Владимир Чернявский

Мой не(мой) коан

Мой не(мой) коан
Работа №447

***

– Предъявляем разрешение. Ага. Шастают туда–сюда кто попало. А зачем? Ой, она, видишь ли, ученая. Мочалка моченая. И так столько понаписано!

В 1230 от Р.Х., на 60 дней. Ого! Все ваши биткоины тю-тю. Чего уставилась. Проходим, проходим.

В следующий раз не забыть сменить режим "хамство". Перестает веселить.

***

Отказ. Я ожидала отказа. Он ритуален. Нужно будет провести день-два у монастырских ворот, смиренно склонив голову. "И так столько понаписано!". Тупая машина. Дзэн не сводится к совокупности текстов, слова играют второстепенную и лишь вспомогательную роль. И коаны как иррациональные загадки лишь импульс. Законченную систему создает жизнь в монастыре. Только туда еще нужно попасть.

Елки–палки, дождь. Как там у Хакуина? Вспоминай, дорогуша! Тебе здесь еще сидеть и сидеть. "На следующее утро после неудачной попытки решить коан я в глубокой печали взял чашу для сбора подаяний и стал собирать милостыню. Ни минуты не отдыхая, я обдумывал заданный коан. Погрузившись в него, я остановился около угла дома. Оттуда закричали: "Пошел вон! Вон!". Я этого не слышал. Тогда хозяин в гневе схватил метлу, перевернул ее и ударил меня рукоятью по голове. Моя монашеская шапка порвалась, и я упал на землю. Без сознания, помертвев, я не мог шевельнуться. Со всех сторон подходили пораженные и испуганные соседи. "Не на что смотреть!" – сказал хозяин, запер ворота и больше не беспокоился. Трое или четверо прохожих подходили ко мне и спрашивали, что случилось. Я опомнился, открыл глаза, и вдруг увидел как на ладони трудный коан, который до тех пор не мог понять и постичь; я проник в него до основы, и произошло просветление".

Интересно готова ли я к такому развороту событий? Глаза режет. Вот те раз! Солнце выползло. Нужно хорошенько себя рассмотреть. Так и не привыкла таскать разные тела. Сноровки мало. Вон большая лужа. Первым делом, умыться и рассмотреть свою рожу. Попривыкнуть. Лицо круглое, глаза–щелки, нос пуговицей. Хороша. То есть, хорош. Зябко, даже холодно. Вся мокрая, из носу капает. Использовать терморегуляцию было бы не честно. Тело получила хорошее. Мышцы эластичные, при этом низкий болевой порог. Я сама такое хотела. Внезапное просветление в условиях сенсорного комфорта вообще проблематично. Так что свыкайся, дорогуша. Свыкайся с голодом, холодом, укусами.

Может зря все это. Может это заблуждение? Большой самообман? Стоп. Без заблуждений и страстей живые существа не могли бы превращаться в будд. А бодхисатвам не было бы кого спасать. Давай бегом в позу лотоса и.. глубокий вдох, выдох.

Разорвать связь между прошлым и будущим. Рассечь время между прошлым и настоящим. Не задерживать ум нигде.

***

Так, где я? Ага. Монастырский двор. Как здесь душно. Я послушник.

Чтобы ты ни делал, делай как можно лучше и сознавай то, что ты делаешь. Добро и зло, везение и невезение, ароматы и зловония все относительно и подобно двум колесам одной повозки. Забудьте о них.

Я чищу овощи, мою рис и выношу помои. От ежедневной шестичасовой медитации мучает геморрой, немеют конечности. И ты прекрасно об этом знала, дорогуша. К вони ты попривыкла, привыкнешь и к боли. Но меня приняли в свой коллектив! Ага. Поймала! Вот оно, долгожданное хорошее настроение! Важно что? Важно сохранять возвышенное расположение духа, при выполнении простых будничных работ. И учитель работает вместе с другими, сам выносит за собой нечистоты. Человечище!

***

Долгожданный отдых. Физические упражнения – не только отдых. Научиться спускать тетиву, освободившись от сознания "я это делаю" – так же важно, как решить коан. Не бойся ничего. Боящегося – преследуют неудачи. Усомнившийся – терпит поражение.

Как же болят руки, ноги, спина. В стрельбе из лука, и в решении коана одна и та же цель: преодолеть двойственность в восприятии мира, слиться с тем, что ты делаешь, научиться переходить от созерцания к действию и от действия к созерцанию, не останавливаясь на интеллектуальных конструкциях.

