Однофамильцы
В Паше Хачикяне от армянских корней была только фамилия. И глаза. Большие и тёмные. Нос же был маленький, волосы светлые, сам весь длинный и худой. В свои сорок лет семьи не нажил, работал и жил мерно и неспешно.
Но вот засела заноза.
Последнее время Паша много слышал про новое развлечение. "Жизнь в кино" называется. Знакомые, те, кто попробовал, восторгались. Да и повсюду рекламировали. Недавно Паша и передачу посмотрел.
"
Красивая девчонка ведущая беседовала с идейным вдохновителем "Жизни в кино", Кириллом Незнамовым, то ли режиссёром, то ли программистом.
…
- То есть человек попадает прямо в фильм? – спросила ведущая.
Незнамов снисходительно засмеялся.
- Можно и так сказать, - кивнул он. - На самом деле, человек остаётся в приёмной капсуле, в таком специальном кресле, где снимаются все антропометрические данные, считывается вся информация из мозга, и уже на этой базе строится образ, который и встраивается в оцифрованный фильм. Фильм, выбранный клиентом. Клиент при этом остаётся в этаком анабиозе. Что абсолютно безопасно для здоровья.
- И сознание человека полностью погружается в сюжет?
- Именно! Человек как бы внедряется в кино и проживает вместе с героями весь фильм, - оветил Незнамов.
- Как интересно! – заученно восхитилась ведущая. – Недешёвое, наверное, удовольствие?
- Пока дороговато, конечно, - согласился Незнамов. - Вы же понимаете, такая разработка, расходы… но у нас гибкий прайс – можно хоть минуту побыть в любимом фильме, глотнуть воздуха, ощутить атмосферу…
- А скажите, вот человек, попадая… условно говоря… в фильм, он там исключительно наблюдатель?
- Замечательный вопрос! – Незнамов уселся поудобнее. – Для сознания клиента всё абсолютно реально. Есть и обратная связь. Для героев фильма он такой же человек, как и они. Они едят, он ест, они спят, и он может поспать, он крикнет - они услышат, он, простите, даст в морду, получит в ответ…
- Но погодите! – ахнула ведущая, будто бы что-то сообразив. – Если вот, как вы говорите, он даст…хм… в морду… то ведь всё может пойти и не по сценарию?
- Именно! Представляете, какой дополнительный интерес появляется у бывшего зрителя, а теперь участника, а? Сюжет! – улыбнулся Незнамов.
…
"
После передачи Паша и загорелся.
Как подкопил денег, пошёл в ближайший офис "Жизни в кино".
Его встретил пухлый юноша в очках. Расплылся в улыбке, представился Афоней и начал обхаживать.
- Давайте я расскажу вам о нашем проекте, - важно начал Афоня.
- Я примерно в курсе, - сказал Паша. – Скажите, вот, например, пять минут "Мимино" сколько будет стоить?
- Пятьсот тысяч, - услужливо улыбнулся Афоня, быстренько взглянув в компьютер. – Какую сцену закажете?
- Где они там в суде, - краснея, тихо сказал Паша.
- Сейчас посмотрим.
Через десять минут всё было готово. Они отмерили по кадрам время и подписали контракт.
- Как назовём эпизод? – спросил Афоня
- В смысле? – не понял Паша.
- Если вы приобретаете лишь часть фильма, нужно присвоить какое-нибудь название этой части, - объяснил Афоня.
- А, понятно, - Паша задумался. - Свидетель! – радостно объявил он.
- Записал. Теперь небольшая проверка и всё.
Паша заволновался – вдруг чего-то там не срастётся? Афоня смотрел в монитор, проверял данные.
- Всё в порядке. Проходите в комнату.
Паша облегчённо выдохнул.
Его усадили в "приёмник", облепили датчиками, надели шлем и очки.
Паша погрузился в сон.
***
- Ну, чего, как первый день? – к Афоне подошёл крупный мужчина в костюме.
- Негусто, Владимир Николаевич. Один клиент. Да и тот на … - он заглянул в монитор – на восемь двадцать. "Мимино".
