Владимир Чернявский

Свидетель

Свидетель
Тема: Свидетель Работа №2

https://music.yandex.ru/album/4263741/track/34573977

- Мне нужен Свидетель, - месье Жюль закинул ногу на ногу и застучал пальцами по дубовому столу так, что вода в стакане заволновалась.

Катрин Кёси, директор Антикварного Дома, миловидная брюнетка средних лет, вздернула правую бровь, хотела было что-то сказать, но передумала. Поль Жюль напряженно смотрел, как Катрин медленно взяла ручку parker с эмалевым покрытием «северное сияние» («пятидесятые двадцатого, ограниченная серия» - про себя отметил он) и стала перекатывать ее между пальцами.

- Я не нажала кнопку исключительно из уважения к нашему длительному сотрудничеству, месье. И…

- Вы не нажали, потому что я еще не обозначил гонорар.

Месье Жюль привстал, ловко перехватил parker и быстро, размашисто начертил длинную сумму на белом квадратике.

Катрин сглотнула, поморщилась. Аккуратно сложила листок пополам, встала, одёрнула юбку и со словами «Я на минуту» вышла из кабинета. Поль откинулся в кресле эпохи Людовика XV, с любовью провел рукой по зелёному кое-где траченному бархату подлокотника. Окинул взглядом хорошо знакомую обстановку кабинета: голландские средневековые шпалеры, выцветшие до мадженты и куцых синих всполохов, тяжелая английская дубовая мебель елизаветинских времен, две парные китайские вазы эпохи Минь, деревянная раскрашенная немецкая Магдалина в углу. Магдалина лукаво улыбалась Полю как старому знакомому. «Не хочу умирать», - тоскливо подумал он.

Распахнулась дверь. Жюль вздрогнул. И напрасно: Катрин была одна. Она решительно прошла и села за стол, улыбнулась как-то по-особенному натянуто. «Напугана», - понял он.

- Месье, - Катрин сглотнула, как будто выпила горькой настойки, - Вы прекрасно понимаете, чем чревато для вас и для Дома поиск Свидетеля. Речь ведь идет о конкретном Свидетеле, я права?

Поль кивнул.

- К сожалению, риск так велик, что мы не можем организовать доставку. Вам придется отправиться на встречу под видом туриста, вас будет сопровождать наш агент. Он же поможет с упаковкой. Возврат будет осуществлен под полную вашу ответственность. После получения Свидетеля вы перестанете быть нашим клиентом и больше не сможете воспользоваться нашими услугами, - в этом месте Катрин грустно улыбнулась.

- Я очень рад, что в этом искусственном мире, в этом мире подделок и вранья, - Поль похлопал по обивке кресла, - есть настоящие ценители искусства.

- Я оценила ваш сарказм, месье, - мягко заметила Катрин, - Вам будут высланы подробные инструкции. Выучите их. Отправка через три дня.

Они неловко попрощались. Пожали руки. Шестидесятилетний Поль Жюль был клиентом Дома тридцать лет, он помнил Катрин еще секретарем, со смешной челкой, закрывающей пол лица, и тонкими коленками.

- Катрин, я очень благодарен, - его голос дрогнул.

Женщина кивнула.

Агентом оказался странный вертлявый молодой человек по имени Стив. Они встретились с месье накануне полета в маленьком кафе в центре города. Стив ёрзал на стуле и постоянно что-то теребил рукой.

- Это очень опасно, вы понимаете? – Стив старался не смотреть месье в глаза, - Объект находится под куполом, там безопасно. Но вокруг радиация. Джунгли и, мать ее, радиация. Корабль на месте стыкуется с длинной «кишкой», - Стив расставил руки и запрокинул голову будто хотел упасть навзничь на невидимую кровать , - и мы бредем километр до купола по этой самой «кишке». А она какая-то ненадежная, понимаете? Я уже шестнадцать раз ходил по этой «кишке». И теперь у меня болит бок, - Стив ткнул себя под нижнее ребро.

«Идиот», - со злостью подумал Поль и улыбнулся.

- Господин Грановский, прошу вас, избавьте меня от мелодраматических подробностей. Я прекрасно осведомлен об уровне радиации на Земле. Под куполом находится дворец, часть парка и Малый Трианон?

- Да.

- Все Свидетели на месте? Никого не вывезли?

Стив усмехнулся и утвердительно кивнул.

- В Инструкции написано, что каждого туриста сопровождает федеральный агент.

- Да, - Стив гордо выпятил нижнюю губу, - но вы не увидите никого из них. Так все хитро устроено. Только вы и я. А вы любите покер? Нам же лететь пять дней.

