Ольга Силаева

Шляпа

Автор:
Андрей Лесков
Шляпа
Работа № 107
  • Опубликовано на Дзен

Старый фокусник сидел в своей гримёрке и смотрел на цилиндр, с которым он выступал много лет. Блестящий головной убор был сделан из мягкого шёлкового плюша, перевязан синей шёлковой же лентой. Каркас был выполнен из прочного холста. Глядя на цилиндр, даже нельзя было и представить, что он очень старый, потому как выглядел так, словно его сделали вот только вчера, или, вообще сегодня утром, до начала представления.

- Мой старый друг, - начал иллюзионист. – Я очень устал, не пора ли мне уйти на покой.

Но шляпа ничего не ответила. Да и как она могла ответить, ведь это лишь головной убор.

- Сколько мы с тобой уже выступаем? – продолжал фокусник. – Сколько стран изъездили, на скольких сценах побывали. Да, - с выдохом произнёс старик. – И вот, я устал.

Он молча смотрел на шляпу, как будто слушал её, или ждал от неё ответа.

- Нет, вряд ли я смогу ещё, - вдруг произнёс фокусник, как будто отвечая на не слышимый вопрос шляпы. Как будто она действительно с ним разговаривала. – Посмотри на меня, - он развёл руки в стороны. – Я дряхлая развалина. Даже фокусы показываю, как-то лениво и медленно.

Он опустил руки на колени и сгорбился, сидя на стуле.

- А помнишь, каким я был, - он поднял правую руку, сделал какой-то жест, и из неоткуда появился голубь, в клюве которого оказалась красная лента. Голубь взлетел, и лента распалась на цветное конфетти. Ещё мгновение, и голубь, с силой взмахнув крыльями, растворился в воздухе.

- Я был молод и красив как Аполлон! – с чувством произнёс фокусник, всё ещё держа правую руку поднятой. – А теперь я рухлядь, старый не нужный реквизит.

Он всё ещё внимательно смотрел на шляпу. И так он просидел минут десять.

- Когда? – вдруг нарушил тишину иллюзионист.

Через мгновенье в дверь постучали. Дверь открылась и в гримёрную вошёл молодой человек, в недорогом костюме, в нахлобученной на затылок кепке и с какой-то сумкой в руке. Это был рабочий театра, один из тех, кто отвечал за оборудование.

- Мэтр, - обратился тот к фокуснику. – Просили узнать, Вам ничего не нужно?

Старик внимательно посмотрел на вошедшего молодого человека, смерив его взглядом.

- Заходите, - пригласил иллюзионист рабочего зайти внутрь. – Присаживайтесь.

Нехотя, сняв кепку, рабочий зашёл, аккуратно закрыв за собой дверь. Но садиться он не решался, ведь перед ним мэтр, известность, а кто он такой.

- Садитесь, садитесь, - фокусник встал, и пододвинул к юноше стул. Рабочий осторожно опустился, и произнёс чуть слышно «Спасибо».

Иллюзионист стал внимательно разглядывать юношу. Тот, немного засмущавшись такого внимания, опустил глаза.

- И я, ведь, когда-то был молод и красив, - фокусник улыбнулся улыбкой уставшего человека. – И, когда мне досталась эта шляпа, я был примерно вашего возраста.

Юноша начал мять свою кепку в руках. То ли от волнения, что такой человек пригласил его, хоть и в гримёрку, но поговорить, то ли он от природы был таким, фокусник понять не мог. Но чем-то этот рабочий сцены располагал к себе. Чем-то привлекал.

- Мне восемнадцать, - почти шёпотом ответил молодой человек.

- А зовут Вас как? – продолжал расспросы мэтр.

- Патрик, - уже чуть громче произнёс юноша.

- Вы ирландец?

- Как вы догадались? – удивился Патрик. – У меня, вроде, даже нет акцента.

- Потому, как ваша мать была француженка, - утвердительно сказал фокусник.

Удивлению Патрика не было предела.

- Всё верно, - всё так же тихо произнёс юноша. – Вы действительно великий волшебник, как про вас говорят.

- Чепуха! – махнув рукой, парировал иллюзионист. – Великий Ренард! – и фокусник торжественно поднял руки вверх. – Я не так знаменит, как многие мои коллеги.

И он медленно, театрально, опустил руки вниз.

- Хотите, я расскажу вам про эту шляпу, - после не долгой паузы иллюзионист указал на свой цилиндр.

Не дожидаясь ответа, он продолжил.

- Это же один из первых цилиндров. Он был сделан в конце восемнадцатого века. Тогда при изготовлении этих шедевров шляпники использовали ртуть, что пагубно влияло на голову бедных ремесленников. Шляпники сходили с ума, - Ренард изобразил на лице безумие. – И, одному такому бедолаге попала в руки странная книжонка, кожаный переплёт, страницы из пергамента, странные знаки на корешке. Открыв её, шляпник понял, что это гримуар неизвестного чернокнижника. Безумие сделало своё чёрное дело, и сумасшедший бедолага стал изучать этот труд страницу за страницей. Прошло три года, гримуар был изучен и шляпник, обезумев совсем, решил сделать волшебную шляпу.

