно вы.
Лично я вообще заткнулась, у меня из десяти комментов непосредственно тренинга касаются только два.
Тихий внутренний голос вкрадчево вещает, что ты идеал. Эта мысль укореняется в твоём сознании, растёт её влияние на твоё мировосприятие. И уже на своё обтекаемое песочно-золотистое тело смотришь как на нечто совершенное. Приходишь к решению: совершить длительное путешествие. Выдвигаясь, думаешь, что это мероприятие принесёт множество побед. И первоначально так оно и идёт, пока на извилистом пути не попадается Рыжая бестия. Которая тебе будет напивать елейным голоском, и ты, поддавшись на лесть, пропадёшь.
2. Если комментарии, то по существу. То есть, два комментария, к примеру, с полезной информацией, ссылкой на интересный пример или конструктивной критикой перевесят двадцать пять оценочных комментариев в одну фразу.
3. Если возникают дискуссии, то конструктивное участие.
Задание 2.
Дождь хлещет и хлещет — резкий, ледяной, колкий. Ты промок до нитки и чертовски озяб. Ты плачешь — твои слезы горячи. Но что они против бесконечного ливня? Что они против бесконечного одиночества? Она ушла не оглянувшись, бросила тебя посреди непогоды…
Вот уже близко ночь полная печалей и обид. Ты хотел бы пойти домой: выпить чаю. А лучше — водки. Но тебе так погано, что нет сил даже подняться с этой обшарпанной скамейки.
Эххх… «Зайку бросила хозяйка. Под дождём остался зайка»…
Водки? ))
Задание 1.
Уйти оказалось не сложно.
Слишком уж жутко было оставаться там – одному против двух престарелых любителей выпечки.
В лесу оказалось не страшно.
Успешный побег придал сил, мне казалось, я могу всё. Тупые звери, на что они надеялись?
Но лиса…
Один её взгляд – и я пожалел, что не сгорел тогда в печи безумной старухи.
Хитрые глаза, ласковый голос, пушистый мех. Такое приятное тепло.
Да, мне конец, но…
Оно того стоило.
Задание 2
Ты знаешь: так будет — услышав твое приближенье, весь сумрачный лес зашумит и заплещет ветвями. Поникнет крапива и спрячутся злые колючки, плетистыми розами вмиг обернется терновник и ляжет покорно к ногам, как невестин венок. Расступится чаща — и узкой неторной дорогой судьба поведет тебя за руку к спящему замку, под звон родников и счастливую песню щегла…
Ты знаешь: так будет. Недаром поют менестрели о той, что сокрыта за чарами темного леса, за стенами крепкого замка, по воле колдуньи. Под шелковым пологом, в неге лебяжьих подушек, заклятием скована, спит непробудно краса, подобная грезе, — и тайная дремлет улыбка на нежных губах, ожидающих лишь поцелуя…
Ты знаешь: так будет! И снова, не чувствуя боли, ты рвешь и ломаешь колючие цепкие ветки, и бьешься с терновником, в кровь обдирая ладони, не в силах поверить, что ты — не герой этой сказки.
Задание 1
Да какое еще заклятие, какой зачарованный сон? Если б вас так шарахнули тета-разрядником, замаскированным под какую-то кустарную ремесленную фиговину, я бы на вас посмотрела! Точнее, на кучку пепла, что осталась бы в результате.
Мне еще повезло — мы существа живучие, недаром обитаем здесь дольше, чем человеческий род. Но гадина с разрядником все-таки загнала меня в восстановительную кому. Хорошо, что симбионт у меня старый и опытный, он сам все сделал как надо: устранил угрозу, законсервировал логово, отрастил защитный барьер по всему периметру.
И про ловчие стрекала не забыл, конечно: какое же восстановление без свежей крови?
Где-то на периметре леса дрогнула сигнальная нить — значит, и сегодня я не останусь без обеда…
Задание 2 поначалу было больше похоже на обращение. Но если прочитать с нужной интонацией… И заключительные предложения всё расставили по местам. Оригинально, красиво. Засчитано!
Задание 1. Отлично написано, задание выполнено. Но сказку я не угадала)) Возможно, кто-то подскажет?
Поэтому и ставила двоеточия — чтобы отмежеваться от обращения. На самом деле, в рефрене можно было бы без ущерба для смысла заменить «ты знаешь» на «ты веришь». Но показалось, что повтор с «не веришь» в конце будет некрасивым. Может быть, зря так решила. Не знаю)
В задании 1 та же сказка. Только в задании 2 ситуация дана снаружи леса, а здесь — изнутри. Менестрели малость ошиблись…
Задание 2: Спящая красавица угадывается, но с примисью вурдалаков,- видно для расширения классической сказки в трейлер.
Твоя жизнь — прекрасна и бесконечна. Ты помнишь её целиком: от зарождения в пухлом теле матери до собственного, раздувающегося от влаги и света сочном корне. Ты чувствуешь движение воды под землёй и ласковые лучи солнца, согревающие твои почти дозревшие семена. Скоро ты тоже станешь матерью и продолжишь круг Жизни. Тебе тепло, уютно и покойно, пока кто-то не нарушает этот священный круговорот бесконечными, мучительными попытками вырвать тебя из влажной черной постели. Монстры съедят тебя, но твои дети им не нужны. Они выживут, и круг возобновится. Жизнь — прекрасна и бесконечна.
Я сделала им подарок — новое знание, открыла технологию, способную изменить их жизнь. Это золотое яйцо — вершина моих способностей, я так надеялась на понимание. Они принялись лить слёзы. Разрушать — вот всё, на что способен этот вид. Нет, они еще не готовы. Я снесу им обычное яйцо, которого они и заслуживают.
История колобка.
cs15.pikabu.ru/video/2024/08/17/1723849674219410751_1d106e3e_1920x1080.mp4
Треннинг закончился.
Работы
анонимныхнеизвестных авторов не совсем то, что нужно для треннинга, который подразумевает обратную связь с автором.Или не читал, но осуждаю?
:)
а к чему оно тут?
повторюсь. тут — это в тренинге, который закончился и предполагал заинтересованность автора в оценке своей работы.
хотя я впринципе осуждаю ответы в виде ссылок куда-то.