- В Инструкции написано, что Агент осуществляет упаковку, - месье Жюль еле сдерживал желание сделать замечание Стиву прекратить теребить скатерть, - Вы гарантируете, что Свидетель будет жив по прибытии?

-Я лично упаковал восемь Свидетелей на другом Объекте. Никто не жаловался. Главное, что все Созерцатели живы. Никого не приговорили.

Поль не дрогнул: он давно грезил Свидетелем, его медовыми широко расставленными глазами, темными маленькими впадинами в уголках губ, легким теплым ветром в медных прядях. Он точно знал, что задохнется от счастья, когда его увидит, что сердце пропустит два удара, слезы брызнут и он, старый дурак, будет рыдать минут пять.

- Месье, а можно вопрос? – Стив смущенно потупился.

Поль точно знал, что хочет узнать его федеральный агент:

- Я не смогу вам объяснить. Давайте будем считать, что это Любовь.

Коридор от корабля до гигантского купола, венчающего Объект, оказался прозрачным. Плотный темный лес обнимал «кишку» со всех сторон. Сумерки тихо спускались по веткам. Налетевший ветер заставил Поля пригнуться от страха: деревья ожили разом и стали стучаться в прозрачные стены «Пустите!».

Версаль горел тысячами свечей. Казалось, что никого нет, только они со Стивом. Поль еле передвигал ноги, сердце стучало в висках.

- Какую музыку предпочитаете? – Стив протянул стакан воды. Поль вскинул на Стива восторженные красные от слез глаза и тихо произнес: «Она любила Глюка, он ей в детстве уроки музыки давал». Стив пожал плечами, подошел к стене, что-то нажал - «Орфей и Эвридика» звуками скрипок и виолончелей разлетелись по дворцу.

Месье медленно шел, подволакивая одну ногу, по анфиладам залов, Стив плелся позади. Поль трогал кресла, каминные полки, проводил рукой по тяжелым портьерам, замечал не устраненные мелкие разрушения после восьмидесятилетнего запустения. «Это все настоящее, это реальное, живое», - бормотал он. Его душили слезы. Стояли в горле.

- Да не ходите вы за мной, - заклокотал он, обернувшись на скучающего Стива, - уберите свою кислую физиономию.

- У меня инструкция, - зевнул агент.

- Много людей сейчас работает на Объекте? – внезапно спросил месье.

- У меня инструкция, - повторил Стив.

- А есть кто-то выживший из местного населения, не успевшего на Эвакуацию?

- У Эм И, - глубокомысленно произнес Стив, поглаживая одну из нимф, подпирающую каминные часы, по маленькой золотой груди.

Поль с раздражением шлепнул Стива по руке, буркнув: «Вы понимаете, Где вы находитесь? Что за великие люди здесь жили, любили, страдали, вершили судьбу Старого Света? Нет, вы не понимаете. Выросло два поколения болванов , оторванных от своих корней. Новые американцы. Штампующие подделки. Нет, настоящие американцы были умнее. Они скупали чужую историю, тащили к себе Леонардо, египетские стеллы, присваивали чужое искусство. А мы? У нас же ничего нет. Все осталось здесь под толстым слоем человеческих отходов».

Поль заплакал. Стив переминался с ноги на ногу, не зная, что сказать. Он положил руку на вздрагивающее плечо месье и замер со страдающим выражением лица.

Поль сидел в малиновом кресле в спальне Марии-Антуанетты. Стив дал ему двадцать минут побыть одному и даже разрешил закрыть обе двери. Мыслей не было. В голове порхали ноты, старый французский скребся по нёбу, выдавая Полю детские стишки и песенки.

Свидетель смотрел на месье золотом и медом. Нежнейший отрок, подмастерье. Не ведающий тлена, созданный в кватроченто Мастером, и подаренный как знак любви Туанетте ее любовников, шведским графом. «Никогда отпечаток, картинка не воспроизведет божественный свет», - бормотал старый банкир, - «это надо видеть, чувствовать. Спасибо, что я могу. Сейчас»

Мальчик улыбался глазами, за его спиной, в проеме деревянной рамы виднелись скалистый берег реки, одинокий кипарис и бледная тень замка.

Дверь приоткрылась и Стив просунул в проем руку с бутылкой вина.

- Может накатим? – весело предложил он.

- Что это? – месье Жюль шмыгнул носом.

- Тут написано «Кларнет».

- Кларет. Это общее название для… Господи, кому я объясняю. Дайте-ка сюда.

Месье Жуль с трудом отыскал бокалы, с благоговением вынул их за тонкие ножки из китайского лакового буфета, после чего с отвращением смотрел, как Стив открывает вино, проталкивая пробку серебряным ножом для корреспонденции.