- Мда… не очень, конечно, - сказал Владимир Николаевич. – Проверить не забыл?
- Проверил, - ответил парень и вдруг побелел.
- Что? – побледнел и Владимир Николаевич, кидаясь к монитору. – Ты что ж, дурень, наделал?! – схватился он за голову. – Ты КАК такую фамилию с ЭТИМ фильмом мог проглядеть?!
Афоня стоял рядом, готовый вот-вот упасть в обморок.
***
Паша сразу понял, что мороз крепкий. Оглядев ноги и руки, усмехнулся – одет он был по погоде, и надо понимать, по средней моде Москвы семидесятых. На лоб съезжала огромная меховая шапка. Он притоптывал возле здания суда. Москва-река парила, вдалеке виднелся Киевский вокзал.
- Точь в точь же всё! – восхищённо оглядывался Паша.
Вон, тут и воронок, а возле наверняка Крамаров стоит.
- Свидетель Хачикян, я вас что, должна по всей Москве искать? – закричала тётенька, приоткрыв дверь.
Паша повернулся на зов, в голове что-то щёлкнуло. И вот мимо него, тоже пританцовывая от холода, прошёл Рубик Хачикян в исполнении Фрунзика Мкртчяна.
-Ви сказали: свидетели удалитесь, я удалилься… Почему искать?
Дальше последовал диалог с Крамаровым – Паша замер рядом от восхищения.
Он протиснулся внутрь, милиционеры глянули вяло. Присел на задние ряды, окунулся в атмосферу. Всё было реальнее некуда, он даже чувствовал неровности древней скамьи и неудобный наклон стола. Запах давно непроветриваемого помещения и стенания Мртчяна-Хачикяна… Он ощутил на себе и тяжёлый взгляд Кикабидзе-Мизандари. Сознание мелькало вместе с главным кадром фильма, всё, что экранного знал наизусть Паша, то и видел, ничего лишнего, но и всё было несколько скачкообразно. Вот сейчас адвокат выступает, и тут же - "… ну, падла буду" – в этот момент Паша не выдержал, прыснул – и вот он уже рядом с отцом и мужем героини Дюжевой, а она скачет к ним с портфелем. Холодно, мороз – и конец купленной им сцены. Вместе с Афоней они чётко отмерили время, и он запомнил, где финиш. Но в голове снова, будто щёлкнуло, и Паша опять возле суда, и тётенька зовёт: "Свидетель Хачикян, я должна… "…
Тут Паша и заподозрил неладное. В тревоге прослушал-просмотрел-прочувствовал повтор и снова оказался возле лавочки, Светлана Георгиевна радостная подходит. Паша удручённо и беспомощно отсмотрел эпизод и… вновь он возле суда.
- Беда… - прошептал он, оседая на ослабевших ногах в сугроб. Милиционеры, сопровождающие Крамарова, смотрели на него всё пристальнее.
- … я удалилься, - подошёл Фрунзик.
- Наверное, этот! – услышал Паша и удивился – этой реплики в кино не было.
Он повернул голову на голос и увидел двух незнакомых персонажей. Один - молодой в лёгком костюме, невысокий и толстый, посиневший от холода; другой – седой, коренастый и весь какой-то квадратный, в домашней одежде, меховой жилетке поверх и онучах.
- Жизнь в кино? – подмигнул седой.
Паша смотрел на них ошарашено.
- Датчиками облепили, и сюда попал? - нетерпеливо спросил молодой.
Паша неуверенно кивнул.
Все вместе они переместились в здание суда.
- Тихо, товарищи! – судья постучала молотком.
Новые знакомые с любопытством (но без особого восторга) оглядывались и старались как можно скорее донести до Паши гору информации.
Сцена закончилась, и двое – молодого звали Валера, седого Игнат – снова бежали к сходившему потихоньку с ума Паше Хачикяну. Только на десятый круг Паша с разбухшей головой, обалдевший от творящегося вокруг, начал что-то понимать.