Фокусник взял цилиндр в руки, и стал им вертеть перед свечой так, чтобы шёлк бросал отблески отражённого света, создавая причудливою игру света. Патрик, смотря на это действо, стал понемногу погружаться в сон.

- Шляпник приступил, - резко произнёс фокусник и остановил вращение шляпы. Патрик от неожиданности подпрыгнул на месте. – Он заперся в своей мастерской, и не выходил оттуда ни днём, ни ночью. Подмастерья приносили ему еду и воду, выполняли какие-то непонятные для них распоряжения, на пример, принести корень крапивы, или зелёные шишки сосны, а так же шляпник просил много бумаги и чернил. Его сыновья начали вести дела вместо него. Он же трудился и днём и ночью. Кто видел его в те короткие моменты, при передачи необходимого или получения новых распоряжений, говорили, что он стал похож на какого-то страшилу. Весь обросший, не бритый, грязный. Одежда вся обветшала. В общем, вид плачевный. Примерно через девять месяцев шляпник вышел из своей мастерской, - фокусник резко встал, надев шляпу и торжественно подняв руки вверх. – Выглядел он великолепно! Побрит, причёсан, одет по последней моде. И главное, шляпа на голове! Ах, шляпа, - иллюзионист медленно снял шляпу, и, нежно смотря на неё, аккуратно положил на столик. – Ах, эта шляпа! Она блестела и переливалась всеми цветами радуги. Чудо, а не шляпа! Говорят, - заговорщицким тоном продолжал Ренард, - что шляпнику за неё предлагали огромные деньги, но он её не продавал. И, как по волшебству, он стал богатеть день ото дня. Он выкупил свою мастерскую, построил огромный дом, отправил учиться всех своих детей в самые престижные школы. В общем, дела пошли у него в гору. Естественно, все начали подозревать, что всё дело в шляпе. Её пытались украсть, но ни у кого это не получалось. И вот, - продолжал фокусник, - как-то подобный разговор подслушал один молодой человек. Звали его Марис, и он решил, во чтобы-то не стало заполучить эту шляпу. Он не пошёл на пролом, как делали его предшественники. Марис вначале решил познакомиться со шляпником. Сначала он заказал шляпу, потом вторую. Начал расхваливать работу мастера, открыл магазин, в котором торговал только шляпами из этой мастерской. И закрутилось и поехало! – иллюзионист сделал паузу. – Через год Марис стал желанным гостем в доме Шляпника, и настолько вошёл в доверие, что однажды шляпных дел мастер, изрядно напившись, рассказал историю создания этой необычной, и столь желанной для всех вещи. И не только рассказал, он позволил Марису примерить цилиндр! – Ренард взял цилиндр, вознёс его над головой и замер. – И, мой юный друг, знаете, что произошло? – В воздухе повисла пауза.

- Нет, - тихо произнёс Патрик.

- Марис исчез, - с улыбкой произнёс фокусник. – Шляпа поглотила молодого человека, упав на пол.

Ренард отпустил шляпу, и та медленно опустилась иллюзионисту на голову.

- Через мгновение, - продолжил фокусник, - Шляпа поднялась вверх, освобождая Мариса. Молодой человек преобразился! Тёмный фрак, белая рубаха, шёлковая бабочка, - когда Ренард говорил это, он вальсировал по гримёрной с улыбкой на лице. Но, вдруг он замер. Глаза сделались грустными, руки опустились вниз. – Шляпник понял, что его творение нашло себе нового хозяина. И, в начале, он пустил скупую слезу. Но, потом, вдруг шляпник вскочил со стула и стал отплясывать. «Я понял, для кого её сделал, я понял, для кого её сделал!», кричал тот, отстукивая каблуками по деревянному полу. И вот новый хозяин стоял неподвижно, не понимая, что же случилось и как дальше быть. Но вдруг, правой рукой Марис провёл по краю шляпы, хитро улыбнулся, пожал руку шляпнику и вышел прочь на улицу. Больше никто не видел Мариса в этом городе. А у того начались гастроли, он выступал во многих городах, ему сопутствовал успех. Но, Марис никогда не задерживался надолго нигде, чтобы секрет шляпы оставался секретом. Он даже имена менял, дабы никто не мог его обнаружить, если что. Но бог Кронос неумолимо двигал время вперёд, и Марис постарел.

Фокусник замер, и внимательно посмотрел на Патрика.

- Слишком долго он выступал, - продолжил Ренард. – Любая история имеет свои начало и конец, и история Мариса-Ренарда тоже подходит к концу.