Стив красный и неловкий сидел с бокалом в руке напротив месье Жуля, который вдохновенно рассказывал ему про французскую королеву, ее горячий шоколад по утрам и крошечные бисквиты в качестве диеты, белую козочку по кличке Мадлен, тонкую талию и очень пышную грудь.

- Да-да, сохранились размеры, благодаря записям портнихи, - пьяненьким голосом вещал Поль.

Стив смущенно оглядывался на портрет Марии: она держала белую пенистую розу размером с головку младенца и укоризненно поглядывала на агента. Стив покраснел и приложил палец к губам «Тсс», предупреждая месье, что их слышат и ими не довольны.

- Это была выдающаяся женщина. Королева!

Месье Жюль с трудом поднялся и низко поклонился портрету Антуанетты.

- Королева! А какой у нее был вкус. Ууууу! Рококо!

На последнем слове Стив залился счастливым смехом, но предупредил: «У нас только одно место для Свидетеля. Либо королева, либо паж».

- Ой, зря смеетесь, молодой человек. А вина у нас больше нет?

К концу второй бутылки Стив узнал про гильотину и прямую спину, взошедшей на эшафот королевы.

- «Простите, месье, я не нарочно», ее последние слова, - рыдал месье Жюль, - это она палачу на ногу наступила. Вы понимаете?

Стив плакал, по-детски всхлипывая. У него замигал красным браслет на руке.

- Нам через пятнадцать минут надо быть в «кишке», а я еще не упаковал Свидетеля.

Дверь заскрипела. На пороге появился худой дымчатый кот.

- Брысь! – шикнул Стив, - Вот вы, месье, интересовались недавно про выживших. Вот он, потомок выживших. Пробрался каким-то макаром под купол, ходил, орал, мы проверили – почти чистый, просканировали, конечно. Грустно тут ему. Одиноко. Если начальство узнает, его сразу того… У нас же инструкция «все живые объекты земного происхождения подлежат…». Вот. Имя у него дурацкое. Ферзен. Кто-то назвал. Что за имя?

- Нормальное имя. Ему подходит, - месье Жюль внимательно посмотрел на животное, кот тоже, казалось, изучал Поля - Своего рода свидетель. Живой артефакт. Но нам пора!

Он бережно снял портрет мальчика со стены и передал Стиву.

Поль Жюль пил кофе и просматривал утренние новости. «Крупная партия радиоактивной контрабанды с Земли была задержана сегодня на таможне. Публичную смертную казнь преступников будут транслировать…»

Поль закрыл экран. Вздохнул и почесал за ухом большого серого кота, вальяжно развалившегося у него на коленях.

Итоги:
Оценки и результаты будут доступны после завершения конкурса
+4
00:01
1185
11:36
Неплохо. Есть выпуклые запоминающиеся персонажи, сюжет и соответствующий антураж. Лично по мне, так в тексте много внимания уделено ненужным деталям, и я пару раз ловил себя на желании пропустить абзац другой, но это уже личное. А объективности ради, стоит отметить хороший язык, интересность и проработанный сценарий. Еще возникло ощущение, что Автор подогнал тему Тура под свою выдуманную вселенную, которую уже не один год прорабатывает. Это похвально и заслуживает уважения.
Плюсую.
Согласна. Хотелось пролистнуть. Середина провалилась в описаниях. Хотя, написано красиво. НФ не нашла, ну разве что длинный шланг-кишка)))
14:11
Очень понравилось!
Приятно читать качественный слог, подробные описания. Люблю, когда, благодаря автору я могу буквально потрогать антураж, здорово.
Для меня история рассказана полунамёками, и в ином случае можно было бы назвать это нераскрытостью, но не здесь. Здесь это будоражащая фантазию аура таинственности, в которую хочется погружаться, которую хочется раскрыть. Атмосферно, интересно, приятно глазу, спасибо!
15:49
+1
Атмосферно и впрямь. Но меня недосказанности не обрадовали. Я признаю что я глупый и несообразительный, но подскажите, кто такие свидетели, в итоге? Свидетелями называют артефакты? Неживые? Вероятно так…
Из ошибок вначале нашел, что Катрин два раза за короткий промежуток времени «сглотнула». Странная привычка.
И ещё «медленно взял ручку» показалось странным словосочетание. «Взять» — действие, которое не происходит постепенно, это действие, которое либо исполнено либо нет. Можно медленно потянуться за ручкой и взять её.
Финал хороший вышел. Всегда хорошо, когда котейку спасают.
16:31
+1
Качественно проработанный мир, хороший слог, читать приятно, но сюжет у меня в голове не сложился. Очень хочется прочитать эту вещь в законченном виде — 10 тыс. знаков тут явно маловато.
19:17
Проблема с точками. Их кто-то ворует!
Поэтично. И весьма.
Земля погрязла в радиоактивности так, что любая вещь опасна. Но кот! Как кот выжил?! Мне не хватило объяснения. Как только кот появился — стало понятно: он заменит картину.
Со свидетелями тоже не разобралась. Предметы — свидетели былого. Но кот!.. Неожиданно.
Жюль периодически превращается в Жуля.
И эта фраза не доработана ни контексте, ни вне его: «Стив ёрзал на стуле и постоянно что-то теребил рукой.» ))