Получился неожиданно счастливый день. После так называемого отдыха все тело ноет. Но я беседовала с учителем и он задал мне коан. "Когда пронзительна тишина? Напев".

Для решения коана нужно научиться его слушать. Сложно. Большую часть времени я слушаю себя. Гигантские усилия. Как слушать, не интерпретируя и видеть вещи, как они есть? Я, кажется, проваливаюсь в сон.

***

Веник, веник. Где же ты? Сегодня, дорогуша, уборка территории.

– Приветствую тебя, Кэтсу.

Кэтсу, Кэтсу, кысь-кысь. О, так это ж я.

– Да, – отвечаю я невпопад, – а что мастер? Я слышал крики.

– Это он на меня орал. Все мои решения распались на куски.

– Я тоже хочу с ним говорить.

– Сам хочешь, Кэтсу? Хе-хе.

Аспид. Дуля тебе, а не сатори. В прошлый раз хотела уклониться от сандзэн. Эти так называемые товарищи, подметившие, мой трепет перед встречей с суровым мастером, силой втолкнули на прием. До сих пор вся спина в фонарях. Здорово тогда меня учитель поколотил, но это не телесное наказание, а условный знак,освобождение от избыточной информации.

– Эй, Кэтсу, сам спрашиваю, хочешь?

– Да. Не отвлекай. Я рассуждаю над коаном.

– Кэтсу, коан не должен стать поводом для умственного разбора. Или вы поняли то, что нужно – тогда улыбнитесь. Или не поняли – тогда махните рукой. Поймете в другой раз.

– Слышал притчу, – говорю я этому зануде. – Двое идут по дороге. Один спрашивает: "Посмотри на тех у колодца. Это и есть дзэнские монахи?". Второй кричит им: "Эй, монахи! Монахи!". Те, кто у колодца оборачиваются. Тогда второй отвечает: "Нет, это не монахи".

Что скривился. Съел? Нечего мне голову морочить ненужной болтовней. Стоп. Хороший ученик культивирует в себе сочувствие. А это, дорогуша, похоже на злорадство.

Веник, веник. Вот он. Как же здесь душно. Я вся изъедена какой–то гнусью. А ну-ка, сосредоточься!

Любимый мною коан про то, как звучит хлопок одной ладони, имеет несколько разгадок. Так в первой версии ученик множество раз приходил к мастеру пытаясь найти ответ. Поначалу играл музыку гейш, капал водой, указывал на шум ветра. И только постигнув беззвучный звук, ученик уразумел хлопок одной ладони. Также "хлопок одной ладони" – мог быть лишь идиомой, соответствующей нашей: "сапоги всмятку". Иначе говоря, учитель спрашивал: в чем смысл бессмыслицы? В чем разумность абсурдного? Если рассмотреть ситуацию в рамках формально логики, то в бессмыслице можно найти смысл. Бессмыслица просто указывает на отсутствие смысла, на отход разума от реальности. Однако в повседневной жизни абсурдными могут быть не только связи слов, но и ситуаций указывать на запутанность в самой жизни. Как у меня. Совсем как у меня. Тридцать дней в монастыре, результат нулевой. Ну и как этот поток мыслей можно связать с заданным мне коаном? Правильно. Никак.

***

Возвращаюсь к моему коану: "Когда так пронзительна тишина? Напев". Книги в помощь. Села, как и полагается, в углу около отхожего места, читаю. Справляюсь с мертвым опытом. И что здесь у нас? Ага. "Движение не отделено от покоя. Движение неразрывно связано с покоем, так что движение зависит от покоя, как и покой зависит от движения. Следовательно, как движение, так и покой лишены самостоятельного бытия, а возникают одно от другого. Остановка движения является покоем, а покой покоя есть движение".

Да, про не сон, что сон; а про сон, что не сон. Дорогуша, не о том думаешь. Нужно отбросить словесные конструкции при попытках пережить невыразимое. Отбрасываю, отбрасываю. Может именно здесь у сортира меня ждет просветление? Жду.. Дудки.

– Кэтсу, справился с нуждой?

– А?

– Что вычитал?

Опять отвлекают. Ну, слушай,– говорю я. – Действия бывают плохие и хорошие. Плохие действия бывают трёх типов действия тела, уст и ума. Убийство прелюбодеяние и воровство – действие тела. Ложь, оскорбление и бессмыслица – действие уст. Алчность, гнев и досужие жалобы – действие ума. Тело и уста не могут сделать что–то без участия ума. Три яда – алчность гнев и досужие жалобы источник всех порочных действий. Алчные люди убивают и крадут имущество других, гнев приводит к ссорам и вражде. Люди, жалующиеся на свою жизнь – невежественны и не видят подлинного состояния вещей. Они действуют предвзято и не выносят людей предрассудки которых отличаются от их собственных.