Программа дала сбой. Дело было в одинаковых фамилиях клиента и героя ("или примерно так; может, даже простое созвучие", – объяснял башковитый программист Валера) – у Игната Синицына была такая же ситуация. Но он сам обманул работников аттракциона, очень уж хотелось ему понять, что из этого выйдет.
Валера попал в "Жизнь в кино", когда ещё не было жёстких ограничений, когда организаторы ещё не знали всех ошибок своей программы.
- Понимаешь, если схожесть героя с клиентом есть, то привет! Застревает сознание в программном коде, – объяснял Валера. – Каждое в своём эпизоде. Меня вот на аэродроме, где голландских кур грузили, зацепило. Потом, уж как Игнат появился, в его эпизод перетащило, вдвоём в квартире певца пешком стояли. А сейчас к тебе на мороз…
Паша задумался. Привык немного к обстановке, мог и задуматься.
- Погоди, но если так, то должно быть пруд пруди таких, как мы! – сказал он.
- Необязательно, - возразил Валера. – Во-первых, нужно, чтобы допустили - а с этим теперь строго. Во-вторых, нужно чтобы клиент попал на нужный эпизод. В-третьих, нужно состояние мозга подходящее (любовь к фильму, знание сюжета, симпатия к героям и т.д.), чтобы софт подхватил импульсы. Ну, и, наконец, может, уже доработали, исправили все баги... ошибки, то есть.
Продолжили на следующем витке, как заскочили в суд с мороза.
- Исправили?! А какого же чёрта мы тут? – воскликнул Паша.
Валера не ответил. Валера не знал, что отвечать.
- Игнату, вон, вообще, по фигу, - невпопад сказал он. – Он сюда за этим и сбежал.
- Ага, - кивнул Игнат. – Но всё равно хорошо бы человечка ещё какого, другие эпизоды пощупать…
- Так, глядишь, и до конца доберёмся, - похлопал по плечу Пашу Валера.
- И чего? – уныло спросил тот.
- Того - должен быть выход из цикла глобальный. Может, нас и вытащит тогда… Ты, главное, не закисай тут. Развлекаться нужно. А то и свихнуться недолго.
Он рассказал о своих попытках вырваться, сбежать… Программа давала свободное передвижение в рамках кадра и интервала заказанного времени. А дальше то ли стена, то ли замкнутое пространство, но за эти пределы было не шагнуть. Пробовали они и корёжить сценарий (особенно усердствовал развлекающийся Игнат) – выходило интересно, но не более.
Паша апатию свою переборол, истерику приглушил и стал ждать. Его новые друзья обживали эпизод с судом: прыгали в студёную Москву-реку; кидались на милиционера, пытаясь отобрать оружие; засовывались в воронок к Крамарову… Паша наблюдал, а раз и сам попробовал удалиться в сторону Киевского вокзала. Но от безысходности этих экспериментов становилось ещё тоскливее. И он засел намертво в суде. Следил за мелочами, занимая свой мозг, стараясь не сойти с ума. Но понимал, что надолго его не хватит. Начинали уставать и Валера с Инатом.
Примерно на тысячном кругу Игнат и Валера появились не одни – с ними была девушка.
- Девка! – выдохнул Паша и снова осел в сугроб.
В плащике, невысокая, щекастая, с длинными светлыми волосам, нос чуть горбинкой, смотрит круглыми глазами.
- Живём, Свидетель! – кричал Игнат. – Она цельный фильм взяла! – надоело уже тут до чёртиков и Игнату.
Карина любила "Мимино" и, как денег наскребла, пошла в "Жизнь в кино". Заключила контракт на всю катушку.
За полноту её прозвали Пеппа (в той, в настоящей жизни) – она не обижалась. Зацепило её сознание, когда Кикабидзе-Мимино кричал по-грузински: "Пэпэла, пэпэла" ("Бабочка, бабочка"), и стучал по кабине вертолёта кулаком.