С кишкой. А нужна она этим сталкерам? Не проще в скафандре ходить по зараженной территории. Аааа! Тогда ж кота не взять с собой! Понятно.
19:19
+1
Есть версия, что «кишка» нужна для защиты вот от этого:
«Сумерки тихо спускались по веткам. Налетевший ветер заставил Поля пригнуться от страха: деревья ожили разом и стали стучаться в прозрачные стены «Пустите!»»

Но это не точно)
17:44
Вроде не плохо, но скучно…
21:35
И что это? Путешествия во времени, или просто заповедник?
Понравилось: написано красиво и эмоционально. Читать приятно.
не понравилось: я так и не поняла, кто есть «Свидетель»? Откуда взялась радиация? При чём здесь кот? Если эти детали не так важны, чтобы их расписывать, то тогда рассказ превращается в бессмыслицу, перенасыщенную рефлексией главного героя-_-
Вот вы, месье, интересовались недавно про выживших. Вот он, потомок выживших.
Итак. Свидетель — кот. Свидетель прошлого, былых времен. И герой его добыл, и доставил.
потомок кот?!
16:59
Для меня осталось непонятным:1) это путешествие во времени или в пространстве, 2) если на Земле радиация, то кто поддерживает Версаль в таком состоянии — свечи, музыка, кларет без радиации? Написано хорошо, но пьяные рыдания Поля о Марии-Антуанетте как-то ненатуральны. За НФ часть не скажу — много вопросов осталось, а литературная часть хороша.
21:57
Все понравилось) И небольшие мелочи — про помощь дома, фантазия уже придумывает другие истории. И персонажи живые и интересные. А главное хорошо поданы. И концовочка добрая. Примерно такую и ожидал. Вот только переход от желания обладать произведением искусства, до решением взять с собой кота, кажется немного резким. Чего-то не хватило. Даже герой не дает никаких намеков:
Своего рода свидетель. Живой артефакт. Но нам пора!

То есть как бы и заметил животину, пожалел, но быстро вспомнил зачем он здесь. Это меня смутило.
В остальном прекрасный рассказ
22:24
+2
Да уж. Надо об'ясниться))))
Сгубили меня личные пристрастия)))) Есть такое понятие у некотрых недоделанных))) искусствоведов — Свидетель (т.е. Подлинник)))) Свидетель эпохи, так сказать. Висел на стене (стоял в углу, украшал грудь) — был немым свидетелем событий прошлого. «Живой свидетель» — подлинник в хорошем состоянии (до реставрации или после хорошей ревставрации).
Ситуация с котом — из этой же оперы. Есть такая история у искусствоведов, Вопрос с большой буквы, звучит он приблизительно так: «А если пожар (радиация), а вы в Лувре (Областном иркутском музее народного творчества), что вы будете спасать — Нику Самофракийскую взвалите на спину (если сможете) или китайского туриста??? А?» Шыдевр или жизнь?))))
А ваще, все это на другой планете происходит (сама ржу над своим НФ), а на Земле радиация. Все переселились (почти все ), а Версали, Красные площади с алмазным фондом, и музей Орсэ со всеми Моне и Мане остались. И теперь за много денег можно туда сгонять, насладиться. Бизнес открыли. А тырить ничего нельзя. Смертная казнь.
И я согласна с Татьяной, что середина провалилась.
22:29
я буду спасать туриста, а он пусть за это прет Нику
22:30
)))) он типа в обмороке глубоком.
22:32
+1
а кому щас легко?
22:34
Орифлеймом повеяло)))
22:35
+1
Упаси боже. проветривайте бегом
01:47
Но почему радиация пощадила музеи?
09:42
Существует же Припять. 1986 год. Туда даже экскурсии водят. Заросло все. И мародеры поработали таки в свое время. Все стоит, ветшает потихоньку. Бррррр
Загрузка...

Достойные внимания