***

– Кэтсу, дыру протрешь.

– Я молюсь.

– Учитель плохо относится к молитвам, считает сутры ненужными на последней ступени мудрости.

– А ты решил, что находишься на последней ступени мудрости?

Ушел поспешно. Молодец. Еще один умник нашелся. Так, не отвлекайся на болванов, ты, дорогуша, только тумаков нахваталась, а к решению своего коана так и не приблизилась. Напряги-ка память.

Будем танцевать от яйца. Коан – короткое повествование, он же вопрос, он же специфический дзэнский текст, который вырос из диалога. Переход к коану произошел в одиннадцатом веке, до этого наставники просто беседовали друг с другом и учениками, не связывая себя никакими заранее установленными формами. Наиболее удачные импровизации запоминались и записывались. Но диалоги, как объект медитации, не подходили. Эстетика дзэн требовала предельного лаконизма. Беседы были максимально сокращены и превратились в коаны.

Ученик спрашивает Чжао-Чжоу: "Обладает ли пес природой будды? Нет". Нет – это отрицание. Отрицание можно понять как Ничто, изначальное Ничто, Великая пустота. Ответ с одной стороны краткий, а с другой – многозначный. Первоначальный текст диалога, был более подробным. Монах спросил Чжао-чжоу, обладает ли пес природой будды? Тот ответил: нет! Монах сказал: "Все твари обладают природой будды. Как же этот пес может быть без нее?" Чжао-чжоу ответил: "Вы привязаны к мыслям и чувствам, выросшим из кармического невежества". Монах вновь спросил: "Имеет пес природу будды или нет?". Чжао-чжоу ответил положительно. Монах сказал: "Вы сказали да, но как это проникло в собачье тело?" Чжао-чжоу сказал: "Обдуманно и намеренно он согрешил".

Сказать, чтоб стало ясно, так нет. Хорошо умные люди разъяснили, что проблема не в том, обладает ли пес природой будды, но обладаем ли мы природой будды. Если пытаться понять, обладает ли собака природой будды, не думая о людях, или пытаться понять, обладает ли человек природой будды, не думая о собаке, мы бьем мимо цели. Отрицание Чжао-чжоу – это не утвердительное "нет", а нет, которое превосходит "да" и "нет" и совпадает с ними обоими. "Нет" и "да", отличаются только на словах. Собака – Ничто, природа Будды – Ничто, не собака – Ничто, все – Ничто!

Хорошо. Теперь мой коан: "Когда пронзительна тишина? Напев". Мне нужно представить диалог, из которого вырос этот коан. О чем говорили ученик и мастер? Начали с пронзительной тишины, а закончили напевом.

Когда же пронзительна тишина? Кажется, нашла! Тишина пронзительна, если говорит другой. Чужой.

Так пронзительна тишина,

Когда душа чужая говорит.

Уж лучше слушать чужие бессмысленные напевы, чем чужие бессмысленные слова. И звучит как хокку, но это чересчур логично. Чересчур.

Я должна напрячь все духовные силы. Чей напев звучит в тишине? Ничей. Ничто. Услышать и осознать Ничто. Где это Ничто? Во мне или вне? А разве я отлична от Ничто? Нет. Я и Ничто едины. Не осталось никакой раздельности, заложенной в моём сознании и сознании Ничто.

***

Сижу на коленях, последняя в очереди, в долгом ожидании разговора. Сижу и радуюсь. Учитель на этот раз примет мой ответ. Я знаю разгадку.

– Я разгадал коан.

Учитель улыбается и молчит.

– Да, да! Учитель, я днями бродил по кругу. Много слов. Слова. Слова. Потом нащупал тропу. Заблудился, попал не туда. Снова бродил. Болото, куда ещё не ступала человеческая нога. Сворачиваю, иду и иду. Скала. Пропасть. Ноги скользят по мху покрывающему скалу, не на что опереться. Дух обмирает, воля угасает, безграничная пустота над бездонной пропастью.Никакой опоры. Страшно. Чувство абсолютной неразрешимости. Мысли исчезают. Вдруг озарение! Кажется, я постиг истинное Ничто. Я разгадал коан.