Патрик удивлённо посмотрел на фокусника.

- Да, - ответил фокусник на немой вопрос молодого человека. – Марис, это я.

Марис-Ренард посмотрел лукавым глазом на Патрика, и протянул тому шляпу.

- Не желаете примереть? – предложил фокусник молодому человеку шляпу.

Патрик был словно околдован. Он смотрел на шляпу не моргая и не дыша, медленно протянул руки, взял её, встал со стула и водрузил цилиндр на голову. И, как в истории, только что рассказанной фокусником, цилиндр упал на пол, поглотив рабочего театра. Через мгновенье шляпа взмыла вверх освобождая преобразившегося Патрика. Тёмный фрак, белая рубаха, шёлковая бабочка и лукавая улыбка.

- Позвольте представиться, - громко произнёс Патрик, - великий ирландский маг Туазал Финбарр!

- Правитель людей Справедливоголовый, - собирая чемодан, произнёс Марис. – А Вы далеко пойдёте, молодой человек.

Патрик-Туазал с удивлением посмотрел на бывшего магистра магии. Тот стал молодым!

- Посмотрите на себя в зеркало, - борясь с удивлением, произнёс новоиспечённый фокусник. – Вы, вы помолодели.

Марис посмотрел в зеркало. Вначале он удивился, но потом лицо засияло от улыбки.

- Ну, тогда я поеду домой, - бывший великий фокусник Ренард взял чемодан, и повернулся к Патрику. – Прощай Патрик.

- Прощайте мэтр, - ирландец пожал Марису руку.

- Прощай мой друг, - бывший фокусник, бывший хозяин, бывший мэтр пустил слезу, прощаясь со шляпой.

-4
19:35
744
amd
17:14
+1
Фильм «Маска» с иной подсветкой. Я надеялся, что концовка будет интересной, но всё оказалось более чем предсказуемо и смято. Стиль и манера изложения желают лучшего.

он поднял правую руку, сделал какой-то жест, и из неоткуда появился голубь
в нахлобученной на затылок кепке и с какой-то сумкой в руке.
выполняли какие-то непонятные для них распоряжения, на пример,
он стал похож на какого-то страшилу


Рассказ выполнен в жанре мистики и даже где-то проскакивают удачные фразы, но в целом текст не продуман и не проработан, много ошибок и вывихов:

— Сколько мы с тобой уже выступаем? – продолжал фокусник. – Сколько стран изъездили, на скольких сценах побывали. Да, — с выдохом произнёс старик. – И вот, я устал.
Он молча смотрел на шляпу, как будто слушал её, или ждал от неё ответа. — Нет, вряд ли я смогу ещё, — вдруг произнёс фокусник, как будто отвечая на не слышимый вопрос шляпы.


Так он с ней говорил или молча смотрел на неё? Или может «Он замолчал и глянул на шляпу»? И почему шляпа должна была задать вопрос, если исходя из текста фокусник задал уже вопрос шляпе? Понятно, что она с ним говорила, но нет ясности в действии.

Одежда вся обветшала.

Где, в его гардеробе или на нем?

И, в начале, он пустил скупую слезу. Но, потом, вдруг шляпник вскочил со стула и стал отплясывать…. Вначале он удивился, но потом лицо засияло от улыбки.


Всё эти «потом» и «в начале» надо как-то перефразировать…
09:50
так как вильм «Маска» не смотрела, мне рассказ понравился
13:09
+2
Охохонюшки… Вот не хочется ругать, а надо. Надо! Может, на пользу пойдет.

В общем, смотрите, автор. Абдул Альхазред и Некрономикон — это хорошо. Отсылки к Гарри Поттеру — тоже, в общем, неплохо. Сюжет замесился простенький, но со вкусом.

А вот подали вы его плохо, потому что так писать нельзя, о чем вам тут уже выше все сказали. Работайте над стилем, над грамотностью, над изложением. Работайте, и тогда читатели станут вас хвалить. Да и на конкурсах оценки станут повыше.

Конечно, если вы это осознаете.
18:23
Старый фокусник сидел в своей гримёрке и смотрел на цилиндр, с которым он выступал много лет.
канцеляризмы
онизмы
Мэтр, — обратился тот к фокуснику в каждом втором конкурсном рассказе таинственный «тот»
Просили узнать, Вам ничего не нужно? почему обращение с большой буквы?
Юноша начал мять свою кепку в руках
этизмы
надо разбить речь престижидитатора на удобочитаемые куски
сюжет вторичен, рассказ раздутый, трудночитаемый и выдавливающий зевоту даже из камня
печально
3 -
20:55
А мне очень понравилось! Мне кажется у рассказа есть своя спокойно-грустная атмосфера, в которой чувствуется величие фокусника или шляпы, или того и другого.
Загрузка...
Андрей Лакро

Достойные внимания