Валера заметил Карину сразу, как только его эпизод перешёл в следующий, до сих пор ни разу нехоженый. Уже вместе с Игнатом взяли её в оборот, вразумляли её и объясняли, но она всё равно смотрела испуганно, ничего не понимала и порывалась сбежать. Игнат придерживал её за локоть.
После суда они фланировали уже вчетвером. Ехали в самосвале, разговаривали в аэропорту, то в одном, советском, то в другом, иностранном, ездили на такси, летали на сверхзвуковом ТУ…
Вот и горы – скоро конец. Тепло, под ногами сохла выцветшая трава, недалеко тарахтел вертолёт, а от вершин веяло вечностью. Все были в волнительном ожидании. Лишь Карина, устав от впечатлений, впала в прострацию.
- Ну, чего, сейчас и проверим, какой у них там выход из цикла, - потёр руки Валера.
Игнат с Пашей зашикали на него – боялись сглазить. Замерли в ожидании – вертолёт садился на площадку, в кабине виднелся улыбающийся Валико.
***
Двери закрылись, и поезд поехал в туннель ленинградского метро.
Четверо чудаков в вагоне озиралась по сторонам.
Один из них вдруг начал неудержимо хохотать.
- Ты чего?
- Цикл-то мы разомкнули, из "Мимино" выскочили… только... у них… у них… папка "Данелия"… а там … - задыхаясь от смеха, бормотал молодой толстый парень. – А там, в хронологическом порядке … после "Мимино" - "Осенний марафон"…
Остальные только сейчас заметили сидящего напротив квёлого Басилашвили-Бузыкина в кепке.
Автору спасибо.
И эта идея с однофамильцами несерьезна. А если меня Татьяна зовут, и в фильме Татьяна есть?! Что, тоже заскок? А если в фильме муж жену «голубкой» называет и меня так мой любимый кличет, опять-таки подсознательная аналогия? Нет! Идея не то что ненаучна, а просто притянута.
Голос
Читается легко, дарит улыбку, спасибо! :)
ГОЛОС.
Вообще, тема попадания в виртуальные миры, придуманные кем-то, еще не раскрыта в фантастике даже на 5%. Здесь в рассказе, конечно, очень поверхностный подход к проблеме из-за малого объема и непродуманной причины сбоя. Этот рассказ, скорее, фантазия на тему любимых персонажей и творчества Данелии.
Повторю, написано очень хорошо.
Очаровательный рассказ с внедрением замечательного советского фильма. Знаете, именно Мимино добавляет рассказу определенного шарма. Если б герои путешествовали по какой-нибудь там Пандоре или кораблекрушились на Титанике, читателю было бы непросто проникнуться бедами «расщепленного» сознания.
Спасибо!
Замысел и его раскрытие на большой высоте. Не скажу, что здесь есть интересный чётко выделяющийся стиль, история рассказана просто, без изысков. Но какая это история!
Думал придраться к логике застревания персонажей именно в Мимино, ведь многое должно было совпасть, чтобы они там очутились: необычные имена, время попадания должно быть примерно одинаковое, ведь если бы люди застревали намного раньше Паши, то вряд ли этот аттракцион существовал бы к тому моменту как Хачикян накопил денег. Да и ещё, как они все попали в один фильм? Значит фильм крутился где-нибудь в облаке, а не на локальном сервере. Но сюжет закрывает все эти «как». Ответы находятся на все вопросы или их просто не хочется искать… И за это безусловно ГОЛОС.
Понравилось: ничего.
Не понравилось: скучно, главный герой никакой. Идея могла бы заиграть, не будь она реализована в советских фильмах. Не увлекает, не волнует. И научности тоже не нашла. «Застревает в программном коде». Какому гуманитарию, это могло на ум прийти?
Тексты у Андрея всегда написаны хорошо. Что касается идеи с однофамильцам, то уже многие отметили ее спорность. Однако пусть. Сам рассказ напомнил фантастику в духе Ивана Васильевича. Кто там будет научный обоснуй искать? Нужно смотреть и наслаждаться. Так и с рассказам. Читал и впитывал.