Опять молчит. Что это тайна благородного молчания? Но я не молчу.

– Пронзительная тишина и вдруг я слышу напев. Это в тишине всем нам напевает Великая пустота.

Снова молчит. Что значит его молчание? Одобрение?

– Кажется, – продолжаю я, – учитель, мне слышалось Великое Ничто.

Удар палкой.

– Твою мать, больно же.

Быть может, единственный эффективный способ дать монаху почувствовать ложность его концептуального понимания – это стукнуть его. Высокопарную глупость, вразумляют просто палкой. Удар палкой возвращает ум, утонувший в абстракциях, к жизни. Удары палкой помогают лучше соприкасаться с реальностью и быстрее достичь пробуждения. Может эти удары это и есть кратчайший и лучший путь?

* * *

– Ой, ешкин кот, просветлилась одна. Тело сдала все подряпаное, покоцанное. Может за это еще и штраф полагается. Ну, и был смысл мотаться? Теперь без гроша в кар...

Смена режима.

– Боже, как я вам завидую. Самоуглубление и бесценное общение с великим учителем. Это такое счастье. Такое счастье.

А и вправду, дорогуша, это такое счастье!

-4
17:35
779
21:26
+2
Быть может, единственный эффективный способ дать монаху почувствовать ложность его концептуального понимания – это стукнуть его. Высокопарную глупость, вразумляют просто палкой. Удар палкой возвращает ум, утонувший в абстракциях, к жизни. Удары палкой помогают лучше соприкасаться с реальностью и быстрее достичь пробуждения. Может эти удары это и есть кратчайший и лучший путь?

Отличная цитата из рассказа! jokingly
Нужно только заменить слово «монах» на слово «автор», и всё сразу встанет на свои места.
20:43
Я что-то не понимаю, что этот поток сознания, щедро приправленный пафосом, делает на конкурсе.

wonderВы используете мой знак без разрешения?
Комментарий удален
20:28
Простите, не в курсах, что это ваша собственность. Мне очень по нраву пришёлся этот злобный кот.
Особенно усишки.
дык усы и пририсованы по моей просьбе devil
20:35
усы, лапы и хвост — вот мои документы!
20:39
+1
Считайте это признаком своей возрастающей популярности.
Пойду своего кота зафотошоплю, чтоб ваш Знак™ не осквернять. thumbsup
совершенно верно
wonderтак просто? а платить за использование бренда? devil
20:46
Уже уплачено. Вы мою работу разобрали, а мне пришлось читать разбор.
тэк-с, посчитаем (доставая счеты и двигая костяшки): разбор работы у нас идет по рублику пятьдесят, Вам за чтение разбора — скидка. Итого, с Вас рубль сорок три копеечки (все строго, как в кассе)
21:02
*кусает локти, чтобы не пошутить в излишне оскорбительной манере*

Может, договоримся, начальник?
«тамбовский кот тебе начальник» ©
Может, договоримся, начальник?
какие таки Ваши предложения?
Комментарий удален
21:12
Я прочитаю ещё… Так… Три копейки за каждый разбор… Пятьдесят ваших отзывов. Собсна, уже читаю. Вы прям по пятам за мной идёте)

Ой, таки нет, таки нет! Семь копеек! Самое себя обмишулить изволили. Тогда 21 разбор.
разберете 21 разбор?
21:17
crazy
У вас слишком жестокие требования!
я же предложил легкий путь — заплатить crazy
15:07
Ученая-востоковед из далекого будущего отправляется в 1230 год, к истокам, так сказать, чтобы в теле юноши-послушника пройти Путь Будды. Вот это, я понимаю,- «с головой уйти в работу»… Так что фантастическое начало здесь присутствует. Жаль только, что просветления и постижения Дзен для закрутки сюжета недостаточно. Но задумка неплохая. И тема в тренде. Автору — продолжать работать над идеей! И дальнейших успехов!
20:36
+1
с препинаками автор разругался давно и надолго
да, метлой по голове — редкостное просветление, но с членами правительства и ИМИ не поможет
сам выносит за собой нечистоты. Человечище! blushя вообще ассенизатор, говнище это наше все
обладает ли рассказ природой будды? вот в чем вопрос
опять косяком пойдет псевдоэзотерика?
текст коряв, ГГ тусклый и замасленный
никакого конфликта, никакого сопереживания, как за окном, затянутом старой полиэтиленовой пленкой, два года отслужившей в парнике
Загрузка...
Андрей Лакро

Достойные внимания